• Мы отрицаем
  • Мы ударяемся в псевдодуховность
  • Мы взываем к здравому смыслу и мучаем напоминаниями
  • Мы злимся и гневаемся
  • Мы отступаем
  • Мы отделяем благодать от истины
  • Мы принимаем на себя ответственность за чужие поступки
  • Мы попустительствуем
  • Мы оставляем угрозы без последствий
  • Мы слишком быстро опускаем руки
  • Творим лучшую жизнь
  • Глава 4. Чего не надо делать

    Будьте реалистом

    Карен нужна была помощь, чтобы наладить отношения с отцом. Отец вел себя язвительно по отношению к матери Карен и постоянно унижал ее. Саму Карен, о чем бы ни шла речь, отец безжалостно критиковал. Последнее время он стал агрессивно вести себя в общественных местах, и дочери было стыдно за него. Если же выходило не так, как ему хотелось, отец замыкался в себе и по нескольку дней ходил мрачнее грозовой тучи.

    Я спросил Карен:

    — А каков ваш вклад в проблему? Она очень удивилась и даже расстроилась:

    — Я!? О чем вы говорите? Это меня постоянно оскорбляют. Это мне приходится подлизываться к отцу, чтобы он перестал дуться. Это я привожу маму в чувство после ссоры с отцом.

    Я сказал:

    — Карен, я понимаю, что ваш отец очень тяжелый человек. Но вы сами многое делаете для того, чтобы он оставался таким же невыносимым. В ваших силах изменить положение дел. Вы, и только вы, определяете, что вам делать. И если вы захотите — мы можем с вами подумать, как вам себя вести.

    До тех пор пока вы, уважаемый читатель, не примете на себя ответственность за свой вклад в проблему, она никуда не денется. Конечно, как и в случае с Карен, ваш вклад в возникновение сложностей, возможно, намного скромнее, чем вклад Карабаса. Но все равно — от ответственности вас это не освобождает. Иисус недвусмысленно сказал: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7:5).

    Давайте посмотрим, какой вклад мы вносим в отношения с Карабасом, что и почему делаем и каким образом можем изменить свое поведение. Настало время отказаться от привычных схем поведения, которые не работают.

    Мы отрицаем

    Возможно, вы преуменьшаете проблему, стараетесь оправдать эгоистичные, обидные, раздражающие окружающих действия вашего Карабаса. «У него много достойных качеств», — говорите вы. Или: «У нее просто выдался тяжелый день». Отрицание равносильно попытке зарыть голову в песок. Стремясь сохранить иллюзию благополучия, мы предпочитаем думать, что все не так плохо, как есть на самом деле.

    Почему «куклы» прибегают к отрицанию? По тем же причинам, что и «кукловоды». Вот некоторые из них:


    • страх, что нас перестанут любить

    • чувство вины или гордыня

    • нежелание оказаться «плохими»

    • стремление уйти от спора или конфликтной ситуации


    Каковы бы ни были причины, отрицание отнимает у нас жизнь. Осознание действительности — вот наш друг.

    Помните Синди, которая отрицала серьезность положения Дилана? Так она оберегала себя от горестных чувств. Ведь ей нужно было бы признать, что ее сын (по крайне мере, на сегодняшний день) не такой хороший человек, каким ей хотелось бы его видеть. Когда же она приняла горькую правду, то смогла помочь Дилану, но уже по–другому — она помогла ему измениться.

    Мы ударяемся в псевдодуховность

    Псевдодуховный подход всегда искажает истинную духовность. Назову три подхода, создающих иллюзию «духовности». Их люди часто используют в общении с трудным партнером.

    Первый — мы начинаем проповедовать. Мы пытаемся побудить человека к изменениям, приводя ему цитаты из Библии или рассказывая об евангельских истинах. Честно говоря, полезнее не проповедовать Слово, а жить в соответствии со Словом самому. А это значит–стать настолько любящим, полным радости, ответственным и честным человеком, насколько вы способны.

    Второй — это путь пассивного «смирения», когда человек ничего не предпринимает для разрешения проблемы, а только молится и надеется на чудо. Однако мы названы «соработниками» Богу, и Он зачастую показывает нам, какими делами дополнить молитву.

    Третий подход наиболее разрушителен. Он проявляется в ощущении своего превосходства: я не снизойду до Караба–са — ведь я так близок к Богу, что не могу иметь дела с людьми, которые не понимают высоких духовных переживаний. За этим отношением скрывается гордыня и/или душевная лень. Оно вообще не имеет ничего общего с духовностью.

    Мы взываем к здравому смыслу и мучаем напоминаниями

    Самое распространенное заблуждение — это вера в то, что разумные и логичные доводы способствуют решению проблемы. Многие убеждены, что дело только за разумом. Ведь если Карабас уразумеет, что ваше предложение самое хорошее и самое правильное, то он уступит и преобразится у вас на глазах.

    Однако дело в следующем: когда вы не соглашаетесь с вашим трудным партнером, то для него ваше сопротивление–сигнал: нужно отключиться. И он перестает воспринимать ваши слова. Вы в полной уверенности, что он думает: «Хм, а ведь она верно мыслит. Вот ведь в чем дело! А я об этом и не думал». Но на самом деле он воспринимает ваши слова примерно так же, как собака, когда ее распекают: «Трата–та–та–та, Рекс, тра–та–та–та–та, Рекс».

    Нечто похожее происходит, когда вы постоянно напоминаете человеку о чем–то — зудите и жужжите над ним. Когда вы жужжите об одном и том же, вы полагаете, что человеку нужно постоянно напоминать, как поступать правильно. Этим вы сразу ставите себя в контролирующую, властную позицию. Ваш партнер автоматически попадает в положение «ребенка». И этот «ребенок» начинает бунтовать против «родителя», которым вы для него становитесь. В результате, он ведет себе еще хуже. Я наблюдал такую ситуацию и во многих браках, и между молодыми влюбленными. Любовь, доверие и пылкие чувства быстро улетучиваются, как только двое взрослых превращаются в родителя и ребенка.

    Мы злимся и гневаемся

    Давайте–ка честно признаем: каждый из нас позволяет своему Карабасу довести себя до такого состояния, когда напинаешь говорить слова, о которых потом горько сожалеешь. Как мы уже упоминали в первой главе, кукловод способен довести вас до полной утраты контроля над своим поведением.

    Неадекватная ответная реакция, в частности, неконтролируемые вспышки гнева, обуславливается тем, что мы в определенной степени зависимы от партнера. Мы ожидаем чего–то от него — может быть, любви, одобрения или тепла. Когда же мы этого не получаем, то в отчаянии откликаемся бурей эмоций. И тогда наш кукловод с удовлетворением заключает: «Вот видишь, со мной–то все в порядке, это ты сумасшедшая».

    Мы отступаем

    Это другой полюс отношений по сравнению с проявлением бурных чувств в ответ на действия партнера. В личности каждого человека есть какая–то часть, которая вежлива, доброжелательна и склонна избегать конфликтов. Когда она заявляет о себе, вы деликатно отходите в сторону и ждете, когда ваш Карабас увидит свои ошибки и обратится к вам за помощью, чтобы с ними справиться.

    Надо сказать, что ожидание может затянуться. Чаще всего обращение за помощью — самое неприемлемое действие для трудной персоны. Чем дольше вы молчите, тем увереннее ваш кукловод воспринимает молчание как согласие. Он считает, что вы не возражаете против его поведения. Я как–то работал с женщиной, у которой муж был помешан на трате денег. Так вот она считала, что муж должен обратить внимание на ее молчание и отчужденность, и, наконец, спросить у нее, в чем дело. Они уже были на грани банкротства, когда мне удалось убедить ее, что ее замысел не работает.

    Мы отделяем благодать от истины

    В традиционной богословской трактовке благодать — это незаслуженная милость. Истина же — то, что есть на самом деле, что составляет реальность. Благодать и истина неразделимы.

    Истина необходима, чтобы защитить милость и любовь примерно так же, как наша грудная клетка защищает сердце. Они должны всегда идти в паре: милость дает нам возможность жить, расти и меняться, а истина охраняет и направляет процесс.

    У Боба и Кэти есть дочь–подросток–Сара. В последнее время Сара совсем запустила учебу. К тому же она связалась с плохой компанией, врет родителям и исчезает из дома по ночам. Как Кэти реагирует на такое поведение дочери? Она старается ее поддержать. «Когда Сара делает что–то не так, я выслушиваю ее и стараюсь понять, что произошло. Я хочу, чтобы она знала, что ее любят и ей верят». Сара прекрасно знает, что мать всегда посочувствует и выручит ее. Сара любит маму, но — ничего не меняется.

    А что же Боб? Боб считает, что нужна последовательная дисциплина. «Я больше не слушаю объяснений и извинений Сары. Я довожу до ее сведения свои требования и сообщаю, что будет, если она их не выполнит. Нам нужно, чтобы дочь научилась отвечать за свои поступки». Сара боится отца и избегает его.

    В этой семье Кэти — носитель милости, а Боб — истины. Но, к сожалению, в данном случае эти подходы действуют разнонаправленно. Сложности начинаются тогда, когда вы разъединяете милость и истину. Если вы обладаете лишь чем–то одним из этой нераздельной пары, то, как в семье Боба и Кэти, ваши действия не принесут результата[4].

    Мы принимаем на себя ответственность за чужие поступки

    Без всяких сомнений, нам нужно тщательно исследовать себя, чтобы понять, в полной ли мере мы делаем то, что должны. Однако точно так же необходимо следить и за тем, не взваливаем ли мы на себя чужую долю ответственности за проблему.

    Если мы считаем своим долгом отвечать за решения, которые принимает наш Карабас, и за их последствия, — мы принимаем на себя чужую ответственность. Такое поведение чаще всего вытекает из нечеткого осознания собственной личности и своих границ.

    Мы попустительствуем

    Каким образом мы попустительствуем негативному поведению Карабаса? Да множеством способов! Например, мы избегаем конфронтации. Или, несмотря на разрушительное поведение партнера, мы заботимся, чтобы ему было комфортно, обеспечиваем тепло и поддержку. Мы покрываем его перед друзьями или родственниками. Или оплачиваем его счета, если он не хочет зарабатывать деньги. Когда наш кукловод злится, мы виним в этом себя, — мол, сами рассердили его.

    Между любовью и попустительством–дистанция огромного размера. Можно любить и при этом не допускать безответственности, эгоизма и манипуляций. Позволяя своему Карабасу вести себя, как ему заблагорассудится, вы, возможно, считаете, что проявляете заботу. На самом же деле ваше поведение сродни ненависти. Оно губительно для трудного человека. Говорят, что душа возрастает в страданиях. А вы не даете Карабасу пережить даже небольшую боль, которая на самом деле нужна для того, чтобы у него открылись глаза и появилась мотивация к изменениям.

    Мы оставляем угрозы без последствий

    Никогда этого не делайте! Ведь когда вы произносите пустые угрозы или проявляете непоследовательность, то учите партнера не обращать внимания на ваши слова. Все ваши высказывания означают для него лишь одно: «Я просто хочу выпустить пар. Если ты тихо переждешь мою вспышку, то после спокойно вернешься в привычную колею, и ничего с тобой не случится».

    Один мужчина сказал мне о своей подруге, которая вспылила в ответ на его вольности: «Да ничего страшного. Она только лает, а не кусает». Этот человек даже немного гордился тем, что он такой знаток женщин и так хорошо понимает партнершу. Я видел, что у него не было ни малейшего намерения менять свой оскорбительный стиль поведения. Поэтому, если вы лаете — будьте готовы и укусить. А если не готовы — тогда и рта не раскрывайте!

    Мы слишком быстро опускаем руки

    Люди часто думают, что стоит однажды воспротивиться Карабасу, сказать что–нибудь или выполнить угрозу, и–все изменится. Мы ожидаем, что одного раза будет достаточно.

    Я часто слышу слова: «Я все уже перепробовал — ничего не меняется». Как правило, это означает, что вы испробовали те способы, которые, как мы уже говорили, обречены на провал. В следующих главах мы рассмотрим семь основных принципов, которые помогут вам создать среду, побуждающую Карабаса к изменениям. Возможно окажется, что некоторые из этих принципов вам уже хорошо знакомы и вы ими уже пользуетесь. Однако стоит подчеркнуть, что важно применять все семь из них в комплексе.

    Перед тем как приступить к работе, следует подумать, что вы понимаете под успехом и какого исхода ожидаете. В этом вам поможет следующая глава.

    Творим лучшую жизнь

    1. Хорошее средство против отрицания — поговорить с близким доверенным другом, который знает ваши обстоятельства[5]. Спросите его мнения, не преуменьшаете ли вы серьезность проблем в отношениях с вашим трудным партнером.

    2. Неспособность изменить положение дел нередко связана с тем, что вы выбираете либо милость, либо истину. Поговорите с другом, психологом, консультантом или священником. Тогда вы поймете, что делаете не так, и начнете общаться с вашим кукловодом в единстве истины и милости.


    Примечания:



    4

    Вопросы соотношения любви и дисциплины рассмотрены в книге Г. Клауда и Дж. Таунсенда «Как воспитать замечательного ребенка» (М.: Триада, 2006) (прим. ред.).



    5

    О том, как найти настоящих друзей и обзавестись «группой поддержки», Г. Клауд и Дж. Таунсенд рассказывают в книге «Надежные люди» (М.: Триада, 2005) (прим. ред.).









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх