• 14.1. Общая характеристика правового регулирования рекламы в зарубежных странах
  • 14.2. Правовое регулирование рекламы в США
  • 14.3. Правовое регулирование рекламы в европейских странах
  • 14.4. Правовое регулирование рекламы в странах СНГ и Балтии
  • ГЛАВА 14

    ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕКЛАМНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

    14.1. Общая характеристика правового регулирования рекламы в зарубежных странах

    В странах с развитой рыночной экономикой правовое регулирование рекламы прошло долгий путь развития и представляет собой эффективные механизмы, сочетающие элементы саморегулирования и государственного регулирования. Развивающиеся страны, как правило, извлекают уроки из опыта регулирования рекламы в прогрессивных государствах с учетом национальных, религиозных, географических, экономических и иных особенностей.

    Реклама в большинстве государств относится к виду информации, и главным в правовом регулировании становится защита принципа свободы информации с учетом разумных и оправданных ограничений.

    В целом правовое регулирование построено по принципам, применяемым и в России: в большинстве стран установлены общие и специальные требования к рекламе, определены права и обязанности субъектов рекламного рынка, работают механизмы контроля за соблюдением установленных правил и привлечения нарушителей к ответственности.

    Общие требования к рекламе едины: законность, честность, правдивость, пристойность, соблюдение принципов добросовестной конкуренции, ответственности перед обществом.

    Различия государств проявляются в распределении функций и полномочий между государственными органами и органами саморегулирования с преобладанием последних в развитых странах. Оригинальностью отличаются и установленные в разных государствах специальные требования к рекламе. Меры ответственности к нарушителям применяются самые разнообразные: от лишения свободы до исключения из членов саморегулируемых организаций и отказа от заключения договоров.

    Цели правового регулирования рекламы в развитых странах носят в основном предупреждающий характер, в связи с чем методы и средства регулирования рекламы направлены на предупреждение правонарушений и сознательное, добровольное соблюдение субъектами рекламного рынка установленных правил.

    Чем моложе рыночная экономика в стране, тем больше в правовом регулировании рекламы запрещающих и обязывающих норм, жестких мер ответственности, активнее роль государственных органов в регулировании рекламы.

    В международном праве проявляется тенденция к унификации правовых норм на территории различных государств, в связи с чем вырабатываются единые правила регулирования рекламы, действующие независимо от государственных границ. В качестве примера международных документов, регулирующих рекламную деятельность, можно привести Международный кодекс рекламной практики Международной торговой палаты (1986), Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении (1989), Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891), Соглашение о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности (2003). Государства не только соглашаются принять единые правила регулирования рекламы, но и создают общие органы по разрешению споров, оказывают друг другу правовую помощь в выявлении, пресечении, предупреждении нарушений, применении мер ответственности.

    14.2. Правовое регулирование рекламы в США

    Соединенные Штаты Америки накопили богатый опыт в области правового регулирования рекламы. США отличаются прецедентной правовой системой, страна имеет федеративное устройство, в связи с чем в правовом регулировании рекламы сочетаются федеральные и местные нормы, а ведущая роль принадлежит судебным решениям по конкретным спорам в сфере рекламы.

    Основной конституционной нормой США, применяющейся в отношении рекламы, является Первая поправка к Конституции, провозглашающая свободу слова и печати. Первоначально в решениях Верховного суда США преобладало мнение, что Первая поправка не защищает «чисто коммерческую рекламу», право регулирования которой было полностью предоставлено властям штатов и местным органам. Однако уже в 1964 г. Верховный суд США, рассматривая дело, связанное с клеветой в оплаченной рекламе, посчитал, что реклама, выражающая мнение по общественной проблеме, в полной мере защищается Первой поправкой. Таким образом, суд пришел к выводу, что если в рекламе продвигаются идеи, то такая реклама защищается Первой поправкой, а если товары и услуги, то в защите должно быть отказано. В дальнейшем рассмотренные судебные дела свидетельствовали о том, что суд все более склонялся к следующему мнению: законная реклама должна защищаться Первой поправкой и регулироваться на основе конституционного принципа свободы слова, а не ограниченных местных правил.

    При этом выдвигались требования о достоверности рекламы, возможности рекламировать только легальные товары и услуги.

    Постепенно сформировалась особая конституционно-правовая теория, применяемая к рекламе, – так называемая доктрина коммерческой речи, которая не только провозглашала необходимость законности и достоверности рекламы, но и определяла пределы и оправданность возможных ограничений права на рекламу.

    Специальные требования к рекламе в США вырабатывались в процессе взаимодействия профессионального сообщества, обществ потребителей и государственных органов.

    Много споров возникало вокруг рекламы адвокатских услуг. При этом решения суда по делам о неэтичности адвокатов в предложении клиентам своих услуг сводились к следующему: личное привлечение клиентов недопустимо, в то время как опосредованные предложения своих услуг допускаются. Профессиональные организации адвокатов в разных штатах устанавливали иногда абсурдные правила рекламирования юридических услуг: обязательность использования определенных слов, запрет на иллюстрации в рекламных объявлениях. В судебном порядке такие ограничения были признаны необоснованными. Однако в другом деле Верховный суд США не усмотрел нарушений в правилах, запрещавших адвокатам заниматься драматизацией действительности в своей рекламе, а также устанавливавших 30-дневный срок после происшествия, в течение которого адвокатам запрещалось обращаться по почте к потерпевшим с предложением своей помощи по делам о причинении вреда жизни или здоровью. Таким образом, было признано, что юридическая профессия выдвигает особые требования и к рекламе адвокатских услуг.

    Множество ограничений местными властями налагается на наружную рекламу. Например, в городе Вилингборо штата Нью-Джерси были запрещены объявления «Продается» или «Для продажи» на лужайках рядом с жилыми домами. Суд посчитал такое правило неконституционным. В других делах по наружной рекламе суд выработал следующий принцип: регулировать или запрещать наружную рекламу можно, только если это обусловлено важными причинами и сделано справедливо и беспристрастно. Ограничения наружной рекламы поддерживались судом, если они носили недискриминационный характер и имели под собой существенное обоснование. Особое значение в регулировании наружной рекламы в США имеют факторы ее эстетичности и безопасности для окружающих.

    В Соединенных Штатах особо регулируется реклама алкогольных напитков, табачных изделий, пива, оружия, лотерей, казино, публичных домов, услуг бухгалтеров, адвокатов, врачей.

    В конце 60-х годов ХХ в. получила развитие так называемая доктрина честности в табачной рекламе, в соответствии с которой такую рекламу требовалось сопровождать предупреждением об опасности курения. Табачная реклама была запрещена конгрессом в любых электронных средствах массовой информации, относящихся к федеральной комиссии по связи.

    Кроме того, в США запрещается бесплатное распространение товаров, например кепок, футболок и сумок, с рекламными названиями табачных изделий. Прекращено проведение различных программ, лотерей и викторин, условия участия в которых предполагают покупку определенного количества табачных изделий либо обмен специальных купонов, подтверждающих такую покупку, на товары широкого потребления.

    Получили распространение программы, согласно которым производители сигарет должны финансировать национальные рекламные кампании против курения среди детей и подростков.

    В штате Огайо запрещается указывать цены в рекламе спиртных напитков вне мест их продажи. В Пуэрто-Рико запрещается реклама азартных игр в казино, предназначавшаяся для местных жителей. Суд при рассмотрении споров поддерживал запреты, если они не носили дискриминационный характер. В случае с запретом на рекламу казино суд признал, что цели обеспечения здоровья, безопасности и благосостояния граждан можно признать существенным интересом.

    В других делах, рассмотренных по поводу ограничений на рекламу отдельных товаров и услуг, суд руководствовался тем, что реклама может ограничиваться и даже запрещаться, если существуют достаточно веские причины для этого и избранные меры регулирования не являются чрезмерными. Например, в 1983 г. правовой акт, запрещающий почтовую рекламу презервативов, был признан нарушающим доктрину коммерческой речи.

    Обобщая судебную практику США по делам о специальном правовом регулировании рекламы, можно сделать вывод, что ограничения и запреты на рекламу допускаются только при соблюдении ряда условий: если имеется существенный интерес государства в правовом регулировании и правовые нормы дают прямую выгоду этому интересу, существует разумное соответствие между преследуемыми целями и избранными способами правового регулирования.

    Правовое регулирование рекламы в Соединенных Штатах идет в ногу с техническим прогрессом. В частности, в США действует законодательный акт, запрещающий спам – несанкционированные рассылки рекламы по электронный почте. Компьютерные компании через суд уже добились закрытия нескольких фирм, занимающихся спамом, и взыскания с них крупных штрафов.

    Государственный орган Соединенных Штатов по контролю за рекламой – федеральная комиссия по торговле. В своей деятельности эта комиссия отдает предпочтение методам убеждения и считает лучшим способом воздействия на нарушителей заключение с ними соглашения, в котором нарушители признают свои ошибки и обязуются в дальнейшем их не повторять.

    14.3. Правовое регулирование рекламы в европейских странах

    Европейские государства пытаются единообразно регулировать рекламу на основе Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (1950). Возможные споры разрешаются с помощью Европейского суда по правам человека, Суда Европейского союза. В конвенции не только закрепляется право на свободу выражения своего мнения, но и устанавливается эффективный механизм реализации этого права. Статья 10 конвенции «Свобода выражения мнения» гласит следующее.

    1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

    2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

    Практика рассмотрения споров Европейским судом по правам человека (Страсбургский суд) подтвердила, что реклама подпадает под действие гарантий свободы выражения мнений, однако обладает более низкой степенью защиты по сравнению с некоммерческими мнениями. Ограничения рекламы, по мнению Страсбургского суда, должны быть предписаны законодательством, соответствовать законным целям и быть необходимыми в демократическом обществе. Например, цель защиты репутации и прав других лиц была признана обоснованной для ограничения рекламы.

    Европейское законодательство, ограничивающее рекламу, включает не только нормативные акты отдельных государств, но и международные акты, а также акты саморегулирования (кодексы этики профессиональных ассоциаций). В целях оценки судом необходимости введения ограничений государство обязано доказывать настоятельную социальную потребность для вмешательства. Причем речь должна идти о соответствии уместности, достаточности, пропорциональности такого вмешательства преследуемой легитимной цели.

    Общие требования к рекламе в европейских государствах соответствуют общепринятым и были изложены нами при рассмотрении Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты (см. главу 9).

    Специальные требования к рекламе в европейских странах касаются услуг адвокатов, врачей, ветеринаров, рекламы на телевидении, политической рекламы, рекламы табака, алкоголя, лекарств и т. д.

    Так, в Испании был установлен почти полный запрет на рекламу услуг адвокатов, что было признано судом законным. Целью установленного ограничения суд посчитал защиту прав других лиц – общественности и членов коллегии с учетом особого статуса адвокатов в системе отправления правосудия. Однако впоследствии испанские адвокаты добились права рекламировать свои услуги через распространение писем и статей.

    Интересное дело было рассмотрено судом Европейского союза по поводу запрета в Ирландии на рекламу услуг по производству абортов в Великобритании, где аборты, в отличие от Ирландии, были разрешены. Запрет на рекламу был признан обоснованным. Однако в другом деле, когда речь шла о предоставлении беременным женщинам информации о клиниках Великобритании, суд счел, что установленный запрет несоразмерен преследуемым целям.

    В целом практика рассмотрения дел о рекламе европейскими судами не отличается единообразием.

    В Великобритании Всеобщим медицинским советом запрещена реклама услуг врачей, что было признано судом оправданным в целях обеспечения интересов пациентов.

    Европейская конвенция о трансграничном телевидении, принятая в Страсбурге 5 мая 1989 г., специально регулирует рекламу и спонсорство. В частности, конвенция устанавливает следующие правила рекламы на телевидении:

    • все рекламные объявления должны быть добросовестными и честными;

    • реклама не должна вводить в заблуждение и не должна наносить ущерб интересам потребителей;

    • адресованная детям или использующая образы детей реклама не должна причинять вред их интересам и должна учитывать их особую восприимчивость;

    • рекламодатель не вправе редактировать программы или влиять на их содержание;

    • объем рекламы не должен быть более 15 процентов времени ежедневных передач. Однако эта доля может быть увеличена до 20 процентов с включением такой формы рекламы как прямые предложения населению о продаже, покупке и аренде товаров или предоставлении услуг, при условии, что объем рекламы о наличии товаров или услуг не превысит 15 процентов;

    • объем рекламы о наличии товаров или услуг в течение одного часа передач не должен превышать 20 процентов;

    • такая реклама как прямые предложения населению о продаже, покупке и аренде товаров или предоставлении услуг не должна превышать 60 минут в день;

    • реклама должна быть четко отличимой и выделяться из других видов программ с помощью оптических или акустических средств. Также реклама должна транслироваться блоками;

    • не допускается реклама, воздействующая на подсознание человека;

    • не допускается скрытая реклама, в частности презентация товаров или услуг в программах, если это делается в рекламных целях;

    • в рекламе нельзя представлять в визуальной или звуковой форме лиц, регулярно ведущих программы новостей и текущих событий;

    • реклама размещается в перерыве между программами. Рекламу можно также показывать в ходе передачи программ таким образом, чтобы не наносить ущерб целостности и значимости программ и правам их владельцев;

    • в программах, состоящих из анонимных частей, или в спортивных программах и в аналогично построенных показах событий и постановок реклама размещается только в промежутках между частями и в перерывах;

    • трансляция таких аудиовизуальных произведений как художественные кинофильмы и телефильмы (за исключением серий, сериалов, легких развлекательных программ и документальных фильмов), при условии их продолжительности свыше 45 минут, может прерываться один раз после каждого периода в 45 минут. Допускается дальнейшее прерывание, если их продолжительность превышает не менее чем на 20 минут два или более полных 45-минутных периода;

    • в случае прерывания для рекламы программ, не подпадающих под действие предыдущих пунктов, между каждой последовательной рекламной паузой должен пройти период не менее чем в 20 минут;

    • рекламу нельзя включать ни в какие религиозные передачи. Программы новостей и текущих событий, документальные фильмы, религиозные и детские программы продолжительностью менее 30 минут не должны прерываться для рекламы. Если их длительность составляет 30 минут или более, на них распространяются положения предыдущих пунктов;

    • не допускается реклама табачных изделий;

    • реклама алкогольных напитков всех типов должна соответствовать следующим правилам:

    а) она не должна адресоваться непосредственно несовершеннолетним, и лица, участвующие в рекламе алкогольных напитков, не должны выглядеть несовершеннолетними;

    б) в ней нельзя связывать потребление алкоголя с физической работой или вождением автомобиля;

    в) в ней нельзя утверждать, что алкоголь имеет лечебные свойства или что он является стимулирующим или успокоительным средством либо средством разрешения личных проблем;

    г) в ней нельзя поощрять неумеренное потребление алкоголя или представлять воздержание или умеренность в отрицательном свете;

    д) в ней нельзя уделять особое внимание содержанию алкоголя в напитках.

    • не разрешается реклама лекарств и способов лечения, которые в транслирующем государстве – участнике конвенции можно получать только по рецепту врача;

    • реклама всех других лекарств и способов лечения должна четко выделяться в качестве таковой, быть честной, правдивой, поддаваться проверке и соблюдать требования о защите человека от причинения вреда.

    В Великобритании наложили ограничения на рекламу пива. В частности, когда в рекламе пивоваренной компании «С» было заявлено, что умеренное потребление пива может защитить от болезней сердца, понизить артериальное давление и быть «превосходным источником витаминов», комиссия по рекламным стандартам объявила пивоварам, что противозаконно утверждать, что те или иные напитки или продукты имеют целебные свойства, и комиссия будет вынуждена подвергать всю последующую рекламу предварительной проверке.

    В другом случае регулирования рекламы Евросоюз проявил активность в борьбе за здоровье детей. Брюссельские чиновники дали предприятиям фаст фуда год на то, чтобы снять с эфира ориентированную на детей рекламу. В противном случае Комиссия Европейского союза (КЕС) планирует запретить ее законодательно. Исследование КЕС показало, что в Европе растет число людей, страдающих избыточным весом. Наиболее остро вопрос стоит в некоторых южных странах, обычно ассоциирующихся со здоровым средиземноморским образом жизни. По данным КЕС, 36 процентов девятилетних детей в Италии страдают от ожирения. Участникам рынка рекомендовано ограничить продвижение своих марок, чтобы реклама не обращалась к детям. Чиновники рассчитывают на сознательность производителей, которые должны будут разработать стандарты саморегулирования. Ассоциация CIAA, объединяющая компании пищевой отрасли, совместно с КЕС уже начала их разработку.

    Обобщая практику регулирования рекламы в Европе, следует отметить ведущую роль в разных странах органов саморегулирования – рекламных и профессиональных ассоциаций, а также активную позицию общеевропейских органов, устанавливающих единые требования к рекламе, единые механизмы применения ответственности и разрешения возникающих споров на территории стран Европейского союза.

    14.4. Правовое регулирование рекламы в странах СНГ и Балтии

    Государства, расположенные на территории бывшего СССР, имеют незначительный опыт регулирования рекламы. Многие законы о рекламе были приняты здесь в середине 90-х годов на основании Федерального закона Российской Федерации «О рекламе» 1995 г.

    К общим требованиям к рекламе в странах бывшего СССР относится обязательность ее распространения на государственном языке. Специфику также имеют установленные требования к рекламе отдельных товаров, услуг, некоторым способам распространения рекламы.

    Например, Закон Эстонской Республики «О рекламе» (1997) запрещает непристойную рекламу (статья 5).

    Непристойная реклама – реклама, которая противоречит добропорядочным манерам и привычкам, провоцирующая незаконное поведение, нарушение общего морального кодекса или содержащая такие действия. Реклама считается неприличной, в частности, если она:

    • представляет, провоцирует или поддерживает дискриминацию нации, расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, происхождения, религии, политических или других убеждений, или по финансовому или социальному статусу, или по другим обстоятельствам;

    • порождает насильственное поведение или поощряет применение насилия для достижения цели или при выборе средств для достижения цели;

    • обесценивает законопослушное поведение или оправдывает прямое или косвенное нарушение закона как средство достижения цели;

    • основана на предрассудках, суеверии, страхе или жалости и сострадании общества;

    • содержит визуальное или словесное выражение полового акта, неуместную наготу или антисоциальное сексуальное поведение;

    • представляет ложную информацию о другом лице или его продукции, услугах или других обстоятельствах.

    Закон Украины «О рекламе» (2006) запрещает виды деятельности по рекламированию алкогольных напитков и табачных изделий, знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки и табачные изделия:

    • спонсорство мероприятий, предназначенных преимущественно для лиц моложе 18 лет, с использованием знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются алкогольные напитки и табачные изделия;

    • распространение и продажу любых товаров с использованием знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются табачные изделия и алкогольные напитки, лицам до 18 лет.

    Реклама табачных изделий и алкогольных напитков в Украине, а также знаков для товаров и услуг, других объектов права интеллектуальной собственности, под которыми выпускаются данные изделия и напитки, должна сопровождаться текстами предупреждения такого смысла: «Курение может вызвать раковые заболевания», «Чрезмерное употребление алкоголя вредно для вашего здоровья». Каждому предупреждению должно быть отведено не меньше 15 процентов площади (объема) всей рекламы. Цвет текста предупреждения должен быть контрастным по отношению к цвету фона предупреждения.

    Закон Республики Казахстан «О рекламе» (2003) устанавливает, что реклама не должна использоваться для пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Республики Казахстан, подрыва национальной безопасности, войны, социального, расового, национального, религиозного, полового, сословного и родового превосходства, культа жестокости и насилия, порнографии, а также распространения сведений, составляющих государственные секреты Республики Казахстан и иные охраняемые законом тайны; не должна побуждать граждан к насилию, жестокости, агрессии, возбуждать панику, а также к иному противоправном действию (бездействию).

    Закон Республики Узбекистан «О рекламе» (1998) предъявляет особые требования к рекламе на телевидении и радио. Ведущие, дикторы и другие участники телепередачи за пределами времени, отведенного для рекламы, не имеют права специально демонстрировать продукцию либо характеризовать ее потребительские качества как прямо, так и опосредованно. Работникам телевидения и радио запрещается заниматься рекламой под видом информации: указывать реквизиты производителя продукции, адрес, контактный телефон, коммерческие признаки продукции.

    В целом законы, регулирующие рекламную деятельность в странах СНГ, по своей структуре, средствам и методам правового регулирования соответствуют Федеральному закону Российской Федерации «О рекламе» 1995 г.

    Важным документом, свидетельствующим о попытке унификации законодательства и объединения усилий в сфере правового регулирования рекламы, является Соглашение о сотрудничестве стран – участниц Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности (одобрено Постановлением Правительства России от 18 декабря 2003 г. № 756).

    Целями соглашения провозглашены:

    • активизация торговых связей между странами – участницами СНГ;

    • проведение согласованной антимонопольной политики;

    • сотрудничество в области защиты прав потребителей;

    • развитие рекламной деятельности;

    • обеспечение интересов предпринимателей и потребителей рекламы.

    Предметом соглашения является регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках стран – участниц Содружества Независимых Государств, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

    Согласно данному соглашению, для рекламы установлены следующие правила:

    1) язык, на котором распространяется реклама, определяется национальным законодательством государства;

    2) реклама должна быть легко распознаваема независимо от используемой формы и средства ее распространения;

    3) при производстве, размещении и распространении рекламы не допускается:

    а) сообщать недостоверные и заведомо ложные сведения;

    б) использовать заявления или изображения, нарушающие общепринятые нормы нравственности и морали;

    в) злоупотреблять доверием потребителя или получать преимущества вследствие его недостаточного опыта и знаний;

    г) злоупотреблять свойственной детям доверчивостью и отсутствием у них опыта;

    д) использовать авторитет государственной власти и должностных лиц в целях получения конкурентных преимуществ;

    е) побуждать граждан к насилию, агрессии и опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;

    ж) осуществлять рекламу деятельности, требующей специального разрешения, при отсутствии такого разрешения, а также рекламу товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с национальным законодательством государств – участников соглашения;

    з) побуждать к отказу от квалифицированной медицинской помощи и внушать, что безопасность и эффективность применения рекламируемых видов медикаментов (лекарственных средств) и методов лечения гарантированы;

    и) использовать информацию, способствующую дискриминации по половому, расовому, национальному, религиозному или иному признаку;

    4) ненадлежащая реклама влечет ответственность в соответствии с национальным законодательством государств сторон. Полное или частичное заимствование из других источников содержания или формы рекламы не может служить оправданием несоблюдения требований к рекламе.

    Страны – участницы СНГ осуществляют сотрудничество в сфере рекламной деятельности с учетом национального законодательства и норм международного права по следующим основным направлениям:

    • обеспечение потребителей рекламы достоверной информацией о товарах и изготовителях (продавцах, исполнителях);

    • принятие мер по предотвращению и пресечению ненадлежащей рекламы;

    • сближение национального законодательства стран СНГ о рекламе;

    • обеспечение эффективного взаимодействия и координации действий участников рекламной деятельности;

    • разработка и реализация мер, направленных на формирование механизмов общественного регулирования рекламной деятельности;

    • создание условий для добросовестной конкуренции между субъектами рекламной деятельности;

    • проведение мониторинга, маркетинговых исследований и анализа рынка рекламных услуг государств – участников соглашения;

    • создание информационной базы нормативных правовых актов по регулированию рекламной деятельности в государствах – участниках соглашения;

    • обеспечение взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением национального законодательства стран СНГ о рекламе.

    Государства содействуют созданию организационных и правовых условий для осуществления деятельности общественных объединений в сфере рекламы, а также для их участия в формировании политики в области рекламы, в том числе в разработке проектов законов и иных нормативных актов, проведении независимой экспертизы и создании органов саморегулирования рекламы.

    Координацию деятельности стран – участниц СНГ в реализации соглашения осуществляет Межгосударственный совет по антимонопольной политике, учрежденный Договором о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000 г.

    Вопросы и задания

    1. Определите структуру правового регулирования рекламы в зарубежных странах.

    2. Какие общие требования к рекламе установлены в США и европейских государствах?

    3. Какую роль играют судебные органы в правовом регулировании рекламы в зарубежных странах?

    4. Какую роль играют органы саморегулирования в правовом регулировании рекламы в зарубежных странах?

    5. Охарактеризуйте специальные требования к рекламе, установленные в разных странах.

    6. Каким образом в зарубежных странах определяется законность ограничений рекламы?

    7. Назовите особенности правового регулирования рекламы в странах СНГ и Балтии.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх