Рейдовые тральщики по проектам 265, 265К, 265А и 265И

  Пр. 265 Пр. 265К Пр. 265А Пр. 265И
Проектант ЦК Б-50 и СКБ-341 ЦКБ-363 ЦКБ-363 ЦКБ-363
Главный конструктор Н.Г.Лощинский, В.И. Блинов В.И.Блинов В.И.Блинов В.И.Блинов 
Главный наблю­дающий ВМФ В С.Авдеев В.С.Авдеев В.С.Авдеев В.С.Авдеев
Завод-строитель №341. Рыбинск № 341 № 341 № 341
Годы сдачи 1954 1957-1959 1960-1962 1962-1963
Число кораблей в серии, ед 2 13 24 3
Водоизмещение, т:        
стандартное 235 265 291 285
нормальное 242 277 303 297
полное 259 289 315 303
Главные размерения. м:        
длина наиболь­шая (по КВЛ) 44.6 (42.5) 46.1 (44) 46.5 (44) 46.5 (44)
ширина наиболь­шая (по КВЛ) 5.9 (5.9) 6.4 (6.4) 6.6 (6.4) 6.6 (6.4)
осадка при Dn 1.78 1.85 1.86 1.84
Главная энергети­ческая установка:        
тип дизельная двухвальная с крыльчатыми движителями
число и мощ­ность дизелей, л.с. 2x900 дизели ЗЗД 2x1000 дизели 36Д
Электроэнергетическая установка:        
тип на постоянном токе напряжением 220В
число и мощ­ность. кВт 1x50 1x50+1x25 2x50 2x50
Скорость хода, уз:        
полная 15.5 15 14.5 14.5
экономическая 10 10 10 10
с контактным        
тралом 8,0 7.5 8.5 (4-6 с ИТ-3)
Дальность плава­ния экономичес­ким ходом, мили 1500 1500 1500 1500
Автономность, сут 5 5 5 5
Экипаж (в т.ч. офи­церов). чел 47 (4) 47 (4) 45 (4)
Вооружение:        
артиллерийское 1x2—37-мм (В-11). 2x1—14,5-мм 1х1-45-мм(СМ-17). 2х2-25-мм(2М-ЗМ) 1x2—57-мм. (ЗИФ-31 Бс ПУС "Барс"). 2х2-25-мм (2М-3М) 
противолодочное 2 бомбосбрасывателя (10 БГБ) -
противоминное МТ-3. ЦОК-1, ПЭМТ-4. БАТ-2 МТ-2, ЦОК-1, ПЭМТ-4. БАГ-2 МТ-2. СТ-2. AT-2. ПЭМТ-4 ИТ-3
минное 6 мин образца 1908/1939 гг. в перегруз
радио­локационное Линь. Факел МО. Факел МЗ Линь. Нихром 
гидро­акустическое Тамир-11 Там ир-11 Тамир-11 Тамир-11
прочее 8 МДШ. 2 прожек­тора 8 МДШ. 2 прожек­тора 8 МДШ, 2 прожек­тора 8 МДШ, 2 прожек­тора

Примечание. Кол НАТО "Саша".


В отличие от своих предшественников – малых тральщиков по проектам 253Л, 255 и 255КМ (217 ед.) – корабль пр. 265 классифицировался как "рейдовый" ТЩ. Учитывая большое значение ТЩ этого типа для отечественного ВМФ, его проектированию было уделено большое внимание. Помимо опыта строительства и боевого использования РТ111 был проанализирован и аналогичный опыт их зарубежных аналогов: гер манских типа "R", английских "126-футовиков" и американских VMS ТТЗ на проектирование нового ТЩ было выдано в 1946 г., эскизный проект разработан в 1947 г., а технический – в 1948 г. и в том же году заложено два головных корабля, постройка которых была закончена в 1951 г. Корабли предназначались для ПМД в радиусе 60 миль от места базирования. Они были гладкопалубными, низкобортными, с развитым кормовым свесом и развалом носовых шпангоутов. Принципиальным отличием нового корабля от его отечественных предшественников явились втрое большие мощности ЭУ и ЭЭУ, а также наличие крыльчатых движителей. 11оследние были спроектированы в ЦНИИ-45 под руководством О.В.Рождественского и поставлялись Ижорским заводом. Испытания кораблей выявили:

– принципиальную возможность буксировки более мощных фалов (за счет крыльчатых движителей), чем было задано по ТТЗ, однако имеющиеся на корабле тральные механизмы не позволяли использовать более мощные тралы;

– интенсивные заливаемость и забрызгиваемость корабля на ходу;

– недостаточную прочность днищевой части корабля. Устранение перечисленных недостатков потребовало существенной корректировки проекта. ТГЗ на которую было выдано в 1954 г. (пр. 265К).

Для возможности использования кораблем новых тралов (что повышало его боевую эффективность на 15-20%) его пришлось удлинить на 1,5м и уширить на 0,5 м. Головной корабль был заложен и сдан в 1957 году


Рис. 38. Рейдовый тральщик пр. 265


Рис. 39. Рейдовый тральщик пр. 265А


Рис. 40. Рейдовый тральщик пр. 265К (продольный разрез и план платформы)


Головной корабль пр. 265К успешно прошел испытания, однако не имел ПАЗ, необходимость в которой стала к тому времени обязательной. ТТЗ на соответствующую доработку пр. 265Л было выдано в 1957 г., а головной корабль серии был сдан в 1960 г. Помимо реализации требований ПАЗ, на кораблях пр. 265А была предусмотрена замена части вооружения (в том числе средств связи и навигации) и оборудования. На последних кораблях серии 45-мм артустановка была заменена 57-мм с ПУС "Барс".

Появление искателей-обозначителей донных мин обусловило использование их на строящихся ГШ. ТТЗ на разработку соответствую щего проекта (265И) было выдано в 1959 г., а головной корабль сдан в 1962 г. На нем вместо тралов был установлен трехканальный (т.е. паи более громоздкий) искатель ИТ-3. Незащищенность корпусов кораблей пр. 265А по ФИ при малой скорости и ширине поиска ограничили серию этих кораблей тремя единицами, которые явились скорее опытовыми, чем боевыми.

В целом корабли пр. 265-265А хорошо себя зарекомендовали в эксплуатации. Их неоспоримыми преимуществами явились высокие маневренные качества и длительные устойчивые малые хода. Из состава ВМФ они были выведены в 1980-е годы.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх