И в 1938 году И. В. Сталин поставил в истории советского оккультизма жирную точку. Поставил со всей, столь ему свойственной, основательностью — ибо нет никакой информации, что кто-то всерьез занимался оккультными науками в военные и послевоенные годы. Автор полностью согласен здесь с мнением А. И. Первушина: «Те или иные сообщения, появляющиеся иногда под громкими заголовками на страницах сегодняшних газет, оказываются на поверку либо откровенной мистификацией с целью увеличения тиража, либо перепевом старых мифов на новый лад».
Примерно с конца 30-х годов сталинские спецслужбы оказались искренне убеждены в том, что в стране действуют не только агенты империалистических разведок, скрытые оппозиционеры и недобитые белогвардейцы, но и враждебно настроенные к советской власти маги — оккультисты. Временами перипетии этой полумифической борьбы выплескивались на страницы прессы. Так, в середине 1928 года в газетах «Ленинградская правда» и «Красная звезда» появились сообщения, что чекистами была раскрыта Великая ложа «Астрея» во главе с 70-летним «черным оккультистом» Георгием Оттоновичем Мебесом. Начатое расследование, как утверждала газета, вскоре показало, что в Ленинграде действовали «вполне серьезные масонские ложи с несколькими десятками членов, с магистрами и мастерами, с посвящением, клятвами, подписанными кровью, уставом, заграничной перепиской и членскими взносами». Указывалось, что Мебес был предшественником на посту гроссмейстера Астромова (Кириченко), выпускника иезуитского колледжа в Италии, гипнотизера, кавалергарда, который в последнее время служил фининспектором одного из ленинградских районов. Совместными усилиями им удалось создать целую сеть действующих в подполье лож — в частности «Золотой колос», «Цветущая акация», «Кубический камень» и др. Параллельно существовали ордена мартинистов, розенкрейцеров (во главе с А. Гошерон-Делафосом) и др. В числе посвященных, сообщала печать, были «старуха Нестерова, имевшая гипнотическое воздействие на женщин членов лож»; Гредингер — дворянин, лицеист, «пролезший в члены партии» помощник прокурора, состоявший членом Ордена розенкрейцеров и утверждавший, что он был жрецом в египетском храме и любовником Екатерины Великой; Наумов, научный сотрудник Артиллерийского музея, клептоман, стихотворец: покойный директор императорских театров Теляковский, имевший мистическое имя Сераух, известная балерина Кякшт; кинорежиссер барон Остен-Дризен; Клочков, преподаватель военно-морского училища, а также «всяческие учителя, артисты, инженеры, гадалки, зубные врачи, домохозяйки, последователи Канта, вычищенные из партии, и прочие».
Пути и задачи масонов, согласно сочинениям Мебеса, представляются довольно своеобразными. Главным, по его мнению, была подготовка и разделение общества на две противоположные категории: сознательно-волевых людей (членов лож) и импульсивных «профанов». «Импульсивный человек, писал он, должен быть воспитан так, чтобы он мог быть орудием воли сознательного человека. В нем одни рефлексы надо усилить, а другие подавить». Полезными для достижения этих целей признавались наркотики гашиш, опий, морфий, а также алкоголь, суеверия, предрассудки, условности и даже специально подобранная музыка. Профаны должны стать низшим сортом людей. Большое внимание в ложах уделялось изучению восточной мистики, теософии, психометрии, спиритизму и т. п.
Позднее, уже в годы прочного становления сталинской диктатуры, НКВД уверял, что была раскрыта еще одна сеть магов-оппозиционеров. Так, в Центральном архиве ОГПУ-НКВД обнаружен любопытный документ. Из его текста следует, что в 1931 году были арестованы члены анархо-мистической контрреволюционной организации Орден света. На допросе они показали, что организация представляет собой возглавляемую командором ветвь древнего Ордена тамплиеров. Орден света якобы поставил перед собой задачу бороться против советской власти «путем противодействия и вредительства на колхозном фронте, среди учреждений и предприятий». Действовали и другие центры — Храм искусств, Орден духа (в Нижнем Новгороде), Орден тамплиеров и розенкрейцеров (в Сочинском районе на Северном Кавказе).
Среди участников «оккультной оппозиции» можно упомянуть Е. Адамову — библиотекаря, арестованную в ночь на 12 сентября 1930 года. По материалам дела она проходила как «анархо-мистик, рыцарь ордена, рассказчик орденских легенд, мифов и сказок». «Потомственная ведьма Наталья Львова использовала в своей практике огромный спектр колдовских принадлежностей — от ритуального кинжала до высушенных лапок неведомых птиц». Н. Проферансов — историк, литератор, арестован 14 августа 1930 года: «принимал активное участие в организации группы анархо-мистиков Ордена духа в Нижнем Новгороде, проводил посвящения в рыцари и снабжал литературой».
Без всякого сомнения, никакой угрозы власти Сталина участники «заговора» представлять не могли. Но это, разумеется, отнюдь не спасло их от карающей десницы НКВД. Все они продолжили, а по большей части своей и завершили свой жизненный путь в лагерях ГУЛАГА.
Сталина уничтожил оккультизм сразу же, как только понял, что власть его действительно безгранична и реальной силы, способной встать у него на пути, теперь уже не существует. Оккультисты никак не могли помочь Сталину в создании его империи. Что касается потенциальной возможности разработки новых видов оружия, этим занимались, но уже под эгидой НКВД, в спецотделе, который возглавлял Бокий.
Более того, все эти масоны, оккультисты и иже с ними отныне даже несколько мешали Сталину: ведь нельзя забывать о том, что в их системе взглядов великому вождю никак не могла быть отведена достойная, с его точки зрения, роль.
В 1312 году по приговору папы был упразднен Орден Тамплиеров, рыцарский Орден, который был когда-то самым могущественным во всей истории христианства. Солдаты-монахи, как их называли, были более 200 лет вспомогательным войском церкви, подчиняющимся только папе. Короли и князья пользовались помощью Ордена и одалживали у него огромные суммы денег. Чтобы осветить скрытые причины крушения тамплиеров, нужно обратиться к истории. В 1096 году выступила мощная армия благороднейших рыцарей, пехотинцев и священников со всех стран Европы, сопровождаемая огромным обозом, чтобы в первом в истории крестовом походе вернуть завоеванный ранее святой город Иерусалим. После того как 15 июля 1099 года Иерусалим был самым нехристианским образом разорен и разграблен крестоносцами, они решились, по правилам Ордена августинцев, встать на службу господу богу. С этого момента их задачей стало защищать путь к Святой Земле и сопровождать набожных паломников. На этом месте тамплиеры в 1218 году построили свою первую крепость, оно расположено между Генисаретским озером и Хайфой, где-то на высоте Назарета. Рыцари провели на этом месте службу, чтобы заслужить прощение за свои грехи. Они не имели крыши над головой, король сжалился над ними и дал им пристанище в своем дворце, недалеко от руин храма царя Соломона. На основании этого рыцарей вскоре стали называть «бедными ратниками храма», так как они были так бедны, что в знак братства скакали вдвоем на одной лошади. С течением времени все больше рыцарей обращалось к Ордену. Тамплиеры непосредственно подчинялись папе и были освобождены от епископского надзора при условии соблюдения строгого канонического порядка, монашеского аскетизма и беспрестанной борьбы с неверными. Это длилось недолго, и благодаря дарам, пожерт. Свованиям, дарственным и все увеличивающейся земельной собственности из бедного монашеского Ордена он превратился в богатый рыцарский. Орденская одежда состояла из белой мантии с восьмизубым крестом тамплиеров. В 1172 году папа Александр III подтвердил и приумножил привилегии Ордена. Многие тамплиеры были награждены почетными должностями, резиденция осталась в Иерусалиме. К началу XIII века тамплиеры владели тысячами домов, Орден располагал более чем девятью тысячами вооруженных людей. Первоначальное намерение Ордена помогать бедным и порабощенным изменилось в противоположную сторону: Орден сам стал феодалом. Орден Тамплиеров был точно также могуществен, как король Франции, если еще не могущественнее; он по собственному усмотрению вел войны, заключал мир и перемирие. Орден не отвечал ни перед кем, кроме собственного братства. Чем богаче становился Орден, тем больше становилось у него завистников и врагов. Тамплиеров упрекали в тайных дипломатических контактах с сарацинами, а также в ереси, колдовстве, в гомосексуальных пороках, и магии. Все громче раздавались упреки в ереси, так как тамплиеры должны были чествовать в стране Магомета идола с таинственным именем Бафомет, голову Януса из золота и серебра, который имел четыре ноги, две спереди и две сзади. 13 октября 1307 года тамплиеры по всей Франции были арестованы и подвергнуты суровому допросу. Все арестованные, исключая трех человек, сознались. Даже Жак де Молье, последний магистр Ордена, сознался. В своем письме он сам призвал пленных сознаться, как он. С этого момента авторитет Ордена упал и никогда больше не восстановился. По приказу короля перед папой предстали выбранные тамплиеры, которые уже были однажды допрошены; после этого процесс был продолжен. В 1309 году по всей Европе начались новые процессы против тамплиеров. Королевский совет вмешался в процесс и приговорил тамплиеров к смерти на костре, и с этого времени никто не хотел больше ни слышать, ни знать о тамплиерах. Последователи тамплиеров. Очень спорным до сегодняшнего дня является вопрос о вероятной преемственности наследия тамплиеров масонами, которые введением высшей степени переняли идеалы разрушенного Ордена и хотели их продолжить: соединение духовной и светской власти и борьбу против папских и королевских правомочий. Тем не менее многие масоны настаивают на том, что корни их союза восходят к Ордену тамплиеров.
В 1582 году в Европе был введен Григорианский календарь с високосными годами, с новшеством, которое ни в коем случае не было одобрено большинством христианского мира. Новый календарь — начало новой эпохи? В 1524 году Иоган Штофлер возвестил так и не наступивший всемирный потоп, чем вызвал сильный страх и побудил некоторых испугавшихся строить ковчег, чтобы спастись от катастрофы. Шестью годами позже появился новый пророк, который предсказал по звездам конец света в 1584 году. Темные предсказания пугали людей, распространялся страх и мрачный настрой на конец света парализовывал всякую инициативу. Хотя уже между Новым Светом и старой Европой шла оживленная торговля, а у папы Римского гостили послы из далекой Японии. Мир становился больше, однако мышление людей концентрировалось исключительно на том, чтобы пережить наступающие апокалиптические события. Церковь всеми силами укрепляла свою власть, а католическое христианство выделялось в отдельный закрытый мир. Всеобщая беспомощность имела глубокие корни, старый и хорошо знакомый, до сих пор непоколебимый религиозный строй прекратил свое существование, с ним было покончено. Вместе с этим была создана хорошая питательная среда для мистических объединений и различных религиозных течений любого происхождения. Приходили пророки, которые в зависимости от веры и имеющихся опасений расшатывали последние бастионы замученных страхом жителей Центральной Европы. В это время в Касселе появилась брошюра с интересным и многообещающим названием «Славное братство достопочетного Ордена Розенкрейцеров», которая обращалась ко «Всем ученым и правительствам Европы» и содержанием которой была «Общая и генеральная реформа всего мира». Книги о Кристиане Розенкрейце появились перед Тридцатилетней войной, в то время, когда протестанты выступали против абсолютной власти Римской церкви, а в науке было сделано много волнующих и противоречивых открытий. Вследствие этого многие князья и государственные деятели стали проявлять интерес к экспериментальному изучению природы.
Так называемые «Манифесты Розенкрейцеров», т. е. произведения о Кристиане Розенкрейце приписывались немецкому теологу Иоганну Валентину Андреа, лютеранскому священнику, который проживал в Тюрингии. Создавая их сначала как протест против государственной религии, он пытался затем при помощи своих произведений заменить старые устои новыми учениями, в основе которых лежала только истина. После появления произведений Розенкрейцеров было много лжеавторов, утверждавших о своей принадлежности к Ордену, который в действительности к этому времени уже не существовал, что подтверждал немецкий ученый Готтфрид Вильгельм фон Лейбниц (1646–1728). После выхода своих произведений Андреа получил множество восторженных писем и предпринял множество поездок и во многих городах встречался с высокопоставленными дворянами, чтобы, используя их помощь, организовать ложу Розенкрейцеров. Подобные ложи были открыты вначале только для протестантов, но вскоре туда стали принимать и католиков, хотя Андреа вначале преследовал цель при помощи ложи распространить протестантство. В результате кровавых столкновений между народами и нациями в Тридцатилетней войне, которые тянулись до мировых войн двадцатого столетия, Андреа удалось создать густую сеть тайных обществ, которые назывались «христианскими братствами». Первоначальной целью братства было спасение научных знаний, к которым относились также научные изобретения, которые церковь в основном отвергала как еретические. Многим преследовавшимся ученым, научным деятелям, философам и представителям эзотеризма удалось спастись от инквизиции только при помощи Братства, они бежали в Англию, становившуюся оплотом свободы.
Целый ряд исследователей и авторов научных трудов относят основание ложи Вольных каменщиков к инициативе и побуждению ордена Креста и Розы. После того, как число сторонников Креста и Розы в Европе постепенно поубавилось, их деятельность была перенята очень тайными философско-оккультными кругами, из которых постепенно и развилось масонство. Причины возникновения масонства восходят к легендарному фараону Аменхотепу IV (1364–1347), называвшему себя Эхнатоном, женой которого была знаменитая Нефертити, женщина необыкновенной красоты. К духовным отцам и знаменитым последователям ордена Креста и Розы причислялись, как утверждали посвященные, среди других, итальянский поэт Данте Алигьери (1265–1321), греческий философ Платон (427–347), английский физик Исаак Ньютон (1643–1727) и американский государственный деятель и изобретатель Бенжамин Франклин (1706–1790).
Масоны тоже могут назвать имена знаменитых личностей: Джордж Вашингтон (1732–1789), первый президент США. Фридрих Великий (1740–1786), король Пруссии, Иоган Вольфганг фон Гете (1749–1832), немецкий поэт, и Франциско Франко (1892–1975), испанский диктатор. Одним из первых представителей масонства считался последователь Креста и Розы и алхимик Элиас Ашмоле (1617–1692). Он был известным английским ученым и членом организованной Исааком Ньютоном академии наук. Ашмоле приказал внести организацию в списки корпораций при цехе каменотесов, чтобы получить место для собраний и решить проблему легального и независимого от властей существования. Ученый размещался вместе со своими собратьями, известными и признанными учеными, в цеховом доме каменщиков. Ложа была создана для того, «чтобы исследовать тайны природы и найти тайну человеческого счастья». С этого момента стало появляться большое количество лож во всех странах мира, которые по своим ритуалам часто отличались друг от друга. Таким образом масоны стали завоевывать мир. Их устав и внесенные в него правила братства были не менее строгими, чем правила старого ордена Креста и Розы, цели обеих организаций вначале тоже были одинаковыми. Как у Розенкрейцеров, так и у масонства духовное содержание базировалось большей частью на древних, передающихся из поколения в поколение, знаниях, богом почитался Гермес, трижды великий, бывший покровителем древних египетских магов и христианских алхимиков, планетой которого был Меркурий, а металлом — ртуть. Он считался божьим посланникам между космосом и людьми, принесшим людям свет, который должен был осветить темноту, так как за материей находилось еще что-то, душа в веществе, спрятанный, но имеющий форму дух.
Проникновение же масонства в Россию началось задолго до февральско-мартовских дней 1917 года. Продолжалось это проникновение и в послереволюционные годы, причем видная роль здесь принадлежала практически неизвестным сейчас масонским кружкам и группам российской интеллигенции ((мартинисты, розенкрейцеры, спириты, теософы). Непросто складывались отношения тайных интеллигентских сообществ со спецслужбами. Но особенно драматичный характер приобрели они в период сталинских репрессий. Масонская традиция утверждает, что первой попыткой легализации масонства в России после запрета его в 1822 году явилось посвящение в 1866 году в Копенгагене во Всемирное братство цесаревича Александра, будущего царя Александра III. Повальное увлечение российской интеллигенции спиритизмом и столоверчением во многом облегчило восприятие ею более сложного масонского религиозно-мистического учения характера, каким является теософия. Основу теософской мудрости составляет герметическая философия, названная так по имени Гермеса Трисмегиста (Трижды величайшего). Гермес — древнегреческий бог, сопровождающий души умерших в загробный мир, и покровитель тайного знания. Само учение представляет собой сплав египетского многобожия, иудейско-христианского монотеизма и греческого философского идеализма. Его элементы встречаются практически во всех религиозно-философских учениях древности от древнееврейской каббалы до розенкрейцеров. Но в современном понимании теософское учение сложилось только во 2-й половине XIX века. Основоположником его является Е. П. Блаватская. Многие теософы были членами масонских лож. Н. К. Рерих был посвящен в одной из эзотерических масонских лож в Лондоне. Отдали дань увлечению теософией и масонством Андрей Белый, Вячеслав Иванов и другие поэты-символисты. Однако официально теософы отрицают свою связь с масонскими ложами.
Однако история российского масонства продолжается и сегодня, и то, что Сталин уничтожал масонские ложи, может вызвать сочувствие к репрессированным — но никак не оправдать то, к чему «вольные каменщики» стремились тогда и в еще большей степени стремятся теперь.
Ниже приводится несколько фактов из истории уже современного российского масонства, которые я почерпнул, в основном, из фундаментального исследования В. С. Брачева «Масоны в России: от Петра I до наших дней» (прим. автора).
30 августа 1991 г. на одной из подмосковных дач посланцам Великой ложи Франции удалось учредить здесь свою первую масонскую ложу — «Николай Новиков». В дальнейшем к ней присоединилась еще одна московская ложа — «Лютеция (основана 30 октября 1993 г.). Была учреждена соответственно (в августе 1994 г.) и петербургская ложа союза Великой ложи Франции, получившая название «Сфинкс». Но оказалось, что далеко не всех «новых братьев» привела в ложу их приверженность чистым идеалам масонства. Больше всего им, очевидно, нравились поездки в Париж, куда их возили перенимать опыт. Следующим шагом русских масонов после образования Великой Национальной ложи России стало учреждение ими в июле 1996 г. еще одной масонской структуры — Верховного Совета России, как высшего органа для регулярных масонских лож.
«Это не секта, не партия и не религия, — заявляют российские масоны. Это не выше и не ниже религии; просто находится на другом уровне. Это философия жизни, духовное учение о постоянном самосовершенствовании». В идеологическом плане современные российские масоны — люди, как правило, демократических и либеральных воззрений, стоящие на позициях толерантности и гуманизма, нравственной философии, естественных прав и свобод человека. Это внесословная, внеклассовая, внеконфессиональная организация, в которой осуществляется общее распространение взглядов, нравственное совершенствование, мистико-символическая практика».
Но уже сейчас ясно, что российские масоны видят свою главную цель не столько в непосредственном участии в политической борьбе, сколько в отборе, формировании и воспитании через масонские ложи прозападно ориентированной политической элиты либерально-демократического толка для нашей страны, и совершенно понятно, что новоиспеченные масоны — просто находка для западных стратегов переустройства современного мира на «демократический» лад по американскому образцу.