Морской тральщик-вертолетоносец пр. 923 (шифр "Гранат")

Проектант ЦКБ-363

Главный конструктор Н.П.Пегов и В.П.Мишин

Главный наблюдающий ВМФ . И.М.Шелевахо, Н.А.Андреев, М.М.Дымыкин

Завод-строитель планировался СЗ "Янтарь"

Годы проектирования 1972-1979

Водоизмещение, т:

стандартное 7200

полное 7800

Главные размерения, м 163x19.0x5,4

Главная энергетическая установка:

тин и мощность, л.с ГТУ, 2x22000+9000

Скорость хода, уз:

полная 30

экономическая 18

Дальность плавания при 14 уз. мили 5600

Автономность, сут 30

Экипаж, чел 231

Вооружение:

авиационное 5 вертолетов Ка-252 ПМО

зенитно- ракетное (общее число ракет) 2 ЗРК "Кинжал" (64)

артиллерийское 2х1-100-мм, 4x2-30-мм, 1х2-25-мм

противоторпедное APПК "Удав-1"

противоминное вертолетное 12 комплектов ОВКТ, 12 комплектов ВШЗ, 2 комплекта ВТДМ. 2 комплекта "Подьем Т". 12 вертолетных тральных вех 1*

противоминное корабельное 4 СИУМа

противодиверсионное 2 гранатомета‘’Огонек"

гидроакустическое ГАСМ "Кабарга", 2 комплекта переносной ГАС "МГ-7"

радиолокационное "Топаз-1". "Привод В". "Волга" (2 комплекта), ’‘Пароль"

1* На каждом вертолете установлена бюртовая аппаратура обнаружения мин "Скат-В"


Плановому проектированию корабля предшествовал большой объем НИР, выполненных 1-м и 30-м институтами МО, ЦНИИ-45 и Западным ПКБ. Результаты этих НИР позволили в 1966 г. рекомендовать следующий состав вооружения корабля: пять вертолетов типа Ка-25. приспособленных для целей ПМО (т.е. оборудованных тралами ОВКТ и бортовой оптической поисковой системой "Кедр"). 1x1-76-мм и 2х6-30-мм АУ с обшей системой ПУС, два ПЗРК "Стрела 2М", партия боевых пловцов (17 человек), специализированных на ПМО, с двумя резиновыми надувными моторными шлюпками, два – МРГ "Огонек", ГАСМ МГ-Х9 и ГАС МГ-7 (два комплекта), РЛС общего обнаружения "Линь". РЛС привода вертолетов "Привод В". НРЛС "Миус" и РЛС госопознавания "Пароль". В качестве главных двигателей предлагалось использовать два дизеля типа 68 (2x8000 л.с.). Полное водоизмещение такого корабля составило бы около 3000 т, скорость хода 22 уз, дальность плавания 14-узловым ходом около 6000 миль, автономность 30 суток, экипаж около 130 человек. Постройка корабля могла бы быть осуществлена на Выборгском или Калинин градском СЗ.

Предложение было одобрено руководством ВМФ и МСП, и решением ЦК КПСС и СМ СССР от 01.09.69 проектирование корабля (проект N9 923) было включено в кораблестроительную программу 1971 – 1980 гг. В ходе разработки ТТЗ требования к кораблю уточнялись и дополнялись. Так, вместо вертолета Ка-25 оговаривалось использование его новой модификации – Ка- 252, вместо ГАСМ МГ-89 – ГАСМ "Серна-2", вместо РЛС "Линь" – РЛС "Топаз", вместо НРЛС "Миус" – два комплекта ИРЛС "Волга", дополнительно принимались два комплекта противоминного комплекса "Гюрза" и два шестиствольных 30-мм автомата, а также требовалось рассмотрение катамаранного варианта, значительно увеличивалась численность команды и повышались требования к условиям обитаемости. Согласно ТТЗ, выданному Западному ПКБ в 1972 г., разработка эскизного проекта предусматривалась в два этапа. На первом этапе следовало рассмотреть три варианта корабля (обычной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 8000 л.с., катамаранной архитектуры с пятью вертолетами и двумя дизелями по 12000 л.с. и катамаранной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 12000 л.с.) и выбрать из них наиболее приемлемый. На втором этапе надлежало отработать выбранный вариант. Окончание работ по первому этапу планировалось в 1973 г.. по второму – в 1974 г. Результаты работ по первому этапу, фиксирующие изменение ТТХ корабля при вариациях архитектурного типа и ЭУ, приведены в табл. 12.


Таблица 12 Разница между ТТХ вариантов корабля пр. 923*
№ варианта Водоиз­мещение, т Главные размерения Скорость полного хода, уз Дальность плавания 14-узловым ходом.мили Экипаж, человек 
1 2950 113(102)х 15.0x3,85 23 6200 200
2 3900 103(93)х24,8x4.4 22 6500 230
3 2800 88(76)х21,7x4.1 23,5 >7000 220

* Эскизные проекты.


Рассмотрение в МСП выполненных Западным ПКБ проработок показало, что отрасль не располагает ни отработанной технологией постройки кораблей-катамаранов требуемого водоизмещении, ни стапельными местами для их строительства и что решение требуемой задачи приведет к существенному увеличению как стоимости серийных кораблей. так и сроков их постройки. Заказчик отмстил целесообразность расширения круга задач, решаемых кораблем, возложив на нею также борьбу с противолодочными минами "CAPTOR" (включая боевое дежурство на противолодочных рубежах) и постановку сигнальных буев космических объектов. Для указанных целей на корабль предлагалось принять глубоководный трал КТК-1 и усилить зенитное вооружение, приняв еще два комплекта "Стрсла-2М". Поскольку верхняя палуба была занята вертолетами, то установку КТК предлагалось осуществлять со второй палубы. От этого намерения пришлось отказаться ввиду невозможности обеспечения требования непотопляемости при затоплении кормовых отсеков.

С учетом всего и воженного к дальнейшей разработке быт принят корабль обычной архитектуры с питью вертолетами типа Ка-252 на борту. Разработка такого вертолета в модификации ПМО была включена в план работ МАП со сроком сдачи головного вертолета в 1978 г. Кроме того, были приняты решения о разработке для корабля новой ГАСМ "Кабарга" с большим радиусом действия и самоходных искателей-уничтожителей мин (вместо партий боевых пловцов ПМО).

В ходе разработки проекта подтвердилась потребность ВМФ в кораблях типа пр. 923: для ведения минной разведки в водах пролива Акаба в 1974 году отбыл противолодочный крейсер (вертолетоносец) "Ленинград" (пр. 1123) с наскоро приспособленными для целей ПМО вертолетами на борту.

Разработанный по второму этапу эскизного проекта корабль имел следующие характеристики: полное водоизмещение 95(Ю т. главные размерения 130x16,2x5,1 м. мощность дизельной ЭУ 2x12000 л.с., скорость хода 22 уз, дальность плавания 18-узловым ходом 5000 миль, автономность 30 суток, экипаж 225 человек, вооружение: пять вертолетов Ка-252 ПМО, 1x1- 76-мм АУ. 2x6-30-мм АУ, два ПМК "Гюрза", четыре СИУМа, семь запасных комплектов ОВКТ, по шесть комплектов трала ВТАМ и ВШЗ, два комплекта вертолетного электромагнитного трала "Подъем Т". 12 тральных вех, 38 мин (в перегрузку), два МРГ "Огонек". ГАСМ "Кабарга", РЛС "Топаз-1", ИРЛС "Волга" (два комплекта), "Привод-В" и "Пароль".

Рассмотрение материалов проекта показало, что массогабаритные характеристики корабля обусловливают возможность его постройки только на СЗ первой категории, стапельные места на которых строго лимитированы. Поскольку размерения корабля оказались близкими с размерениям БПК пр. 1155. то было принято решение о дальнейшем проектировании корабля пр. 923 в корпусе БПК пр. 1155.

В холе разработки технического проекта выяснилось, что МАП не принимает (ввиду малосерийности) заказ на разработку противоминной модификации вертолетов (Ка-252 ПMO); разработка СИУМов не вышла из стадии поисковых работ: разработка дизеля типа 80 еще не начата и что разработки ПМК "Гюрза", АПКР "Удав-Г и ГАСМ "Кабарга" находятся в начальной стадии. Технический риск создания корабля в сложившихся условиях и. тем более, при остром дефиците стапельных мест был бы неоправданным и в 1979 г. проект 923 был закрыт.


Примечания:



Морской тральщик-вертолетоносец пр. 923 (шифр "Гранат")

Проектант ЦКБ-363

Главный конструктор Н.П.Пегов и В.П.Мишин

Главный наблюдающий ВМФ . И.М.Шелевахо, Н.А.Андреев, М.М.Дымыкин

Завод-строитель планировался СЗ "Янтарь"

Годы проектирования 1972-1979

Водоизмещение, т:

стандартное 7200

полное 7800

Главные размерения, м 163x19.0x5,4

Главная энергетическая установка:

тин и мощность, л.с ГТУ, 2x22000+9000

Скорость хода, уз:

полная 30

экономическая 18

Дальность плавания при 14 уз. мили 5600

Автономность, сут 30

Экипаж, чел 231

Вооружение:

авиационное 5 вертолетов Ка-252 ПМО

зенитно- ракетное (общее число ракет) 2 ЗРК "Кинжал" (64)

артиллерийское 2х1-100-мм, 4x2-30-мм, 1х2-25-мм

противоторпедное APПК "Удав-1"

противоминное вертолетное 12 комплектов ОВКТ, 12 комплектов ВШЗ, 2 комплекта ВТДМ. 2 комплекта "Подьем Т". 12 вертолетных тральных вех 1*

противоминное корабельное 4 СИУМа

противодиверсионное 2 гранатомета‘’Огонек"

гидроакустическое ГАСМ "Кабарга", 2 комплекта переносной ГАС "МГ-7"

радиолокационное "Топаз-1". "Привод В". "Волга" (2 комплекта), ’‘Пароль"

1* На каждом вертолете установлена бюртовая аппаратура обнаружения мин "Скат-В"


Плановому проектированию корабля предшествовал большой объем НИР, выполненных 1-м и 30-м институтами МО, ЦНИИ-45 и Западным ПКБ. Результаты этих НИР позволили в 1966 г. рекомендовать следующий состав вооружения корабля: пять вертолетов типа Ка-25. приспособленных для целей ПМО (т.е. оборудованных тралами ОВКТ и бортовой оптической поисковой системой "Кедр"). 1x1-76-мм и 2х6-30-мм АУ с обшей системой ПУС, два ПЗРК "Стрела 2М", партия боевых пловцов (17 человек), специализированных на ПМО, с двумя резиновыми надувными моторными шлюпками, два – МРГ "Огонек", ГАСМ МГ-Х9 и ГАС МГ-7 (два комплекта), РЛС общего обнаружения "Линь". РЛС привода вертолетов "Привод В". НРЛС "Миус" и РЛС госопознавания "Пароль". В качестве главных двигателей предлагалось использовать два дизеля типа 68 (2x8000 л.с.). Полное водоизмещение такого корабля составило бы около 3000 т, скорость хода 22 уз, дальность плавания 14-узловым ходом около 6000 миль, автономность 30 суток, экипаж около 130 человек. Постройка корабля могла бы быть осуществлена на Выборгском или Калинин градском СЗ.

Предложение было одобрено руководством ВМФ и МСП, и решением ЦК КПСС и СМ СССР от 01.09.69 проектирование корабля (проект N9 923) было включено в кораблестроительную программу 1971 – 1980 гг. В ходе разработки ТТЗ требования к кораблю уточнялись и дополнялись. Так, вместо вертолета Ка-25 оговаривалось использование его новой модификации – Ка- 252, вместо ГАСМ МГ-89 – ГАСМ "Серна-2", вместо РЛС "Линь" – РЛС "Топаз", вместо НРЛС "Миус" – два комплекта ИРЛС "Волга", дополнительно принимались два комплекта противоминного комплекса "Гюрза" и два шестиствольных 30-мм автомата, а также требовалось рассмотрение катамаранного варианта, значительно увеличивалась численность команды и повышались требования к условиям обитаемости. Согласно ТТЗ, выданному Западному ПКБ в 1972 г., разработка эскизного проекта предусматривалась в два этапа. На первом этапе следовало рассмотреть три варианта корабля (обычной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 8000 л.с., катамаранной архитектуры с пятью вертолетами и двумя дизелями по 12000 л.с. и катамаранной архитектуры с двумя вертолетами и двумя дизелями по 12000 л.с.) и выбрать из них наиболее приемлемый. На втором этапе надлежало отработать выбранный вариант. Окончание работ по первому этапу планировалось в 1973 г.. по второму – в 1974 г. Результаты работ по первому этапу, фиксирующие изменение ТТХ корабля при вариациях архитектурного типа и ЭУ, приведены в табл. 12.


Таблица 12 Разница между ТТХ вариантов корабля пр. 923*
№ варианта Водоиз­мещение, т Главные размерения Скорость полного хода, уз Дальность плавания 14-узловым ходом.мили Экипаж, человек 
1 2950 113(102)х 15.0x3,85 23 6200 200
2 3900 103(93)х24,8x4.4 22 6500 230
3 2800 88(76)х21,7x4.1 23,5 >7000 220

* Эскизные проекты.


Рассмотрение в МСП выполненных Западным ПКБ проработок показало, что отрасль не располагает ни отработанной технологией постройки кораблей-катамаранов требуемого водоизмещении, ни стапельными местами для их строительства и что решение требуемой задачи приведет к существенному увеличению как стоимости серийных кораблей. так и сроков их постройки. Заказчик отмстил целесообразность расширения круга задач, решаемых кораблем, возложив на нею также борьбу с противолодочными минами "CAPTOR" (включая боевое дежурство на противолодочных рубежах) и постановку сигнальных буев космических объектов. Для указанных целей на корабль предлагалось принять глубоководный трал КТК-1 и усилить зенитное вооружение, приняв еще два комплекта "Стрсла-2М". Поскольку верхняя палуба была занята вертолетами, то установку КТК предлагалось осуществлять со второй палубы. От этого намерения пришлось отказаться ввиду невозможности обеспечения требования непотопляемости при затоплении кормовых отсеков.

С учетом всего и воженного к дальнейшей разработке быт принят корабль обычной архитектуры с питью вертолетами типа Ка-252 на борту. Разработка такого вертолета в модификации ПМО была включена в план работ МАП со сроком сдачи головного вертолета в 1978 г. Кроме того, были приняты решения о разработке для корабля новой ГАСМ "Кабарга" с большим радиусом действия и самоходных искателей-уничтожителей мин (вместо партий боевых пловцов ПМО).

В ходе разработки проекта подтвердилась потребность ВМФ в кораблях типа пр. 923: для ведения минной разведки в водах пролива Акаба в 1974 году отбыл противолодочный крейсер (вертолетоносец) "Ленинград" (пр. 1123) с наскоро приспособленными для целей ПМО вертолетами на борту.

Разработанный по второму этапу эскизного проекта корабль имел следующие характеристики: полное водоизмещение 95(Ю т. главные размерения 130x16,2x5,1 м. мощность дизельной ЭУ 2x12000 л.с., скорость хода 22 уз, дальность плавания 18-узловым ходом 5000 миль, автономность 30 суток, экипаж 225 человек, вооружение: пять вертолетов Ка-252 ПМО, 1x1- 76-мм АУ. 2x6-30-мм АУ, два ПМК "Гюрза", четыре СИУМа, семь запасных комплектов ОВКТ, по шесть комплектов трала ВТАМ и ВШЗ, два комплекта вертолетного электромагнитного трала "Подъем Т". 12 тральных вех, 38 мин (в перегрузку), два МРГ "Огонек". ГАСМ "Кабарга", РЛС "Топаз-1", ИРЛС "Волга" (два комплекта), "Привод-В" и "Пароль".

Рассмотрение материалов проекта показало, что массогабаритные характеристики корабля обусловливают возможность его постройки только на СЗ первой категории, стапельные места на которых строго лимитированы. Поскольку размерения корабля оказались близкими с размерениям БПК пр. 1155. то было принято решение о дальнейшем проектировании корабля пр. 923 в корпусе БПК пр. 1155.

В холе разработки технического проекта выяснилось, что МАП не принимает (ввиду малосерийности) заказ на разработку противоминной модификации вертолетов (Ка-252 ПMO); разработка СИУМов не вышла из стадии поисковых работ: разработка дизеля типа 80 еще не начата и что разработки ПМК "Гюрза", АПКР "Удав-Г и ГАСМ "Кабарга" находятся в начальной стадии. Технический риск создания корабля в сложившихся условиях и. тем более, при остром дефиците стапельных мест был бы неоправданным и в 1979 г. проект 923 был закрыт.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх