|
||||
|
Глава 2 - ПРОБЛЕМА ЖИЗНИ И ЕЕ РЕШЕНИЕ Проблема Жизни Из всех превратностей жизни, которые варьируются в каждом индивидуальном опыте, существует одно событие, которое рано или поздно приходит ко всем — Смерть! Не имеет значения, каково занимаемое нами положение в жизни, была ли прожитая жизнь похвальной или наоборот, отмечен ли наш жизненный путь великими достижениями, было ли нашим уделом здоровье или болезнь, были ли мы знаменитыми и окруженными множеством замечательных друзей или скитались в неизвестности все годы жизни, — в определенное время наступает момент, когда мы стоим одни перед порталом смерти и нас заставляют прыгнуть во тьму. Мысль о таком прыжке и о том, что за ним последует, должна неизбежно заставить задуматься всякого мыслящего человека. В годы молодости и здоровья, когда корабль нашей жизни плавает по морям процветания, когда всё прекрасно и сияет, можно быть беспечным, но непременно в жизни каждого мыслящего человека наступает время, когда проблема жизни и смерти заставляет его задуматься и от нее нельзя отвернуться. И невозможно бездумно, слепо веря, согласиться с чьим-то готовым решением, так как это базовая проблема, которую каждый должен решить для себя, чтобы получить удовлетворение. На восточном краю пустыни Сахары стоит знаменитый во всем мире сфинкс с непроницаемым выражением лица, обращенным на Восток, всегда приветствующим Солнце, чьи восходящие лучи возвещают новый день. В греческом мифе сказано, что этот исполин загадывал загадку каждому путешественнику. Он пожирал тех, кто не мог ответить, но когда Эдип разгадал загадку, он уничтожил себя. Загадка, которую он загадывал людям, была загадкой жизни и смерти — вопрос, который сегодня так же актуален, как и всегда, и на который каждый должен ответить или быть поглощенным пастью смерти. Но когда человек находит решение проблемы, выявляется, что в действительности смерти нет, а есть переход от одного состояния существования к другому. Поэтому для человека, нашедшего истинное решение загадки жизни, сфинкс смерти перестает существовать, и он может с триумфом провозгласить: "О смерть, где твое жало? О могила, где твоя победа?". Различные теории жизни претендовали на решение проблемы жизни. Мы можем разделить их на два класса, а именно на монистическую теорию, утверждающую, что любые факты жизни можно объяснить, исходя из видимого мира, в котором мы живем, и на дуалистическую теорию, соотносящую часть явлений жизни с другим, невидимым для нас миром. Рафаэль в знаменитой картине "Афинская школа" весьма удачно изобразил позицию обеих школ мысли. На ней мы видим изумительное изображение греческого дворика, такого, как те, в которых собирались философы. На ступенях лестницы, ведущей в здание, собралось большое число людей, занятых обсуждением, а в центре наверху лестницы стоят две фигуры, предположительно Платон и Аристотель; один указывает вверх, другой на землю, и сосредоточенно, волевым взглядом смотрят в лицо друг другу; каждый пытается убедить другого, что его позиция правильна, ибо каждый выносил свое убеждение в сердце. Один считает, что он от земли, земной, пришел из праха и в него вернется. Другой твердо отстаивает позицию, что есть нечто высшее, которое было и будет всегда независимо от того, сохранится ли тело, в коем оно ныне обитает. Вопрос о том, кто прав, все еще открыт для большинства рода человеческого. Миллионы тонн бумаги и чернил исписано в тщетных попытках решить его при помощи аргументов, но он неизменно остается открытым для тех, кто сам не решил загадки, так как базовая проблема, часть жизненного опыта каждого человеческого существа, состоит в том, чтобы найти ответ на этот вопрос, поэтому никто не может дать готового решения. Все, что может быть сделано теми, кто действительно решил проблему, состоит в том, чтобы показать другим направление, в котором они могут найти решение, тем самым подтолкнув вопрошающего к тому, чтобы он собственными усилиями пришел к выводу. Такова цель данной небольшой книги, а вовсе не предлагать решения проблемы жизни, которое было бы слепо принято, полагаясь на исследовательскую способность автора. Приводимые учения переданы Великой Западной Школой Ордена Розенкрейцеров и являются суммой свидетельств длинного ряда тренированных Видящих, поведанных автору и подтвержденных его собственным независимым исследованием слоев, пересекаемых Духом на своем циклическом пути от невидимых миров к этому плану существования и обратно. Тем не менее изучающего предупреждают, что автор может неверно понять некоторые учения и что, несмотря на тщательнейшее внимание, он может получить ошибочное представление о том, что, как он полагает, было увидено в невидимом мире, где возможностей для ошибок легион. Здесь, в мире, который мы видим вокруг, формы стабильны и не так легко меняются, но можно утверждать, что в окружающем мире, видимом только духовным зрением, форм в действительности нет, а все есть жизнь. Формы их по меньшей мере столь изменчивы, что метаморфозы, о которых рассказывается в сказках, не идут с ними ни в какое сравнение, — отсюда диковинные откровения медиумов и прочих нетренированных ясновидящих, которые, хотя они могут быть вполне искренни, вводятся в заблуждение иллюзиями мимолетных форм, потому как неспособны увидеть жизнь, являющуюся постоянной основой этих форм. Мы должны учиться видеть в этом мире. У новорожденного младенца нет понятия о расстоянии и он тянется за далекими предметами, которые он не может схватить, пока не научится оценивать их местоположение. Слепой человек, который приобрел способность видеть, или ее восстановили благодаря операции, поначалу склонен закрывать глаза, переходя с места на место, и говорит, что ему легче двигаться при помощи ощущения, а не зрения; объясняется это тем, что он не научился использовать свою вновь приобретенную способность. Подобным же образом необходимо тренировать и человека, у которого открылось духовное зрение. На самом деле он в этом нуждается гораздо больше, чем упомянутые ребенок и слепой. Если лишить его тренинга, он становится подобным новорожденному младенцу в яслях, где стены покрыты выпуклыми и вогнутыми зеркалами разной кривизны, искажающими очертания его собственные и тех, кто рядом. Если оставить его расти среди такого окружения, не различая реальных очертаний себя и своих нянек, он будет естественно полагать, что видит множество искаженных контуров, тогда как в действительности за иллюзию ответственны зеркала. Когда люди получают такой опыт или когда ребенок попадает в иллюзорное окружение, они не способны распознать их действительной подоплеки до тех пор, пока предмет не будет им правильно объяснен. Подобные опасности иллюзии существуют и для тех, кто развил духовное зрение, пока их не научат учитывать преломление лучей и видеть жизнь, которая постоянна и стабильна, не обращая внимания на мимолетную, изменчивую форму. Однако всегда есть опасность видеть вещи не в фокусе, и она столь тонка, что автор чувствует неотложную потребность предупредить своих читателей, чтобы они воспринимали любое утверждение, касающееся невидимого мира, с пресловутой крупицей соли, так как он не намерен вводить в заблуждение. Поэтому он расположен скорее преувеличивать, а не преуменьшать свою ограниченность, и советует ничего, вышедшее из-под его пера, не принимать на веру без размышления. Таким образом, если учащийся будет введен в заблуждение, то вина будет на нем, а не на авторе. Три теории жизни Только три заслуживающих внимания теории были предложены для решения загадки существования, и чтобы читатель смог в них разобраться, мы кратко изложим их и предоставим некоторые аргументы в пользу Доктрины Возрождения как метода, который благоприятствует душевному росту и достижению конечного совершенства, тем самым предлагая наилучшее решение проблемы жизни. 1) МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ учит, что жизнь есть ни что иное, как краткое путешествие из колыбели в могилу, что во Вселенной не существует разума выше человеческого, что ум человека создан определенными соотношениями материи, стало быть смерть и растворение тела означают прекращение существования. Было время, когда аргументы материалистических философов казались убедительными, но наука все больше продвигается и открывает, что существует духовная сторона Вселенной. Что жизнь и сознание могут существовать, не будучи в состоянии дать о себе знать, убедительно доказано в случае людей, которые много дней находились в трансе и считались мертвыми, потом внезапно пробуждались и рассказывали о том, что происходило вокруг их тела. Такие выдающиеся ученые, как сэр Оливер Лодж, Камиль Фламмарион, Ломброзо и другие, обладающие блестящими умом и научной подготовкой, недвусмысленно утверждали в результате своих исследований, что познающее существо, которое мы называем человеком, остается в живых после смерти тела и живет среди нас, независимо от того, видим мы его или нет, как свет и цвета существуют вокруг слепого, хотя он их не воспринимает. Эти ученые пришли к своим выводам после многолетних тщательных исследований. Они обнаружили, что так называемый умерший может общаться и при определенных обстоятельствах общается с нами таким образом, что вопрос об ошибке отпадает. Мы утверждаем, что их свидетельства намного весомее, чем аргументы материализма, так как они основаны на годах скрупулезного исследования и согласуются с такими хорошо известными законами, как Закон Сохранения Материи и Закон Сохранения Энергии. Ум есть форма энергии, и он неподвержен разрушению, о котором говорит материализм. Поэтому мы отвергаем материалистическую теорию как необоснованную, ибо она не гармонирует с законами природы и хорошо установленными фактами. 2) ТЕОРИЯ ТЕОЛОГИИ провозглашает, что непосредственно перед каждым рождением Богом создается душа и входит в мир, где она живет в течение от нескольких минут до нескольких десятков лет, что по окончании такого короткого времени жизни она возвращается через портал смерти в невидимую запредельность, где остается навсегда и пребывает в счастье или в страдании в соответствии с деяниями, совершенными в теле в те годы, что она жила здесь. Платон настаивал на необходимости точного определения понятий как основы аргументов, и мы утверждаем, что такая же необходимость состоит и в обсуждении проблемы жизни с библейской точки зрения. Согласно Библии, человек является составным существом, состоящим из тела, души и Духа. Два последних слова обычно употребляются как синонимы, но мы настаиваем, что они не взаимозаменяемы, и в поддержку нашего заявления приводим нижеследующее. Все находится в состоянии вибрации. Вибрации от объектов в нашем окружении постоянно действуют на нас и передают нашим чувствам знание о внешнем мире. Вибрации в эфире действуют на наши глаза так, что мы видим, а вибрации в воздухе переносят звуки в ухо. Мы дышим воздухом и эфиром, которые напоены картинами и звуками нашего окружения, поэтому посредством дыхания мы принимаем в любой момент жизни внутренне точную картину нашего внешнего окружения. Таково научное утверждение. Наука не объясняет, чем становятся эти вибрации, однако в соответствии с розенкрейцерским мистическим учением они передаются в кровь, затем оставляют неизгладимый след на маленьком атоме в сердце так же автоматически, как движущая картинка запечатлевается на чувствительной пленке и запись звуков гравируется на фонографическом диске. Запись дыхания начинается с первым вздохом новорожденного младенца и заканчивается при последнем издыхании умирающего. "Душа" есть продукт дыхания. Первая книга Моисея "Бытие" также говорит о связи между дыханием и душой следующими словами: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою". (В вышеприведенной цитате одно и то же слово нэфеш переведено как дыхание и душа). В посмертном существовании записи дыхания не ведется. Добрые дела жизни создают чувство наслаждения, и интенсивность притяжения включает их в состав Духа как душевное могущество. Таким образом, записи дыхания наших добрых дел являются душой, которая спасается, так как благодаря объединению с Духом они становятся бессмертными. По мере того как они накапливаются жизнь за жизнью, мы все больше насыщаемся душой, — посему они являются основой душевного роста. Запись наших злых действий также считывается с нашего дыхания в тот момент, когда они совершаются. Боль и страдание, которые они приносят, заставляют Дух стирать такую запись из своего существа в Чистилище. Так как запись дыхания не может существовать независимо от жизнедательного Духа, то запись наших грехов стирается, и таким образом мы видим, что "душа согрешающая, та умрет". Однако у Духа остается память о страдании как совесть, чтобы избежать повторения того же зла в последующих жизнях. Таким образом, как наши хорошие дела, так и плохие записываются через посредство нашего дыхания, которое тем самым является основой души; но если запись добрых дел соединяется с Духом и живет как бессмертная душа, то запись злых дел уничтожается: это грешная и смертная душа. Хотя Библия учит, что бессмертие души обусловливается хорошими делами, она не отличает ее от Духа. Утверждение ясно и выразительно гласит, что: "Доколе не порвалась серебряная цепочка . . . дотоле не возвратится прах в землю, чем он и был; а дух к Богу, Который дал его". Таким образом Библия учит, что тело сотворено из праха и туда возвращается, что часть души, созданная дыханием, бренна, но что Дух переживает телесную смерть и существует всегда. Поэтому "потерянная душа" в общепринятом смысле этого термина не является библейским учением, потому что Дух нетварен и вечен как Сам Бог; стало быть, ортодоксальная теория не может быть истинной. 3) ТЕОРИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ учит, что каждый Дух является составной частью Бога, что он содержит в себе все божественные возможности подобно тому, как желудь содержит в себе дуб, что посредством многих существований в земном теле, структура которого постепенно улучшается, его дремлющие способности медленно раскрываются и становятся доступными как динамическая энергия, что ничто не может быть потеряно, но что все в конце концов достигает совершенства и соединяется с Богом, и каждый приносит с собой накопленный опыт, который является плодом странствий через материю. Или, как мы можем поэтически выразить: Мы вечны На грозном штормовом облаке, на легком крыле Зефира Мы есть, всегда были и будем, На кросне Вечности сшиты одежды, Сверкаем блеском алмаза, танцуем на быстрой волне, И когда мы придем к наивысшему, Если это сбудется, то узнаем мы: Мы рискнем сделать утверждение, что существует единственный грех: невежество, но и единственное спасение: примененное знание. Однако даже самый мудрый из нас мало знает о том, чему можно научиться, и никто не смог достичь совершенства в одной короткой жизни, но мы замечаем, что повсюду в природе медленное настойчивое раскрытие, все более высокое развитие характерно для всякой вещи, и называем такой процесс эволюцией. Одна из главных характеристик эволюции состоит в том, что она проявляется в виде перемежающихся периодов активности и покоя. Деятельное лето, когда все на земле напрягается для того, чтобы плодоносить, сменяется покоем и бездеятельностью зимы. Деятельный день перемежается тихой ночью. Отлив сменяется приливом. Таким образом, поскольку все движется циклически, жизнь, которая выражает себя на Земле в течение нескольких лет, не заканчивается, как думают, со смертью. Как Солнце восходит утром после вечернего заката, так и жизнь, которая закончилась смертью одного тела, вновь занимает новый проводник в других окружающих условиях. Землю в действительности можно сравнить со школой, в которую мы возвращаемся жизнь за жизнью для того, чтобы возрастать в знании. Дети спят ночью, которая разделяет два школьных дня, Дух тоже отдыхает от активной жизни между смертью и новым рождением. В мировой школе также есть различные классы, которые соответствуют различным ступеням от детского сада до колледжа. В начальных классах имеем Духов, которые прошли школу жизни всего несколько раз, сейчас они дикари, но со временем станут мудрее и лучше, а сами мы совершим в будущих жизнях прогресс к духовным высотам, о которых в настоящее время не имеем ни малейшего представления. Если мы заставим себя учить уроки жизни, то несомненно будем продвигаться намного быстрее в школе жизни, чем когда, мешкая, лениво теряем свое время. Это тот принцип, что правит в наших собственных образовательных учреждениях. Мы находимся здесь не по прихоти Бога. Не по Его капризу один катается как сыр в масле, а другой голодает, не Он дал одному здоровое тело, позволяющее легко переносить боль и болезнь, в то время как другой не знает передышки от боли. То, чем мы являемся, мы получаем в соответствии с нашим прилежанием или небрежением, а какими мы станем в будущем, зависит от того, какими мы стремимся быть, а не от божественного каприза или безжалостного рока. Не имеет значения, каковы окружающие условия, от нас зависит овладение ими, или они завладеют нами, — все зависит от нашей воли. Сэр Эдвин Арнольд прекрасно сказал об учении в "Свете Азии": "А книги, братья, верно говорят! Жизнь каждого из нас Или, как сказала Элла Уилер Уилкокс: "Один корабль на восток, другой на запад отплывает, Морские ветры те — судьбы нашей стези, Желая подобрать кого-нибудь для исполнения определенной миссии, мы выбираем того, кого полагаем лучше всего удовлетворяющим требованиям, и должны предположить, что Божественное Существо будет пользоваться по крайней мере таким же здравым смыслом и не выберет для исполнения своих поручений того, кто не пригоден. Поэтому, когда мы читаем в Библии о том, что Самсону было предопределено стать убийцей филистимлян и что Иеремии было предопределено стать пророком, можно предположить, что они были особо пригодны для такого назначения. Иоанн Креститель был рожден, чтобы стать глашатаем Царства Божьего, которое должно прийти на смену царству людей. Не будь у этих людей соответствующей подготовки, как могли они стать настолько пригодными для исполнения своей миссии, а если они к ней пригодны, как иначе могли они получить подготовку, если не в предыдущих жизнях? Евреи верили в доктрину Возрождения,[1] иначе они не вопрошали бы Иоанна Крестителя, был ли он Илией, как об этом повествуется в первой главе евангелия от Иоанна. Апостолы Христа также придерживались этой веры, как можно видеть из инцидента, о котором говорится в шестнадцатой главе евангелия от Матфея: "За кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?" Апостолы отвечали: "Одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию или за одного из пророков". Что касается этого случая, то Христос молчаливо признавал учение Возрождения, потому что Он не поправил своих учеников, что было бы Его прямым долгом, исповедуй они ошибочную идею. Но Никодиму Он сказал недвусмысленно: "Кто не родится свыше,[2] не может увидеть Царства Божия", а в одиннадцатой главе евангелия от Матфея, в четырнадцатом стихе, Он сказал, говоря об Иоанне Крестителе: "Он есть Илия". В семнадцатой главе евангелия от Матфея, двенадцатый стих, Он говорит: "Илия уже пришел, и не узнали его, и поступили с ним, как хотели". "Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе". Таким образом мы настаиваем, что доктрина Возрождения предлагает единственное решение проблемы жизни, находящееся в гармонии с законами природы, отвечающее этическим требованиям и позволяющее нам любить Бога, не терзаясь умственными спекуляциями по поводу неравенства жизни и различных обстоятельств, которые предоставляют немногим те беззаботный быт и комфорт, здоровье и богатство, в которых отказано многим. Теория наследственности, выдвигаемая материалистами, применима только к форме, так как подобно плотнику, который использует бревна для постройки дома, где потом будет жить, и Дух берет субстанцию, с помощью которой строит свой дом, от родителей. Плотник не может построить дома из твердых пород дерева, пользуясь легкой древесиной, и Дух также должен строить тело, подобное тем, от которых был взят материал. Но теория наследственности неприменима на моральном плане, ибо не бывало такого, чтобы в тюрьмах Америки и Европы находились бы и отец, и сын вместе. Сыновья преступников, хотя у них и есть склонность к преступлению, стараются не попадаться в тиски закона. Наследственность неприменима и на плане интеллекта, так как можно привести много случаев, когда гений и идиот происходили из одной семьи. Великий Кювье, чей мозг весил столько же, сколько и мозг Даниеля Уэбстера, и интеллект которого был так же велик, имел пятерых детей, которые все умерли от пареза; брат Александра Великого был идиотом. Таким образом мы приходим к выводу, что должно быть найдено другое решение, соответствующее фактам жизни. Закон Возрождения связан со своим сопутствующим законом, Законом Причинности. Когда мы умираем после одной жизни, мы возвращаемся на землю в окружение, определяемое образом той жизни, которую мы прожили. Игрока влечет в картежные клубы, музыканта привлекают концертные залы и музыкальные студии, где находятся близкие ему Духи, и возвращающееся Эго также несет с собой свои предпочтения и неприязни, заставляющие его искать родителей среди того класса, к которому оно принадлежит. Но можно указать случаи, когда люди с прямо противоположными вкусами испытывают муки, так как живут в одной семье и силою обстоятельств вынуждены в ней жить против своей воли. Но это ни в малейшей степени не искажает закона. В каждой жизни мы соприкасаемся с определенными обязанностями, которых мы не смогли исполнить. Возможно, мы ускользнули от такого долга, как забота о больном родственнике, и умерли, не осознав своей ошибки. Этот родственник, оставшийся на другой стороне, мог серьезно страдать от нашего пренебрежения и затаил на нас обиду, пока смерть не прекратила страданий. Смерть и последующее перемещение в другое окружение не оплачивают долгов в этой жизни, так же как переезд из города, где мы проживали, в другое место не оплачивает долгов, которые мы сделали до переезда. Именно поэтому вполне возможно, что двое обидевших друг друга человека могут стать членами одной семьи. И, вспомнят ли они прошлое или нет, старая вражда заявит о себе и заставит вновь ненавидеть друг друга до тех пор, пока последующее затруднение не заставит их терпеть друг друга, а позднее, возможно, они смогут научиться любить тех, кого ненавидели. В умах вопрошающих также может возникнуть вопрос: если мы были здесь прежде, почему мы этого не помним? Ответим, что, хотя большинство людей не осведомлены о своих предыдущих существованиях, есть и такие, кто отчетливо помнит свои предыдущие жизни. Например, подруга автора, живя во Франции, однажды начала читать своему сыну о городе, где они путешествовали на велосипеде, и ребенок воскликнул: "Мама, не надо читать об этом. Я знаю этот город. Я в нем жил, и меня там убили!" Он начал описывать город, а также некий мост. Позже он привел мать к мосту и показал место, где он встретил смерть столетия назад. Другая подруга, путешествуя по Ирландии, увидела место, которое она узнала, и тоже описала часть этого места вокруг изгиба дороги, которой она никогда не видела в этой жизни, следовательно, это была память из предыдущей жизни. Можно привести множество других примеров, в которых проблески памяти открывают нам мимолетные впечатления из прошлой жизни. В "Космоконцепции Розенкрейцеров" приведен проверенный случай, когда маленькая трехлетняя девочка в Санта Барбаре описала свою жизнь и смерть. Это, возможно, наиболее убедительное доказательство, так как оно основано на правдивом высказывании ребенка, слишком юного, чтобы лгать. Однако данная теория жизни не покоится на спекуляции. Это один из первых фактов жизни, демонстрируемых ученику Школы Мистерий. Его учат наблюдать за умирающим ребенком, а также следить за ним в невидимом мире, день за днем, пока не наступит его новое рождение спустя год или два. После чего он с абсолютной уверенностью знает, что мы возвращаемся на землю с тем, чтобы пожинать в будущей жизни плоды того, что сеем сейчас. Причина, по которой наблюдают за ребенком, а не за взрослым, заключается в том, что ребенок вновь рождается значительно скорей, ибо короткая его жизнь на земле рождает немного плодов и они быстро усваиваются, в то время как взрослый, который прожил долгую жизнь и имеет большой опыт, остается в невидимых мирах в течение столетий, поэтому ученик не может наблюдать за ним от смерти до нового рождения. Причина детской смерти будет объяснена позже; здесь только подчеркнем, что у каждого без исключений есть возможность узнать из первых рук о том, чему здесь учат. Средний интервал между двумя земными жизнями составляет около тысячи лет. Он определяется движением Солнца, известному астрономам как прецессия равноденствия, в ходе которого Солнце движется через знак зодиака приблизительно 2100 лет. В течение этого времени земные условия меняются так, что Дух может получить абсолютно новый опыт, поэтому Он и возвращается. Великие Лидеры эволюции всегда извлекают максимальную выгоду из каждого созданного ими состояния, и так как опыт мужчины весьма отличается от опыта женщины в тех же социальных условиях, человеческий Дух рождается дважды в течение 2100 лет, измеряемых прецессией равноденствия, как уже объяснялось: один раз как мужчина, другой — как женщина. Таково правило, но оно подвержено всяческим коррективам, необходимым для пожинания того, что Дух посеял, как требуется по Закону Причинности. Таким образом, Дух может возродиться задолго до истечения тысячи лет, чтобы исполнить определенную миссию, или же может задержаться в невидимых мирах вместо того, чтобы родиться в соответствии со строгими требованиями слепого закона. Однако законы природы не таковы. Они являются Великими Разумными Существами, которые всегда подчиняют менее важные соображения высшим целям, и благодаря их благотворному руководству мы постоянно прогрессируем от жизни к жизни в условиях, оптимально подходящих для каждого индивидуума, пока в свое время мы не достигнем высшей эволюции и не станем Сверхчеловеками. Оливер Уэнделл Холмс изумительно выразил такое устремление и достижение в следующих строках: "Душа моя, ты строй все более высокие обители себе, Примечания:1 Иосиф Флавий прямо свидетельствует, что фарисеи верили в перевоплощение (см. "Иудейская война", кн. II, гл. VIII) — прим. ред. 2 В западных переводах — "кто не родится снова" — прим. ред. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|