|
||||
|
ГЛАВА 1ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА «ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» 1.1. Понятие рекламного права и рекламного законодательстваРекламное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения в сфере производства и распространения рекламы, оно не является самостоятельной отраслью правовой системы России. Нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы, входят в состав различных правовых отраслей. Однако большая часть этих норм относится к гражданскому, административному и конституционному праву. Конституционное право регулирует важнейшие в государстве отношения: политические, социальные, экономические основы общественного устройства, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизмы осуществления государственной власти и местного самоуправления. В Конституции Российской Федерации заложены основы правового регулирования рекламной деятельности. Среди них можно выделить следующие важнейшие правовые принципы. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (часть 1, статья 8). Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается (части 4, 5, статья 29). Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (статья 34). Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения на началах юридического равенства сторон. В рамках гражданского права регулируются организационно-правовой статус субъектов рекламного рынка, их имущественные отношения, вещные права, обязательства и договоры. В структуру гражданского права входят также правовые нормы, определяющие отношения в связи с созданием и использованием объектов интеллектуальной собственности: произведений литературы, искусства, исполнений, фонограмм, товарных знаков и др. К рекламному праву применимы все принципы гражданского права: 1) принцип дозволительной направленности гражданско-правового регулирования; 2) принцип равенства правового режима субъектов; 3) принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела; 4) принцип неприкосновенности собственности; 5) принцип свободы договора; 6) принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на всей территории Российской Федерации. Административное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения, связанные с государственно-управленческой деятельностью. Административное право регулирует формы и методы государственного контроля, полномочия антимонопольных органов, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением законодательства в сфере рекламы, основания и порядок применения административной ответственности за правонарушения в сфере рекламы. Таким образом, рекламное право представляет собой комплексное правовое образование, включающее совокупность правовых норм конституционного, гражданского, административного и других отраслей права, регулирующих отношения, связанные с производством и распространением рекламы. Комплексный характер правового регулирования подчеркивается сочетанием в рекламном праве частноправовых и публично-правовых норм. Согласно иной точке зрения, рекламное право является правовым институтом новой комплексной отрасли – информационного права, поскольку, исходя из определения, реклама является прежде всего информацией. Информационное право можно определить как отрасль, регулирующую информационные отношения в обществе. Формирование данной отрасли, определение предмета, методов, принципов правового регулирования еще не завершены. Рекламное законодательство – это различные нормативные акты, именуемые источниками права и содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере рекламы. К рекламному законодательству относятся не только законы, но и подзаконные нормативные акты. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, статьей 4 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон о рекламе), решением Конституционного суда Российской Федерации от 4 марта 1997 г. № 4-П, законодательство о рекламе относится к федеральному ведению и не может включать нормативные акты субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Единственным исключением являются нормативные акты, регулирующие региональные и местные вопросы рекламной деятельности (например, размещение наружной рекламы). Важнейшими нормативными актами, регулирующими отношения в сфере рекламы, являются: • Кодекс Российской Федерации об административньж правонарушениях; • Гражданский кодекс Российской Федерации; • Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе»; • Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей»; • Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»; • Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе»; • Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом цен, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»; • ГОСТ Р 52044-2003. «Наружная реклама на дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения»; • Закон города Москвы от 24 ноября 2004 г. № 75 «О едином налоге на вмененный доход для деятельности по распространению и (или) размещению наружной рекламы»; • Постановление Правительства Москвы от 21 ноября 2006 г. № 908-ПП «О порядке установки и эксплуатации объектов наружной рекламы и информации в городе Москве». Основными функциями рекламного права являются: • упорядочивание и регулирование отношений в сфере рекламы (регулятивная функция); • защита от недобросовестной конкуренции в области рекламы, предотвращение и пресечение ненадлежащей рекламы (охранительная функция); • создание условий для эффективного решения с помощью рекламы экономических, социальных и общественно-политических задач (воспитательная и организационная функции). 1.2. Предмет курса «Правовое регулирование рекламной деятельности»Курс «Правовое регулирование рекламной деятельности» является важнейшей составной частью цикла общепрофессиональных дисциплин государственного образовательного стандарта по специальности «Реклама». Он нацелен на изучение не только действующих норм рекламного права, соответствующих отраслей правовой системы России и правоприменения, но и лежащих в основе правового регулирования теорий, концепций, понятий, предмета, метода и принципов рекламного права, механизмов правового регулирования, закономерностей развития рекламно-правового законодательства. В предмет изучения также входят следующие вопросы: • понятие и признаки рекламной информации; • общие и специальные требования к рекламе; • законодательство о защите конкуренции, защите прав потребителей и его роль в правовом регулировании рекламы; • правовое регулирование отдельных видов рекламы: политической, социальной, наружной, рекламы отдельных товаров и услуг и др.; • правовой статус рекламодателей, рекламопроизводителей и рекла-мораспространителей; • договоры в сфере рекламы; • государственное регулирование и контроль в сфере рекламной деятельности; • саморегулирование в сфере рекламы; • авторское право и смежные права в рекламе; • правовая охрана средств индивидуализации товаров, работ, услуг, участников экономических отношений; • юридическая ответственность в сфере рекламы; • правовое регулирование рекламы в зарубежных странах; • рассмотрение и разрешение споров в сфере рекламы; • налогообложение рекламной деятельности. Для успешного усвоения курса «Правовое регулирование рекламной деятельности» требуется не только серьезное изучение действующего законодательства, соответствующей научной и учебной литературы. Для эффективного применения полученных знаний на практике студентам необходимо также серьезное изучение курсов правоведения и гражданского права, знание многих общепрофессиональных и специальных дисциплин. 1.3. Задачи и значение курса «Правовое регулирование рекламной деятельности»Главной целью курса «Правовое регулирование рекламной деятельности» является изучение правовых основ регулирования рекламной деятельности, законодательства, регулирующего рекламную деятельность в России и за рубежом, основных принципов и тенденций развития правового регулирования, развитие навыков практического применения законодательства о рекламе. Среди важнейших задач курса выделяются следующие: • выработка умения понимать законы и другие нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере рекламы; • обеспечение соблюдения законодательства, принятия решений и совершения юридически значимых действий в точном соответствии с законом; • овладение навыками анализа законодательства и практики его применения, ориентации в специальной литературе по рекламному праву. В процессе освоения данной учебной дисциплины студент приобретает следующие знания и навыки: • знание законодательства, регулирующего рекламную деятельность; общих и специальных требований к рекламе, прав и обязанностей участников рекламного процесса, особенностей их правового положения, основных критериев ненадлежащей рекламы, правил регулирования договоров, применяемых в рекламной деятельности; содержания Международного кодекса рекламной практики, Российского рекламного кодекса, правовых основ регулирования интеллектуальной собственности в сфере рекламы; • умение анализировать содержание нормативных актов о рекламе и практику их применения, применять на практике законодательство, регулирующее рекламную деятельность; составлять договоры, применяемые в рекламной деятельности, строить рекламную работу на базе российского законодательства и с учетом требований Международного кодекса рекламной практики и социально-этических норм, применять правила саморегулирования рекламной деятельности. Значение изучения курса «Правовое регулирование рекламной деятельности» заключается главным образом в воспитании у будущих специалистов в сфере рекламы уважительного отношения к закону, правам и обязанностям субъектов рекламного рынка, понимания необходимости точного следования нормам действующего законодательства в процессе будущей профессиональной деятельности. Изучение курса «Правовое регулирование рекламной деятельности» не только позволит сформировать правовую основу будущей профессиональной деятельности, но и обеспечит понимание студентами закономерностей развития законодательства о рекламе, знание перспектив и направлений его совершенствования. Умение правильно истолковать подлежащий применению правовой акт, грамотно применить его в практической деятельности, составить юридически обоснованный документ и действовать в соответствии с требованиями действующего законодательства – необходимые качества для современного специалиста. Вопросы и задания1. Что такое рекламное право? 2. Определите предмет и перечислите принципы рекламного права. 3. Какое место занимает рекламное право в правовой системе России? 4. Что такое рекламное законодательство? Какие нормативные акты являются основными источниками рекламного права? 5. В чем заключаются перспективы применения полученных знаний по рекламному праву в будущей профессиональной деятельности в сфере рекламы? |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|