|
||||
|
Глава 5. Способы проведения автотовароведческих экспертиз и определения ими материального вреда На конкретных примерах рассмотрим, как эксперты исчисляли фактические убытки в связи с частичной утратой товарного вида. Эксперт Центра автотехнической экспертизы г. Кременчуга при проведении экспертизы в ноябре 2000 г. в качестве исходных данных использовал в своей работе: акт осмотра транспортного средства, Методическое руководство для товароведческой экспертизы (оценки) автотранспортных средств, утвержденное Министерством Юстиции Украины 1.10.99 г. № 60/5, Сборник цен на автотранспортные средства, тракторы, автомобильные и тракторные двигатели, мотоциклы, Сборник цен на запасные части к автомобилям ГАЗ грузовым (Москва, 2000 г.); Агро-союз (Днепропетровск), ООО Автокомплексы Газель, Союз НАМИ (Москва, 2000 г.), Б-58 «Соболь», (Н-Новгород, 99 г.) и т. д.; Приказ «О формировании цен на услуги на Б-50 микроавтобусы (Елгава, 95 г.); Б-50, «Газель», 97 г., Б-5 ГАЗ легковой (Москва, 93 г.)». В исследовательской части им были записаны данные автомобиля, представленного на экспертизу (ГАЗ модели 2705, выпуска 1999 г., пробег 53942 км). Для расчета убытков в связи с частичной утратой товарного вида им была использована формула: Итс = (Ип * П + Ит * Т)% = 0,32 * 53942 км + 0,82 * 1 = 47,26 + 0,82=18,08, П — пробег автомобиля на день осмотра — 53942 км; Ип — показатель износа по пробегу (% на 1000 км пробега) — 0,32; Ит — показатель старения по временному фактору (% на 1 год) — 0,82; Т — длительность эксплуатации — 1 год. Затем экспертом взята первичная стоимость автомобиля — 22678 грн. В результате аварии и связанных с ней объемов работ автомобиль частично утратил товарную стоимость (УТС) из-за ослабления металла в местах сварки (о чем мы говорили ранее), более интенсивной коррозии металла, нарушения целостности заводской сборки и т. п. Для определения величины УТС экспертом было использовано методическое руководство 1997 года, по которому величина УТС вычислялась по формуле УТС — Х/100 * (Сост + Свр) = 5,25/100 * 36303,21 = 1905,30, где X - коэффициент УТС, определяемый из таблицы дополнения Методического руководства по соотношению «В». Соотношение «А» — процентное отношение полной стоимости. «А» =(Свр/Сост) * 100=13625,21/22678* 100 = 60,08. Соотношение «В» — процентное отношение стоимости ремонтных работ к суммарной стоимости замененных деталей (7220,05 грн. (см. расчет стоимости восстановительного ремонта) с учетом их эксплуатационного износа и материалов): В = (Со/(СД + Cм)) * 100 = 7220,05/ 5302,52 * 100 = 136,17 При «А» = 60,08, «В» = 136,17 коэффициент УТС составит 5,25 и тогда УТС = 1905 грн. 92 коп. Стоимость восстановительного ремонта технического средства (ТС) будет составлять 13625 грн. и имущественный вред с технической точки зрения составите УТС 14428 грн. 94 коп. Другая экспертиза автомобиля «OPEL-KADETT» была проведена в 2001 году экспертом ХНИИСЭ им. Бокариуса. При проведении экспертизы им была использована следующая нормативно-методическая литература: 1. «Положение о порядке проведения судебно-автотехничес-кой экспертизы транспортных средств» от 1.10.99 г. № 60/5, утвержденное приказом Министерства юстиции. 2. Калькуляция стоимости запасных частей к автомобилям иностранного производства. EUROTAX 1999/2000. 3. Трудоемкость на операции технического обслуживания и ремонта автомобилей. 4. Бюлетень автотовароведа. Донецк, 2000 г. Вып. 14. 5. Прайс-листы газеты "Автобазар", 2001 г. 6. Технический паспорт ХАС № 178889. В результате проведения экспертизы была определена стоимость ремонтных работ, необходимых для восстановления автомобиля, которая составила 16978,49 грн. (12903,37 + 3076,42 + 750,0 + 248,7). Здесь 12903,37 — стоимость деталей автомобиля, подлежащих замене; 3076,42 — стоимость работ по ремонту, разборке, сборке, рихтовке с эксплуатационной надбавкой 20 %, связанная со сроком эксплуатации автомобиля; 750,0 — наружная окраска, в том числе багажного отсека; 248,70 — стоимость новых материалов согласно ценам розничной торговли магазина «Радуга». На стоимость работ экспертом начислен налог на добавленную стоимость в размере 20 %. Затем экспертом была определена остаточная стоимость автомобиля на момент дорожно-транспортного происшествия, согласно пп. 3.1, 3.2 из [2] Положения о порядке проведения судебно-технической экспертизы ТС по формуле: Исп * К * (1 — Гк/100) * (1 — Дс/100) = 7522,12 * 1,0 * (1 + 4/100) * (1 — 5/100) = 7431,85 грн. Здесь Исп — стоимость автомобиля OPEL-KADETT со сроком эксплуатации 14 лет — 7522, 12 грн., которая определялась согласно [5, с. 276], курс НБУ: 1 дол. — 5,4116 грн.; Гк — процент корректировки остаточной стоимости автомобиля по пробегу, который определялся согласно [5] и составил «+» 4 %; К — коэффициент рынка региона, равный 1,0; Дс — процент дополнительного снижения стоимости автомобиля, зависящий от условий ухода, хранения и эксплуатации) «—» 5 % — коррозионное повреждение. Согласно п. 4.1.14 из [2], если стоимость восстановительного ремонта (16978,49 грн.) превышает остаточную стоимость автомобиля на момент его повреждения (7431,85 грн.), то величина материального ущерба принимается равной действительной остаточной стоимости транспортного средства на момент ДТП (7431,85 грн.), так как исследуемый автомобиль восстанавливать экономически невыгодно (нецелесообразно). Эксперт пришел к следующему выводу: «Величина материального ущерба, причиненного владельцу автомобиля «OPEL-KADETT», определяется его действительной остаточной стоимостью на момент ДТП и составляет 7431,82 грн.». Как видим из заключения экспертизы, остаточная действительная стоимость автомобиля (продажная) на день ДТП составляет 7431 грн. 85 коп., а затраты на ее ремонт после ДТП -16 978 грн. 49 коп., т.е. больше чем в два раза. Поэтому не случайно эксперт сделал вывод о том, что восстанавливать такой автомобиль экономически нецелесообразно. В принципе, если по первой описанной экспертизе суд легко может проверить методику подсчета УТС, процент износа автомобиля, стоимость восстановительных работ, то по второй экспертизе это сделать невозможно, так как она носит отсылочный характер на нормативы, которые не указываются в тексте этой экспертизы, и суду необходимо самому искать отсылочный материал и проводить расчеты, чтобы сторонам были понятны цифры, приведенные экспертом. По моему мнению, эксперт недобросовестно отнесся к своим обязанностям, и суду необходимо было такую экспертизу возвратить эксперту на доработку либо вызвать его в судебное заседание, для того чтобы он произвел все арифметические расчеты, привел формулы, которые, как он указывает, находятся в п. 1.3.4 [2], а где, в каком нормативном документе — не указывает. Не приведены также расчеты 20-процентной эксплуатационной надбавки и многое другое. Считаю, что судьи должны строже подходить к оценке таких експертич, т. к. это одно из оснований для отмены решения суда. Былобы неплохо, если бы эксперты определяли потерю то-варного вида автомобиля в результате ДТП по разделам либо по поврежденным деталям. Например, возьмем такой узел автомобиля, наиболее чаще подвергаемый повреждениям, как кузов (крыша, боковина передней или задней части, пол, лонжероны пола и др.), учтем в этом случае и покраску автомобиля. Имея всвоем распоряжении такие данные утраты товарного вида, эксперт, исходя из повреждений и возможности качественного исправления дефектов на конкретном узле кузова, определяет конкретный процент утраты по этому узлу. Если повреждены несколько узлов кузова, то полученные проценту складываются и определяется общий процент утраты товарного вида автомобиля. Для того чтобы перевести эти проценты в денежное выражение убытков, эксперт сначала должен был указать стоимость автомобиля с учетом его износа, который определяется по нормам амортизационных отчислений на подвижной состав автомобильного транспорта. Для легковых автомобилей применяется износ, допустим, на 1000 км пробега 0,36 %, на грузовые - 0,32 % и т.д. Подсчитав износ автомобиля в соответствии с его пробегом, эксперт мог бы вычесть из розничной цены автомашины сумму износа и таким образом определить стоимость автомобиля. От нее и исчисляется убыток в соответствии с процентом утраты товарного вида автомобиля. На конкретном примере посмотрим, как эксперт исчислял бы убытки в связи с частичной утратой товарного вида. Сначала он ределяется, что данный автомобил ь утратил товарный вид на 18,5 %, которые состоят из следующих элементов. По разделу «пол кузова»: п. «А» — деформация пола предусматривает максимальный процент до 2 %, эксперт определил для данного случая 1 %; п. «Б» — деформация лонжеронов пола — до 4 %, эксперт установил 4 % за пять лонжеронов. По разделу «боковина кузова»: деформация самой боковины предусматривает максимально до 3 % утраты товарного вида, для данного случая эксперт установил 1,5 %; деформация каждой стойки боковины — до 2 % утраты, за повреждение трех стоек на этом автомобиле эксперт установил общую утрату 2 %. По разделу «крыша кузова»: деформация панели крыши предусмотрена до 5 % утраты, установлено 2 %; деформация поперечины — до 4 %, эксперт определил утрату в 3 %. По разделу «задняя часть кузова»: за деформацию каждой арки установлено до 0,5 % утраты, эксперт за четыре арки установил 1 %; деформация панели задней части — до 1,5 %, с учетом замены заднего крыла эксперт установил здесь утрату в 1,5 %. По разделу «передняя часть кузова»: деформация панели передней части — до 2 % утраты, эксперт определил 1 %, учитывая при этом и замену переднего крыла. Для определения денежного выражения этих 18,5 % утраты товарного вида эксперт вначале бы определил стоимость автомобиля с учетом его пробега (39400 км). При таком пробеге, исходя из указанной нами нормы 0,36 % на 1000 км пробега, износ автомобиля составил бы 14,2 % (39400 : 1000) * 0,36, что от розничной цены стоимости ВАЗ-2109 (24 000 грн.) выразится в 3404,16 грн. (24000 * 14,2 : 100). Таким образом, на момент аварии стоимость автомобиля была бы определена в 20595,84 грн.: (24000 — 3404,16) * 18,5 %, утраты товарного вида от этой суммы составили бы убыток в 3810,23 грн. Такое исчисление было бы удобным и правильным до 2003 г. Однако разработчики новой Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств, утвержденной приказом Министерства юстиции Украины, Фонда государственного имущества Украины от 24 ноября 2003 года № 142/5/2092 и зарегистрированного в Министерстве юстиции Украины 24 ноября 2003 г. под № 1074/8395, пошли по другому пути, более сложному. Так, для того чтобы определить стоимость материальных убытков, нанесенных владельцу ДТС (дорожно-транспортного средства), применяется расходный подход и метод калькуляции стоимости восстановительного ремонта. Стоимость материального убытка (У), нанесенного владельцу ДТС, определяется равной рыночной стоимости ДТС на момент повреждения при наличии одного из нижеприведенных условий: а) если, несмотря на принципы взноса и наиболее эффективное использование, стоимость восстановительного ремонта ДТС не меньше его рыночной стоимости: Свр >= С, где Свр — стоимость восстановительного ремонта, грн.; б) если сумма стоимости восстановительного ремонта с учетом значения коэффициента физического износа ДТС и потери товарной стоимости не меньше рыночной стоимости ДТС при условии Свр >= С: Свр3 + ПТС >= С, Свр3 = Ср + См + Сс (1 — Е3), где Ср — стоимость ремонтно-восстановительных работ, грн.; См - стоимость необходимых для ремонта материалов, грн.; Сс — стоимость составляющих, подлежащих замене при ремонте, грн.; ПТС — величина потери товарной стоимости; в) если невозможно восстановить ДТС в соответствии с техническими требованиями производителя. В иных случаях стоимость материального убытка определяется как сумма стоимости восстановительного ремонта с учетом значения коэффициента физического износа составляющих ДТС Сврз и величины ПТС по формуле У = Ср + См + Сс * (1 - Ез) + ПТС. В стоимость материального убытка, который определяется во время оценки, не включаются расходы владельца ДТС, связанные с транспортировкой, хранением ДТС, оплатой за экспертные исследования, почтовыми расходами, связанными с вызовом сторон для технического осмотра ДТС, и другими организационными расходами. Калькуляция стоимости восстановительного ремонта составляется по результатам технического осмотра ДТС. Если ДТС на момент технического осмотра восстановлено полностью или частично, то калькуляция восстановительного ремонта не составляется, а предоставляется уведомление заказчику о невозможности проведения исследования. Калькуляция восстановительного ремонта может составляться без осмотра ДТС только при согласовании с заказчиком оценки в случае предоставления им официальных документов (заверенных копий), в которых определены объемы ремонтных работ по восстановлению ДТС или характер ею повреждений. Стоимость восстановительного ремонта определяется по формуле Свр = Ср + См + Сс Стоимость ремонтно-восстановительных работ Ср может определяться как произведение трудоемкости ремонта в нор-мо-часах и средней региональной стоимости нормо-часа ремонтно-восстановительных работ для данной модели ДТС. Определение необходимых ремонтных операций, а также трудоемкости ремонта принимается на основании нормативных документов производителя ДТС или разработанных на заказ (при участии) производителя ДТС. При отсутствии данных производителя о применении конкретных ремонтных операций следует руководствоваться требованиями государственных стандартов Украины (ДСТУ), отраслевых стандартов Украины (ГСТУ) и международных стандартов (ГОСТ), отраслевых стандартов (ОСТ) и технических условий (ТУ) СССР и УССР, действующих в Украине. Решение о замене составляющих частей ДТС принимается в случае невозможности их восстановления в соответствии с техническими требованиями или в случае экономической нецелесообразности их восстановления (ремонта). Для определения стоимости ремонтно-восстановительных Работ кузовных деталей легковых ДТС иностранного производства, а также кузовов (кабин) грузовиков, автобусов, при-цепов допускается использование норм трудоемкости, приведенных в табл. 4.5 прил. 4 к указанной Методике. Трудоемкость устранения перекосов кузова ДТС иностранного производства принимается по аналогу с ДТС производства стран СНГ. Для оценки трудоемкости работ по разборке-сборке следует исходить из следующего соотношения трудозатрат: трудоемкость разборки — 30 %, а трудоемкость сборки — 70 % полного объема работ. К нормативам трудоемкости на работы по ремонту (за исключением операций по покраске, механической обработке, уборке, мытью и регулировочно-диагностическим операциям) ДТС производства стран СНГ предусматриваются надбавки в зависимости от срока их эксплуатации: — 5—8лет — 10%; — свыше 8 лет — 20 %. В случае документального подтверждения восстановления ДТС на специализированном для данной модели ДТС предприятии расчеты стоимости ремонтно-восстановительных работ производятся на основании стоимости одного нормо-часа ремонтных работ этого предприятия. Если документальное подтверждение восстановления ДТС на специализированном для данной модели ДТС предприятии отсутствует, то используется средняя региональная стоимость одного нормо-часа ремонтно-восстановительных работ для данной модели ДТС по данным справочника «Бюллетень автотовароведа». Принятая стоимость одного нормо-часа ремонтно-восстановительных работ для ДТС иностранного производства не должна быть больше соответствующей стоимости на специализированном для данной модели ДТС предприятии. Для определения объема работ по покраске следует исходить из необходимости целостной (если иное не предусмотрено технологией производителя ДТС) покраски всех замененных или восстановленных составляющих, а также стыкующихся с ними, если вследствие упомянутых операций их поверхность повреждается. Если покраске подлежит не менее 50 % поверхности ДТС в зависимости от объема и характера повреждений, то В расчет стоимости работ по покраске включается или полная покраска внешних и внутренних поверхностей кузова, или покраска только внешней поверхности. Количество и стоимость необходимых для ремонта материалов определяются по информации справочной литературы и компьютерных программ, разработанных поданным производителя ДТС, или поданным производителя лакокрасочных (основных) и вспомогательных материалов. При отсутствии справочной базы, регламентирующей количество и стоимость материалов для покраски, антикоррозионной и противошумовой обработки кузова (кабины), стоимость материалов для выполнения лакокрасочных покрытий определяется от стоимости работ по покраске в следующих процентах: — 45 ...55 % — в случае покрытия меламиноалкидными эмалями; — 55...65 % — в случае покрытия эмалями с эффектом «металлик»; — 60...70 % — в случае покрытия эмалями с эффектом «перламутр»; — 100... 110 % — в случае покрытия эмалями с эффектом «хамелеон». Стоимость материалов для защиты кузова от коррозии равна 40 ... 50 % стоимости работ по соответствующей обработке кузова. Данные о стоимости составляющих частей ДТС, подлежащих замене, берутся из справочной литературы, приведенной в прил. 8 Методики, и компьютерных программ, а также других источников, содержащих необходимую информацию. Приоритетными являются данные о стоимости составляющих частей официальных дилеров производителя ДТС. Стоимость составляющих частей ДТС по данным иностранных источников информации, указанных в прил. 8 Методики, корректируется с учетом ввозной пошлины (если ДТС изготовлено за пределами Украины), других налогов и дилерских надбавок. Рекомендованный коэффициент корректировки стоимости составляющих частей, материалов относительно цены дилеров в ведущих странах-экспортерах ДТС указывается в справочнике «Бюллетень автотовароведа». Если выявить дефекты на скрытых частях составляющих невозможно в случае применения визуального метода обследования ДТС, то определение объемов восстановительных работ поврежденного ДТС (например, трансмиссии или силового агрегата, которые находятся в зоне аварийного повреждения, а также на малодоступных для осмотра элементах кузова автомобиля) и все предположения относительно скрытых повреждений фиксируются специалистом. Однако до подтверждения необходимости выполнения ремонтных действий эти работы в стоимость восстановительного ремонта не включаются. В случае подозрения относительно наличия скрытых дефектов составляющих, которые находятся в зоне аварийного повреждения ДТС, в стоимость восстанови тельного ремонта могут быть включены расходы на их дефектование (демонтирование, разборка и т.п.). В случае замены составляющих частей ДТС в их стоимость может включаться стоимость крепежных деталей в объеме до 2 % общей стоимости заменяемых деталей. Величина ПТС (потерь товарной стоимости) характеризует физический износ, возникающий в случае повреждения ДТС и соответствующего ремонта вследствие преждевременного ухудшения товарного (внешнего) вида, а также вследствие снижения прочности или долговечности отдельных элементов составляющих частей, защитных свойств, покрытий или применения для ремонта запасных частей, бывших в пользовании или в ремонте. Величина ПТС начисляется при необходимости проведения ремонтных работ по восстановлению поврежденных составляющих частей всех типов ДТС. Величина ПТС ДТС не начисляется в следующих случаях: а) если срок эксплуатации легковых ДТС превышает 5 лет для ДТС производства стран СН Г и 7 лет — для других ДТС; б) если легковые ДТС эксплуатируются в интенсивном режиме (фактический пробег, как минимум, вдвое больше нормативного), а срок эксплуатации превышает 3,5 года для ДТС производства стран СН Г и 5 лет — для других ДТС; в) если срок эксплуатации грузовых автомобилей (ДТС), прицепов, полуприцепов и автобусов превышает 3 года для ДТС производства стран СН Г и 4 года — для других ДТС; г) замена кузова для оцениваемых повреждений; д) если ДТС имеет следы предыдущих аварий или коррозионные разрушения; е) замена отдельных составляющих, не требующих покраски и не ухудшающих внешний вид ДТС (стекло, фары, бамперы, декоративные накладки, пневматические шины, внешняя и внутренняя фурнитура и т.п.). Если кроме указанных составляющих повреждены составляющие кузова и оперения, то расчет величины ПТС должен учитывать все повреждения составляющих в комплексе; ж) если ДТС было выдано гражданину бесплатно через органы социальной защиты населения (кроме случаев, когда начисление ПТС осуществляется по заданию лица или органа, назначившего экспертизу); з) если это обусловлено назначением оценки при определении конкретного вида стоимости (например страховой); и) определение коэффициента физического износа для его составляющих. Расчет величины ПТС осуществляется по формуле ПТС = Х/100 * (С + Свр), где X — коэффициент ПТС, который определяется согласно прил. 2 Методики по соотношениям «А» и «В»; С — рыночная стоимость ДТС, грн. Отношение стоимости восстановительного ремонта к рыночной стоимости ДТС (А) определяется по формуле А = Свр/С. Отношение «В» стоимости ремонтных работ к суммарной стоимости заменяемых составляющих частей ДТС и материалов определяется по формуле B = Cр/(Cс + Cм), где Ср — стоимость ремонтно-восстановительных работ, грн.; См — стоимость необходимых для ремонта материалов, грн.; Сс — стоимость составляющих, необходимых для замены при ремонте, грн. Приведем пример расчета стоимости ремонта автомобиля, произведет юго в экспертном учреждении в связи с действующей новой Методикой товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств. Согласно Научно-методическим рекомендациям по вопросам проведения автотовароведческой оценки транспортных средств стоимость материального вреда (У) при условии целесообразности восстановления поврежденного транспортного средства определяется как сумма стоимости восстановительных работ (Свр1) с учетом значимости эксплуатационного износа замененных деталей и утраты товарной стоимости (ВТВ). Для разрешения вопроса о размере материального ущерба, причиненного собственнику транспортного средства вследствие его повреждения при дорожно-транспортном происшествии с учетом потери товарной стоимости необходимо определить: 1) действительную рыночную стоимость автомобиля; 2) объем и номенклатуру работ для восстановительного ремонта транспортного средства, перечень необходимых запасных частей и материалов; 3) расчетный процент эксплуатационного износа деталей транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия; 4) стоимость восстановительного ремонта деталей транспортного средства; 5) материальный ущерб. Исследование по пункту 1В целях определения рыночной стоимости исследуется автомобиль ВАЗ-2107. По результатам проведенного исследования установлено: автомобиль ВАЗ-2107, год выпуска 2001, госномер 43884 ХК, цвет желтый, кузов ХТА 21270211550543, техпаспорт ХАС 640185, пробег 25870 км, объем двигателя — 1500 см3, срок эксплуатации 3 года. В результате проведенного исследования установлено, что марка, цвет, тип автомобиля, номер двигателя и кузова, государственный номер совпадают с записями в техническом паспорте автомобиля и акте технического осмотра транспорта, составленного работниками ГАИ на месте дорожно-транспортного происшествия. Автомобиль находится в технически исправном состоянии, очередной технический осмотр прошел своевременно. Для своего срока эксплуатации автомобиль имеет удовлетворительный вид. Рыночная стоимость (С) предоставленного для исследования транспортного средства определялась по формуле С = Сср * Кх (1 ± ДС/100) ± Сдоп, где Сср — средняя рыночная стоимость транспортного средства; К — коэффициент коррегирования рыночной стоимости, согласно специфике рынка региона («Бюллетень автотоваро-веда». Вып. 17); Дс — процент дополнительного увеличения (уменьшения) рыночной стоимости ТЗ, который зависит от условий содержания, хранения и эксплуатации. Дс = Дв1 + Дв2 + Дв3 + Дв4 — Др1 — Дн2 — Дн3 — Дн4 — Дн5 — Дн6, где Дв1 — повышение стоимости ТС со сроком эксплуатации более 10 лет при отсутствии следов аварийного повреждения, % — 0,00; Дв2 — повышение стоимости ТС со сроком эксплуатации больше 10 лет, при отсутствии коррозии, % — 0,00; Дв3 — повышение стоимости ТС с пробегом больше нормативного до капитального ремонта двигателя или кузова, % — 0,00; Дв4 — повышение стоимости ТС, покрашенного цветом повышенного спроса, % — 0,00; Дн1 — снижение стоимости ТС при интенсивной эксплуатации более 5 лет, которое не прошло очередной технический осмотр, % — 0,00; Дн2 — снижение стоимости ТС при его эксплуатации несколькими собственниками, % — 0,00; Дн3 — снижение стоимости ТС при побеге, превышающем нормативный более чем в два раза, % — 0,00; Дн4 — снижение стоимости ТС при наличии коррозии, загрязнении обивки кузова (салона), повреждения покраски, % — 0,00; Дн5 — снижение стоимости покраски ТС при наличии следов восстановительного ремонта, % — 0,00; Дн6 — снижение стоимости ТС при наличии признаков неисправности его узлов и деталей, % — 0,00; Сдоп — дополнительное увеличение (снижение) рыночной стоимости транспортного средства в зависимости от его комплектности, наличии аварийных повреждений либо обновленных деталей, грн. — +0,00, ?Сдоп = Св1 + Св2 (Свр+ВТВ), где Cв1 — увеличение цены транспортного средства при обновлении его деталей, грн. — 0,00: Св2 — увеличение цены транспортного средства за счет его дополнительного оборудования, грн. 0,00. Свр — стоимость восстановительного ремонта, грн. — 0,00; ВТВ — утрата товарной стоимости (УТС), грн.— 0,00. Средняя рыночная стоимость (Сср) предоставленного на исследование автомобиля определяется по формуле: Сср = Цн[Цсп] * Кпр * Г/100 * (1 ± Гк/100) + Мзб.у, где Цн — цена нового транспортного средства в Украине либо в ведущих странах в соответствии со справочной литературой; [Цсп] — цена транспортного средства, которое было в эксплуатации в соответствии с годом ею выпуска, пробегом и комплектностью (по данным справочной литературы); Кпр — коэффициент приведения цены по моделям и модификациям транспортных средств, снятых с производства — 1,00; Г— процентный показатель средней рыночной стоимости транспортного средства (по данным таблиц, приложенным к методике и дополнительной литературе); Гк — процент коррег ирования средней рыночной цены транспортного средства по пробегу (принимается по данным таблиц приложений к Методике и дополнительной литературе); Мзб.у — стоимостный эквивалент суммы растаможивания, который принимается согласно действующему законодательству, грн. — 0,00. Цена нового автомобиля ВАЗ-2107 составляет 5196,23 долл., что по курсу НБУ на день оценки (100,00 долл. = 530,00 грн.) равняется 27540,00 грн. (основание: Сборник цен «Украинская автомобильная корпорация» 4(2003). Нормативный (среднеостаточный) пробег для транспортного средства данного класса со сроком эксплуатации три года составляет 42 тыс. км (по данным таблиц Бюллетеня автотова-роведа). Фактический пробег — 25,9 тыс. км. Разница нормативного (среднеостаточного) и фактического пробегов составляет 16,1 тыс. км (42 : 25,9). Если срок эксплуатации составляет три года и недопробег — 16,1 тыс. км, то Г = 70 % и Гк = +6,83 % (по данным таблиц Методики и Бюллетеня автотовароведа). Если подставить значение Цн, Кпр, Г, Гк, Мзб.у в формулу, то получим: Сср = 27540,00 * 1,00 * 70,00/100 * (1 + 6,83/100) + 0,00 = =20594,69 грн. Если подставить значение Сс , К, Дс и Сдоп в первую формулу, то получим: С = 20594,69* 1,00 *(1 + 0,00/100) + 0,00 = 20594,64 грн. Таким образом, рыночная стоимость исследуемого автомобиля будет составлять 20594,69 грн., или 3885,79 долларов США. Исследование по п. 2С целью определения номенклатуры и объема работ на восстановительный ремонт исследовался все тот же автомобиль. Во время осмотра транспортного средства установлено, что повреждения сгруппированы на передней его части (это видно из фотографии и акта осмотра технического средства в момент дорожно-транспортного происшествия). Предоставленный для исследования автомобиль имеет повреждения, для устранения которых необходим восстановительный ремонт в объеме, приведенном в калькуляции. Калькуляция на ремонт составлялась на основании дефектной ведомости автомобиля. Согласно этой калькуляции стоимость восстановительных работсучетом замены запасных частей составила 485 грн. 58 коп., стоимость работ — 1013 грн. 45 коп., стоимость лакокрасочных материалов и покраски — 781 грн. 20 коп. Итого: затраты на ремонт без НДС составили 2280 грн. 23 коп., а с НДС — 2736 грн. 28 коп. Исследование но п.3Коэффициент физического износа (Ез) рассчитывается по формуле Ез= 1 — С/Цн, где С — действительная рыночная стоимость автомобиля; Цн — цена нового автомобиля в Украине либо в ведущих странах-экспортерах (по информации справочной литературы). Ез = 1 — 20594,69/27540,00 = 0,25 %. Исследование по п. 4Стоимость восстановительного ремонта (Свр) определяется по формуле Свр = Ср + См + Сд, где Ср — стоимость ремонтных работ, т. е. 1013,45 + 504,00 — = 1517,45 грн.; См — стоимость необходимых для ремонта материалов — 277,20 грн.; Сд — стоимость деталей, подлежащих замене, — 485,58 грн. Значения Ср, См, Сд взяты из калькуляции. Стоимость восстановительного ремонта без учета эксплуатационного износа с НДС (налог на добавленную стоимость) составляет 3378,68 грн., в том числе: Ср =1517,45* 1,2= 1820,94 грн.; Сд = 485,58* 1,2 = 582,69 грн.; См = 277,20 * 1,2 = 332,64 грн.. Исследование по п. 5Имущественный вред (У) вследствие повреждения автомобиля определяется по формуле У = Ср + См + Сд * (1 — Ез); У = 1820,94 + 332,64 + 582,69 (1 — 0,25) = 2590,59грн. Таким образом, материальный ущерб, подлежащий взысканию, составляет 2590,59 грн. В стоимость возмещения материального ущерба, как мы видим, не вошли расходы владельца дорожно-транспортного средства (ДТС), связанные с транспортировкой, хранением ДТС, оплатой экспертных исследований, почтовые расходы, связанные с вывозом сторон для технического осмотра ДТС, другие организационные расходы. Однако это не свидетельствует о том, что эти расходы не будут взысканы судом. Исходя из принципа полного возмещения вреда, причиненного источником повышенной опасности, при предъявлении таких требований потерпевшей стороной суддолжен обсудить вопрос о правомерности и обоснованности таких требований и разрешить спор по существу. Согласно п. 1.3 Методики товароведческой экспертизы и оценки дорожных транспортных средств ее требования являются обязательными при проведении товароведческих исследований судебными экспертами научно-исследовательских институтов судебных экспертиз Министерства юстиции Украины, экспертами научно-исследовательских экспертно-криминалистических центров Министерства внутренних дел Украины, субъектами хозяйствования, в компетенцию которых входит проведение судебных автотехнических экспертиз, а также всеми субъектами оценочной деятельности во время оценки ДТС в случаях, предусмотренных законодательством Украины или соглашениями субъектов гражданско-правовых отношений. Поэтому судам необходимо в каждом конкретном случае проверять, применялась ли данная Методика при проведении товароведческих исследований экспертными учреждениями. В том случае, если эксперт ею не пользовался — экспертиза ничтожна. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|