|
||||
|
Глава 2ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНУТРИФИРМЕННОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ 2.1. Место прогнозирования и планирования в системе управления организациейНа начальных стадиях формированиях рыночных отношений в России руководство предприятий не было готово самостоятельно осуществлять прогнозирование и планирование деятельности на краткосрочную и долгосрочную перспективу. Такое положение определялось отсутствием опыта планирования и общей нестабильностью, непредсказуемостью рыночной конъюнктуры. Первоначально заимствовался опыт зарубежных фирм. Потом постепенно накапливался собственный опыт, и вырабатывался подход к прогнозированию и планированию, особенно на крупных предприятиях. Позитивную роль сыграла и стабилизация экономических отношений в стране. Немаловажным фактором, стимулирующим обращение к практике прогнозирования и планирования, являлась необходимость соответствовать требованиям и уровню зарубежных партнеров по бизнесу. Стратегическое планирование является более сложным, чем оперативное. Поэтому первоначально российские предприятия стали формировать бизнес-планы, которые к настоящему времени стали обязательным и полноценно освоенным элементом управленческой деятельности на предприятии. В результате проводимой методической работы были сформированы типовые планы, отвечающие мировым стандартам. Они принимались за основу при формировании конкретных бизнес-планов на предприятиях. По мере приобретения опыта планирования стали более широко практиковаться разработки среднесрочных планов, а позже и долгосрочных (стратегических) планов. Для разработки стратегических планов необходим предварительно составленный прогноз. Таким образом сложилась практика прогнозирования деятельности предприятий. Пока отсутствуют единые правила и порядок формирования планов и прогнозов, что в определенной мере оправдано большим разнообразием содержания и условий деятельности предприятий. Исходным моментом в управлении предприятием является определение стратегии его развития, которая должна быть ориентирована на миссию организации. Как указано в книге «Концепция контроллинга»: «Миссия объясняет, какую роль компания хотела бы играть и какие задачи в связи с этим она собирается выполнять. В миссии содержится указание на основную цель существования компании – кто мы? почему мы существуем? кому мы приносим пользу? – из которой выводятся цели последующих уровней. Кроме того, миссия информирует об основополагающих ценностях компании и может быть дополнена базовыми принципами поведения».[31] Стратегия предприятия понимается как описание целей и путей их достижения, которые разрабатываются в рамках стратегического планирования. Стратегическое планирование определяет исходные предпосылки для оперативного планирования. Эти предпосылки должны систематически выверяться таким инструментом, как стратегический контроль. Стратегическое планирование устанавливает ориентиры для будущей деятельности предприятия, включая продолжение уже сложившихся направлений развития и определение новых ключевых направлений бизнеса. На основе стратегического разрабатываются краткосрочные планы и планы отдельных подразделений предприятия. Процесс планирования включает ряд последовательных процедур. Первоначально формируются реальные задачи предприятия, устанавливаются соответствующие этим задачам целевые количественные показатели, оцениваются имеющиеся ресурсы, необходимые для реализации плана. Далее подтверждается реальность поставленных задач, происходит уточнение плановых показателей, определяются конкретные методы и способы реализации плана. Осуществление этих процедур дает наилучший результат при условии использования контроллинга, который уже обрел большую популярность в зарубежных странах и постепенно получает признание в российском бизнесе. Контроллинг представляет собой совокупность видов деятельности по координации управления и обеспечения руководства предприятия информацией для принятия оптимальных решений и достижения целей предприятия. Контроллинг является профессиональной системой оказания помощи руководству предприятия и характеризуется обращением к будущему. Контроллинг позволяет анализировать, прогнозировать и корректировать деятельность организации по достижению плановых целей с учетом интересов деловых партнеров и конечных потребителей. Каждое конкретное предприятие является элементом общей хозяйственной системы страны. Поэтому разрабатываемые и реализуемые предприятиями планы в конечном счете определяют состояние экономики страны. Чем более планы предприятий отвечают одновременно интересам предпринимателей и интересам общества в целом, тем более успешными являются бизнес-процессы и экономический рост страны в целом. Индикативное государственное планирование экономики является более реальным, если оно максимально согласуется с целями предприятий, которые воплощены в их стратегических планах. Коммерческие отношения диктуют предприятию необходимость использования планирования как механизма управления, способствующего выбору эффективных путей его деятельности. По своей сути процесс планирования является фактором, направленным на достижение рыночного равновесия. Внутрихозяйственное планирование имеет ряд принципиально общих черт, независимо от конкретного вида предприятия. Планирование ориентировано на формирование алгоритмов оптимизации деятельности на предстоящие периоды. Это достигается при условии наличия строгого теоретического смысла и математического выражения конкретных целей предприятия. План предприятия представляет формируемый с учетом прогнозных данных документ, призванный обеспечивать на будущие периоды финансовую устойчивость предприятия и повышение потенциала предприятия за счет обновления технологии, производственных мощностей, продукции. Содержание плана должно быть ориентировано на соблюдение баланса выделяемых ресурсов. Так, например, необходимы равновесие и сбалансированность таких параметров, как номенклатура обновляемой продукции, смена технологий, инновации, объем инвестиционных затрат. Не должны нарушаться разумные пропорции между собственными средствами и долговыми обязательствами. Таким образом, для успешного выполнения задач предприятия необходимо осуществлять эффективное планирование всех видов его деятельности. Сущность планирования можно определить как создание модели желаемого будущего и определение эффективных путей его достижения. В системе управления предприятием план является рабочим инструментом для достижения субъектом предпринимательства своих целей. План является не самоцелью, а средством достижения цели. Арсенал средств достижения цели, представленных в плане, может включать экономические, психологические, коммерческие, организационные, кадровые, технологические и иные действия. Эти средства могут меняться, что требует систематического уточнения их в соответствии с изменившимися условиями ведения бизнеса. Качественный план, особенно стратегический, должен формироваться на основе конъюнктурного прогноза. При разработке прогноза учитываются наряду с факторами внутренней среды предприятия объективные закономерности внешней среды, механизмы рынка, оцениваются коммерческие риски и др. Структура плана должна в полной мере согласовываться с организационной структурой предприятия. Это позволяет «расписать» план по исполнителям, по срокам исполнения и по источникам ресурсов – материальных, трудовых, финансовых и интеллектуальных. Реальность плана определяется учетом имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированностью разделов плана по исполнителям, по времени, по ресурсам, оценкой вероятности коммерческих и иных рисков и др. План как документ, содержащий комплексную модель будущей деятельности предприятия, должен обладать следующими свойствами: ¦ он представляет собой числовую модель будущего развития; ¦ в соответствии с планом предполагается ответственность за осуществление будущего; ¦ в плане учитываются условия внешней среды хозяйствования, в том числе конъюнктура рынка; ¦ рассматриваются возможности внутренней среды хозяйствования, в том числе имеющиеся ресурсы; ¦ план должен быть реальным, т. е. выполнимым; ¦ он отражает представление о рациональном соотношении внешней и внутренней среды хозяйствования; ¦ план устанавливает порядок поведения исполнителей при достижении целей предприятия; ¦ он является мотивированной схемой действий на будущее; ¦ положения плана являются первопричиной мотивации персонала и оценки его работы; ¦ в нем предусмотрены резервы на случай форс-мажорных обстоятельств; ¦ в плане определены меры ответственности для исполнителей; ¦ в нем отражаются интересы всех структурных подразделений предприятия; ¦ план является стабильным по времени и одновременно допускает возможности корректировок и адаптации к новым условиям работы. Процесс планирования является органичной частью управленческой деятельности и служит средством экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования при достижении своих целей. Планирование должно основываться на определении приоритетов, средств и методов достижения целей. Прогноз, на который опирается разрабатываемый план, является многовариантным. В процессе планирования принимаются решения на основе выбора одного из вариантов прогноза. Планирование как инструмент управления создает возможности для: ¦ достижения результата с меньшими затратами; ¦ использования будущих преимуществ среды хозяйствования; ¦ улучшения координации действий исполнителей; ¦ рационального использования имеющихся ресурсов; ¦ эффективного контроля действий исполнителей плана и т. д. Вместе с тем процесс планирования и исполнения плана сопряжен с определенными трудностями, к которым относятся: ¦ невозможность отразить в плане все многообразие условий хозяйствования; ¦ ограниченные возможности гибкого и оперативного реагирования на изменения конкретных обстоятельств бизнеса; ¦ потребность в значительных затратах финансовых средств и рабочего времени на разработку качественного плана; ¦ невозможность в полной мере предусмотреть роль неопределенности, многомерности и стохастичности среды хозяйствования; ¦ действие фактора авторитарности руководства предприятия, который может приводить к искажению содержания плана и хода его исполнения; ¦ субъективизм взглядов исполнителей, который может нарушить соблюдение плановых предписаний. Внутрифирменное прогнозирование и планирование, являясь органическим элементом системы управления, представляет собой процесс проектирования желаемого будущего и эффективных путей его достижения. Плановые решения должны быть обеспечены совокупностью организационно-технических, экономических, финансовых и социальных условий. 2.2. Принципы планирования и прогнозирования деятельности предприятия в условиях транзитивной экономикиВ теории планирования важным аспектом является система принципов, которыми следует руководствоваться при выполнении всех этапов планирования. Принципы прогнозирования в своей основе близки, а частично полностью совпадают с принципами планирования. Важнейшим принципом как планирования, так и прогнозирования является системность, что означает требование взаимоувязки и соподчиненности трех составляющих: 1) характеристик предприятия как объекта планирования и прогнозирования; 2) характеристик таких элементов, как виды деятельности; 3) инструментов обеспечения внутренних связей и взаимодействия предприятия с внешней средой. Принцип комплексности прогнозирования и планирования реализуется путем построения системы индикаторов, охватывающих весь комплекс элементов и условий функционирования предприятия или осуществления конкретного вида деятельности. Например, при формировании прогноза и плана обновления оборудования необходимо предусмотреть не только технический аспект решения задачи, но и организационный, кадровый, финансовый, технологический, экономический, психологический аспекты. Принцип целенаправленности предполагает ориентацию на четко сформулированную цель деятельности предприятия. Все планируемые организационно-финансовые мероприятия должны обеспечивать достижение именно заданной цели. Реализация данного принципа обеспечивается применением метода дерева целей – совокупности соподчиненных и структурированных целей, начиная с генеральной цели и завершая целями первого уровня управления. При этом необходимо учитывать ограниченность финансовых и иных ресурсов. Принцип единства означает, что используемые в планировании и прогнозировании показатели должны представлять единую взаимосвязанную систему. Разработку показателей нужно осуществлять в соответствии с едиными целями деятельности предприятия. Соблюдение принципа единства показателей, представляющих содержание плана, требует, чтобы при реализации плана осуществлялась координация и интеграция действий служб и подразделений предприятия, которые будут обеспечивать выполнение плановых заданий. Показатели плана, составляющие единую систему, взаимосвязаны, поэтому необходимо контролировать их согласованность и непротиворечивость. Существенным принципом прогнозирования и планирования является методологическая преемственность, т. е. сохранение всего прогрессивного и полезного из прошлого опыта, сложившихся традиций. Эффективность прогнозирования и планирования определяется превышением экономического эффекта от использования прогноза и плана над затратами по их разработке. Принцип экономичности предполагает достижение поставленных целей при минимальных затратах. Для этого используются экономические индикаторы для сравнительной оценки эффективности разных вариантов плановых решений. Экономические индикаторы формируются в соответствии с содержанием целей предприятия. Так, например, если плановые задания направлены на повышение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия, то используются коэффициенты ликвидности, показатели длительности погашения кредиторской и дебиторской задолженностей, коэффициенты оборачиваемости оборотных средств. Обоснованный выбор всех хронологических параметров также является одним из принципов планирования. Такими параметрами являются: горизонт планирования, продолжительность периода разработки плана и момент начала действия плана. Выбор горизонта планирования определяется общими задачами управления предприятием. Продолжительность периода работы по составлению плана определяется путем компромисса двух условий. С одной стороны, необходим достаточный срок для сбора и обработки информации, для моделирования развития в будущем. С другой стороны, нельзя чрезмерно затягивать этот период ради получения наиболее полной исходной информации, так как сам материал устаревает и из-за потери времени план не вступит в действие своевременно. Принцип непрерывности означает систематическую корректировку прогнозирования и планирования по мере прохождения перспек тивных сроков и в соответствии с поступлением новой информации об объекте прогнозирования и планирования. Принцип непрерывности выражается также в том, что планирование является непрерывным процессом: после завершения выполнения одного плана вступает в действие следующий план, который, в свою очередь, будет замещен новым планом и т. д. Другим аспектом принципа непрерывности является воплощение содержания долгосрочного плана в содержании нескольких среднесрочных и краткосрочных, охватывающих период долгосрочного плана. При этом каждая следующая ступень плана является более детальной и конкретной. Принцип непрерывности распространяется также на взаимосвязь плана и прогноза. С одной стороны, план есть производная от прогноза. С другой стороны, реализация плана обеспечивает информацию для составления прогноза на следующий период, а на основе нового прогноза будет оставлен новый план. Таким образом, план и прогноз взаимно сменяют друг друга. Принцип своевременности означает, что формирование плана должно осуществляться в такие сроки, чтобы обеспечивать принятие плановых решений к моменту осуществления необходимых действий по управлению предприятием и его структурными подразделениями. Тем самым обеспечивается своевременная реализация плана и соответственно повышается степень определенности в соблюдении сроков получения конечного результата деятельности предприятия. Принцип точности выступает как критерий качества плановых показателей, которые должны быть обоснованными, в достаточной мере детализированными и конкретными. Степень детализации показателей наиболее высока в оперативных планах, а в долгосрочных планах должны преобладать показатели более высокой степени агрегирования. Точность плановых показателей означает их соответствие имеющимся ресурсам, включая материальные ресурсы, финансовые ресурсы, трудовые ресурсы и интеллектуальный потенциал. План не должен быть чрезмерно напряженным, так как предприятие не будет располагать резервными фондами на случай ухудшения условий деятельности. Нерационален и так называемый заниженный план, при котором неэффективно используются наличные ресурсы. Обязательным принципом является комплексная проверка плана на соответствие требованиям обеспечения экономической безопасности и финансовой устойчивости. Принцип обоснованности означает такое качество планирования и прогнозирования, при котором вся плановая и прогнозная информация максимально приближена к реальной ситуации и получена научно подтвержденными методами. Тем самым обеспечивается повышение обоснованности плановых решений. Принцип информативности состоит в необходимости создания системы информационного обеспечения процесса принятия плановых решений. Информационная система обеспечивает формирование массивов информации, с учетом требований различных уровней управления, и организацию информационных потоков. Информационные системы включают в себя базы и банки данных, программное обеспечение, современные информационные технологии. Соблюдение данного принципа создает предпосылки для повышения обоснованности и оперативности принятия плановых решений, а также контроль и мониторинг их реализации. Сбалансированность в прогнозировании означает необходимость согласования разных категорий прогнозов, таких как: 1) научно-поисковые и нормативные прогнозы; 2) частные прогнозы по различным блокам целевых показателей; 3) прогнозы с разным периодом упреждения – краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные; 4) варианты прогноза – оптимистический, средний, пессимистический. Принцип сбалансированности в планировании понимается как взаимосогласованность: 1) общего и частных планов; 2) планов с разным сроком упреждения – краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных. В условиях быстро меняющейся внешней рыночной среды предприятие должно создавать систему гибкого, адаптивного планирования, обеспечивая текущую корректировку плана в соответствии с меняющимися реальными условиями хозяйственной жизни. Поэтому в настоящее время развитие предприятий представляет собой непрерывный процесс, направленный на адаптацию плановых решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел на предприятии и условиях его деятельности. Принцип гибкости означает такое свойство плана, при котором обеспечивается его способность менять свою направленность и числовые показатели в соответствии с изменившимися условиями деятельности. Практически это реализуется в форме текущей корректировки плана по мере прохождения планового периода. Для создания возможности таких корректировок в план должны быть заложены определенные резервы, которые выполняют также функцию своеобразного страхового фонда на случай ухудшения условий деятельности предприятия. Реализация принципа гибкости диктует необходимость специальных методик изменения плановых величин. Принцип участия означает, что в формировании плана и в разработке системы плановых показателей должны в определенной мере участвовать все специалисты предприятия, а в отдельных случаях – также и партнеры по бизнесу. Это необходимо для того, чтобы будущие исполнители осознавали свою причастность и ответственность за выполнение плана. Широкое участие менеджеров и специалистов в разработке и обсуждении плана ценно также тем, что люди, обладающие своим видением проблем, способны предложить оригинальные и продуктивные идеи. Открытость процесса разработки плана важна и с тех позиций, что в нем участвуют представители всех структурных подразделений организации и сам план будет более реальным и исполнимым. Необходимым принципом является учет особенностей организационно-правовой формы предприятия, его экономического потенциала, вида производственной деятельности при определении методики разработки плана и его содержания. Следует соблюдать принцип специализации структуры плана с учетом специфики направлений и форм деятельности предприятия. Например, на тех предприятиях, где предусматривается внедрение инновационных проектов, в процессе планирования должны наряду с базовой системой показателей формироваться показатели эффективности инвестиций в инновации: рентабельность инвестиций, срок окупаемости и др. Соблюдение указанных важнейших принципов прогнозирования и планирования особенно актуально в связи с тем, что в современной России становление рыночных отношений не завершено. В России представлена транзитивная экономика, т. е. экономика переходного периода. При этом условия хозяйствования для предприятий таковы, что рыночные механизмы и инструменты не могут достаточно полноценно функционировать. Эти ограничения накладывают определенный отпечаток на способы и методы прогнозирования и планирования деятельности предприятия. Несоблюдение любого из принципов планирования может привести к снижению надежности и эффективности плановых решений. Перечисленные принципы представляют единую систему, в которой от соблюдения одних принципов зависят возможность и эффективность реализации других. Нельзя создать раз и навсегда единую рациональную систему планирования, так как качественный план требует периодического уточнения его методологической базы. Важным методическим принципом является корректировка плана, которая зависит не только от поступающей новой информации, но и от опыта, подготовленности и интуиции руководства, менеджеров. Действенность плана определяется его соответствием объективным условиям функционирования предприятия и целям предприятия. Общий порядок разработки плана заключается в том, что первоначально разрабатываются варианты плана, затем они передаются для рассмотрения на высшем уровне управления и принятия одного из вариантов к реализации. 2.3. Специфика планирования в зависимости от экономического потенциала предприятияОбщие принципы и типовая методология планирования должны быть адаптированы к таким особенностям предприятий, как их размеры, масштабы производства, номенклатура и интенсивность обновления продукции (услуг), уровень ее наукоемкости, внедрение инновационных технологий. Малые, средние и крупные предприятия, а также различные формы интеграции предприятий требуют механизма прогнозирования и планирования, соответствующего особенностям и принципам управления каждым из этих видов предприятий. Рассмотрим специфические условия планирования на малых, средних и крупных предприятиях. В условиях малого бизнеса практически отсутствует разделение труда в сфере управления, все функции управления, в том числе планирование, осуществляет предприниматель. Из-за ограниченности финансовых ресурсов и относительно небольшого производства нет возможности иметь в штате высокопрофессиональных специалистов в области планирования и иных функций управления. Малое предприятие имеет свои преимущества и недостатки. С точки зрения планирования малые предприятия обладают следующими преимуществами: ¦ относительная простота организационно-управленческих связей, что предопределяет достаточно простую структуру плана; ¦ немногочисленность управленческого персонала, что облегчает взаимосогласование разделов плана; ¦ мобильность и гибкость перехода к новациям, легкость смены видов деятельности; ¦ узкая специализация по видам бизнеса, вследствие чего в плане также не требуется дифференциация по видам деятельности; ¦ относительная легкость переориентации вида деятельности в соответствии с меняющейся конъюнктурой рынка; ¦ высокая возможность приспособления бизнеса к местным условиям. К числу свойств малого бизнеса, затрудняющих процесс планирования, относят: ¦ ограниченность финансовых, материальных, трудовых ресурсов; ¦ низкую кредитоспособность; ¦ высокую степень зависимости от рыночной конъюнктуры; ¦ необходимость адаптации к целям крупного бизнеса; ¦ большую трудовую нагрузку на персонал; ¦ условия труда и социальное обеспечение хуже, чем на крупных предприятиях; ¦ относительно невысокую оплату труда. Особенностью малых предприятий является достаточно быстрая смена видов деятельности, частые случаи возникновения новых и ликвидации ранее действовавших предприятий. В связи с этим планы малых предприятий оказываются менее стабильными, чем планы средних и крупных предприятий. Возникновение новых малых предприятий может быть обусловлено обстоятельствами, которые не имеют столь же решающего значения для средних и крупных предприятий. Причины возникновения малых предприятий достаточно разнообразны: ¦ наличие оригинальной идеи (или патента), позволяющей создать новый продукт или услугу, привлекательные для потребителя; ¦ наличие достаточной суммы начальных инвестиций, позволяющих открыть новое дело; ¦ благоприятные перспективы сбыта продукции (услуг); ¦ наличие ресурса потенциальных наемных работников, необходимого для конкретного малого бизнеса, профессионального состава. Малое предприятие отличается простейшей структурой управления, при которой каждый работник, включая собственника предприятия, обычно выполняет несколько функций. Главный собственник выполняет функции разработки стратегического, текущего и оперативного планов, а также организации деятельности предприятия, контроля, мотивации труда. При формировании плана малого предприятия обычно стоит стратегическая задача увеличения товарооборота и своей доли на рынке сбыта, так как каждое малое предприятие стремится к увеличению своего капитала и к переходу в группу предприятий среднего бизнеса. Помимо собственника ведущую роль в малом предприятии играет главный бухгалтер, который кроме прямых обязанностей по учету хозяйственной деятельности и ведению баланса проводит анализ финансово-экономической деятельности, контролирует движение финансовых потоков и эффективность использования ресурсов. На малом предприятии, как и на любом предприятии, должна быть обеспечена взаимосвязь текущего и стратегического планов. Основными показателями, включаемыми в бизнес-план малого предприятия, являются следующие характеристики производственной программы, дифференцированной по видам деятельности: ¦ в научно-техническом бизнесе – объем заказов на НИОКР (научно-исследовательские опытно-конструкторские разработки); ¦ в консалтинговых фирмах – объем заказов на консалтинговые услуги; ¦ в оптовой торговле – план закупок; ¦ в бытовых услугах – объем заказанных услуг; ¦ в турбизнесе – объем продаж путевок. На основе этих базовых показателей производственных программ разрабатываются частные плановые показатели: потребность в оборотных средствах и основных фондах, необходимых для реализации производственной программы; определяются потребность в кадрах и плановый фонд оплаты труда при действующей на предприятии системе мотивации и оплаты труда. При планировании на малых предприятиях необходимо ориентироваться в первую очередь на финансовые возможности и кредитные ограничения. В этих условиях нужно тщательно контролировать расходование средств, так как экономия всех видов ресурсов и эффективное использование имеющегося потенциала предприятия являются источниками экономического роста организации и базой для перехода в средний по размерам бизнес. Принципиально иные цели и условия планирования существуют на средних, и особенно на крупных предприятиях. К средним предприятиям принято относить организации с численностью персонала до 500 чел. Уровень аналитической работы, качество планирования и эффективность контроллинга финансово-экономической, маркетинговой, производственной, кадровой деятельности объективно повышаются по сравнению с малым бизнесом. На средних предприятиях план маркетинга становится базовым для планирования остальных видов деятельности, при этом необходимо предварительно определить емкость целевого рынка, возможные каналы сбыта. Производится расчет ожидаемых объемов продаж по каждому виду продукции с учетом конъюнктуры рынка. На базе полученной информации разрабатываются остальные разделы плана. В соответствии с ростом объемов производства повышается степень неопределенности в достижении конечных результатов из-за более высокой конкуренции, растет уровень хозяйственного риска, который должен учитываться в процессе планирования. Повышается актуальность разработки стратегии предприятия, которая формируется в процессе стратегического планирования. Особенностью организации управления в среднем бизнесе является то, что генеральный директор делегирует выполнение определенных функций управления и направлений деятельности соответствующим менеджерам: по маркетингу, по финансовому и экономическому управлению, по производству, по управлению кадрами и т. п. Создаются соответствующие специализированные функциональные группы управления. Для выполнения этих работ привлекаются профессионалы, владеющие современными технологиями управления, принятия решений и ведения бизнеса. В стратегическом плане среднего предприятия актуальными являются проблемы роста активов и уставного капитала как основы повышения залоговых гарантий и соответственно расширения возможностей привлечения инвестиций для развития фирмы. Для этих компаний характерно стремление к увеличению доли рынка, развитию сети дилеров. В целом следует отметить, что в среднем бизнесе становятся актуальными практически все процедуры и механизмы профессионального внутрифирменного планирования. В наиболее совершенной форме современные технологии управления, в том числе планирование и прогнозирование, представлены в крупном бизнесе. Характерными особенностями крупного бизнеса являются: концентрация капитала, интеграция структурных элементов, возрастание роли внутрифирменного планирования как важнейшего элемента управления компанией. Крупным компаниям свойственны как значимые преимущества, так и определенные недостатки. К преимуществам крупных компаний, которые должны учитываться в процессе планирования, относятся: ¦ большие производственные мощности; ¦ высокий научно-технический уровень; ¦ взаимосвязь научно-исследовательских и производственных процессов; ¦ широкая номенклатура товаров (работ, услуг); ¦ систематическое обновление ассортимента товаров (работ, услуг); ¦ освоение принципиально новых видов товаров (работ, услуг); ¦ большая возможность выпуска конкурентоспособных товаров (работ, услуг); ¦ относительно низкие удельные затраты; ¦ финансовая устойчивость; ¦ высокий уровень социальной защиты персонала. Вместе с тем у крупного бизнеса есть и свои слабые стороны: ¦ сложность внутренних и внешних коммуникационных связей; ¦ организационная инерционность структур; ¦ большая численность управленческого персонала; ¦ относительная сложность, длительность, недостаточная оперативность в принятии управленческих решений; ¦ высокие предпринимательские риски, обусловленные широким ассортиментом продукции, динамикой ее обновления. Основными стимулами для формирования крупных предприятий выступают: большая емкость целевого рынка, высокая наукоемкость продукции, наличие реальных перспектив для извлечения сверхприбылей, наличие перспектив длительного, стабильного выпуска продукции, обладающей длительным жизненным циклом. К категории крупных предприятий относят не только отдельные компании, но и различного типа интегрированные структуры: концерны, финансово-промышленные группы (ФПГ), холдинги, транснациональные корпорации (ТНК). К формам интеграции относятся также картель, консорциум, пул, синдикат, трест, комбинат. Интеграция предприятий в этих структурах может быть вертикальной и горизонтальной. При вертикальной интеграции объединяются предприятия, осуществляющие последовательные операции единого цикла производства продукции – от этапа формирования источников сырья до стадии получения готовой продукции (заготовка, обработка, сборка). В условиях горизонтальной интеграции объединяются технологически однородные предприятия, например группа заготовительных предприятий, либо обрабатывающих, либо сборочных. Особой формой интеграции является широко представленная в мировой практике диверсифицированная интеграция, при которой объединяются разнородные по отраслевой принадлежности предприятия. Процесс прогнозирования и планирования в интегрированных компаниях имеет ряд специфических особенностей, обусловленных их организационной структурой, профилем деятельности и спецификой функций управления. В частности, большая численность работников в интегрированных компаниях предопределяет необходимость такого раздела плана, как социальная защита работающих и создание благоприятного социально-психологического микроклимата в трудовых коллективах. Другой существенной особенностью планирования деятельности интегрированных компаний является необходимость контроллинга на всех стадиях разработки и реализации планов. Это обусловлено риском больших материальных потерь из-за недостаточного уровня аналитической работы. При принятии плановых решений необходимы данные мониторинга наметившихся тенденций воздействия внешних и внутренних факторов. Все отмеченные особенности планирования деятельности крупных компаний предопределяют необходимость привлечения высококвалифицированных специалистов – менеджеров и контроллеров, а также необходимость создания соответствующих структурных подразделений в системе управления компаниями. 2.4. Классификация прогнозов и планов развития предприятияКонечным результатом процесса планирования деятельности предприятия является система планов. Каждый план является элементом единого планового комплекса и решает задачи на перспективу по отдельным направлениям деятельности предприятия, по отдельным этапам развития предприятия и т. д. Множественность планов означает необходимость разграничивать разные виды планов и способность владеть методикой построения каждого из них. Однако следует помнить, что любая научная классификация несет в себе элемент условности. Классификация планов производится путем их систематизации по типовым признакам, это позволяет определить место каждого из них в едином комплексе планов. Дифференциация планов по их видам является отражением сущности планирования и позволяет лучше понять его природу. Любая научная классификация, подобно другим методам обобщения информации, несет в себе элемент условности. Каждый конкретный план обладает множеством свойств и особенностей, однако в основу классификации закладываются лишь несколько наиболее существенных признаков плана. Условным является также определение границ между планами разных видов. Например, определение хронологических границ между краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными планами является субъективным решением и не имеет строго научных обоснований. Среди всех возможных классификационных признаков наиболее важными являются: цель, период, предмет, уровень, содержание. По целевой ориентации разграничивают стратегические и оперативные (тактические, бизнес-планы) планы, которые должны быть взаимосогласованы. Оперативные планы являются базой для регулирования производства и ежедневной деятельности фирмы. В зависимости от горизонта планирования различают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы. В практике планирования деятельности предприятий и в научной литературе встречаются различные варианты определения сроков для каждого вида планов. Обычно краткосрочными считают планы на период до одного года или до трех лет. Бизнес-план может быть текущим (сроком на один год) и перспективным (сроком от трех до пяти лет). Долгосрочными принято считать планы на период от трех и более лет, от пяти и более лет, от десяти и более лет. Такая неопределенность затрудняет информационно-аналитическую работу, направленную на сопоставление данных по своему предприятию с характеристиками предприятий конкурентов и сопоставление со средними отраслевыми показателями. Возникают также трудности в случаях, когда стоит задача агрегирования данных в пределах отрасли или территории. Классификация планов по признаку «предмет планирования» основана на разграничении частных планов по функциям управления, среди которых выделяются следующие функциональные планы: ¦ службы менеджмента, ответственной за управлением производством; ¦ маркетинга; ¦ финансовый, в том числе прибыли, инвестиции, рентабельности; ¦ персонала; ¦ ресурсный; ¦ организационный и др. Классификация планов по признаку «содержание плана» предусматривает разграничение частных планов по принципу определения объекта планирования. Она близка к классификации по предмету планирования, но не идентична ей. Определяющим при данном подходе является не признак сферы планирования, а конкретные материальные объекты, такие как основные фонды предприятия, оборотные средства предприятия, виды производимой продукции, рабочая сила и др. Современное предприятие является сложной системой, состоящей из ряда элементов, в качестве которых представлены структурные подразделения предприятия. Существуют вертикальные и горизонтальные связи между отдельными структурными подразделениями. Такая сложная организация предприятия требует составления частных планов для каждого подразделения. Из этого вытекает необходимость планирования по уровням иерархической организационной структуры. Кроме плана по предприятию в целом, разрабатываются самостоятельные планы для каждого подразделения, а в отдельных случаях – даже для отдельных исполнителей. Для каждого уровня формируются планы, которые существенно различаются по своему содержанию. Так, высший уровень руководства (топ-менеджмент) в соответствии с планом отвечает за миссию предприятия, стратегию развития, стратегические цели и стратегическое планирование. План для среднего уровня управления (функционального менеджмента) содержит прежде всего обязанности, связанные с решением вопросов тактического характера. Менеджмент среднего уровня участвует в разработке стратегических планов. Первый уровень управления (линейный менеджмент) осуществляет формирование и реализацию оперативных планов и принимает участие в годовом и стратегическом планировании. Существование различных видов планов не означает, что на каждом предприятии обязательно представлены все виды планов. Перечень планов определяется в зависимости от особенностей предприятия, его размеров, видов основной деятельности, организационно-правовой формы и формы собственности. Таким же образом определяются различия в степени детализации и масштабах агрегирования информации. Наиболее значимыми являются возможные различия в методике составления плана. По методике разработки плана различают: ¦ матричное планирование затрат производства на основе матриц «затраты—выпуск» (модели Леонтьева); ¦ оптимальное планирование, включающее в себя целевую функцию, набор ограничений и др.; ¦ адаптивное планирование, учитывающее динамику ресурсов предприятия. Функция планирования тесно связана с функцией разработки прогнозов развития предприятия. Виды прогнозов и их содержание в основных чертах должны быть сходны с характером планов, лишь при этом условии прогноз может служить базой для составления плана. Вместе с тем прогноз представляет особую модель будущего, принципиально отличающуюся от плана, и в силу этого имеет ряд существенных отличий от плана. Рассмотрим наиболее существенные принципиальные особенности прогнозирования деятельности предприятия. При составлении прогноза следует четко разграничивать две группы характеристик: характеристики объекта прогнозирования и характеристики прогнозного фона. К объекту прогнозирования относятся процессы, явления и события, составляющие основные аспекты деятельности самого предприятия. Прогнозным фоном является совокупность внешних по отношению к предприятию условий, существенно влияющих в перспективе на деятельность предприятия. Прогнозы, как и планы, классифицируются по ряду признаков. Ряд направлений классификации экономических прогнозов совпадает с классификацией планов. Рассмотрим лишь те аспекты классификации прогнозов, которые отличны от классификации планов. По признаку проблемно-целевой ориентации выделяют поисковый и нормативный прогнозы. Поисковый прогноз определяет возможное состояние экономики предприятия в будущем в предположении, что сохранятся действующие тенденции. Основным методом разработки поискового прогноза является экстраполяция современных тенденций (трендов) на предстоящие годы. Нормативный прогноз (программный, целевой) разрабатывается с целью определения тех путей и сроков, которые могли бы обеспечить в будущем достижение такого состояния предприятия и таких результатов его деятельности, которые желательно достигнуть в будущем, т. е. определить, что необходимо сделать для достижения цели. Основным методом нормативного прогнозирования является интерполяция, при которой заданы параметры на две даты – текущий период и дата прогноза. На годы, разделяющие эти две даты, необходимо рассчитать прогнозные значения показателей. В зависимости от выбора хронологических точек фиксации показателей различают прогнозы дискретные, для которых характерен тренд со скачкообразными изменениями в фиксированные периоды времени, периодические – для них свойственна непериодическая функция времени и циклические – с периодической функцией времени. 2.5. Методологические основы прогнозирования и планированияВ управлении предприятием центральным звеном является разработка стратегии его развития, опирающейся на стратегический анализ стартовых условий, на оценку возможностей реализации долговременных целей и направлений развития. Прогнозирование является одним из важнейших инструментов стратегического анализа. Прогнозирование как функция управления предприятием направлено на научное исследование и оценку вероятных перспектив его развития и складывается из ряда последовательных этапов. Прогноз составляет основу для разработки планов развития предприятия. Исходным является формирование общей концепции создания системы прогнозирования. Предприятие должно выработать концепцию прогнозирования, опирающуюся на стратегические цели, на комплекс базовых условий и ресурсов, которые будут составлять объективный фон для его деятельности в прогнозируемом периоде. В концепции прогнозирования необходимо также принимать во внимание характер и качество ожидаемых в будущем структурных, пространственных, временных, обратных связей в средах функционирования предприятия. Так, например, системный подход к перспективной диагностике внутренних и внешних условий функционирования предприятия должен основываться на учете прямых и обратных связей. Применительно к факторам внешней среды это означает, что предприятие не только выступает объектом воздействия внешних сил, но и само способно участвовать в формировании более благоприятной для себя конъюнктуры рынка. Интенсивность такой обратной связи тем выше, чем значительнее занимаемая предприятием доля рынка, чем больше его производственный и научно-технический потенциал и др. Тем самым будет определяться преимущественная ориентация будущей маркетинговой политики предприятия на каждом конкретном этапе развития: либо на адаптационные механизмы приспособления к условиям внешней среды (только реагирование), либо на активное участие в ее формировании (держать ситуацию под контролем в возможных пределах). Существенным концептуальным вопросом прогнозирования развития предприятия является оценка ожидаемого эффекта самоорганизации в управлении предприятием. Самоорганизация как фактор эффективности призвана обеспечить переход от простого использования производственных ресурсов к системному, расширенному их воспроизводству. Предприятие как целостная, открытая система, являющаяся структурным элементом хозяйственных систем более высокого порядка, включено в сложную систему региональных, национальных и мирохозяйственных связей. Одна из задач прогнозирования – разработка сценариев ожидаемого в будущем развития этих связей. Актуальность разработки концепции построения системы прогнозирования на предприятии обусловлена: ¦ усложнением структуры деятельности предприятия и его хозяйственных связей; ¦ возрастанием потребности высшего менеджмента предприятия в наиболее точном моделировании будущего; ¦ приоритетностью функции стратегического планирования в управлении предприятием, реализация которой основана на прогнозировании как на предплановой процедуре; ¦ необходимостью создания формализованного цикла прогнозных операций, основанных на расширяющихся возможностях информационного и математического обеспечения процессов прогнозирования и планирования. На базе концепции системы прогнозирования формируются его методологические основы, определяемые сочетанием таких факторов, как целеполагание, состояние информационной базы, математического, программного и кадрового обеспечения, наличие и качество компьютерной техники. Разработка плана и прогноза осуществляется на основе общих правил, приемов и технических процедур, которые в своей совокупности образуют методологию. Основными элементами методологии планирования и прогнозирования являются система социально-экономических показателей и методы расчета числовых индикаторов на перспективу. К основным методам планирования относятся: балансовый, экономико-статистический, нормативный, экономико-математический. Балансовый метод планирования состоит в установлении материально-вещественных и стоимостных пропорций между показателями деятельности предприятия. Метод предполагает использование взаимно уравновешивающихся, т. е. балансовых расчетов. В одной части плановой балансовой таблицы приводится перечень ресурсов, а в другой – направления их использования. Экономико-статистический метод планирования характеризуется ориентацией на информацию, представленную трендом динамики экономических показателей предприятия за предшествующий период. На основе этих данных осуществляется тем или иным методом экстраполяция на последующие годы, и таким образом определяется плановое значение искомого показателя. Этот метод планирования является достаточно простым с точки зрения расчетных операций. Но он имеет существенные недостатки: плановый показатель, рассчитанный таким образом, что воспроизводит тенденции, сложившиеся в прошлом, включает негативные моменты: недоиспользование резервов и иные погрешности управления предприятием в прошлом. Нормативный метод планирования (или метод технико-экономических расчетов) заключается в расчете плановых показателей на основе использования нормативов. Под последним понимается научно обоснованная величина какого-либо показателя, либо разработанная в централизованном порядке, либо установленная законодательно, либо определяемая самим предприятием. Отраслевые нормативы не всегда способны учесть особенности различных типов предприятий. В планировании деятельности предприятия обычно используются нормативы следующих показателей: нормативы запасов и удельных расходов сырья, материалов, топлива, электроэнергии, а также нормативы удельных капиталовложений, финансовых затрат на единицу продукции, нормы амортизации, транспортных тарифов, ставок арендной платы, ставок процентов по займам, естественной убыли материальных ресурсов. Группа экономико-математических методов планирования отличается тем, что обеспечивает возможность оптимизации плановых решений. Эти методы также применяются в прогнозировании. Экономико-математические методы в планировании позволяют оценить и принять во внимание эффект от определенных действий работников по достижению цели, в том числе: а) можно произвести расчеты по отдельным трудовым операциям работников с учетом производительности труда и производительности оборудования; б) можно произвести экстраполяцию тенденций эффективности труда в прошлом на предстоящий период и др. Сущность экономико-математических методов планирования состоит в определении количественной меры взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными явлениями и процессами, измеряемыми экономическими показателями. Так, можно определить оптимальную зависимость между: 1) объемом партии товаров, сроками поставки и издержками на их транспортировку и хранение; 2) объемом выпуска продукции и издержками в сфере производства и обращения; 3) объемом капиталовложений и прибылью. Практически любой экономический показатель предприятия может быть запланирован посредством экономико-математического метода. Применение этой группы методов способствует преодолению субъективизма в планировании и повышает научный уровень и обоснованность плана. Однако применение этих методов возможно при условии профессионального владения математическим аппаратом, наличия компьютерных программ, умения обеспечить постановку и формализацию экономических задач, а также осуществлять интерпретацию и обязательную экспертную оценку полученных данных. Таковы основные аспекты определения методов планирования. Одновременно с методами, необходимо формировать систему плановых показателей. Показателем плана является выраженная числом с определенной единицей измерения характеристика свойства (явления, процесса, решения) экономического объекта. Показатели, используемые в плановых расчетах и экономическом анализе, классифицируются по следующим основаниям и признакам. 1. По роли в управлении различают показатели: а) директивные, обязательные для исполнения; б) расчетные, необязательные для исполнения, в том числе те, которыми обосновывают директивные показатели. Их количество намного больше директивных. 2. По способу измерения показатели могут быть: а) натуральные, выраженные в физических единицах – тоннах, метрах, литрах и др.; б) стоимостные, выраженные в денежной форме, которая является универсальной мерой оценки экономических явлений и процессов; в) трудовые, выраженные в трудозатратах на производство товаров, работ, услуг; г) выражены в условных единицах, применяемых для однородных, но имеющих некоторые различия, видов товаров. 3. По способу построения показатели бывают: а) абсолютные (объемные, количественные), характеризующие объем деятельности, инвестиций и др., например, товарная продукция, грузооборот, торговая площадь, объем строительно-монтажных работ; б) качественные (относительные), определяемые как соотношение двух абсолютных показателей. Относительные показатели характеризуют интенсивность процесса или значимость характеристики, например, производительность труда, себестоимость продукции, средняя заработная плата, рентабельность производства, продукции, активов и др. Относительные показатели имеют много разновидностей: средние величины, индексы, показатели интенсивности динамики, оценки дисперсии, показатели структуры. 4. По роли в экономическом анализе различают показатели: а) прогнозные; б) плановые; в) фактические; г) ожидаемого выполнения. Ожидаемое выполнение показателя определяется в период, когда еще отсутствуют фактические данные в целом за изучаемый период, но имеются результаты процесса за часть периода. Показатель ожидаемого выполнения представляет собой нечто среднее между плановым заданием и его фактическим выполнением. При расчете этого показателя учитывают, как правило, сумму фактических данных за истекшую часть планового периода и сумму плановых данных на оставшийся период планового срока. 5. По направленности показатели могут быть: а) адресные (индивидуализированные), т. е. ориентированные на конкретного исполнителя; б) обезличенные, предназначенные для всех исполнителей, например нормативы. 6. По формам учета и отчетности различают показатели: а) оперативные, получаемые в процессе текущего наблюдения за процессами; б) статистические, предусмотренные статистическим учетом и отчетностью; в) бухгалтерские, представленные в документах бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. В заключение сформулируем несколько положений общеметодологического характера, актуальных при планировании и прогнозировании развития предприятия. Методический аппарат и выбор показателей должны быть ориентированы на реализацию принципов системного подхода. В методологическом аспекте это предполагает необходимость комплексного, разностороннего воспроизведения всех наиболее существенных аспектов работы предприятия в количественно измеренных показателях. Каждый отдельно взятый показатель является лишь частной характеристикой и способен полноценно выполнять свою аналитическую функцию, будучи включенным в общую систему показателей. Таким образом, система экономических показателей – это комплекс взаимосвязанных характеристик объекта. Эти характеристики могут быть взаимосвязаны функционально, технологически, организационно или каким-то иным образом. Система экономических показателей отражает организацию, объем, результаты и структуру, динамику процессов; реальные связи элементов и объектов хозяйствующих единиц. Эти характеристики формируются на основе единой стандартизированной и обязательной для применения методики расчетов, установленной либо директивными документами, либо решениями на уровне самого предприятия. Показатели бухгалтерского и статистического учета на предприятии, регламентированные государством, в основном унифицированы по отраслям и видам деятельности согласно кодам Росстата РФ и положениям по бухгалтерскому учету, разработанным Минфином РФ. В настоящее время решается задача сближения методологии расчета этих показателей с международными стандартами системы экономических показателей. Следующим общеметодологическим положением, актуальным при проведении планирования и прогнозирования на предприятии, является обеспечение сопоставимости показателей в следующих аспектах: а) по методике расчета; б) по ценам, тарифам, нормативам; в) по хронологическим параметрам; г) по границам объектов планирования и прогнозирования и др. Такая сопоставимость показателей достигается специальными расчетами: переводом в сопоставимые цены, в сопоставимость по времени учета, по иным аспектам. Методология прогнозирования в основе своей близка к методологии планирования, но имеет ряд специфических особенностей. При прогнозировании существенную роль играет ряд математических и логических операций, направленных на получение оценок наиболее вероятной ситуации в будущем с учетом различных вариантов интенсивности процессов и влияния комплекса факторов. Наиболее распространенными методическими приемами, используемыми при подготовке исходной информации для прогнозирования, являются сглаживание или выравнивание динамических рядов, расчет средних значений показателей. Основными методами определения значений прогнозируемых показателей выступают: экстраполяция, нормативные расчеты, интерполяция, экспертные оценки, метод аналогии, математическое моделирование. Кратко охарактеризуем суть каждого из этих методов. Экстраполяция – метод, при котором прогнозируемые показатели рассчитываются как продолжение динамического ряда на будущее. Следовательно, экстраполяция является переносом закономерностей и тенденций прошлого на будущее на основе взаимосвязей показателей одного ряда. Она эффективна для краткосрочных прогнозов, если уровни динамического ряда отличаются устойчивостью. Метод интерполяции заключается в вычислении искомой величины, которая находится между двумя известными величинами. Простейшим способом является ее определение как половины от суммы предыдущего и последующего значения. Могут применяться более сложные способы расчетов, основанные на использовании техники коэффициентов. Экспертные оценки определяются как коллективное мнение группы специалистов-экспертов. Область применения экспертных оценок определяется в зависимости от ограничений, связанных с трудностями или невозможностью сбора информации обычным путем (отчетность, сплошные или выборочные обследования и т. д.). Разработаны специальные методики получения экспертных оценок, проверки их надежности. Наиболее известными являются Дельфи-метод, метод мозгового штурма, синектики и др. Упрощенную разновидность экспертных оценок представляют конъюнктурные совещания. Качество экспертных оценок в значительной мере определяется профессиональным опытом экспертов. Экспертные оценки могут по своей форме быть описательными и количественными. Метод аналогии заключается в формировании экономической информации на основе аналогичных данных по другим объектам. В случае необходимости вводятся поправочные коэффициенты. Целесообразно оценить вероятную погрешность данных, полученных методом аналогии. Математическое моделирование может осуществляться с использованием целого ряда специальных моделей, например, основанных на теории множеств, теории графов, теории вероятности и т. д. Экономико-математические методы и модели применяют с целью выбора наилучшего решения из нескольких возможных вариантов, измерения влияния комплекса факторов и условий на исследуемый параметр, классификации объектов и для решения ряда других задач экономического анализа, связанных с планированием и прогнозированием. Существуют экономико-математические модели, предназначенные непосредственно для выполнения операций по прогнозированию и планированию. Таким образом, методология планирования и прогнозирования выступает как специальный блок приемов и действий в рамках базового комплекса методов экономического анализа. По мере эволюции экономической науки совершенствуются методы планирования и прогнозирования, обеспечивая их более высокую достоверность и научную обоснованность. 2.6. Организация планирования на предприятииВнутрифирменное планирование является составной частью системы управления объектом хозяйствования и соответственно элементом общей организационной структуры управления предприятием. Предприятие как первичное звено экономики обладает правом самостоятельно разрабатывать планы своей деятельности. Кроме определения методологии планирования компания устанавливает последовательность этапов работы при планировании. Функция планирования в значительной мере обеспечивается системой контроллинга. Контроллер осуществляет организацию и координацию процесса планирования на всех его этапах. Процесс планирования рассматривается представителями разных научных школ в форме моделирования стратегического плана. Наиболее известными являются концептуальные модели, разработанные представителями западных школ: модель Гарвардской группы, модель Г. Стейнера (G. A. Steiner) и др. В отечественной литературе также представлен ряд концептуальных подходов к формированию стратегического плана предприятия. Контур стратегического планирования разработан авторами книги «Стратегический менеджмент» под редакцией А. Н. Петрова.[32] В основе этой модели лежат три постулата. Во-первых, процесс стратегического планирования рассматривается как последовательность трех этапов: анализ, целеполагание и выбор. Во-вторых, стратегия предприятия строится по иерархическому принципу, т. е. каждое подразделение предприятия имеет собственную стратегию развития, которая, как и стратегии всех остальных подразделений, интегрирована общей стратегией предприятия. В-третьих, стратегическое планирование является непрерывным процессом, включающим реализацию плана, его корректировку в случае необходимости или даже новую формулировку. Последовательность разработки плана фирмы предполагает выполнение следующих этапов работы: 1) обоснование целей деятельности; 2) сбор экономической информации; 3) проведение комплексного экономического анализа; 4) составление прогнозов; 5) контроллинг методологии планирования; 6) собственно планирование – составление проектов общего и частных планов; 7) утверждение планов; 8) доведение планов до исполнителей; 9) выполнение плана исполнителями; 10) контроллинг и мониторинг исполнения плана; 11) корректировка плана; 12) оценка итогов выполнения плана; 13) подготовка к разработке планов на следующий период. Планирование в широком смысле можно определить как деятельность по «формированию будущего». Такое созидание будущего состоит в целенаправленной систематической работе по построению гипотетической модели предприятия на перспективу, по определению альтернативных вариантов комплекса средств и способов достижения целей, по выбору оптимального варианта сценария развития предприятия, по выработке и реализации конкретной системы мероприятий, обеспечивающих достижение целей. Процесс планирования можно представить как последовательный поток действий, в котором представлены следующие этапы: 1) формулировка целей; 2) постановка проблемы; 3) поиск возможных вариантов действий; 4) оценка вариантов действий; 5) принятие решения в форме определения плановых параметров; 6) руководство организацией выполнения плана; 7) реализация плановых заданий; 8) контроль хода реализации плана; 9) диагностика и тестирование результатов выполнения плана на основе сравнения плановых и фактических параметров, анализ причин отклонений. Представленная в перечне последовательность этапов не является жестко фиксированной. За счет эффекта многообразных обратных связей может возникнуть необходимость в корректировке итогов предыдущего этапа, в согласовании решений по сопредельным разделам плана. «Неприкосновенной» остается ориентация на миссию предприятия, а конкретные средства и способы ее реализации могут видоизменяться в зависимости от динамично меняющихся условий внешней и внутренней среды предприятия. Как видно из перечня этапов, планирование является непрерывным процессом, в котором соблюдаются принципы преемственности и непрерывности. Условность приведенного перечня состоит в том, что этапы могут разграничиваться с разной степенью детализации, а различные операции (этапы) – чередоваться в различной последовательности; возможен возврат к предыдущим этапам с целью корректировки или параллельная работа по нескольким операциям. В рамках приведенного перечня этапов рассмотрим содержание каждого из них. Планирование начинается с выбора приоритетов в развитии предприятия, что соответствует определению целей и методов их достижения. Работа по сбору данных при осуществлении прогнозирования и планирования во многом одинакова. Однако при планировании используется преимущественно информация о внутренней среде хозяйствования, в то время как при прогнозировании велика значимость данных о факторах внешней среды функционирования предприятия. Комплексный экономический анализ осуществляется в форме оценки информации о настоящем и прошлом в деятельности предприятия, что необходимо для определения будущего. В процессе экономического анализа изучаются данные об экономическом, коммерческом, технологическом, кадровом и ином состоянии в прошлом и настоящем с целью оценки будущих условий и результатов деятельности предприятия. Экономический анализ является обязательным начальным этапом планирования. Он включает: расчеты экономических показателей; содержательный анализ, т. е. определение позитивных результатов деятельности; выявление негативных аспектов в итогах деятельности предприятия; общую оценку деятельности; разработку рекомендаций по улучшению экономического положения предприятия. Разработаны стандартные процедуры и методики экономического анализа. К основным методам экономического анализа относятся: сравнение; группировка; индексный метод; метод цепных подстановок; графический метод; балансовый метод; корреляционный и регрессионный анализ; факторный анализ; маржинальный анализ; дисперсионный анализ; морфологический анализ; дельфийский метод экспертных оценок; теории игр; теория массового обслуживания и др. На основе данных комплексного экономического анализа разрабатываются прогнозы в виде многовариантных моделей (высокий, средний, низкий варианты). Существенную роль в обеспечении высокого качества планирования играет контроллинг, призванный обеспечить оптимизацию методики планирования и формирование исходной базы данных на основе материалов экономического анализа для составления планов. На этапе комплексного экономического анализа также используются методы контроллинга. Следующий этап организации работ – собственно планирование, т. е. составление проектов общего и частных планов. Содержанием планирования является выполнение серии расчетов в соответствии с принятой методологией и получением системы итоговых плановых показателей. Процесс утверждения плановых показателей включает предварительное обсуждение проекта плана заинтересованными службами фирмы, его рассмотрение высшим руководством предприятия, которое утверждает план либо возвращает его на доработку. Утверждение официальных планов фиксируется документально протоколом, приказом или распоряжением. После утверждения планы доводятся до исполнителей: структурных подразделений, отделов, служб и отдельных работников. Необходимо обеспечить правильное понимание всеми исполнителями своих функций. Следующим этапом является деятельность по выполнению планов, в этой работе заметную роль играют менеджеры. Важным условием успеха на этом этапе является взаимная согласованность и координация деятельности подразделений предприятия. При возникновении отклонений в отдельных звеньях производственной цепи нарушается общий цикл выполнения работ. Весь ход выполнения плана необходимо держать под контролем. Для этого осуществляются контроллинг и мониторинг исполнения плана, включая все элементы производственного процесса и его конечный результат. Осуществляется мониторинг расходования всех видов ресурсов, проверяется соблюдение сроков выполнения производственных операций, оценивается экономический эффект по отдельным операциям и производственному процессу в целом. При проведении контроллинга и мониторинга могут обнаружиться отклонения от плановых заданий либо изменения условий хозяйствования, что может потребовать корректировки плана по объемам, срокам, ассортименту. Сложной дилеммой в теории планирования является конфликт двух требований: адекватности и стабильности плана. С одной стороны, при разработке плана необходимо обеспечить возможность непрерывной его адаптации к изменяющимся условиям деятельности фирмы. С другой стороны, план должен быть относительно стабильным, чтобы он действительно мог служить ориентиром в работе предприятия. Разрешение данного противоречия состоит в принятии компромиссного решения на основе корректировки плана (постоянно либо эпизодически, по мере накопления его оперативных изменений). Но оба плана – первоначальный и скорректированный – должны иметь неизменные конечные параметры-критерии, позволяющие оценить степень достижения конечных целей деятельности. При завершении планового периода подводятся итоги выполнения плана, выявляются причины и факторы отклонений, если они имели место, что должно быть учтено при планировании на следующий период. После завершения очередного планового периода должен непосредственно включаться в действие новый план на следующий плановый период. Очевидно, что подготовка и разработка нового плана должна была осуществляться заблаговременно в период действия предыдущего плана. Решающим фактором успешной организации деятельности по планированию является качество работы персонала, выполняющего комплекс операций в пределах перечисленных ранее этапов планирования. Качество планирования во многом определяется профессиональными качествами работников фирмы, осуществляющих функции планирования, основными из которых являются: ¦ профессиональное владение основами теории рыночной экономики; ¦ уровень интеллектуального потенциала; ¦ квалификация; ¦ опыт работы; ¦ знание современных методик экономического анализа, прогнозирования и планирования; ¦ владение информацией о зарубежном опыте планирования; ¦ осознанное и ответственное отношение к принимаемым решениям; ¦ умение предвидеть последствия принимаемых решений; ¦ способность абстрагироваться от второстепенного и выделять главное; ¦ новаторский, творческий стиль работы и мышления; ¦ склонность к поиску новых идей, полезных для фирмы; ¦ умение выявлять тенденции и закономерности, обосновывать выбор оптимального варианта плана. Управление персоналом, занятым на разных этапах планирования, должно включать ряд обязательных мер: 1) построение системы стимулирования труда работников с учетом промежуточных результатов и конечных итогов планирования; 2) своевременное доведение до исполнителей общих целей планирования и конкретных, решаемых ими задач; необходим дифференцированный подход к информированию участников процесса планирования, выполняющих функции высшего, среднего и низшего звена в данном процессе; 3) четкое распределение функций между участниками планового процесса. Основной объем работы по планированию выполняют сотрудники планово-экономического отдела, которые осуществляют в этой области следующие основные функции: ¦ составление и анализ статистической отчетности с целью формирования информационной базы для планирования; ¦ разработка проектов плана, расчет плановых показателей и представление их руководству предприятия; ¦ доведение плановых заданий до исполнителей; ¦ составление экономического обзора по итогам выполнения плана; ¦ определение экономического эффекта от исполнения плановых заданий. Сотрудники планово-экономического отдела должны взаимодействовать в процессе работы над планом с работниками других служб и отделов фирмы по вопросам, связанным с планированием: получение информации, координация действий, проверка исполнения и др. Так, работники планово-экономического отдела при осуществлении плановых расчетов тесно взаимодействуют с: ¦ руководством предприятия – по вопросам определения общей стратегии развития и по организационным вопросам; ¦ финансовым отделом – по вопросам финансового планирования; ¦ бухгалтерией – по вопросам учета и отчетности; ¦ отделами маркетинга – по вопросам планирования сбыта; ¦ транспортным отделом – по вопросам планирования перевозок грузов; ¦ отделом главного инженера, технологическим и производственным отделами – по вопросам планирования производства; ¦ отделом кадров – по вопросам планирования персонала и др. В плановой работе необходимо рациональное сочетание принципов демократизма и подчинения. Важно не подавлять творческую инициативу работников, воспитывать у них самодисциплину труда. Возможно создание временных поисковых групп, включающих работников разных служб для исследования подходов к решению специальных проблем планирования. Особенно значима роль контроллера, который является не только экономистом-исследователем, но и консультантом для руководства фирмы по различным экономическим вопросам деятельности предприятия, в том числе по вопросам планирования. Такая роль контроллера фирмы начинает проявляться и в российской экономической жизни. Существенным организационным вопросом планирования является создание условий и определение мер по обеспечению выполнения плановых заданий. Основными из них являются: ¦ детальное и конкретное описание необходимых действий; ¦ определение перечня исполнителей с указанием решаемых ими задач; ¦ установление календарных сроков выполнения плановых заданий; ¦ определение центров ответственности по каждому разделу плана и плану в целом; ¦ ресурсное обеспечение, включая финансирование, материальное обеспечение, организационное обеспечение, технологическую базу, маркетинговую деятельность, кадровый потенциал и др. Важным ориентиром при планировании является поддержание баланса целей и ресурсов. Это означает, что при определении перечня задач нельзя выходить за пределы реальной ресурсной обеспеченности производственного процесса. Должна быть также обеспечена сбалансированность разных видов ресурсов: финансовых, трудовых, материальных, инновационных, интеллектуальных. Нерационально сохранять владение ресурсами, которые не находят практического применения, за исключением необходимых страховых запасов. Рассмотрим более конкретно один из вопросов ресурсного обеспечения, связанный с состоянием и качеством основных фондов предприятия. Круг вопросов, решение которых должно быть предусмотрено планом, включает: ¦ поиск источников инвестиций на выгодных условиях; ¦ модернизацию, реконструкцию и расширение основных фондов; ¦ увеличение доли производственных основных фондов; ¦ плановые меры по повышению уровня автоматизации и механизации труда; ¦ профилактический ремонт и своевременную замену изношенных частей оборудования, частичную или полную модернизацию узлов; ¦ применение оправданной ускоренной амортизации. Плановые задачи в сфере управления персоналом должны включать: ¦ создание новых систем мотивации труда; ¦ определение мер по повышению производительности труда; ¦ разработку новых нормативов и норм труда; ¦ план по приему квалифицированных работников; ¦ меры контроля по соблюдению должностных инструкций; ¦ переподготовку и повышение квалификации персонала; ¦ мероприятия по сокращению потерь рабочего времени. Комплекс мер по обеспечению выполнения плана должен согласовываться с общей направленностью и содержанием политики развития предприятия. Политика отражает общие подходы к осуществлению деятельности фирмы в соответствии со стратегическими целями и задачами создания преимуществ и благоприятных условий развития предприятия. Не следует пренебрегать рядом условий, связанных с психологическим настроем и установками как сотрудников предприятия, так и контрагентов, конечных потребителей производимых предприятием продукции и услуг. Для эффективного ведения бизнеса важно осуществлять мониторинг их удовлетворенности деятельностью предприятия. В частности, важно осуществлять на функциональном уровне планирование гибкой системы организации отношений с клиентами и потребителями с учетом их интересов и требований на основе концепции привлечения и удержания клиентов и контрагентов. Общая экономическая политика управления предприятием включает следующие частные аспекты: политика сбыта, политика цен, политика инвестиций, политика технологий, кадровая политика и др. Все эти направления хозяйственной политики предприятия должны быть полноценно и непротиворечиво отражены в планах предприятия. При определении конкретных значений планируемых показателей и при составлении самого перечня планируемых параметров необходимо принимать во внимание действующие нормы, стандарты и правила. Эти нормативные критерии имеют два источника. Часть из них установлена государством в правовых нормах и обязательна к соблюдению для определенных категорий предприятий. Остальные формируются самим предприятием. Основными требованиями к стандартам, устанавливаемым предприятием, являются: ¦ достижимость; ¦ объективность; ¦ непротиворечивость; ¦ измеримость и др. Следует структурировать план путем выделения отдельных модулей (групп) показателей, дифференцированных по функциональному признаку: 1) ресурсы, необходимые для осуществления деятельности; 2) промежуточные показатели, характеризующие сдвиги в модели поведения и результатах функционирования объектов управления; 3) конечные показатели, являющиеся индикаторами достижения конечных целей предприятия. Эффективный контроль хода реализации плана возможен при наличии полноценной системы мониторинга ключевых показателей, четкой организации информационных потоков и баз данных. Совокупный полезный результат планирования развития предприятия складывается из следующих составляющих: ¦ планирование позволяет снизить неопределенность условий функционирования предприятия; ¦ благодаря структуризации плановых задач удается преодолеть трудности, обусловленные сложностью предприятия как объекта управления; ¦ при использовании метода прогнозирования как элемента предплановых разработок повышается научная обоснованность и реальность плана; ¦ на основе предварительно разработанных сценариев производится выбор оптимального варианта развития предприятия в пределах горизонта планирования; ¦ наличие системы плановых показателей на предстоящие годы позволяет повысить уровень коммерческой и финансовой безопасности предприятия; ¦ создаются предпосылки для обеспечения единства и согласованности действий разных подразделений предприятия, что повышает эффективность функционирования предприятия в целом; ¦ облегчается внедрение элементов «электронного бизнеса», т. е. новых технологий ведения предпринимательской деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий стратегического управления бизнесом. Контрольные вопросы1. Чем обусловлена необходимость прогнозирования деятельности предприятия? 2. Определите смысл термина «стратегия предприятия». 3. В чем состоят задачи планирования на предприятии? 4. Перечислите наиболее существенные свойства плана хозяйственной деятельности предприятия. 5. Какова связь планирования с управленческой деятельностью на предприятии? 6. В чем состоит принцип комплексности в планировании и прогнозировании на предприятии? 7. Определите содержание принципа целенаправленности плана. 8. Чем обусловлена необходимость соблюдения принципа экономичности при планировании? 9. В чем заключается сущность принципа непрерывности прогнозирования и планирования? 10. Что понимается под принципом информативности плана? 11. В чем проявляется единство принципов планирования? 12. Какова специфика планирования на предприятиях малого бизнеса? 13. В чем состоят особенности планирования деятельности средних предприятий? 14. В чем состоят преимущества организации деятельности крупных предприятий? 15. По каким признакам классифицируют планы развития предприятий? 16. Приведите классификацию планов по признаку «предмет планирования». 17. Какие существуют виды планов по методам их разработки? 18. Что понимается под нормативным прогнозом? 19. Перечислите основные экономико-математические методы, применяемые в прогнозировании и планировании. 20. Приведите классификацию показателей, используемых в плановых расчетах. 21. Раскройте смысл методов экстраполяции и интерполяции. 22. Какова должна быть последовательность процедур при разработке плана фирмы? 23. Что понимается под многовариантностью прогноза? 24. Какие требования предъявляются к профессиональным качествам специалистов в области прогнозирования и планирования? 25. Перечислите основные организационные вопросы, решаемые в процессе планирования. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|