• Оккультизм как таковой
  • Центральные фигуры русского оккультизма
  • Е. И. БЛАВАТСКАЯ
  • ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ГУРДЖИЕВ
  • Советская символика глазами астрологов
  • Приложения

    В этой книге очень часто, едва ли не на каждой странице, упоминаются оккультные науки, потусторонние силы, мистицизм, эзотерические доктрины и так далее. В этой связи представляется разумным дать читателю ознакомиться хотя бы вкратце с тем, что, собственно говоря, все эти термины означают. Кроме того, русский оккультизм имеет своих представителей, которые во всем мире почитаются как одни из основателей данной системы мировоззрения вообще. Поэтому ниже рассказано о сути оккультного учения, а также приведены очень краткие биографические очерки тех личностей, не упомянуть о которых вовсе в данном контексте попросту не представляется возможным.

    Для начала дадим два кратких определения.

    ЭЗОТЕРИКА. Термин возник в эпоху эллинизма (IV–III век до нашей эры) и обозначал систему догм религиозного, философского или иного учения, доступную прошедшим обряды посвящений. За прошедшие столетия слово приобрело новое звучание. Теперь под термином эзотерика (или эзотеризм) понимают представление о мире и человеке как единстве макрокосма и микрокосма, не ограничивающееся рассмотрением одних только материальных характеристик — это еще и метод познания так называемой «внутренней сущности» всех вещей.

    ОККУЛЬТИЗМ. Учение о скрытой взаимосвязи между событиями и явлениями, не объяснимой полностью ни с точки зрения канонического богословия, ни с точки зрения рациональной науки. К оккультизму можно отнести магию, астрологию, методики воздействия на человека, связанные с паранормальными явлениями (в частности телепатия) и т. д. Гипноз также можно отчасти рассматривать как своеобразную разновидность оккультной науки, поскольку довольно долгое временя он был частью магической практики.

    Оккультизм как таковой

    Оккультизм не разделяет воззрения церкви на природу дьявола и злых духов и называет этим именем астрал и некоторых его обитателей. Если наука пытается повсюду установить причинную связь, то оккультизм — аналогическую, и сами оккультисты признают, что их подход к познанию мира отличается от научного. Термин оккультизм возник в XVI веке, до этого времени эзотерические учения обычно называли мистикой, мистицизмом. Современное оккультное мировоззрение оформилось в XIX веке в Европе, чему во многом способствовал французский оккультист Элифас Леви, который систематизировал оккультные знания, придав им стройную систему. С этого времени понятие оккультизм получило широкое распространение. Понятие оккультизм не является названием какого-то одного конкретного учения, а представляет собой общее обозначение целого класса учений, в основе которых лежат некие объединяющие их идеи: самосовершенствование собственными силами, безличный бог, наличие неких высших сил. Наука оккультизма произвела на свет различные доктрины и братства; его теория сложным образом переплетена с герметизмом, розенкрейцерством и масонством. Современный оккультизм имеет множество названий.

    Оккультные Науки — науки тайн природы — физических, психических, ментальных и духовных; называемые герметическими и эзотерическими науками. На западе таковой можно назвать каббалу; на Востоке — мистицизм, магию и философию йоги. Несмотря на наличие большого количества оккультных школ, философское ядро оккультизма едино: оккультизм представляет целую философскую систему, имеющую целью синтезировать знания, чтобы установить законы, управляющие всеми явлениями видимого и, главным образом, невидимого мира. Сами оккультисты считают свое учение религиозным. По их словам, оккультизм должен быть религиозен не только в теории и чувствах, но и на практике. Учение о боге в оккультизме противоречиво: с одной стороны бог есть абсолют, проявляющийся в вечности бессмертием индивидуализированного бытия, исторгнутого из мрака небытия. Вселенная едина с богом.

    Но оккультисты утверждают, что вся совокупность вещей и существ нашей природы является носителем и выразителем божества, что роднит его в определенной степени с пантеизмом. Оккультизм решительно отрицает существование сверхъестественного в мире: явления, которые зовутся сверхъестественными, просто пока не поддаются объяснению, а таковых много и в области чисто материальной. В оккультных школах широко развито учения о тонких мирах. Чаще всего говорится о существовании трех миров, трех планов существования: мир духовный, мир астральный и мир физический. Представителем первого является дух, второго — энергия или сила, третьего — материя. Второй мир служит посредником между первым и третьим, все миры проникают друг в друга в большей или меньшей степени. Миры отличаются уровнями вибрации своей материальности. Дух и материя в оккультизме едины по природе; часто делается аналогия соотношения материи и духа с водой в разных ее состояниях: пар, жидкость, лед. Оккультизм вводит понятие «вибрация материи», изменение вибрации материи ведет к изменению и ее самой, переходу, скажем, из духовного мира в астральный, из астрального в физический и наоборот. Тонкая материя является основой оккультного учения и магии: «Силы, изучаемые Оккультизмом, по природе своей, связаны с тонкой материей, совершенно отличной от нашей физической природы, и эта, находящаяся в нас, материя одинаково необходима как для наблюдения, так и для воспроизведения изучаемого явления.

    Вследствие этого исследование требует соблюдения совершенно особых условий. С точки зрения практической деятельности, согласно оккультизму, посвященный повелевает природой, и главным инструментом здесь является его мысль, которая не только заставляет вибрировать астрал, но, конденсирует его в какую-нибудь форму» (астрал — это переходный мир между физическим и духовным мирами). Одна из главных задач оккультиста состоит в обучении влиянию на астральную материю: он учится сознательно выходить из физического тела и путешествовать в астральном теле по тонкому миру.

    Его населяют элементали, духи стихий и природы, враждебные по отношению к человеку. Это духи камней, воды, растений, деревьев. Враждебное отношение к человеку вызвано тем, что человек постоянно стремится поработить элементали, заставить их работать на себя. Считается, что, воздействуя на элементалей, человек может управлять стихиями, т. е. фактически повелевать природой. Астральный мир отражает все мысли человека, которые в этом мире становятся полусознательными энергетическими полями, мыслеформами. Это человеческие мысли в астрале. Всякое желание человека принимает форму хотя бы неясной мысли, так и образы, вызываемые воображением человека в астрале, представляют собой астральное существо, которое стремится реализоваться в материи. Каждая мысль зарождает некое тонкое существо, мыслеформу. Чем более какая-то мысль захватывает человека, тем реальнее становится существо в тонком мире, и тем мощнее его влияние на своего создателя. На определенном уровне мыслеформа способна полностью подчинить себе своего творца, но если человек перестает подпитывать мысль, теряет к ней интерес, то она постепенно растворяется в астральной материи. Следующий класс существ тонкого мира называется эгрегоры. Так оккультисты называют астральные существа, порожденные обществом людей, объединенных одной мыслью и волей, и представляющие их дух. Эгрегор — это те же мыслеформы, которые объединяются в тонком мире в энергетические поля, основанием для их объединения служит совпадение их вибраций. Разные мысли порождают разные вибрации в тонком мире: чем чище мысль, тем выше частота вибрации и тем выше ее мощность в астрале. Подобные мысли объединяются в общие энергетические поля, которые и называются эгрегорами. Сила влияния таких эгрегоров на людей велика; все организации, все государства, все религии имеют свои эгрегоры. Фактически вся история человечества хранится записанной в астральном архиве. Главная же задача оккультиста заключается в самосовершенствовании, которое во многом достигается путем анализа своих психических состояний. С точки зрения оккультизма, мир человеческой психики: мысли, чувства человека, являются отражением духовного и астрального миров, поэтому, наблюдая за своими внутренними состояниями, оккультист тем самым постигает их. Нужно заметить, что по сути своей оккультизм механистичен, возможно, именно поэтому его так любят представители технической интеллигенции. Как оккультизм относится к христианству, хорошо определила Е. П. Блаватская: «… великий пророк-медиум выдал близкий ему дух, гневного «Иегову» за дух самого Бога, и тем обрел незаслуженные венки и почести». Подобное противоречие оккультного учения вероучению христианской церкви позволяет утверждать, что между христианством и оккультизмом нет ничего общего.

    Итак, оккультизм:

    * не имеет никакого отношения к науке и религии;

    * это учение имеет свои внутренние противоречия;

    * никаких доказательств истинности оккультных идей нет и быть не может, так как оккультизм базируется на личном опыте собственных учителей.

    Центральные фигуры русского оккультизма

    Е. И. БЛАВАТСКАЯ

    Елена Петровна Блаватская родилась 12 августа 1831 г. в Екатеринославе. О своих детских годах сама Блаватская вспоминает: «баловство и проказы, с одной стороны, наказания и ожесточение, с другой. Бесконечные болезни до семи-восьми лет, хождение во сне по наущению дьявола. Несколько нянек, и одна — наполовину татарка… Солдаты отца заботились обо мне. Мать умерла, когда я была ребенком. Странствовали с отцом и его артиллерийским полком до восьми-девяти лет, иногда навещая бабушку и дедушку… В детстве я познакомилась с ламаизмом тибетских буддистов. Я провела месяцы и годы среди ламаистских калмыков Астрахани и с их первосвященником… Я была в Семипалатинске и на Урале вместе со своим дядей, владельцем обширных земель в Сибири у самой границы с Монголией, где находилась резиденция Терахан-ламы. Совершала также путешествия за границу».

    О том, что девочка обладает незаурядными способностями понятно стало довольно рано. Вот что пишет ее тетка: «Столько сил, сосредоточенных в одной личности, соединение самых необычайных проявлений, идущих из одного и того же источника, как у нее, — это, конечно, небывалый случай, возможно, и не имеющий равных себе. Я давно знала, что она владеет величайшими медиумическими силами, но, когда она была с нами, силы эти не достигали такой степени, какой они достигли теперь… Она была воспитана как девушка из хорошей семьи, но об учености не было даже и речи. Но необыкновенное богатство ее умственных способностей, тонкость и быстрота ее мысли, изумительная легкость, с которой она понимала, схватывала и усваивала наиболее трудные предметы, необыкновенно развитый ум, соединенный с характером рыцарским, прямым, энергичным и открытым, — вот что поднимало ее так высоко над уровнем обыкновенного человеческого общества и не могло не привлекать к ней общего внимания, следовательно, и зависти и вражды всех, кто в своем ничтожестве не выносил блеска и даров этой поистине удивительной натуры». Сама Блаватская о своих неординарных способностях говорит следующее: «в возрасте от восьми до пятнадцати ко мне каждый вечер приходил какой-то старый дух, чтобы через мою руку письменно передавать различные сообщения. Это происходило в присутствии моего отца, тети и многих наших друзей, жителей Тифлиса и Саратова. Дух этот (женщина) называл себя Теклой Лебендорф и подробно рассказывал о своей жизни. Родилась она в Ревеле, вышла замуж. Рассказывала о своих детях: захватывающую историю старшей дочери 3, и о сыне Ф., который покончил с собой. Иногда и сам этот сын приходил и рассказывал о своих посмертных страданиях. Старая дама говорила, что она видит Бога, Деву Марию, толпы ангелов. Двух из ангелов она представила нам всем, и, к великой радости моих родных, ангелы обещали охранять меня и т. д., и т. д.».

    Уже в 1848 году Блаватская вышла замуж, но вскоре сбежала от мужа и отправилась путешествовать. С 1848 по 1672 годы она побывала в Египте, Афинах, Смирне, Малой Азии, попыталась проникнуть в Тибет, но это ей не удалось. В 1851 г. Англия, где Блаватская встречает учителя, которого сама зовет Покровителем, уверяя что он и являлся ей в детстве. Далее — Южная Америка, Индия, еще одна попытка попасть на Тибет, Китай, Япония. В декабре 1853 посещает нашу страну и до 1863 проживает в Тифлисе. В 1864 году проникает, наконец, в Тибет, откуда уезжает на короткое время (1866 год) в Италию, затем снова перебирается в Индию и через горы возвращается в Тибет. В 1872 году она едет через Египет и Грецию к своим родным в Одессу, а оттуда в следующем 1873 году уезжает в Америку.

    Очевидно, главной целью этих странствий всегда оставался Тибет, и спустя восемь лет упорных попыток Блаватской удалось осуществить свою мечту. Несомненно именно путешествие по Тибету является наиболее интересным моментом ее биографии. О них Блаватская напишет в своей книге «Разоблаченная Изида», где утверждает, что в Западном и Восточном Тибете имеется две формы религии: популярная общедоступная и тайная. Во многих ламаистских монастырях имеются школы магии, некоторые монахи обладают «изумительными психическими силами».

    С 1873 года Блаватская живет в Америке, зарабатывая шитьем галстуков и изготовлением искусственных цветов. В это же время она знакомится с полковником Олькоттом, который становится ее верным последователем. Наконец, 7 сентября 1875 года проходит первое заседание теосовского общества созданного Блаватской. Туда вошли несколько литераторов, еврейский раввин, президент Нью-Йоркского общества по расследованию спиритизма, два врача и еще несколько лиц. В 1882 году в Бомбее Блаватская тяжело заболела, здоровье ее оказалось сильно подорванным, что и вынудило покинуть страну. В Европе начала работать над следующей книгой. «Тайная доктрина» — главный труд ее жизни. Эта книга представляла собой комментарий к сакральному тексту, который Блаватская, по ее собственному утверждению, видела в тибетском монастыре. Первый том повествует о сотворении мира, единый бог населяет его многообразными мыслящими существами. Впервые бог обнаруживается через эманацию и три следующие друг за другом формы разума. В книге много иллюстраций — треугольники, свастика, углы которой загнуты по часовой стрелке — Блаватская понимала под свастикой «падение человека в материю», а также «молот Тора» — грозное мистическое оружие, с помощью которого Тор побеждал людей и богов. Книга вызвала живой интерес несмотря на множество неувязок, слабую аргументацию, и видимо, это связанно с удачной формой изложения, подкрепленной, к тому же, множеством цитат. В мае 1891 года Елена Петровна Блаватская скончалась. Ее тело было предано сожжению, а оставшийся пепел был разделен на три части: одна часть сохраняется в Адьяре, другая в Нью-Йорке, третья оставлена в Лондоне.

    ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ ГУРДЖИЕВ

    Родился 28 декабря 1877 года в Александрополе; мать его была армянкой, а отец греком. В детстве учителем Георгия был настоятель русского кафедрального собора, который оказал значительное влияние на его духовное развитие. В ранней юности Гурджиев отправился в путешествие по Азии, в Эфиопию и Соломоновы острова, возможно во время этих путешествий он общался с некоторыми эзотерическими обществами. Есть сведения, что в течение десяти лет Гурджиев был тайным российским агентом в Тибете. Он мог играть политическую роль, так как они знали, что он обладал духовными силами, а в этой стране это наиболее важно, особенно среди высокопоставленного духовенства. Он был наставником Далай-ламы и бежал вместе с ним, когда англичане захватили Тибет. Хотя вообще сведений о том периоде его жизни немного, с его слов известно, что он занимался археологией и изучал ламаизм. Именно в этот период сформировался его собственный взгляд на мир, который и был положен в основу его учения позже.

    В начале 1916 года Гурджиев появился в Петербурге уже как адепт «высшего знания». Там он познакомился с Петром Успенским. Успенский описывает свою первую встречу с Гурджиевым в книге «В поисках чудесного»:

    «Мы пришли в небольшое кафе на шумной, хотя и не центральной улице. Я увидел человека восточного типа с черными усиками и пронзительными глазами, который удивил меня прежде всего тем, что… он совершенно не гармонировал с местом и атмосферой. Я был еще полон впечатлений о Востоке, а этот человек с лицом индийского раджи или арабского шейха, которого легко было представить в белом бурнусе или в позолоченном тюрбане, сидел здесь… в черном пальто с вельветовым воротником и черном котелке и производил странное, неожиданное и почти пугающее впечатление, как человек, неудачно переодетый, вид которого стесняет вас, потому что вы видите, что он не тот, кем он хочет казаться, и вы должны говорить и вести себя так, как будто вы не видите этого. Он говорил по-русски неправильно, с сильным кавказским акцентом, и этот акцент, с которым мы привыкли ассоциировать нечто отличное от философских идей, еще более усиливал странность и неожиданность впечатления».

    Впоследствии Успенский собрал общество последователей Гуджиева. После установления диктатуры пролетариата Гурджиев перебрался в Париж, где основал Институт гармонического развития человека и где в течение 10 лет работал с учениками. Гурджиев оттачивал систему обучения, направленную на примирение основных функций человека — мышления, чувств, и физической деятельности. Периодически устраивались публичные представления, на которых демонстрировались достижения учеников. Влияния на европейскую культуру Гурджиев не оказал, так как оставил очень мало работ, но его имя часто связывают со становлением оккультных систем — как в СССР, так и в Третьем рейхе. Самые основные идеи его учения таковы, в собственном изложении Гурджиева: «Вы не понимаете вашей собственной ситуации. Вы в тюрьме. Все, что вы можете хотеть для себя, если вы здравомыслящий человек, это освободиться. Но как освободиться? Необходимо прорыть туннель под стеной. Один человек не может сделать ничего. Но если, предположим, там десять или двадцать человек, если они работают по очереди и один охраняет другого, они могут закончить туннель и освободиться. Кроме того, никто не может освободиться из тюрьмы без помощи тех, кто освободился прежде. Только они могут сказать о том, какой способ побега возможен, и могут достать инструменты, напильники, все, что может быть необходимо. Но один-единственный пленник не может найти этих людей или прийти в контакт с ними. Ничто не может быть достигнуто без организации. Одним из препятствий, стоящих перед теми, кто хочет освободиться, является то, что человечество существует на этой планете для определенной цели и эта цель не будет достигнута, если более чем несколько процентов людей доберутся до высших уровней бытия — течение субстанции с высшего уровня к низшему резко нарушится».

    Главную движущую силу мироздания Гурджиев называл Абсолютом. Из Абсолюта происходит бесконечное число «лучей творчества», и один из этих лучей породил все планетарные системы, звезды и галактики. Ступени в луче творчества отличаются числом законов. На уровне Абсолюта существует только один закон — единство воли к творению; на следующем — три закона; на следующем — шесть и так далее. Нашей Землей управляют сорок восемь законов. Так как мы живем под сорока восемью законами, мы очень удалены от воли Абсолюта. Если мы освободимся от половины этих законов, мы будем на один круг ближе, и так далее. Двигаясь к Абсолюту, освобождая себя шаг за шагом от механических законов, стесняющих нас, мы идем по пути самореализации. Из этих законов вселенной главнейшим (потому как он касается всех событий, безотносительно к тому, где они происходят) является закон, названный Гурджиевым Законом Трех. Этот закон гласит, что каждый феномен бытия — это результат действия трех сил, которые могут быть названы активной, пассивной и нейтрализующей. Эти силы присутствуют везде, даже в самой первой ступени луча творчества, где они объединяются, что отражено во многих мировых религиях: Брахма-Вишну-Шива или Отец, Сын и Дух Святой. Творение зависит от соединения этих сил — ничто не может существовать, если в нем не присутствуют все три. Следующий закон — Закон Семи. Этот закон управляет последовательностью событий. Он утверждает, что любой акт творчества происходит нелинейно. Закон Семи объясняет, почему, когда что-либо начинается, оно не может продолжаться до бесконечности: почему ливень ослабевает, а зима сменяется летом. Своего рода символом этого закона являются семь нот. Состояние, в котором находится человек, по Гурджиеву, значительно отличается от его представления об этом состоянии. «Иллюзия единства или неизменяемости создается в человеке в первую очередь ощущением собственного тела, собственным именем, которое в нормальных случаях остается одним и тем же, и в-третьих, множеством привычек, которые внушаются ему воспитанием или приобретаются подражанием. Имея всегда те же самые физические ощущения, слыша всегда то же самое имя и замечая в себе те же самые привычки и склонности, которые он имел прежде, он верит, что он всегда остается одним и тем же».

    Кроме того, в учении Гурджиева фигурирует и понятие реинкарнации: «Бессмертие, имеет несколько относительных уровней, которые зависят от проделанной индивидуумом психологической работы». Подобно Блаватской Гурджиев обращается к восточной религии, пытаясь объединить их с западным мировоззрением. По некоторым свидетельствам, Гурджиев был знаком со Сталиным: в его книге «Встречи с выдающимися людьми» была глава под названием «Князь Нижарадзе», которая в дальнейшем была им самим уничтожена. А известно, что имя Нинжарадзе было одним из псевдонимов Сталина.

    Советская символика глазами астрологов

    В тексте книги неоднократно упоминалась также древнейшая, пожалуй, область оккультного знания — астрология. Эта наука, с ее небесными домами и зодиакальными знаками, существует поистине с незапамятных времен. Возможно, кстати, что в какой-то степени это связано с тем, что астрология, по сути, как бы привносит в жизнь многих людей некий религиозный элемент или мотив. Причем интерес к астрологии и паранормальному, бесспорно, имеет под собой нечто общее. А именно — желание влиять на реальные события и истолковывать их, не принимая при этом во внимание либо научные, либо даже просто духовно-нравственные аспекты. Мы живем в мире, который в состоянии видеть, наши тела можно осязать, мы ощущаем вкус пищи и т. д. но наш мир ограничен лишь физическими параметрами. Так ли это на самом деле? и где действительно пролегают границы реального? То есть вопрос в том, можно ли говорить о некоей реальности, лежащей за пределами видимого мира.

    Но, как бы то ни было, астрология сегодня у нас в стране пользуется необычайной популярностью, и в этой связи представляется любопытным привести мнение астрологов о советской символике — с их точки зрения. Далее в тексте будут встречаться цитаты, которые взяты из статьи Владимира Гужова, одного из авторитетных современных российских специалистов в данной области; статья, кстати, называется «Об оккультизме Советского государства» (опубликована в газете «Голос», 1991 год; обновленная редакция от 13. 06. 01. размещена на сайте газеты в Интернете).

    По мнению В. Гужова, в СССР был наиболее выражен символизм Сатурна, он виден в государственном гербе, т. к. астрологический символ Сатурна по начертанию напоминает серп, который будучи перекрещен с молотом указывает на Сатурн совершенно однозначно. «Серп», — пишет В. Гужов — «всегда символизировал Сатурн, архитипически изображаемый в виде бородатого мужика, серпом снимающего жатву времени. (…) Сатурн, это еще и «порядок», жестко регламентированный, тот, по которому сейчас сожалеют новые «жрецы Сатурна». В оккультном и астрологическом смысле Сатурн — покровитель камней, покровитель старчества, мест последнего упокоения, склепов и кладбищ, мест заключения и уединения, его камень — гранит (оникс, обсидиан и все черные), цвет черный, металл — свинец. Ступени — символ Сатурна в Козероге — символ преодоления, постепенного, поэтапного движения к цели, все это мы видим в символах государственной власти: гранитный ступенчатый склеп, кроме предмета поклонения, является еще и трибуной для одетых в черное и разъезжающих на черных машинах геронтократов, держащихся в уединении от масс людских. Их жизнь скрыта от взоров (Сатурн покровитель всего тайного и скрытого)».

    Значение черного цвета в государственной символике трудно переоценить, сам по себе черный цвет стал ассоциироваться с властью и силой. Черный «ЗИЛ», черная «Волга», и черный «воронок», Черные кожанки комиссаров. В культе смерти и захоронений, а это сатурнический культ, его влияние проявляется в том, что места последнего упокоения служителей нового культа вынесены на «святое» место, доступное в основном для массового поклонения (не для индивидуального), и превращенное в своего рода капище. Все эти грандиозные монументальные памятники, преимущественно гранитные, нарочитая строгость форм, солидность и помпезность, пышные погребальные церемонии — это как бы создание новой, сатурнической сакральности».

    Таким образом, по мнению В. Гужова, через оккультный смысл серпа и молота можно проникнуть в глубинную сущность государственной системы. Далее он указывает, что после сатурнического символизма в бросаются в глаза красные флаги, красные звезды, красные банты, красные гвоздики и красные книжечки. Весь этот символизм соответствует Овну, и правящей его планете — Марсу. «Астрологически Зодиакальному знаку Овна соответствует рубин, металл — железо или сталь, красный цвет. Этот знак принадлежит стихии огня. Психологически — энергичность, напористость, движение рывками с огромным напором от одного препятствия к следующему, недоумевающая остановка — и пробивание лбом очередной стены. Все это явственно реализуется на «внешнем облике» нашей страны, начиная рубиновыми звездами, и кончая культом армии и вооруженных сил, который здорово проявился в определенные моменты нашей истории. Внутренне овновские свойства проявляются в виде ударных пятилеток, а чистейшее проявление Овна — лозунги «Даешь!», «Догоним и перегоним!». Овен действует нахрапом и силовые методы решения проблем — его неотъемлемое свойство».

    После Марса можно выделить символику Луны. Она отвечает за внешний «облик», характер, эквивалент личности человека. «Ее проявление чувствуется уже в названии — наше государство Советское, а советы — одна из лунных функций. То, что Советы подчинены Луне явствует, кроме прочего из того, что задачи Советов по сути своей «бытовые», Советы явились как бы воспринимающим верховную власть органом.

    В целом же сочетание этих трех планет «достаточно напряженное и дисгармоничное, Луна подавлена сильным Сатурном, а сочетание Марс — Сатурн саморазрушительно, ибо энергия Марса грозит стабильности и покою, горячо любимому Сатурном. Не случайно начало всякого кровопролития на территории бывшего СССР приходится на соединение этих двух планет. С такого соединения начался Нагорный Карабах, Грузия, Молдавия».

    Таким образом, по мнению В. Гужова, зная оккультный символизм, и анализируя с астрологических позиций характеристики правящих планет можно понять все, что происходило во всех сферах жизни советского государства — искусстве, литературе, науке, образовании и т. д.









    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх