|
Философия истории
Юрий Иванович Семенов;
- 1. ПРОБЛЕМА СУБЪЕКТА ИСТОРИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА (человечество, общество, общества, государства, страны, народы, этносы, нации, цивилизации, культуры, расы)
- 1.1. ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ
- 1.2. ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО, ЦИВИЛИЗАЦИЯ, СТРАНА
- 1.2.1. Многозначность слова «общество»
- 1.2.2. Два взгляда на общество: 1) как на простую совокупность людей и 2) как на целостное образование (организм)
- 1.2.3. Первое значение слова «общество» — социально-исторический (социоисторический) организм
- 1.2.4. Второе значение слова «общество» — система социально-исторических организмов
- 1.2.5. Третье значение слова «общество» — человеческое общество в целом
- 1.2.6. Четвертое значение слова «общество» — общество вообще
- 1.2.7. Пятое значение слова «общество» — общество вообще определенного типа (тип общества, или особенное общество)
- 1.2.8. Понятие социоисторического организма — одна из самых важных категорий наук об обществе и его истории
- 1.2.9. Открытие двух основных видов социоисторических организмов (Б. Нибур, Г. Мейн, Л. Морган)
- 1.2.10. Проблема границ социально-исторических организмов
- 1.2.11. Геосоциальные организмы (геосоциоры)
- 1.2.12. Значение слова «страна»
- 1.2.13. Геосоциальный организм и его население
- 1.2.14. Демосоциальные организмы (демосоциоры)
- 1.2.15. Еще о различии между демосоциальными и геосоциальными организмами
- 1.3. НАРОД, ЭТНОС, ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ, СОЦИОИСТОРИЧЕСКИЙ ОРГАНИЗМ
- 1.3.1. Многозначность слова «народ» в его применении к классовому обществу
- 1.3.2 Этническая общность, или этнос
- 1.3.3. Структура этноса
- 1.3.4. Этнические процессы
- 1.3.5. Этнос и геосоциальный организм
- 1.3.6. Этнос и племя
- 1.4. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ, ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА В ЦЕЛОМ
- 1.4.1. Понятие культуры вообще
- 1.4.2. Культуры (локальные культуры) и человеческая культура в целом
- 1.5. ДЕМОСОЦИОРНЫЕ КОНГЛОМЕРАТЫ, АССОЦИАЦИИ И СОЮЗЫ
- 1.5.1. Генетические культурно-языковые общности и генетические демосоциорные конгломераты
- 1.5.2. Демосоциорные ассоциации
- 1.5.3. Демосоциорные союзы и сверхсоюзы
- 1.6. КУЛЬТУРА ВООБЩЕ, ЛОКАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ И КУЛЬТУРНЫЕ ПРОЦЕССЫ
- 1.6.1. Передача культуры от поколения к поколению и эволюционистские концепции культуры
- 1.6.2. Распространение культуры путем миграций. Миграционизм
- 1.6.3. Культурная диффузия и диффузионизм
- 1.6.4. Культурный релятивизм
- 1.7. ПЕРЕХОД К КЛАССОВОМУ ОБЩЕСТВУ, ПРЕВРАЩЕНИЕ ДЕМОСОЦИАЛЬНЫХ ОРГАНИЗМОВ В ГЕОСОЦИАЛЬНЫЕ, ВОЗНИКНОВЕНИЕ ЭТНОСОВ И РАЗДВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ
- 1.7.1. Превращение демосоциальных организмов в геосоциальные и возникновение этнических общностей
- 1.7.2. Раздвоение культуры с переходом от первобытного общества к классовому
- 1.7.3. Коренное различие смыслов слова «народ» в применении к первобытному и классовому обществам
- 1.8. ОБЩЕСТВО, ЭТНОС, НАЦИЯ
- 1.8.1. Проблема отношения этноса и нации
- 1.8.2. Возникновение наций в Западной Европе
- 1.8.3. Нация и социально-исторический организм
- 1.8.4. Нация как политическая сила
- 1.8.5. Нация и этнос
- 1.8.6. Полиэтничные нации
- 1.8.7. Нация и национальное движение
- 1.8.8. Формирование наций в Америке
- 1.8.9. Становление наций в Африке южнее Сахары
- 1.8.10. Две современные концепции нации
- 1.8.11. Нация: объективно существующее явление или только конструкция сознания?
- 1.8.12. Субнации и супернации. Мононациезация и полинациезация
- 1.8.13. Еще раз об обществе, нации и этносе
- 1.8.14. Национализм и патриотизм
- 1.9. РАСЫ, РАСИЗМ И КОНЦЕПЦИЯ РАСОВОГО ДЕТЕРМИНИЗМА
- 1.9.1. Концепция этносов и суперэтносов Л.Н. Гумилева
- 1.9.2. Расовое деление человечества
- 1.9.3. Сущность расизма и его основные разновидности
- 1.9.4. Расистская историософия
- * * *
- 2. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС: ЕГО ПОНИМАНИЕ И ИСТОЛКОВАНИЕ (унитарно-стадиальный и плюрально-циклический подходы к истории, линейно-стадиальное и глобально-стадиальное понимания исторического прогресса)
- 2.1. ДВА ОСНОВНЫХ ПОДХОДА К ИСТОРИИ: УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫЙ И ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКИЙ
- 2.2. АНТИЧНЫЙ МИР: ПЕРВЫЕ ШАГИ К УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНОМУ ПОНИМАНИЮ ИСТОРИИ
- 2.2.1. Возникновение исторической науки (историологии)
- 2.2.2. Событийность и процессуальность в истории
- 2.2.3. Два направления развития исторической и историософской мысли
- 2.2.4. Историческая мысль в поисках причин исторических событий
- 2.2.5. Понятие судьбы у античных историков
- 2.2.6. Провиденциализм Августина Аврелия и начало философии истории
- 2.2.7. Идеи исторического прогресса в античную эпоху
- 2.2.8. Античные мыслители в поисках общего, особенного и повторяющегося в истории
- 2.2.9. Концепция четырех мировых монархий
- 2.3. КОНЕЦ СРЕДНИХ ВЕКОВ И НОВОЕ ВРЕМЯ: ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ
- 2.3.1. Вводные замечания
- 2.3.2. Ранние концепции циклизма: Ибн Халдун, Н. Макьявелли, Ф. Патрици, Дж. Вико
- 2.3.3. Открытие Америки и его значения для понимания истории человечества
- 2.3.4. Трехчленная стадиальная типология человеческих обществ: дикарские, варварские, цивилизованные
- 2.3.5. Четырехчленная периодизация истории человечества: охотничье-собирательская, пастушеская, земледельческая и торгово-промышленная стадии
- 2.3.6. Идея прогресса в XVIII веке: оптимизм (Ж.А. Кондорсе) и пессимизм (Ж.-Ж. Руссо)
- 2.3.7. Выделение трех всемирно-исторических эпох: античности, средних веков и нового времени
- 2.3.8. Выявление еще одной всемирно-исторической эпохи — эры Древнего Востока
- 2.3.9. Движение исторической мысли XVIII века: от расчленения писаной истории во времени — к стадиальной типологии цивилизованных социоисторических организмов
- 2.3.10. Философско-историческая концепция А. Сен-Симона
- 2.4. МАРКСИСТСКАЯ ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
- 2.4.1. Вводные замечания
- 2.4.2. Марксистская стадиальная типология социально-исторических организмов
- 2.4.3. Марксова схема развития и смены общественно-экономических формаций
- 2.4.4. Как и где существуют общественно-экономические формации
- 2.4.5. Проблемы интерпретации марксовой схемы смены общественно-экономических формаций
- 2.4.6. Противоречие между ортодоксальным пониманием смены общественно-экономических формаций и исторической реальностью
- 2.4.7. Классики марксизма и ортодоксальное понимание смены общественно-экономических формаций
- 2.4.8. Интерпретации смены общественно-экономических формаций в марксистской литературе после Маркса
- 2.4.9. Пороки ортодоксального понимания смены общественно-экономических формаций
- 2.4.10. Линейно-стадиальный вариант унитарно-стадиального понимания истории
- 2.4.11. Линейно-стадиальное понимание истории и советская (ныне российская) историология древнего мира вообще, историология Древнего Востока в первую очередь
- 2.5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ
- 2.5.1. От «цивилизации» к «цивилизациям»
- 2.5.2. Ж. Гобино и Г. Рюккерт
- 2.5.3. Русская философско-историческая мысль 30—60-х годов XIX в. (П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, В.Ф. Одоевский, A.C. Хомяков, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин, А.И. Герцен, П.Л. Лавров)
- 2.5.4. Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, В.И. Ламанский
- 2.6. ИСТОРИОЛОГИЯ И СМЕЖНЫЕ С НЕЙ НАУКИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКОВ
- 2.6.1. Вводные замечания
- 2.6.2. Новые данные исторической науки и линейно-стадиальное понимание истории
- 2.6.3. Возникновение этнологии, первобытной археологии и палеоантропологии
- 2.6.4. Возникновение науки о первобытной истории (палеоисториологии) и ее качественное отличие от историологии цивилизованного общества (неоисториологии)
- 2.6.5. Этнология и археология: от эволюционизма к антиэволюционизму
- 2.6.6. Плюрально-циклические концепции в социологии
- 2.7. РАЗВИТИЕ ПЛЮРАЛЬНО-ЦИКЛИЧЕСКОГО ВЗГЛЯДА НА ИСТОРИЮ В XX ВЕКЕ
- 2.7.1. Н.С. Трубецкой и евразийство
- 2.7.2. О. Шпенглер
- 2.7.3. А.Дж. Тойнби
- 2.7.4. Ф. Бэгби, К. Квигли, С. Хантингтон, Л.Н. Гумилев, П.А. Сорокин
- 2.7.5. Два разных циклизма
- 2.7.6. Специалисты-историки о построениях О. Шпенглера, А.Дж. Тойнби и Л.Н. Гумилева
- 2.7.7. Значение исторического плюрализма в развитии философско-исторической мысли
- 2.8. ВОЗРОЖДЕНИЕ УНИТАРНО-СТАДИАЛЬНЫХ КОНЦЕПЦИЙ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В СОЦИАЛЬНЫХ НАУКАХ НА ЗАПАДЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА
- 2.8.1. Вводные замечания
- 2.8.2. Возрождение эволюционизма в этнологии
- 2.8.3. Эволюционизм в социологии
- 2.8.4. Концепции индустриального общества
- 2.8.5. Возникновение и упадок концепций постиндустриального общества
- 2.8.6. Еще одна современная стадиальная типология социоисторических организмов: премодерное, модерное и постмодерное общество
- 2.8.7. Концепции модернизации
- 2.9. КОНЦЕПЦИИ ЗАВИСИМОСТИ, ИЛИ ЗАВИСИМОГО РАЗВИТИЯ
- 2.9.1. Предыстория — концепции империализма
- 2.9.2. Концепции центра-периферии и периферийного капитализма (Р. Пребиш)
- 2.9.3. Депендетизм (Т. Дус-Сантус, P.M. Марини)
- 2.9.4. Концепция зависимо-ассоциированного общества (Ф.Э. Кардозу, Э. Фалетто)
- 2.9.5. Концепция капитализма субразвития (А. Агиляр)
- 2.9.6. Латинская Америка как родина концепций зависимого развития и периферийного капитализма
- 2.9.7. Разработка концепции зависимости западными экономистами
- 2.9.8. Концепции альтернативного развития, опоры на собственные силы и нового международного экономического порядка
- 2.9.9. Критика концепций зависимости апологетами капитализма
- 2.10. МИР-СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД
- 2.10.1. А.Г. Франк и его взгляд на недоразвитость и развитость стран мира
- 2.10.2. Концепция миров-экономик (Ф. Бродель)
- 2.10.3. Мир-системный анализ (И. Валлерстайн)
- 2.10.4. Мир-системный подход: плюсы и минусы
- 2.11. СОВРЕМЕННЫЙ АНТИИСТОРИЗМ («АНТИИСТОРИЦИЗМ»)
- 2.11.1. К. Поппер, Ф. Хайек, Л. Мизес и Р. Арон
- 2.11.2. Р. Нисбет и Р. Будон
- 2.11.3. Ч. Тилли, П. Штомпка и постмодернисты
- 2.12. ИССЛЕДОВАНИЕ МЕЖСОЦИОРНЫХ СВЯЗЕЙ И ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ ВСЕМИРНОЙ ИСТОРИИ
- 2.12.1. Вводное замечание
- 2.12.2. Диффузионизм и всемирная история
- 2.12.3. Всемирная история в работе У. Мак-Нилла «Подъем Запада. История человеческой общности»
- 2.12.4. Сторонники мир-системного подхода и их попытки создания целостной картины всемирной истории
- 2.12.5. Выход из тупика — глобально-стадиальное понимание истории
- 2.13. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЭСТАФЕТЫ И ГЛОБАЛЬНО-СТАДИАЛЬНОГО ПОНИМАНИЯ ИСТОРИИ
- 2.13.1. Идея исторической эстафеты
- 2.13.2. Ж. Боден
- 2.13.3. Л. Леруа
- 2.13.4. Дж. Хейквилл и У. Темпл
- 2.13.5. Ж. Тюрго, Г. Мабли, Г. Рейналь, И. Гердер, И. Кант, И. Фихте, Вольней
- 2.13.6. Г.В.Ф. Гегель
- 2.13.7. В. Кузен, Ж. Мишле, П. Балланш
- 2.13.8. Н.М. Карамзин и русские мыслители 30—60-х годов XIX века (П.Я. Чаадаев, И.В. Киреевский, В.Ф. Одоевский, A.C. Хомяков, А.И. Герцен, П.Л. Лавров, Т.Н. Грановский)
- 2.13.9. Современность
- 2.14. ГЛОБАЛЬНО-ФОРМАЦИОННОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ: СУЩНОСТЬ И КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ
- 2.14.1. Вводные замечания
- 2.14.2. Межсоциорное взаимодействие
- 2.14.3. Социорная реорганизация
- 2.14.4. Социорная индукция
- 2.14.5. Неравномерность исторического развития. -Супериорные и инфериорные социоры. Исторические миры
- 2.14.6. Исторический центр и историческая периферия. Супериндукция
- 2.14.7. Супериоризация
- 2.14.8. Латерализация и общественно-экономические параформации
- 2.14.9. Эндогенная стадиальная трансформация, супериоризация и латерализация как формы смены социально-экономических типов общества
- 2.14.10. Ультрасупериоризация. Передача исторической эстафеты, или эстафетная смена общественно-экономических формаций
- 2.14.11. Заключение
- 3. ИСТОРИЧЕСКАЯ И ИСТОРИОСОФСКАЯ МЫСЛЬ В ПОИСКАХ ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ
- 3.1. ВВЕДЕНИЕ
- 3.2. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ. СНОВА Н. МАКЬЯВЕЛЛИ
- 3.3. ПРОВИДЕНЦИАЛИЗМ НЕ СДАЕТСЯ: Ж.Б. БОССЮЭ
- 3.4. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА
- 3.4.1. Вводное замечание
- 3.4.2. Предтечи (Гиппократ, Аристотель, Полибий)
- 3.4.3. Снова Ж. Боден
- 3.4.4. Ф. Бэкон, У. Темпл, Б. Фонтенель
- 3.4.5. Ж.-Б. Дюбо
- 3.4.6. Ш. Монтескье
- 3.5. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ДЕТЕРМИНИЗМА: К. ГЕЛЬВЕЦИЙ, А. БАРНАВ
- 3.6. ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ XVIII В. И ПОРОЧНЫЙ КРУГ В ИХ РАССУЖДЕНИЯХ ОБ ОБЩЕСТВЕ И ЕГО ИСТОРИИ
- 3.6.1. Французские материалисты XVIII века
- 3.6.2. От человеческих действий к общественному мнению
- 3.6.3. От общественного мнения к общественной среде, а от нее — снова к общественному мнению
- 3.6.4. Порочный круг: попытки его разорвать
- 3.6.5. Социоисторический идеализм
- 3.7. ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ И НЕОБХОДИМОСТИ НА СТЫКЕ ВЕКОВ (XVIII - XIX ВВ.)
- 3.7.1. Абсолютный детерминизм: что это означает для истории
- 3.7.2. Абсолютный детерминизм и волюнтаризм; как они могли совмещаться
- 3.7.3. Снова И. Гердер
- 3.7.4. Вольтер — историк
- 3.7.5. Волюнтаризм как теоретическое обоснование борьбы против существующего строя
- 3.7.6. Великая Французская революция и крушение волюнтаризма
- 3.7.7. Проблема свободы и необходимости в философии истории Г. Гегеля
- 3.8. ФРАНЦУЗСКИЕ ИСТОРИКИ ЭПОХИ РЕСТАВРАЦИИ: ОТКРЫТИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ КЛАССОВ И КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ
- 3.8.1. Предтечи (от Платона до Вольнея)
- 3.8.2. Эпоха Реставрации
- 3.8.3. От изучения революции — к исследованию борьбы классов
- 3.8.4. Из-за чего борются классы?
- 3.8.5. Общественные классы: что это такое?
- 3.8.6. Имущественные отношения
- 3.8.7. Народные массы и выдающиеся личности
- 3.8.8. Классовая борьба — историческая закономерность
- 3.8.9. История как объективный, закономерный процесс
- 3.8.10. Проблема происхождения общественных классов
- 3.8.11. Что помешало французским историкам Реставрации пойти дальше?
- 3.9. ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ И ОТКРЫТИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
- 3.9.1. Почему экономические отношения могли быть открыты только с возникновением капитализма?
- 3.9.2. Возникновение политической экономии. Меркантилизм
- 3.9.3. Начало классической политической экономии: У. Петти, П. Буагильбер, Ф. Кенэ, Ж. Тюрго
- 3.9.4. Создатели теоретических систем: А. Смит и Д. Рикардо
- 3.10. ПРОБЛЕМА НИЩЕТЫ, ОБЩЕСТВЕННЫХ КЛАССОВ, КЛАССОВОЙ БОРЬБЫ И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ В ТРУДАХ АНГЛИЙСКИХ МЫСЛИТЕЛЕЙ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА XIX ВЕКОВ
- 3.10.1. Вводное замечание
- 3.10.2. Дж. Таунсенд
- 3.10.3. У. Годвин
- 3.10.4. Т. Мальтус
- 3.10.5. Ч. Холл
- 3.10.6. П. Рейвенстон, У. Томпсон, Дж. Грей, Дж. Брей
- 3.11. КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ АНГЛИЙСКИХ ЭКОНОМИСТОВ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
- 3.11.1. Т. Годскин
- 3.11.2. Р. Джонс
- 3.12. СНОВА Л. СЕН-СИМОН
- 3.13. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ ПОНИМАНИЕ ИСТОРИИ И ПРОБЛЕМА ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ
- 3.13.1. Был ли К. Маркс экономистом и знатоком капиталистической экономики?
- 3.13.2. Открытие социальной материи
- 3.13.3. Постановка и решение проблемы источника развития производительных сил общества в работах Г.В. Плеханова, П.Б. Струве, A.A. Богданова, П.П. Маслова, К. Каутского, Н.И. Бухарина
- 3.13.4. Источник развития производительных сил при капитализме
- 3.13.5. Проблема некапиталистических экономических систем и ее решения
- 3.13.6. Экономическая этнология (экономическая антропология)
- 3.13.7. Значение теории первобытной экономики для материалистического понимания истории вообще, для решения проблемы источника развития производительных сил в частности
- 3.13.8. Проблема взаимоотношения между производительными силами и производственными отношениями
- 3.13.9. Исторический материализм и проблема свободы и необходимости в истории
- 3.14. ИНЫЕ (КРОМЕ МАРКСИСТСКОЙ) СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОСНОВ ОБЩЕСТВА И ДВИЖУЩИХ СИЛ ИСТОРИИ
- 3.14.1. Экономический детерминизм, экономический материализм и вообще экономический подход к истории (от Дж. Миллара, Р. Джонса и Дж. Роджерса до Э. Лабрусса и У. Ростоу)
- 3.14.2. Географический детерминизм и иные, близкие к нему концепции (Т. Бокль, Э. Жюйар, Л.И. Мечников, Ф. Ратцель, Э. Семпл, X. Маккиндер, А. Мэхэн, А.Л. Чижевский и др.)
- 3.14.3. Демографический детерминизм (Л. Гумплович, А. Кост, Э. Дюркгейм, Д.И. Менделеев, A.A. Богданов, Р. Карнейро, О. Дуглас, Дж. Матрас, Дж. Саймон, Л. Шевалье, Н.И. Моисеев и др.)
- 3.14.4. Технический, или технологический, детерминизм (Л. Уайт, Г. Ленски, О. Тоффлер и др.)
- 3.14.5. Экологический детерминизм (Дж. Кларк, Дж. Стюард, М. Харрис, Э. Ле Руа Ладюри, Э.С. Кульпин и др.)
- 3.14.6. Классический волюнтаризм (Т. Карлейль, П.Л. Лавров, Н.В. Шелгунов, X. Ортега-и-Гассет, К. Поппер, Л. Мизес и др.)
- 3.14.7. Конспиративистский вариант волюнтаризма (концепции заговора от С.А. Нилуса до Е.Т. Гайдара)
- 3.14.8. Концепции определяющей роли социально-духовного фактора (Л. Блан, П. Сорокин, К. Ясперс, М. Хайдеггер, Ф. Фукуяма, школа «Анналов» и др.)
- 3.14.9. Биологические и социально-биологические концепции (Э. Уилсон, Ж. Дюби, И.П. Павлов, 3. Фрейд, В. Райх и др.)
- 3.14.10. Провиденциализм и русская религиозная философия конца XIX — начала XX вв.
- 3.14.11. Концепции угасающей или пульсирующей силы общественного развития (Ж. Гобино, H.A. Васильев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев и др.)
- 3.14.12. В заключение: еще о многофакторном подходе к развитию общества
- * * *
|
|