|
||||
|
Лекция 7. Налоговые правоотношения7.1. Понятие налоговых правоотношений, их функции, видыОтношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах (налоговые отношения), являются разновидностью финансовых отношений и, зафиксированные в системе правовых актов обычаев делового оборота и общеправовых принципов, составляют налоговое право, которое является подотраслью (частью) финансового права. Отношения, регулируемые НК РФ, относятся в финансовым правоотношениям и отражают регулятивные и охранительные функции права, реализуемые в области налогообложения. Основные функции:– конституционная; – координирующая; – фискальная; – стимулирующая; – контрольная; – межотраслевая; – правовая; – внешнеэкономическая. Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговое правоотношение – это общественное отношение, возникающее на основе реализации норм налогового права. Ориентируясь на действующее налоговое законодательство, концепцию НК РФ, можно выделить несколько типов отношений, регулируемых налоговым правом. К ним относятся отношения между: – субъектами государственной власти, находящимися на различном уровне, выступающими носителями полномочий по реализации совместной компетенции Федерации и ее субъектов в области налогообложения; – государственными органами по налоговому регулированию и контролю и налогоплательщиками при определении налогооблагаемой базы и экономической эффективности по конкретному виду налога; – различными видами налогоплательщиков и органами налогового регулирования и контроля при реализации прав и обязанностей этих участников налоговых правоотношений; – налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля, связанные с определением сроков, места, источника получения доходов; – налогоплательщиками и органами налогового регулирования и контроля по исполнению налоговых обязанностей; – субъектами налогового контроля (органами исполнительной власти) и налогоплательщиками по осуществлению налогового контроля; – налоговыми органами и их должностными лицами и налогоплательщиками по порядку обжалования действий или бездействия налоговых органов; – органами уголовного и административного судопроизводства и налогоплательщиками – нарушителями налогового законодательства в производстве по делам о налоговых нарушениях, а также отношения в области применения мер ответственности со стороны налоговых и судебных органов, органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение норм налогового законодательства. Классификация:1) по основным функциям права: а) Регулятивные правоотношения составляют основную массу отношений в сфере правового регулирования налогообложения. Они обеспечивают реализацию регулятивной функции права: – абсолютные это те, в которых уполномоченному лицу противостоит не всякий, а вполне определенный субъект, обязанный совершать или не совершать определенные действия, – относительные – лицу противостоит совершенно определенное обязанное лицо. б) Охранительные налоговые правоотношения выполняют вспомогательную роль по отношению к регулятивным, возникают в связи с нарушением налогово-правовой нормы и основываются на санкции налогово-правовой нормы. 2) По характеру налогово-правовых норм: материальные и процессуальные; 3) На основании особенностей их объекта: имущественные и неимущественные; 4) По структуре их юридического содержания: простые и сложные. 7.2. Структура налоговых правоотношений. Объект налоговых правоотношенийЭлементами структуры налогового правоотношения является: – субъекты – юридическое содержание, т. е. права и обязанности субъектов. Субъекты налоговых правоотношений – лица, участвующие в конкретном правоотношении и являются носителями прав и обязанностей. Классификация субъектов налоговых правоотношений: 1. По способу нормативной определенности: – зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений; – не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений. 2. По характеру фискального интереса: – частные субъекты; – публичные субъекты. 3. По степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений: – имеющие непосредственный собственный имущественный интерес в налоговых отношениях; – не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях. НК РФ фиксирует понятие «участники отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах» (ст. 9), к числу которых относятся: – налогоплательщики – организации и физические лица; – налоговые агенты; – налоговые органы; – таможенные органы; – сборщики налогов и сборов – государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, другие уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке помимо налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов; – финансовые органы; – органы государственных внебюджетных фондов; – иные уполномоченные органы – органы, наделенные компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов, предусмотренных НК РФ. Объект правоотношения не включается в его структуру; он находится за рамками налогового правоотношения. Объекты налоговых правоотношений могут быть подразделены на две группы: отделимые и неотделимые от материального содержания правоотношения. Отделимые объекты – это такие, которые с той или иной степенью конкретности зафиксированы или вытекают из анализа налоговых норм и существуют как явления (предметы) окружающего нас мира. Неотделимые объекты – те, которые не зафиксированы в нормах налогового права, а могут быть выделены лишь в процессе научного абстрагирования и представляют собой результат деятельности субъектов налогового правоотношения, неотделимый от его материального содержания. К отделимым объектам налоговых правоотношений относятся: – налоги; – сборы; – налоговый кредит; – инвестиционный налоговый кредит; – штрафы, недоимки, пени; – отсрочки и др. К неотделимым – налоговый контроль как явление, представляющее собой результат деятельности налоговых органов, осуществляющих его в ходе налогово-контрольного правоотношения. 7.3. Юридические факты в налоговом правеВсякое правоотношение связано с юридическими фактами. Юридические факты в налоговом праве выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение и прекращение правовых отношений. Функции юридических фактов:– значимого элемента налогово-правового регулирования; – активную информативную, которая связана с предварительным воздействием норм права на общественные отношения; – стимулирующая, т. е. юридические факты стимулируют субъекта налогового права к тем видам деятельности, которые социально необходимы, значимы, полезны для субъекта. Классифицируются юридические факты на: а) юридические действия – это волевое поведение людей, внешнее выражение воли и сознания граждан, воли организаций и общественных образований. Они делятся на правомерные действия и неправомерные действия. В свою очередь правомерные действия делятся на: – юридические поступки – действия, приводящие к юридическим последствиям независимо от намерений лица; – юридические акты – действия, совершаемые с намерением породить юридические последствия: правовые акты индивидуального регулирования и прочие акты волеизъявления субъектов финансового права. Акты индивидуального регулирования могут быть подразделены на налогово-правовые и прочие. Среди налогово-правовых актов индивидуального регулирования главное место занимают субординационные акты, что обусловлено жестким методом финансово-правового регулирования. Координационные налогово-правовые акты индивидуального регулирования являются результатом выработки сторонами соглашения, соответствующего нормам права и отражающего их волю. К правомерным юридическим действиям (как основаниям развития налоговых правоотношений) могут быть отнесены и прочие акты волеизъявления субъектов налогового права. Среди них, главным образом, заявления, которые согласно законодательству должны подать субъекты налогового права для получения налоговых отсрочек, инвестиционного налогового кредита, а также налоговая декларация. В числе правомерных юридических фактов, с которыми связывается движение финансовых правоотношений, можно назвать и такие правомерные действия, как юридические поступки. Они характеризуются тем, что приводят к юридическим последствиям независимо от намерений лица. б) юридические события – это обстоятельства, не зависящие как юридические факты от воли людей: относительные и абсолютные события. Относительные события – это явления, вызванные деятельностью человека, но выступающие, независимо от причин, их породивших. Абсолютные события – это обстоятельства, которые не вызваны волей людей и не выступают в какой-либо зависимости от нее. К юридическим фактам-событиям, вызывающим движение финансовых правоотношений, должны быть отнесены и сроки. Так, истечение срока, на который налогоплательщику предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты налога (ст. 64 НК РФ), является юридическим фактом, который изменяет финансовое правоотношение по уплате налога. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|