Авиценна о сердечных заболеваниях

ОБЩИЕ ЗАКОНЫ ЛЕЧЕНИЯ СЕРДЦА

"…Поскольку сердце есть орган главенствующий, первый из всех главенствующих органов и важнейший из них, то решимость пользовать его лекарствами должна быть решимостью, опирающеюся на великую рассудительность — безразлично, хотим ли мы вывести дурной сок или изменить натуру сердца; что же касается опорожнения путем кровопускания, то мы принимаемся за него с решимостью, не заставляющей присоединять к кровопусканию другие очистительные мероприятия. Нет, наибольшее, что мы обязаны тут сделать, это не перейти меру, чтобы силы больного не упали, и оживить силы, если они немного ослабели, средствами, оживляющими силы, когда они упали из-за холодности или теплоты натуры сердца. Это относится не только к выведению крови, но и ко всем видам опорожнения, хотя при выведении крови такая осторожность и более необходима".

Для того, чтобы провести определенное лекарство к сердцу, нужны проводники. "Так, например, врачи примешивали шафран ко всем видам камфорных лепешечек, ибо шафран проводит все эти составы к сердцу, а затем естественной силе принадлежит отклонить его от сердца, чтобы он подействовал на пневму, а не на сердце, и прибегнуть к помощи охлаждающих средств ради уравновешивания натуры сердца. Это ей выгоднее, нежели использование охлаждающих лекарств в чистом виде, которые останавливаются в начале пути и отказываются проходить дальше.

А люди, которые не кладут шафран в камфорные лепешечки и опровергают древних, сами того не зная, делают камфорные лепешечки (да и другие лекарства) мало полезными. Затем горячую натуру лечат, давая пить сваренный до густоты сок плодов, особенно сок сирийского яблока и айвы, — это превосходные лекарства, — а также сходные с этим средства, о которых мы вскоре упомянем, и применяют мази и повязки из угашающих лекарств, смешанных с укрепляющими сердце средствами".

"Что же касается холодного расстройства натуры (имеется в виду атеросклероз, старость. — Прим. автора), то его лечат какой-либо сильной лекарственной кашкой из тех, о которых мы упомянем дальше, душистым вином, умеренными физическими упражнениями, а также горячими благовонными сердечными лекарственными повязками и мазями, и горячей пищей в таком количестве, какое можно переварить. Если причиной является материя, ее выводят.

При лечении сухого расстройства натуры нужно принимать много увлажняющей пищи и после этого ходить в баню, осторожно пользоваться ваннами, мало двигаться, пребывать в покое, пить холодную воду.

Когда наблюдается холодность натуры сердца, то избегают холодной воды, если она очень холодна, умеряют количество лекарств и питья, заставляют больного много спать после горячей еды.

Влажную натуру также лечат частыми физическими упражнениями, купаньем в бане перед едой, водами горячих источников, многократным погружением в горячую воду, употреблением послабляющих и мочегонных, а также приемом душистого вина, крепкого и не очень пахучего".


СЕРДЕЧНЫЕ ЛЕКАРСТВА

"…А в отношении того, что нужно, сейчас мы упомянем те из них, которые являются как бы вершиной и корнем, и скажем: лекарства, близкие к уравновешенности, это яхонт, бирюза, золото, серебро и воловик.

Горячие лекарства это, например, доронник скорпионовидный, цитварный корень, мускус, амбра, дикий имбирь, шелк и шафран. Оба вида бахмана очень помогают, а гвоздика — очень замечательное средство. Сюда же относится сырое алтейное дерево, мелисса лекарственная и ее семена, базилик горный и его семена, кардамон, кубеба, базилик волосистый и его семена, листья цитрона и индийский сададж. Девясил — тоже замечательное лекарство.

Холодные лекарства — это жемчуг, кораллы, камфора, сандал, роза, конкреции бамбука, печатная глина, яблоки и кориандр сухой и свежий".


ПЕРЕБОИ СЕРДЦА

"Признаки. На всякого вида перебои указывает неровный пульс, переходящий пределы неравномерности в отношении большой и малой величины, быстроты, медленности, редкости: он нередко походит на пульс людей, больных астмой".

Авиценна указывает, что перебои сердца могут возникнуть от ядов и укусов, от кишечных червей, от склероза, при неврозе сердца, заболеваниях желудка (особенно при его переполнении).

"Общие меры лечения перебоев. Что касается любых перебоев, происходящих от материи, то при них приносят пользу опорожнения. Кровяные перебои лечат кровопусканием и усиленным выведением крови, а также уравновешиванием пищи в отношении количества и качества: если перебои возникают приступами или часто случаются в определенное время года, например весной, то необходимо перед приступом производить кровопускание и облегчить питание, а также принимать лекарства, укрепляющие сердце".

"Перебои, происходящие от соучастия желудка, если они возникли от густого сока, лечат, вызывая рвоту после еды и после приема известных разрежающих лекарств, например приема выжатого сока редьки и последующего послабления…".

"Если перебои происходят от жгучей желтой желчи, их лечат, укрепляя желудок густосваренным соком плодов и душистыми плодами, например яблоками и айвой, особенно после еды, а также грушами и тому подобными плодами, склоняют естество к смягчению и избегают всего того, что превращается в желчный сок: при этом принимаются меры для уравновешивания натуры желудка. Если в желудке портится пища, то также следует применять упомянутые в разделе о желудке лекарства, дающие ему силу переваривать то, что портится.

Устраняя этим способом причину, ты также должен укреплять орган, испытывающий ее воздействие, то есть сердце, чтобы оно не подвергалось вредному влиянию. Не подобает ограничиваться устранением причины, не укрепляя органа, испытывающего ее воздействие: наоборот, тебе следует постоянно доставлять к сердцу сердечные лекарства. Очень помогает, между прочим, при перебоях пить перед сном несколько ночей подряд один мискал воловика.

Испытанное при этом средство — пить натощак мужскую гвоздику в количестве, равном по размеру и по весу одной нава (нава — финиковая косточка — мера веса, определяемая различно — от 1/3 до 3 мискалов) в 12 мискалах пресного молока, а также пить несколько дней подряд один мискал сухого майорана в холодной воде, если есть жар, и в вине, если жара нет.

Страдающему перебоями полезно, между прочим, всегда иметь при себе благовония из числа для него приятных и постоянно ими окуриваться и употреблять приготовленные из них нюхательные вещества.

В благовониях для страдающего горячими перебоями должны преобладать роза, камфара, сандал и холодные с незначительной примесью некоторых других горячих лекарств, например, небольшого количества мускуса, шафрана, гвоздики, если только, конечно, это не угнетает больного. Тогда ограничиваются холодными лекарствами.

Если же у больного холодная натура, то применяют мускус, амбру, масло бана, масло цитрона, камфорную воду и тому подобные…".

"Всякое благовонное лекарство есть лекарство сердечное".

"Что же касается страдающего перебоями с тошнотой, про которые мы сказали, что это нехорошие перебои, то его лечат, особенно если сохранился остаток лихорадки, давая пить ошпаренное горячей водой и затем остуженное ячменное толокно с сахаром в количестве десяти дирхамов. Хотя толокно тоже вызывает рвоту, больной все же получит от этого пользу. Если же ему противен сахар, так как сахар усиливает тошноту, то он принимает вместо сахара зернышки граната, причем ему бинтуют голени, дают вдыхать камфору и подобные ей вещества с уксусом и кладут на грудь тряпицы, смоченные настоем сандала обоих видов, камфоры и других лекарств".

При сердечных перебоях Авиценна рекомендует также применять следующие средства.

Больного следует кормить пищей не обильной, но полезной (хлеб, размоченный в розовой воде с небольшой примесью душистого вина, хлеб с яблочным вином и яблочным супом, дуг из недавно снятого молока — дуг — молочнокислый продукт, тыква, марь и холодные плоды). Если больной переносит мясо, то ему дают блюда из цыплят и особенно куропаток, а также различные маринады, приготовленные из них. Все это едят с выжатым соком плодов, с кислым виноградным соком, соком кислых яблок, с крепким уксусом, разбавленным розовой водой, и соком ивы.

А если усилятся перебои и пылание, то заставляй больного глотать, глоток за глотком холодную воду и талый снег, смешанный с розовой водой, и глотать питье из различных плодов, питье из сирийских яблок и тому подобные напитки, давая их один за одним. Если нужно развести в них камфору — сделай это. Иногда приходится ограничиваться простоквашей, давая ее пить от одного до двух ритлов и питая ими больного.

Если нужно усилить ее питательность небольшим количеством хлебного мякиша, сделай это. А если ты видишь, что силы больного слабы и можно опасаться угашения теплоты, то обязательно примешивай к этим и подобным им снадобьям кубебу, кардамон, листья цитрона, кориандр, камфору с розой и конкреции бамбука, чтобы усилить теплоту. Что же касается воловика, то применяй его смело, не боясь дурных последствий, и употребляй во всем, что даешь пить и есть. У врачей установился обычай поить в таких случаях воловиком, а также его соком, извлеченным путем перегонки. Иногда от горячих перебоев помогает китайский ревень с холодной водой, даваемый несколько дней подряд в количестве одного дирхама".

"Одно из средств, полезных страдающему горячими перебоями, — переход от привычного воздуха к холодному воздуху: это возвращает ему здоровье. Не следует также пренебрегать наложением на область сердца охлаждающих лекарственных повязок, изготовленных с сандалом, розовой водой, "кузнечной водой" (вода, образующаяся после охлаждения в ней раскаленного железа), камфорой, розами, конкрециями бамбука, чечевицей".

Одна из сложных прописей Авиценны при перебоях сердца:

Конкреции бамбука -4 части

Индийское алойное дерево (алоэ) — 1 дирхам

Кардамон — 1 дирхам

Гвоздика — 1 дирхам

Камфора -1/2 дирхама

Трагакант — 3 дирхама

Все это смешивают, превращают в лепешечки по 1/2 дирхама и дают больному 3–4 раза в день.


КРОВОПУСКАНИЕ С ПОМОЩЬЮ БАНОК

"…Кровопусканием с помощью банок предписывают пользоваться не в начале лунного месяца, так как соки в это время еще не пришли в движение и в волнение, а также и не в конце его, ибо соки тогда уменьшаются в количестве: банки следует ставить в середине месяца, когда соки взволнованы и следуют в своем увеличении усилению света в теле Луны и когда увеличивается количество мозга в черепах и воды в реках, имеющих прилив и отлив".

По утверждению Авиценны, банки на одной из шейных вен помогают при дрожании головы и полезны частям тела, находящимся на голове (зубы, уши, глаза, горло, нос).

Банки между лопатками помогают при болях в плече и в горле.

Приставление банок к ноге очищает кровь и усиливает месячные.

Ставить банки на выступ затылка и на темя полезно при умопомешательстве и головокружениях. Оно полезно при заболеваниях глаз, но вредно для ума, порождает слабоумие, забывчивость и дурную работу мысли. Вредно оно также и для людей с катарактой глаз.

Ставить банки на промежность помогает от чирьев, чесотки и прыщей на бедрах, а также от подагры, геморроя, от заболеваний матки и мочевого пузыря.

Ставить банки под подбородком полезно для зубов, лица и горла.

Банки на бедрах впереди помогают от опухолей яичек и от нарывов на бедрах и на ногах.

Банки на бедрах сзади помогают от опухолей и нарывов, появляющихся на ягодицах.

Банки на нижней части колена помогают при стреляющих болях в колене и трофических язвах голени.

Банки на пятках помогают при задержке месячных, при воспалении седалищного нерва и подагре.

Кровососные банки могут быть сделаны с надрезом или без надреза.

"Что же касается применения банок без надреза, то они ставятся иногда для того, чтобы отвлечь дурной сок от того направления, в котором он движется, как, например, когда банки ставят на сосок с целью удержать излишнее менструальное кровотечение. Иногда, ставя банки, хотят вывести наружу опухоль, лежащую в глубине, чтобы она стала доступна лечению, иногда желают переместить опухоль на более низкий по значению орган, лежащий по соседству, а иногда хотят нагреть банками орган, привлечь к нему кровь и рассеять ветры. Иногда этим хотят вернуть орган на его естественное место, с которого он спустился вниз, как бывает, например, при грыже.

Иногда банки применяют, чтобы успокоить боль, как, например, когда банки ставят на пупок при мучительном куландже, ветрах в животе и болях в матке, возникающих при движении месячных очищений, особенно у девушек, или на бедро — при воспалении седалищного нерва, или когда опасаются наличия вывиха. Банки между бедер помогают при болях в бедрах и в пятках, при почечуе и если кто-нибудь болеет грыжей или подагрой.

Приставление банок к заднему проходу отвлекает кровь со всего тела и из головы: оно полезно для кишок и излечивает от расстройства месячных. После этого телу становится легче".

Если банки делаются с надрезом, то разрез должен быть глубоким, чтобы банки тянули кровь из глубины. Иногда то место, где банка пристает к телу, распухает так, что ее трудно бывает снять. В таком случае следует взять тряпку или губку, смоченную горячей водой, и предварительно распарить место вокруг банки. Опухание часто случается, когда мы ставим банку в область соска, чтобы удержать кровотечение при месячных или из носа: поэтому не следует ставить банки на самый сосок.

"Когда то место, на которое ставят банку, предварительно смазывают жиром, то ее следует поспешно приставить, не откладывая надреза, а наоборот, ускоряя это дело. Первый раз нужно приложить банку слегка и быстро ее оторвать, потом постепенно, все более задерживая и откладывая отнятие банки. Кормить больного нужно через час после снятия банок. Детям ставят банки на втором году, а старикам после 60 лет банок совсем не ставят.

Приставление банок к высоко расположенным частям тела предотвращает излияние материи в нижние части. Желчный больной, которому ставят банки, принимает после этого зернышки граната, гранатовый сок, цикорную воду с сахаром и латук с уксусом".


МЕРЫ ВЕСА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ВО ВРЕМЕНА АВИЦЕННЫ

ДИРХЕМ (дирхам) — мера веса, равная 3,12 г.

КИРОТ- мера веса, равная 0,19 г.

МИСКАЛ — мера веса, равная в среднем 4,5 г. (Мера веса, различная в разные периоды и на разных территориях.)

РИТЛ (или ратл) — мера веса, различавшаяся в зависимости от географических областей и времени применения.

В «Каноне» Авиценны ритл колеблется от 306 г до 360 г.

УКИЙЯ (лат. "унция") — мера веса, различная в разное время в разных странах. Следуя изданию «Канона» Авиценны (кн. 11. Ташкент, 1956, стр. 823) можно определить ее приблизительно в 25,5 г.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх