|
||||
|
5. КомпьютеризацияКомпьютер появился в жизни человека сравнительно недавно, но уже успел завоевать огромную популярность. Увлечение компьютером в меру приносит только пользу, он помогает человеку в работе, расширяет сферу досуга, развивает логику у детей и т. д. Но, наряду с очевидной пользой, он приносит и немало серьезных проблем. Еще недавно человек использовал компьютер исключительно для работы. По мере развития компьютерных технологий стали появляться различные игры, в которые можно играть на компьютере. Вследствие этого компьютером заинтересовались дети и подростки, которые, не зная чувства меры, могли целыми днями просиживать за монитором. В прессе стали появляться сообщения о вредном действии компьютера на психическое и физическое состояние ребенка. Результаты многочисленных опросов показали, что в связи с компьютеризацией современного общества, у детей значительно сужается круг интересов, они перестают читать книги и общаться со сверстниками. Компьютер частично или полностью заменяет современному подростку окружающий мир.
Ребенок, много времени проводящий за компьютером, не умеет переключаться на другие развлечения, не знает других игр и не может занять себя чем-нибудь другим, если рядом нет компьютера. С помощью компьютера создается свой собственный мир, в котором нет места реальным людям. Ребенок предпочтет несколько минут игры на компьютере прогулке со своими друзьями. Зависимость от компьютерных игрРезультаты многочисленных опросов показали, что 35% людей используют домашний компьютер для работы и 65% – для развлечений (играют в игры, читают книги, общаются по электронной почте, посещают развлекательные сайты и чаты и т. д.). В последнее время возраст пользователей ПК стремительно снижается. Научиться им пользоваться сейчас в состоянии практически любой 3-летний ребенок. Не умея толком разговаривать, ребенок хорошо знает правила многих компьютерных игр и легко переходит с одного уровня на другой. Многие родители даже рады тому, что их ребенок занят делом и не мешается под ногами. Занимаясь своими делами, они даже не замечают, что он весь день проводит за компьютером. Организм ребенка еще не до конца сформирован и подобное многочасовое сидение в одной и той же позе, уткнувшись в монитор, может принести ему непоправимый вред.
Кроме того, сейчас существует огромное количество самых разнообразных игр, большинство из которых не предназначено для детей. Профессорами из Гарварда – Кимберли Томпсон и Кевином Ханингером – были проведены исследования, результаты которых показали, что некоторые игры развивают в ребенке склонность к насилию и жестокости. Во многих играх дойти до финала можно, только уничтожив всех врагов. Даже уничтожая отрицательных героев (монстров, бандитов, террористов и т. д.), ребенок тем не менее проявляет агрессию. Кроме того, врага нужно не просто обезвредить, а именно убить, и за это начисляются дополнительные очки. В голове ребенка прочно закрепляется мысль: убил плохого – получил вознаграждение. Без сомнения, логические игры очень полезны для ребенка, они развивают способность логически мыслить, учат считать и принимать правильное решение. В такие игры ребенок должен играть не больше 30–40 мин в день. А вот от игр, где нужно стрелять, взрывать, убивать и проявлять жестокость, ребенка нужно постараться оградить. Помимо развития жестокости и агрессии, у ребенка, много времени проводящего за компьютерными играми, наблюдается резкое снижение умственных способностей. Это происходит из-за того, что подобные игры развивают лишь отдельные участки головного мозга (а именно те, которые отвечают за движение, реакцию и зрение), в то время как другие постепенно атрофируются. У «компьютерного» ребенка не достаточно хорошо развиты лобные доли головного мозга, отвечающие за поведение, эмоции, тренировку памяти и способность к обучению. Ученые из Американской ассоциации психологов (АРА) пришли к выводу, что «...“игровое” насилие провоцирует агрессивные мысли, агрессивное поведение и гневные чувства среди молодежи». Элизабет Карлл, психолог из APA, считает, что, «показывая насильственные действия без последствий, игры учат молодежь тому, что насилие является эффективным средством разрешения конфликтов». По ее мнению, подросток, увлекшись компьютерными убийствами, может попытаться воплотить их в жизнь. Врачи полагают, что со временем подросток настолько привыкает к виду компьютерной крови, подчас очень реалистично бьющей из раны фонтаном, что у него не вызовет шока и настоящая кровь, идущая из раны человека. Наоборот, компьютерные игры могут спровоцировать развитие какого-либо психического заболевания, и вид крови не только не будет пугать подростка, но и будет по-своему привлекать. Уже известны случаи, когда подросток, наигравшись в кровавые компьютерные игры и насмотревшись боевиков, убил нескольких своих одноклассников и учителей. При этом он совершенно не чувствовал себя виноватым и никак не мог объяснить свой поступок.
В некоторых играх можно не только убивать отрицательных героев, но и самому становиться на их место. Одна из игр, где главный герой – маньяк, который должен убивать всех людей, попавшихся ему на пути, даже была запрещена во многих цивилизованных странах. Во многих играх интерьер комнат, где происходит сражение, наполнен сатанинской символикой, изображением фашисткой свастики и т. д. Неудивительно, что потом начинают появляться сообщения о разгромах, учиненных членами религиозных сект или организациями скинхедов. Пока ребенок маленький, родители должны контролировать, в какие игры тот играет. В их силах правильно воспитать ребенка, чтобы в более сознательном возрасте его не потянуло играть в кровавые и жестокие компьютерные игры. Компьютерные игры опасны еще и тем, что, играя в них, ребенок перестает общаться со своими сверстниками. Он не знает, как познакомиться с другими детьми, во что можно поиграть, мало того, он вообще не понимает, зачем это нужно делать, ведь дома его ждет компьютер. Такой ребенок практически полностью утрачивает навыки общения с другими людьми и в будущем ему будет очень сложно общаться с окружающими. Зависимость от ИнтернетаНе менее опасной является зависимость от Интернета. Существует специальный термин «интернет-зависимость», обозначающий отсутствие контроля за временем своего пребывания в Сети, невозможность и нежелание прерваться на другие дела. Существует несколько типов интернет-зависимости: – стремление к виртуальным знакомствам (любовные и дружеские виртуальные отношения вытесняют реальные); – неконтролируемая потребность в Интернете (азартные, флеш-, онлайн-игры, участие в аукционах, совершение практически всех покупок только в интернет-магазинах и т. д.); – киберсексуальная зависимость (желание постоянно посещать порносайты, виртуальный секс, обмен эротическими фотографиями и т. д.); – информационная зависимость (стремление узнать как можно больше, посещение огромного числа сайтов, баз данных, поисковых систем и т. д.). Популярность Интернета обусловлена прежде всего анонимностью пользователей. Общаясь в чатах и на сайтах знакомств, можно придумать себе любую легенду, интересную внешность и более лучшие качества характера. Стеснительный и закомплексованный человек в Сети становится абсолютно другой личностью, он чувствует себя раскованным и остроумным и обладает всеми теми качествами, которых так не хватает ему в жизни. Именно этим Интернет и привлекает большинство людей. У многих виртуальных ловеласов и роковых женщин в нормальной жизни, возможно, и не было никогда полноценных любовных отношений.
Анонимность также способствует развитию различных психических расстройств. Человек, чувствуя полную безнаказанность, может найти в Интернете все, что подскажет ему больная фантазия – от детской порнографии до сцен насилия и убийств. Даже безобидное, на первый взгляд, увлечение такими сайтами в будущем может перерасти в настоящую манию. Психически нездоровый человек, насмотревшись на это, может отправиться убивать и насиловать, совершенно не чувствуя за собой вины. Причиной интернет-зависимости могут быть проблемы в личной жизни или на работе. Если окружающие не ценят его как личность, человек может найти утешение в компьютере. После этого очень сложно будет вернуть его в реальный мир. Через некоторое время человека перестает интересовать абсолютно все – работа, друзья, жена, дети, родственники, деньги, внешний вид и т. д. Он начинает жить в Интернете в прямом смысле этого слова, отрываясь от него только для того, чтобы поесть и поспать. Зависимость от Интернета развивается также и в результате доступности информации. В сети можно найти практически любую информацию, что значительно расширяет круг интересов. Человек также имеет доступ на любой сайт без особых ограничений. Интернет-зависимому человеку знакомы следующие ситуации: – он сам чувствует свою зависимость, не может прожить без Интернета ни одного дня; – в редкие минуты отдыха от компьютера человек постоянно прокручивает в голове информацию, полученную из Сети (общение с другими людьми в чате), вспоминает сайты, которые он посетил за день и которые собирается посетить в ближайшем будущем; – сколько бы человек не пробыл в Сети, ему этого мало; – попытки сократить время, отведенное на Интернет, или вообще, попробовать забыть о нем хотя бы на день заканчиваются неудачей; – при попытках помешать ему находиться в Интернете (просьбы о помощи членов семьи, звонок друга, отключение света, необходимость идти на работу) человек становится агрессивным, практически не контролирует собственные эмоции и может даже ударить; – человек выделяет себе 1 ч для посещения Интернета, но не может остановиться и выключает компьютер только через несколько часов; – постоянно возникающие проблемы на работе, в учебе, личной жизни, большинство или практически все из которых связаны с чрезмерным увлечением Интернетом; – человек становится лживым, начинает скрывать от членов семьи, сколько времени он был в Интернете и какие сайты посещал; – как только возникает проблема, пусть даже самая незначительная, человек сразу же заходит в Интернет, даже не пытаясь ее решить. Негативные последствияПомимо проблем социального и психологического характера, при чрезмерном увлечении компьютерными играми и Интернетом возникают еще и проблемы со здоровьем. Особенно серьезный вред компьютер может причинить ребенку, организм которого еще окончательно не сформирован. БлизорукостьЭта болезнь связана с нарушением зрения. Близорукий человек хорошо видит предметы, которые находятся только на близком расстоянии от него, чем дальше находится предмет, тем хуже он его видит. Близорукость развивается в том числе и в результате длительной напряженной работы на компьютере. Также может возникнуть синдром «сухих глаз». Дело в том, что человек, глядя на монитор, моргает в 3 раза реже, в результате глаза недостаточно увлажняются. Через некоторое время возникают боль в глазах, покраснение, отек век и т. д.
В зоне риска находятся дети в возрасте 7–10 лет. Начавшаяся в этом возрасте миопия может продолжать развиваться последующие 10 лет. Поэтому в этом возрасте так важно контролировать время пребывания ребенка за компьютером. Часты случаи, когда удлинение глазного яблока приводит к кровоизлияниям в область желтого пятна, отслойке сетчатки и помутнению стекловидного тела. В некоторых случаях близорукость может вызвать косоглазие. КонъюнктивитКонъюнктивит – это воспаление соединительной оболочки глаза. Он может быть острым, хроническим и аденовирусным (фарингоконъюнктивальная лихорадка). Острый конъюнктивит делится на бленнорейный, конъюнктивит Коха – Уикса, конъюнктивит, вызванный палочкой Моракса – Аксенфельда и т. д. Возбудителем аденовирусного конъюнктивита является вирус, передающийся воздушно-капельным путем, а острого – стафилококки, гонококки, стрептококки, палочка Коха – Уикса и т. д. Конъюнктивит может развиться из-за микротравм конъюнктивы, снижения иммунитета, длительной нагрузки на глаза, их сухости и т. д. Хронический конъюнктивит могут спровоцировать внешние раздражители – дым, пыль, химические примеси и т. д. Симптомами острого конъюнктивита являются светобоязнь, резь в глазах, отек век и конъюнктивы, слезотечение, слизисто-гнойные выделения из глаз. Симптомами аденовирусного конъюнктивита являются светобоязнь, слезотечение, гиперемия конъюнктивы и век, блефароспазм, негнойные выделения из глаз, фолликулы, точечный кератит и т. д. Симптомами бленнорейного конъюнктивита являются серозно-кровянистые или гнойные выделения из глаз, язвы роговицы, кровоизлияния в конъюнктиве, отек век и т. д. Симптомами хронического конъюнктивита являются жжение, зуд, светобоязнь, ощущение песка за веками, усталость, отек век и слизистые или слизисто-гнойные выделения. ЭпилепсияЭпилепсия является хроническим психическим заболеванием, сопровождающимся определенными изменениями личности, иногда вплоть до полного слабоумия. Различают скрытую, височную, рефлекторную и диэнцефальную эпилепсию. Многие врачи до недавнего времени считали ее наследственной болезнью. Последние исследования показали, что эпилепсия может носить как наследственный, так и приобретенный характер. Была разработана теория церебрального механизма эпилепсии. Она обусловлена возникновением эпилептогенного очага – местного структурного изменения головного мозга. Именно он становится источником возбуждающего действия, которое направлено на близлежащие нейроны. Нейроны, в свою очередь, осуществляют фокальные эпилептические разряды.
У эпилептиков обычно наблюдается нарушение процесса метаболизма. Например, в сыворотке крови происходит изменение числа глобулинов и альбуминов, при белково-азотистом обмене происходит накопление большого числа аммонийных оснований, нарушается водно-солевой обмен и т. д. Часто наблюдаются нарушения мозгового метаболизма, при обмене биогенных аминов происходит уменьшение содержания норадреналина, гамма-аминомасляной кислоты и серотонина. Также происходит нарушение работы желез внутренней секреции, чаще всего функций коры надпочечников. Перед эпилептическим припадком человек чувствует слабость, раздражительность, депрессию, головную боль, тревогу, беспокойство и т. д. Подобное состояние может продолжаться от нескольких часов до нескольких суток. Через некоторое время оно сменяется эпилептическим припадком. Наблюдаются судорожные и бессудорожные пароксизмы. Первые проявляются в виде большого судорожного и малых припадков. Вторые могут происходить в виде сумеречного расстройства сознания, повышенного возбуждения и т. д. Припадок может начаться следующим образом: человек внешне выглядит очень спокойным и сосредоточенным, даже отрешенным. Через несколько минут он вдруг срывается и становится агрессивным, злым и жестоким. В это время больной чувствует необычайную мышечную силу, которой он не обладает в обычном состоянии. В некоторых случаях эпилептический припадок может проходить и по-другому. Человек как бы впадает в экстаз, ему кажется, что его посетило божественное видение, пришло мистическое знание и т. д. В этот период возможны слуховые, зрительные и обонятельные галлюцинации, которые отличаются своей яркостью и правдоподобием. Галлюцинации могут сопровождаться бредом, который явно носит мистическую направленность. Человеку может казаться, что он присутствует при борьбе добра и зла, он может оказаться в окружении ангелов или бесов и т. д. Далее следует сильный судорожный припадок. Во время припадка происходит помрачнение сознания. Как правило, человек после этого ничего не помнит. Основными симптомами приближения приступа являются неприятные ощущения непонятной локализации, тошнота, покраснение или побледнение кожи, озноб, приливы жара, боль в кишечнике, урчание в животе, понос, онемение разных частей тела, цветные вспышки перед глазами, головокружение, чувство страха и тревоги, нарушение зрения, шум в ушах, одышка, повышение артериального давления, слюнотечение, учащение пульса и т. д. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|