• 1. Биржевая торговля
  • 2. Виды бирж
  • ЛЕКЦИЯ № 24. Биржевая торговля. Виды бирж

    1. Биржевая торговля

    Биржа – это объединение продавцов, покупателей и посредников с целью создания условий для торговли, увеличения, удешевления торговой операции; она является организатором торгов. Биржа позволяет сконцентрировать спрос и предложение на товар в одном месте и в одно время и тем самым быстро и наиболее верно оценить его цену. Биржа помогает получить информацию о конъюнктуре товарного рынка в данный момент в данной местности.

    Участниками биржевой торговли являются:

    1) члены биржи;

    2) посетители.

    Посетители биржевых торгов – юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи, имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и временными (разовыми) (п. 1 ст. 21 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»).

    Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей; пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в биржевой торговле в размере, определяемом соответствующим органом управления биржи. Постоянные посетители, являющиеся брокерскими фирмами, брокерскими конторами или независимыми брокерами, вправе осуществлять биржевое посредничество. Предоставление постоянному посетителю права на участие в биржевых торгах на срок более 3 лет не допускается; число постоянных посетителей не должно превышать 30 % от общего числа членов биржи.

    Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет (ст. 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»).

    Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, а также посетители участвуют в биржевой торговле:

    1) непосредственно от своего имени (только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество);

    2) через организуемые ими брокерские конторы;

    3) на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже.

    2. Виды бирж

    Биржи классифицируются:

    1) по цели:

    а) коммерческие организации (извлекают прибыль и распределяют ее между учредителями);

    б) некоммерческие организации (не ставят целью извлечение прибыли);

    2) по степени вмешательства государства:

    а) свободные (свободное осуществление условия доступа на биржу);

    б) регламентируемые (строго регламентируются государством);

    3) по доступу:

    а) открытые;

    б) закрытые (принимают участие только специальные субъекты);

    4) по виду биржевого товара:

    а) универсальные;

    б) фондовые;

    в) валютные.

    Функции бирж делятся на стратегические и тактические. Стратегические функции – это согласование спроса и предложения, определение цен на перспективу и страхование от колебаний цен. Тактические функции бирж – это купля-продажа, стандартизация биржевых товаров, разработка типовых контрактов, проведение расчетов, информационная деятельность, арбитраж и др.

    Функции бирж:

    1) организующая (выполнение посреднических функций);

    2) стабилизирующая (может прогнозировать конъюнктуру, выявлять тенденции изменения цен);

    3) ценообразующая;

    4) товаропроводящая (организует торговые потоки, которые стабильны, препятствуют различного рода дефицитам);

    5) информационная;

    6) контрольно-регулятивная. Биржа определяет порядок допуска ценных бумаг к торгам;

    7) надзорная (осуществляет надзор за добросовестным заключением сделок на торговых площадках).









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх