|
||||
|
ЗаключениеОбщая задача, которая ставилась авторским коллективом перед написанием книги, – аргументированно показать, с одной стороны, актуальность и эффективность внедрения механизмов описания бизнес-процессов в деятельность организации в современных условиях, а с другой – сложность процесса построения действительно полезных для практики бизнес-моделей. Достаточно затруднительно дать собственную оценку того, насколько убедительна была аргументация необходимости и неизбежности вхождения моделирования бизнес-архитектуры в «культуру управления» предприятий, стремящихся максимально соответствовать современным международным стандартам. Вместе с тем хотелось бы отметить тот факт, что за период работы над книгой члены авторского коллектива неоднократно привлекались к исполнению нескольких проектов по бизнес-моделированию со стороны различных государственных и коммерческих структур. Кроме того, состоялось большое количество контактов с заинтересованными заказчиками, которые в силу текущих организационных и финансовых ограничений не смогли обеспечить старт проекта в текущем периоде. Особо следует отметить, что данные события были не только «спровоцированы» активностями потенциальных исполнителей по ознакомлению с возможностями и ожидаемыми результатами по разработке бизнес-моделей по внедрению в деятельность организации, но и имели независимые причины, обусловленные повышенным интересом рынка к данному виду услуг. В той же мере авторскому коллективу затруднительно оценить, насколько полно нашла отражение в книге сложность процесса построения реально востребованных бизнес-моделей. Так или иначе, в заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть организационную и технологическую проблематику создания моделей. Можно взять на себя смелость утверждать, что из всех консалтинговых проектов, в том числе ИТ-направления, бизнес-моделирование является лидером по таким параметрам, как: ¦ значительное количество разнородных специалистов, роль каждого из которых имеет критичное значение для успеха проекта: юристы, производственные технологи, кадровые сотрудники, ИТ-специалисты и т. д.; ¦ обширный состав заинтересованных подразделений заказчика, которые являются потенциальными пользователями системы; ¦ необходимость поддержки в актуальном состоянии разработанной бизнес-архитектуры. По этой причине организационные проблемы, включающие подбор компетенций, распределений ролей по проекту, планирование активностей, то есть управление проектом, во многих случаях могут стать основной причиной неудач и снивелировать высокие технологические возможности недостаточно подготовленного в организационном аспекте исполнителя. В этой же плоскости организационных проблем лежит и четкая постановка задач, увязанная с готовностью заинтересованных подразделений заказчика обеспечить синхронную работу по проекту. Технологическая проблематика связана с тем, что далеко не всегда декларируемые производителями возможности инструментальных средств могут быть реализованы на практике. Как правило, работы по каждому конкретному проекту требуют учета специфических условий и требований заказчика: постановок задач, реализации функционала, интеграции (взаимодействия) с информационными системами и т. д. По совокупности воздействия этих факторов исполнитель сталкивается с необходимостью «ручной» доработки используемой инструментальной базы, задействования и интеграции в общее решение других инструментальных средств, в которых тот или иной функционал реализуется более эффективно. По этой причине предложенные в книге в виде организационно-технологических решений (рекомендаций) варианты обхода препятствий и «подводных камней», обусловленных объективно существующими ограничениями у используемой инструментальной среды, могут использоваться для сдвига с «мертвой» точки технологических проблем по проектам. Следует отметить, что многие из представленных рекомендательных положений были выработаны авторским коллективом в результате практического исполнения масштабных работ по моделированию бизнес-процессов, и в этом смысле можно говорить о реальной их апробации. На текущий момент «многопрофильность» проблематики построения формализованных бизнес-моделей не встречает адекватной готовности среды исполнения и внедрения. Заказчики не знают в полной мере всех возможностей современных инструментальных средств моделирования, методологии использования моделей в практике управления развитием, потенциальных эффектов от внедрения бизнес-моделей в практику деятельности организации, условий для полномасштабного внедрения, особенностей поддержки процесса использования и т. д. Исполнители зачастую по разным причинам позиционируются на использовании ограниченного функционала инструментальных средств моделирования, избегают решений, связанных с комплексированием различных взаимодополняющих по функционалу инструментальных средств, не в полной мере укомплектовывают исполнителей специалистами с разными компетенциями. Дистрибьюторы инструментальных средств, позиционируясь на текущую недостаточно высокую эффективность их использования, не обеспечивают качественного уровня технической поддержки, не создают углубленных курсов обучения для опытных специалистов. Отсутствие должного уровня консолидации основных участников, обеспечивающих формирование культуры и практики использования бизнес-моделирования в различных областях, является одной из главных причин, тормозящих процесс широкого распространения технологий управления на основе моделирования. В этом смысле книга, ориентируясь на общий целевой результат, рассматривала проблематику разработки бизнес-моделей с разных позиций и участников процесса. Очевидно, что в такой постановке уже можно ожидать взаимопротиворечащих оценок относительно изложенных решений, поскольку существует определенная конфликтность интересов исполнителя, заказчика, дистрибьютора инструментальных средств. Хочется отметить позицию авторского коллектива в отношении оценки перспектив развития инструментальных и методологических средств бизнес-моделирования. В ближайшем времени следует ожидать существенного изменения роли и места инструментальных средств моделирования в общей системе организационно-технологического управления предприятием. Современный уровень функциональных возможностей инструментальных средств моделирования позволяет перейти от «пассивной» – описательной роли к «активной» – прикладной роли в качестве составного элемента систем автоматизированного управления. Можно выделить в качестве основных следующие направления прикладного использования инструментальных средств моделирования: ¦ управление логикой взаимодействия автоматизированных информационных систем (АИС) в рамках информационно-технологической поддержки управления бизнес-процессом; ¦ организация экспертно-консультационной поддержки персонала в рамках непосредственного участия в бизнес-процессе; ¦ обеспечение протоколирования (в том числе юридически значимого) действия участников бизнес-процессов в ходе его исполнения. Перечисленные направления реализуются на основе «комплексирования» ключевых возможностей современных инструментальных средств: ¦ обеспечение практически неограниченного уровня детализации формализованного описания бизнес-процессов (с охватом всем основных компонент – информационной, технологической, организационной); ¦ обеспечение интерактивных режимов взаимодействия с пользователями и «внешними» информационными системами. Несомненно, что только за счет своих собственных технологических возможностей вышеперечисленные перспективные направления использования навряд ли могут быть реализованы. Очевидно, что потребуется разработка специализированных интегральных решений, в рамках которых будет осуществлено «дополнение» недостающих возможностей инструментальной среды моделирования. Весьма интересной видится перспектива поиска интеграционных решений совместного использования современных систем управления информационными системами и инструментальных средств моделирования. На этом направлении можно ожидать появления новых проектов и изданий, касающихся новых сфер применения инструментария и методологии бизнес-моделирования. Вполне вероятен и такой вариант развития событий, когда будет происходить совершенствование инструментальных средств моделирования в интересах обеспечения более высокой готовности к реализации вышеописанной «активной» деятельности предприятия. В завершение хотелось бы выразить надежду, что даже при возможной неоднозначной оценке тех или иных положений книги общая реакция аудитории будет направлена на положительное понимание значимости, а главное, реализуемости в обозримой перспективе широких возможностей современных инструментальных и методологических средств для построения и использования формализованных бизнес-моделей в управлении деятельностью организации. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|