|
||||
|
Глава 11. Опыты Вильяма Крукса Исследовательская работа, проделанная в 1870–1874 годах сэром Вильямом Круксом — тогда он был просто профессором Круксом, стала одним из выдающихся явлений в развитии спиритического движения. Она примечательна высоким научным уровнем и настойчивостью исследователя, самим качеством проделанной работы, а также тем, что, завершив её, он бесстрашно объявил о том, что получил неоспоримые доказательства проявления потусторонних сил. Оппоненты любили ссылаться на какой–нибудь физический недостаток или преклонный возраст некоторых свидетелей спиритических явлений. Однако в данном случае никто не посмел бы отрицать, что исследования были проведены человеком, находившимся в зените своего умственного развития, ибо его дальнейшая блестящая карьера — лучшее свидетельство силы его разума. Следует отметить, что результаты этих исследований подтвердили отсутствие обмана в действиях медиума Флоренс Кук, вызывавшей поистине сенсационные спиритические явления; таков же был результат тщательных испытаний, которым подверглись Д.Д.Хоум и мисс Кейт Фокс. Сэр Вильям Крукс (1832–1919) - выдающийся учёный, снискавший широкую известность в научном мире своими работами в области химии и физики. В 1863 году он стал Членом Королевского общества, а в 1875 году эта организация наградила его Королевской золотой медалью. Он был также удостоен медали Дэви — в 1888 году и медали сэра Джозефа Копли — в 1904–м. Королева Виктория пожаловала ему рыцарское звание в 1897 году. В 1910 году он получил орден «За заслуги». В разные годы он занимал президентские посты в Королевском обществе, Химическом обществе, Институте инженеров–электриков, Британском объединении «За прогресс науки» и в Обществе психических исследований. Открытие нового химического элемента, названного им «таллий», изобретение радиометра, спинтарископа[137] и «трубки Крукса»[138] - лишь малая часть его грандиозной работы. В 1859 году он основал издание «Кемикл ньюс», став его редактором, а с 1864 года редактировал «Ежеквартальный научный журнал».[139] В 1880 году Французская академия наук присудила ему Золотую медаль и премию 3000 франков — в знак признания важности его работ. Приступая к исследованиям психических явлений, Крукс, как он сам признался, подозревал, что всё это может оказаться надувательством. Его собратья по науке разделяли это мнение и были рады тому, какое направление принял ход его мыслей. Они были особенно довольны тем, что за исследования принялся чрезвычайно квалифицированный человек. Мало кто сомневался в том, что необоснованность претензий Спиритизма в скором времени будет продемонстрирована со всей очевидностью. Один автор писал: «Если за дело взялись такие люди, как Крукс, …то мы скоро узнаем, чему верить, а чему — нет.» Доктор (впоследствии профессор) Бэлфор Стюарт в своём письме, адресованном в журнал «Нэйчер», подчёркивал смелость и честность мистера Крукса, рискнувшего заняться такими исследованиями. Сам Крукс считал, что сделать это ему велит долг учёного. Он писал: «Хвалёная свобода мнений нашего учёного сословия мало чего стоит, раз его представители так долго отказывались начать научные исследования, чтобы выяснить: существуют ли и каковы по сути явления, подтверждённые столь многочисленными компетентными и достойными доверия свидетелями, причём всяческие исследования в этой области только поощрялись. Сам я не боюсь приступить к таким исследованиям, даже если результаты могут пойти в разрез с общепринятым мнением, ибо стремлюсь к истине и буду рад, если удастся открыть новые явления природы.» Таким было его настроение перед началом работ. Следует отметить, что несмотря на свой скептицизм по отношению к психическим явлениям, он уже был знаком с ментальными феноменами и в некотором роде признавал их. Возможно, это духовное тяготение как раз и помогло ему достичь столь выдающихся результатов, ибо всегда следует помнить; результативное исследование психических феноменов по своей форме должно быть «психическим», то есть должно зависеть от состояния духа. Успеха добивается не тот, кто полон предвзятости, упрямства и смехотворного желания измерить явления духовного порядка мерками банального практицизма. Удача помогает тем, кто понимает, что гибкость мышления вовсе не противоречит тщательности наблюдений и строгой логике рассуждений. Она отдаёт предпочтение предупредительности и осторожности, способствующим гармонии и симпатии между испытателем и испытуемым. Исследования Крукса в области нематериальных явлений начались уже летом 1869 года. Тогда, в июле месяце, он участвовал в заседаниях, проходивших в присутствии известного медиума — миссис Маршалл, а в декабре побывал на сеансах другой знаменитости — Дж.Дж.Морзе. В июле 1869 года Д.Д.Хоум, вернувшись из Санкт–Петербурга, привёз Круксу рекомендательное письмо от профессора Бутлерова. Интересен фрагмент личного дневника, который Крукс вёл во время своей поездки по Испании с экспедицией «Эклипс» в декабре 1870 года. 31 декабря он записал: «Против собственной воли я возвращаюсь к событиям годичной давности. Нелли (жена В.Крукса, — Е.К.) и я общались тогда с нашими покойными друзьями, и когда пробило полночь, друзья пожелали нам счастливого Нового года. Я чувствую, они и сейчас смотрят на меня, а так как расстояние для них — не преграда, то они, я уверен, смотрят и на Нелли. Мы оба знаем: среди этих духов есть один, кого все мы — и духи, и смертные — почитаем как Отца и Владыку. Я возношу свою смиренную молитву ему — великому и благому, чтобы он не оставил без своей милостивой защиты Нелли, меня и нашу маленькую семью. Пусть он также позволит нам продолжать спиритическое общение с моим братом, перешедшим в иной мир более трёх лет назад, во время плавания на корабле.»[140] Прибавив к этому новогодние поздравления жене и детям, он пишет: «А когда истекут годы, отпущенные нам для земной жизни, пусть обретём мы ещё большее счастье в стране духов, очертания которой я иногда наблюдаю.» Мисс Флоренс Кук, с которой Крукс провёл свою классическую серию опытов, была молодой девушкой пятнадцати лет и обладала сильнейшими психическими способностями, проявившимися в редкой форме — в форме полной материализации. Способность эта оказалась фамильной, и её сестра, мисс Кейт Кук была не менее знаменита. Когда начался скандал, вызванный заявлениями мистера Волкмэна о том, что он якобы разоблачил мисс Кук, она, желая подтверждения своей правоты, обратилась за поддержкой к миссис Крукс. Мисс Кук была согласна на то, чтобы муж этой леди ставил над ней любые опыты, и не требовала взамен ничего, лишь бы только он публично подтвердил, что она — истинный медиум. По счастью, она обратилась к человеку неподкупной научной честности. Ведь в наши дни широко известны случаи, когда медиумы отдавали себя во власть исследователям, а те предавали их, не имея достаточно храбрости для того, чтобы подтвердить истинность спиритических явлений. В «Ежеквартальном научном журнале», который профессор Крукс редактировал, он опубликовал полное описание своих методов исследования. В его доме на Морнингтон–роуд был маленький кабинет, сообщавшийся с химической лабораторией и отделённый от неё занавесом. Мисс Кук в состоянии транса лежала на кушетке во внутренней комнате. В наружной комнате был устроен полумрак, там сидел Крукс и другие, приглашённые им наблюдатели. По истечении некоторого периода, который разнился от двадцати минут до часа, из эктоплазмы медиума материализовалась фигура. В те времена упомянутая субстанция и механизмы её возникновения не были известны, однако соответствующие исследования прояснили очень многое в этой области, чему посвящена отдельная глава нашей книги. Профессор же Крукс наблюдал следующее: занавес вдруг приоткрывался и из–за него появлялась женщина, причём обычно её внешность весьма отличалась от внешности медиума. Это создание было способно двигаться, говорить и производить другие действия независимо ни от кого. Оно также сообщило своё имя: Кэти Кинг. Скептик стал бы утверждать, что на самом деле было не две женщины, а одна, и что Кэти появлялась в результате хитроумного перевоплощения Флоренс. Он мог бы подкрепить свои возражения тем, что не только Крукс, но и мисс Мэриэт, да и другие наблюдатели отмечали, что порой Кэти была очень похожа на Флоренс. Здесь мы сталкиваемся с одной из загадок явления материализации, которая требует скорее тщательного изучения, чем насмешек. Автор этих строк, наблюдая за мисс Безиннет, также отметил, что лица психических феноменов в первый момент, когда психическая сила ещё слаба, напоминают лицо медиума, но в дальнейшем сходство совершенно утрачивается. Существует предположение, что эфирная оболочка медиума, его духовное тело, освобождается в состоянии транса и становится основой, на которой воплощающиеся сущности формируют свой облик. Каково бы ни было объяснение, факт налицо. Аналогичное явление сопровождает так называемый «направленный голос» (другое его обозначение: «прямой голос», — Е.К.): в первый момент он напоминает голос медиума, а затем либо приобретает совершенно иной тембр, либо разделяется на два голоса, звучащие одновременно. Безусловно, каждый исследователь вправе утверждать тождественность Флоренс Кук и Кэти Кинг, но лишь до тех пор, пока ему не будут предъявлены неопровержимые доказательства обратного. Такие доказательства и получил профессор Крукс после тщательных исследований. Вот как он описывает различия в их облике, которые ему удалось установить: «У Кэти другой рост: во время опытов в моём доме она была выше Флоренс на шесть дюймов, а вчера, будучи босой и не поднимаясь на носки, всё равно была выше на четыре с половиной дюйма. Вчера вечером, когда шея Кэти была открыта, можно было видеть и ощутить, как гладка её кожа, а у мисс Кук на шее был большой волдырь, который все могли видеть и потрогать рукой. Уши у Кэти не проколоты, в то время как мисс Кук носит серьги. Весь облик Кэти очень светлый, в то время как мисс Кук — тёмная. Пальцы Кэти значительно длиннее пальцев мисс Кук, лицо тоже более удлинённое. Их манеры и выражения также весьма различаются.» Позже он добавил: «Недавно я имел возможность неоднократно наблюдать Кэти при электрическом освещении, и теперь могу более подробно описать отличия, существующие между нею и её медиумом. Я получил полное подтверждение тому, что мисс Кук и Кэти — две разные личности, насколько об этом можно судить по их внешним признакам. Несколько маленьких пятнышек, которые есть на лице мисс Кук, на лице Кэти отсутствуют. Мисс Кук — шатенка, почти брюнетка, в то время как локон с головы Кэти, который сейчас передо мной (она разрешила мне отрезать его от своих великолепных кудрей, дав предварительно убедиться в том, что это её собственные волосы), — ярко–золотистого цвета. В один из вечеров я измерял пульс Кэти. Он бился ровно, со скоростью 75 ударов в минуту, в то время как пульс мисс Кук, измеренный спустя очень краткий промежуток времени, был также ровным, но бился с обычной для неё скоростью 90 ударов. Приложив ухо к грудной клетке Кэти, я услышал, что её сердце бьётся даже ровнее, чем сердце мисс Кук, позволившей мне обследовать себя сразу после сеанса. Прослушивание лёгких Кэти выявило, что они работают лучше лёгких мисс Кук, страдавшей жестоким кашлем и проходившей в то время курс лечения.» Крукс сделал сорок четыре фотографии Кэти Кинг при электрическом свете. Он описывает свою методику следующим образом: «Всю неделю, предшествовавшую уходу Кэти, она почти ежедневно давала сеансы в моём доме, чтобы я мог сфотографировать её при искусственном освещении. Для этой цели было установлено пять полных комплектов фотоаппаратуры. Использовалось пять камер: одна — полного формата, одна половинного, одна четвертного, а также две бинокулярные стереоскопические. Все оне были нацелены на позировавшую Кэти. Использовалось по пять ванн с проявителем и закрепителем, было заготовлено множество фотопластинок, чтобы исключить любые задержки или остановки в процессе фотографирования, которое мы проводили вдвоём с помощником. В качестве тёмной комнаты использовалась моя библиотека, отделённая от лаборатории двустворчатой дверью. Одну из створок двери сняли с петель и на её месте повесили портьеру, чтобы Кэти могла свободно входить и выходить. Наши гости сидели в лаборатории, лицом к портьере, а камеры располагались у них за спиной, давая возможность сфотографировать Кэти, как только она войдёт. Откинув портьеру, мы могли сфотографировать всё, что происходило в маленькой комнате. Каждый вечер производилось по три–четыре снимка каждой камерой, что давало как минимум пятнадцать снимков за сеанс, но несколько пластинок было испорчено при проявке, несколько — при настройке освещения. Всего получилось сорок четыре негатива, из них некоторые — низкого качества, некоторые среднего, но есть и просто превосходные.»[141] У автора имеется несколько фотографий из названной серии, среди них наибольшее впечатление производит снимок, запечатлевший полного мужественности Крукса, на руку которого опирается этот ангел — ведь это был именно ангел. Слово «ангел» может показаться преувеличением, однако как иначе назвать духа, обитателя потустороннего мира, согласившегося подвергнуться неудобствам временного, искусственного существования — единственно ради того, чтоб преподать урок представителям нашего материалистического поколения, целиком погружённым в мирское? Возникает вопрос, имел ли Крукс возможность наблюдать Кэти и медиума одновременно? В своём отчёте Крукс сообщает, что часто заходил в кабинет вслед за Кэти «и иногда наблюдал её и медиума вместе, однако чаще видел девушку–медиума лежащей на полу в состоянии транса, а Кэти в своих белых одеждах мгновенно исчезала». Более подробное свидетельство было дано Круксом в письме, направленном в американский журнал «Баннер оф лайт» и перепечатанном «Спиритуалистом» 17 июля 1874 года.[142] Он пишет: «В ответ на ваш запрос я могу сообщить, что видел мисс Кук и Кэти одновременно при свете фосфорной лампы, вполне достаточном для того, чтобы различить детали. Угол человеческого зрения весьма широк, поэтому обе фигуры были видны мне одновременно. Свет лампы был, однако, достаточно тускл, поэтому мне приходилось поворачивать её в разные стороны, чтоб осветить их лица, располагавшиеся на расстоянии нескольких футов друг от друга. Таким образом, лица мисс Кук и Кэти я мог видеть лишь по отдельности. Впоследствии я и ещё восемь человек имели возможность видеть мисс Кук и Кэти вместе при полном электрическом освещении. В этом случае лица мисс Кук не было видно, так как её голову покрывала плотная шаль, однако я совершенно успокоился, когда самолично удостоверился в том, что мисс Кук никуда не отлучалась и, следовательно, её никто не мог подменить. Попытка бросить прямой свет на её лицо, когда она пребывала в трансе, привела к серьёзным последствиям.» Камера тоже зафиксировала различия между материализованной формой и медиумом. Крукс пишет: «На одной из самых интересных фотографий, где я стою рядом с Кэти, видно, что её босая нога занимает определённое положение на полу. После сеанса я одел мисс Кук так же, как была одета Кэти, мы встали там же и были сфотографированы с тех же самых точек и при аналогичном освещении. При совмещении двух снимков видно, что мои изображения совпадают полностью, а вот Кэти на полголовы выше мисс Кук и кажется в сравнении с нею высокой женщиной. По фотографии видно, что оне отличаются также шириной лица и другими чертами.» Крукс даёт высокую оценку мисс Кук как медиуму: «Практически ежедневные сеансы, на которые она любезно согласилась, весьма существенно сказались на состоянии её здоровья, и я хочу во всеуслышание выразить ей признательность за согласие участвовать в экспериментах. Она с полной готовностью соглашалась на любые испытания, которые я предлагал. Выражается она открыто и прямо, и я ни разу не заметил хотя бы малейшей попытки схитрить. Конечно, я уверен, обман не мог удаться ей при всём желании; я бы сразу заметил, что что–то неладно, ибо она по натуре своей не способна на ложь. Предположить, что пятнадцатилетняя школьница способна задумать и в течение трёх лет успешно осуществлять надувательство такого масштаба, соглашаясь при этом на любые испытания, подвергаясь тщательному обследованию, безропотно проходить осмотр как до, так и после сеансов, и при этом показывать в моём доме даже более поразительные вещи, чем в доме родителей, сознавая, что находится под тщательным наблюдением… Здравый смысл заставляет скорее поверить в то, что Кэти Кинг на самом деле являлась тем, кем называла себя, нежели в то, что её появления, происходившие на протяжении трёх лет, были результатом надувательства.»[143] Согласившись с тем, что из эктоплазмы Флоренс Кук создавалась некая форма, в которую потом вселялось независимое существо, называвшее себя Кэти Кинг, мы встаём перед вопросом: «Кто была Кэти Кинг?». На это мы можем привести только её собственный ответ, понимая, что никаких доказательств в его пользу у нас нет. Она сообщила, что она — дочь Джона Кинга, духа, в течение долгого времени являвшегося спиритам на сеансах, посвящённых материальным феноменам. Читатель узнает о нём в последующих главах нашей книги, повествующих о братьях Эдди и миссис Холмс. Её земное имя было Морган, а Кинг — это не имя в обычном смысле, а, скорее, титул, который носит определённая разновидность духов. Она жила двести лет назад, во времена Карла Второго, на острове Ямайка. Так это или нет — неизвестно, однако сама она была твёрдо убеждена, что это — правда, и многое подтверждает её правоту. В письме, адресованном автору этой книги, одна из дочерей профессора Крукса вспоминает, какие захватывающие истории из жизни испанских колоний в Южной Америке слышали они из уст этой женщины–духа, ставшей любимицей всей семьи. А вот отрывки из письма миссис Крукс: «В то время одному из наших сыновей было всего три недели от роду. Кэти Кинг, материализованный дух, выразила к нему живейший интерес и пожелала взглянуть на младенца. Младенца принесли, и Кэти, привычным движением взяв его на руки, подержала немного и, улыбаясь, отдала нам.» Профессор Крукс пишет, что красота и обаяние Кэти были неотразимы. Читатель окажется прав, предположив, что приглушённое освещение могло сильно мешать прямому наблюдению. Однако профессор Крукс сообщает, что после серии сеансов была достигнута стабильность, позволявшая фигуре выдерживать значительно более интенсивное освещение. Эта стабильность имела свои пределы, которых профессор Крукс никогда не переходил и которые определились в ходе ошеломляющего эксперимента, описанного мисс Флоренс Мэриэт (миссис Росс–Чёрч). Следует отметить, что профессор Крукс не присутствовал при этом опыте, и мисс Мэриэт никогда не утверждала обратного. Однако она упоминает, что в числе присутствующих был мистер Картер Холл. Сама Кэти с юмором отнеслась к тому, что её будут освещать ярким светом: «Она встала у стены, расставив руки, как будто её распяли. Затем в комнате площадью около шестнадцати квадратных футов включили на полную мощность три газовых светильника. Эффект, который это произвело на мисс Кинг, был ошеломляющим. В течение доли секунды она выглядела как обычно, а затем начала как бы таять. Это можно уподобить тому, как тает восковая кукла возле горячего камина. Сначала её черты стали размытыми, нечёткими. Глаза утонули в глазницах, нос исчез, лоб ввалился. Затем ноги под нею подкосились, и она начала опадать на ковёр подобно рушащемуся изваянию. В конце концов на полу осталась одна её голова, потом — лишь кусок белой ткани, который также исчез, будто его утянули вслед за фигурой. Мы в изумлении уставились на яркое пятно света, отбрасываемого тремя газовыми светильниками на то место, где только что была Кэти Кинг.»[144] Мисс Мэриэт сообщает ещё одну интересную подробность: во время одного из опытов волосы мисс Кук были прикреплены к полу с помощью гвоздей, что совершенно не помешало появлению Кэти, как ни в чём не бывало вышедшей из кабинета. Профессор Крукс честно и бесстрашно опубликовал в своём журнале все результаты экспериментов, проведённых в его собственном доме, вызвав тем самым огромное потрясение в научных кругах. Некоторые крупные спириты, такие как Рассел Уоллес, лорд Рейли, молодой и многообещающий физик Вильям Баррет, Кромвель Ф.Варлей и другие получили подтверждение своей точки зрения и вдохновились на новые исследования. Была, однако, и сторона, выразившая яростное несогласие. Эти люди во главе с физиологом Карпентером, отрицали всё и были готовы обвинить своего коллегу в чём угодно — от лунатизма до жульничества. Официальная наука повела себя не лучшим образом. Крукс опубликовал свои письма, адресованные Стоксу — секретарю Королевского общества, в которых приглашал его прийти на сеанс и убедиться во всём собственными глазами. Своим отказом Стокс поставил себя на один уровень с кардиналами, отказывавшимися взглянуть в телескоп Галилея, чтобы увидеть спутники Юпитера. Материалистическая наука оказалась столь же косной, как средневековая теология. Прежде чем закончить разговор о Кэти Кинг, следует сказать несколько слов о дальнейшей судьбе великого медиума, давшего ей физическое существование. Став миссис Корнер, мисс Кук не утратила своих замечательных способностей. Автору известен лишь один случай, когда истинность её медиумизма подверглась сомнению. Она была схвачена сэром Джорджем Ситуэллом и обвинена в том, что сама изображает духа. Автор считает, что медиум–материализатор всегда нуждается в страховке, которая не позволила бы ему бродить без присмотра. Какие–либо перемещения в состоянии глубокого транса вряд ли возможны, однако в состоянии полутранса она могла — бессознательно или полубессознательно, подчиняясь неосознанному желанию зрителей или воле духов — встать и выйти из кабинета в комнату. Только невежество могло заставить кого–либо считать этот единственный эпизод опровержением многочисленных доказательств, предъявленных в ходе всей её жизни. Следует также отметить, что все присутствовавшие наблюдали фигуру, закутанную в белое, а на миссис Корнер не было ничего белого. Опытный исследователь мог бы сделать вывод, что это был, скорее, не случай материализации, а случай трансфигурации, когда эктоплазма, будучи не в силах оформиться в отдельную фигуру, окутывает медиума так, что он сам становится носителем нового облика. Комментируя подобные случаи, великий немецкий исследователь, доктор Шренк–Нотцинг пишет: «Она (фотография, — Е.К.) интересна тем, что проливает свет на происхождение так называемого явления трансфигурации, когда медиум сам берёт на себя роль духа, и, стремясь перевоплотиться в вызываемую личность, окутывает себя её материальной формой. Такая переходная стадия присуща практически всем медиумам–материализаторам. В литературе по данному вопросу описано множество случаев, когда медиумов, находившихся в таком состоянии, пытались обвинить в том, что они якобы «подделываются» под духов. В их числе происшествия с кронпринцем Рудольфом, медиумом Бастианом, с медиумом Крукса — мисс Кук, инцидент с мадам д'Эсперанс и многие другие. Во всех этих случаях медиумы были схвачены, однако ткань, якобы использованная ими для маскировки, немедленно куда–то исчезала, причём совершенно бесследно.»[145] Похоже, что порицания в таких случаях достоин не медиум, находящийся в состоянии транса, а недобросовестные участники сеанса. Сенсационный характер опытов, проведённых профессором Круксом с мисс Кук, и то обстоятельство, что они, несомненно были весьма уязвимы для нападок со стороны недоброжелателей, в некотором роде оставили в тени прекрасные результаты, полученные с Хоумом и мисс Фокс. Способности этих медиумов получили весьма солидное подтверждение. Тут, правда, Крукс не замедлил столкнуться с обычными для исследователей трудностями, однако у него хватило здравого смысла, чтобы понять: каждый новый предмет исследования требует от исследователя умения приспособиться к необычным условиям и не отказываться от работы по той лишь причине, что эти условия не желают соотноситься с предвзятыми представлениями экспериментатора. Вот его замечания о Хоуме: «Я предпринял множество попыток для проведения опытов, однако недостаток сведений о том, какие условия способствуют, а какие — препятствуют проявлениям его силы, весьма причудливые формы её проявления, а также то обстоятельство, что сила мистера Хоума подвержена непредсказуемым изменениям и искажениям, лишь очень редко позволяли нам добиваться того, чтобы обнаруженное явление впоследствии было должным образом подтверждено и измерено каким–либо прибором, созданным для этой цели.»[146] Самое примечательное наблюдение — это изменение веса предметов, со всей полнотой подтверждённое впоследствии доктором Кроуфордом, работавшим с кружком Голайер,[147] а также в ходе расследования случая с Марджери[148] в Бостоне. Под воздействием некоей разумной силы тяжёлые предметы могли становиться легче, а лёгкие — тяжелее. Испытания, исключавшие всякую возможность обмана, описаны во всех подробностях, и эти отчёты способны убедить любого непредвзято настроенного читателя. При опытах присутствовали доктор Хаггинс — известный специалист в области спектроскопии, Серджент Кокс — известный адвокат и другие свидетели. Как мы уже сказали, Круксу не удалось убедить ни одного из представителей официальной науки в том, что этот предмет заслуживает их внимания. Ещё одно явление, тщательно исследованное Круксом и его почтенными ассистентами — это игра на музыкальных инструментах, в особенности на аккордеоне, при обстоятельствах, совершенно исключающих прикосновение медиума к клавишам. Предполагая, что медиум имел представление о том, как следует играть на инструменте, автор данной книги не готов к тому, чтобы признать это явление следствием вмешательства некоей внешней разумной сущности. Если предположить, что эфирное тело действительно существует и обладает собственными эфирными конечностями, то весьма естественным будет предположить, что эфирные пальцы медиума могут, отделившись от его физических пальцев, самостоятельно нажимать на клавиши. Проблема в таком случае сводится лишь к тому, способен ли медиум управлять своими эфирными пальцами и сообщить им силу, достаточную для нажатия клавиш. Множество психических явлений — чтение с завязанными глазами, прикосновение к удалённым на значительное расстояние предметам и тому подобное, по мнению автора, может быть объяснено наличием эфирного тела и отнесено, скорее, к классу тонких материальных, а не спиритических явлений. Они существенно отличаются по своему типу от таких феноменов, как сообщения из мира мёртвых, которые и составляют суть Спиритизма. Говоря о мисс Кейт Фокс, профессор Крукс сообщает: «Я убедился, что воля и разум медиума весьма сильно влияют на эти феномены.» Он добавляет, что не имеет в виду подтасовки или фальсификации, и продолжает: «Я наблюдал явления, несомненно, свидетельствующие о вмешательстве внешней разумной силы, не принадлежавшей никому из присутствовавших при опыте.»[149] Таким образом автор постарался привести здесь точку зрения человека, обладающего значительно большим авторитетом, чем он сам. Явления, подтверждённые в ходе опытов с мисс Кейт Фокс — это перемещение удалённых предметов и воспроизведение ударных звуков — то есть стуки. Последние были самого разного характера: «осторожные щелчки; резкие звуки, подобные тем, что издаёт индукционная катушка, работающая на полную мощность; взрывы в воздухе, резкие металлические удары, треск, похожий на звук работы фрикционного механизма, скребущие звуки, чириканье птиц, и т.д.».[150] Все, кто сталкивался с этими звуками, задавался вопросом, в какой мере медиум управляет ими. Автор этой книги, как уже было сказано, пришёл к выводу, что до определённого момента медиум в состоянии управлять ими, а затем они выходят из–под этого контроля. Невозможно забыть смущение одного медиума, деревенского жителя с севера, когда в кофейне отеля «Донкастер» вокруг его головы стали раздаваться стуки, похожие на щелчки пальцами. Все сомнения по поводу того, управляет медиум стуками или нет, рассеялись. Будь это во власти медиума, он бы тут же их прекратил. Что касается объективного характера этих звуков, то, говоря о мисс Кейт Фокс, Крукс утверждает: «Достаточно ей положить руку на какой–нибудь предмет, тут же начинаются громкие пульсирующие шумы, слышимые иногда через несколько комнат. Это могло быть растущее дерево — или кусок стекла — или обрывок натянутой железной проволоки — или растянутая мембрана — или тамбурин — или крыша кэба — или пол в театре. Более того, контакт при этом был вовсе не обязателен. Я слышал эти звуки в полу, стенах и т.п., когда медиума держали за руки и за ноги — или когда она стояла на стуле или когда она находилась на подвешенных к потолку качелях — или когда она была заключена в металлическую клетку — или когда лежала на диване. Я слышал их в стеклянном оркестрионе — я ощущал их в собственном плече, слышал под собственными ладонями. Я слышал их в листе бумаги, подвешенном за ниточку, которую я держал в руках. Зная многочисленные теории, посвящённые данному вопросу и получившие распространение особенно в С.Ш.А., я исследовал эти звуки всеми возможными способами, но пока не получил неоспоримых доказательств тому, что это были объективные явления, а не следствие обмана или какого–либо механического воздействия.» Так был положен конец легенде о хрустящих суставах, падающих яблоках и прочим надуманным объяснениям, отрицающим объективные факты. Справедливости ради следует отметить, что печальные происшествия, сопровождавшие закат карьеры сестёр Фокс, могут послужить извинением тем, кто, не будучи очевидцами реальных событий, судил о них по единственному случаю, получившему широкую огласку. Иногда высказываются предположения, что Крукс изменил своим взглядам на психические явления, высказанным им в 1874 году, или даже отрёкся от них. Можно по крайней мере сказать, что неистовость противников и излишняя скромность сторонников весьма тревожили учёного и ставили под угрозу его научный авторитет. Не признавая своего поражения, он, однако, старался избегать обсуждений этого вопроса. Он не желал, чтобы его ранние работы переиздавались, и остерегался распространять замечательные фотографии, запечатлевшие его под руку с материализованным духом — Кэти Кинг. В письме, цитируемом профессором Анджело Брофферио, он пишет: «Я убеждён в существовании неких разумных существ, утверждающих, что они — духи умерших людей. Однако истинных доказательств их правоты мне получить не удалось, хотя многие мои друзья сообщают, что такие доказательства у них есть, да и сам я неоднократно был почти готов поверить в это.»[151] С возрастом, однако, это убеждение крепло; возможно, он стал сильнее осознавать, какую ответственность накладывают подобные уникальные эксперименты. В 1898 году в своём президентском обращении к Британскому объединению «За прогресс науки» сэр Вильям кратко упомянул о своих ранних исследованиях. Он сказал: «Я не сказал ещё об одной загадке — на мой взгляд одной из самых важных и многообещающих. Ни один из эпизодов моей научной карьеры не известен так широко, как моё участие в неких психических исследованиях, проводившихся много лет назад. Тридцать лет прошло с тех пор, как я опубликовал отчёт об экспериментах, наводивших на мысль о том, что за пределами наших научных представлений есть сила, проявляемая разумной сущностью, отличной от тех, что известна смертным… Мне не от чего отрекаться. Я полностью согласен со своими ранее опубликованными выводами. Мне даже есть что к ним добавить.» Спустя ещё почти двадцать лет его уверенность стала ещё крепче. Вот, что он сказал в интервью, опубликованном в «Интернэйшнл сайик газетт» в декабре 1917 года: «Я ни разу не менял своего мнения об этом предмете. Я вполне удовлетворён тем, что говорил раньше. То, что между этим и тем миром установлен контакт — истинная правда.»[152] В ответ на утверждение о том, что Спиритизму не удалось победить материалистической науки, он сказал: «Мне кажется, что удалось. По крайней мере появилось множество людей, уверовавших в существование потустороннего мира.» Недавно у автора этой книги появилась возможность — благодаря любезной помощи мистера Томаса Блайтона — увидеть письмо с соболезнованиями, написанное сэром Вильямом Круксом по случаю смерти миссис Корнер. Письмо датировано 24 апреля 1904 года: «Передайте от леди Крукс и от меня искреннее соболезнование её семье по поводу этой невосполнимой потери. Мы убеждены: уверенность в том, что те, кого мы любим, перейдя в иной мир, продолжают смотреть на нас, уверенность, значительно усилившаяся благодаря медиумизму миссис Корнер (и всегда оставшейся в нашей памяти как Флоренс Кук) - будет поддержкой для тех, кто остался жить.» Её дочь, сообщая о смерти матери, сказала: «Она умерла, преисполненная покоя и счастья.» Примечания:1 «Нужно стремиться лишь к тому, чтобы мыслить и говорить согласно истине, без всякого желания привить наши вкусы и убеждения другим: предприятие сие и без того грандиозно.» Ж.Лабрюйер. (франц.) 13 Более подробно это описано в «Записках о Спиритизме» Конан–Дойля, в статье «Медиумичество, силы зла и кружки духовного спасения». (Й.Р.) 14 Emanuel Swedenborg: «Heaven and Hell»; «The New Jerusalem». 15 Шейкеры (или трясуны) - американская секта, члены которой практиковали жизнь в общинах и соблюдали обет безбрачия. Движение шейкеров (или трясунов) зародилось в Англии в 1747 году. В С.Ш.А. первая секта появилась в 1776 году. Пик расцвета секты приходится на 1840–60–е годы. Шейкеры вели независимый образ жизни, их собрания сопровождались своеобразными церемониями, танцами, возгласами; часто члены общины впадали в состояние транса, что, по их убеждению, являлось сошествием Святого Духа и доказательством его существования. (Й.Р.) 137 Спинтарископ — устройство, демонстрирующее выделение альфа–лучей под воздействием радия. (Е.К.) 138 «Трубка Крукса» — запаянная вакуумная трубка, используемая в рентгенологии. (Е.К.) 139 «Quarterly Journal of Science». 140 «Life of Sir William Crookes» by E.E.Fournier d'Albe, 1923. 141 «The Spiritualist», 1874, р.270. 142 «The Spiritualist», July 17, 1874, р.29. 143 «Researches in the Phenomena of Spiritualism» by William Crookes. 144 «There Is No Death» by Florence Maryatt, p.143. 145 «Phenomena of Materialization» by Dr.Schrenck Notzing, (English translation). 146 «Researches in the Phenomena of Spiritualism» by William Crookes, p.10. 147 Назван по имени медиума мисс Кэтлин Голайер. Доктор Кроуфорд провёл с ней в 1914–20 годах серию экспериментов, результаты которых отражены в его трудах: «The Reality of Psychic Phenomena» (1917), «Experiments in Psychical Science» (1919) и «The Psychic Structures at the Goligher Cirle» (1921). (Е.К.) 148 Марджери — псевдоним миссис Крэндон, известного медиума. См. гл. XXII. (Е.К.) 149 «Researches in the Phenomena of Spiritualism», p.95. 150 Ibidem, p.86. 151 Angelo Brofferio, «Fuer den Spiritismus», Leipzig, 1894, p.319, (German translation). 152 «The International Psychic Gazette», December, 1917, pp. 61–62. Леон Дени в книге «После смерти» по этому же поводу сообщает: «Утверждали, будто потом сэр Крукс отказался от этих слов. Однако У.Стед писал по этому поводу в «Нью–Йорк америкэн»: «Лондон, 7 Февраля 1909. Я видел сэра Вильяма Крукса в «Гоуст–Клубе», где он обедал, и он уполномочил меня сказать следующее: «Со времени начала моих опытов в области спиритуализма, опытов, которыми я занимаюсь вот уже тридцать лет, я не вижу никакой причины изменять моё прежнее мнение.» (Й.Р.) |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|