• Классификация шопоголиков
  • Причины увлечения шопингом
  • Признаки шопоголика
  • Негативные последствия
  • Маниакально-депрессивный психоз
  • 7. Шопинг

    В последнее время появилась еще одна вредная привычка – шопинг, или шопоголизм. Шопоголизмом называют сильную психологическую зависимость человека покупать все подряд, независимо от того, нужна ему эта вещь или нет.


    Эта вредная привычка возникла в ХХ в. по мере появления во многих странах новых магазинов, супермаркетов, бутиков и т. д. Ситуация еще больше усугубляется в связи с распространением супермаркетов, где товары легкодоступны и каждый человек может взять понравившуюся вещь с полки и рассмотреть ее. Именно из-за этого и возросло количество ненужных покупок.

    По мнению большинства ученых, шопоголизм опасен так же, как наркомания и алкоголизм, и способен вызвать почти такие же нарушения психики.

    Многие люди покупают вещи не потому, что они действительно им нужны, а потому, что им понравилась красивая упаковка, вещь стоит на несколько рублей дешевле, чем в других магазинах, и т. д.

    Явление шопоголизма сейчас приняло вид настоящей эпидемии. Во многом на это повлияло обилие рекламы, которая утверждает, что самый обычный продукт, но их фирмы, способен сделать любого человека счастливее. Многие телеканалы показывают известных людей, рекламирующих какой-либо товар, и у многих складывается впечатление, что этим товаром пользуется их кумир, а значит, он действительно высококачественный.

    В некоторых странах были созданы специальные общества, помогающие людям избавиться от этой зависимости. Например, в Швеции такое общество – «Общество поддержки людей, страдающих от покупательной зависимости» – создала Анн-Бритт Алдеман, которая в прошлом также была заядлым шопоголиком, но сумела побороть в себе эту страсть. По ее словам, ради удовлетворения этой вредной привычки она даже стала преступницей: «Меня даже уволили с работы, так как я присвоила из кассы 1 миллион крон (более 100 тысяч евро), которые я в основном потратила на одежду. А я в то время была директором частного детского сада».

    Шопингом может «заразиться» практически любой человек, независимо от пола, возраста или социального положения. Раньше считалось, что шопоголизму наиболее подвержены женщины, именно они склонны к покупке совершенно ненужных вещей. Сейчас ситуация изменилась, среди шопоголиков немало представителей сильного пола. Различаются только покупки шопоголиков, если женщины предпочитают покупать одежду, посуду и украшения, то мужчины – CD, ручки, органайзеры, книги, рыболовные принадлежности, инструменты и т. д.

    Кроме того, женщины, за редким исключением, осознают свою болезненную привязанность к покупке ненужных вещей, в то время как мужчины считают, что приобрели совершенно необходимую и полезную вещь. Практически ни один мужчина еще не признал себя шопоголиком.

    Классификация шопоголиков

    Людей, увлекающихся шопингом, можно разделить по манере поведения на следующие типы:

    – спонтанный шопоголик. Такой человек заходит в магазин, чтобы приобрести действительно нужную вещь, но вместе с тем покупает и несколько безделушек;

    – истинный шопоголик. Такой человек заходит в магазин просто так, иногда даже не осознавая, что он делает. Оказавшись в магазине, он тратит все деньги, какие у него есть с собой, на совершенно ненужные ему вещи. В некоторых случаях может даже истратить всю зарплату или последние деньги;

    – целеустремленный шопоголик. Благодаря своему увлечению такой человек снимает накопившийся за день стресс. Он сознательно идет в магазин, чтобы с помощью покупок (нужных или ненужных) улучшить свое настроение.

    По мнению ученых, шопоголизм может возникнуть как у психически больных, так и у совершенно здоровых людей.

    Существует также классификация шопоголиков по степени адекватности:

    – разумный шопоголик. Такой человек покупает только нужные вещи, но в огромном количестве или на большую, чем рассчитывал, сумму. Например, он может зайти в магазин, чтобы купить шампунь, а выйти из него с внушительным запасом мыла, зубной пасты, туалетной бумаги, стирального порошка и т. д.;

    – неразумный шопоголик. Такой человек совершенно не задумывается о том, пригодится ли ему данная вещь или нет. Например, он может купить несколько рубашек одной расцветки только потому, что они ему понравились, или книжку на иностранном языке, который он не знает, потому что ему понравилось ее оформление. При этом шопоголик совершенно не задумывается о деньгах и может потратить за один раз месячный бюджет семьи.

    Большинство ученых склонно считать, что именно степень адекватности отличает обычного человека от шопоголика. Нормальный человек никогда не потратит последние деньги на совершенно ненужные ему вещи, он тщательно планирует свой бюджет и заранее представляет, что именно ему необходимо купить. Шопоголик же не сможет с уверенностью сказать, что он купит через полчаса и в каком количестве.

    Но это совершенно не значит, что подобные траты не может совершить обычный человек. Большинство нормальных людей время от времени может себя побаловать какой-нибудь безделушкой, но обязательно потратит на нее лишние или сэкономленные деньги, а никак не последние свои сбережения.

    Шопоголик обычно ходит по магазинам в одиночку или с такими же, как он, одержимыми страстью к покупке ненужных вещей. Ему неприятно постоянно чувствовать рядом с собой разумного человека, который попытается удержать его от покупки ненужных вещей.

    Существует и еще один вид шопоголиков. Такие люди часто бывают не удовлетворены своими покупками, но все равно не могут удержаться от их приобретения.

    Например, человек по дороге домой заходит в дорогой магазин верхней одежды, причем не за чем-нибудь, а просто так. Его тут же обступают продавцы и предлагают примерить то или иное пальто. Человек сначала отнекивается, а потом, поддавшись на уговоры, все же примеряет вещь. Наслушавшись комплиментов от продавцов, человек в итоге покупает дорогую, но совершенно ненужную ему одежду, которая к тому же еще и не очень нравится.

    Не так давно был зафиксирован новый мировой рекорд шопинга – женщина смогла потратить зарплату своего мужа за 1 мин 55 с.

    По дороге домой такой шопоголик постоянно корит себя за внезапную покупку. Ему жаль потраченных денег, а на обновку даже смотреть уже не хочется. Тем не менее в следующий раз наверняка будет тоже самое. Такие люди просто не могут не поддаться на уговоры продавцов, хотя знают, что впоследствии будут об этом жалеть.

    В результате человек находится в состоянии постоянного стресса. У него возникают депрессия и невроз. При этом человек просто считает себя слабохарактерным и не осознает, что его вредная привычка превратилась в самую настоящую болезнь.

    Многие шопоголики утверждают о пользе шопинга, и их незапланированная покупка способна поднять настроение и решить множество различных проблем. Известные западные шопоголики кричат о своем увлечении на весь мир, ими были созданы общества по интересам, куда они приглашали всех, у кого есть эта привычка. Одна женщина, также известная своим пристрастием к покупке различных нужных и ненужных вещей, даже написала несколько книг на эту тему: «Шопинг и кризис социальной идентичности», «Шопинг и лечение женских наследственных заболеваний», «Шопинг и современные религиозные течения» и т. д.

    Некоторые ученые стали уделять явлению шопинга большое внимание. Было проведено несколько исследований и результаты оказались ошеломляющими. Оказывается, шопинг можно сравнить с наркоманией, якобы он является более легкой ее формой. Действительно, шопинг вызывает психологическую зависимость, избавиться от которой очень сложно. Кроме того, шопоголик постепенно увеличивает свою «дозу». С каждым разом, чтобы снять стресс и поднять настроение, ему требуется намного больше различных покупок. В конце концов шопоголик начинает тратить огромные суммы денег.

    В США насчитывается около 10 млн человек, являющихся шопоголиками.

    Кроме того, через некоторое время большинство шопоголиков отмечает, что удовольствие от приобретения какой-либо вещи становится все более кратковременным. Чтобы испытать приятные ощущения, им вновь необходимо купить себе что-нибудь.

    Причины увлечения шопингом

    Людей, чьи близкие увлечены шопингом, волнует вопрос, какие именно причины влияют на возникновение этой вредной привычки. Многие ученые, начиная с З. Фрейда и заканчивая современными психологами, подробно изучали эту проблему.

    По мнению Карла Абрахама, стремление к неконтролируемой трате денег и покупке ненужных вещей свойственно людям с определенным складом характера – так называемым невротикам. Даже повзрослев, такие люди испытывают болезненную зависимость от родителей, они редко берут на себя ответственность за свою поступки и не могут принять самостоятельного решения.

    Один известный человек сказал: «Если сумма, которую вы тратите на ненужные вещи, не превышает цены месяца визитов к психоаналитику для снятия стресса – все в порядке, вы в норме и можете “шопить” в свое удовольствие, если же нет – пора к психологу».

    Многие шопоголики в детстве находились под строгим контролем родителей и, повзрослев, стремятся сами принимать решения. Это касается и излишней траты денег. Таким людям приятно осознавать, что они могут купить какую-либо вещь и никто не может помешать им в этом.

    Шопоголики страдают тяжелыми расстройствами психики. С одной стороны, они боятся самостоятельной жизни, а с другой – не выносят, когда кто-то контролирует их поступки. Шопинг действует на них успокаивающе, заставляет забыть свои опасения и отвлекает от тревожных мыслей.

    Шопоголиком может также стать человек, внезапно разбогатевший. Если до этого он был вынужден себе во всем отказывать, то теперь сам процесс покупки доставляет ему огромную радость. Ему приятна мысль, что он может позволить себе купить даже самую дорогую вещь, о ее необходимости и полезности он, как правило, совершенно не задумывается.

    Для шопоголиков характерна следующая особенность: они хотят купить определенную вещь до тех пор, пока она находится у них перед глазами, стоит чем-то отвлечь их внимание, как они тут же о ней забывают. Комизм ситуации в том, что, как правило, их внимание отвлекает такая же безделушка.

    Рано или поздно в семье шопоголика начинаются серьезные проблемы. Человеку, увлеченному шопингом, очень трудно объяснить своим близким, почему вместо продуктов питания он купил никому не нужные подсвечники или вместо того, чтобы заплатить за квартиру, – несколько керамических безделушек.

    Существует и обратная сторона шопоголизма. В этом случае человек становится самым настоящим скрягой, он начинает считать буквально каждую копейку и долгое время не может решиться на покупку даже самых необходимых вещей.

    Любой упрек шопоголик воспринимает очень болезненно. Ему кажется, что все вокруг к нему придираются и никто его не понимает. В некоторых случаях он сам осознает всю абсурдность подобных трат, но ничего не может с собой поделать.

    Очень часто шопоголиков посещают мысли о том, что неудобно уходить из магазина, ведь продавец был к ним так внимателен. Таким людям просто неудобно отказаться от ненужной покупки, потому что продавец уделил им свое время. Они считают, что после этого они обязаны приобрести хотя бы что-нибудь, порой забывая, что подобное отношение продавца к покупателям является всего лишь его работой, за которую он получает деньги. Это продавец обязан объяснить все покупателю и показать ему понравившуюся вещь, покупатель вовсе не должен ее покупать.

    Многие шопоголики приобретают ненужные и дорогие вещи не потому, что они им понравились, а потому, что не хотят выглядеть несостоятельными в глазах продавца и других покупателей. Им проще купить дорогую вещь на последние деньги и потом жалеть об этом, чем краснеть перед людьми за то, что они не могут себе ее позволить.

    Такие люди очень зависимы от мнения окружающих их людей. Свое собственное для них не так уж и важно. Чтобы получить одобрение окружающих и выглядеть в их глазах достойно, они готовы на любые безумные поступки, в том числе и на покупку ненужных вещей. Больше всего от этого страдают семья шопоголика и его близкие люди, мнение которых для шопоголиков, как ни странно, также не очень важно. Получается, что точка зрения посторонних людей для них важнее, чем мнение близких.

    Многие люди также желают выглядеть лучше и богаче в глазах своих друзей. Они могут при них не задумываясь тратить деньги, устраивая пиры и постоянно даря друзьям подарки, а их семья в это время будет месяц жить на хлебе и воде. Для таких шопоголиков больше важен внешний блеск, чем то, как ситуация обстоит на самом деле. В итоге – опять же развитие депрессии и неврозов и все возрастающее недовольство членов семьи, которые не желают мириться с таким положением вещей.

    В России, в отличие от США, количество шопоголиков значительно меньше, но тем не менее и российских исследователей волнует складывающаяся в стране ситуация. Некоторыми учеными был проведен опрос, в котором приняли участие более 1500 человек из разных городов России. Целью исследования было выявление причин, побуждающих людей совершать незапланированные покупки.

    Основательницей такого направления, как шопинг, считается американка Барбара Зелински, которая в 1956 г. сформулировала основные принципы шопоголика :

    – нужную вещь не купить – себе навредить;

    – кто рано встанет, тот успеет объехать больше магазинов;

    – цена – это не главное.

    Результаты исследования оказались следующими. Как выяснилось, большинство людей совершает покупки ежедневно, при этом около 1/3 опрошенных делает это несколько раз в день. Всего лишь 2–4% респондентов посещает магазины 1 раз в неделю или даже реже. Конечно же, при ежедневном посещении магазинов, человек совершает намного больше ненужных покупок, чем при еженедельном. Шопоголик может заходить в магазин просто так, а покупки совершать только потому, что зашел, а уходить с пустыми руками как-то неудобно.

    Как выяснилось, больше всего семейными покупками занимаются все-таки женщины. Более 2/3 опрошенных женщин сказали, что совершают покупки ежедневно, в то время как их мужья покупают что-то 1–2 раза в неделю.

    Более половины респондентов предпочитает совершать покупки на оптовых рынках. Причина этого – более дешевые цены, чем в магазинах. Попав на оптовый рынок, шопоголик может делать покупки по той причине, что цена здесь значительно снижена и неизвестно, когда он еще раз сюда попадет. Именно поэтому он и покупает огромное количество ненужных вещей, которые впоследствии могут пригодиться в хозяйстве (как он считает), тем более что стоят они очень дешево.

    Рассуждая о предпочтении того или иного магазина, большинство респондентов назвало уровень цен главной причиной его посещаемости. Но мало кто из шопоголиков задумывается, что, покупая большее количество вещей за меньшую цену, они в результате все же тратят намного большую сумму, чем рассчитывали.

    Большинство людей, совершая покупки на несколько дней вперед, на следующий день все же заходят в магазин и покупают что-нибудь еще. Лишь 3% опрошенных, покупая продукты на неделю вперед, заходят в магазин действительно через неделю, а не раньше.

    Если сначала шопинг является удовольствием, то потом он превращается в ежедневную необходимость.

    Как показал опрос, на многих людей влияет такое явление, как перечеркнутый ценник. Независимо от того, какой является окончательная цена, сам факт снижения действует на людей положительно. По признанию шопоголиков, такую вещь на самом деле хочется купить, сколько бы она ни стоила.

    Если через какое-то время человек зайдет в другой магазин и увидит ту же вещь по более низкой цене, это может грозить ему даже нервным срывом, и такие случаи уже были.

    Признаки шопоголика

    Как уже было сказано, важно как можно быстрее обнаружить у себя возникающую зависимость от покупки совершенно ненужных вещей и попытаться от нее избавиться.

    Итак, существуют следующие признаки шопоголика:

    – приобретает вещи с целью поднять себе настроение;

    – заходит в магазин просто так, а выходит с одной или несколькими покупками;

    – через некоторое время попадает в долговую зависимость, может взять кредит, занять у друзей и т. д.;

    – радуется вещам только в момент их приобретения, дома они уже не вызывают у него никаких эмоций;

    – редко или вообще не пользуется купленными вещами;

    – часто обманывает членов семьи, скрывает от них, сколько потратил, что купил и т. д.;

    – часто жалеет о сделанных покупках;

    – ему важна не вещь, а сам процесс ее покупки;

    – может часами ходить по магазинам;

    – никогда не уходит из магазина, не купив там что-нибудь;

    – предпочитает ходить за покупками в одиночку;

    – старается оправдаться перед собой и окружающими за потраченные деньги;

    – не может самостоятельно избавиться от своей вредной привычки.

    Негативные последствия

    Как уже было сказано, шопинг может спровоцировать развитие некоторых психических заболеваний. Очень часто он вызывает различные неврозы, о которых уже было рассказано.

    Часто у человека, страдающего от этой вредной привычки, начинается депрессиия, которая в скором времени приобретает хронический характер.

    Маниакально-депрессивный психоз

    Это психическое заболевание, возникающее под воздействием часто повторяющегося раздражающего фактора и регулярных стрессовых ситуаций.

    Приступы депрессии при этом заболевании могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. В этот период человек находится в подавленном настроении, чувствует непонятную тоску и грусть, его практически ничто не радует. Душевная боль сопровождается и плохим самочувствием. Человек чувствует боль в сердце и желудке.

    В Пенсильвании на срок около 27 мес была осуждена женщина, имеющая такую вредную привычку, как шопинг. Она украла 1,5 млн долларов и потратила их на покупку 1500 различных вещей.

    Больной начинает вспоминать самые плохие моменты своей жизни, все ошибки, которые он совершил, неудачи и грустные события. Нередки мысли о суициде. Человек думает о себе, как о неудачнике и ничем не примечательной личности.

    Основными симптомами маниакально-депрессивного психоза являются бессонница, выпадение волос, ломкость ногтей, запор, расстройство сексуальной жизни, навязчивые грустные мысли, тоска, депрессия, отсутствие аппетита, снижение массы тела, плохое настроение и т. д.

    Через некоторое время наступает вторая фаза заболевания, когда к больному возвращаются силы и желание жить. Он чувствует небывалую активность, начинает искать хобби, другую работу, может затеять ремонт или небольшое путешествие. На этом этапе человек хочет кардинально изменить свою жизнь, сделать что-то новое. На работе он начинает давать всем советы, предлагает свою помощь, но так и не доводит до конца ни одного дела.

    Именно в это время человек вновь возвращается к своей вредной привычке и начинает бездумно тратить огромные суммы, покупая совершенно ненужные ему вещи. При этом он может оправдать необходимость той или иной покупки перед своими домашними. Произнося речь в защиту определенной вещи, он говорит громко, напыщенными фразами, создавая театральный эффект.

    В некоторых случаях, если маниакально-депрессивный психоз начался в пожилом возрасте, лечение может и не дать положительного результата.

    Через некоторое время фаза активности вновь сменяется депрессией. В это время у человека проявляются следующие симптомы: головная боль, тошнота, рвота, слабость, боль в животе, головокружение, повышенная утомляемость, невнимательность, слабость в ногах, бессонница и чувство тревоги.

    В это время многие шопоголики пытаются лечиться антидепрессантами, которые при таком заболевании могут вызвать некоторые побочные эффекты: сильную жажду, запор, тремор, нарушение мочеиспускания, аллергический дерматит и т. д.

    Любое лечение должен назначать только лечащий врач. Самолечение категорически противопоказано.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх