|
||||
|
ЛЕКЦИЯ № 16. Рынок и его правовая характеристика Рынок – это сфера предпринимательской деятельности, осуществляемая на основе конкуренции по производству, продаже, приобретению отдельных товаров и пользованию имуществом. Налоговый кодекс РФ определяет рынок как сферу обращения товаров, определяемую исходя из возможностей покупателя или продавца реально и без значительных дополнительных затрат приобрести или реализовать товар на ближайшей по отношению к покупателю-продавцу территории или за ее пределами. Черты рынка: 1) наличие специфического объекта рынка – однородных товаров, не изъятых из оборота. Качественная характеристика рынка – объемы оборота товара; 2) наличие субъектов рынка, под которыми понимаются юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность на профессиональной основе; 3) территория рынка (географические границы, на которой покупатели приобретают или имеют возможность приобрести товар, а продавцы реализуют определенный товар и не имеют возможности сделать это за ее пределами): а) международные рынки; б) республиканские рынки; в) местные рынки. Товарный рынок имеет свою структуру – совокупность звеньев, которые участвуют в продвижении товаров от производителей к потребителям, и инфраструктуру – совокупность звеньев, которые, непосредственно не продвигая товар от производителей к потребителям, обслуживают работу структуры рынка. Элементами структуры товарного рынка являются: 1) изготовители товара; 2) оптовые торговые и иные посреднические организации; 3) организации розничной торговли; 4) потребители. Инфраструктура товарного рынка состоит из: 1) торговых посредников – организаций, осуществляющих посредническую деятельность и обеспечивающих взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей в части купли или продажи товара посредством создания оптовых рынков, биржевой торговли, проведения выставок и ярмарок, оказания складских услуг и т. д.; 2) информационного обеспечения – организаций, обеспечивающих наблюдение за товарными рынками, включая рынки потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения; 3) товароупаковочной индустрии – производственных структур и нормативно-организационных мероприятий, обеспечивающих повышение конкурентоспособности товара и эффективности товарооборота за счет создания тароупаковочной продукции, отвечающей требованиям международных стандартов; 4) транспортного обеспечения – всех видов транспорта, обеспечивающих движение товара и доставку его потребителям; 5) финансово-кредитного обеспечения – организаций, обеспечивающих платежно-расчетное и кредитное обеспечение товародвижения; 6) организационного обеспечения – организационных мер, которые направлены на максимальное снижение затрат на продвижение продукции от производителя к потребителю; 7) нормативно-правового обеспечения – системы федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и других актов, регулирующих взаимоотношения сторон на товарных рынках. Рынок характеризуется как совершенный, когда: 1) все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки и цена однозначно сопоставима с определенным товаром; 2) условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера; 3) рынок прозрачен, т. е. продавцы и покупатели обладают возможностью полного обзора рынка, получения достоверной информации обо всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей). Если же одно из этих условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок. Большое неравенство условий создается рекламой товаров, так как крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкую рекламную кампанию, создавая этим привилегированное положение своим товарам на рынке. Продавцы потребительских товаров склонны с помощью упаковки и внешнего оформления представлять свои однородные товары как разнородные, расширять область предпочтений за счет благоприятного географического положения. Существуют следующие формы рынков: 1) полиполия – существует много продавцов и много покупателей; 2) олигопсония – много продавцов и несколько покупателей; 3) монопсония – много продавцов и один покупатель; 4) олигополия – несколько продавцов и много покупателей; 5) двусторонняя олигополия – несколько продавцов и несколько покупателей; 6) ограниченная монопсония – несколько продавцов и один покупатель; 7) монополия – один продавец и много покупателей; 8) ограниченная монополия – один продавец и несколько покупателей; 9) двусторонняя монополия – один продавец и один покупатель. Нормативно-правовое обеспечение функционирования товарных рынков обеспечивается путем: 1) разработки нормативных документов по созданию условий для функционирования товарных рынков, организации оптовой торговли, оказанию услуг и предупреждению правонарушений; 2) разработки изменений в законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность участников торговых рынков; 3) разработки нормативно-методических документов по сертификации и стандартизации продукции; 4) разработки методических документов по торговой и снабженческо-сбытовой деятельности. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|