|
||||
|
Комментарии к «Трактату о философии йоги»[282]
Когда в Америке и Европе мы подтверждали убедительность доказательств свидетелей псевдочудесной физической выносливости некоторых индийских аскетов, наши слова неизменно принимались обычной публикой с недоверием; а врачами и людьми науки порой они принимались с презрительным смешком. Некоторые из многочисленных юмористических статей, постоянно печатающихся в нью-йоркских газетах, ехидничали на наш счет, как и об этом тексте. Когда мы упоминали то, что знали лично, и не только профессиональных факиров и санньяси,[283] но и отдельных джайнов, которые, вдохновленные фанатизмом, воздерживались от дыхания на период свыше двадцати двух минут, пока не впадали в глубокий транс, тогда как другие голодали больше сорока дней и все же выживали, к нашим свидетельствам относились немногим лучше, чем к свидетельствам безнадежного сумасшедшего. Естественно, поэтому подобные впечатления вынудили нас проявлять огромную осторожность, и наконец мы стали говорить на эту тему более робко и исключительно с нашими хорошими и надежными друзьями. Зная, какие гигантские шаги делает биологическая наука, мы решили, что это не может быть понято задолго до некоторых научных опытов, которые доказали бы возможность подобных феноменов, и что следует вырвать от скептически настроенной науки признание в ее заведомом невежестве. Похоже, теперь мы не разочарованы. Телеграмма нью-йоркского агентства «Рейтер», датированная 7-го августа, известила мир о следующем важнейшем событии: Д-р Таннер, который заявлял о своем неверии касательно медицинских теорий голодания, объявил, что смог прожить без пищи сорок дней. Он начал свой эксперимент 28 июня и завершил ее сегодня, правда, он очень слаб и изможден. Тотчас же нам в голову пришла мысль, что наконец настало время познакомить мир с некоторыми фактами, которые еще до смелого эксперимента доктора Таннера с уверенностью классифицировались невеждами как обман, наряду с другими фактами, появляющимися в нашем журнале, даже несмотря на то, что те были подтверждены заслуживающими доверия свидетельствами. Все они рассматривались скептиками как невероятные. Некоторые такие факты обсуждались в небольшой статье, опубликованной в Бенаресе тридцать лет назад одним англо-индийским врачом, что, вследствие его темы, столь нежелательной и невероятной, не привлекло внимания ученых того времени. И только благодаря любезности уважаемого пандита Лакшми Нарайн Вьясы из Аллахабада мы сможем, для ознакомления и к удовольствию наших читателей, воспроизвести блистательную монографию о философии йоги доктора Паула, которая имелась в распоряжении Вьясы. Несмотря на то, что написана она очень давно и, конечно же, не содержит недавних научных достижений, все-таки этот труд обладает исключительной ценностью как честная попытка истолковать с точки зрения врача смысл начальных или других стадий обучения йоге, что, как мы показали, было отвергнуто как «научная» невозможность. Однако поскольку мы не можем утверждать, что в каждом случае автор наблюдал лично или его факты можно понять ясно и четко, рискнем сопроводить этот текст комментариями. И еще вместе с двоякой целью, ввиду недолгого затишья после злобного обвинения, что наше Общество ничуть не лучше школы «магии», слова, применяемого для выражения нелепого суеверия и веры в сверхъестественное, – предостеречь наших читателей от ошибочного впечатления в общем. Мы рады объявить, что восемнадцать месяцев провели в этой стране, и двенадцатимесячное существование нашего журнала не оказалось бесплодным по произведенному впечатлению. Ибо в течение этого периода нам стали известны по крайней мере некоторые очень важные характерные черты реального состояния индийского общества. Мы обнаружили, что последнее включает в себя две группы: одна – из свободомыслящих людей, все-отрицающих, скептических и совершенных материалистов, будь это группа Брэдли или «современная школа мысли»; и другая, ортодоксальная, фанатичная, полная необоснованных предубеждений брахманских школ и верящая во что угодно, если это соответствует чему-либо из Пуран.[284] Обе партии не самое лучшее убеждение, и, как гласит поговорка, «каждая более католическая, чем Папа», представляет ли последняя Брэдли или Касту Бога, самого непреклонного из богов. Несколько достойных исключений только усиливают основное правило. Теософское общество – что бы ни утверждала какая-либо враждебно настроенная газета – понимало, почему оно необходимо в Индии, и прибыло на место как раз вовремя, чтобы встать между двумя вышеуказанными группами. Наш журнал, его печатный орган, с самого начала соблюдал вполне определенную политику, дружески прислушиваясь к обеим группам и предложив свое посредничество, чтобы переговорить со всеми. Из-за этого многое запуталось, некоторые обиделись – хотя не из-за наших ошибок или вредных намерений – но мы надеемся, что предложенные методы таковы, что оправдается мудрость этой политики. И теперь, когда год завершается, мы намереваемся из месяца в месяц начинать наши планируемые выпуски перепечаткой трактата д-ра Паула с комментариями касательно этого текста, как и было заявлено прежде. В то же самое время приветствуется критика всех лиц, знающих йогу, по поводу точки зрения д-ра Паула или нашей собственной. Этот трактат повествует о практических занятиях главным образом не раджа-йоги, а хатха-йоги – хотя автор посвятил и той и другой отдельную часть. Позднее мы отметим огромную разницу между ними. [Во вступительной части этого цикла статей автор, д-р Н.С. Паул, объясняет, что посредством выполнения определенных поз и подчинения тела определенным процессам впавший в транс индус добивается силы отказа от пищи и дыхания на долгое время, стремясь в финале достичь состояния самовызванного транса, во время которого впавший в транс обретает ясновидение и испытывает состояние блаженства. Успешная практика этого вида йоги обусловлена выдыханием и удерживанием углекислоты внутри тела. Таким образом, при помощи соблюдения всех способов регулирования выделения углекислого газа, впавший в транс добивается своей цели. Это выделение может быть отрегулировано в отношении каждой естественной функции человеческого организма и в любой среде, как утверждает д-р Паул. Помимо всего прочего он говорит: «Использование алкогольного напитка вызывает значительное уменьшение выделения углекислоты. Агоры, секта индийских факиров, практикуют потребление большого количество алкогольных напитков в течение суток».] Агоров, или агоров Панты, едва ли можно брать в сравнение для вышесказанного, как следование вообще какой-либо системе йоги; их вообще нельзя относить к хатха-йоге. Они печально известны своими дурными привычками, не брезгуют гнилой пищей, а в древности их даже обвинили в пристрастии к человеческой плоти! Эти люди сделали спиртные напитки своим привычным питьем и, в отличие от настоящих йогов, вымогают подарки и используют свои способности всего лишь как предлог для собирания денег. Признанные сперва отверженными и отвратительными подонками, они сперва оказались под запретом, а теперь они вовсе исчезли. [Один из самых выгодных способов уменьшить выделение углекислоты – это отказ от пищи и полнейший отказ от всего совместимого с поддержанием жизни. Отказ от пищи уменьшает количество вдохов и выдохов, тем самым уменьшая расход углерода. Нам сказали так: «Подавление дыхания… Ежедневная практика брахманских попрошаек, которые стремятся к бездвижности, или йоге».] Бездвижность человека принадлежит к системе йоги и может быть названо одним из ее многих результатов, но это нельзя называть «йогой». [Продление интервала между вдохом и выдохом – еще один важный способ регулирования углекислоты. «Абсолютное количество углекислоты, исходящее из легких за период времени, становится меньше, чем при обычном дыхании».] Таким образом, в этой части трактата мы обнаруживаем полное оправдание индийских аскетов, – мало того, даже христианских святых любого периода, с первого века до наших дней, что мы и докажем. Отсюда и насмешки невежд, скептиков и материалистов; насмешки над тем, что кажется им весьма нелепой из практик, но обращены он против самих же насмешников. Ибо теперь мы знаем, что если аскет предпочитает подземную пещеру свежему воздуху, чтобы исполнять (по-видимому) обет молчания и медитации, отказывается прикасаться к деньгам или чему-либо металлическому и наконец проводит свои дни в том, что кажется самым смехотворным из занятий – сосредотачивая все свои мысли на кончике носа, – он делает это не ради игры или бесцельной комедии и даже не из-за необъяснимых предрассудков, а ради физических процессов, основанных на строго научных принципах. Многие из тысяч факиров, госсайнов, байрагов и других людей из ордена попрошаек, которые ходят по деревням и благотворительным индийским базарам в нашем нынешнем веке, могут быть и несомненно недостойными и праздными бродягами, современными клоунами, подражающими великим ученикам философских веков прошлого – хотя и в этом отношении есть небольшие сомнения, – хотя подражают позам и рабски копируют традиционные обычаи своих благородных собратьев, они понимают, почему это делают, не больше, чем смеющиеся над ними скептики. Но если мы посмотрим ближе на происхождение их школы и изучим «Йога-видью» Патанджали,[285] то лучше поймем и тем самым оценим их кажущиеся нелепыми действия. Если бы древние не так скрытно выразили в стихах подробности физиологии, как наши доктора из современной карпентерской школы – хотя этот вопрос по-прежнему пребывает в стадии обсуждения – вероятно, они бы считались авторитетами, то с другой стороны, чтобы понять эту науку в ином направлении посредством иных методов, гораздо более глубоких, нежели прежние – в общем, следовало бы заставить ученых самим лучше ознакомиться с ее тайными и исключительными законами. Что древние всех стран были близко знакомы с тем, что в наши дни называется «гипнотизмом» или самомесмеризацией, словом, с добровольным трансом – этого отрицать нельзя. Одно из многих доказательств обнаружено в том факте, что тот же самый метод, описанный в этих строках, известен в качестве традиции и практикуется христианскими монахами на горе Афон даже до нынешнего дня. Эти люди, чтобы вызвать «божественные видения», совместно часами сосредотачивают свои мысли и взгляд на пупке. Множество русских путешественников свидетельствовали о таком занятии у греческих послушников; то же самое утверждают и писатели других народов, которые посещали это прославленное место. Итак, внеся ясность в этот первый пункт и оправдав индийскую йогу во имя и ради авторитета современной науки, теперь мы оставим дальнейшее обсуждение этой темы нашему следующему номеру журнала. —[Посредством отказа от пищи, воды и воздуха, не считая очень небольшого количества, йоги добиваются силы бездвижности.] Д-р Таннер из Нью-Йорка сам решил доказать, что «это возможно сделать без какой-либо еды – поддерживая жизнедеятельность тела только водой и воздухом в течение сорока дней и ночей», – сказано в американских газетах, и инспирировано это ссылкой на время искушения Христа в пустыне. Однако это особое число «сорок дней» старше христианства и практиковалось более чем одним дохристианским аскетом, благодаря силе древней медицины, которая знала предел человеческой выносливости и прекрасно разбиралась в силе жизненных органов. За этот предел лучше не заходить: пребывая в состоянии полной бездвижности, человек может покинуть этот мир. Тем самым, это высший предел голодания джайна, указанный как «сорок дней»; и мы надеемся представить неоспоримое доказательство в каком-нибудь из следующих номеров, что здесь, в Бомбее есть люди, которые успешно практиковали и переносили сорокадневное голодание. Мы лично знакомы с двумя такими фанатиками. Еще месяц назад подобное заявление не только не было бы принято всерьез, но и определенно отрицалось бы «в качестве оппозиции теории д-ра Таннера, стойко поддерживаемой ортодоксальными американскими врачами». [У разных животных и человека естественная частота вдохов и выдохов отличается, и согласно приведенной шкале, от него зависит долголетие живых существ. Чем больше количество респираторных движений в минуту, тем меньше жизненный срок. Черепаха делает меньше вдохов и выдохов, ее естественная норма – три дыхательных движения в минуту. «Она живет очень долго: срок жизни черепахи иногда достигает 110 лет».] Мы считаем, что этот срок занижен. В Коломбо, на Цейлоне, мы видели в саду гигантскую земную черепаху примерно пяти футов длины и трех с половиной ширины, которая, если мы поверим местным жителям, жила в этом месте и была известна голландцам в их лучшие дни. Но это еще ничего не доказывает нам с научной точки зрения. [Черепаха известна своей способностью долго обходиться без пищи и воды. Она может воздерживаться от еды и дыхания бoльшую часть года, ее нормальный период бездвижности длится до пяти месяцев, во время которых она не дышит, не ест и не чувствует серьезных ран.] Когда голодание д-ра Таннер продлилось двенадцати дней, врачами были произведены интересные эксперименты, чтобы определить, уменьшилась ли его чувствительность. Вот что пишет «New York Tribune» за 8 июля: Был задействован анестезиометр, прибор, состоящий из двух острых штырей, расположенных под прямым углом к градуированной шкале, вдоль которой они могут двигаться взад и вперед. Их прикладывали к ступням, лодыжкам, кистям и рукам доктора Таннера. Он почти неизменно был способен определить, один или два конца приложены, даже когда они находились очень близко друг от друга. Он различал такие маленькие расстояния, как три восьмых дюйма, отчего врачи пришли к заключению, что его чувствительность не уменьшилась. Если бы врачи продолжили свои опыты, они наверняка бы убедились, что он постепенно становился совершенно нечувствительным к физической боли. [Воздержание от пищи вызывает у животного потерю тепла, которое в свою очередь вызывает сон и благоприятствует бездвижности. «Голодание – обычная практика индусов… Особенно в Бенаресе, средоточии индийских суеверий».] Обычный здравый смысл вынуждает нас напомнить читателю, что строгие голодания не есть чисто «индийские предрассудки». Римские католики не уступают в этом ни одному сообществу монахов – особенно на Востоке – в непрестанных усилиях «подчинять плоть», добавляя к голоданию самоистязание в виде власяниц и регулярного бичевания. В Индии местные христиане и обращенные римские католики, в качестве искупления после исповеди, стегают себя хлыстом в присутствии их священников, пока «кровь не потечет потоком», согласно словам свидетеля, наблюдавшего подобную сцену не так давно. [Йог, когда почти уверился, что впадает в состояние транса, ищет пещеру или подземное укрытие, где нет ни вентиляции, ни света или звука, а существует большая возможность покоя и воздержание от животного тепла. Он готовит себе ложе из травы куса, хлопка и овечьей шерсти.] Хорошо известная особенность змеи жить несколько месяцев подряд без пищи и сбрасывать кожу или омолаживаться и ее чрезвычайное долголетие внушили древним естествоиспытателям и философам мысль, что секрет и инстинктивные привычки змееподобных можно испробовать на человеческом организме, за которым они решили наблюдать. Они обнаружили, что неизменно перед уходом в холодный сезон в свою нору змея обмазывается соком определенного растения, который добывается отламыванием листьев. Это растение – его название держится в тайне раджа-йогами – вызывает без каких бы то ни было значительных приготовлений или специальных тренировок, как в случае хатха-йоги, глубокую кому, во время которой парализованы все жизненные функции и приостанавливаются жизненные процессы. Эта йога научилась регулировать пребывание в таком трансе. Поскольку, когда наступило это состояние, не нарушается спокойствие и не изнашиваются органы, и тем самым не могут «истощаться», как это медленно происходит с ними во время естественного сна, поскольку каждый час обычного сна, наступающего ввиду наступления ночи и служащего для отдыха, отбирается у самого течения жизни. Таким образом, раджа-йогам иногда известно, как прожить двойное или тройное количество лет среднестатистической человеческой жизни и время от времени возвращать молодую внешность на небольшой период времени, а если они ощущают, что становятся стариками – то на целые годы. Так, по крайней мере, они объясняют этот кажущийся феномен. Ибо тот, кто видел подобные случаи – сам убедился, что это утверждение было неоспоримым фактом, а тот, кто при этом совершенно не верит в возможность магии, будь она божественной или диавольской, и полагает, что существование этого невиданного феномена должно объясняться точной наукой и демонстрироваться благодаря естественным силам, не должен совершенно отказываться выслушать какое-либо из правдоподобных объяснений. Оно может быть и слабо правдоподобным, и шансы противоположной выдвинутой теории могут показаться огромными – и все же это не совсем невозможно, и пока у нас не найдется более веская причина отвергнуть это, чем заурядное незнание о существовании такого явления – все это должно быть серьезно обдумано. Как часто точная наука вводит в заблуждение своим догматизмом, и это еще раз доказано последующим поражением ортодоксальных «обычных» врачей, как отмечено в «New York Tribune» и в том же самом случае доктора Таннера. Следующий отчет, зафиксированный 7-го июля, утверждает: Доктор Таннер говорит, что кризисная точка пройдена миновал. Этим утром он не испытывал серьезной тоски по пище. Никому не следует на этом основании думать, что проведенная таким образом проверка может привести жизненные органы к способности поддерживать свои функции без пищи. Один из врачей выразил мнение, что д-р Таннер может внезапно впасть в горячку через двенадцать или тринадцать дней после начала голодания. Если такое случиться, это может привести его к смерти в любой момент от тризма челюсти или мышечных конвульсий. Ему можно будет помочь только если это состояние обнаружится вовремя, однако такого шанса может и не представиться из-за его исключительно ослабленного состояния. Сегодня главное изменение в его состоянии – падение температуры, которая в 6 часов пополудни была 98,25. Если она упадет еще на пять градусов, то результат может оказаться фатальным. Доктор по-прежнему решителен и полон надежд. И все-таки телеграмма из Нью-Йорка позволила нам в предыдущем номере объявить, что доктор Таннер провел без пищи сорок дней и выжил – вот так! —[Йога включает в себя такую способность, как полную бездвижность, похожую на чрезмерно продолжительный сон, и весьма интересно отметить, что существуют зафиксированные примеры сна некоторых людей, продолжавшегося по несколько недель, месяцев, более того, даже лет.] Нам довелось познакомиться с русской дамой – мадемуазель Кашеренинофф – чья сестра, тогда еще незамужняя женщина примерно двадцати семи лет, регулярно спала непрерывно по шесть недель. После чего она пробуждалась, слабая, но не очень изможденная, и просила немного молока, ее обычную пищу. По прошествии двух, а иногда и трех недель, она начинала выказывать отчетливые признаки сонливости, а к концу месяца снова впадала в транс. Так длилось семь лет, и простые люди посчитали ее святой. Это происходило в 1841 году. Что сталось с ней потом, мы не можем сказать. [Йога определяется различными крупными специалистами по-разному. Некоторые определяют ее как ментальную абстракцию; некоторые – как безмолвную молитву; некоторые определяли ее как слияние вдыхаемого воздуха с выдыхаемым; иные как слияние разума с душой. «Благодаря йоге я понял действие приостановления кровообращения и дыхания. Йога главным образом разделяется на раджа-йогу и хатха-йогу».] Здесь автор делает явную ошибку. Он путает раджа-йогу с хатха-йогой, в то время как первая не имеет никакого отношения к физической тренировке хатхи или какой-либо иной из бесчисленных сект, которые сейчас приняли название и символику йогов. Уилсон в своих «Очерках… о религии индусов» таким же образом сбивается с толку и очень мало знает, если вообще знает что-либо, о настоящих раджа-йогах, которые относятся к Шиве не больше, чем к Вишну или какому-нибудь другому божеству. Только самые знающие среди дандинов Шанкары из Северной Индии, особенно те, кто помогает Раджпутане, могли бы – если бы захотели – дать некоторые верные замечания относительно раджа-йогов; ибо эти люди, которые приняли философские догматы веданты Шанкары, помимо всего прочего, глубоко изучили учения Тантры – названные дьявольскими теми, кто либо не понимал их либо отвергал эти учения из-за определенных предвзятых мнений. Если, говоря о дандинах, мы используем вышеуказанную фразу, начинающуюся с «если», то это потому, что нам довелось узнать, с какой тщательностью секреты настоящей йоги – мало того, даже ее существования как таковой – скрываются этим братством. Сравнительно поздно они стали на позицию обычной отговорки, и в ее поддержку привели своих самых крупных авторитетов, которые подтвердили мнение, что состояние йоги недосягаемо в настоящее время, или в эпоху Кали, пущенное ими же самими в оборот. «„Из-за перемены в ощущениях, господства греха в Кали и краткости жизни, как можно достичь экзальтации йоги?“ – вопрошает Кашикшанда.[286] Однако эту отговорку можно опровергнуть двумя словами и их же собственным оружием. Продолжительность нынешней калиюги – 432 000 лет, из которых 4 979 уже вышли. В самом начале калиюги родились Кришна и Арджуна. После восьмого воплощения Вишну страна обладала всеми своими исторически известными йогами, поскольку, что касается доисторических йогов или утверждающих, что они таковы, мы не считаем, что нам дано право навязывать их общественному мнению. В таком случае, считаем ли мы, что никто из этих многочисленных святых, философов и аскетов, от Кришны до покойного Вишну Брахмачарьи Бавы из Бомбея, никогда не достигал «экзальтации» посредством йоги? Повторение этого утверждения просто-напросто самоубийственно для их же собственных интересов. Но среди хатха-йогов – людей, которые порой путем физической и хорошо организованной системы тренировок достигают высших сил «чудотворцев» – никогда не было человека, достойного считаться истинным йогом. Скажем проще: раджа-йоги тренируют только свои ментальные и интеллектуальные силы, оставляя в покое физические, и производят лишь небольшие эксперименты физического характера. Поэтому во всем мире редчайшая вещь: обнаружить настоящего йога, хвастающего собою или охотно демонстрирующего такие силы – хотя он достигает их так же, как и йог, практикующий хатха-йогу, но посредством иной и гораздо более сильной интеллектуальной системы. Как правило, они категорически не признают эти силы, по вполне веским причинам. Настоящему йогу не надо принадлежать к какому-либо явному ордену аскетов, и он чаще известен как частная личность, чем член религиозного братства, и он не обязательно индус. Один кабир, будучи одним из них, обрушивался против многих из более поздней секты попрошаек, которые время от времени становились воинами, если даже не обычными бандитами, и этот кабир умелой рукой дал их краткий набросок: О, брат! я никогда не смотрю на такого йога, который, позабыв свое учение, блуждает повсюду, неряшливый и пренебрежительно относящийся ко всему. Он якобы следует вере Махадэвы[287] и называет себя выдающимся учителем: его сцена существует для демонстраций и находится на ярмарке или рынке. Майя – возлюбленная этого мнимого святого. Когда Даттатрайя разрушал жилище? Когда Сукхадэва собирал вооруженное воинство? Когда Нарада[288] взбирался на фитильный замок? Когда Вайясадэва дудел в трубу? и т. д. Следовательно, всякий раз, когда автор – доктор Пауль – упоминает о раджа-йоге, на самом деле имеется в виду хатха-йога. [ «Когда йог, посредством практики, становится способен удерживать себя в определенных позах и жить с ограниченным количеством пищи, он обретает склонность к уединению, к состоянию бездвижности посредством приостановки дыхания и произношения мантр». Затем следует небольшое руководство для отработки позиций, повторения мантр; и ямиасана и пранайяма, или вдох и приостановка дыхания.] Все вышесказанное, как мы уже говорили, это упражнения хатха-йоги, способствующие созданию физических феноменов, очень редко включающих в себя вспышки настоящего ясновидения, пока йог пребывает в своего рода состоянии искусственного экстаза. Если мы публикуем эти строки, то только из-за огромной ценности этой информации, которая, вероятно, предоставит проблеск правды скептикам, продемонстрировав им, что даже в случае хатха-йоги причина создания этого явления такая же, как достигнутые результаты, которые все можно объяснить с научной точки зрения; и что тем самым нет необходимости отвергать этот феномен a priori [заранее (лат.)], не исследуя его, или приписывать йогам что-либо, кроме естественных, хотя и тайных сил, более или менее скрытых в каждых мужчине и женщине. —[Доктор Пауль потом описывает восемь разновидностей кумбхака,[289] которую йоги практикуют с целью изучения природы Души. Кхешари мудра – это вытягивание языка путем сворачивания его в трубочку, а затем «питье молока», пока его не станет достаточно, чтобы пищевод его отторгнул, и в этот момент одновременное надавливание на надгортанник, причем настолько близко к голосовой щели, что запирает вдохнутый воздух внутри организма; тем самым, легкие и кишки будут полностью заполнены. Благодаря этому упражнению йог становится невосприимчив ко всему, что есть внешнее. Посредством этих действий он, вероятно, способен побороть смерть. «Он становится чистой душой и может проникать в тайны прошлого, настоящего и будущего. Без этого он никогда не будет поглощен Богом».] Поскольку наука и изучение философии йоги относятся к буддистской, ламаистской и другим предположительно атеистическим религиям, т. е. отвергающим веру в персональное божество, и поскольку религия веданты никоим образом не пользуется подобным выражением, мы должны понимать термин «поглощение Богом» в смысле единения со Вселенской Душой, или Парама-пурушей – Первоначальным или Единственным Духом. [Дается руководство по упражнению мулабандхи – процесс, благодаря которому молодой человек, говорят, становится стариком. Это достигается особой позой.] Эта поза едва ли обладает желаемым эффектом до тех пор, пока ее философия недостаточно хорошо понята и практикуема молодыми. Внешность старика, когда кожа морщинистая, а ткани расслаблены, может вернуться к прежнему состоянию, но временно, и при помощи Майи. Мулабандха же – это просто процесс погружения себя в сон (таким образом добиваются регулярных часов сна). [Уджайи кумбхака. Принять позу, называемую сукхасана, освободить ноздри посредством первой кумбхаки, дышать обеими ноздрями, наполнить желудок и горло вдохнутым воздухом, а потом медленно выдыхать его через левую ноздрю. Тот, кто практикует эту кумбхаку, излечивает все болезни, происходящие от недостаточного вдыхания кислорода. При помощи определенных поз, вкупе с особенным способом дыхания, йог способен побороть ринит, головную боль, червей в лобовых кавернах и другие недуги.] А если кто-то чувствует презрение к этому новому средству, используемому йогами, чтобы излечивать «острый насморк» (ринит), «червей» и другие недуги – что по сути дела есть лишь определенный способ ингаляции, – обращаем его внимание на факт, что эти необразованные и суеверные аскеты, похоже, всего лишь предвосхитили открытия современной науки. Об одном из самых последних открытий напечатано в прошлом номере «New York Medical Record» (за сентябрь 1880) в статье под названием «Новое и любопытное средство избавления от боли». Результаты опытов, произведенные доктором Бонвиллем, известным филадельфийским врачом, в 1872 году, с тех пор успешно применяются в качестве анестезии. Мы цитируем соответствующий абзац из Дубьюкского «Daily Telegraph»: В 1875 году доктор А. Ньюсон почитал доклад с благоприятными отзывами о своем опыте над этим на Международном медицинском конгрессе, и на недавней встрече в Медицинском Обществе графства Филадельфия прочитали отчетов касательно этого вопроса, после чего последовала горячая дискуссия. Для использования этого метода хирург просто требует от пациента очень быстро дышать, делая примерно сто вдохов в минуту, заканчивая каждый вдох быстрым выдохом. По окончании этого действия, длящегося от двух до пяти минут, наступает полное или частичное обезболивание, и это продолжается полминуты или больше, и в течение этого времени можно выдернуть зуб или сделать разрез на теле пациента. Пациент может находиться в любой позе, но рекомендуется, чтобы он лежал на боку, поскольку так удобнее положить на лицо больного носовой платок, чтобы он не видел происходящего. Во время ускоренного дыхания сперва пациент может почувствовать некоторое приподнятое настроение, сходное с опьянением, после чего последует ощущение опухания головы или головокружения. Лицо сначала багровеет, а потом бледнеет или даже становится голубым, сердце бьется очень слабо и ритмично, однако он не чувствует прикосновения и не теряет сознания. Этот эффект наступает у лиц женского пола быстрее, чем у мужчин, и проходит легче у людей среднего возраста, чем у стариков; дети с трудом могут дышать должным образом. Лучше с ними этот способ не использовать, поскольку в случае с детьми существует возможность опасности. Благодаря этому методу было успешно произведено несколько небольших операций, не только стоматологических, и это говорит о том, что в стоматологии, хирургии и акушерстве этот метод может заменить общую анестезию. Доктор Ньюсон объясняет это тем, что ускоренное дыхание сокращает насыщение крови кислородом и в результате уменьшается избыток углекислоты, временно отравляющей нервные центры. Доктор Бонвилль дает несколько объяснений этому; одно касается специфического эффекта углекислоты, другое – накопление будущей силы, производимой при быстрой мышечной деятельности, и третье – задержки поступления крови в мозг из-за избыточного количества воздуха, попадающего в легкие. «Record» не удовлетворился этими теориям, но считает хорошо доказанным тот факт, что от боли можно избавиться при помощи этого метода, который одобряется профессионалами, экспериментально подтвердившими его полезность. Если же точно доказано, что примерно сто вдохов и сто быстрых выдохов в минуту, заканчивающиеся быстрыми порывистыми выдохами, могут успешно уничтожить боль, тогда почему же не разработать разнообразные способы ингаляции кислорода, чтобы произвести другие и даже более удивительные результаты, пока не известные науке, а сидеть и ожидать ее будущих открытий? [ «Как пенджабский факир, задерживая дыхание, мог прожить сорок дней без пищи и питья?» – вопрос, озадачивший великое множество образованных людей в Европе.] Но успешный эксперимент по голоданию доктора Таннера, длительностью в сорок дней, который завершился недавно, подтверждает пенджабский феномен, в который иначе не поверили бы ученые. [«…я рассмотрел различные ответвления раджа-йоги, при помощи которой йог анализирует разнообразные телесные, умственные, нравственные, чувственные и религиозные основы, из которых состоит человек… И теперь я предоставляю краткий отчет о хатха-йоге». После подробного рассмотрения относительно самадхи и о разнообразных ответвлениях раджа-йоги к заметкам доктора Пауля сделано следующее замечание.] Эта система, развивавшаяся долгими веками практики, пока она не привела к вышеописанным результатам, практиковалась не в одной только древней Индии. Величайшие философы всех стран стремились обладать этими силами, и, безусловно, за внешне нелепыми позами нынешних йогов лежит скрытая от посторонних глаз глубокая мудрость древних веков, некогда включавших среди иных вещей совершенное знание того, что теперь называется физиологией и психологией. Аммоний Саккас, Порфирий, Прокл и другие практиковали это в Египте; а древние греки и римляне в период расцвета их философии тоже вовсе не брезговали следовать их примеру. Пифагор рассказывал о небесной музыке сфер, которую слышал в часы экстаза; Зенон считал мудрым человека, поборовшего все страсти, почувствовавшего счастье и возбуждение, но только в самом пике мучений; Платон выступал в защиту человека медитирующего и приравнивал его силы к божественным; и мы видим за христианских аскетов, которые посредством простого созерцания и самоистязания достигают сил левитации или аэробации, которые, хотя и приписывались чудодейственному вмешательству личного Бога, тем не менее реальны и являются результатом физиологических изменений в человеческом теле. «Йог, – говорит Патанджали,[290] – услышит небесные звуки, песни и разговоры небесных хоров. Он будет обладать восприятием их прикосновения в их переходе по воздуху» – что, переведенное на более ясный язык, означает, что аскет способен узреть духовным взглядом Астральный Свет, услышать духовным слухом реальные звуки, неслышимые для других, и жить и чувствовать, так сказать, Невидимую Вселенную. «Йог способен войти в мертвое или живое тело дорогой чувств и действовать этим телом как своим собственным». «Дорога чувств», наших физических ощущений, предполагает порождение в астральном теле, вечном двойнике человека, или дживатму,[291] умирающую вместе с телом; чувства здесь подразумеваются в их духовном смысле – сила воли высшего принципа в человеке. Истинный раджа-йог – стоик; и Капила, который имеет дело только с последним – полностью отвергая притязания хатха-йога к общению во время самадхи[292] с беспредельным Ишварой,[293] – описывает их состояние следующими словами: «Для йога во всем разуме все вещи отождествлены с духом. Что такое страстная влюбленность? Что такое горе? Он видит все вещи как одну; он лишен привязанностей; он никогда не радуется хорошему, равно как не обижается на зло… Мудрец видит так много мнимых вещей в том, что названо правдой, так много горести в том, что названо счастьем, что он отворачивается с отвращением… Я, достигший освобождения тела (от тирании чувств), не отношусь ни к какой-нибудь касте, ни к секте, ни к ордену; я не связан никакими обязанностями, не придерживаюсь ни шастр,[294] ни догматов, ни трудов ради заслуги; такой человек находится за пределами досягаемости разговора; он остается вдалеке от всех мирских забот; он отказался от любви и знания всех ощущаемых предметов; он никому не льстит, никого не почитает, ему не поклоняются и он не поклоняется никому; либо он практикует и следует обычаям своих собратьев, либо полностью пренебрегает этим». Может быть, это и считалось бы эгоизмом или мизантропией, если бы не делалось для того, чтобы стать ИСТИННЫМ АДЕПТОМ, к чему он так стремится. Но это нельзя понимать буквально, и нам придется рассказать об этом побольше в следующем номере, в котором завершится публикация трактата доктора Пауля о философии йоги. —[ «Хатха-йог, как и раджа-йог… живет в гумпха, или в подземной камере, и избегает человеческого общества». Одна из практик, которым следует при этом хатха-йог, называется дхути. Она подразумевает проглатывание льняной повязки, смоченной водой, имеющей три дюйма в ширину и пятнадцать локтей в длину,[295] это очень трудоемкий процесс. И всего несколько факиров способны совершить это.] К счастью, этот процесс и вполовину не так труден, как противен. Неистинный раджа-йог всегда готов проделать это. Кроме того, как заметит любой врач, этот процесс, если его повторить, становится весьма опасным для экспериментирующего. Существуют и другие «процессы», еще более ужасающие и совершенно бесполезные для психологических целей. [Хатха-йог также практикует мудры, или неподвижные позы.] Нет нужды напоминать постоянным читателям этого журнала о наших комментариях о принципиальной разнице между раджа– и хатха-йогами. Но такое напоминание может быть полезным для рядового читателя, не понимающего, о чем здесь написано, – он может вернуться к стр. 31 этого тома (ноябрь 1880) и просмотреть ее. Большинство же тех, кто и в наши дни принял название йога, имеют очень слабое представление о настоящей йоге, примерно какое бедняга Шинаман имел представление о церемониях и этикете в Гостиной Королевы. [Достоверный случай человеческой бездвижности – это когда факир из Пенджаба, прибыв в Лахор, велел закопать себя на любое количество времени без пищи и питья. Он был погребен, и за ним постоянно строжайше наблюдали 40 дней и ночей. Потом его откопал махараджа. Тело было теплое, а восстановление жизнедеятельности произошло очень быстро.] Будучи в Лахоре, мы узнали подобную же историю от свидетеля, одного местного джентльмена, который служил клерком у мэра Клода Вада, когда это происходило. Его занятный рассказ можно найти на стр. 94 этого тома нашего журнала (февраль 1881).[296] [Один факир, хатха-йог, прославился тем, что во время бездвижности у него перестали расти волосы.] Ссылаясь на остановку роста волос, некоторые адепты этой тайной науки, известные в Индии под названием йогов, претендуют на бoльшие знания, чем имеют. Они доказывают свою способность полностью приостанавливать жизненные функции организма на каждую ночь во время часов, предназначенных для сна. Тогда жизнь, так сказать, пребывает в состоянии полного прекращения. Изнашивание внутренних и внешних органов таким образом искусственно остановлено, и нет возможности их растрачивания; эти люди накапливают таким способом много жизненной энергии, чтобы использовать ее, когда проснутся, поскольку, когда они погружаются в сон, то во время этого состояния, если оно естественно, потоки энергии и накопление сил по-прежнему автоматически продолжаются в теле человека. Установлено, что в таком вынужденном состоянии, как состояние глубокого обморока, мозг работает не больше, чем если бы он умер, и потому кажется, что один век проходит за одну секунду, ибо восприятие времени теряется для человека, подвергшего себя этому процессу. При этих обстоятельствах у него не растут ни волосы, ни ногти, хотя, если человек действительно умирает, они продолжают расти, что доказывает, что атомы и ткани физического тела пребывают в состоянии совершенно ином от того, которое мы называем смертью. Ибо, в соответствии с физиологическим парадоксом, жизнь в мертвом животном организме проходит намного интенсивнее, чем в живом, который, как мы понимаем, чувствует себя не так уж хорошо, что уже было отмечено. Но среднестатистический скептик может отнестись к этому состоянию как к абсолютному нонсенсу, хотя те, кому удалось проверить его на себе, считают это неоспоримым фактом. Некоторые факиры из Непала иногда соглашались продемонстрировать этот эксперимент. Один из них, перед тем как попытаться впасть в спячку, тщательно прошел все церемонии подготовки, описанные доктором Паулем, и принял все необходимые меры предосторожности; второй просто пустился в процесс, известный ему и другим как временное состояние полного паралича, не налагая никаких ограничений во времени – он мог пребывать в таком состоянии несколько месяцев, равно как и часов, и случаи долгого погружения в него известны в некоторых ламаистских монастырях Тибета как… В результате, тогда как волосы, борода и ногти первого росли в течение шести недель, несмотря на то, что это было едва заметно, то клетки последнего остались такими же закрытыми и бездействующими, как если бы он на этот период времени превратился в мраморную статую. Поскольку мы лично не видели ни этих людей, ни эксперимента, то можем утверждать только обычным путем возможность такого феномена, а не подробности этого специфического случая, хотя мы скорее усомнились бы в реальности нашего существования, чем в правдивости тех, от кого узнали эту историю. Мы лишь надеемся, что среди скептиков и материалистов, которые наверняка отнеслись к этому с насмешкой, мы не найдем ни одного человека, который, несмотря на неверие нам, твердо поверит в историю воскрешения наполовину разложившегося Лазаря и в другие похожие чудеса, но будет готов уничтожить теософа за его убеждения, хотя никогда не осмелились бы совершить то же самое с христианином. [Йог, который практикует унумани мудра, говорят, способен призвать душу, пробудить ее и наслаждаться счастьем.] Такой йог больше похож на настоящего раджа-йога и настоящего человека, занимающегося наукой. [Йог достигает увеличения особого притяжения (гаримы), заглатывая огромные глотки воздуха и сжимая их внутри своего организма.] Это то, что три года тому назад описано в «Разоблаченной Изиде» как феномен, называемый нами «переменой электрической полярности» (см. Том I, с. xxiii и xxiv; статья об АЭРОБАЦИИ). [ «Йог, в состоянии вызванного им транса, достигает силы предсказывания грядущих событий,[297] понимания неизвестных языков (а), исцеления различных заболеваний (b), понимания мыслей других людей (c), способности слышать звуки на расстоянии или видеть отдаленные предметы, ощущать таинственные ароматы… И понимания языка животных и птиц (d)».] A. Как глухонемой человек учится понимать точное значение сказанного по простому движению губ и лицу говорящего, не понимая ни одного языка с фонетической точки зрения, так другие сверхчувства надо развивать в душе. В физическом разуме немого шестое и в той же мере феноменальное чувство развилось в результате практики, что поддерживает его при отсутствии остальных двух чувств. B. Магнетическая и месмерическая аура, или «флюид», могут быть выработаны и сконцентрированы в любом человеке почти до сверхъестественной степени, не считая лишь тех, кто от природы совершенно пассивен. C. Нам известно о такой способности, существующей в некоторых личностях, которые далеко не были адептами или йогами и никогда не слышали о последних. Можно легко усовершенствоваться при помощи силы воли, упорства и упражнений, особенно людям, которые уже родились с природными аналитическими силами, интуитивным восприятием и определенной склонностью к наблюдению и проницательности. Такие люди смогут, если только сохранят совершенную чистоту, развить способность чтения мыслей других до такого уровня, который покажется чуть ли не сверхъестественным. Некоторые очень проницательные, но совершенно необразованные лондонские и парижские детективы развили в себе эту способность почти до совершенства. Ее можно усилить при помощи изучения математики и тренировок. Если подобное бывает с обычными людьми, то почему бы такому не случаться с теми, кто посвящает этому всю свою жизнь, помогая себе изучением и накоплением опыта многих поколений мистиков и под обучением настоящих адептов? D. Дуализм души – отнюдь не фантазия, и, возможно, однажды это будет можно объяснить языком науки, когда психофизиологические способности человека станут изучены лучше и когда истина больше не будет приноситься в жертву самомнению, тщеславию и рутине. Наши физические ощущения не имеют никакого отношения к духовным или психологическим способностям. Последние вступят в действие, когда первых остановит Китайская стена, окружающая Империю Души и называемую — МАТЕРИЕЙ.[Пракамьей называется сила сбрасывания старой кожи и поддерживания молодой внешности на неопределенный период времени. По словам некоторых писателей, это определяется состоянием входа в организм другого (e)».] E. Вероятно, тибетские хобилганы и шабероны, если бы захотели, могли бы нам что-нибудь рассказать. Великая тайна, окутывающая секрет реинкарнации их великих далай-лам, их высших хобилганов и других, кто так же, как и первые, как предполагается, через несколько дней после того как их Просвещенные Души покидают свои одеяния смертных, реинкарнируются в тело молодого, но прежде того слабенького ребенка, тоже остается пока сокрытой. Эти дети, постоянно пребывающие на пороге смерти, когда их телам предназначено стать обиталищами Душ усопших Будд, обретают силы тотчас же после церемонии и, если не считать несчастных случаев, живут долгие годы, выказывая характерные черты и те же самые особенности характера, нравы и пристрастия, которые были у усопшего. Но довольно об этом. [Относительно силы, называемой вашитва, имеются наблюдения…] Вашитва также приводит к власти над прирученными живыми созданиями и деланию их послушными вашим желаниям и приказам. [ «Про Пифагора, некогда посетившего Индию, говорили, что он при помощи силы воли и слова приручил свирепого медведя, сумел воспрепятствовать быку пожирать зерна и остановил орла в полете (f)…».] F. Существуют месмерические искусства, и только ученые, занимающиеся (не)точными науками, утверждают, что в наши дни месмеризм не признается. Об этом подробно описано в «Изиде», а о силе Пифагора рассказывается в томе 1-ом, на с. 283 и далее. [Ишватва, или божественная сила. «Когда страсти обуздываются нашими желаниями, разум становится спокойным, а душа пробуждается. Йог становится полным Брахмой (Высшей Душой) (g)… Йог, который достигает этой силы, может восстановиться из смерти к жизни (h)».] G. В данном случае это означает, что душа, освобожденная от телесных уз при помощи определенных упражнений, дисциплины и чистоты помыслов в течение всей жизни последней, достигала сил, идентичных ее первоначальной сущности, то есть, вселенской души. Она побеждала своего материального стража; земные грубые аппетиты и страсти последней и ее деспотические хозяева превращались в ее рабов, потому душа становилась свободной и впредь, чтобы упражняться в своих трансцендентальных силах, неподвластных никаким оковам. H. Жизнь однажды угасшую нельзя возвратить обратно, но другую жизнь и другую душу иногда можно воскресить в покинутом обиталище, если поверить ученым мужам, никогда не заявлявшим заведомой неправды. Всякий раз, когда слово «душа» появляется по ходу наших комментариев, читатель должен иметь в виду, что мы не пользуемся им в смысле принципа бессмертия человека, а используем группу персональных качеств, которыми обладают скопления материальных частиц и понятие о возрождении которых за пределами физического или материального, и обретает личину на больший или меньший период, соразмерно грубости или чистоте личности. У различных корреспондентов спросили, можно ли достигнуть сиддх йоги[298] примитивно-грубой хатха-йогой, и многие знатоки высказались «The Journal of Science» (Лондон), что нельзя, при этом применяя всякие острые выражения, которые недавно цитировались на этих страницах. Однако факт, что существует другой, не вызывающий возражений и разумный процесс, подробный отчет о котором нельзя представить в ответ праздному человеку, который не должен даже интересоваться настоящим комментарием. К этой теме можно будет возвратиться в более благоприятное время. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|