|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Моторные катера-тральщики (вторая серия, № 10-18)Завод-строитель Богническая верфь в Або (Финляндия) Год сдачи 1918 Число кораблей в серии, ед 9 Водоизмещение, т: полное 29 Главные размерения, м: длина наибольшая 23 ширина наибольшая 4,2 осадка при Dn 1,4 Главная энергетическая установка: тип карбюраторный двигатель общая мощность, л.с 50 Скорость хода, уз: полная 12,5 экономическая 9 Дальность плавания экономическим ходом, мили 440 Экипаж, чел 8 Вооружение: артиллерийское 1х1-7,62-мм (пулемет) противоминное облегченный трал Шульца До конца первой мировой войны в строй не вступили, были захвачены белофиннами и в дальнейшем состояли в ВМС Финляндии. развитие и боевое использование противоминных кораблей во время гражданской войны 1918-1921 годов В холе гражданской войны 1918-1921 гг. мины широко использовались обеими воюющими сторонами не только на морских ТВД, но и на реках: всего было выставлено около 11 200 мин. При этом морским силам РСФСР от бывшего российского флота досталось всего 65 ТЩ, в том числе три КАТЩ специальной постройки. Создавшееся положение потребовало массовой мобилизации небольших судов морского и речного флотов для переоборудования под ТЩ. В конечном итоге в ходе гражданской войны в составе флота Балтийского моря состояло 111 ТЩ. флота Черного моря, а с 1920 г. Морских сил Черного моря – 88, флотилии Северного Ледовитого океана – 39, военной флотилии Астраханского края – 28, Волжской военной флотилии – 18, Северодвинской военно-речной флотилии – 17, Беломорской флотилии – 8, Амурской флотилии – 7, Днепровской флотилии – 6, Сибирской военной флотилии – 2 и Дунайской военной флотилии – 1. Для противоминных действий на реках красными моряками была разработана и широко использовалась специальная модификация трала Шульца. Основные характеристики судов, переоборудованных во время гражданской войны под ТЩ, приведены в табл.1 |6|. В ходе гражданской войны ТЩ широко использовались не только для противоминных операций, но и как артиллерийские корабли и транспорты для военных перевозок. Кроме этого, ТЩ пришлось впервые столкнуться с принципиально новой задачей: борьбой с донными магнитными минами, выставленными английскими интервентами в 1919 году в устье Северной Двины. Для борьбы с этими минами военным моряком В. Я. Павлиновым было разработано несколько конструкций буксируемого электромагнитного трала, с помощью одной из которых (щиткового варианта) указанные мины были вытралены. Из общего количества 325 ТЩ Морских сил РСФСР, участвовавших в гражданской войне, 11 погибло в ходе боевых действий. 10 передано Германии по репарациям, 88 захвачено противником и угнано из страны, судьбу 63 кораблей установить не удалось. Таблица 1 Основные ТТХ тральщиков, переоборудованных в годы гражданской войны из мобилизованных судов [6]
Еще во второй половине первой мировой войны на Черноморском флоте возникла острая необходимость в небольших многоцелевых кораблях, позволяющих ведение артиллерийского огня, выполнение десантных операций, перевозку военной техники, постановку минных заграждений и ведение противоминных действий. Корабль должен был быть массовым, дешевым, простым в постройке и после войны использоваться в гражданских целях. Соответствующее предложение о постройке 30 указанных кораблей было представлено командующим Черноморским флотом А. А. Эбельгартом в Морское министерство 08.07.16, а 23.02.17 Морское министерство заключило договор с заводом "Руссуд" (г.Николаев) на постройку 20 кораблей со сроком сдачи в 1917-1918 гг. (договорная стоимость одного корабля 1,15 млн.руб.). При выборе прототипа приоритет был отдан приспособленности корабля к выполнению десантных операций, которые планировались на южном побережье Черного моря и в Босфорском проливе. Наиболее подходящими для этой цели были признаны используемые на Азовском море еще до войны паровые зерновозные шхуны, названные по фамилии хозяина одной из них "Эльпидифорами". Предельно кормовое расположение машинного отделения позволило им при отработанной схеме перемещения грузов сохранить осадку носом на уровне нулевой ватерлинии и производить погрузку зерна непосредственно с берега, а затем перевозить его на морские суда. Шхуны имели четыре трюма. Хорошие мореходные качества позволяли совершать выходы в Средиземное море. ЭУ включала две вертикальные паровые машины тройного расширения общей мощностью 600 л.с. и два двух гоночных цилиндрических котла. Основным недостатком корабля с военной точки зрения была малая скорость хода (10 уз), однако повышение ее повлекло бы за собой увеличение сроков строительства, стоимости постройки и эксплуатации. В ходе переработки проекта оговаривалось внесение в него следующих изменений: – установка трех 130-мм орудий (двух в носу, одного в корме), двух 76,2-мм зенитных установок Линдера и двух пулеметов (при этом артиллерийский боезапас хранился на дне трюмов в герметичных металлических ящиках и подавался на верхнюю палубу с помощью ручных лебедок); – прокладка на верхней палубе минных путей и скатов, обеспечивающих размещение до 120 мин (при этом пришлось уширить корму корабля); – приспособление трюмов к хранению в них мин; – установка в кормовой части корабля паровой тральной лебедки и трал-балки; – установка на верхней палубе радиотелеграфной рубки; – оборудование под полубаком откидных портов для десантирования полевой артиллерии; – устройство двойного дна по всей длине корабля; – установка балластных цистерн в носу и корме; – существенное увеличение площадей боковых килей; – оборудование на крышках трюмов платформы для размещения моторных катеров; – использование электрического освещения в служебных, жилых помещениях, трюмах и др. Проект был утвержден в июле 1917 г. и в этом же году началась закладка кораблей. Прокат, поковки, отливки и все корпусные работы выполнялись самим заводом, паровые машины и котлы – прежним поставщиком, паровые шпили, лебедки и рулевые машины – Харьковским паровозостроительным заводом. Революция и начавшаяся гражданская война изменили намеченные планы. После победы Красной Армии на юге России штаб Морских сил республики принял решение о достройке заложенных "Эльпидифоров" как канонерских лодок. Создавшаяся на ТВД обстановка заставила уточнить это решение и достроить пять кораблей как тральщики. Постройка была затруднена прекращением поставок вооружения и оборудования, и корабли, как правило, сдавались с неполным составом артиллерийского вооружения [5]. Конечные результаты строительства кораблей типа "Эльпидифор" приведены в табл. 2. Таблица 2 Результаты строительства многоцелевых кораблей типа "Эльпидифор"
Примечания: Корабли зав. № 42Х и 429 остались недостроенными из-за отсутствия вооружения и оборудования и разобраны на металл. Основные ТТХ кораблей, достроенных как ТЩ, приведены ниже. Активное участие в их создании принимал будущий профессор ВМА им. А. Н. Крылова Э. А. Цукшферт. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|