• Профессиональный портрет сотрудника
  • Модели профессионального профиля сотрудника
  • Глава 3. Обслуживающий персонал гостиниц: социально-психологические свойства

    Профессиональный портрет сотрудника

    Обслуживание – это работа, направленная на удовлетворение чьих-либо нужд. Обслуживающий персонал гостиницы должен удовлетворять своей работой нужды и потребности клиентов: проживающих в отеле гостей, посетителей ресторанов, фитнес– и бизнес-центров. В целях установления максимального соответствия профессионального портрета сотрудника ожиданиям потребителей необходимо разработать модели профессионального профиля сотрудников по категориям. Эта модель должна содержать описание следующих свойств:

    • образование;

    • профессиональные навыки;

    • личные качества;

    • антропометрические данные.

    Часто такие модели называются также должностными спецификациями, которые представляют собой часть профессиограммы.

    Анализ профессиональной деятельности представляет собой целенаправленный и организованный процесс. Как правило, он включает в себя три основных этапа:

    • сбор информации о профессиональной деятельности;

    • анализ и синтез полученной информации;

    • выработка на основе полученного материала практических путей приложения профессиограммы.

    Один англичанин решил отдохнуть в загородной гостинице и взять с собой любимого пса. Он написал администрации отеля письмо с вопросом: разрешено ли в отеле держать собаку? Ответ из гостиницы был таков: «Дорогой сэр, в нашей практике еще не было случая, чтобы пес прожег сигаретой постельное белье, увез с собой полотенце, облил вином обои или уехал, не расплатившись. Поэтому мы с нетерпением ждем вашего пса! Если он поручится за вас, то готовы разместить его вместе с вами».

    Профессиограмма – это документ, который описывает, во-первых, содержание работы по определенной профессии, во-вторых, требования к сотруднику, выполняющему эту работу. В теории и практике управления персоналом нет единого мнения, какие разделы должна включать в себя профессиограмма. Так, например, авторский коллектив одного из учебников по управлению персоналом рекомендует включать в этот документ такие разделы:

    • профессия (общие сведения, текущие изменения в профессии, перспективы развития);

    • трудовой процесс (характеристика, сфера деятельности и вид трудового процесса, основные операционные системы, используемые в производстве, профессиональные обязанности, рабочее место, рабочая поза сотрудника);

    • санитарно-гигиенические условия труда (место работы, уровень шума и вибрации, освещение, температурный режим, режим труда и отдыха, возможные производственные травмы и профзаболевания, льготы, компенсации и так далее);

    • психофизиологические требования к работнику данной профессии (восприятие, мышление, внимание, эмоционально-волевые качества, память, деловые качества);

    • профессиональные знания и умения;

    • требования к подготовке и повышению квалификации кадров.

    Автор учебного пособия по управлению карьерой С. И. Сотникова считает, что профессиограмма должна иметь следующую структуру.

    • общие положения профессии;

    • подготовка кадров;

    • типовые производственные показатели профессии;

    • санитарно-гигиенические условия труда;

    • медицинские противопоказания;

    • квалификационный профиль.

    Таким образом, профессиограмма отличается от должностной инструкции тем, что не отражает ответственность и права работника, а также содержит подробные описания условий труда. Разработка профессиограмм для сотрудников гостиничного бизнеса, особенно системы обслуживания гостей, представляет собой трудоемкий и длительный процесс.

    Модели профессионального профиля сотрудника

    Хорошим подспорьем при составлении профессиограммы будет профессиональный профиль должности. В этой книге мы даем примерное описание лишь модели профессионального профиля, которая являет собой часть профессиограммы. Подробное описание профессиограмм рассматривается нами в другом издании.

    Для того чтобы уважаемый читатель этой книги представил себе, о чем именно идет речь, мы приводим пример модели профессионального профиля сотрудника ресторанной службы – официанта.

    Образование:

    • не ниже среднего специального;

    • желательно иметь специализированную подготовку.

    Профессиональные знания и навыки:

    • знание иностранного языка (английский – обязательно) в пределах специфики;

    • знание правил международного этикета ресторанного обслуживания;

    • знание основ психологии сервиса и социальной психологии;

    • знание основ кулинарии, в том числе блюд различных национальных кухонь;

    • профессиональное владение картой вин;

    • знание специальных правил предложения и отпуска различных блюд и напитков;

    • знание технических навыков и приемов подачи блюд и напитков;

    • знание основных правил сервировки стола;

    • знание техники быстрого счета.

    Личные качества:

    • ответственность;

    • коммуникабельность;

    • доброжелательность;

    • эмоциональная стабильность;

    • стрессоустойчивость;

    • неконфликтность.

    Антропометрические характеристики:

    • рост: не ниже среднего;

    • вес: в пределах допустимой нормы для соответствующего роста;

    • приятная, презентабельная внешность;

    • физическое здоровье и выносливость;

    • психическая устойчивость.

    Формы профессиональных профилей могут быть самыми разнообразными, в том числе возможно использовать следующий вид (табл. 2).

    Анализ социально-психологических свойств персонала должен опираться на мощную базу исследования профессионально важных характеристик. Задачей службы по персоналу является составление личностных и профессиональных спецификаций для каждого отдела, персонал которого работает с гостями. Это позволит уменьшить затраты на процедуру отбора персонала и ускорит сам процесс.


    Таблица 2

    Профессиональный профиль должности «портье стойки размещения»


    Резюме…

    Социально-психологические свойства персонала – важный элемент отбора персонала сферы обслуживания и работы с ним. Они находят свое отражение в профессиограммах и зачастую представляют собой модель профессионального профиля сотрудника определенной должностной категории.

    Составление профессиограммы требует глубокого анализа информации о профессии. Это длительный и трудоемкий процесс, результат которого – профессиограмма – поможет значительно сократить риск ошибок при отборе персонала и дальнейшей работе с ним.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх