|
||||
|
МК.I «Универсал»Разработка самого массового британского бронетранспортёра Второй мировой войны началась в середине 1930-х годов в рамках создания так называемого пулеметовоза — машины для перевозки тяжелого пулемета «Виккерс». При создании машины использовалась ходовая часть легкого танка «Виккерс-Карден-Лойд». В 1936 году фирма «Виккерс-Армстронг» изготовила 13 бронетранспортеров, получивших обозначение Machine Gun Carrier № 1 Mark I. Впрочем, вскоре семь из них были модернизированы в вариант № 2 Mark 1 — пулемётчик получил выдвинутую вперёд броневую рубку, и передняя часть машины приобрела свой законченный вид. Эта модификация стада первой, запущенной в массовое производство. Официальный заказ составил 110 единиц. Разведчики на бронетранспортёре «Универсал», вооружённом противотанковым ружьём «Бойс» и пулемётом «Брен», в дозоре. Орловско-Курская дуга, июль 1943 года. БТР «Универсал» доставил на поле боя десант автоматчиков. Орловско-Курская дуга, июль 1943 года. Принятие в 1935 году на вооружение британской армии 7,7-мм пулемёта «Брен» оказало влияние и на конструкцию последующих вариантов бронетранспортера, первоначально предназначенного для размещения пулемета «Виккерс». Так появился бронетранспортер Вгеп Gun Carrier. В целом машина мало отличалась от предыдущего образца, что позволило переделать часть ранних машин в носители пулемёта «Брен». При этом одна машина в каждом взводе вооружалась противотанковым ружьем «Бойс». Следующей массовой модификацией машины стал разведывательный Scout Carrier. Этот бронетранспортер получил удлиненный кузов в кормовой части слева, в котором разместились радиостанция № 11 и радист. Вместо пулемета «Брен» в лобовом листе корпуса было смонтировано противотанковое ружье «Бойс», а пулемет «Брен» разместили на стойке в отделении радиста. Экипаж по-прежнему состоял из трех человек. Всего было изготовлено 647 таких бронетранспортёров. Ими вооружались механизированные кавалерийские (разведывательные) полки английской армии. В каждом имелось 28 лёгких танков и 44 бронетранспортера Scout Carrier. Вскоре стало совершенно очевидно, что наличие в войсках и в производстве двух разных по конструкции, но практически идентичных по характеристикам боевых машин нерационально. Так на свет появился Universal Carrier Mk.I — основной бронетранспортер Британского Содружества Наций и самый массовый бронетранспортер периода Второй мировой войны. Эта машина производилась английскими, канадскими, австралийскими и новозеландскими предприятиями, а также выпускалась в США по британскому заказу. С 1937 по 1945 год было изготовлено около 90 тыс. бронетранспортёров. «Универсалы», вооружённые противотанковыми ружьями ПТРД, в разведке. Белоруссия, февраль 1944 года. Пулемётчик бронетранспортёра «Универсал» ведёт огонь из пулемёта «Брен». Район Львова, 1944 год. БТР «Универсал» на улице румынского города. Август 1944 года В Советский Союз по программе ленд-лиза поступило 2008 бронетранспортёров английского и канадского производства: 330 в 1941 году, 903 — в 1942-м, 408 — в 1943-м, 351 (из них 27 канадских) — в 1944-м и 16 (все канадские) — в 1945 году. Машина имела открытый сверху сварной легкобронированный (толщина брони в лобовой части — 10 мм, бортов и кормы — 7 мм) корпус простой прямоугольной формы. Масса БТРа составляла 3,7 т при относительно небольших размерах — 3657x2057x1588 мм. Габариты машины обусловили и ограниченную вместимость — 4–5 человек. Вооружение бронетранспортёра состояло из 13,97-мм противотанкового ружья «Бойс» и двух пулеметов «Брен», один из которых мог устанавливаться на вертлюге для зенитной стрельбы. Возимый боекомплект состоял из 80 патронов к ружью и 900 патронов к пулемётам. Установленный в средней части машины 8-цилиндровый карбюраторный двигатель Ford GAE мощностью 60 л.с. позволял бронетранспортёру развивать максимальную скорость 40 км/ч. Запас хода машины составлял 180 км. Канадские машины внешне были идентичны английскому варианту, но имели более мощный двигатель (85 л.с.) и меньшую массу (3,56 т). В советских документах военных лет эти бронетранспортёры часто именовались танкетками. Наиболее распространенным было название MK.I «Универсал» или просто MK.I, реже встречались У-1, «Брен» или «Ю.Г.К.» (по-видимому, сокращенное «Юниверсал Ганн Кэрриер»). Бронетранспортёры «Универсал» поступали на вооружение разведрот бригад и разведбатальонов корпусов бронетанковых и механизированных войск Красной армии. В 1941 году предпринимались попытки приспособить эти машины для буксировки 45-мм противотанковых пушек и 76-мм дивизионных пушек Ф-22УСВ. Однако, судя по отсутствию фактов применения «универсалов» для этой цели в последующем, попытки завершились неудачей, а может быть, и задача была снята. К сожалению, конкретных боевых примеров использования бронетранспортеров «Универсал» не много. К их числу относятся действия разведгруппы лейтенанта Галямова из 19-го танкового корпуса 51-й армии 4-го Украинского фронта. Дело было в конце 1943 года в Таврии, на подступах к Перекопу. В распоряжении группы имелись два бронетранспортера «Универсал» и мотоцикл «Харлей-Дэвидсон» с коляской. В районе Ново-Натальевки один из бронетранспортеров разведгруппы, прикрывшись стогом соломы, обстрелял вражескую колонну. Взятый пленный рассказал, что командование колонны с группой солдат уехало вперед. Разведчики двинулись в указанном направлении. И действительно, в 10 км южнее Ново-Натальевки в кукурузе они обнаружили группу горных егерей. Попав под пулеметный огонь бронетранспортеров, немцы сдались. В плен вместе с солдатами охраны попали заместитель командира горно-стрелковой дивизии противника, начальник штаба и начальник санитарной службы. Бронетранспортёр «Универсал» нравился краноармейцам. Машина была надежная, маневренная и редко подвергалась каким-либо переделкам, за исключением установки на некоторые бронетранспортеры советского вооружения: пулеметов ДТ, ДШК и противотанковых ружей. В составе разведгрупп в условиях бездорожья «универсалы» были достаточно эффективны при ведении разведки и преследовании отступающего противника. Бронетранспортёры «Универсал» использовались в боевых действиях Великой Отечественной войны вплоть до её окончания. В нарушение обязательств по ленд-лизу советская сторона передала 51 БТР Войску Польскому. После окончания боевых действий в Европе у поляков осталось ещё 39 машин, состоявших на вооружении вплоть до конца 1946 года. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|