|
||||
|
Глава 3. Обслуживающий персонал гостиниц: социально-психологические свойстваПрофессиональный портрет сотрудникаОбслуживание – это работа, направленная на удовлетворение чьих-либо нужд. Обслуживающий персонал гостиницы должен удовлетворять своей работой нужды и потребности клиентов: проживающих в отеле гостей, посетителей ресторанов, фитнес– и бизнес-центров. В целях установления максимального соответствия профессионального портрета сотрудника ожиданиям потребителей необходимо разработать модели профессионального профиля сотрудников по категориям. Эта модель должна содержать описание следующих свойств: • образование; • профессиональные навыки; • личные качества; • антропометрические данные. Часто такие модели называются также должностными спецификациями, которые представляют собой часть профессиограммы. Анализ профессиональной деятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс. Как правило, он включает в себя три основных этапа: • сбор информации о профессиональной деятельности; • анализ и синтез полученной информации; • выработка на основе полученного материала практических путей приложения профессиограммы.
Профессиограмма – это документ, который описывает, во-первых, содержание работы по определенной профессии, во-вторых, требования к сотруднику, выполняющему эту работу. В теории и практике управления персоналом нет единого мнения, какие разделы должна включать в себя профессиограмма. Так, например, авторский коллектив одного из учебников по управлению персоналом рекомендует включать в этот документ такие разделы: • профессия (общие сведения, текущие изменения в профессии, перспективы развития); • трудовой процесс (характеристика, сфера деятельности и вид трудового процесса, основные операционные системы, используемые в производстве, профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза сотрудника); • санитарно-гигиенические условия труда (место работы, уровень шума и вибрации, освещение, температурный режим, режим труда и отдыха, возможные производственные травмы и профзаболевания, льготы, компенсации и так далее); • психофизиологические требования к работнику данной профессии (восприятие, мышление, внимание, эмоционально-волевые качества, память, деловые качества); • профессиональные знания и умения; • требования к подготовке и повышению квалификации кадров. Автор учебного пособия по управлению карьерой С. И. Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру. • общие положения профессии; • подготовка кадров; • типовые производственные показатели профессии; • санитарно-гигиенические условия труда; • медицинские противопоказания; • квалификационный профиль. Таким образом, профессиограмма отличается от должностной инструкции тем, что не отражает ответственность и права работника, а также содержит подробные описания условий труда. Разработка профессиограмм для сотрудников гостиничного бизнеса, особенно системы обслуживания гостей, представляет собой трудоемкий и длительный процесс. Модели профессионального профиля сотрудникаХорошим подспорьем при составлении профессиограммы будет профессиональный профиль должности. В этой книге мы даем примерное описание лишь модели профессионального профиля, которая являет собой часть профессиограммы. Подробное описание профессиограмм рассматривается нами в другом издании. Для того чтобы уважаемый читатель этой книги представил себе, о чем именно идет речь, мы приводим пример модели профессионального профиля сотрудника ресторанной службы – официанта. Образование: • не ниже среднего специального; • желательно иметь специализированную подготовку. Профессиональные знания и навыки: • знание иностранного языка (английский – обязательно) в пределах специфики; • знание правил международного этикета ресторанного обслуживания; • знание основ психологии сервиса и социальной психологии; • знание основ кулинарии, в том числе блюд различных национальных кухонь; • профессиональное владение картой вин; • знание специальных правил предложения и отпуска различных блюд и напитков; • знание технических навыков и приемов подачи блюд и напитков; • знание основных правил сервировки стола; • знание техники быстрого счета. Личные качества: • ответственность; • коммуникабельность; • доброжелательность; • эмоциональная стабильность; • стрессоустойчивость; • неконфликтность. Антропометрические характеристики: • рост: не ниже среднего; • вес: в пределах допустимой нормы для соответствующего роста; • приятная, презентабельная внешность; • физическое здоровье и выносливость; • психическая устойчивость. Формы профессиональных профилей могут быть самыми разнообразными, в том числе возможно использовать следующий вид (табл. 2). Анализ социально-психологических свойств персонала должен опираться на мощную базу исследования профессионально важных характеристик. Задачей службы по персоналу является составление личностных и профессиональных спецификаций для каждого отдела, персонал которого работает с гостями. Это позволит уменьшить затраты на процедуру отбора персонала и ускорит сам процесс. Таблица 2 Профессиональный профиль должности «портье стойки размещения» Резюме… Социально-психологические свойства персонала – важный элемент отбора персонала сферы обслуживания и работы с ним. Они находят свое отражение в профессиограммах и зачастую представляют собой модель профессионального профиля сотрудника определенной должностной категории. Составление профессиограммы требует глубокого анализа информации о профессии. Это длительный и трудоемкий процесс, результат которого – профессиограмма – поможет значительно сократить риск ошибок при отборе персонала и дальнейшей работе с ним. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|