|
||||
|
XX МЕЖДУНАРОДНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ Проблема международно-правовой ответственности субъектов международного права тесно связана с борьбой против международных правонарушений, прежде всего против агрессии, за мир и международную безопасность народов. Особо тяжкая ответственность государств за агрессию вытекает из принципа запрещения применения силы и угрозы силой в международных отношениях. Проблема ответственности связана также с претворением в жизнь принципов и норм современного международного права. Международная ответственность государств выступает как один из принципов современного международного права; это правовые последствия, которые наступают для субъекта международного права в результате совершенного им международного правонарушения, обязывающие его ликвидировать ущерб, причиненный другим субъектам международного права.[267] Ответственность в международном праве порождает право потерпевшей стороны на удовлетворение своих нарушенных интересов, включая применение санкций против государства-нарушителя. Основанием международно-правовой ответственности государства является совершение им международного правонарушения, под которым понимается действие или бездействие субъекта международного права, нарушающего обязательства по международным договорам. Такое нарушение может быть следствием как противоправного действия, так и противоправного бездействия. Объектами международного правонарушения могут быть: общепризнанные принципы международного права; международные договоры; права, честь и достоинство государства; права международных организаций; права иностранцев; права дипломатических представительств и их персонала. Субъектами международной ответственности могут быть государства, международные организации, а также физические лица. Ответственность возникает в результате нарушения международно-правовых норм и принципов и наступает после вменения вины государству или иному субъекту. Под виной в международном праве понимается политико-правовое состояние, при котором государство сознательно наносит ущерб международному правопорядку. Степень вины в международном праве не всегда влияет на объем ответственности: при причинении материального ущерба государство обязано его возместить, в случае совершения агрессии степень ответственности возрастает вплоть до уничтожения агрессора. Государство несет ответственность и за некоторые правомерные действия, приведшие к вредным последствиям (например, за ущерб, причиненный запущенными им космическими объектами, независимо от наличия вины). В данном случае основанием ответственности является не правонарушение, а так называемая ответственность за риск, и она сводится лишь к возмещению ущерба. Например, ст. 2 Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, устанавливает ответственность государства по выплате компенсации за ущерб, причиненный его космическими объектами на поверхности Земли или воздушному судну в полете. В зависимости от характера, степени общественной опасности или специфики объекта правонарушения различают международный деликт и международное преступление. Международный деликт – это нарушение государством прав другого государства, его органов или граждан, влекущее за собой обязанность возместить причиненный ущерб. Объектами международного деликта могут быть соблюдение международных договоров, неприкосновенность дипломатического представительства или его персонала, политические и экономические права субъектов международного права. Деликт может возникать на почве непреднамеренного столкновения национальных интересов государств и преодолеваться достижением компромисса. Международное преступление – особо опасное международно-противоправное деяние, создающее угрозу миру и международной безопасности, самому существованию государств или наций, а также посягающее на жизненно важные отношения между государствами и народами. Объектами международного преступления могут быть мир и безопасность народов, право народов и наций на самоопределение, законы и обычаи ведения войны. К международным преступлениям относятся агрессивная война, геноцид, расизм и расовая дискриминация, колониализм, апартеид, военные преступления, загрязнение атмосферы или морей (экоцид). Поскольку действия государства на международной арене фактически выражаются в действиях его законодательных, исполнительных, судебных и иных органов, а также его должностных лиц, находящихся в определенной правовой связи с этим государством, то ответственность государства возникает из деятельности этих органов и лиц. Субъектами международных преступлений и субъектами ответственности могут быть государства, борющиеся за свою свободу и независимость народы и нации, а также физические лица. Государство несет ответственность и в том случае, если с его территории совершаются противоправные деяния против другого государства, в том числе и деяния индивидов (например, осуществляются бандитские нападения на соседние государства, ведется подготовка террористических актов и др.). Государство, на территории которого находятся иностранные военные базы, несет ответственность, если оно не запрещает иностранным военным формированиям совершать противоправные деяния против других государств. Государство несет ответственность за действия или бездействие своих органов власти; такая ответственность наступает, если их деятельность содержит состав международного правонарушения (например, издание закона, противоречащего обязательствам данного государства по международным договорам). Государство не может снять с себя ответственность за неисполнение обязательств по международным договорам ссылками на внутреннее право. Механизм ответственности начинает действовать не со дня издания подобного закона, а с момента претворения его в жизнь. Национальный закон может породить ответственность государства в том случае, если он дозволяет противоправные деяния, которые должны были быть предупреждены законом. Государство несет ответственность за деятельность своих органов власти, содержащую состав международных преступлений (или деликтов). Ответственность наступает и в том случае, если эти органы (или должностные лица) превысили свои полномочия или нарушили закон. Государство несет ответственность и за действия частных лиц (в том числе и иностранцев), если оно не предотвратило такие действия (например, международный терроризм, незаконное производство наркотиков и др.). Различают политическую и материальную международно-правовую ответственность, которая, в свою очередь, делится на подвиды и может возлагаться на государства в различных формах. Политическая ответственность в зависимости от характера и степени опасности правонарушения может осуществляться в форме предоставления удовлетворений потерпевшей стороне (принесение политических извинений), добровольное восстановление нарушенного состояния и применение принудительных мер в виде санкций. Санкции – это коллективные или индивидуальные меры воздействия государств, применяемые ими к другим государствам в случае нарушения последними общепризнанных норм международного права. Известны два вида санкций: политические и экономические. Так, после Второй мировой войны политические санкции были применены к Германии. Они включали: оккупацию территории Германии, взятие союзниками на себя верховной власти, отторжение части территории. Юридическим основанием таких действий была ответственность Германии за развязывание и преступное ведение агрессивной войны. В настоящее время политические санкции применяются против государства, нарушившего нормы международного права (совершившего агрессию, проводящего политику расизма, геноцида, апартеида), осуществляются по решению Совета Безопасности и могут включать демонстрацию, блокаду и другие операции воздушных, морских и сухопутных сил государств – членов ООН (Устав ООН, ст. 42). К политическим санкциям также относятся: приостановление осуществления прав и привилегий, принадлежащих государству как члену ООН (ст. 5); исключение из ООН за систематическое нарушение принципов Устава ООН (ст. 6); исключение из ООН за финансовую задолженность (ст. 19); разрыв дипломатических, торговых и иных отношений (ст. 41) и др. Санкции могут предусматривать и принудительные меры, применяемые отдельным государством в ответ на действия другого государства, так называемые реторсии и репрессалии. Декларация об основных условиях и стандартных критериях введения и применения санкций и других принудительных мер (2004)[268] устанавливает, что применение санкций является крайней мерой и допускается лишь после того, как были исчерпаны все мирные средства урегулирования спора или конфликта и поддержания или восстановления международного мира и безопасности, включая временные меры, предусмотренные в ст. 40 Устава ООН. Санкции должны вводиться в строгом соответствии с положениями Устава ООН, нормами международного права, преследовать ясные и четкие цели, иметь временные рамки, подлежать регулярному обзору с заслушиванием мнения государства – объекта санкций, когда это необходимо, и предусматривать четко оговоренные условия отмены, причем их отмена не должна увязываться с положением в соседних и других третьих странах. До введения санкций государству или стороне – объекту санкций, как правило, Советом Безопасности должно быть сделано предупреждение. Недопустимо использование санкций с целью свержения или изменения в стране – объекте санкций законных властей. Вместе с тем по решению Совета Безопасности могут вводиться целенаправленные санкции, включая финансовые санкции, эмбарго на поставки оружия и запреты на поездки, в отношении конкретных лиц и тех политических элит, которые несут ответственность за международную агрессию, грубые нарушения прав человека и другие действия, достойные осуждения. Цель санкций заключается в том, чтобы страна – объект санкций, ставящая под угрозу международный мир и безопасность, изменила свое поведение, а не в том, чтобы наказать или каким-либо образом покарать ее. Недопустимо создание такой ситуации, когда вследствие введения санкций наносился бы значительный материальный и финансовый ущерб третьим государствам и когда ни в чем не повинное гражданское население и соседние страны испытывали бы на себе негативные последствия международных принудительных мер. В этих целях должна проводиться предварительная объективная оценка последствий санкций. Не следует ставить никаких дополнительных условий для прекращения или приостановки санкций, если только это не вызвано новыми обстоятельствами или не предусмотрено решениями Совета Безопасности ООН. Объективная оценка кратковременных или долговременных социально-экономических и гуманитарных последствий санкций как на стадии их подготовки, так и в ходе их реализации осуществляется Секретариатом ООН, который вправе представлять Совету Безопасности и комитетам по санкциям соответствующие доклады. Режимы санкций должны обеспечивать создание надлежащих условий, позволяющих адекватно снабжать гражданское население гуманитарными товарами. Продукты питания, лекарства и медицинские принадлежности не должны подпадать под действие режимов санкций. Основное или стандартное медицинское и сельскохозяйственное оборудование и основные или стандартные учебно-образовательные материалы также не должны охватываться санкциями. В этих целях должен быть составлен соответствующий перечень. Страны – объекты санкций вправе сохранять доступ к надлежащим ресурсам и процедурам для финансирования импорта гуманитарных товаров. Решения о санкциях не должны создавать ситуаций, в которых нарушались бы основные права человека, не подлежащие отмене даже в период чрезвычайного положения, прежде всего право на жизнь, право на свободу от голода, право на эффективное здравоохранение и медицинское обслуживание для всех. Принятие решений о введении санкций и их осуществление не должны создавать ситуации, когда санкции причиняли бы излишние страдания гражданскому населению, особенно его наиболее уязвимым слоям. Режимы санкций должны соответствовать международному гуманитарному праву. Санкции не могут быть бессрочными, их корректировка должна производиться с учетом гуманитарной ситуации и в зависимости от выполнения объектом санкций требований Совета Безопасности. Сроки режимов санкций продлеваются только по решению Совета Безопасности. Санкции подлежат приостановлению в чрезвычайных ситуациях и при форс-мажорных обстоятельствах (стихийные бедствия, угроза голода, массовые беспорядки с последующей дезорганизацией управления страной) для предотвращения гуманитарной катастрофы. Решение об этом принимается в каждом конкретном случае. Недопустимы санкции, чреватые серьезным ухудшением положения гражданского населения и разрушением инфраструктуры государства – объекта санкций. Санкции должны обеспечивать беспрепятственный и недискриминационный доступ гуманитарной помощи населению стран – объектов санкций. Мнения международных гуманитарных организаций, чьи мандаты получили всеобщее признание, должны учитываться при разработке и осуществлении санкционных режимов. Должны быть предельно упрощены режимы поставок как гуманитарных товаров, необходимых для жизнеобеспечения населения, так и медицинского и сельскохозяйственного оборудования, принадлежностей для образования, основных предметов гигиены и т. п. Условиями введения санкций являются строгое соблюдение принципов нейтралитета, независимости, транспарентности, беспристрастности и недопустимости какой-либо дискриминации в предоставлении гуманитарной и медицинской помощи и других форм гуманитарного содействия всем слоям и группам населения. Вся информация о гуманитарных последствиях введения санкций и их осуществления, в том числе затрагивающая жизненно важные условия существования гражданского населения государства – объекта санкций и его социально-экономического развития, должна быть объективной и транспарентной. Она подлежит рассмотрению Советом Безопасности и его санкционными комитетами в целях модификации режимов санкций и их последующей частичной или полной отмены. Государство – объект санкций обязано прилагать все усилия для содействия справедливому и беспрепятственному распределению гуманитарной помощи. Не следует использовать при распределении гуманитарной помощи вооруженные конвои, если на то нет соответствующего решения Совета Безопасности. При введении санкций и их осуществлении необходимо учитывать гуманитарные аспекты санкций, их легитимность с точки зрения положений Устава ООН, норм международного права и справедливости. Реторсии – это правомерные принудительные действия одного государства, совершаемые в ответ на недружественные действия другого государства. Цель реторсий – достижение правомерными средствами урегулирования разногласий и восстановления нарушенных прав. По степени тяжести реторсии должны быть соразмерны с ущербом, причиненным действиями другого государства. Реторсии осуществляются в различных формах (например, ограничение закупок товаров в другом государстве, отказ в допуске на свою территорию граждан другого государства), носят временный характер и должны быть немедленно прекращены после отмены дискриминационных мер. Современное международное право допускает обращение к реторсиям только в качестве крайней меры, когда исчерпаны другие правомерные средства воздействия на государство, проводящее политику дискриминации. Репрессалии – это правомерные принудительные действия одного государства, предпринимаемые им в ответ на неправомерные действия другого государства. Цель репрессалий – заставить государство-нарушителя прекратить незаконные действия, возместить ущерб и предотвратить повторение подобных актов в будущем. Однако в современных условиях, исходя из Устава ООН, потерпевшее государство не вправе прибегать к репрессалиям с применением вооруженной силы: захватывать, блокировать или бомбардировать территорию другого государства. Материальная ответственность государств может наступать в формах эмбарго, репараций и реституции. Эмбарго – запрещение (или ограничение) на ввоз в какую-либо страну или вывоз из нее определенных товаров, на передачу научно-технической информации, на определенные виды коммерческой, торгово-экономической деятельности. Применяется как средство экономического и финансового давления, принуждения. В настоящее время эмбарго часто осуществляется по решению Совета Безопасности против государства, действия которого представляют угрозу международному миру и безопасности. Репарации – одна из форм материальной ответственности государства-агрессора за ущерб, причиненный государству, пострадавшему от агрессии. Впервые требование о репарациях было закреплено в Версальском мирном договоре 1919 г., согласно которому Германия и ее союзники обязаны были возместить потери и убытки, понесенные союзными государствами в течение периода, когда эти державы находились в состоянии войны с Германией. В решении вопроса о репарациях после Второй мировой войны большую роль сыграл Советский Союз, выдвинув законные принципы возмещения ущерба, которые были закреплены в мирных договорах (1947) с Италией, Финляндией, Венгрией, Болгарией, Румынией. Один из этих принципов – принцип ответственности за агрессивную войну с учетом, однако, того факта, что вышеназванные страны вышли из войны, разорвали отношения с Германией, а некоторые из них объявили Германии войну, осуществив частичное возмещение ущерба, причиненного войной.[269] Выплата репараций основывалась на следующих принципах: 1) репарации не должны были подрывать мирную экономику побежденной страны; 2) репарации выплачивались натурой за счет поставок текущей промышленной продукции из побежденных стран, а также вывоза из них демонтированных предприятий военной промышленности; 3) возмещение ущерба сочеталось с уничтожением военного потенциала побежденной страны. В мирных договорах было установлено, что право на получение репараций имели лишь те государства, на территориях которых велись военные действия и территории которых подверглись оккупации. Условия репараций с Германии после Второй мировой войны были определены на Крымской конференции (1945) и в денежном эквиваленте составили 20 млрд долларов. На Потсдамской конференции (1945) было достигнуто следующее соглашение: СССР получал репарации за счет изъятий из восточной части Германии; из своей доли репараций СССР удовлетворял претензии Польши; западные державы антигитлеровской коалиции получали репарации за счет изъятий из западной части Германии. Кроме того, Советский Союз должен был получить 15 процентов промысленного капитального оборудования из западных зон Германии в обмен за изделия, продукты и другие материалы и 10 процентов промышленного капитального оборудования без оплаты или какого-либо возмещения. Однако западные державы не выполнили решения Крымской и Потсдамской конференций о репарации из западных зон в отношении Советского Союза; они изъяли в свою пользу огромное количество германских патентов, оборудования, сырья, золотых запасов. Советский Союз в 1948 г. сократил оставшиеся невыплаченными суммы репарационных платежей Финляндии, Румынии и Венгрии (на 50 процентов в отношении каждой из этих стран). Позднее СССР передал Румынии и Венгрии бывшие германские активы, находившиеся на территориях этих стран. В 1953 г. СССР принял решение прекратить взимание репараций с Германии, платежи по которым не были завершены в полном договорном объеме. Реституции – одна из форм материальной ответственности, выражающаяся в возвращении потерпевшему государству имущества, различных предметов, ценностей, неправомерно изъятых и вывезенных воюющим государством с оккупированной территории своего противника. Реституции подлежит, насколько это возможно, все имущество, которое было неправомерно изъято. В случае невозможности осуществить реституцию идентифицированных предметов допускается передача по договоренности предметов такого же рода. Так, по мирному договору 1947 г. Италия обязалась вернуть все незаконно ввезенное монетное золото или передать соответствующим государствам количество золота, равное вывезенному по весу и той же пробы. Поскольку гитлеровские оккупанты и их сателлиты в огромных количествах вывозили с оккупированных ими территорий имущество, художественные, исторические и археологические ценности, вопрос о реституции после Второй мировой войны не закрыт до сих пор. В мирных договорах 1947 г. содержался специальный раздел «Репарации и реституции», согласно которому реституции подлежала вся опознанная собственность, которая насильственно была вывезена с оккупированных территорий. Ответственность международных организаций может возникнуть лишь тогда, когда она предусмотрена в учредительном акте, на основе которого действует международная организация. Так, согласно Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, несколько государств, совместно производящих запуск космического объекта, несут солидарную ответственность за любой причиненный ущерб (ст. V, п. I). Коллективная ответственность государств не может отменять их индивидуальную ответственность. Так, в Договоре о космосе сказано, что в случае деятельности в космическом пространстве международной организации ответственность за выполнение настоящего договора несут, наряду с международной организацией, также и участвующие в ней государства – участники Договора (ст. 6). Международная организация может выступать и субъектом претензий, если наносится ущерб ее штаб-квартире и имуществу. Однако при решении вопроса об ответственности международных организаций следует принимать во внимание их специфическую правосубъектность. В международном праве, являющемся правом мира и безопасности, действуют нормы и принципы, регулирующие поведение воюющих сторон и объединенные общим понятием права вооруженных конфликтов. Более того, в связи с развитием военного дела значение таких норм и принципов возрастает. Это объясняется тем, что они: а) ограничивают воюющие стороны в выборе средств и методов ведения военных действий; б) запрещают или ограничивают применение антигуманных видов оружия; в) регламентируют положение (гарантируют защиту) раненых, больных, военнопленных, гражданского населения; г) определяют положение не участвующих в войне государств; д) устанавливают международную ответственность. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|