• 9.1. Понятие и значение
  • 9.2. Общие принципы
  • 9.3. Международный опыт
  • Вопросы и задания
  • ГЛАВА 9

    САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ РЕКЛАМЫ

    9.1. Понятие и значение

    Семидесятилетний опыт тотального государственного регулирования экономической и общественной жизни в нашей стране показал неэффективность управления экономическими процессами и невозможность создания в условиях тоталитарного государства целесообразной и оперативной системы регулирования в отраслях экономики. Тем временем в развитых странах вопросы экономического регулирования достаточно успешно решаются профессиональным сообществом, что позволяет не только оптимизировать систему нормативного регулирования в каждой отрасли экономики, но и обеспечить действенный контроль за соблюдением принятых правил, а также эффективные меры воздействия на нарушителей.

    При переходе к рыночной экономике в России встала задача развития саморегулирования, проведения административной реформы, которая позволит передать часть функций управления и контроля из рук чиновников в руки профессионального сообщества – так называемых саморегулируемых организаций.

    Реклама является сферой, активно воздействующей на общественное создание и бизнес-процессы. Поэтому развитие здесь саморегулирования является наиболее актуальной задачей, особенно в связи с неэффективностью и нерациональностью всеобъемлющего государственного регулирования и контроля.

    Европейский альянс по стандартам в рекламе (EASA – Cross-Border Claimplaints System) так раскрывает сущность и цели саморегулирования в рекламе: «Принципы саморегулирования всегда одни и те же: реклама должна быть законной, пристойной, честной и правдивой, сделанной с чувством гражданской ответственности перед потребителем и обществом и с соответствующим уважением правил честной конкуренции. Это достигается с помощью правил и принципов лучшей рекламной практики, которыми добровольно связывает себя рекламная индустрия. Правила применяются организациями саморегулирования, созданными для этой цели и основанными самой рекламной индустрией. Цель – обеспечение высоких стандартов в рекламе, доверия и уверенности потребителя для пользы всех, кто в этом заинтересован» [103, с. 7].

    Значение саморегулирования в рекламной деятельности может быть определено рядом важных положений. Так, саморегулирование:

    1) обеспечивает установление неформальных и необходимых правил поведения субъектов рекламного рынка;

    2) заменяет государственное регулирование экономических процессов в тех сферах, где государственное регулирование показало свою неэффективность и нецелесообразность;

    3) способствует доверию к рекламе со стороны потребителей, а также добросовестной конкуренции субъектов рекламного рынка;

    4) способствует совершенствованию действующего законодательства в сфере рекламы.

    Саморегулирование является необходимым элементом развитого гражданского общества, частью механизмов негосударственного регулирования общественной жизни.

    В проекте Федерального закона № 348631-3 «О саморегулируемых организациях» саморегулирование определяется как самостоятельная и инициативная деятельность субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности, содержание которой составляют разработка и установление правил и стандартов предпринимательской или профессиональной деятельности, осуществление контроля за их соблюдением.

    Основным элементом системы саморегулирования являются так называемые саморегулируемые организации, которые в проекте закона обозначены как «созданные в целях саморегулирования на условиях участия (членства) негосударственные некоммерческие организации, объединяющие субъектов предпринимательской деятельности по признаку единства отрасли или рынка производимых товаров (работ, услуг) или объединяющие субъектов одного вида профессиональной деятельности».

    Необходимость развития саморегулирования в рекламе связана со следующими недостатками действующей системы государственного регулирования:

    • неэффективность правового регулирования некоторых отношений в сфере рекламы (например, вопроса об этичности или неэтичности рекламы);

    • возможность использования буквы закона в противоречии с его духом (в целях недобросовестной конкуренции, обмана потребителей и т. п.). Примерами может служить реклама заводов по производству алкогольной продукции, реклама минеральной воды, копирующая оформление одноименного спиртного напитка с использованием общего товарного знака, при практически полном законодательном запрете на рекламу крепкой алкогольной продукции;


    • длительность процедуры принятия нового законодательства и возникающее в связи с этим отставание правового регулирования от реальной рекламной практики (вопрос о принятии новой редакции Закона о рекламе был поставлен в России летом 2003 г., обсуждение проектов закона продолжалось почти три года).

    • невозможность на законодательном уровне урегулировать все необходимые и постоянно изменяющиеся аспекты рекламной деятельности (в действующем законодательстве России отсутствовало регулирование рекламы акций и финансовых услуг, что привело к массовому обману населения в середине 90-х годов ХХ в.; в настоящее время необходимо жестко регулировать рекламу с использованием электронной почты, мобильных телефонов, стимулирующих мероприятий, но до 2006 г. в законе соответствующие нормы отсутствовали).

    В связи с изложенными недостатками государственного регулирования система саморегулирования показывает явные преимущества:

    • быстрота, гибкость, эффективность регулирования;

    • низкие затраты;

    • актуальность и малая формализованность применяемых правил;

    • воздействие на нерегулируемые государством аспекты рекламной деятельности (язык, вкус, этика);

    • высокий профессиональный уровень и авторитет регулирования.

    Таким образом, система саморегулирования в различных отраслях экономики призвана стать важнейшим элементом бизнес-регулирования и заменить неэффективные механизмы государственного регулирования. Саморегулирование способно решать задачи не только эффективного негосударственного регулирования, но и совершенствования законодательства, способствовать развитию экономики и обеспечению интересов всех субъектов рынка, включая потребителей.

    9.2. Общие принципы

    Согласно положению Руководства EASA по саморегулированию, «правильно организованные и грамотно управляемые системы саморегулирования предлагают быстрые, гибкие, недорогие и эффективные способы воздействия со стороны ответственного большинства представителей рекламной индустрии для сдерживания и ограничения безответственного меньшинства, а также играющих против правил мошенников, чьи действия могут испортить репутацию рекламы в глазах общественности» [103, с. 7].

    Важнейшим принципом саморегулирования является его актуальность, поскольку необходимость воздействия продиктована потребностями современного рынка. Непосредственное участие в саморегулировании самого рекламного сообщества обеспечивает реалистичность установленных правил.

    Саморегулирование существует не изолированно, а в одной системе с государственным регулированием, взаимодействует и в отдельных случаях заменяет его. При этом саморегулирование находится в рамках закона, не противоречит, а дополняет и конкретизирует установленные законом правила и формирует практику их применения.

    Субъекты саморегулирования – некоммерческие (также называемые неправительственными) организации, участниками которых являются представители рекламного рынка. Это позволяет поднять на высокий профессиональный уровень применяемые методы воздействия, действовать на перспективу, пользуясь авторитетом и методами убеждения взамен неэффективного применения юридической ответственности.

    В систему саморегулирования рекламы в развитых странах входят шесть составляющих:

    1) разработанные этические стандарты (общие и отраслевые);

    2) информирование и признание установленных правил большинством субъектов рекламного рынка;

    3) саморегулируемые независимые организации,

    4) консультации в целях предупреждения нарушений;

    5) система мониторинга;

    6) меры воздействия на нарушителей.

    Дополнительными функциями организаций саморегулирования являются разрешение споров между субъектами рекламного рынка, проведение исследований, предоставление рекомендаций.

    В своей деятельности саморегулируемые организации придерживаются следующих принципов:

    • независимость (как от государственных органов, так и от субъектов рекламной индустрии);

    • ответственность;

    • властные функции;

    • объективность;

    • доступность;

    • безупречная репутация;

    • авторитет;

    • профессионализм;

    • стабильность.

    9.3. Международный опыт

    В Европе саморегулирование прошло достаточно длительный путь развития от установления отдельных правил и запретов в средние века до создания сложной системы органов и нормативных актов. В начале XXI в. этот процесс в основном затрагивает регламентацию прав и обязанностей субъектов рекламного рынка. Правила предусмотрены достаточно детально и подробно, например во Франции на уровне саморегулирования запрещена реклама табака на радио и телевидении, запрещено сочетание тем алкоголя и спорта [111,с. 33].

    В рамках саморегулирования устанавливаются не только сами правила, но и меры ответственности за их нарушение.

    Предметом саморегулирования в сфере рекламы выступает, как правило, предупреждение негативного воздействия рекламы на ее потребителей. В частности, тематика саморегулирования сводится в основном к запрету неэтичной, заведомо ложной, недостоверной, недобросовестной, скрытой рекламы.

    Практически в каждой европейской стране действуют органы саморегулирования (например, в Великобритании – Комиссия по рекламным стандартам, в ФРГ – Германский совет прессы).

    Так, в Великобритании Комиссия по рекламным стандартам следит за соблюдением собственного кодекса рекламы. Этот этический кодекс включает положения о пристойной, достоверной, скрытой рекламе, правах частных лиц не быть без их согласия использованными в рекламных целях. Комиссия отвечает за соблюдением норм кодекса рекламы в печати, кино, Интернете и т. п. Этот орган ежегодно рассматривается более 10 тысяч жалоб, по которым при необходимости принимает решения об изменении или прекращении распространения рекламы. Совет независимого телевидения, высший орган частных телевещателей, по уполномочию правительства и в сотрудничестве с обществами потребителей, рекламодателями и представителями вещания вырабатывает положения собственного кодекса рекламной практики, включающего примерно 120 статей. Совет ежемесячно выпускает отчет, который получает широкую огласку в СМИ, и это считается формой санкций. В результате некорректные рекламные сообщения исчезают с экранов телевизоров. Подобной практикой в своей сфере занимается Управление радио [101].

    Обобщением практики саморегулирования в Европе стало принятие Международного кодекса рекламной практики Международной торговой палаты. Он был принят в 1937 г., неоднократно пересматривался, и в настоящее время в 17 странах Европы действует последняя редакция кодекса, принятая 2 декабря 1986 г.

    В кодексе сформулированы следующие важнейшие принципы:

    1) ответственность рекламодателя перед потребителями рекламы и обществом в целом;

    2) необходимость установления справедливого баланса между интересами коммерческих организаций и потребителей;

    3) возможность использования кодекса судами в качестве справочного документа в рамках действующего законодательства;

    4) необходимость унификации стандартов рекламной деятельности;

    5) совместное действие кодекса с другими документами о маркетинговой деятельности (кодексы маркетинговых исследований, деятельности по стимулированию продаж, прямой почтовой рассылки и торговли по каталогам, прямых продаж);

    6) применение кодекса всеми субъектами рекламной деятельности;

    7) необходимость следования не только букве документа, но и духу;

    8) вся реклама должны быть законной, пристойной, честной и достоверной;

    9) необходимость соответствия рекламы принципам добросовестной конкуренции, общепринятым в коммерческой деятельности;

    10) пристойность рекламы. Также никакая реклама не должна дискредитировать рекламную деятельность в глазах общества, злоупотреблять доверием потребителя и недостатком у него опыта или знаний, поддерживать дискриминацию по расовому, религиозному или половому признаку.

    Кроме того, реклама должна быть распознаваема.

    В целях объединения органов саморегулирования Европейского союза в 1992 г. в Брюсселе был создан Европейский альянс по стандартам в рекламе. Основными задачами этой организации являются продвижение и поддержка саморегулирования рекламы в Европе, координация рассмотрения трансграничных обращений, обеспечение информацией и исследованиями по саморегулированию рекламы [103, с. 18].

    В настоящее время в альянс входят 27 участников из 24 стран. К основным видам его деятельности относятся следующие:

    • содействие и помощь национальным организациям саморегулирования;

    • взаимодействие с Европейским парламентом и Европейской комиссией по вопросам регулирования рекламы;

    • проведение научных исследований в сфере рекламы;

    • создание и распространение информационных материалов по саморегулированию;

    • разбор и урегулирование трансграничных жалоб и споров;

    • обеспечение функционирования системы трансграничных претензий (EASA) в целях эффективного воздействия на нарушителей в разных странах.

    В Европе широко применяются следующие меры воздействия на нарушителей правил саморегулирования:

    • неблагоприятная гласность;

    • проведение обязательной предварительной проверки последующих рекламных объявлений организации-нарушителя;

    • отказ средств массовой информации от распространения рекламы нарушителя;

    • лишение коммерческих привилегий;

    • обращение в соответствующую государственную структуру.

    В Соединенных Штатах Америки центральное место в системе саморегулирования занимает Американская рекламная ассоциация, созданная в 1905 г. Эта организация отстаивает принципы правдивости и достоверности в рекламе, эффективно взаимодействует с государственными органами регулирования. Отличиями североамериканских органов саморегулирования являются их высокий авторитет и распространение действия на всю территорию страны с помощью системы местных бюро. В правилах саморегулирования рекламы в США можно выделить общую и особенную части. Общая часть представляет собой базовые принципы, единые на всей территории государства. Особенная часть – это отраслевые акты, разрабатываемые организациями различных областей бизнеса [111, с. 6].

    В качестве примера деятельности органов саморегулирования рекламы в США можно привести взаимодействие различных организаций в целях ограничения несанкционированных электронных рассылок рекламы.

    Ассоциация прямого маркетинга (Direct Marketing Association), Ассоциация американских рекламодателей (Association of National Advertisers) и Американская ассоциация рекламных агентств (American Association of Advertising Agencies) в 2003 г. подписали новые правила для осуществления рекламных рассылок по электронной почте, также известных как спам.

    Новый стандарт содержит требование, чтобы все электронные письма предоставляли адресату возможность исключить свой адрес из списка рассылки. Новые правила также предусматривают обязательную достоверность посланного сообщения, реальный обратный адрес и физический адрес автора рассылки; запрет на скрытую рассылку или рассылку с ложными адресами; запрет на предоставление или продажу электронных адресов в случае, если потребители не предупреждены о том, что их адрес может быть продан.

    Новые правила демонстрируют согласие маркетологов и рекламных агентов использовать эти требования в своей работе. Если ранее фирмы, занимающиеся онлайновым маркетингом, возражали против «антиспамового» законодательства, то теперь они убеждены в необходимости принятия федерального закона, устанавливающего общенациональный стандарт, который предотвратит конфликты между законодательствами штатов.

    В целом саморегулирование рекламы в развитых странах прошло большой путь развития и показывает свою эффективность и значимость в системе экономического регулирования. Органы саморегулирования рекламы существуют практически во всех развитых государствах, обладают авторитетом для воздействия на субъекты рекламного рынка.

    Мировая практика саморегулирования показывает, что отсутствие саморегулирования приводит к недобросовестному коммерческому поведению, негативному общественному мнению и ужесточению государственного регулирования.

    9.4. Саморегулирование рекламной деятельности в России

    Первым органом саморегулирования рекламы в современной России стал Общественный совет по рекламе, созданный в 1995 г. физическими лицами. Основные цели совета заключались в следующем:

    • организация взаимодействия между субъектами рекламного рынка;

    • разработка мер по построению механизмов саморегулирования;

    • создание правовых условий для увязки интересов заказчиков, производителей, распространителей и потребителей рекламы;

    • содействие подготовке кадров для рекламного бизнеса;

    • проведение независимой экспертизы рекламной продукции.

    Практика функционирования Общественного совета по рекламе показала необходимость объединения с другими структурами – коммерческими и некоммерческими организациями, интеграции в международную систему саморегулирования рекламы.

    В 1999 г. был реорганизован совет, в результате чего возникло некоммерческое партнерство – Рекламный совет России. Основными целями данной организации стали упорядочение и эффективное развитие рекламной деятельности в России посредством добровольного соблюдения разработанных норм участвующими на рынке субъектами.

    Еще один активный субъект системы саморегулирования рекламы в России – Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР), созданная в 1993 г. и объединяющая более 100 рекламных агентств.

    Согласно уставу ассоциации, основными целями ее деятельности являются следующие:

    • объединение на добровольной основе компаний, осуществляющих деятельность в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций, для осуществления саморегулирования и контроля их профессиональной деятельности;

    • представление и защита общих профессиональных, имущественных и иных интересов членов ассоциации;

    • разработка, внедрение в повседневную практику членов ассоциации правил (стандартов) профессиональной деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций и обеспечение контроля их исполнения;

    • разработка, внедрение в повседневную практику членов ассоциации добровольных этических требований к рекламе и обеспечение контроля их исполнения.

    Основные направления деятельности ассоциации:

    • изучение условий осуществления деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций;

    • разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций, и представление этих предложений в органы, обладающие правом законодательной инициативы;

    • обеспечение взаимодействия членов ассоциации, средств массовой информации и рекламодателей в целях повышения качественного уровня распространяемой рекламы и иной маркетинговой информации, ее достоверности и доступности каждому члену общества;

    • представление законных интересов своих членов в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

    • участие в рассмотрении антимонопольными органами дел, возбужденных по признакам нарушения членами ассоциации законодательства о рекламе;

    • обжалование в судебном порядке актов и действий федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, нарушающих права и законные интересы любого члена ассоциации или группы членов ассоциации;

    • применение в отношении своих членов предусмотренных учредительными и иными документами мер ответственности, в том числе исключения из членов ассоциации;

    • разработка и принятие правил (стандартов) профессиональной деятельности членов ассоциации (Кодекс профессиональной деятельности АКАР), осуществление контроля их соблюдения;

    • разработка и принятие свода правил профессиональной этики членов АКАР (Этический кодекс АКАР), осуществление контроля их соблюдения;

    • применение мер воздействия к членам ассоциации – нарушителям правил профессиональной деятельности и профессиональной этики членов ассоциации;

    • рассмотрение жалоб на действия членов ассоциации;

    • проведение экспертиз рекламной продукции в спорных ситуациях;

    • проведение конкурсов профессионального мастерства по отдельным видам рекламной деятельности и коммерческих коммуникаций;

    • содействие проведению фестивалей рекламы и участию в них членов ассоциации;

    • создание и организация деятельности третейского суда при ассоциации по разрешению споров между членами ассоциации, между членами ассоциации и иными организациями;

    • обеспечение деятельности академии рекламы;

    • осуществление международной деятельности в целях взаимодействия, сотрудничества с международными организациями, объединениями в области рекламы и коммерческих коммуникаций, обмена информацией, документами по всем вопросам, входящим в сферу деятельности ассоциации;

    • развитие системы профессиональной подготовки и переподготовки кадров в области рекламы и коммерческих коммуникаций для членов ассоциации;

    • пропаганда принципов и методов рекламы и коммерческих коммуникаций, распространение российского и зарубежного опыта деятельности в сфере рекламы и коммерческих коммуникаций, в том числе посредством развития информационного портала ассоциации;

    • организация и проведение конференций, семинаров, симпозиумов, выставок, конкурсов и других мероприятий с целью реализации достижений членов ассоциации.

    Новый этап в развитии системы саморегулирования рекламы в России связан с созданием Совета ассоциаций медийной индустрии (САМИ), в который вошли практически все основные субъекты медийного рынка – Медиасоюз, Гильдия издателей периодической печати, Ассоциация коммуникационных агентств, Ассоциация рекламодателей, Российская ассоциация по связям с общественностью, Национальная ассоциация телерадиовещателей и т. д.

    При поддержке САМИ в 2003 г. был принят Российский рекламный кодекс – первый системный акт саморегулирования, преломляющий основные идеи Международного кодекса рекламной практики применительно к действительности нашей страны.

    Российский рекламный кодекс направлен на формирование цивилизованного рынка рекламы, развитие здоровой конкуренции, появление на рынке добросовестной рекламы. В нем определены важнейшие общие требования к рекламе: законность, честность, пристойность, достоверность. Кроме того, кодекс содержит положения, направленные на защиту детей, требования к отдельным видам рекламы, основания ответственности различных субъектов рекламного рынка.

    Кодекс дополняется Сводом обычаев и правил делового оборота рекламы на территории Российской Федерации, который содержит конкретные примеры и прецеденты ненадлежащей рекламы. Например, кодекс рекомендует воздерживаться от рекламы, усиливающей (обостряющей) комплексы, связанные с внешней непривлекательностью, прежде всего подростковые. Иллюстрацией данного положения является телевизионная реклама лосьона «Клерасил», которая показывала в невыгодном свете юношу, не пользующегося данным препаратом и вынужденного «гулять в шлеме». В соответствии с рекомендациями Общественного совета рекламодатель добровольно снял с телевизионного показа эту рекламу.

    Многие положения Российского рекламного кодекса можно встретить в Законе о рекламе (статьи, посвященные рекламе игр с призами, стимулирующих продажи, рекламе лекарственных средств и пищевых добавок, детского питания).

    В 2004 г. при совете была создана Общественная комиссия по этике и добросовестности в рекламе, главная цель которой – предотвращение нарушения профессиональных этических норм в сфере рекламы.

    Характеристиками российской системы саморегулирования рекламы сегодня являются многообразие существующих организаций, нечеткое разграничение их функций и компетенции, направленность их деятельности прежде всего на защиту собственных интересов субъектов рекламного рынка, а не потребителей рекламы.

    Согласно мнению специалистов, в России идет процесс выработки механизмов и процедур саморегулирования рекламы, распространения норм саморегулирования среди рекламного сообщества, развития методов контроля за соблюдением принятых норм и применения ответственности.

    На развитие системы саморегулирования в России направлены положения Закона о рекламе, расширяющие полномочия саморегулируемых организаций в сфере рекламы. Согласно статье 32, саморегулируемые организации имеют право:

    1) представлять законные интересы членов саморегулируемой организации в их отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления;

    2) участвовать в рассмотрении антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения членами саморегулируемой организации законодательства Российской Федерации о рекламе;

    3) обжаловать в арбитражный суд нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

    4) применять в отношении членов саморегулируемой организации предусмотренные учредительными и иными документами саморегулируемой организации меры ответственности, в том числе исключение из членов саморегулируемой организации;

    5) разрабатывать, устанавливать и публиковать обязательные для выполнения всеми членами саморегулируемой организации правила профессиональной деятельности в сфере рекламы;

    6) осуществлять контроль за профессиональной деятельностью членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего закона и правил профессиональной деятельности в сфере рекламы, в том числе требований профессиональной этики;

    7) рассматривать жалобы на действия члена саморегулируемой организации;

    8) разрабатывать и устанавливать требования, предъявляемые к лицам, желающим вступить в саморегулируемую организацию;

    9) осуществлять сбор, обработку и хранение информации о деятельности членов саморегулируемой организации, раскрытие которой осуществляется в форме отчетов в порядке и с периодичностью, которые установлены учредительными и иными документами саморегулируемой организации;

    10) осуществлять ведение реестра лиц, являющихся членами саморегулируемой организации.

    Важнейшей задачей системы саморегулирования является эффективное взаимодействие с органами государственного регулирования. Это взаимодействие в России проявляется в совместной работе над проектами законов, обращениях государственных органов к органам саморегулирования в целях мониторинга, контроля, экспертизы и оценки рекламы, участии органов саморегулирования в разрешении споров.

    Вопросы и задания

    1. Перечислите основные цели и задачи саморегулирования.

    2. В чем заключаются преимущества системы саморегулирования рекламной деятельности?

    3. Что такое саморегулируемые организации?

    4. Какие органы саморегулирования рекламы функционируют в России?

    5. Назовите общие принципы саморегулирования.

    6. Что общего и в чем различия между важнейшими документами саморегулирования – Международным кодексом рекламной практики и Российским рекламным кодексом?









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх