|
||||
|
Глава 8Текст на разных поверхностях 8.1. Текст в пространстве рисункаНачать интереснейшую тему – текст на различных поверхностях – стоит с рассказа о тексте на бумаге, но на этот раз, соседствующего не с иллюстрациями, а непосредственно погруженного в композицию рисунка. В данном случае возможны два принципиально различных подхода. Такой текст либо сливается с композицией для достижения наибольшего эффекта, либо резко выделяется на ней. При слиянии он расположен по центру рисунка, причем необязательно по геометрическому центру, но по точке схода линий (воображаемой точке перед взглядом, в которой сходятся все линии изображенного пространства). При выделении он размещается в углу картины или занимает всю верхнюю ее часть, протянувшись сплошной полосой вдоль края. Для рекламы, заметим, первый вариант (слияние) обычно не годится, так как надписи должны бросаться в глаза читателю, равно как и графика. Особый случай – текст в пространстве телеролика, для которого свойственен динамизм изображения (причем сам текст обычно тоже динамичен, поскольку или двигается в кадре или же озвучивается). Чтобы суметь подгадать момент, когда, требуется чувство меры и длительная практика. Хорошими учителями копирайтера выступают произведения эпохи «немого кино», в которых (если фильм удачен) эффектно подобранные надписи разрывали ленту в нужном месте. По своему содержанию такая реклама должна быть по большей части юмористической (но не карикатурной), поскольку слегка иронические тексты хорошо запоминаются и не раздражают телезрителя, в отличие от прочей рекламы. Интересно, что это открытие сделали не сами копирайтеры, а шоумены и звезды эстрады, которые оказались большими специалистами по пиару и рекламе. Например, Филипп Киркоров выдал совершенную формулу текста для телерекламы: – Благодаря роликам в обиход вошли некоторые шутки, среди которых встречаются настоящие шедевры…[184] ЗАДАНИЕ № 45. По цепочке родственных слов попытайтесь определить глубинный смысл слова «искусство»: кусать – вкус – вкушать – искушать – искусство. 8.2. Текст на наружных носителяхНаружная реклама с древнейших времен доминирует по своему значению, потенциалу и влиянию над прочими видами, за исключением единственно лозунгов зазывал, в настоящее время вытесненных промоутерами. Наружная реклама, вписываясь в урбанистическую среду, создает топографические ориентиры для человека, а потому заслуживает его внимания и доверия. Характерно, что такая ситуация насчитывает уже много тысячелетий: «город заговорил с человеком, едва родившись».[185] Историки рекламы приводят замечательные образцы творчества древних специалистов по «наружке». Например, из Египта до нас дошел призыв: «Дешев, очень дешев в этом году благородный рог исполинов девственных лесов экехто [бивень слона. – С.Б.]. Идите ко мне, жители Мемфиса, подивитесь, полюбуйтесь и купите».[186] Язык улицы очень выгоден. Во-первых, такое объявление увидят тысячи, тогда как с объявлением в печати и даже по ТВ познакомятся далеко не все. Во-вторых, наружная реклама почти неограничена в размерах. В-третьих, в наружной рекламе эксплуатируется неслыханный арсенал изобразительных средств – краски, пластик, металл, стекло, иногда древесина, электрический свет (в том числе неон). Но чтобы эти плюсы заработали на рекламодателя, нужно заранее подумать над вопросами: 1) сколько человек и из какой преимущественно социальной группы проходит в выбранном месте? 2) какова скорость движения здесь людей и транспорта? 3) какова здесь обстановка в утренние, дневные и вечерние часы? Ответы на эти незамысловатые вопросы дают очень много ценной информации. В районе университетских корпусов преобладает молодежь, так что здесь некоторые виды уличной рекламы попросту лишаются смысла. На перекрестках люди сильно спешат, у остановок и автостоянок могут простаивать невероятно долго; поэтому выгоднее размещать рекламу вблизи остановок, а никак не перекрестков (даже если с перекрестка открывается роскошный вид на место, где запланировано разместить рекламную конструкцию). Для крупного города следует подобрать не менее 1000 таких мест, поскольку эффективное воздействие имеют лишь 1000–4000 плакатов. За 10 дней с тысячей плакатов в разных частях города ознакомится до 80 % населения в возрасте от 18 до 50 лет, причем около 1/4 от них, скорее всего, станут покупателями.[187] Таблица 6. Ориентировочные форматы рекламных площадей[188]И, наконец, в каждом городе есть места, которые по-разному выглядят в то или иное время суток. Это может привести к двум результатам: а) реклама в определенные часы будет смотреться красиво, в другие (когда здесь проходит больше всего людей) – безобразно; б) при естественном и искусственном освещении иное место существенно меняет облик, так что спешащий человек, приметив какое-то интересное объявление, потом уже не отыщет его. При учете географического фактора следует принять к сведению и вероятные цели и профессии адресатов рекламы. Реклама компьютеров хороша рядом с офисным зданием, реклама аптеки – рядом с поликлиникой, реклама игрушек – рядом с детским садом, реклама магазинчика музыкальных компакт-дисков и аудиокассет – рядом со школой. Иными словами, повторяя С. Михалкова: Они нужны! Но только Там и Так, Стоит сказать несколько слов и о физиологии чтения. Ранее много раз заводилась речь о важности учитывать такие свойства целевой аудитории, как принадлежность к социальной группе, социальные роли большинства представителей, возрастной состав, но каждый раз разговор велся в отрыве от физиологических свойств этой категории. Между тем ни для кого не секрет, что пожилые люди рассеянны и невнимательны, особенно, когда спешат (а многие пожилые люди любят спешить); зато именно они готовы долго изучать заинтересовавшее их объявление. Причем объявление действительно должно иметь вид объявления – примерно такого, какое вывешивается ЖКХ у входа в подъезд, но с оригинальными шрифтами, символами и рамочкой, чтобы привлечь к себе внимание. Молодые мужчины (до 35 лет) в четыре раза чаще женщин интересуются вывесками и витринами, но затрачивают на такой род рекламы лишь 10,7 секунды в среднем. Молодые женщины того же возраста задерживаются перед рекламой в среднем на 13 секунд, отдавая предпочтение рекламе, оформленной в виде афиши. Смешанные пары задерживаются у объявления на значительно больший интервал, от 15 секунд и свыше.[190] Естественно, сказанное относится не к прогуливающимся, но к тем, кто идет по каким-то своим делам, поглощенный мыслями, и не уделяет рекламе особого внимания, лениво скользит по ней взглядом. Особый случай – реклама посредством витрин, которая включает в себя много видов текста, скомбинированного с графикой и образцами товара. Тексты внутри витрины могут включать в себя следующие типы надписей (необязательно все сразу, подбор и комбинирование вариантов зависит от конкретной ситуации):[191] а) большими буквами вдоль всей композиции призыв посмотреть на витрину, возможно, разных шрифтов для разных (укороченных) фраз; б) меньшими буквами – девиз выставки (не обязательно), возможно в сочетании с каким-либо логотипом; в) короткая и занимательная лекция о товаре на небольшом плакатике, который дополняет задний план витринной композиции. Естественно, лекция обращает на себя внимание графическим исполнением текста. ЗАДАНИЕ № 46. Филологическое задание: используя слово «мрак» постройте выражение со смыслом «не темни». 8.3. Текст на постройках и сооруженияхТекст на постройках и сооружениях выполняется: (а) в виде надписей, имитирующих андеграунд (наносится методом граффити, то есть с применением аэрозольных баллончиков); (б) через строгий трафарет на фоне красивого «полотна» (последнее создается путем аэрографии, то есть посредством нанесения краски аэрографом); (в) путем наклейки или прикрепления пленок, материи или бумажных полотен с обычными объявлениями (афиши, плакаты и т. д.). Такого рода текст, напоминающий вместе с графическим окружением цветовое пятно посреди однородного пространства стены, оформляется с учетом определенных требований. Чтобы привлечь внимание человека, приходится создавать «визуальные скандалы», как назвали французские плакатисты ай-стопперы – броские рекламные объявления, заставляющие присмотреться к изображению и даже пробежать глазами по тексту. К сожалению, неумелое использование ай-стопперов у нас и на Западе привело к тому, что люди от рекламы убегают, как от назойливой мухи. Из тех 1500 объявлений, которые ежедневно обрушиваются на психику человека, производят хоть какое-то впечатление лишь 4 %, то есть порядка 70 текстов.[192] Современный человек перестает обращать внимание на рекламу, как на тиканье часов в комнате. Что касается лексических требований, то нужно отметить, что подобный текст обычно предельно минимизируется. В этом плане показателен старый прием чешских рекламистов, которые для продвижения новой марки шоколада создали плакат с изображением мальчишки, уплетающего этот самый шоколад, с добавлением лапидарной и выразительной надписи-императива: «Еще!»[193] Впрочем, предельная лаконичность нормальна для аэрографии, которая эксплуатирует ресурс рисунка. Граффити может содержать 3–5 слов, а афиша или плакат и того больше. Практика показала, что иногда бывает полезно учитывать в многословной наружной рекламе политическую ситуацию. Впервые на этом искусно сыграл Маяковский, например, создавая такие вещи:[194] Чего ради А разве сегодня не о чем рассказать? Отнюдь. Политика столь же богата событиями, как и восемь десятилетий тому назад. Пристальное внимание следует уделять оформлению вывесок. Их оформление должно включать в себя красиво поданную надпись, оригинальные рамочки, украшения, дополнительную информацию. Для магазинов, торгующих компьютерной техникой, целесообразно размещать на вывеске имя своего сайта. Обязательной дополнительной информацией на вывеске являются часы работы, выходные дни и номер дома, в котором располагается магазин. Причем для провинциальных городов, где номера домов не проставлены, наверное, на 60–70 % зданий, такой рекламный ход остро необходим. Вывеска поможет ориентироваться в урбанистической среде большому числу человек, благодаря чему информация о фирме (закрепленная положительными эмоциями: «Хоть эти додумались номер написать, молодцы!») послужит распространению устной рекламы и привлечению большего числа клиентов, чем можно было бы ожидать. Имеет смысл подумать о пространственном распределении слов и слогов на рекламной площади. Нельзя писать, например: Приглашаем на дегустацию «Фруктовый сок года». Или (что еще хуже): Приглашаем на дегустацию «Фруктовый сок года». В обоих случаях надпись является «корявой», создающей неприятные ассоциации, попросту безграмотной. Вместо этого надо:[195] Приглашаем на дегустацию «Фруктовый сок года». Обособлен призыв «Приглашаем!», императивность приобрело словосочетание «[Все] на дегустацию!», несомненный позитив усматривается в заключительном словосочетании «сок года», которое и формирует представление о цели мероприятия. ЗАДАНИЕ № 47. В 1907 г. американскими психологами было открыто словесное насыщение: если перед глазами долго мелькает какой-то короткий текст, то он начнет распадаться на отдельные компоненты, лишенные смысла.[196] Поэтому рекламисту при использовании повторов в афише не следует ставить слово в разных падежах (а уж если приходится так делать, то это слово лучше не выделять из текста шрифтом), поскольку так слово быстрее утратит смысл. Что еще можно посоветовать в подобной ситуации? 8.4. Световой текстДля любой наружной рекламы, а в особенности для световой, создаваемой неоном и дюралайтом, исключительную важность имеет расцветка слов и фона, на котором они размещены, а также очертания букв. Выразительность шрифта для наружной рекламы достигается путем: (а) увеличения протяженности слов на 10 % в сравнении с обычной разрядкой, (б) достаточно большой толщины линий, (в) оптимальным соотношением длины и ширины букв (5 к 1). Как указывалось ранее, очень важно подобрать корректное соотношение цвета букв и фоновой заливки, чтобы надпись смотрелась контрастно. Согласно германскому эксперту Г. Цойгеру интенсивность контраста убывает следующим образом:[197] желтый на черном, белый на синем, черный на оранжевом, оранжевый на черном, черный на белом, белый на красном, красный на желтом, зеленый на белом, оранжевый на белом, красный на зеленом. Остальные сочетания и вовсе лишены какой бы то ни было контрастности. Все цвета «наружки» должны быть «матрешечными», то есть представленными яркими и насыщенными оттенками, но никак не бледными или темными. Эффектно подобранные друг к другу, они создают, как принято говорить в таких ситуациях, «позитивную атмосферу шрифта». Атмосфера включает в себя не единственно хороший контраст, но также и соотносимость цветовой гаммы с продвигаемым продуктом. Так, надпись в рекламе мармелада, как установили психологи, лучше всего выполнять светлым шрифтом на темном фоне. Жирные буквы вне зависимости от цвета неприемлемы для рекламы пищевых продуктов, украшений и одежды. Курсив (или его имитация у неоновой рекламы) обращен в первую очередь к покупательницам. Напоследок заметим, что понятность любой наружной рекламы зависит не только от стараний копирайтера, но и от ряда других факторов, в том числе от специфики городского пространства, в котором окажется текст. Алиса попыталась прочесть надпись на боку шара, которая выглядела так: «С – гнездо – В – спящая птица – Н – стая бабочек – Я УЛ – гнездо – А». – Ничего не понимаю, – сказала Алиса. – К сожалению, я тоже забыл, – сказал робот. – Может, это Свиная улица? – спросила Алиса. – Нет, – обиделся робот, – у нас не может быть такого названия.[198] Объекты, окружающие рекламу, могут скрывать часть надписи, отчего текст подчас превращается в настоящий вздор. Чтобы не превратить ненароком свое творение в подобие «Свиной улицы» из приведенного здесь отрывка, копи-райтер должен создавать текст на компьютере, примеривая рекламную фразу к фотографическому изображению той среды, где будет располагаться плакат, вывеска и т. д. ЗАДАНИЕ № 48. Подберите оптимальные цвета и фоновую заливку к словам «сокровище» и «откровенный», чтобы при этом показать родство обоих слов. Кстати, в чем заключается это родство? 8.5. Текст и бодиартВ ходе рекламной кампании, в которой задействованы промоутеры, модели или актеры, можно использовать элементы бодиарта, то есть наносить определенные надписи краской на тело человека. Практика показала высокую эффективность подобной рекламы при ничтожно низкой ее себестоимости. Сказанное означает, что рекламный бодиарт нужно существенно расширять, поскольку сегодня он используется крайне ограниченно (в основном раскрашиваются девушки-промоутеры, привлекающие внимание к автомобилям в салонах). Надписи на теле, имитирующие настоящий бодиарт, могут состоять лишь из одного короткого слова. Специфика выполнения такой рекламы включает в себя: а) обязательную обводку для букв из яркой контрастной краски (белой, алой); б) применение заливки для букв цветов, контрастных по отношению к телесному (скажем, синий, фиолетовый или зеленый, но не коричневый, желтый или оранжевый); в) учет освещенности, цветовой игры павильона; г) учет влияния на читабельность и презентабельность текста дефектов кожи (бледность, неравномерный загар, пигментные пятна, шелушение, жировые выделения). Дефекты кожи устраняются посредством тонального крема, искусственного загара, специальной пудры и прочих современных видов make-up. Если тело украшается для съемки в специальной студии, то основное внимание уделяется не работе над телом промоутера, а работе над нужным искусственным освещением. На некоторые дефекты эпидермиса и оптические свойства красок можно просто не обращать внимания. В том числе можно брать цвета, слабо контрастирующие с телесным, так как контрастность затем получится усилить путем компьютерной обработки готового фотоснимка. Целесообразно перед проведением съемок сделать пробный кадр и смоделировать на компьютере нанесение краски и make-up, чтобы установить факторы, способные снизить качество окончательных фоторабот (см. рис. 9). Рис. 9. Решение для бодиарта. Для натурного выступления промоутеров графическое решение подбирается более тщательно, так как любые ошибки испортят впечатление от рекламной акции. Существенно учитывать и области тела, максимально пригодные для надписей в стиле бодиарта: а) у мужчин – бицепсы, грудь, ягодицы (при ношении стрингов); б) у женщин – бедра, грудь (при ношении бюстье-бикини), ягодицы (при ношении стрингов). Живот и спина являются большим рабочим полотном, но их раскраска, к сожалению, не всегда производит должный эффект. В заключение темы отметим, что перед нанесением на кожу краски необычная «рабочая поверхность» покрывается слоем защитного вещества, например растительным маслом, чтобы краска не забивала устьица и, по мере усыхания, не травмировала эпидермальную ткань. ЗАДАНИЕ № 49. Составьте полный перечень средств, защищающих кожу при использовании бодиарта. 8.6. Росписи по стеклу и керамикеКопирайтеры нередко отстают от жизни. Бум на посуду, помеченную логотипом кампании, давно прошел среди бизнесменов. Сегодня такой подарок считается признаком и дурного вкуса, и дурного тона. В то же время рекламисты, наконец, обратили на украшение посуды внимание и теперь настойчиво принуждают клиентов продвигать таким образом свою рекламу. Естественно, запоздалая реакция «специалистов» по маркетингу только раздражает деловой мир. Поэтому вместо традиционных логотипов компании стоит, потратив чуть больше денег, заказывать украшение стеклянных и керамических изделий с более оригинальными надписями, таящими скрытую рекламу: пожеланиями, афористическими высказываниями-максимами, подходящими в данной ситуации. Тем самым рекламодатель сумеет продемонстрировать утонченность и неординарность мышления. А заодно проявит индивидуальный подход к клиенту или партнеру – получателю такого подарка. ЗАДАНИЕ № 50. Придумайте надпись, индивидуализирующую отношение вашей компании к партнерской организации. 8.7. Каменная мозаикаКаменная мозаика украшает вестибюли многих преуспевающих компаний по всему миру. Это весьма тонкое искусство, умение оценить которое выдает остроту ума и развитые эстетические наклонности. Если фирма пожелает в полном смысле слова увековечить в камне свою славу, свои достижения, то лучшей рекламы придумать трудно. Естественно, такие тексты должны быть предельно лаконичными, состоящими из 2–3 слов и непременно социально ориентированными, поскольку стремление компании работать на общество, подчиненность благу клиентуры единственно и заслуживает такого грандиозного восхваления. Скажем, надпись, обращенная к эстетам, может гласить: Vale,cliens («Будь здоров, клиент!»). Каменная мозаика имеет несколько жанров, из которых для рекламных целей приемлемы три: (а) облицовка стен плиткой, заранее подготовленной из сцементированной массы мелких камней; (б) каменное панно из сцементированной массы мелких камней для монтажа на стене; (в) украшающая вестибюль полуколонна, полая внутри и выложенная снаружи сцементированной массой мелких камней (надпись на колонне лучше пускать слегка по спирали). Знаками препинания или значимыми графическими элементами, пространственно выделяющими текст и акцентирующими к нему внимание, могут послужить окаменелости либо их гипсовые имитации: «чертовы пальцы» (rostra – внутренние раковинки белемнитов, ископаемых головоногих), раковины грифей (двустворчатых моллюсков), остовы одиночных кораллов, зубы морских ящеров плиозавров или наземных мезозойских рептилий (динозавров). Создание такого панно может показаться неслыханно дорогим предприятием, между тем практический опыт автора показывает, что для подобных целей вовсе необязательно закупать уральские самоцветы. В европейской части России в изобилии представлены во всех разрезах земной коры (карьерах, оврагах, обрывистых речных берегах, осыпях) породы и минералы разнообразной расцветки, которую при желании нетрудно усилить химическими красителями, применяемыми в малярном и отделочном ремесле. К примеру, в известных подмосковных карьерах Мячково можно встретить следующие минеральные агрегаты: белый, бело-серый (чистый известняк, сложенный почти сплошь известковым шпатом); нежно-розовый (доломит); зеленоватый (мергель с примесью недоокисленного железа); полупрозрачный, хрусталевидный (кристаллический кальцит) и т. д. ЗАДАНИЕ № 51. Подумайте, как можно усилить графически текст за счет спиралевидно изогнутых ископаемых раковин (аммонитов), и составьте эскиз. 8.8. Товарные этикеткиЭтикетку целесообразно оформлять в виде визитки, поскольку она в известной мере как раз и выступает в качестве визитной карточки товара. Одновременно это и визитная карточка производителя. И если на оборотной стороне такой имитации визитки будет написано, подлежит вещь машинной стирке или нет и прочие «технические» подробности, то на лицевой стороне, красиво спроектированной, производитель будет заверять читателя-покупателя в своем почтении и выражать радость по поводу, что оказался полезен для клиента, своевременно предоставив тому подходящий товар. Естественно, такие заверения должны повышать мнение покупателя о себе самом, чтобы через покупку таких товаров он добивался изменения своего социального статуса. Впрочем, социальный символизм рекламы не ограничивается подобными мерами. Скрытая символика текста в рекламе, как предполагается, гарантирует клиенту:[199] а) высокий социальный статус, элитарность; б) авторитетность; в) проверка временем, давность традиций потребления; г) идеалы и ценности данной социальной группы. ЗАДАНИЕ № 52. Может ли социальная символика рекламы включать какие-либо другие компоненты? 8.9. УпаковкиК надписям на упаковках относятся в целом те же требования, которые были перечислены выше. И, тем не менее, одно замечание сделать все-таки стоит. Система национальных стандартов требует от производителей размещать на упаковках базовые сведения о свойствах товаров. Нужно внимательно изучать эти требования, поскольку нередко они подсказывают копирайтеру, как лучше преподнести товар покупателю. Рассмотрим сказанное на примере пищевых продуктов, на упаковку которых полагается помещать сведения, предусмотренные Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 29 декабря 2003 г. № 401-ст). Сюда относятся: а) наименование продукта, но не фирменное, а данное по Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (утвержден постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 301) – эти сведения можно продублировать на одной из сторон упаковки, оформив их в виде украшения-стилизации, например, поместив на упаковке с сыром надпись «сыр» из букв, имитирующих кусочки сыра; б) товарный знак изготовителя (при наличии) – с этим моментом вопросов не возникает, хотя не помешало бы применять дополнительные надписи, сопровождающие логотип, например «Знак качества для лучшего покупателя»; в) наименование и местонахождение изготовителя – эти сведения можно продублировать на одной из сторон упаковки, оформив их в виде занятной географической карты России; г) масса нетто или объем – эти сведения можно продублировать на одной из сторон упаковки, оформив их в виде рисунка (мерный сосуд, гирька) и веселой надписи, например, «Столько, сколько нужно»; д) состав продукта, в том числе содержание витаминов (для витаминизированных продуктов), клетчатки, пищевых волокон и других компонентов для специальных продуктов с учетом их назначения – эти сведения можно частично продублировать на одной из сторон упаковки, оформив их в виде красочного списка с указанием наиболее полезных ингредиентов и их питательных свойств. ЗАДАНИЕ № 53. Попробуйте творчески переосмыслить информацию с упаковки от пищевой соды. 8.10. ПакетыУдачные надписи на пакетах представлены преимущественно добрыми пожеланиями, что является тонким рекламным ходом, потенциал которого, к сожалению, пока не раскрыт в полной мере. На Западе существует целая культура добрых пожеланий, причем в последнее время наибольшей популярностью пользуются пожелания в восточном стиле, то есть помещенные на листочках внутри печенья. Не случайно самым читаемым автором сегодня в США является Лайза Янг, которая занимается составлением мудрых пожеланий в китайском стиле для таких записочек, которые попадают внутрь печений-гаданий. Девушка (сама по происхождению китаянка) пользуется информационными ресурсами из восточной поэзии и трудов Конфуция.[200] Неутомимый труженик рекламного дела Г. Харрис, отталкиваясь от высокой популярности этих печений, высказал идею, каким образом можно использовать их для распространения рекламы.[201] (Автором эта идея была адаптирована к специфике промоакций в российской провинции[202]). Трудно сказать, приживутся ли в России печенья-предсказания, однако можно предположить, что привычные пожелания на пакетах выгодно трансформировать в рекламу, например: «Счастье в Ваш дом вместе с <…>!» Заметим, что такую рекламу лучше всего делать скрытой. В заключение сделаем очень важное замечание. Слова «скрытая реклама» часто мелькают в тексте, однако рекламисты совершенно забывают, что законодательство вкладывает в этот термин крайне негативное значение. Для честного копирайтера скрытая реклама – это информация о товаре или производителе, которая подается открыто, но не как призыв покупать, а в виде нейтрального повествования.[203] Между тем, авторы Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», не учитывая сложившейся в бизнесе терминологии, окрестили скрытой рекламой ПРЕСТУПЛЕНИЕ, которое состоит в использовании механизмов подсознательного воздействия на потребителя, в том числе путем использования специальных видеовставок или двойной звукозаписи. Понятно, что подобные технологии применимы в первую очередь в сфере радио-, теле-, видео-, аудио– и кинопродукции. Использование ТАКОЙ скрытой рекламы не допускается (см. п. 9 ст. 5 указанного Закона). И с подобным требованием нельзя не согласиться, о чем уже шла речь в начале книги. ЗАДАНИЕ № 54. Сочините несколько рекламных пожеланий для своих знакомых. 8.11. ОдеждаНадписи на одежде, часто используемые просто как украшение, должны иметь утилитарное значение, чтобы подчеркнуть что-то важное для покупателя. Только тогда они станут проводниками рекламы. Например, некоторыми западными фирмами уже опробован выпуск одежды для беременных с лаконичными и предельно простыми, но эмоционально значимыми надписями вроде «BABY». Заметим, что производителю не помешало бы под большими буквами «BABY» проставить гораздо меньшим шрифтом наименование компании. Тогда планирующие завести ребенка женщины, увидев подобную одежду у подруги, узнают, от какого производителя покупать вещи. Также на западе давно эксплуатируется идея нанесения надписей на одежду, лишенную каких-либо символов. В данной сфере специализируются многие фирмы, включая и рекламные агентства. Главным образом, нашивки, наклейки и аппликации ставятся на детскую одежду для того, чтобы ребенок не потерял свои вещи и не перепутал их с чужими, внешне похожими. Но аналогичным образом можно проставлять и рекламу – как собственную, так и чужую. На футболках целесообразно выполнять надписи, сочетающиеся с картинками, причем не обязательно логотипом какой-либо компании. Реклама может содержаться в изображении или даваться мелким шрифтом где-нибудь сбоку, под основной надписью. Эффективны картинки, построенные на контрастах: а) когда фоном надписи служит комбинация рисунка и фото; когда фоном служит комбинация черно-белой и цветной фотокомпозиции; в) когда рисованный шрифт размещается по соседству с печатным; г) когда большие буквы ставятся рядом или чередуются с маленькими; д) когда для светлых букв подбирается темный фон, и наоборот (в том числе цветные буквы на фоне черно-белого фото). ЗАДАНИЕ № 55. Придумайте утилитарную и одновременно рекламную надпись на фартук для домохозяйки. Выводы и общие рекомендацииИз восьмой главы мы узнали: а) уличная реклама должна быть психологически сильной, увлекательной, интересной, занимательной, лаконичной, тактичной (вежливой), в меру серьезной (не дурашливой), образной и позитивной (в том числе оптимистичной); б) примечательно, что примерно те же требования предъявляются и к прочим видам рекламы, но вот только для статей, буклетов и летучих листков степень серьезности обычно выше, а особые потуги по части лаконичности часто излишни – никакой текст не может быть длинным, если читается с большим интересом;[204] в) копирайтер, чтобы не попасть впросак и избежать проблем с властями, обязан отлично знать законодательство о рекламе и в деловой документации использовать не ту терминологию, которая принята в среде маркетологов, но ту, которая принята правоведами (как в случае со СКРЫТОЙ РЕКЛАМОЙ). В следующей главе мы узнаем: Каким должен быть безупречный текст для сайта компании? Как превратить жалобную книгу в средство создания позитивного пиара? Что общего между хлебом насущным и яблоком раздора? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|