|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Быстроходные базовые тральщики пр. 3, 53, 58 и 53У
Проектирование и крупносерийное строительство кораблей по проектам 3, 53, 58 и 53У явилось очевидным успехом советского кораблестроения (по общему признанию в свое время это были самые совершенные корабли своего класса) и рассмотрение их заслуживает особого внимания [8]. ТТЗ на разработку быстроходного базового ТЩ пр.З было выдано Техупром ВМС в 1930 г. МНТК. Основные требования ТТЗ: полное водоизмещение до 350 т, осадка – до 2,0 м, скорость полного хода не менее 18 уз, с тралом – 15 уз, дальность плавания полным ходом – 800 миль, вооружение: 1x1 – 1()0-мм, 2х1-37-мм и 2x1-12.7-мм артсистемы, бомбосбрасыватели, контактный и электромагнитный тралы, дымшашки и прожектора. Эскизный проект был разработан и утвержден в 1931 г., а задание на разработку технического проекта выдано ЦКБС-1 в 1932 г. Постройка кораблей планировалась в Ленинграде на заводе № 190 (5 сл.), в Николаеве на заводе № 200 (4 ед.) и в Севастополе на заводе N° 201 (I ед.) со сроком сдачи кораблей в 1933-1934 гг. В дальнейшем эта программа была изменена: ленинградские корабли строились и спускались на заводе № 190, а достраивались на заводе N° 196, а все черноморские строились и сдавались на заводе N° 201. Технический проект был утвержден в 1932 г., а головные корабли "Фугас" в Ленинграде и "Трал" в Севастополе были сданы только в 1936 г. Задержка начала испытаний произошла из-за несвоевременности поставок дизелей. В силу изложенного, количество кораблей в серии было сокращено до 8 ед. По архитектурному типу новые ТЩ существенно отличались как от своих отечественных предшественников, так и от зарубежных аналогов. Они были полубачными с непрерывной верхней палубой, двухтрубными, с большим числом (II) поперечных водонепроницаемых переборок, отношением длины к ширине, близким к 9, и поперечной системой набора при большом объеме сварных конструкций. ЭУ корабля – дизельная двухвальная, скомпонованная в двух смежных автономных отсеках. В районе от форштевня до румпельного отсека имелось двойное дно, в отсеках за машинными отделениями оборудованы (в нос и корму) платформы. В качестве главных двигателей использованы лодочные четырехтактные шестицилиндровые бескомпрессорные реверсивные двигатели 42 БМРН-6 с наддувом Бюхи Коломенского завода; режимы малого хода обеспечивались с помощью гидромуфт. Согласно принятой в 1933 г. программе строительства военно-морских сил на 1933-1938 гг. намечалась постройка 27 ТЩ. В счет этой программы был выдан заказ на постройку в Ленинграде и Севастополе еще 10 быстроходных Т 1Ц (2-я серия) . Корабли предназначались для Дальнего Востока, где имело место резкое обострение военно-политической обстановки. Поскольку в ходе проектирования и строительства кораблей пр. 3 в исходный проект был внесен ряд существенных изменений, заказчик выдал ЦКБС-1 задание на корректирование чертежей пр. 3, при этом проекту был присвоен № 53. За счет внесенных изменений (усиления артиллерийского, противолодочного и радиотехнического вооружения, увеличения запасов топлива, развития корабельных систем и устройств) водоизмещение корабля увеличилось почти на 100 т, а скорость хода уменьшилась на 0,5 узла. Построенные для ТОФ корабли предполагалось в разобранном виде на транспортных судах переправлять в Хабаровск, где они должны были собираться и сдаваться. В дальнейшем, однако, от этого намерения отказались. Корабли 2-й серии были сданы в 1938 г. и отбыли своим ходом на Дальний Восток: севастопольские – через Суэцкий, а ленинградские – через Панамский каналы. Рис. 9. Быстроходный тральщик пр. 3 Рис. 10. Быстроходный тральщик пр. 53 В ходе сдачи кораблей 1-й и 2-й серий выявился целый ряд существенных недостатков, что также задержало сроки сдачи. Главным при этом явился вопрос остойчивости: на некоторых кораблях начальная метацентрическая высота при нормальном водоизмещении составляла 0,42 м вместо требуемой по латанию 0,7 м. Выполненный в НИВКе ВМС анализ показал, что метацентрическая высота должна быть не менее 0,6 м. Не обеспечивались также заданные скорости хода с контактным тралом и параван-тралом. В целях повышения остойчивости были приняты следующие меры: заделаны вырезы в стрингерах и в отбойной переборке топливной цистерны (этим снижался эффект действия свободной поверхности жидкости), принято в трюмы 15 т балласта, уменьшен объем паровых цистерн на верхней палубе, перенесены преобразователь электромагнитного трала из надстройки на верхней палубе в трюм и две вьюшки с палубы полубака на верхнюю палубу. Для повышения скорости хода с контактным фатом оговаривалась замена гребных винтов на более легкие, а для повышения скорости хода с параван-тралом – замена вьюшки. Оговаривались также замена некоторою оборудования, усовершенствование части систем и улучшение условий обитаемости. Выявившиеся в ходе сдачи кораблей первой и второй серий недостатки задержали выдачу заказа на третью серию. Мероприятия по устранению недостатков, а также дополнительные мероприятия, повышающие боевые и эксплуатационные возможности кораблей 3-й серии, тщательно исследовались Техупром ВМС, НИВК, ЦКБ-17 и заводами № 363, 370 и 201. В конечном итоге было решено уширить корпуса новых кораблей на 0,2 м, установить на них новую модификацию дизелей, новые гребные винты и новую лебедку параван-трала, усилить зенитное противолодочное и противоминное вооружение (принять новую модификацию трала Шульца), усовершенствовать систему сбрасывания мин, заменить радиостанции и некоторое навигационное оборудование, упростить систему трубопроводов, усовершенствовать некоторые корабельные системы и устройства. Заказ на вторую корректировку чертежей для новой модификации проекта, получившего номер 53У, был выдан ЦКБ-17 в 1937 г. Корабли предполагалось строить в Ленинграде на заводах №363 и 370, а также в Севастополе. Одновременно было принято решение о достройке девяти намеченных к постройке в Севастополе малых сторожевых пограничных кораблей пр. 58 (строивших в размерениях кораблей пр. 3) как ТЩ. При этом ледовое образование носовой оконечности и днища этих кораблей облегчили проблему обеспечения требуемой остойчивости, и корабли строились без уширения. Головные корабли пр. 53У (в Ленижранс) и пр. 58 (в Севастополе) были заложены в 1937 г., а сданы в 1939 и 1938 годах соответственно. Всего было заложено 44 ТЩ указанных проектов, из них 38 – до начала войны, два было достроено во время войны и два недостроенных пр. 58 взорвано на стапелях. Из 38 вступивших в строй кораблей 17 вошло в состав Балтийского флота (еще два корабля были достроены во время войны), 13 – в состав Черноморского и 8 – в состав Тихоокеанского флотов; 18 из них погибло во время войны в основном от подрыва на минах и действий авиации. Рис. 11. Базовый тральщик пр. 53У (1939 г.): а – продольный разрез; б – вид сверху Рис. 11 (Продолжение) Базовый тральщик пр. 53У (1939 г.). план платформы: 1 – буйки трала Шульца: 2 – тральная лебедка: 3 – 45-мм полуавтомат 21-К; 4 боевой 90-см прожектор; 5 – сигнальный 45-мм прожектор; 6- главный компас; 7- дальномер; 8- путевой компас: 9- штурманская и ходовая рубки; 10 100-мм орудие Б-24; 11 – шкиперская и малярная кладовые; 12 – цепной ящик; 13 – кают-компания; !4 – кладовая мокрой провизии; 15 – погреб артбоеприпаса: 16 – каюты начсостава (командиров): 17 каюты младшего начсостава (главстаршин); IS – командное помещение (кубрик): 19- топливная цистерна; 20- 1-е машинное отделение; 21 – 2-е машинное отделение; 22 – коридор валопроводов: 23 – помещение для тралов; 24 – кладовая сухой провизии; 25 – румпельное отделение; 26 – грузовая стрела; 27 – шестивесельный ял; 28 – параваны; 29 – 7.62-мм пулемет; 30 – большие глубинные бомбы: 31 – тележки параванов: 32 буйки змейкового трала; 33 – тральные вьюшки; 34 – бомбосбрасыватель; 35 – малые глубинные бомбы; 36 – электротехническая кладовая; 37 – погреб малых глубинных бомб; 38 – машинная кладовая С началом войны на кораблях начали устанавливать размагничивающие устройства типа ЛФТИ, подкреплять корпуса, устанавливать дополнительные зенитные средства и боезапас. Корабли КБФ активно действовали в Великой Отечественной войне: с их помощью на остров Эзель были доставлены самолеты, бомбившие в июле 1941 г. Берлин; участвовали в Таллинском переходе и эвакуации живой силы и техники с полуострова Ханко. Они занимались проводкой кораблей и судов за тралами, уничтожением минных заграждений и минной разведкой, а также противолодочными действиями, морскими перевозками и несением патрульно-дозорной службы. Корабли Черноморскою флота активно участвовали в обороне Одессы и Севастополя, противоминном обеспечении высадки десантов, защите коммуникаций и баз. ТЩ Тихоокеанского флота в основном участвовали в защите коммуникаций и баз, а также привлекались к постановке оборонительных минных заграждений и обеспечивали их последующее уничтожение. За время Великой Отечественной войны пять кораблей было удостоено звания гвардейских, шесть – краснознаменных. Рис. 12. Быстроходный тральщик пр.53У после модернизации в послевоенный период Оставшиеся после войны корабли пр. 3, 53, 58 и 53У в 1945-1950 гг. прошли капитальный ремонт и модернизацию на СЗ г. Поти и во Владивостоке, а также на СРЗ № 7 в г.Таллине; на них были подкреплены корпуса, установлены новые граты MT-I, ТЭМ-V (ленд-лизовский) и АТ-2, ГАС "Тамир 5Н" и РЛС Тюйс-1 М", новые тральные механизмы, в результате чего водоизмещение кораблей возросло до 450-470 т, а скорость полного хода снизилась до 17-17,5 уз. Два достроенных после войны ТЩ: T-2I9 "Контр-адмирал Хорошкин" и T-22I "Дмитрий Лысов", по существу, были кораблями нового проекта (водоизмещение 520 т, скорость хода 18,2 уз, мощность ЭУ 2x1680, артиллеринекое вооружение lxl-100-мм, 2х2-25-мм и 4x2-12,7-мм, параван-трал Kill, тралы Шульца и змейковый). В 1950-х годах корабли начали выводиться из состава ВМФ: часть их была переоборудована в гидрографические и опытовые суда, два использовались в ходе атомных испытаний на полигоне в районе Новой Земли. Несколько тихоокеанских кораблей были переданы Северной Корее, где они использовались как СКР. В 1960-х годах все корабли были исключены из состава ВМФ. Динамика строительства ТЩ по проектам 3, 53. 58 и 53У приведена в табл. 4 [7]. Таблица 4 Динамика постройки быстроходных тральщиков по пр. 3, 53, 58 и 53У
* Корабли были достроены на "Судомехе" с бортовыми номерами Т-1, Т-2, Т-3, Т-4, Т-20Х соответственно ** Корабли борт. № Т-219 и Т-220 достроены на Петрозаводе. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|