Глава 2

Кто вы, доктор Абель? Загадки самовнушения и аутотренинга

Я убежден, что нет на свете людей, которые могут угадывать, какой стороной кверху обращена монетка под шапкой, большее число раз, чем это предписывает теория вероятностей. Убежден, что передача мыслей от одного человека к другому является невозможным событием, хотя имеется некоторое число людей, придерживающихся обратного мнения. Есть также небольшое число лиц, посвятивших свое время доказательству телепатии (так называется передача мыслей). Шестьдесят лет гоняются за этой синей птицей исследователи, именующие себя парапсихологами. Они испытали телепатические способности у тысяч людей. С каждым из них провели многие сотни опытов. Парапсихологи накопили грандиозный статистический материал.

(А. И. Китайгородский. Невероятно – не факт)

«Однажды меня послали с пакетом в один из пригородов. Это случилось примерно на пятый месяц после того, как я ушел из дома. Прямо на берлинской мостовой я упал в голодном обмороке. Привезли в больницу. Обморок не проходит. Пульса нет, дыхания нет… Тело холодное… Особенно это никого не взволновало и никого не беспокоило. Перенесли меня в морг… И могли бы легко похоронить в общей могиле, если бы какой-то студент не заметил, что сердце у меня все-таки бьется. Почти неуловимо, очень редко, но бьется…

Привел меня в сознание на третьи сутки профессор Абель. Это был талантливый психиатр и невропатолог, пользовавшийся известностью в своих кругах. Ему было лет 45. Был он невысокого роста. Помню хорошо его полное лицо с внимательными глазами, обрамленное пышными бакенбардами. Видимо, ему я обязан не только жизнью, но и открытием своих способностей и их развитием».

Физик захлопнул книгу и с хитрецой посмотрел на своего коллегу:

– Доктор Абель – это имя говорит вам что-либо? Судя по используемым им приемам воздействия на психику, это должен быть довольно известный психиатр.

– Увы, – Психиатр с досадой развел руками, – в свое время я пробовал навести справки, но ни на один вопрос не получил вразумительного ответа. Тогда я попробовал разузнать в сферах близких профессиональных интересов и действительно нашел некоего берлинского доктора Генриха Абеля в списке слушателей методических курсов Шульца. Да-да, того самого Иоганна Шульца, скомпилировавшего метод западноевропейской психотерапии, который получил название аутотренинг, или аутогенная тренировка[5]. «Самовнушение по Шульцу» стало широко известным с 1932 года, когда была издана его знаменитая монография «Аутогенная тренировка – сосредоточенное саморасслабление». Разумеется, здесь доктор Шульц выступил прежде всего как талантливый методист, ведь корни этого метода своеобразного самогипноза уходят в глубокое прошлое. Последователи методик немецкого врача и не отрицали, что Шульц лишь творчески переработал массу медицинских приемов, известных с глубокой древности. Тем не менее психотехнические приемы школы Шульца несли много нового, соединяя в себе все достоинства гипноза, не повторяя его основные недостатки. Существенно шире, чем у гипноза, оказалась и область применения нового метода. Если гипноз применялся в основном для лечения острых психологических патологий, то аутотренинг стал эффективным средством и при длительных вялотекущих функциональных соматических расстройствах и пограничных состояниях психики (неврозах), лечение гипнозом при которых было бесполезным. Впоследствии оказалось, что аутотренинг является еще и мощным средством личностной психогигиены здорового человека, которое в век стрессов и нервных перенапряжений помогает сохранить как психическое, так и физическое здоровье. Со времен Шульца был доказан психогенный характер большинства соматических заболеваний, что и позволило считать личностную и групповую психотехнику эффективным инструментом для самокоррекции психики, личностного роста и самопознания. Одной из областей применения аутогенной тренировки стала подготовка специалистов – операторов, действующих в условиях сильно выраженных стресс-факторов. Выяснилось также, что с помощью приемов самовнушения можно сократить время овладения какими-либо профессиональными навыками и даже развить собственные творческие способности.

– Да, действительно очень любопытное стечение обстоятельств, – Физик в изумлении покрутил головой. – Получается, что в поворотный момент жизни юный Мессинг встретился с одним из врачей – слушателей самых первых курсов медицинского самогипноза! Ну-ка, давайте проследим дальнейшее развитие событий:

«Абель объяснил мне, что я находился в состоянии летаргии, вызванной малокровием, истощением, нервными потрясениями. Его очень удивила открывавшаяся у меня способность полностью управлять своим организмом. От него я впервые услышал слово „медиум“. Он сказал:

– Вы – удивительный медиум…

Тогда я еще не знал значения этого слова. Абель начал ставить со мной опыты. Прежде всего он старался привить мне чувство уверенности в себе, в свои силы. Он сказал, что я могу приказать себе все, что только мне захочется».

Вот тут и начинается очередная путаница, – недовольно хмыкнул Психолог. – Дело в том, что внушение и самовнушение не взамозаменяемые и тем более не автоматически сопутствующие качества «практикующего медиума». Впрочем, я уверен, что дальше мы встретим и не такие «сюрпризы».

«Вместе со своим другом и коллегой профессором-психиатром Шмидтом Абель проводил со мной опыты внушения. Жена Шмидта отдавала мне мысленные приказания, я выполнял их. Эта дама, я даже не помню ее имени, была моим первым индуктором[6].

Первый опыт был таким. В печку спрятали серебряную монету, но достать я должен был ее не через дверцу, а выломав молотком один кафель в стенке. Это было задумано специально, чтобы не было сомнений в том, что я принял мысленно приказ, а не догадался о нем. И мне пришлось взять молоток, разбить кафель и достать через образовавшееся отверстие монету».

Довольно любопытная ситуация, – Психолог скептически поджал губы, – это что же получается, довольно обычный стресс-фактор – усталость и недоедание как-то вдруг вызывают голодный обморок, неожиданно переходящий в каталептическую летаргию. Что-то я не припомню подобных случаев в психиатрической практике.

И не зря, уважаемый коллега, не зря, – рассмеялся Физик, успевший уже снова набить свою трубку и аккуратно уминавший ароматный табак желтым от него большим пальцем, – вот послушайте, что пишет по этому поводу профессор Китаев:

«…существуют разные биографии Мессинга, исключающие одна другую. Для начала рассмотрим некоторые аспекты его общеизвестной, „основной“ биографии „О самом себе“, а потом обратимся к другим вариантам жизнеописания „артиста оригинального жанра“. Исследователь В. Е. Львов, много лет специализировавшийся на изобличении экстрасенсов в обмане зрителей и ученых, так отозвался о „мемуарах“ Мессинга, помещенных в „Науке и религии“: „…Трудно причислить указанные „мемуары“ к разряду анекдотов (сравнив их, скажем, с подвигами Хлестакова или с безобидными рассказами барона Мюнхгаузена). Слишком уж откровенно выражено здесь злоупотребление печатным словом, слишком цинично и развязно эксплуатируется доверие читателей. Слишком тяжелое впечатление оставляет вся эта коллекция басен, почему-то нашедшая приют на страницах печати“».

Раскурив свою трубку и окутавшись клубами ароматного терпкого дыма, Физик продолжил:

– Давайте еще раз обратимся к воспоминаниям Мессинга, а затем попытаемся раскрыть их некоторые секреты:

«Мне кажется, с этих людей, с улыбки Абеля начала мне улыбаться жизнь. Абель познакомил меня и с первым моим импресарио господином Цельмейстером.

Это был очень высокий, стройный и красивый мужчина лет 35 от роду – представительность не менее важная сторона в работе импресарио, чем талантливость его подопечных актеров. Господин Цельмейстер любил повторять фразу: «Надо работать и жить!..» Понимал он ее своеобразно. Обязанность работать он предоставлял своим подопечным. Себе он оставлял право жить, понимаемое весьма узко. Он любил хороший стол, марочные вина, красивых женщин… И имел все это в течение длительного ряда лет за мой счет. Он сразу же продал меня в берлинский паноптикум. Еженедельно в пятницу утром, до того как раскрывались ворота паноптикума, я ложился в хрустальный гроб и приводил себя в каталептическое состояние. Я буду дальше говорить об этом состоянии, сейчас же ограничусь сообщением, что в течение трех суток – с утра до вечера – я должен был лежать совершенно неподвижно. И по внешнему виду меня нельзя было отличить от покойника».

Рис. 4. Берлинский анатомический театр и кунсткамера – паноптикум


– Ну что же, мои прогнозы начинают сбываться, – с оттенком превосходства произнес Психолог, – вот уже и психопатическое качество личности – каталепсия выдается нашим «медиумом» за упражнение аутогенной психотехники.

«Берлинский паноптикум был своеобразным зрелищным предприятием: в нем демонстрировались живые экспонаты. Попав туда в первый раз, я сам попросту испугался. В одном помещении стояли сросшиеся боками девушки-сестры. Они перебрасывались веселыми и не всегда невинными шутками с проходившими мимо молодыми людьми. В другом помещении стояла толстая женщина, обнаженная до пояса, с огромной пышной бородой. Кое-кому из публики разрешалось подергать за эту бороду, чтобы убедиться в ее естественном происхождении. В третьем помещении сидел безрукий в трусиках, умевший удивительно ловко одними ногами тасовать и сдавать игральные карты, сворачивать самокрутку или козью ножку, зажигать спичку. Около него всегда стояла толпа зевак. Удивительно ловко он также рисовал ногами. Цветными карандашами он набрасывал портреты желающих, и эти рисунки приносили ему дополнительный заработок… А в четвертом павильоне три дня в неделю лежал на грани жизни и смерти „чудо-мальчик“ Вольф Мессинг.

В паноптикуме я проработал более полугода. Значит, около трех месяцев жизни пролежал я в прозрачном холодном гробу. Платили мне целых пять марок в сутки! Для меня, привыкшего к постоянной голодовке, это казалось баснословно большой суммой. Во всяком случае, вполне достаточной не только для того, чтобы прожить самому, но даже и кое-чем помочь родителям. Тогда-то я и послал им первую весть о себе…»

Опять какая-то полная ерунда, – произнес Психолог, возмущенно поглядывая на улыбающегося Физика, с видимым наслаждением выпускающего кольца голубоватого дыма. – Сутками находиться в каталептическом состоянии без какого-либо существенного вреда для здоровья? Такого медицина просто не знает!

Ведь в чем заключается сущность аутогенной тренировки по методу Шульца? – продолжил Психолог. – Необходимо систематически приучить себя погружаться в особое состояние гипотаксии, напоминающее легкую дремоту. При этом сам Шульц полагал, что если при усыпляющем гипнозе возникает чувство тепла и тяжести во всем теле, то, двигаясь обратным порядком от ощущения тяжести к теплу, можно вызвать изменение сознания, повторяющее основные черты гипнотического внушения. Для этого и требуется психотехника аутотренинга, в ходе которого положение всего тела должно быть совершенно пассивным, а мышцы максимально расслаблены. Начиная с правой руки, необходимо с закрытыми глазами вызвать яркое и четкое представление тяжести в расслабленных мышцах. Когда чувство тяжести окончательно сформируется, его нужно тут же прервать, энергично сгибая и разгибая конечности, глубоко дыша с открытыми глазами. Расслабления и напряжения должны выполняться достаточно резко и эмоционально. Тяжесть с одной руки должна распространяться на все конечности и торс, после чего необходимо в такой же последовательности тренировать чувство тепла. Все это должно сопровождаться формулами самовнушения.

«Моя правая рука стала тяжелой».

«Моя левая рука стала теплой».

«Сердце бьется ровно и спокойно».

«Мое дыхание глубокое и ровное».

«Солнечное сплетение излучает тепло».

«Мой лоб и затылок охватывает приятная прохлада» и т. д.

Далее начинаются упражнения высшей степени самовнушения, вызывающие определенные сложные переживания, – Психолог начал заметно нервничать. – Здесь надо с закрытыми глазами вызывать яркие мысленные образы цвета, геометрических фигур и прочих конкретных объектов. После достижения этого созерцания внутреннего мысленного пространства надо перейти к представлению совершенно отвлеченных понятий силы, красоты, счастья, радости и пр., что соответствует стадии гипнотического катарсиса – чувственного просветления. Настоящая, полная аутогенная тренировка требует присутствия психотерапевта – гипнолога, который, внушая наступление ключевых ощущений, руководит сменой стадий внушения и самовнушения. Ну что тут может быть общего с каким-то фантастическим «выпадением в каталептическое состояние»?! Тем более, что, несмотря на внешнюю схожесть, сомнамбулизм и летаргия являют собой совершенно не связанные и вместе не встречающиеся явления психики.

Ну что вы, коллега, так разволновались, – Физик с усмешкой снова обратился к книге воспоминаний «гипнотизера», – давайте спокойно продолжим наш анализ:

«Я уже рассказывал о том первом опыте внушения мне, который был проведен профессорами Абелем и Шмидтом. После этого такие опыты эти два ученых проводили со мной неоднократно. И результаты раз от раза становились все лучшими. Я начинал понимать отдаваемое мне мысленно распоряжение значительно быстрее и точнее. Научился выделять из хора „звучащих“ в моем сознании мыслей окружающих именно тот „голос“, который мне нужно было услышать. Абель не уставал твердить:

– Тренируйте, развивайте ваши способности! Не давайте им заглохнуть и забыться!»

– Полная неразбериха, – в очередной раз фыркнул Психолог, – ведь «природные качества» нашего «медиума» превосходят всяческое воображение, куда уж их тренировать.

«Я начал тренироваться. В свободные четыре дня недели я ходил на берлинские базары. Вдоль прилавков с овощами, картофелем и мясом стояли краснощекие молодые крестьянки и толстые пожилые женщины из окрестных сел. Покупатели были редки, и в ожидании их многие продавцы сидели, задумавшись о своем. Я шел вдоль прилавков и поочередно, словно верньером приемника включая все новые станции, „прослушивал“ простые и неспешные мысли немецких крестьян о хозяйстве, оставленном дома, о судьбе дочери, вышедшей неудачно замуж, о ценах на продукты, которые упрямо не растут… Но мне надо было не только „слышать“ эти мысли, но и проверять, насколько правильно мое восприятие. И в сомнительных случаях я подходил к прилавку и говорил, проникновенно глядя в глаза:

– Не волнуйся. Дочка не забудет подоить коров и дать корм поросятам… Она хоть и маленькая еще у тебя, но крепкая и смышленая.

Ошеломленный всплеск руками, восклицания удивления убеждали меня, что я не ошибся».

– Очень даже любопытно, – Психолог, склонив голову набок, с хитрецой рассматривал книгу мемуаров эстрадного артиста, – а ведь все эти логические неувязки и психологические ляпы можно легко объяснить на основе всего лишь одной способности нашего юного таланта.

«Магнетизма внушения», как говорили в те далекие времена, – продолжил фразу своего коллеги Физик, и оба ученых довольно рассмеялись.

Именно так, коллега, именно так, – Психолог обвел взглядом ряды окружающих его книг, – должны были бы выглядеть на бытовом уровне уроки медицинского гипноза, слабые проблески которого уловил и развил доктор Абель. Тогда становится понятной и роль летаргического состояния, возникшего в ослабленном голодом и непосильным физическим трудом детском организме Вольфа. Известно, что в пограничном состоянии пробуждения или засыпания сила воздействия внешнего внушения наиболее велика и здесь можно сформировать самые различные «психические установки». Практикующий классическую схему аутотренинга Шульца доктор Абель вполне мог воспользоваться редким случаем пациента с депрессивно-истерическими чертами характера сознания, погруженного в религиозно-мистические видения. Воздействуя всей своей силой «магнетического внушения», он стал формировать у мальчика редкую форму «индуцированного гипноза» как самую высшую степень аутогенной тренировки.

– Вспомним основные сведения из истории постижения этого удивительнейшего состояния человеческой психики. – Психолог откинулся в кресле. – Еще в античном мире было распространено погружение в глубокий «божественный сон», происходившее в специальных изолированных от внешнего мира залах храмовых инкубаций асклепиадов, «потомков» древнегреческого бога медицины Асклепия (в Древнем Риме – Эскулапия, или Эскулапа). Эти храмовые комплексы были первыми лечебницами, где жрецы культа Асклепия – Эскулапа практиковали способ лечения больных посредством инкубации, во время которой они получали во сне необходимые советы по преодолению своих болезней. Перед началом подобного лечения следовал длительный строгий пост, сопровождаемый изнурительными молениями и горячими ваннами сероводородных источников. Изможденных до крайности этими подготовительными процедурами больных укладывали на шкуры жертвенных животных и с помощью речитатива особых заклинаний погружали в сомнамбулическое состояние. Кроме монотонных заклинаний и заунывных мелодий флейт, применялись блестящие раскачивающиеся предметы, специальные изогнутые бронзовые зеркала, кристаллы, многократно преломляющие свет, сосуды с льющейся водой и светильники с мерцающим пламенем. В наступивших искусственных сновидениях к больным «приходил» сам Асклепий и «указывал» путь к выздоровлению, причем, если содержание сна было неясным, всю процедуру повторяли несколько раз.

Многие римские врачи знали о возможности усыпления человека с помощью заклинаний и пассов рук. Плутарх рассказывает об одном из царей из раннеримской истории, который погружал в глубокий сон после громогласного словесного внушения и толчка своей ногой. Апулей писал о том, что храмовые врачи – асклепиды – могли своими прикосновениями, заклинаниями и благовониями так усыпить человека, что он, как бы освободившись от земной телесной оболочки, воспарял в высшие сферы бессмертной природы. Там душа смертного может увидеть свое будущее. Между тем еще древнегреческие ученые Гераклит и Аристотель связывали мнимый дар предсказания не с божественным наитием, а с болезненными состояниями человеческой психики.

При анализе древних методов гипноза часто вспоминают храмовую науку Египта, где еще в незапамятные времена умели вводить в состояние гипноза с помощью полированных бронзовых дисков с иероглифами, освещаемыми узким солнечным лучом в темной камере без окон. Впоследствии храмовый гипноз Древнего Египта обогатился еще и тактильными методами поглаживания в ходе различных сложных пассов. Явления гипноза были хорошо известны и на Древнем Востоке, где в тысячелетних манускриптах описывалось состояние, в котором неофит спит и не спит, бодрствует и не бодрствует и, общаясь со жрецом, душой отсутствует в высших сферах. Современные индийские факиры, используя традиции древних индусов, проделывают поразительные фокусы «левитации», «телепортации» и «телекинеза». Кроме того, факиры и йоги могут погружаться в очень своеобразное состояние «нирваны», трактуемой восточными мистиками как «исчезновение» или «потухание» сознания, которое можно достичь путем длительного созерцания кончика своего носа. Через некоторое время эта примечательная часть лица любого человека начинает как бы светиться в сознании медитирующего, который, погруженный в такое созерцание, становится нечувствительным ко всему окружающему, ничего не видит и не слышит.

– Вообще говоря, – Психолог с сомнением окинул взглядом корешки многочисленных книжных руководств по психиатрии, – мне кажется, что сведения о погружении в гипнотическое состояние древние египтяне, индусы, ассирийцы, греки и римляне унаследовали от гораздо более ранних эпох. Отголоски этих верований можно встретить в обрядах друидов и волхвов, которые впадали в гипнотический транс, прислушиваясь к «шелесту листвы священных деревьев и журчанью ручьев». Надо сказать, что в те времена повсеместно доминировала вера в магические силы и чудодейственные исцеления, происходящие при участии сверхъестественного. После мрачного средневековья и разгула религиозного мракобесия возникли первые ростки научных знаний и в учении о гипнотическом воздействии.

– Минуточку, коллега, – Физик углубился в страницы мемуаров, – вот здесь есть кусочек, иллюстрирующий бытовое представление о силе гипнотического воздействия:

«Такими тренировками я занимался более двух лет. Абель научил меня и еще одному искусству – способности выключать силой воли то или иное болевое ощущение. Когда я почувствовал, что время настало и я научился собой вполне владеть, я начал выступать в варьете Зимнего сада – Винтергартене.

В начале вечера я выступал в роли факира. Заставлял себя не чувствовать боль, когда мне кололи иглами грудь, насквозь прокалывали иглой шею… Много лет спустя я весело смеялся, читая в умной и грустно-веселой книге Всеволода Иванова «Приключения факира» о подобных неудачных выступлениях героев книги. В заключение на сцену выходил артист, одетый под миллионера. Блестящий фрак. Цилиндр. Усыпанные перстнями руки. Золотая цепь к золотым часам, висящая на животе. Бриллиантовые запонки… Затем на сцене появились разбойники. Они «убивали миллионера», а драгоценности его (естественно, фальшивые) раздавали посетителям, сидящим за столиками, с просьбой спрятать в любом месте, но только не выносить из зала. Затем в зале появлялся молодой сыщик Вольф Мессинг. Он шел от столика к столику и у каждого столика просил прелестных дам и уважаемых господ вернуть ему ту или иную драгоценность, спрятанную там-то и там-то. Чаще всего – в заднем кармане брюк, внутреннем кармане фрака, в сумочке или туфельке женщины. Номер этот неизменно пользовался успехом. Многие стали специально приходить в Винтергартен, чтобы посмотреть его».









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх