Часть вторая. Работа над нравственностью

Цигун-тренировка относится к традиционным китайским методам оздоровления. Она позволяет излечивать заболевания, укреплять тело, а также активизирует чувства, развивает мышление. Следовательно, она также относится к духовно-культурной деятельности, специфичной для китайской нации. Немало мыслителей, ученых, врачей древности - Лао-цзы, Чжуан-цзы, Хуа То, Чжан Чжунцзин, Чжан Цзинъюэ [Лао-цзы и Чжуан-цзы - философы даосизма. #

Хуа То (приблизительно 141-208 гг.) - знаменитый медик, специалист по "взращиванию природы" (природного в человеке), по фармакологии, иглоукалыванию и прижиганию, согласно преданию умел проникать насквозь руками через живот и спину пациента для промывания кишечника и желудка. Разработал "игры пяти животных", продляющие жизнь.

Чжан Чжунцзин (Чжан Цзи) жил во II веке, с успехом лечил во время эпидемии брюшного тифа, уносившего 7 человек из 10 (по-китайски тиф относится к группе воспалительно-эпидемических заболеваний - "поражение холодом"), написал трактат "О поражении холодом" ("Шань хань лунь") # и другие книги ,ценимые наравне с "Трактатом о внутреннем".

Чжан Цззинъюэ (1563-1640) - автор книг о пульсе, трудов по гинекологии, педиатрии и знаменитого "Трактата о сходном" ("Лэйцзин"), # а также книги "Полная книга Цзин Юэ", # упоминаемых автором.] и другие в своих произведениях давали подробные описания цигун-закалки. Многие большие мастера достигали высоких результатов.

В прошлом те, кто достигал успеха, уделяли очень большое внимание морально-этическому самосовершенствованию. Исторически существовали такие выражения, как "вера - основа работы", "этика - мать работы (над собой)", "работа на этике вырастает, этика - источник работы". Древние считали, что этика имеет широкий и узкий смысл. В широком смысле этика [даодэ, т.е. дао и дэ. Как видно из текста, имеются в виду базовые законы природы и человека. В более глубоком смысле Дао - основной закон космоса или поведения человека, а дэ - проявление закона космоса или мораль человека] рассматривает вопросы, которые относятся к космосу и всей природной среде, касаются тончайшего изначального вещества с присущими ему энергиями и законами движения. В узком смысле этика говорит о законах поведения человека.

У Лао-цзы в "Трактате о дао и дэ" ("Даодэцзин") говорится: "Дао рождает единое, единое рождает двойственность, двойственность рождает тройственность, тройственность рождает тьму вещей [отзвук этого древнейшего учения об изначальной тройственности можно обнаружить у большинства народов Земли, здесь и христианская Троица, и индуистское учение о Тримурти], тьма вещей опирается на инь и охватывает ян, встречается с ци и образует гармонию" [т.е. энергии инь и ян в сумме образуют гармонию]. В книге "Простые вопросы" сказано: "Инь и ян путь Неба и Земли, есть и основа тьмы вещей, отец и мать превращений и изменений, коренное начало рождений и смертей, "дворец священного света (шэньминфу) - пристанище духа-шэнь, основа энергий]. Из приведенного видно, что Дао представляет собой некую изначальную материю и все виды конкретной материи в космосе образованы из этой изначальной материи, к тому же в каждой конкретной вещи Дао - внутренняя сила, поддерживающая в ней равновесие (инь и ян) и определяющая превращения и изменения. Она распространена в космосе повсеместно, нет мест без нее.

Дэ - некое проявление коренной сущности Дао, это закон движения материи. "Дао порождает, дэ накапливает; предметы формируются, их силы совершают; и нет предмета, который не следовал бы Дао и не ценил бы дэ." (Лао-цзы, "Даодэцзин"). Материя космоса движется не иначе как по определенным законам, поэтому Дао и дэ присутствуют во "тьме вещей" космоса, а также в теле человека, у которого такое же Дао [тот же путь], что и у космоса. Они (Дао и дэ) определяют жизненные движения тела, формируя "единое видение Неба и Человека", т.е. соответствие тела человека природной среде. Об этом сказано в "Простых вопросах": "Инь и ян, четыре времени года - конец и начало тьмы вещей, основа жизни и смерти. Обратное этому ведет к уничтожению и разрушению жизни, следуешь этому - жестокие болезни не возникнут. Это называют "Обретением Пути" [дэ-дао. Здесь дэ - "получать", это не иероглиф дэ "мораль"].

В узком смысле дао и дэ определяют правильные взаимоотношения между людьми в общественной жизни. Они не только имеют социальный характер, затрагивая классовые интересы, но и оказываются под влиянием сил привычки и национальных традиций. Разные общества, классы, нации имеют различные требования к дао и дэ.

Китай - страна древней цивилизации, имеющая древнюю историю и славную культуру. Страна подвергалась нашествиям врагов, но не погибла, сохранила свой национальный дух как самостоятельную единицу в лесу наций мира. Любить Родину, любить семью, постоянно укреплять себя, усердно трудиться, быть чистосердечным и простым, прямым и добрым, искренним, почтительным, милосердным, справедливым, вежливым, доверяющим, скромным, почтительным - традиционная национальная особенность. Сегодня мы выявляем и продолжаем славное культурное наследие - дело цигуна; и в то же время мы должны продолжать и развивать наши прекрасные национальные традиции, дух дао и дэ - пути и нравственности.

Почему занимаясь цигуном необходимо взращивать дао (жизненный подход, этику) и дэ (нравственность)? Это определяется особыми законами цигун-закалки. Первым пунктом цигун-тренировки независимо от методики служат "вхождение в покой и расслабление", так как только входя в покой и отбросив всякие эгоистические мысли можно воспользоваться движением истинной ци для излечения болезней и укрепления тела. С физиологической точки зрения вхождение в состояние покоя оказывает тормозное влияние на кору головного мозга. При этом кора управляет снижением активности подкорковых ядер. Таким образом информация и энергии, скапливающиеся в очагах возбуждения болезненных зон, смягчаются и исчезают, пробивая первоначальную патологическую зацикленность. Так осуществляется саморегуляция вплоть до ликвидации болезненных очагов. Только при хорошем вхождении в состояние покоя может проявиться его истинный смысл, тренировка выйдет на уровень правильной работы (потому что чем глубже получается вхождение в покой, тем сильнее происходит угасание и отступление сознания "последующего Неба" [здесь к "последующему Небу" относят приобретенное, а к "прежнему Небу" - врожденное]. Только тогда может проявиться присущее человеку сознание "прежнего Неба",т.е. то истинное сознание, мудрость и энергию, которое мы должны тренировать и освободить недоступны обычному человеку). # После появления скрытых возможностей требуется очень хорошее психическое состояние для их поддержания. Если дао и дэ не воспитаны и не выращены на достаточно высоком уровне, то очень трудно входить в покой. Если же достигают состояния покоя ненадолго, то очень трудно удерживаться в нем и, следовательно, не может быть никакого разговора о цигун-закалке.

Таким образом, взращивание пути и нравственности - не только требование общественной духовной культуры, оно необходимо и для нашей цигун-закалки. Как же сочетать тренировки со взращиванием пути и нравственности? Предлагаю несколько замечаний для вашего сведения.

1. Нужно не быть эгоистом - забыть о себе. Древние настоятельно требовали "очищения, спокойствия и не-деяния, чистого сердца и сдержанности в желаниях". Вино, секс, алчность, злость, глупость и возмущение определяли как "шесть зол". Мы используем поговорки: "Большой князь не знает личного", "Под прежним небом горе и горе, под последующим небом радость и радость". Всегда помещай себя в гущу народа, ставя интересы людей выше личных. Не добивайся личной выгоды и высокого положения, тем более не осуждай людей, думая о Поднебесной. Только так можно успокоить чувства в груди и не печалить сердце.

2. Нужно исходить из реальности, опираться на радость и изгонять печаль. Занимаясь делами, обдумывая вопросы, всегда следует исходить из реальных фактов. Необходимо удовлетворяться обычными радостями, уметь переносить невзгоды. Живя в обществе, не обойтись без столкновений и противоречий, главное - научиться правильно к ним относиться и правильно поступать. Надо уметь спокойно выслушивать мнение противоположной стороны, самому убеждать себя, больше заниматься самокритикой. Человек, часто преодолевающий себя, легко приносит радость другим. Тот, кто длительно страдает от болезней, тоже не должен впадать в пессимизм и панику: "Раз уж пришла болезнь, то отнесись к ней спокойно", активно занимайся лечением, со спокойной душой работай над выздоровлением. В сочетании с цигун-закалкой пополнение истинной ци постепенно оздоровит больное тело. Пессимизм и беспокойство могут дать телу вредную информацию, что не полезно для работы над болезнью и для оздоровления тела.

3. Нужно быть добрым к людям, строить с ними правильные отношения. "То, чего не хочешь себе, не делай другим". Все должны заботиться друг о друге, относиться к людям дружественно и с любовью, помогать друг другу. Говоря просто, люди мне - я людям, людям удобно - и мне удобно; настрой на помощь другим должен быть в сердце всегда, намерения повредить кому-то не должно быть в сердце никогда; помогающий людям всегда весел, нестыдящийся независим. # Такие понятия, как "постоянная радость" и "независимость" (удовлетворенность), необходимы для правильного состояния психики занимающегося.

Тренирующийся должен обладать правильным мышлением. Правильное мышление рождает правильную жизненную энергию, правильная жизненная энергия порождает правильную работу (над собой). Древние предлагали тренировать правильную жизненную энергию, говорили о необъятности жизненной энергии, заполняющей Небо и Землю. Когда появляются правильные мысли, вредоносные проникнуть не могут. Когда возникают вредные иллюзорные ощущения, достаточно поставить правильное мышление, и иллюзорные ощущения исчезнут (подробнее об этом см. в ответах на вопросы, часть одиннадцатая). Наши тренировки как раз предназначены содействовать процветанию страны, укреплять здоровье тела и души, чтобы никакой личной (эгоистичной) любви или ненависти не было в сердце, чтобы сознание было открытым, чувства - естественно радостными. Как только вы начнете работать - так это и возникнет.

Для создания правильного мышления необходимо отбросить беспорядочное мышление и вредные мысли. Практика подтверждает, что когда тренировки достигают определенной ступени, мысль становится силой, и хорошие мысли так воздействуют на человека, что ему становится хорошо. Так можно устранить боли и печали. Плохие мысли могут принести плохое самочувствие и заболевания. Следовательно, мысли - важный показатель в оценке качества работы человека над своей нравственностью. Занимаясь взращиванием нравственности, мы должны уделять особое внимание этому моменту.

4. Надо правильно отрегулировать различные связи. Прежде всего необходимо отрегулировать отношения между учителем и учеником. Ведущий занятия учитель, но он и ученик. Хочешь стать хорошим учителем - стань сначала хорошим учеником. Изучение личности занимающихся и методик преподавания тоже требует искренней души. Если душа не искренна, устремления разные, а мысли разбросанные, то к качественной тренировке это не приведет.

В старых школах отношения между учителем и учеником были очень строгие. Про цигун говорят: "сердце передает, рот воспринимает", "шести ушам # не передать". Чтобы признать какого-то человека учителем или подобрать себе ученика, требовалось выполнить жесткие условия. Случалось, что "истинный человек" [т.е. человек, достигший определенного уровня нравственного совершенствования] не передавал учения, бывала и искаженная передача. В наше время между учителем и учениками возникли новые отношения со взаимным уважением и дружеской помощью. Однако обучающий цигуну отличается от обычных учителей: он не только дает знания, но еще и лечит болезни и спасает людей, помогает избавиться от горя, вызванного болезнью. Только досконально овладев методикой и будучи образцом, можно вызвать у изучающих чувство любви и уважения.

Ведущие в цигуне, т.е. учитель или его помощник, должны быть готовы взращивать высокие дао и дэ. Поскольку в цигуне не каждый может достичь высокого мастерства путем тренировки, некоторые относятся к обучению пренебрежительно. Освоив чуть-чуть, идут учить других; некоторые, получив какие-то знания, полагают, что могут обойтись без учителя и переходят к другим комплексам. Это не только не полезно для изучения цигуна, но и вредит его репутации, а также ведет к искажениям в достигаемых состояниях.

Ведущий должен не только с "пустым сердцем" (скромно и непредвзято) заниматься у учителя, но непрерывно учиться у своих учеников. Стремясь заслужить их уважение, нужно прежде всего заботиться о них, помогать им. Среди изучающих цигун много обремененных годами. Это люди разных слоев общества, с разным состоянием организма, в том числе ветераны войны и труда; они занимаются цигуном только ради здоровья. Рассматривая таких больных с позиции медицины, мы должны проявить к ним особую заботу, если они заболевают - немедленно откликаться, обращать к ним всю душу и все мысли.

С точки зрения социальной морали [мораль по-китайски и есть даодэ, т.е. дао и дэ] следует относиться с уважением к старшим, быть скромным и искренним, чтобы люди чувствовали вашу доброжелательность и открытость. В этом многие ведущие занятия отличились славными деяниями. Так, некоторые не только учат работе (над собой), но и изыскивают возможность помогать больным в разрешении их трудностей; если ученик начал заниматься и пошел дождь, то ведущий, стоя рядом держит над ним зонт, пока упражнение не будет завершено; у некоторых преподавателей больны члены семьи, но они все же не бросают преподавание; некоторые, рискуя собственной жизнью, оказывают помощь при опасной болезни... Это выдающиеся представители среди изучающих "журавлиную работу" и следует брать с них пример.

Нужно иметь хорошие отношения с идущими тем же путем. Между разными школами цигуна должны быть братские отношения, взаимное уважение и поддержка. В учениях пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ, каждая развиваясь самостоятельно, соревнуясь друг с другом, ибо только так, общими усилиями, можно добиться славы для дела цигуна. Медик Чэнь Шигун [его имя, Шигун, означает "Практическая работа", или "Работа в Полноте"], живший при династии Мин (1368-1644), в своей книге "Истинное учение о внешних дисциплинах" ["внешняя дисциплина" в медицине - хирургия] писал: "У каждого мужа, идущего тем же путем от деревенского колодца [деревенский колодец - символ родины, родной деревни, единства людей], в сердце не должны возникать непочтение и пренебрежение, заносчивость и надменность; крайне важны скромность и почтительность, уважительность и внимательность". Сказано очень разумно. Это понимал деятель времен феодализма, а мы в наше время тем более должны соблюдать подобные правила.

Раньше, при подготовке ведущих и занимаясь с учениками, мы уделяли очень большое внимание выработке правильных отношений между коллегами по цигуну, и эта работа повсеместно встречала одобрение и понимание. Мы и сейчас уделяем первейшее внимание воспитанию нравственности в работе над собой. Требуя скромного изучения методов других школ, мы надеемся способствовать единству нашего общего дела. Не следует только говорить об этом, но, главное, мы должны соответственно поступать. Многие ведущие демонстрируют наши методы на совместных конференциях, вместе с нами обсуждают эффекты цигун-терапии. Это не только сплачивает братские школы, но и идет на пользу нашей школе.

Каждый метод работы имеет свои достоинства и особенности, однако основные принципы сходны и взаимопроникающи. Мы должны не только разбираться в других методах работы над собой, но и старательно изучать их, выявляя их достоинства. Практика подтверждает: чем лучше разбираешься в других методах работы, тем лучше узнаешь основные принципы цигуна и, следовательно, глубже понимаешь задачи и методы "журавлиной работы". В то же время только так и можно выявить свои слабости и недостатки, что полезно для непрерывного совершенствования методов.

В целом у человека, глубоко постигшего цигун, должны быть красивы и душа, и поступки, и внешность. Он способен на самоотверженную помощь другим, ощущает уважение к общественной морали, это вежливый человек, дарующий другим людям радость.

С развитием цигуна тренирующихся становится все больше. Если тысячи занимающихся смогут усилить этическое самовоспитание и обратят внимание на духовную культуру, то таким образом не только повысится эффект тренировки, но и будет сделан определенный вклад в формирование духовной культуры всего общества, а это одна из целей, поставленных в данной главе.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх