|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Базовые тральщики по проектам 254. 254К, 254iy1 и 254Л
Примечание Код НАТО – Т43. Корабли предназначались для противоминных действий (разведка и уничтожение минных заграждений, а также проводка кораблей и судов за тралом) в базовой зоне. Дополнительным назначением их я пли лись минные постановки и дозорная служба. Это были первые отечественные корабли с цельносварными корпусами, строившиеся поточно-позиционным методом из насыщенных секций и блоков. Корабли имели полубак, переходящий в удлиненную (почти до самой кормы) надстройку, что позволяло осуществлять передвижение личного состава по всей длине без выхода на верхнюю палубу, транцевую корму, ледовые образования носовой оконечности и ледовое подкрепление корпуса, седловатость палубы, скуловые кили, волнолом и хорошо отработанные мореходные обводы. Корабли проектировались по новым нормам прочности, имели продольную систему набора, двойное дно и девять водонепроницаемых переборок. На кораблях впервые в отечественной практике были установлены трех плоскостные РУ и прибор автоматического управления тралением (ПЛУТ). Все тральные механизмы имели электрические приводы, на верхней палубе были предусмотрены минные пути и скаты. Но опыту Великой Отечественной войны на корабле предусматривались дымовые шашки, прожектора и шесты для отталкивания мин. Головной корабль на Усть-Ижорской верфи (завод № 363) был сдан в 1948 г.. а на Камыш-Бурунской (завод № 520) – в 1950 г. Корабли успешно прошли испытании и за их создание группа конструкторов, строителей и военпредов (Г. М. Вераксо, И. М. Сидоренко, Л. В. Меркулов. Н. Г. Лошинскии. М. П. Ремпель. М. Н. Попецев, М. Д. Кошелев. П. М. Сипилин, А. Г. Соколов. Ц. И. Кононов. В С. Авдеев и В. И. Дубовниченко) были удостоены в 1948 г. Сталинской премии второй степени. Выявившиеся в холе испытаний недостатки, а также появление новых образцов вооружения и оборудования, обусловили разработку новой модификации проекта – 254К. Вооружение нового корабля, практически, не изменилось. Однако были изменены мачтовое устройство, конфигурация и планировка ходовой рубки, что существенно улучшило видимость из ходовой рубки в корму; при этом ходовая рубка выполнялась из гомогенной брони толщиной 6 мм. Кроме того, было существенно улучшено расположение оборудования в машинном и электротехническом отсеках, что устранило имеющееся ранее затеснение. Появление винтов регулируемого шага, обеспечивающих высокий КПД винтов на всех требуемых режимах движения ТЩ. в принципе, позволяло буксировку ими более мощных тралов, что, однако, требовало использования соответствующего трального оборудования На корабле пр. 254К указанная возможность отсутствовала из-за недостаточной площади тральной площадки. Для ее увеличения кормовой свес корабля пр. 254М был удлинен на 1,5 м при сохранении длины по КВЛ. Это полю лило заменить трал-балки поворотными кранами, установить вдвое более мощную тральную лебедку и новый тральный клюз. Установка новых тралов повысила боевую эффективность корабля по сравнению с кораблями пр. 254К не менее чем на 25% при увеличении стоимости постройки серийного корабля менее чем на 10%. Кроме этого, на корабле был усилен зенитный калибр, установлены более совершенные бомбометы, РЛС, ГАС, РУ, средства связи и навигационные приборы. Рис. 29. Базовый тральщик пр. 254. вид сбоку Рис. 29 (Продолжение) Базовый тральщик пр. 254. продольный разрез: 1 элементы трального вооружения: 2- вьюшка электромагнитного трала ТЭМ-52: 3 – помещение стояночного дизель- генератора; 4 – машинное отделение: 5 – коридор: 6 12.7 мм спаренная зенитно-пулеметная установка 2М-1; 7 – 37-мм спаренный зенитный автомат B-11: 8- шпирон ЦОК-1-40: 9- помещения кладовых; 10 – аппаратура ГАС Тамир-10: 11 – носовой кубрик личного состава; 12 помещение дизель-генераторов: 13,14,16 – цистерны для жидких грузов; 15 – кормовой погреб боезапаса: 17 – винторулевой комплекс Рис. 30. Базовый тральщик пр. 254К Рис. 31. Базовый тральщик пр. 254М (продольный разрез и план платформы) Рис. 32. Базовый тральщик пр. 254Л1 Рис. 33. Корабль пр. 254К, переоборудованный к 1968 г. в корабль РЛ-дозора На кораблях третьей модификации (пр. 254А) осуществлены мероприятия по ПАЗ: предусмотрены дополнительные подкрепления корпуса, частичная герметизация внутренних помещений (включая почти полный отказ от иллюминаторов), вентиляция боевых постов по замкнутому циклу, система водяной защиты, посты спецобработки личного состава, непосредственный подвод воздуха к главным двигателям и дизель-генераторам и др. Кроме этого, все артиллерийское вооружение было заменено на две автоматические одноствольные 45-мм артустановки ЗИФ-37. В 1960-1961 гг. в корпусах двух кораблей пр. 254К было построено два корабля наблюдения за воздушной обстановкой (пр. 254В). В 1962 г. по настоянию Техупра ЧФ и санкции UK КПСС силами ВМФ один из построенных кораблей пр. 254К был оснащен дизель-электрической ЭУ (пр. 254Э). Результаты испытаний и эксплуатации показали, что при этом имело место увеличение физических полей корабля, а также затеснение машинных отделений, затрудняющее нормальную эксплуатацию. В 1964 г. корабль был исключен из состава боевых сил ВМФ. В 1960-х годах лицензия и документация на строительство кораблей пр. 254 были выданы КНР и Польше, которые построили по этому проекту 41 и 12 кораблей соответственно. Из числа построенных в СССР 26 кораблей было передано: семь – Египту, шесть Индонезии, три Болгарии и по два КНР, Албании, Алжиру, Ираку и Сирии. В дальнейшем 19 кораблей были переоборудованы в базовые корабли радиолокационного дозора (пр. 256 и пр. 258) и восемь – в поисково-спасательные суда (пр. 513). Корабли пр. 254 хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации и в период 1948-1953 гг. (до появления американских кораблей MSO типа "Эджайл-Эгресив") являлись лучшими кораблями своего подкласса. После вступления в строй кораблей по пр. 266 и пр. 266М с немагнитными корпусами корабли пр. 254 начали выводиться из состава ПМС и переоборудоваться во вспомогательные и опытовые суда. К концу 1980-х годов все они, кроме нескольких опытовых судов, были выведены из состава ВМФ. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|