|
||||
|
ГЛАВА 6ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ, РЕКЛАМОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ И РЕКЛАМОРАСПРОСТРАНИТЕЛЕЙ 6.1. Понятие правового статуса субъектов рекламной деятельностиПравовой статус представляет собой установленное нормами права положение субъектов, совокупность их прав и обязанностей, определяемых всеми отраслями права. Права и обязанности субъектов рекламной деятельности установлены различными нормативными актами, являющимися источниками разных отраслей права. В связи с этим следует различать конституционно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой статус субъектов рекламной деятельности и т. д. Согласно Закону о рекламе, основными субъектами рекламной деятельности являются рекламодатель, рекламопроизводитель и рек-ламораспространитель, которые различаются в зависимости от выполняемых ими в сфере рекламы функций. Действующий Закон о рекламе определяет этих субъектов следующим образом: • рекламодатель – изготовитель или продавец товара либо иное лицо, определившее объект рекламирования и/или содержание рекламы; • рекламопроизводитель – лицо, осуществляющее, полностью или частично, приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму; • рекламораспространитель – лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Как правило, субъекты рекламной деятельности имеют статус юридических лиц, однако рекламодателями часто выступают физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Статус физического или юридического лица накладывает на субъекта определенные права и обязанности, которые можно отнести к общим, не зависящим от рода деятельности соответствующего лица. Помимо общих прав и обязанностей субъекты в сфере рекламы имеют специфические права и обязанности, связанные именно с данным, конкретным видом деятельности. Таким образом, у субъектов рекламной деятельности следует различать общий и специальный правовой статус. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации, юридическое лицо представляет собой организацию, обладающую обособленным имуществом, самостоятельно отвечающую этим имуществом по своим обязательствам, и выступает в гражданском обороте от своего имени. Юридическое лицо как субъект гражданского права и экономических, товарно-денежных отношений обладает четырьмя основными признаками: 1) организационное единство (наличие целей существования, определенная иерархия органов управления, упорядоченность отношений между участниками); 2) имущественная обособленность (способность обладать обособленным имуществом, создающим материальную базу для деятельности юридического лица). Организация может обладать правом собственности на имущество, правом хозяйственного ведения, оперативного управления, иными вещными и обязательственными правами на имущество; 3) самостоятельная гражданско-правовая ответственность (по общему правилу, участники, собственники имущества, государство не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам перечисленных выше лиц). Юридические лица, кроме учреждений, отвечают по своим обязательствам всем принадлежащим им имуществом; 4) выступление в гражданском обороте от собственного имени (возможность от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и нести обязанности, выступать истцом и ответчиком в суде). Важнейшей характеристикой юридического лица является правосубъектность, т. е. наличие у него правоспособности и дееспособности. Юридические лица могут обладать общей (универсальной) и специальной (целевой) правоспособностью. Общая правоспособность означает возможность для субъекта права иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Специальная правоспособность предполагает наличие у юридического лица лишь прав и обязанностей, соответствующих целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). В соответствии со статьей 2 Закона о лицензировании для осуществления рекламной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензия не требуется. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания (государственной регистрации) и прекращается в момент исключения его из Единого государственного реестра юридических лиц. Дееспособность юридического лица возникает и прекращается одновременно с правоспособностью. Физическими лицами в соответствии с действующим законодательством России являются граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства. Поскольку рекламная деятельность (за исключением деятельности, связанной с производством и распространением социальной рекламы) по сути своей нацелена на получение прибыли, такую деятельность по определению следует считать предпринимательской. Напомним, что, согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. В связи с этим для участия в рекламной деятельности физическое лицо должно иметь статус индивидуального предпринимателя, который приобретается в результате государственной регистрации субъекта в соответствующем качестве. К предпринимательской деятельности граждан применяются в основном те же правила, что и к предпринимательской деятельности коммерческих организаций. В связи с этим специальный правовой статус субъекта рекламной деятельности не различается в зависимости от того, является субъект физическим или юридическим лицом. Физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, как правило, не могут являться субъектами рекламной деятельности. Не случайно в статье 1 Закона о рекламе отмечено, что закон не распространяется на объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. Вопросы государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей регулируются специальным нормативным актом – Федеральным законом от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Понятие правового статуса распространяется только на зарегистрированных и действующих юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В связи с этим вопросы создания и прекращения соответствующих субъектов и их регистрации приобретают правоустанавливающее значение. Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей представляет собой внесение в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуальных предпринимателей, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с законом. Юридическая наука выделяет несколько способов образования юридических лиц в зависимости от степени участия государственных органов в этом процессе: распорядительный, явочный, разрешительный, нормативно-явочный. Наиболее распространенным в России и за рубежом является нормативно-явочный порядок образования юридических лиц, когда государственные органы лишь проверяют, соответствуют ли закону учредительные документы организации и соблюден ли установленный порядок ее образования, после чего должны зарегистрировать юридическое лицо. Создание юридических лиц, как правило, осуществляется в несколько этапов: 1) принятие решения о создании юридического лица (решение может приниматься индивидуально или коллективно, в последнем случае оно может оформляться в виде учредительного договора); 2) утверждение устава юридического лица. Устав является основным документом, определяющим важнейшие элементы правового статуса организации. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (статья 52), в уставе должны указываться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельности юридического лица, предмет и цели деятельности. Иные сведения, которые необходимо включить в устав, определяются специальными законами (например, статья 11 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», далее – Закон об акционерных обществах, или статья 12 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон об обществах с ограниченной ответственностью) или учредителями организации; 3) оформление заявления о государственной регистрации юридического лица; 4) уплата государственной пошлины. Необходимые документы предоставляются в регистрирующий орган – Федеральную налоговую службу, которая осуществляет их проверку и регистрацию организации с внесением записи в реестр. Юридическое лицо считается созданным со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц. Прекращение деятельности юридического лица возможно в случаях его реорганизации, ликвидации, а также приостановления деятельности (временное прекращение). Законодательство допускает пять способов реорганизации юридических лиц: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. При реорганизации права и обязанности юридического лица переходят к иным субъектам права, т. е. имеет место универсальное правопреемство. Реорганизация может осуществляться добровольно (по решению учредителей (участников) юридического лица либо органа, уполномоченного на то учредительными документами) либо принудительно (по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда). Реорганизация оформляется либо разделительным балансом (разделение, выделение), либо передаточным актом (слияние, присоединение, преобразование), которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников. Ликвидация – прекращение юридического лица без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация также может осуществляться в добровольном и принудительном порядке. Принудительная ликвидация возможна только по решению суда в случаях осуществления деятельности, запрещенной законом, либо без надлежащего разрешения (лицензии), либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов и в других случаях, предусмотренных законом, другими нормативными актами. Порядок ликвидации в интересах справедливого распределения имущества между кредиторами и участниками юридического лица строго регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации (статьи 61–64) и состоит из нескольких этапов: 1) принятие решения о ликвидации с незамедлительным уведомлением об этом органа государственной регистрации юридических лиц, назначение ликвидационной комиссии, определение порядка и сроков ликвидации; 2) публикация в соответствующем печатном издании информации о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами (срок не может быть менее двух месяцев); 3) выявление кредиторов, письменное уведомление каждого из них о ликвидации юридического лица; 4) принятие мер по получению дебиторской задолженности; 5) составление промежуточного ликвидационного баланса, содержащего сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований и результатах их рассмотрения; утверждение промежуточного баланса учредителями (участниками) юридического лица либо органом, принявшим решение о ликвидации, по согласованию с органом государственной регистрации юридических лиц; 6) в случае недостаточности денежных средств для удовлетворения требований кредиторов осуществляется продажа имущества юридического лица; 7) выплата денежных сумм кредиторам юридического лица в порядке очередности, установленной статьей 64 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой приоритет среди кредиторов имеют наименее социально защищенные физические лица; 8) составление, утверждение и согласование ликвидационного баланса; 9) распределение оставшегося имущества юридического лица в соответствии с учредительными документами и требованиями закона; 10) регистрация ликвидации юридического лица (оформление заявления, уплата государственной пошлины, представление документов в регистрирующий орган); 11) внесение записи о ликвидации в реестр (исключение юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц). Юридические лица (кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций) по решению суда могут быть признаны несостоятельными (банкротами). Порядок ликвидации в этом случае определяется специальным законодательством о несостоятельности (банкротстве). Кроме того, юридические лица, не представляющие отчетность в соответствии с законодательством о налогах и сборах и не осуществляющие операции по банковскому счету, могут быть признаны фактически прекратившими свою деятельность регистрирующим органом, который принимает решение об исключении такого юридического лица из единого реестра. Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не требует представления учредительных документов. В регистрирующий орган предоставляются заявление, копия документа, удостоверяющего личность гражданина, документ об уплате государственной пошлины. Сведения о регистрации индивидуального предпринимателя вносятся в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. В аналогичном порядке регистрируется прекращение физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по заявлению лица, а также в случае его смерти, принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) или прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке. Таким образом, субъекты рекламной деятельности для реализации своего правового статуса (приобретение прав, исполнение обязанностей) должны быть зарегистрированы в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а соответствующие сведения о регистрации должны быть включены в Единый государственный реестр. 6.2. Организационно-правовые формы субъектов рекламной деятельностиЮридические лица могут быть классифицированы по разнообразным критериям: в зависимости от формы собственности на имущество организации (рис. 1), в зависимости от объема правоспособности (рис. 2), в зависимости от целей деятельности (рис. 3), в зависимости от объема ответственности учредителей (участников) по обязательствам организации (рис. 4), в зависимости от характера прав участников на имущество организации (рис. 5). Коммерческими являются организации, основной целью деятельности которых служит извлечение прибыли и ее распределение между участниками. Некоммерческие оранизации не ставят перед собой такие цели. Они могут заниматься предпринимательской деятельностью, но лишь для достижения целей, ради которых созданы, и в соответствии с этими целями. В Гражданском кодексе Российской Федерации дан исчерпывающий перечень возможных организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Формы некоммерческих организаций перечислены в Гражданском кодексе Российской Федерации и иных законах. Организационно-правовая форма юридического лица – это юридическая форма, в которой осуществляются регистрация и деятельность юридического лица. Организационно-правовая форма проявляется через совокупность конкретных признаков, объективно выделяющих данную группу юридических лиц среди всех остальных. Важнейшими характеристиками организационно-правовой формы юридического лица являются форма собственности на имущество, объем ответственности юридического лица и его учредителей (участников, членов и т. п.) по обязательствам, организационная структура, система органов управления и объем их полномочий, число и состав участников, порядок формирования имущества, объем правоспособности, цели деятельности и т. д. Рекламодателями могут выступать индивидуальные предприниматели, коммерческие и некоммерческие организации любых организационно-правовых форм. В качестве рекламопроизводителей и рек-ламораспространителей чаще всего выступают организации в форме обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ. Основные юридические черты таких обществ представлены ниже. Хозяйственные общества – это организации, создаваемые одним или несколькими лицами путем объединения (обособления) их имущества для ведения предпринимательской деятельности. Для обществ характерным является объединение не столько личных усилий участников, сколько их имущества (капиталов). Участники не отвечают по обязательствам юридического лица (за исключением обществ с дополнительной ответственностью), и их предпринимательский риск ограничен суммой вкладов в уставный капитал. Поэтому именно размер уставного капитала общества является основной гарантией интересов кредиторов, и законодательно установлен его минимальный размер для всех видов обществ. Основные права и обязанности участников хозяйственных обществ в общем виде закреплены в статье 67 Гражданского кодекса Российской Федерации и уточняются в законах о соответствующем виде обществ и учредительных документах. Участники имеют право управлять делами фирмы в той или иной форме, получать информацию о ее деятельности, участвовать в распределении прибыли и получать часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами при ликвидации организации. В то же время они обязаны участвовать в образовании имущества фирмы и не разглашать конфиденциальную информацию о ее деятельности. Обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участниками общества могут быть граждане и юридические лица, при этом число участников не должно быть более пятидесяти. Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Прибыль распределяется между участниками общества, как правило, пропорционально их долям в уставном капитале. Высшим органом управления общества является общее собрание участников, число голосов каждого из которых на собрании пропорционально его доле в уставном капитале. Вопросы, относящиеся к исключительной компетенции общего собрания участников общества, перечислены в Гражданском кодексе Российской Федерации (статья 91, пункт 3) и Законе об обществах с ограниченной ответственностью (статья 33, пункт 2). Уставом общества может быть предусмотрено образование совета директоров (наблюдательного совета) как коллегиального исполнительного органа. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом либо самостоятельно, либо совместно с коллегиальным исполнительным органом. Компетенция органов управления общества определяется его уставом в соответствии с законодательством. При ликвидации ООО после расчетов с кредиторами и выплаты распределенной прибыли оставшееся имущество распределяется между участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества. Акционерным обществом (АО) признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акционеры не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество может быть открытым и закрытым. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. Такое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу. Число акционеров открытого общества не ограничено. Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не может быть более пятидесяти. Участниками акционерных обществ, как и обществ с ограниченной ответственностью, могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления могут быть учредителями акционерных обществ только в случаях, установленных федеральными законами. Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости акций общества, приобретенных акционерами. Номинальная стоимость всех обыкновенных акций общества должна быть одинаковой. Номинальная стоимость размещенных привилегированных акций не должна превышать 25 процентов от уставного капитала. Минимальный уставный капитал открытого общества должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату регистрации общества, а закрытого общества – не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда. Акционеры – владельцы обыкновенных акций общества – могут участвовать в общем собрании акционеров с правом голоса, имеют право на получение дивидендов, а в случае ликвидации общества – право на получение части его имущества. Акционеры – владельцы привилегированных акций общества – не имеют права голоса на общем собрании акционеров (за исключением случаев, установленных законом и уставом общества), однако им гарантированы заранее определенный размер дивидендов и ликвидационная стоимость, выплачиваемая при ликвидации общества. Высшим органом управления акционерного общества является общее собрание акционеров. Каждая обыкновенная акция дает акционеру один голос. Общее руководство деятельностью общества осуществляет совет директоров (наблюдательный совет), за исключением решения вопросов, отнесенных законом к исключительной компетенции общего собрания. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется либо только единоличным исполнительным органом – директором, генеральным директором, либо совместно с коллегиальным исполнительным органом – правлением, дирекцией. Компетенция, процедура формирования и порядок работы органов управления акционерного общества определяются статьей 103 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 47–71 Закона об акционерных обществах и уставом АО. Популярность обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ в сфере рекламной деятельности, также как и в других сферах современной российской экономики, объясняется прежде всего ограниченной ответственностью их участников и относительной простотой создания и функционирования таких организаций. Некоммерческие организации чаще всего выступают в роли рекламодателей, причем в соответствии с некоммерческими целями деятельности они в основном заказывают социальную или политическую рекламу. Однако все более активную роль в регулировании рекламной деятельности начинают играть органы саморегулирования, которые чаще всего создаются в форме ассоциаций. Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) – некоммерческие организации, образованные несколькими юридическими лицами в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Участниками такого объединения не могут выступать граждане или государство. Объединение не может заниматься предпринимательской деятельностью. Ассоциации (союзы) имеют широкие полномочия в выборе организационной структуры объединения, регулировании взаимных прав и обязанностей участников и объединения. Вопросы вступления в ассоциацию, исключения из ее членов регулируются уставом организации. К объединениям такого типа относится Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) (Подробную информацию о деятельности Ассоциации коммуникационных агентств России можно получить на сайте www.akarussia.ru). В соответствии с уставом целями деятельности ассоциации являются: • объединение на добровольной основе компаний, реализующих деятельность в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций для осуществления саморегулирования и контроля их профессиональной деятельности; • представление и защита общих профессиональных, имущественных и иных интересов членов ассоциации; • разработка, внедрение в повседневную практику членов ассоциации правил (стандартов) профессиональной деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций и обеспечение контроля их исполнения; • разработка, внедрение в повседневную практику членов ассоциации добровольных этических требований к рекламе и обеспечение контроля их исполнения. Основными направлениями деятельности ассоциации являются: • изучение условий осуществления деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций; • разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций, и представление этих предложений в органы, обладающие правом законодательной инициативы; • обеспечение взаимодействия членов ассоциации, средств массовой информации и рекламодателей в целях повышения качественного уровня распространяемой рекламы и иной маркетинговой информации, ее достоверности и доступности каждому члену общества; • представление законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления; • участие в рассмотрении антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения членами ассоциации законодательства о рекламе; • обжалование в судебном порядке актов и действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы любого из членов ассоциации или группы членов ассоциации; • разработка и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности членов ассоциации (кодекс профессиональной деятельности АКАР), осуществление контроля их соблюдения; • разработка и принятие свода правил профессиональной этики членов АКАР (этический кодекс АКАР), осуществление контроля их соблюдения; • применение мер воздействия к членам ассоциации – нарушителям правил профессиональной деятельности и профессиональной этики членов ассоциации; • проведение экспертизы рекламной продукции в спорных ситуациях; • проведение конкурсов профессионального мастерства по отдельным видам рекламной деятельности и коммерческих коммуникаций; • содействие проведению фестивалей рекламы и участию в них членов ассоциации; • создание и организация деятельности третейского суда при ассоциации по разрешению споров между членами ассоциации, между членами ассоциации и иными организациями; • обеспечение деятельности академии рекламы; • осуществление международной деятельности в целях взаимодействия, сотрудничества с международными организациями, объединениями в области рекламы и коммерческих коммуникаций, обмена информацией, документами по всем вопросам, входящим в сферу деятельности ассоциации; • организация, осуществление и координация маркетинговых программ и исследований, проведение экспертизы в области рекламы и коммерческих коммуникаций на благо и в интересах членов ассоциации; • развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области рекламы и коммерческих коммуникаций для членов ассоциации; • пропаганда принципов и методов рекламы и коммерческих коммуникаций, распространение российского и зарубежного опыта деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций, в том числе посредством развития информационного портала ассоциации; • оказание информационной, консультационной и другой помощи членам ассоциации, включая помощь в подготовке и переподготовке управленческих кадров, разработке информационных программ и создании банков данных по кадрам специалистов для работы в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций. 6.3. Права и обязанности субъектов рекламной деятельностиПрава и обязанности субъектов рекламной деятельности определяются различными нормативными актами. Главными из них являются Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон о рекламе, Закон Российской Федерации о средствах массовой информации, Налоговый кодекс Российской Федерации. Важнейшую часть правового статуса субъектов рекламной деятельности составляют конституционные права и обязанности. Согласно Конституции Российской Федерации, такими правами являются право заниматься предпринимательской деятельностью; право на собственность; право на свободный поиск, получение, передачу, производство и распространение информации любым законным способом; свобода литературного, художественного, технического и других видов творчества; право на судебную защиту своих прав и свобод. Основными конституционными обязанностями являются обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; не нарушать права и свободы других лиц; платить налоги и сборы; беречь памятники истории и культуры; не осуществлять деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию; сохранять природу и окружающую среду; исполнять судебные постановления. Гражданским кодексом Российской Федерации установлены следующие права субъектов, актуальные для участников рекламной деятельности: право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом; право заниматься любой не запрещенной законом деятельностью; право создавать юридические лица; право совершать не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; право иметь права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации; право иметь иные имущественные и личные неимущественные права; право на защиту своих прав и интересов; право быть истцом и ответчиком в суде; право на защиту деловой репутации и т. д. К важнейшим гражданско-правовым обязанностям относятся обязанность исполнять договорные и внедоговорные обязательства; обязанность не допускать злоупотребления правами; обязанности по государственной регистрации создания, реорганизации, ликвидации юридических лиц, сделок и имущественных прав; обязательства юридических лиц перед участниками (учредителями, акционерами); обязанность соблюдать права потребителей и т. д. Права и обязанности субъектов рекламной деятельности, выступающих в роли налогоплательщиков и налоговых агентов, установлены Налоговым кодексом Российской Федерации. Права и обязанности в сфере защиты своих законных прав и интересов в судебном порядке установлены Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Права и обязанности, связанные с участием субъектов рекламной деятельности в административно-правовых отношениях, установлены нормативными актами федеральных органов исполнительной власти – Правительства Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службы и т. д. и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях. Все перечисленные права и обязанности субъектов рекламной деятельности можно отнести к элементам общего правового статуса. Специальный правовой статус установлен главным образом Законом о рекламе, Законом о средствах массовой информации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти в сфере распространения наружной рекламы. Основные обязанности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей определены Законом о рекламе. К ним относятся: 1) обязанность соблюдать общие и специальные требования к рекламе, установленные законом и подзаконными нормативными актами; 2) обязанность хранить рекламные материалы или их копии, включая все вносимые в них изменения, а также договоры на производство, размещение и распространение рекламы в течение года со дня последнего распространения рекламы (статья 12); 3) обязанность рекламодателя предоставлять рекламораспростра-нителю документально подтвержденные сведения о соответствии рекламы требования закона, в том числе сведения о наличии лицензии, об обязательной сертификации, о государственной регистрации (статья 13); 4) обязанность представлять в антимонопольный орган информацию, необходимую для осуществления им полномочий по государственному контролю за соблюдением законодательства о рекламе, и обеспечивать его уполномоченным должностным лицам доступ к такой информации (статья 34); 5) обязанность исполнять предписания антимонопольных органов о прекращении нарушения законодательства о рекламе в срок, который указан в предписании (пункт 4 статьи 36); 6) обязанность рекламодателя, в случае признания рекламы офертой, заключать договоры на указанных в рекламе условиях с любым, кто отзовется, в течение двух месяцев со дня распространения рекламы или в иной срок, указанный в рекламе (статья 11 Закона о рекламе, статья 437 Гражданского кодекса Российской Федерации). Рекламораспространители, средства массовой информации, имеющие статус редакции, обладают также правами и обязанностями, предусмотренными Законом о средствах массовой информации. Напомним, что средством массовой информации является периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации; редакцией считается организация, осуществляющая производство и выпуск средства массовой информации. К основным правам и обязанностям редакций СМИ относятся следующие: • свобода учреждения средств массовой информации; • право владения, пользования и распоряжения СМИ; • право на распространение продукции СМИ; • право на изготовление, приобретение, хранение и эксплуатацию технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации; • обязанность не допускать злоупотребление свободой массовой информации; • обязанность регистрации средства массовой информации; • обязанность приобретения лицензии на вещание; • обязанность (для периодических СМИ) сообщать выходные данные; • право запрашивать информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц; • обязанность хранить конфиденциальную информацию; • право редакции на профессиональную самостоятельность. Иные права и обязанности субъектов рекламной деятельности предусмотрены другими законами, подзаконными нормативными актами, локальными нормативными актами организаций (например, уставами, корпоративными правилами), заключенными договорами. Определение, понимание значения и грамотное использование своего правового статуса являются залогом законной и эффективной деятельности субъекта рекламного рынка. Вопросы и задания1. Что такое правовой статус субъекта? 2. Чем различаются общий и специальный правовой статус субъекта? 3. Какие нормативные акты определяют важнейшие права и обязанности субъектов рекламной деятельности? 4. Перечислите преимущества и недостатки организационно-правовых форм обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ. 5. Охарактеризуйте обязанности рекламодателей, рекламопроиз-водителей, рекламораспространителей в соответствии с действующим Законом о рекламе. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|