|
||||
|
Глава 7 Терроризм Современную международную обстановку, несмотря на позитивные изменения последнего десятилетия, трудно назвать стабильной. И одной из причин этого является размах терроризма, приобретающего сегодня поистине всемирный характер, что побуждает представителей ведущих стран мира регулярно собираться, в том числе и на высшем уровне, для обсуждения этой проблемы и создания международного механизма антитеррора. В ходе этих встреч были достигнуты договоренности о совместных усилиях по пресечению финансовых и иных форм поддержки терроризма в любых его проявлениях. Однако при всей их важности и позитивности кардинальное решение проблемы не было достигнуто, так как представители западных стран, охотно поддерживая инициативы по совместной борьбе с международным терроризмом, на практике фактически поощряли исламский фундаментализм в Афганистане, Югославии и России, порождаемый их собственной политикой. Ко всему прочему специалисты по борьбе с терроризмом отмечают, что, несмотря на все усилия, мировое сообщество борется с терроризмом вчерашнего дня. Сегодня на смену «классическому терроризму» приходят новые, еще более опасные и менее уязвимые его формы. Это со всей очевидностью показал беспрецедентный по своей жестокости, изощренности и цинизму террористический акт, совершенный в США 11 сентября 2001 г. Существенные изменения в формах терроризма требуют новых подходов к борьбе с ним. Россия на рубеже XX–XXI вв. столкнулась с вопиющими фактами проявления международного терроризма как на собственной территории, так и в ближнем зарубежье. Как и все мировое сообщество, наша страна оказалась неготовой к новым реалиям. Давно уже назрела необходимость создания государственной системы борьбы с терроризмом, выработки политики противодействия ему. Первым шагом на этом пути стала разработка Федерального закона «0 борьбе с терроризмом», принятого в июле 1998 г. В данной главе рассматриваются истоки, характерные черты и особенности современного терроризма, факторы, обусловливающие его распространение в России, а также основные правила поведения при контакте с террористами и в ходе операций по их обезвреживанию. 7.1. Современный терроризм: истоки и характерные черты В общественном сознании сложилось достаточно устойчивое мнение, что терроризм так же стар, как мир. Однако это не вполне соответствует действительности, поскольку стар не терроризм, а насилие, вызывающее у людей тревогу, страх и состояние беспомощности. Применение насилия или готовность к этому есть не что иное, как экстремизм, который существует сегодня в самых разнообразных формах – от экстремизма ультраправых группировок неофашистского толка до левацкого, псевдокоммунистического. Крайним проявлением насилия, когда на карту ставится жизнь человека, является терроризм. Однако и терроризм – отнюдь не новое явление общественной жизни. История человечества изобилует самыми разными формами его проявления: массовый, индивидуальный, анархический, государственный и т. д. Более того, терроризм нередко принимал романтический облик: он оправдывался необходимостью борьбы с тиранией, национальным гнетом, ниспровержения несправедливого строя. Существовал терроризм, истоки которого коренились в национальных традициях, повседневном образе жизни некоторых общностей (мафия на Сицилии, воинственные чеченские тейпы, курдские и арабские общины и др.). Терроризм в его современном виде возник немногим более 30 лет назад, причем сразу во многих точках мира. В 1960-е годы после разгрома партизанского движения в ряде стран Латинской Америки его участники, не смирившиеся с этим, избрали тактику проведения террористических акций против существующих режимов в городах, получившую название «городская герилья». В этом же направлении эволюционировало и палестинское движение сопротивления. От нападений на регулярные части израильской армии в конце 1960-х годов оно перешло к различным акциям террористического характера (угонам и взрывам самолетов, захватам заложников, диверсиям в местах скопления людей и пр.). Это способствовало возникновению в этом регионе и других экстремистских групп, которые вплоть до 1980-х годов составляли, по некоторым оценкам, от 80 до 90 % всех террористических группировок в мире.[23] Таким образом, партизанская война в указанных регионах переросла в так называемый конфликт малой интенсивности, т. е. в тотальную диверсионную войну, в которой фактически все население и все объекты территории рассматривались как возможные боевые цели. В это же время волна терроризма захлестнула западноевропейские страны. В конце 1970-х – начале 1980-х годов активизировали террористическую деятельность Ирландская республиканская армия (ИРА), многочисленные леворадикальные группировки типа «Фракции красной армии» и «красных бригад» в Италии, баскской сепаратистской группировки (ЭТА) в Испании и др. Следует отметить, что всплеск терроризма в этих странах вызвал крах широко распространенных представлений об их иммунитете к подобному опасному явлению и явно шоковое состояние у политологов. Это было обусловлено господствующим в конце 1950-х годов на Западе мнением, что терроризм как таковой, а тем более как способ политической борьбы, применяемый сознательно и систематически, характерен только для слаборазвитых стран. Считалось, что в «цивилизованных странах», находящихся на более высокой ступени исторического развития, он не способен стать сколько-нибудь значительным явлением общественной жизни. Что же касается акций неофашистов, имевших место в тот период, то они трактовались лишь как пережитки еще не до конца преодоленного недавнего прошлого Европы. Безусловно, с этих позиций невозможно было вразумительно объяснить волну терроризма в развитых странах. Теоретический фундамент для исследований по проблемам терроризма фактически отсутствует. В США, по словам директора Агентства национальной безопасности Б. Инмана, до 1980 г. даже не предпринимались какие-либо меры для сбора информации по фактам терроризма. И лишь в 1981 г. ставший президентом Р. Рейган поручил департаменту и силовым ведомствам объединить политические, разведывательные и контрразведывательные ресурсы для борьбы с повстанческим движением и терроризмом. В результате сегодня в США проблемами терроризма занимается широкая сеть государственных и общественных организаций (спецслужбы, военное ведомство, научно-исследовательские институты и пр.). Стали проводиться многочисленные конференции, симпозиумы, семинары, издаваться журнал «Терроризм». Появилась даже специальная политическая дисциплина «Террология».[24] Необходимо отметить также то, что терроризм в 1960-е годы носил ярко выраженный идеологический характер и имел антикоммунистическую или, напротив, прокоммунистическую направленность. Поставки оружия, обучение, предоставление убежища и денег политическим группировкам, не игнорировавшим терроризм как средство достижения своих целей, рассматривались обеими сторонами в свете идейного противоборства социалистической и капиталистической мировых систем. Несмотря на то что терроризмом не брезговали ни противники, ни сторонники социализма, многие западные политологи рассматривали его как средство борьбы «левых сил». Однако окончание «холодной войны», завершившейся уничтожением мировой системы социализма и развалом СССР, не привело к исчезновению терроризма из общественно-политической практики. Более того, произошла его мутация. «Государственный», управляемый из конкретных мировых идейно-политических центров терроризм превратился в «стихийный», практически неуправляемый. Бывшие социалистические страны полностью отказались от поддержки террора. Государства Ближнего Востока, включенные США в черный список пособников террористов, также потеряли возможность помогать экстремистским группировкам в прежнем объеме. В итоге терроризм утратил свою управляемость и, как следствие, предсказуемость. Большинство экстремистских организаций оказались предоставленными сами себе. А это значит, что использовавшиеся ранее рычаги влияния на них через поддерживающие их страны уже не работают. Прежде звонок из Дамаска или Триполи мог не только начать, но и остановить теракты. Так, во время «войны в Заливе» «окрик» ливийского лидера Каддафи вынудил известного террориста Абу-Нидаля воздержаться от действий против сил коалиции.[25] Потеря контроля над террористическими группировками различной идейно-политической направленности привела не только к утрате управляемости ими – возникли и другие негативные проблемы. Из-за отсутствия четких идейных ориентиров в них резко падает дисциплина, они постоянно распадаются и снова создаются, часто сменяется руководство и тактика действий. Утрата постоянных источников финансирования вынуждает террористов переходить на «самофинансирование»; его основными формами являются торговля наркотиками, оружием, а нередко и прямой бандитизм (ограбление банков, захват людей для выкупа, рэкет, шантаж и т. д.). В результате вчерашние «борцы за идею» оказываются в зависимости от международного преступного бизнеса, мощь и богатство которого достигают сегодня фантастических масштабов. Так, Р. Гобсон из Информационного центра национальной стратегии, расположенного в Вашингтоне, оценивает годовой доход организованной преступности в мире в 1 трлн долларов, что почти равняется федеральному бюджету США.[26] Вовлечение в оборот огромной массы «грязных» денежных средств создает для организованной преступности и ее важнейшей составной части – террористических группировок – поистине безграничные возможности. Именно таким путем «самофинансировались» группировки чеченских полевых командиров. Фактический отказ ведущих мировых держав от «идейного контроля» за террористическими группировками, а также развал СССР привели к тому, что на аренах локальных конфликтов в странах третьего мира и некоторых бывших советских республиках возникли целые «зоны свободного террора», находящиеся под прямым контролем неразрывно связанных с криминальным бизнесом лидеров освободительных движений. В качестве примеров можно назвать Афганистан, где до прихода талибов на местах управляли полевые командиры и клановые лидеры, Сомали, где пышным цветом расцвело морское пиратство, некоторые районы Таджикистана, а также Чечню. Более того, 1990-е годы, наряду с крушением государственного «идеологического», «управляемого» терроризма, ознаменовались невиданным до этого ростом террористических групп, руководствующихся в своей деятельности этническими и религиозными мотивами, действия которых отличаются изощренной жестокостью. К ним можно отнести алжирский Исламский фронт спасения, а также секту «Аум Синрике». Мировое сообщество отрицает любые проявления терроризма, в том числе и как средство достижения социально-политических целей. Однако реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о том, что терроризм продолжает оставаться в арсенале методов борьбы ряда экстремистских группировок. Учитывая размах и опасность этого явления, ООН провозгласила борьбу с ним одной из приоритетных задач международной политики. Для того чтобы определить адекватные средства, формы и методы борьбы с терроризмом, весьма важно выяснить его сущность. Многие исследователи проблем терроризма сходятся в том, что это политически мотивированное применение или угроза применения крайних форм насилия. Эксперты-террологи выделяют сегодня следующие направления современного терроризма: • социальный, преследующий цель изменения экономического или политического строя собственной страны; • националистический, представленный организациями этносепаратистского толка, а также группировками, ставящими своей целью борьбу против экономического или политического господства иностранных государств и монополий; • религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии или секты в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попытками низвергнуть светскую власть и утвердить теократический режим, либо с тем и другим одновременно. Однако, как правило, эти разновидности терроризма редко встречаются в чистом виде. Это характерно, пожалуй, лишь для организаций, практикующих социальный терроризм, который нередко бывает окрашен в националистические или религиозные тона. Националистический терроризм во многих случаях переплетается с религиозным, но при этом часто заимствует идеи, лозунги и аргументацию у терроризма социального. В свою очередь, терроризм религиозной направленности порой нелегко отделить от националистического, кроме того, он многое заимствует из идейного арсенала социального терроризма.[27] Помимо указанной трактовки терроризма существует и другая точка зрения. Суть ее заключается в том, что под терроризмом понимается любое, а не только политически мотивированное преступление, связанное с насилием или угрозой его применения. Однако любая террористическая акция несет в себе политический заряд, так как насилие в форме терроризма выступает инструментом сохранения либо, наоборот, изменения проводимой в стране политики. Поэтому терроризм следует рассматривать как социально-политическое явление, представляющее явную угрозу жизненно важным интересам личности, общества и государства. 10 марта 2006 г. в России вступил в силу Федеральный закон «0 противодействии терроризму», в котором устанавливаются основные принципы, правовые и организационные основы профилактики и борьбы с ним, в том числе с помощью Вооруженных сил РФ. В законе терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанная с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. В документе обозначено, что под террористической деятельностью понимаются, в частности, организация, планирование, подготовка, финансирование и реализация теракта, подстрекательство к нему, создание с этой целью незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества, организованной группы, участие в такой структуре, а также информационное и иное пособничество в планировании, подготовке или реализации теракта и пропаганда идей терроризма. Законом запрещается создание и деятельность организаций, цели и действия которых направлены на пропаганду, оправдание и поддержку терроризма. Даются определения таких понятий, как «террористический акт», «противодействие терроризму», «контртеррористическая операция», раскрываются принципы противодействия терроризму, в частности, единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций, недопустимость политических уступок терроризму, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности. В этом документе подчеркивается, что для борьбы с терроризмом могут привлекаться Вооруженные силы РФ – для пресечения полетов воздушных судов, используемых для совершения террористического акта либо захваченных террористами, терактов во внутренних водах РФ, а также международной террористической деятельности за пределами РФ. Практика борьбы с терроризмом свидетельствует, что любые его формы приобретают в современных условиях политическое звучание. Это обусловлено целым рядом факторов: • во-первых, он подрывает систему государственной власти, снижая эффективность управления обществом; • во-вторых, ослабляя государственные и общественные структуры, терроризм криминализирует общество и тем самым усиливает влияние экстремистских, антиконституционных сил, рвущихся к власти; • в-третьих, он оказывает негативное морально-психологическое воздействие на население, вызывая хаос, беспорядки, ожесточенность людей, что в конечном счете используется определенными силами в политических целях; • в-четвертых, выходя за пределы государственных границ, терроризм приобретает международный характер, представляя серьезную опасность для всего мира. Субъектами терроризма могут выступать политические организации, спонтанно возникающие группировки экстремистской направленности, отдельные лица, отрицающие легальную оппозиционную деятельность и делающие ставку на вооруженное насилие, а также криминальные структуры и лица, борющиеся за раздел и передел сфер своего влияния. Исследования деятельности различных террористических группировок, которых в настоящее время в мире насчитывается около 500, показывают, что террористы прибегают к самым разнообразным видам насилия над личностью: физическому, имущественному и морально-психологическому. И хотя при анализе террористической деятельности подобных группировок порой трудно провести четкие границы применяемого насилия, тем не менее в каждой из акций террора доминирует тот или иной вид насилия. Таким образом, терроризм – это общественно-политическое явление, представляющее собой совокупность преступлений, совершаемых с применением насилия или его угрозы специально организованными экстремистскими организациями, группами или отдельными лицами в интересах определенных социально-политических сил или криминальных группировок с целью дестабилизации общества, устрашения населения и органов власти, принуждения их к определенным действиям или отказу от них, раздела сфер политического или экономического влияния, а также устранения неугодного политического режима и захвата власти. Характер и тактика современного терроризма за последнее время неоднократно и существенно изменялись. Причем террористические приемы и методы развиваются гораздо быстрее, чем контрмеры. Так, с 1960-х годов, когда в мире широкое распространение получили акции по захвату воздушного транспорта, международное сообщество потратило миллиарды долларов на укрепление системы безопасности аэропортов и самолетов, что позволило в какой-то степени повысить антитеррористическую безопасность полетов. В 1970-е годы количество подобных акций резко снизилось. Однако террористы сменили тактику и стали использовать такие методы, как взрывы в местах массового скопления людей (в кинотеатрах, на вокзалах, в общественном транспорте и пр.), похищения и убийства, жертвами которых становятся совершенно случайные люди. А в теракте 11 сентября 2001 г. в США вновь применялся захват пассажирских самолетов, но уже как средство уничтожения важных наземных объектов. Бессмысленная по общечеловеческим понятиям жестокость террористов гарантирует широкую рекламу в средствах массовой информации их целей и выдвигаемых ими требований. Новые объекты терроризма продемонстрировали миру бандитские акции чеченских вооруженных формирований в Буденновске, Кизляре, Беслане. Таковыми становятся больницы, родильные дома, школы, детские сады и пр. Обеспечить все эти объекты техническими средствами безопасности и надежной охраной у государства попросту не хватит средств, поэтому нужно искать дополнительные возможности. На характер и тактику современного терроризма огромное влияние оказывает научно-технический прогресс. Уже появились и предвестники терроризма нового поколения. Трагедии Бхопала и Чернобыля со всей очевидностью продемонстрировали всему миру необычайную уязвимость нынешней техноструктуры. Террористические акции могут вызвать антропогенные катастрофы, сравнимые по масштабам разрушений и жертв с результатами боевого применения оружия массового поражения. Ведь удары по объектам техносферы или угрозы их осуществления не выходят за рамки традиционного понимания терроризма, отличаясь от уже привычных взрывов самолетов, поездов или трубопроводов лишь размерами ущерба. В странах Запада эта проблема была осознана еще в 1970-х годах. На сегодняшний день там создана достаточно эффективная система защиты ядерных, химических и других опасных объектов и материалов, накоплен определенный опыт борьбы с терроризмом в этой сфере. С 1991 по 1994 г. только германская полиция пресекла около 350 попыток контрабанды ядерных материалов. Благодаря многомесячным усилиям спецслужб США удалось найти суперагента неизвестной разведки, который с помощью компьютерных сетей проник в банк данных Южнокорейского института ядерных исследований и других секретных организаций.[28] Переход к качественно новым технологиям терроризма может ознаменоваться широким использованием в будущем таких объектов, как спутники Земли (разведывательные, связи, аппараты дистанционного зондирования), компьютерные специализированные системы (управленческие, исследовательские, архивные, банковские, биржевые и пр.), электронные СМИ (глобальные сети информационных агентств, компьютеризованные радиотелевизионные центры, издательские комплексы и т. д.). Вероятность проведения терактов на этих объектах обусловлена приоритетной важностью электронных средств связи и СМИ в разрешении внутригосударственных и международных конфликтов. Одним из примеров того, как субъект политического противостояния, не обладающий контролем над СМИ, стремится лишить своего противника этого преимущества, является уничтожение чеченскими террористами вполне «традиционными» средствами ретрансляторов и трансформаторных подстанций в Грозном в ходе недавней войны. Однако более серьезную опасность представляет возможность применения террористами средств радиоэлектронного подавления (РЭП), источниками которых могут быть промышленные и исследовательские СВЧ-установ-ки и приборы, а также военная техника. Обнаружить такую аппаратуру столь же трудно, как и взрывное устройство, а ее использование террористами в боевых условиях не позволяет оперативно организовать их преследование и провести анализ какой-либо информации, так как все электронные средства связи, охраны, контроля выходят из строя вместе с компьютерами и базой данных. Террористические удары средствами РЭП выводят из строя спутниковую связь, государственные, военные, частные и иные управленческие структуры, электронные СМИ. Так, удар СВЧ-излучения по крупному банку способен вызвать кризис всей финансовой системы развитых стран, поскольку общество потеряет доверие к современным технологиям денежного рынка. Непосредственным результатом такой атаки станет разорение мелких и средних фирм, зависящих от скорости оборота капитала, затем обрушатся страховые компании. В итоге последует массовый отказ от кредитных карточек, которые легко уничтожить СВЧ-излучением, возникнет ажиотажный спрос на наличные и произойдет резкое повышение цен на драгоценные металлы.[29] Продуманная кампания, сопровождающая подобный теракт, способна вызвать системный кризис всего цивилизованного мира, разрушить базовые ценностные установки, определяющие направление развития личности и общества на современном этапе. Перейти к новым технологиям в принципе способна ныне любая из существующих террористических группировок как социально-политической, так и этнической, религиозной или криминально-мафиозной ориентации, поскольку до сих пор еще существует достаточно серьезная организационная и материальная поддержка терроризма. Более того, эти технологии привлекательны для них, так как лишают международное сообщество важного пропагандистского фактора – апелляции к общественному мнению через средства массовой информации. Таким образом, традиционный терроризм при всей его опасности не угрожал основам общества, тогда как современный, основанный на применении новых технологий, может вызвать системный мировой кризис, и прежде всего в странах с развитой информационной инфраструктурой. Чтобы победить современный терроризм, мало бороться с его непосредственными проявлениями – нужно нейтрализовать факторы, которые способствуют его возникновению и развитию. В связи с этим необходимо отметить, что терроризм может достигать своих целей, только опираясь на поддержку определенных сил на международной арене и общественного мнения внутри страны. К сожалению, и сегодня некоторые государства пытаются с его помощью решить свои внутренние и внешнеполитические проблемы, хотя возможности такой поддержки резко сократились, да и в целом, как уже отмечалось, мировым сообществом терроризм отвергается. Приведем некоторые факты, свидетельствующие об отношении к терроризму общественного мнения той или иной страны и о том, какие это имело последствия. Массовые акции протеста в Испании против терроризма баскских сепаратистов вынудили их резко снизить активность; единодушное молчание средств массовой информации о «деяниях» террористов из «Баадер-Майнхофф» за четыре года их тюремного заключения привело к самоубийству почти всех членов этой организации.[30] В то же время подача в СМИ террористов как «героев», борцов за свободу и независимость дорого обошлась многим странам: почувствовав внимание и даже поддержку, эти «герои» перешли к массовым террористическим акциям. Создание в обществе атмосферы нетерпимости к терроризму, пожалуй, одна из актуальнейших проблем, которую предстоит решить государственным органам, ведущим борьбу с этим явлением. Немаловажен и такой вопрос, как отношение к требованиям террористов органов власти, правоохранительных органов, спецслужб: уступать им во имя спасения людей или проявлять бескомпромиссность и жесткость? Мировая практика свидетельствует, что никаких уступок в переговорах с террористами быть не может. Специалисты по борьбе с терроризмом считают, что бескомпромиссно жесткое отношение к ним предотвращает теракты и спасает от них потенциальных заложников.[31] Любые уступки, напротив, провоцируют новые акции. В связи с этим хотелось бы отметить, что не случайно представители антитеррористических структур на встрече, состоявшейся в конце 1995 г. в Оттаве, осудили события в Буденновске как акт международного терроризма. Еще раз была подтверждена необходимость неукоснительной приверженности принципу не рассматривать никакие, даже самые справедливые требования террористов. Кроме того, было выражено общее мнение, что в переговорах с ними не должны участвовать государственные чиновники высокого ранга, имеющие право принимать серьезные политические решения, чтобы затруднить достижение террористами главного результата – придания акции максимального общественно-политического резонанса. В Концепции национальной безопасности констатируется: «Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации». Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что терроризм остается актуальной проблемой современности, требующей серьезного внимания. Чтобы эффективно бороться с международным терроризмом, необходимо знать его истоки, причины возникновения и возможные последствия. 7.2. Особенности терроризма в России В России терроризм как явление общественно-политической жизни возник в конце 1980-х годов. С распадом СССР он стал реальностью в различных регионах страны, особенно на Кавказе, в Средней Азии и др. Причины, порождающие терроризм, многообразны и кроются в различных сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и др. Во-первых, это глубочайшие противоречия в экономической сфере и растущая социальная дифференциация общества, обусловленные переходом крынку. Во-вторых, серьезным фактором является политическая разобщенность общества, ожесточенная борьба за государственную власть, к которой помимо политических сил все настойчивее подключаются как сформировавшаяся за последние годы криминализированная финансовая олигархия, так и обыкновенные уголовники с их своеобразной моралью и специфическими приемами и методами борьбы. В-третьих, появление терроризма обусловлено невиданным ростом организованной преступности, нарастанием тенденции к разрешению общественных противоречий и конфликтов силовыми методами. Это связано прежде всего с тем, что сегодня фактически созданы криминальные силовые структуры, порой более подготовленные и лучше технически оснащенные, чем государственные. В-четвертых, распространению терроризма во многом способствует низкая эффективность работы государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения. И в-пятых, возникновению терроризма благоприятствует упадок общественной нравственности, ведущий к снижению эффективности функционирования защитных механизмов в сфере морали. Как уже отмечалось, эффективная борьба с терроризмом предполагает не только меры, направленные против него, но также искоренение или нейтрализацию факторов, прямо и непосредственно способствующих его возникновению и развитию. Аналитики отечественных спецслужб считают, что сегодня терроризм в России развивается по самой опасной, стихийной схеме, которая уже в ближайшее время может привести к весьма серьезным последствиям. Специалисты ФСБ условно подразделяют внутренние факторы, способствующие возникновению и развитию в стране терроризма в нынешних условиях, на постоянные, нестабильные и динамичные.[32] Постоянные факторы связаны с наличием на территории России целей, привлекательных для терроризма. К ним относятся: 1. Структура населения. В городах проживают 75 % населения страны, в крупных – до 30 %. Именно они становятся основными районами базирования террористических группировок. 2. Транспортная структура. Сообщение между различными регионами страны весьма затруднено, поэтому транспортная система – привлекательный объект терроризма, хотя именно это и создает для него дополнительные препятствия, поскольку активность террористических группировок локализуется в зонах транспортной доступности. 3. Инфраструктура. В настоящее время даже незначительные сбои в функционировании инфраструктуры городов способны привести к ее саморазрушению, что может вызвать серьезные социальные последствия. Поэтому наиболее уязвимыми целями террористических группировок могут стать общественный транспорт, системы тепло– и энергоснабжения. 4. Экспортные коммуникации. Поскольку основная доходная статья российского экспорта – продажа энергоносителей, приоритетными целями террористических акций могут стать нефте– и газопроводы, а также портовые сооружения и подъездные пути в портах, через которые осуществляются экспортно-импортные операции. 5. Опасные производства. На территории Российской Федерации размещено много предприятий, аварии на которых чреваты экологическими и социальными катастрофами. Большинство подобных объектов расположено в городах или в вблизи них и, следовательно, в пределах возможных зон оперативной активности террористических группировок. К нестабильным факторам относятся: 1. Общее снижение реального уровня населения в сочетании сусилением социальной дифференциации общества. В этой связи повышение активности террористических группировок можно ожидать в первую очередь в регионах с наибольшей дифференциацией доходов населения. 2. Кризисное положение отдельных социальных и профессиональных групп населения, которые ранее имели определенный статус в обществе (интеллигенция, научно-технические кадры военно-промышленного комплекса, военнослужащие и др.). Потеря прежнего положения, а порой и работы по специальности способны превратить их в фактор социальной нестабильности или объект рекрутирования членами террористических группировок. 3. Рост безработицы. При отсутствии развитой системы социальной поддержки, а также значительных денежных накоплений у населения можно прогнозировать ощутимый рост социальной напряженности. Неизбежно возникнут стагнирующие регионы, население которых будет вынуждено мигрировать, что в условиях неразвитости рынка жилья обострит многие проблемы. Регионы с высоким уровнем безработицы могут стать источниками рекрутирования и основными зонами базирования и действий террористических группировок. 4. Военная подготовка населения. Большинство мужчин в Российской Федерации обладает навыками обращения со стрелковым оружием армейского образца. Среди них достаточно велика доля лиц, имеющих опыт участия в боевых действиях по подавлению партизанского движения в Афганистане, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Чечне и т. д., который легко трансформируется в поведенческие схемы партизанской войны, включающие и акты диверсий, мало чем отличающиеся от элементарного терроризма. К тому же немалая часть российского населения умеет обращаться со взрывчатыми, зажигательными и отравляющими веществами, высокотехнологичными средствами связи и наблюдения. В результате неоднократного перетряхивания спецслужб многие их бывшие сотрудники оказались без работы и стабильного заработка, в силу чего определенная их часть попала в криминальную среду. Вследствие этого значительные по численности преступные группы имеют в своем составе опытных профессионалов по ведению разведки и контрразведки. В результате беспрецедентного развала Российской армии, пик которого пришелся на 1990-е годы, потенциальные террористы вооружились современной военной техникой и снаряжением. Динамичные факторы, способствующие терроризму, включают в себя: 1. Наличие доступного оружия, а также материальных и финансовых средств в зонах потенциальных действий террористических группировок. По самым «скромным» оценкам за первую половину 1990-х годов в результате ослабления контроля за хранением и торговлей оружием у населения оказалось более 3 млн стволов только зарегистрированного оружия и в несколько раз больше незарегистрированного. Фактически отсутствуют законодательные акты, регулирующие ввоз в страну «специальных технических средств»: подслушивающих устройств, пеленгаторов, широкополосных радиостанций и другой техники, предназначенной для скрытого получения информации. Криминальные структуры через подставных лиц покупают эту технику без всяких ограничений и вполне могут ее использовать в террористических целях. Что касается доступности материальных и финансовых средств, то достаточно привести хотя бы такие факты: по данным МВД, в середине 1990-х годов криминальные структуры контролировали более 50 % всех российских хозяйственных субъектов. И еще один не менее примечательный факт – только за шесть месяцев 1992 г. по фальшивым авизо в Чечню было переправлено более 30 млрд рублей.[33] 2. Политические настроения больших групп населения. В демократических обществах, как правило, используются легитимные формы противостояния политике правительства. В России традиционно преобладали насильственные формы, приверженность к ним до сих пор сохраняется у значительной части населения. 3. Уровень и характер активности легальных оппозиционных организаций, в том числе экстремистского толка. В составе последних есть военизированные структуры, способные при определенных обстоятельствах стать основой террористических группировок. 4. Степень противодействия преступности со стороны органов правопорядка и спецслужб, которые, по мнению некоторых аналитиков, значительно отличаются от своих предшественников, поскольку их структурное расчленение, реорганизация и кадровая чистка, вызванные политическими и экономическими реформами в стране, привели к оттоку большого числа опытных специалистов.[34] Помимо указанных факторов внутреннего происхождения специалисты, изучающие проблемы терроризма, выделяют и внешние факторы, влияющие на распространение терроризма в России, в том числе:[35] • рост терроризма в странах ближнего и дальнего зарубежья; • социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах, наличие вооруженных конфликтов в некоторых из них, а также территориальных претензий друг к другу; • наличие в ряде этих государств «черного рынка» оружия и боеприпасов; • отсутствие надежного пограничного контроля с новыми государствами, ранее входившими в состав СССР; • стратегические установки в отношении России некоторых иностранных спецслужб и зарубежных, в том числе и международных, террористических организаций и группировок. Анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественно-политических последствий этого явления, его влияния на стабильность общества. Политические последствия терроризма в России связаны с тем, что, подрывая систему государственной власти, расшатывая структуры управления, он резко ослабляет политическую стабильность общества, доверие населения к действующему политическому режиму, а значит, и к декларируемым им демократическим институтам, усиливает влияние радикальных, в том числе и экстремистских, антиконституционных оппозиционных политических сил. Кроме того, борьба с терроризмом отвлекает силы и средства от решения актуальных социально-экономических проблем, затрудняет процесс реформирования общества. Все это влечет за собой перерастание общественных противоречий в политические конфликты разной степени интенсивности, вплоть до вооруженного насилия. В результате обостряются отношения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, политическая обстановка в стране в целом. Терроризм с политической точки зрения представляет опасность и в связи с тем, что на территории нашей страны имеется множество военных объектов, на которых размещено оружие массового уничтожения. Террористические акции, связанные с захватом или уничтожением подобного оружия, могут привести к непредсказуемым не только внутриполитическим, но и внешнеполитическим последствиям. Перешагивая государственные границы, терроризм приобретает международный характер, создает реальную угрозу для всего мирового сообщества. Это чревато подрывом авторитета России как политически стабильного субъекта международных отношений. В социальной сфере последствия терроризма тоже весьма серьезны, поскольку обостряется и без того сложная социальная обстановка в российском обществе, характеризующаяся резкой имущественной дифференциацией населения и состоянием напряженности. В подобных условиях террористические акции, используемые экстремистскими группировками как средство внутриполитической борьбы, могут спровоцировать непредсказуемый социальный взрыв в самых различных его формах. Такой взрыв может приобрести и международный характер (как, например, в бывшей Югославии), поскольку под угрозой окажутся не только сугубо национальные интересы России, но и интересы стран ближнего и дальнего зарубежья. В экономической сфере последствия терроризма проявляются прежде всего в резком уменьшении внутренних и потере иностранных инвестиций: вкладывать крупные материальные средства в экономику далеко не благополучного с точки зрения безопасности государства весьма опасно. Кроме того, ухудшается развитие таких сфер, как транзитные перевозки и туризм. Немаловажное значение имеет и то, что на борьбу с терроризмом и ликвидацию причиненного им ущерба затрачиваются значительные бюджетные средства, столь необходимые сегодня для развития российской экономики, реформирования общества и социальной защиты населения. Серьезный ущерб терроризм наносит и нравственному здоровью общества. Он оказывает негативное морально-психологическое воздействие на людей, вызывая страх, острое чувство незащищенности, ожесточенность, недоверие к властям, хаос, беспорядки, стремление к самозащите даже незаконными средствами, тоску по «сильной руке», т. е., по сути, по диктатуре и государственному насилию. 7.3. Профилактика терроризма. Правила поведения при контакте с террористами Чтобы не стать жертвой террористического акта, необходимо знать и соблюдать правила профилактики терроризма.[36] В целях предотвращения взрывов жилых домов следует: • установить на чердаках и в подвалах прочные двери, навесить на них замки, укрепить подъездные двери, поставить домофоны, проверить все пустующие помещения в доме; • осмотреть и по возможности убрать машины, стоящие во дворе дома; • познакомиться с жильцами, снимающими квартиры в вашем доме, о подозрительных личностях сообщить участковому; • попросить жильцов дома (пенсионеров, гуляющую поздно молодежь) обращать внимание на незнакомых людей, обращаться к ним с вопросами: террористы не любят пристального внимания и есть шанс, что они откажутся от своих планов; • опасаться посылок и писем, где неправильно написана ваша фамилия, без обратного адреса или с обратным адресом, который вам неизвестен, посылок со смещенным центром тяжести, фруктовых посылок без вентиляционных отверстий, писем в необычно толстых (более 3 мм), тяжелых, при сгибе напоминающих резину конвертах, так как в них может находиться взрывное устройство; • обращать внимание на подозрительных людей во дворе и любые странные события, происходящие около дома. Если взрыв все-таки произошел и ваша квартира осталась цела, нужно немедленно отойти от окна, так как оконные плиты менее прочны, чем стеновые, к тому же сверху могут падать и залетать в квартиру опасные обломки. Тем, кто оказался под обломками рухнувшего дома и при этом остался практически невредим, следует ждать помощи. Специалисты считают, что шансов выжить в завалах взорванного дома больше, чем рухнувшего во время землетрясения, хотя бы потому, что сюда будут брошены все силы спасателей и вся техника, что во время землетрясения невозможно из-за масштабов разрушений. Для предотвращения взрывов на улице: • в периоды социальной напряженности, когда случаи терроризма учащаются, следует избегать посещений мест скопления людей – рынков, стадионов, вокзалов, зрелищных мероприятий и пр.; • не рекомендуется приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам, нужно незамедлительно сообщать о своих находках в милицию или ФСБ; • нельзя поднимать и пытаться открывать оставленные на улице, в метро, транспорте сумки, портфели, свертки и пр., следует останавливать людей, пытающихся проверить их содержимое, быстро отходить от них, если они все же это делают; • не поднимайте сами и научите детей не поднимать найденные на улице мелкие вещи – свистки, авторучки, портсигары, игрушки и пр., так как очень часто террористы прячут в них бомбы; • категорически нельзя самостоятельно разминировать взрывные устройства или переносить их в другое место. При явной угрозе взрыва необходимо занять наиболее безопасное место – спрятаться за стену, колонну и пр. Если взрыв все-таки произошел, следует по возможности избегать мест, где возможно образование заторов. И еще один момент. Специалисты считают, что самые безнадежные взрывы с точки зрения их предупреждения совершают террористы-камикадзе, но и их можно опознать. Главное здесь – поведение человека. Практика показывает, что человек не может быть невозмутимо спокойным, зная о своей близкой смерти. Он будет нервничать, суетиться, озираться или, напротив, выглядеть неестественно спокойным. Все это бросается в глаза. Почувствовав необычное в поведении человека, следует обратиться к милиционеру с целью установления его личности. Теперь о том, как следует вести себя в случае контактов с террористами и во время операции по их обезвреживанию. Чаще всего такая ситуация бывает при захвате офисов, самолетов, автобусов с людьми. При захвате террористами какого-либо объекта: • следует оставаться на своем месте, стараясь не привлекать к себе внимания, лучше чем-нибудь себя занять; • ни в коем случае нельзя вступать с террористами в пререкания, не следует задавать вопросов или смотреть им в глаза; • рекомендуется выполнять все их требования, не создавать конфликтных ситуаций; • при необходимости выйти в туалет, открыть сумочку и т. д. следует спросить разрешения; • высказывая просьбу освободить детей, женщин, пожилых людей, не будьте назойливыми и чрезмерно настойчивыми. В ходе проведения операции по обезвреживанию террористов целесообразно вести себя следующим образом: • с началом штурма группой захвата лечь на пол и оставаться в этом положении до конца операции, не мешая ее проведению; • в случае применения слезоточивого газа нельзя тереть глаза, дышать нужно через мокрый платок, быстро и часто моргать, вызывая слезы; • покидать объект следует только после соответствующей команды спасателей; • после освобождения нужно как можно быстрее покинуть помещение, поскольку может быть взрыв или пожар; • на улице следует выполнять команды членов группы захвата, нельзя бежать, чтобы не погибнуть в перестрелке. Безусловно, дать рекомендации, как вести себя во всех ситуациях, связанных с проявлениями терроризма, практически невозможно. Самое главное – не терять самообладания, не паниковать, действовать адекватно ситуации. Итак, можно сделать вывод, что всплеск терроризма в России в начале XXI в. обусловлен общественными противоречиями, связанными с процессом реформирования общества. Они оказывают негативное влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшими условиями эффективной борьбы с терроризмом, наряду с мерами правоохранительных органов и спецслужб, выступают выявление и искоренение факторов, способствующих его возникновению, а также умение граждан противостоять ему, правильно вести себя в условиях опасности. ВыводыСовременная международная обстановка не дает каких-либо утешительных прогнозов относительно того, что в новом тысячелетии мировое сообщество сумеет избежать насилия. Насилие и угрозы его применения по-прежнему останутся актуальными. В настоящее время терроризм в различных его формах стал, по существу, обыденным явлением даже в странах, которые ранее являлись образцами стабильности и гражданского согласия. По мнению западных экспертов, нынешние усилия международного сообщества не способны положить конец терроризму, а тем более устранить его причины. Борьба с ним осложняется, помимо прочего, глобализацией информационных, энергетических и финансовых систем. Поэтому она входит в число глобальных проблем, стоящих перед человечеством. Резкий всплеск терроризма, наблюдаемый в России, не является при всей своей неожиданности чем-то особенным. Его социально-политические корни и методы борьбы с ним следует искать, сообразуясь с общемировой практикой и историческим опытом нашего государства. Программа борьбы с терроризмом должна включать в себя систему правовых, административных и специальных мер. Вместе с тем необходимы усилия всего общества и каждого гражданина. Знание людьми особенностей этого опасного социального явления и способов борьбы с ним – важный фактор выживания в современном мире. Контрольные вопросы1. Что такое терроризм, каковы его корни? 2. Чем обусловлены особенности современного терроризма? 3. Раскройте основные трактовки сущности терроризма. 4. Чем объясняется политическая обусловленность современного терроризма? 5. Что способствует ослаблению терроризма? 6. Какое влияние на характер терроризма оказывает научно-технический прогресс? 7. Какие причины и факторы способствуют распространению терроризма в России? 8. Как терроризм влияет на общественную жизнь России? 9. Назовите основные правила профилактики терроризма в жилых домах. 10. Что нужно делать для предотвращения взрывов на улице? 11. Как вести себя при захвате террористами объекта? 12. Назовите основные правила поведения при проведении операции по обезвреживанию террористов. Рекомендуемая литератураО противодействии терроризму: Федеральный закон РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 11. Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Российская газета. 2000.18 янв. Белая книга российских спецслужб. М., 1995. Губанов В. М. Современный терроризм как фактор политической нестабильности и угроза безопасности России: Лекция. М., 1998. Жариков К. В. Терроризм и террористы: Исторический справочник/ Под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск, 1999. Ильичев А. А. Большая энциклопедия городского выживания. М., 2000. Кожушко Е. П. Современный терроризм: Анализ основных направлений / Под общ. ред. А. Е. Тараса. Минск, 2000. Международный терроризм – угроза национальной безопасности России («Круглый стол» в Комитете по безопасности Государственной думы РФ, 14 января 1999 г.) // Безопасность: Информ. сборник. 1999. № 9 – 10. Салимов К. Н. Современные проблемы терроризма. М., 1999. Современный терроризм: состояние и перспективы / Под ред. Е. И. Степанова. М., 2000. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|