|
||||
|
Глава 6 Экстремизм Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. Такая позиция приводит человека в протестные движения, группы и формирования, враждебные социуму и использующие для достижения своих целей асоциальные методы. Эти протестные организации почти всегда экстремистские. Появление экстремистов чаще всего обусловлено возникновением в обществе серьезных социальных проблем: несоблюдением законов (в том числе самими властями), коррупцией, случаями принятия несправедливых решений управленческими органами разного уровня и т. п. Создание крупных формирований экстремистов всегда связано с одобрением (нередко молчаливым) значительной частью населения целей движения, даже социально вредных. Существуют разные виды экстремизма, а потому и различные экстремистские организации. В данной главе рассматриваются разновидности экстремизма, тенденции его развития в современном обществе, а также характеризуются наиболее влиятельные молодежные экстремистские организации, существующие в том числе и в России. 6.1. Разновидности и тенденции развития В современном обществе экстремизм – весьма распространенное явление. Он проявляется как в индивидуальном поведении людей различных социальных слоев, так и в деятельности групп, группировок, движений и партий. Характерными чертами экстремизма являются абсолютизация идей, стремление к безотлагательному достижению намеченной цели любой ценой. Идейное кредо экстремизма – цель оправдывает средства. При этом человеческая жизнь утрачивает самоценность и становится средством к осуществлению идей. Экстремистские взгляды активно поддерживают, попадая под их влияние, только те, кто находится в кризисном состоянии, – психически неуравновешенные, доведенные жизненными условиями до отчаяния люди. Распространению подобных тенденций благоприятствует нетерпение обездоленных, маргинализированных слоев общества, желающих немедленного и качественного улучшения своей жизни. Их отличают неуравновешенное поведение, непонимание того, какие жертвы предстоит понести, безответственность и отсутствие политического опыта. Как правило, действия этих людей направляют представители партий и прослоек, которым экономически и политически выгодны социальные потрясения. В последнее десятилетие количество экстремистских организаций в мире многократно увеличилось, особенно в странах, охваченных социально-экономическими и идейно-политическими потрясениями. В конце XX и начале XXI столетия в число этих стран вошла и Россия. Закономерностью развития экстремистских организаций является то, что при спонтанном росте радикально настроенных людей и групп всегда находятся авантюристы, использующие их недовольство. Они выдвигают экстремистские идеи и концепции, разрабатывают и применяют на практике средства и методы их реализации. В теоретическом плане можно говорить о раздвоенности экстремизма. Наиболее точно ее определил И. М. Кривогуз[21] – это экстремизм цели и экстремизм средств достижения цели. Экстремизм цели выражается в абсолютизации, иногда в доведении до абсурда вполне серьезной цели какого-либо направления политической мысли. Так, например, абсолютизация приоритета индивидуальной свободы без общественных ограничений ведет к беспощадной эксплуатации теми, кто имеет капитал, всех остальных, как было в наиболее развитых странах до выработки баланса индивидуальных и общественных интересов. Капиталистический экстремизм – всевластие и произвол владельцев капиталов – глубоко деформирует развитие личности и общества, от него страдают сотни миллионов людей. Он остается самым распространенным видом экстремизма. Иная форма абсолютизации индивидуальных интересов – анархизм, в сущности, доводит до абсурда либеральную идею минимализации государства ради максимализации свободы индивидуума. Анархистские концепции нацелены на ликвидацию всякого государства. Это выдается за непременное условие максимальной индивидуальной свободы, а в действительности лишает общество необходимой для решения его проблем власти, что негативно сказывается и на развитии индивидуумов. Абсолютизация общественных интересов подавляет индивидуальности большинства и приводит к геноциду и жесточайшей эксплуатации населения властью, пренебрежению потребностями людей, ограничению их прав и свобод, глубокой деформации личности и общества, негативно сказывается на развитии производительных сил. Еще одна разновидность экстремизма цели – абсолютизация свободного развития этноса без учета его реальных возможностей и уважения других этносов – приводит к другой деформации – национализму. От него всего шаг до абсолютизации власти своего этноса – этнократии. Своеобразным ее выражением являются лозунги, подобные призывам Ж.-М. Ле Пена во Франции – «Франция для французов», с требованием выдворить инородцев или лишить их всех гражданских прав. Подобные призывы раздаются в Германии и ряде других высокоразвитых стран. Но особенно популярен этнократизм во вновь образовавшихся странах, где «инородцы» составляют значительную часть населения. Этнократические тенденции сильны в настоящее время в Латвии и Эстонии. Разновидностью экстремистской деформации национализма выступает шовинизм – пропаганда превосходства своего этноса и ненависть к остальным. Он до сих пор остается причиной большинства межэтнических конфликтов. Следующая разновидность экстремизма цели – религиозный фанатизм – абсолютизация превосходства одной религии над другими и стремление расширить ее влияние за счет остальных или привести современное общество, взгляды и поведение всего населения в полное соответствие с религиозным учением. Использование в таких целях политических средств распространено весьма широко в Азии и Африке. Оно является причиной серьезных конфликтов. Многие лидеры исламского фундаментализма стремятся не только к установлению «исламского порядка» в мусульманских странах, но и к расширению сферы преобладания ислама, вытеснению других конфессий и распространению «исламского порядка» на весь мир. Для оправдания этих целей и любых средств их достижения, включая газават – священную войну против неверных, они используют исламское учение М. Абдаль-Ваххаба (XVIII в.) – ваххабизм. Очевиден экстремизм мусульманских религиозно-политических течений, стремящихся любыми средствами уничтожить Израиль. В Индии активен индуистский экстремизм, особенно сикхизм, обосновывающий необходимость террора и вооруженных выступлений против мусульман. Огромный ущерб наносят англичанам и ирландцам две разновидности религиозно-политического – протестантского и католического – экстремизма в Ольстере. Превращение не только религиозно-политических, но и любых политических идей в универсальную и обязательную для всех истину порождает политический фанатизм, всегда враждебный природе человека и общества. Ни одна разновидность экстремизма цели не может обойтись без экстремистских средств, так как пропагандируемые идеи не соответствуют реальным потребностям и возможностям общества и поэтому могут быть навязаны ему только силой. Чем существеннее разрыв между экстремистскими целями и возможностями общества, тем больше насилия используется для их достижения. Экстремизм средств – использование любых, даже самых жестоких средств и методов борьбы против общества, его институтов и лидеров, включая средства массового запугивания и уничтожения людей – террор, геноцид и т. п. Он органически связан с экстремизмом цели, но иногда используется некоторыми представителями важнейших направлений современной политической мысли для быстрейшей реализации планов в неблагоприятных условиях. Абсолютизация содействия прогрессу для его ускорения приводит к социальной инженерии, поборники которой обращаются с обществом и людьми как со строительным материалом, служащим для воплощения их идей, разрушая при этом человеческие отношения и даже представляя угрозу для жизни людей. Так, один из персонажей Г. Маркеса, заявляя себя решительным либералом, призывал ради победы либерализма «убивать консерваторов» и разработал план, который «сводился к согласованному, одновременному осуществлению множества убийств, чтобы единым ударом общенационального масштаба уничтожить всех правительственных чиновников вместе с их семьями, и в особенности их детей мужского пола, и таким образом стереть с лица земли самое семя консерватизма». Из либерала он превратился в кровожадного экстремиста. Фетишизация народовластия может привести к охлократии – власти толпы – или даже парализовать власть, что серьезно усугубляет проблемы, от решения которых зависит благосостояние народа. Хотя защитники демократии не склонны к насилию, но в условиях ожесточенной борьбы и среди них иногда появляются экстремисты, призывающие ускорить демократизацию путем репрессий по отношению к политическим противникам, вплоть до применения оружия. Своеобразие условий, проблем и политических сил в каждой стране или регионе порождает многообразие разновидностей современного экстремизма. В начале XXI в. наиболее популярными остаются экстремистские концепции, связанные с абсолютизацией приоритета общественных интересов, этнических и религиозно-политических устремлений. В середине 1990-х годов в России стали проводиться акции, которые сложно было однозначно отнести к экстремистским либо к неэкстремистским. С одной стороны, допускались малозначительные нарушения законности, с другой – подобные нарушения могли быть оправданы правом граждан на защиту своих прав. Такие акции получили наименование «акции прямого действия». Акции прямого действия разделяются на «зрелищные» и «радикальные». К зрелищным относятся пикеты, митинги, демонстрации, вывешивание транспарантов и т. п. Акции подобного характера по определению не являются экстремистскими. Исключением из этого правила являются случаи использования лозунгов и плакатов с призывами насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, а также с содержанием, нацеленным на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. К радикальным акциям прямого действия относятся блокады подъездных путей, захваты объектов и т. д. В этом случае главное – отсутствие насилия или угрозы его применения. Причем даже какая-либо имитация оружия (например, детский пистолет) может перевести акцию прямого действия в категорию террористических актов. Из всех видов общественных движений наиболее четко юридические вопросы радикальной деятельности были проработаны у «зеленого» движения – защитников природы. Именно у «зеленых» имеется максимальное количество формирований, успешно балансирующих между экстремизмом и законностью. Следует, однако, отметить, что большинство радикальных экологических движений действуют за пределами нашей страны. 6.2. Экстремистские уличные подростковые объединения и группы В практической образовательной деятельности специалист безопасности жизнедеятельности, обучая человека методам и способам противодействия экстремистским организациям, должен исходить из основной установки – «Предвидеть, помочь, спасти!». Эта установка наиболее точно определяет важность изучения современных уличных подростковых экстремистских групп и объединений. В современной России большую опасность для всего населения представляют молодежные экстремистские группы. На первый взгляд, это спонтанно собранные объединения подростков, но на самом деле в них существует вертикальная власть, безоговорочное подчинение. Достоверная информация об особенностях этих групп способна уменьшить степень влияния подобных объединений на неустойчивую часть молодежи, а в некоторых случаях предупредить попадание подростков в ряды асоциальных групп и их участие в экстремистских акциях. Законопослушной молодежи знания об уличных подростковых экстремистских организациях предоставляют возможность правильного выбора поведения в период контакта с представителями этих групп и ухода от их агрессивных действий. Существует большое количество классификаций неформальных подростковых объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. Для этой цели более остальных подходит классификация, предложенная В.Т.Лисовским. На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования делятся им на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, деятельность которых имеет соответственно общественную, нейтральную и антиобщественную направленность. К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, историко-патриотические объединения и иные формирования. С точки зрения общественного спокойствия интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах. На структуру молодежных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков, характере жизненных целей и способов их реализации. В этой связи следует отметить, что среди неимущих подростков много панков, а наиболее распространенным движением в среде подростков из среднего класса стали рэперы. Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, в основу которой положена агрессивность и интеллектуализированность формирований. Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, на другом – агрессивные малоинтеллектуализированные панки. В настоящее время из неагрессивных протестных движений самыми крупными (хотя и немногочисленными) являются хиппи, растаманы, рэперы и энер-геты. Из агрессивных – панки, алисоманы, киноманы, фанаты ролевых игр, футбольные фанаты. Существуют также особо агрессивные экстремистские подростково-молодежные формирования: скинхеды («бритоголовые»), псевдозеленые экстремисты («грибные эльфы»), молодежная группа Национал-большевистской партии Э. Лимонова. Имеются также формирования, которые нельзя однозначно отнести к категории агрессивных либо неагрессивных движений, примером могут служить «сатанисты». Собственная специфическая субкультура отличает также ряд молодежных формирований третьего сектора (неправительственные организации), например «зеленых». В протестных подростковых движениях «протест» обычно принимает форму маргинализма и пермиссивности (вседозволенности). Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в глубинах леворадикального течения I960 – 1970-х годов. Один из теоретиков этого направления французский социолог Ж. Леви-Стринжер отмечает, что маргинализм осуждает в капиталистической системе все – официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы, структуры чистогана многонациональных корпораций, урбанизм для рабов. Уход из социума приводит к созданию собственной контркультуры, особых норм поведения, нравственности и морали. Концепция вседозволенности возникла на Западе в начале 1970-х годов. Она отражала особый тип поведения молодежи – бунт против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира. Участники интеллектуализированных движений используют такие формы протеста, как философское мировоззрение, социальная активность (как просоциальная, так и асоциальная) и богемный образ жизни. Этим в значительной степени определяется статус подростка в иерархии группы. В малоинтеллектуализированных движениях статус их участников во многом зависит от физической силы и степени криминализации. В экстремистских организациях нередко существует «двойной стандарт». Особенно показательна негласная (а то и гласная) допустимость различных проявлений вседозволенности «своих» по отношению к окружающим и недопустимость подобного поведения для всех остальных. Для экстремистов также характерно создание военизированных формирований, причем нередко не столько по каким-либо идеологическим основаниям, сколько из соображений престижа. В ультраправых, ультралевых политических организациях и в агрессивных подростковых формированиях, имеющих экстремистский уклон (скинхеды, скинопанки), подобная деятельность часто выражается в форме причинения физического вреда людям. Рассмотрим некоторые экстремистские молодежные организации, действующие на территории России. Скинхеды (скины, «бритоголовые», «лысые») – молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. В нем выделяются два крупных крыла – бонхеды и скины-антифашисты. Кроме того, существует множество мелких ответвлений. Бонхеды (боунхеды) – boneheads – «костяные башки», «тупоголовые» – наци-скины – это название праворадикальных скинов было дано им левыми скинхедами. Название прижилось. В России движение бонхедов появилось в конце 1980-х годов. В начале 1990-х число его сторонников значительно выросло, в основном в больших городах – Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, где участились нападения на лиц кавказской национальности и их массовые избиения. Группировки бонхедов, как правило, очень сплоченные, сформированные на базе расистской идеологии, организовывались для совместных разбойных нападений. Однако значительная часть скинов увлекается только внешней атрибутикой (высокие армейские ботинки с высоко закатанными джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, часто попадается фашистская свастика). Сильное влияние среди бонхедов в начале 2000-х годов имели партия «Русское национальное единство» (РНЕ) под предводительством Баркашова (скинхеды были там молодежным крылом), Национально-республиканская партия России (с 2001 г. переименована в Партию Свободы) Ю. Беляева. Весной 2001 г. бывший лидер питерского отделения Национал-большевистской партии (НБП) А. Гребнев, перешедший в Партию Свободы, объявил о формировании «новых сердитых» – «партии рыцарей освобождения России». Новое формирование строилось на идеологии национал-социализма. Со стороны бонхедов нередки неспровоцированные нападения. Были установлены обширные связи группировок бонхедов с преступным миром. Скинхеды создавали преступные группы, занимавшиеся грабежами и разбоем. Часто эти группы объединялись с традиционными преступными формированиями и занимались, кроме указанных видов преступной деятельности, кражами со взломом. К 2001 г. НБП стала безусловным лидером среди политических экстремистских формирований. Она сделала упор на молодежный андеграунд. В качестве своей базы НБП рассматривала социально неудовлетворенную молодежь (начиная с подросткового возраста) – скинхедов и молодежь из околобогемных тусовок. Определенный отклик среди подростковых формирований нашел и призыв НБП усилить борьбу с наркомафией при одновременной легализации «легких» наркотиков («экстази», амфетамины, продукты конопли и псилоцибиновых грибов). Причем чаще всего из этих лозунгов озвучиваются именно призывы легализации наркотиков. Скинхедов, прежде всего, привлекали экстремистские заявления и акции национал-большевиков. В период резкого роста численности скинхедов в 2000–2001 гг. НБП успешно конкурировала с другими националистическими политическими формированиями за симпатии бритоголовых. НБП использовала в своей работе знание специфических особенностей возрастной психологии подростков. Так, например, велась весьма жесткая критика семьи как социального института, которая рассматривалась в качестве конкурента партии. Следует отметить, что на определенном этапе подросток начинает выходить из-под полной опеки семьи. Следствием гиперопеки со стороны взрослых может стать крушение авторитета семьи вплоть до ненависти к ней. Именно в этот период обостряется опасность влияния на него антисемейной агитации. С другой стороны, в жизни молодых людей существует еще этап, когда вновь образовывающаяся семья выбрасывает человека из любой формы социальной деятельности. Об этом свидетельствуют материалы программы МИ0П-2 – 86, в ходе которой было определено, что после создания собственной семьи молодежные экологические активисты, как правило, быстро покидают общественное движение. Поэтому определенным образом поставленная и хорошо продуманная пропагандистская кампания в НБП, направленная против «обывательской семьи», содействовала увеличению ее популярности среди молодежи. Следует заметить, что благодаря литературному дару Э. Лимонова критика семьи в НБП была поставлена действительно талантливо. Скины-антифашисты – ультралевое крыло скинхедов. К нему относятся красные скины, SHARP[22] и др. В отличие от правых скинов, любящих демонстрировать национальный флаг, государственную символику, кельтские кресты и свастику, красные и анархистские скинхеды – антипатриоты. Они носят нашивки с «анархией», «серпы-молотки» и т. п. Изредка западные скины-антифашисты и «леваки» носят на куртках атрибутику СССР. Чаще пришивают нашивки с эмблемой политической организации, в которой состоят. «Красные скинхеды-анархисты» – Red Anarchy Skinheads, или сокращенно RASH. Эта организация объединяет в основном приверженцев анархической и коммунистической идеологии. RASH сейчас стремительно распространяется по всему миру, издает свои журналы, организует коллективы экстремальной музыки. Ее члены активно участвуют в радикальном антифашистском и анархистском движении. Кроме расизма, они борются с сексизмом (угнетением женщин) и гомофобией (преследованием сексменьшинств). Их деятельность часто направлена против губительных последствий господства транснациональных корпораций, они участвуют в радикальных экологических акциях. Они всегда там, где бедные люди другой национальности подвергаются позорным нападениям. Они выступают против империализма, усиления эксплуатации трудящихся, жестокости полиции и тюрем. В составе SHARP – представители нацменьшинств, сексменьшинств и различных левых движений. Они отказались от леворадикальных взглядов красных скинов, оставив в качестве «символа веры» идеи антифашизма и антирасизма. Есть организации, объединяющие скинов-гомосексуалистов, такие как, например, GSM {Gay Skinhead Movement). Сейчас во всем мире среди скинхедов, как правило, преобладают левые и traditional skinheads. Последние аполитичны и придерживаются так называемого spirits (духа 69-х). Правых скинов больше всего в России и некоторых странах Восточной Европы. ВыводыЭкстремизм порождают различные факторы: слом сложившихся социальных структур; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни большинства населения и ставящий многих на грань нищеты; ослабление государственной власти и дискредитация ее институтов; падение исполнительской дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; чувство ущемления национального достоинства и т. д. Социальное и политическое недовольство используется экстремизмом в целях демонтажа сложившихся общественных структур. Экстремистские организации и движения проводят свои политические акции, невзирая на конституционные и другие законодательные акты, запрещающие подобную деятельность. Экстремизм – это правовой нигилизм. Значительный всплеск политического экстремизма пришелся на 1970 – 1990-е годы. Об этом свидетельствуют факты захвата заложников, политические убийства, вооруженные нападения на членов политических партий, активизация неофашистских, анархистских и других левацких группировок. Экстремисты используют демагогические лозунги и призывы, создающие образ врага, апеллирующие к низменным чувствам человека, а также организуют террористические акты, сознательно провоцируют беспорядки, призывают к гражданскому неповиновению и т. д. Они обещают людям быстрое устранение трудностей, установление гарантированного порядка и социальной обеспеченности, а взамен требуют решительного подавления инакомыслия, жесткого утверждения своей системы политических, идеологических и других ценностей. Наиболее опасны уличные экстремистские подростковые объединения и группы. Контрольные вопросы1. Что такое экстремизм и каковы тенденции его развития в современном мире? 2. Охарактеризуйте разновидности экстремизма. 3. Что такое акции прямого действия? 4. Какие вы знаете уличные подростковые формирования и каковы особенности их деятельности? 5. Что характерно для протестных подростковых движений? 6. Какие существуют классификации молодежных движений? 7. Дайте характеристику экстремистских молодежных организаций, действующих на территории России. Рекомендуемая литератураО противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 30. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. Свердловск, 1986. Ворохов А. Д., Ершов Б. В., Фаин А. П. Агрессия как возможный пусковой механизм саморазрушающего поведения у подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. Л., 1991. Вельдер Р. К вопросу о феномене подсознательной агрессивности // Общественные науки и современность. 1993. № 3, 4. Гуггенбюль А. Зловещее очарование насилия. Профилактика детской агрессивности и жестокости и борьба с ними. СПб., 2000. Дети социального риска и их воспитание: Учеб. – метод, пособие / Под ред. Л.М. Шипицыной. СПб., 2003. Лети улиц. Асоциальные молодежные формирования: Сб. материалов. СПб., 2001. Клейгерг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. М., 2001. Ковалев С. В. Социально-психологические аспекты проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей. М., 1981. Лоренц К. Агрессия (так называемое «зло»). М., 1994. Назаретян А. П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры. М., 1996. Назаретян А. П. Психология предкризисного социального развития// Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. Маслов М. Дезадаптивное поведение подростков – результат попадания в группу риска //Дети группы риска: Матер, международного семинара. СПб., 1998. Пирожков В. Криминальная психология. М., 1999. Родионова К., Сидоров П. Создание системы работы с детьми группы риска Нижегородской области // Дети группы риска: Матер, международной конференции. СПб., 2001. Фаин А, Формы и методы работы с подростковыми неформальными группами. Л., 1989. Хазекамп Я. Дети группы риска// Дети группы риска: Матер, международного семинара. СПб., 1998. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|