|
||||
|
Лекция 3. Источники налогового права3.1. Источники налогового права: понятие и классификацияСостав источников налогового права (как подотрасли финансового права) определяется принципом федерализма и действием местного самоуправления в стране. Источники налогового права – это внешние формы его выражения, т. е. правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, содержащие нормы, которые регулируют вопросы установления, введения и взимания налогов и сборов, отношения в сфере налогового контроля и отношения по привлечению к ответственности за налоговое правонарушение. Налоговый Кодекс РФ к источникам налогового права относит: 1. международные договоры Российской Федерации, 2. Налоговый Кодекс РФ, 3. федеральные законы и законы Российской Федерации, 4. законы и иные нормативные акты законодательных органов субъектов РФ 5. нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления. Значение источников налогового права: – они являются неотъемлемой частью финансового правотворчества, которое представляет одно из основных направлений финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. – источники налогового права представляют собой форму существования налоговых норм, т. е. внешнее выражение общеобязательных правил поведения субъектов в налоговых отношениях. Существуют определенные особенности вступления в законную силу нормативных правовых актов о налогах и сборах. Так, по общему правилу акт налогового законодательства может вступить в силу при одновременном наличии двух условии: а) не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования; б) не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Особые правила вступления в законную силу определены для актов налогового законодательства, вводящих налоги и сборы – не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но в любом случае не ранее истечения месячного срока с момента из официального опубликования. Согласно ст. 57 Конституции РФ законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Тем самым, данное положение, во-первых, ограничивает законодателя в возможности придания закону обратной силы, во-вторых, гарантирует конституционное право на защиту от придания обратной силы законам, ухудшающим положением налогоплательщиков, в том числе на основании нормы, устанавливающей порядок введения таких законов в действие. Источники налогового права обладают следующими свойствами: – формальная определенность; – общеобязательность, охраняемая возможностью государственного принуждения; – законность, заключающаяся в наличии юридической силы. Вместе с тем источники налогового права имеют характерные черты, отличающие их иных нормативно-правовых актов: – они регулируют общественные отношения, составляющие предмет налогового права – принимаются только теми органами государства и местного самоуправления, правотворческая компетенция которых предусмотрена НК РФ. – источники налогового права характеризуются множественностью, обусловленной принципом разделения властей и федеративной природой российского государства. 3.2. Налоговый кодекс Российской ФедерацииНК РФ – первый опыт кодификации налогового законодательства в Российской Федерации. Цель кодификации состоит в том, чтобы систематизировать и законодательно закрепить органичность, взаимосвязанность и взаимозависимость правовых норм, устранив произвол в их понимании и применении. НК РФ занимает ведущее место в системе источников налогового права и обладает наибольшей юридической силой в иерархии законодательства о налогах и сборах. Все иные федеральные, региональные и муниципальные нормативные акты этой сферы могут быть приняты только при условии соответствия нормам НК РФ. НК РФ определяет правовую базу регулирования всех стадий налоговых отношений. В нем: – закреплен исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов; – определены основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов; – установлен порядок проведения налогового контроля, виды налоговых проверок, сроки их проведения и периодичность, оформление результатов проверок; – закреплены общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений, а также установлены виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение; – регламентирован порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Таким образом, НК РФ является кодифицированным источником законодательства о налогах и сборах. НК РФ состоит из двух частей. Часть первая НК РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ принята Государственной Думой 16 июля 1998 года и одобрена Советом Федерации 17 июля 1998 года. Данный законодательный акт был введен в действие с 1 января 1999 года, он состоит из 7 разделов, 20 глав, 142 статей. Первая часть устанавливает: законодательство и иные нормативные правовые акты о налогах и сборах; систему налогов и сборов в РФ; правовой статус участников налоговых правоотношений; общие правила исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов; способы обеспечения обязанностей по уплате налогов и сборов; порядок оформления и подачи налоговой декларации; основы налогового контроля; виды и составы налоговых правонарушений и меры ответственности за их совершение; процедуры обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Вторая часть НК РФ регламентирует порядку исчисления и уплаты отдельных налогов и сборов, а также специальным налоговым режимам. Часть вторая НК РФ принята Государственной Думой 19 июля 2000 года и одобрена Советом Федерации 26 июля 2000 года. В ее состав входят 4 раздела, 11 глав, 256 статей. НК РФ нормативный правовой акт прямого действия, который исключает детализацию или разъяснение подзаконными нормативными актами. Со времени издания НК РФ прошло 6 лет. Между тем за этот, относительно небольшой, период законодатель успел издать около 50 федеральных законов, вносящих изменения и дополнения в этот важный нормативный акт. 3.3. Нормативные правовые акты о налогах и сборах: понятие, виды, условия их соответствия налоговому законодательствуПравовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Нормативный правовой акт – это правовой акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т. е. предписания общего характера и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. НК РФ разделяет нормативно-правовые акты по органам государственной власти – нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, – нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ, – нормативные правовые акты исполнительных органов местного самоуправления о налогах и сборах. Соответственно федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах. Федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов. Налоговое законодательство оговаривает условия, при наличии которых нормативный правовой акт о налогах и сборах не может применяться либо признается недействительным. Нормативный правовой акт о налогах и сборах признается не соответствующим НК РФ, если такой акт: 1) издан органом, не имеющим в соответствии с НК РФ права издавать подобного рода акты, либо издан с нарушением установленного порядка; 2) отменяет или ограничивает права налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей либо полномочия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов; 3) изменяет содержание обязанностей участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ; 4) запрещает действия налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, разрешенные НК РФ; 5) запрещает действия налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, их должностных лиц, разрешенные или предписанные НК РФ; 6) разрешает или допускает действия, запрещенные НК РФ; 7) изменяет основания, условия, последовательность или порядок действий участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, иных лиц, обязанности которых установлены НК РФ; 8) изменяет содержание понятий и терминов, определенных НК РФ, либо использует эти категории в ином значении; 9) иным образом противоречит общим началам и (или) буквальному смыслу конкретных положений НК РФ. По общему правилу признание нормативного правового акта не соответствующим НК РФ осуществляется в судебном порядке. До начала судебного разбирательства орган, издавший оспариваемый нормативный акт, вправе отменить действие такого документа или изменить его соответствующим образом. 3.4. Индивидуальные налогово-правовые актыПравовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. Индивидуальные правовые акты – это акты, которые не содержат общеобязательных правил поведения, а содержат предписания, которые персонально затрагивают определенных лиц. Эти акты: – имеют индивидуально-определенный характер, т. е. относятся к конкретным лицам, которых можно назвать поименно; – являются властными и обязательными для исполнения; – не содержат правовой нормы (общего правила поведения), поэтому не являются источником и формой права; – выступают в качестве юридических фактов, порождающих конкретные правоотношения, т. е. осуществляют локальное правовое регулирование; – применяются однократно и на других субъектов не распространяется; – обеспечиваются государственным принуждением. Индивидуально-правовые акты могут быть отнесены к особому виду подзаконных, официальных актов, принимаемых субъектами государственной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, содержащие односторонние властные волеизъявления и влекущие юридические последствия. Характерные черты индивидуальных правовых актов: – особая юридическая форма управленческой или исполнительно-распорядительной деятельности; – официальное решение, принятое органом публичного управления; – предписание полномочного органа государственного управления или специального должностного лица. Классификация:1) по субъектам, их принимающим (издающим): – налоговыми органами – (большинство актов), – финансовыми органами – (решение об изменении срока уплаты налогов и сборов), – таможенными органами – (решение о наложении ареста на имущество налогоплательщика), – органами государственных внебюджетных фондов – решение об изменении срока уплаты налогов и сборов в вышеназванные фонды, – органами, уполномоченными на осуществление контроля за уплатой госпошлины – (решения об изменении срока уплаты госпошлины, принимаемые судами, ОВД). 2) по направленности действия: – правообеспечительные – акты, которые гарантируют исполнение субъектами налоговых правоотношений их прав и обязанностей (решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика), – правоисполнительные – акты, которые обеспечивают принудительную реализацию неисполненных или ненадлежащее исполненных налогоплательщиком обязанности по уплате налога или сбора (решение налогового органа о взыскании налога, сбора, пени за счет денежных средств на счетах налогоплательщика), – правоохранительные – (решения руководителя налогового органа о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения). 3) по характеру правового воздействия: – регулятивные – обеспечивают реализацию диспозитивных регулятивных норм налогового права, властно подтверждая или определяя права и обязанности субъектов налогового правоотношения, – охранительные – обеспечивают реализацию санкций охранительных норм, устанавливая меры юридической ответственности. 4) по форме: – договорные – договор налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, – недоговорные – все остальные. 3.5. Решения Конституционного Суда РФ в системе правового регулирования налоговых отношенийКонституционный характер правового регулирования распространяется на широкую сферу отношений, составляющих предмет налогового права. На основе этого возникает двухуровневая система внутригосударственных источников налогового права: а) Конституция РФ и решения КС РФ, определяющие общие начала налогообложения; б) базирующееся на указанном конституционном слое налогового права собственно налоговое законодательство, в основе которого лежит НК РФ. К источникам налогового права относятся не все акты КС РФ, а, прежде всего те постановления и определения, которые вынесены по итогам проверки конституционности нормативно-правовых актов или отдельных норм налогового права или толкуют те положения Конституции РФ, которые необходимы для уяснения значения отдельных норм и институтов налогового права. Юридическая сила и место в иерархической структуре источников налогового права:– решения Конституционного Суда РФ являются обязательными для всех правоприменителей; – как акт конституционного контроля, представляет разновидность судебной практики; – решения, являясь актами правосудия, обладают определенными характеристиками правоприменительного акта и одновременно приобретают черты нормативно-правового акта. Правовые позиции КС РФ с одной стороны, придают решениям Конституционного Суда РФ юридические (нормативно-правовые) качества источников права, а с другой – предопределяют специфику данного вида правовых источников. Правовые позиции Конституционного Суда РФ – аргументированные, получившие обоснование в процедуре конституционного правосудия оценок и представлений по вопросам права в рамках решения, принятого по итогам рассмотрения конкретного дела. Основные характеристики позиций Конституционного Суда РФ:> итогово-обощающий характер. > оценочная, аксиологическая природа правовых позиций. > правовые позиции Конституционного Суда РФ – результат истолкования конкретных положений налогового законодательства, итог выявления конституционного смысла рассматриваемых положений. > концептуальный характер. > общий характер. > юридическая обязательность. > правовые позиции Конституционного Суда РФ находятся в сложных взаимосвязях с корреспондирующими им правовыми позициями законодателя. Виды правовых позиций:1. по юридической форме – в рамках постановлений или определений. 2. по видам налогов – правовые позиции в области федеральных, региональных, местных налогов. 3. по сферам налоговых отношений – в сферах установления налогов, исполнения обязанности по уплате налога и сбора, налогового контроля. Виды решений Конституционного Суда РФ:1. Решения Конституционного Суда РФ по обоснованию и толкованию принципов налогообложения. 2. Решения по вопросу толкования ст. 57 Конституции РФ о законном установлении налогов и сборов. 3. Решения о недопустимости придания обратной силы актам законодательства о налогах и сборах. 4. Решения о ясности и определенности правового регулирования в сфере налогообложения как необходимом условии соблюдения ст. 19 Конституции РФ. 5. Публично-правовой характер налогов и решения Конституционного Суда РФ об ответственности за налоговые правонарушения. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|