|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 24. Биржевая торговля. Виды бирж 1. Биржевая торговля Биржа – это объединение продавцов, покупателей и посредников с целью создания условий для торговли, увеличения, удешевления торговой операции; она является организатором торгов. Биржа позволяет сконцентрировать спрос и предложение на товар в одном месте и в одно время и тем самым быстро и наиболее верно оценить его цену. Биржа помогает получить информацию о конъюнктуре товарного рынка в данный момент в данной местности. Участниками биржевой торговли являются: 1) члены биржи; 2) посетители. Посетители биржевых торгов – юридические и физические лица, не являющиеся членами биржи, имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право на совершение биржевых сделок. Посетители биржевых торгов могут быть постоянными и временными (разовыми) (п. 1 ст. 21 Закона РФ от 20 февраля 1992 г. № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»). Постоянные посетители не участвуют в формировании уставного капитала и управлении биржей; пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в биржевой торговле в размере, определяемом соответствующим органом управления биржи. Постоянные посетители, являющиеся брокерскими фирмами, брокерскими конторами или независимыми брокерами, вправе осуществлять биржевое посредничество. Предоставление постоянному посетителю права на участие в биржевых торгах на срок более 3 лет не допускается; число постоянных посетителей не должно превышать 30 % от общего числа членов биржи. Разовые посетители биржевых торгов имеют право на совершение сделок только на реальный товар, от своего имени и за свой счет (ст. 21 Закона РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»). Члены биржи, не являющиеся брокерскими фирмами или независимыми брокерами, а также посетители участвуют в биржевой торговле: 1) непосредственно от своего имени (только при торговле реальным товаром, исключительно за свой счет, без права на биржевое посредничество); 2) через организуемые ими брокерские конторы; 3) на договорной основе с брокерскими фирмами, брокерскими конторами и независимыми брокерами, осуществляющими свою деятельность на данной бирже. 2. Виды бирж Биржи классифицируются: 1) по цели: а) коммерческие организации (извлекают прибыль и распределяют ее между учредителями); б) некоммерческие организации (не ставят целью извлечение прибыли); 2) по степени вмешательства государства: а) свободные (свободное осуществление условия доступа на биржу); б) регламентируемые (строго регламентируются государством); 3) по доступу: а) открытые; б) закрытые (принимают участие только специальные субъекты); 4) по виду биржевого товара: а) универсальные; б) фондовые; в) валютные. Функции бирж делятся на стратегические и тактические. Стратегические функции – это согласование спроса и предложения, определение цен на перспективу и страхование от колебаний цен. Тактические функции бирж – это купля-продажа, стандартизация биржевых товаров, разработка типовых контрактов, проведение расчетов, информационная деятельность, арбитраж и др. Функции бирж: 1) организующая (выполнение посреднических функций); 2) стабилизирующая (может прогнозировать конъюнктуру, выявлять тенденции изменения цен); 3) ценообразующая; 4) товаропроводящая (организует торговые потоки, которые стабильны, препятствуют различного рода дефицитам); 5) информационная; 6) контрольно-регулятивная. Биржа определяет порядок допуска ценных бумаг к торгам; 7) надзорная (осуществляет надзор за добросовестным заключением сделок на торговых площадках). |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|