• История создания
  • Описание конструкции
  • Боевое применение
  • JAGDPANZER IV

    История создания

    В первой половине 1942 года берлинская фирма Alkett – главный производитель штурмовых орудий StuG III – начала осуществление программы модернизации этой весьма удачной самоходки, предусматривавшей вооружение ее более мощным противотанковым орудием. Были разработаны три варианта новой машины с разными пушками, в том числе и с 75-мм с длиной ствола в 70 калибров. Последняя считалась наиболее перспективной. Однако в ходе проектирования выяснилось, что для размещения на шасси StuG III это орудие не годится – слишком велики были его размеры и масса. Значительно лучше для этой цели подходило более грузоподъемное шасси танка Pz.IV. Им и решили воспользоваться.


    Предшественник «ягдпанцеров» штурмовое орудие StuG IV


    Модель новой машины, получившей обозначение Sturmgeschutz auf Fahrgestell Pz.Kpfw.IV mit der 7,5 cm KwK 42 L/70, продемонстрировали Гитлеру 2 октября 1942 года. По сравнению с StuG III эта самоходка имела более мощную бронезащиту. Кроме того, пушка устанавливалась в рамке, закрепленной в лобовом листе рубки, а не на станке, размещенном на днище корпуса, как у StuG III. Однако на пути новой САУ к серийному производству имелось одно непреодолимое препятствие – 75-мм пушка KwK 42 L/70 еще не была готова. Тем не менее фюрер распорядился не замораживать работы над машиной, а в качестве временной меры вооружить ее 75-мм пушкой Рак 39 L/48. Тогда же определили и завод-изготовитель – Vomag в г.Плауен в Саксонии. Деревянный макет САУ в натуральную величину, изготовленный на заводе Vomag, показали Гитлеру 13 мая 1943 года, а 20 октября продемонстрировали первый прототип еще из неброневой стали. В конце года на испытания поступили две полноценных боевых машины, так называемой «нулевой серии». Тогда же название САУ изменили на Jagdpanzer IV (Sd.Kfz.l62).


    Истребитель танков Jagdpanzer IV. Это машина ранних выпусков с двумя амбразурами в лобовом листе рубки


    Серийное производство Jagdpanzer IV началось в январе, а закончилось в октябре 1944 года. За этот период были изготовлены 804 боевых машины. В результате ударов авиации союзников по заводу Vomag выпуск САУ отставал от запланированного.


    Для противотанковой САУ Jagdpanzer IV был характерен низкий силуэт, что давало ей преимущество в бою


    Как уже упоминалось выше, установка 75-мм пушки Рак 39 в Jagdpanzer IV была временной мерой. Однако к началу 1944 года мощная «пантеровская» 75-мм пушка KwK 42 L/70 уже находилась в серийном производстве, и на повестку дня вновь встал вопрос об оснащении этим орудием истребителя танков. Для этой цели, правда, в конструкцию пушки пришлось внести некоторые изменения, после чего ее индекс поменялся на 7,5 cm Stuk 42 L/70. 20 апреля 1944 года прототип Jagdpanzer IV L/70 продемонстрировали Гитлеру. Фюрер на радостях потребовал выпускать ежемесячно по 800 таких машин, что с учетом тогдашних возможностей германской промышленности было совершенно нереально. Поэтому вскоре приняли обоснованную производственную программу, предусматривавшую выпуск до мая 1945 года 2020 машин. Но целый ряд обстоятельств помешал осуществлению этих планов и затормозил начало серийного производства. Дело в том, что прототип Jagdpanzer IV L/70, более известного под названием Panzer IV/70, представлял собой серийный Jagdpanzer IV позднего выпуска, в котором заменили пушку. Первые же испытания показали, однако, что требуется внести в конструкцию САУ и другие изменения. Установка новой, более тяжелой, чем штатная, пушки (1000 кг против 750 кг у Рак 39) еще больше утяжелила переднюю часть машины. По расчетам конструкторов, для более или менее равномерного распределения нагрузки на ходовую часть было необходимо либо сдвинуть вперед на 100 мм переднюю тележку опорных катков, либо уменьшить толщину лобовой брони с 80 до 60 мм. Ни того, ни другого нельзя было сделать без кардинальных изменений в конструкции корпуса. Пришлось идти на компромисс: корпус оставили как есть, но из машины изъяли переднюю боеукладку (боекомплект сократился на 24 выстрела), а обрезиненные катки передней тележки заменили на необрезиненные. В таком виде 11 августа 1944 года машина и была представлена Гитлеру, который дал «зеленый свет» серийному производству. Более того, фюрер вновь высказался за то, чтобы полностью прекратить выпуск танков Pz.IV и все мощности занятых в этом предприятий бросить на производство «ягдпанцеров». И опять против такого решения решительно высказался генерал Гудериан, и идея Гитлера осталась нереализованной.


    Для обеспечения большей скрытности при стрельбе со ствола пушки большинства Jagdpanzer IV свинчивали дульный тормоз


    Истребитель танков Jagdpanzer IV поздних выпусков с противокумулятивными экранами на бортах корпуса


    Выпуск Panzer IV/70 (Sd.Kfz.162/1) начался в августе 1944-го на заводе фирмы Vomag в Плауэне и продолжался до 18 марта 1945 года. 19, 21 и 23 марта завод подвергся сосредоточенным ударам американской авиации и был разрушен. Всего на этом предприятии изготовили 930 танков-истребителей Panzer IV/70(V).


    Jagdpanzer IV

    Чертеж выполнил В.Мальгинов


    В начале 1944 года с целью увеличения объемов выпуска к производству «ягдпанцеров» решили привлечь их первоначального разработчика – фирму Alkett. В это время там полным ходом велась разработка так называемого «единого шасси» для танков Pz.III и Pz.IV – Einheitsfahrgestell III/IV. В связи с возможным отказом от выпуска единого танка на нем-то и предполагалось спроектировать танк-истребитель Panzer IV/70(E). Но до готовности шасси было еще далеко, и поэтому в качестве базы решили использовать средний танк Pz.IV. Это было вполне разумно, так как для серийного выпуска САУ предполагалось задействовать мощности завода Nibelungenwerke в австрийском Сент-Валентине, на котором эти танки и изготавливались.


    Казенная часть 75-мм пушки. Противооткатные устройства частично разобраны


    В июне 1944 года Alkett построила прототип машины. Видимо, для ускорения процесса проектирования шасси Pz.IV оставили без изменений, а «фомаговскую» рубку вместе с крышей моторного отделения просто наложили на него. Но в буквальном смысле сделать это было нельзя – пришлось выполнить своего рода проставку между корпусом шасси и рубкой. В результате высота последней составила 1020 мм (у машины Vomag – 620 мм). Несмотря на очевидный недостаток такого решения, эта конструкция имела много плюсов, в частности не пришлось пересаживать механика-водителя с его штатного места, на своих местах остались топливные баки и некоторые другие агрегаты танкового шасси.


    «Свиное рыло» – литая маска пушки


    Серийный выпуск Panzer IV/70(A) начался в августе 1944 года и завершился в марте 1945-го. За это время из цехов Nibelungenwerke вышли 278 боевых машин этого типа.

    Описание конструкции

    Характерной особенностью нового истребителя танков была малая высота – всего 1850 мм. Корпус машины сваривался из катаных броневых листов. Лобовой лист корпуса толщиной 60 мм располагался под углом 45°, а лобовой лист рубки такой же толщины – под углом 60° к вертикали. Борта рубки имели толщину 30 мм и наклон 30°. В лобовом листе корпуса в рамке, закрытой массивной литой маской, устанавливалась 75-мм пушка Рак 39 с длиной ствола 48 калибров. По конструкции и баллистике она была идентична пушкам KwK 40 и StuK 40. Вертикальные углы наведения колебались в пределах от -5° до +15°, горизонтальные – по 20° на сторону. Бронебойный снаряд, покидавший ствол орудия с начальной скоростью 790 м/с, на дистанции 1000 м пробивал 88-мм броню, расположенную под углом 30°. Подкалиберный снаряд при начальной скорости 990 м/с на такой же дистанции пробивал броню толщиной 97 мм. Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов.

    Оригинальным образом было размещено дополнительное вооружение. Слева и справа от пушки в лобовом листе корпуса имелись амбразуры, закрывавшиеся сдвижными конусообразными литыми крышками. В правой устанавливался пулемет MG 34 или MG 42, а через левую можно было вести огонь из пистолета-пулемета MP 40 или штурмовой винтовки MP 44. Боекомплект пулемета состоял из 1200 патронов, уложенных в восемь коробок по 150 патронов в каждой.

    Наведение пушки в цель осуществлялось с помощью перископического прицела Sfl.Zf.la, имевшего 5-кратное увеличение и поле зрения 8°. Для перемещения головки прицела во время горизонтального наведения орудия в крыше рубки имелся дугообразный паз.

    На САУ устанавливался двигатель Maybach HL 120TRM, 12-цилиндровый, V-образный (развал цилиндров – 60°), карбюраторный, четырехтактный, мощностью 300 л.с. при 3000 об/мин. Рабочий объем 11 867 см3.

    Трансмиссия состояла из карданной передачи, трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач, планетарного механизма поворота, бортовых передач и тормозов. Шестискоростная коробка передач SSG77 – трехвальная, с соосным расположением ведущего и ведомого валов, с пружинными дисковыми синхронизаторами.

    Ходовая часть применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре балансирные тележки, подвешенные на четвертьэллиптических листовых рессорах; четырех сдвоенных поддерживающих катков. Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 20 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 99 одногребневых траков каждая. Ширина гусеницы 400 мм.


    Компоновка пушки и габаритные размеры САУ Jagdpanzer IV


    Следует отметить, что значительная часть узлов и агрегатов корпуса, двигатель, трансмиссия, ходовая часть и электрооборудование Jagdpanzer IV были заимствованы у танка Pz.IV. Вместе с тем имелись и некоторые изменения. В отличие от Pz.IV топливные баки, размещавшиеся под поликом боевого отделения, располагались рядом с местом заряжающего и непосредственно под пушкой. Третий бак находился на том месте, где в танке был установлен двухцилиндровый двигатель DKW электромеханического привода поворота башни. Была изменена также система вентиляции боевого отделения и тормозов. Переместился под сиденье наводчика эвакуационный люк в днище корпуса. Экипаж Jagdpanzer IV состоял из четырех человек. В передней части корпуса слева размещался механик-водитель, в боевом отделении справа от пушки – заряжающий (он же радист), слева от пушки – наводчик, за ним – командир машины.


    Вид сзади – сбоку на Jagdpanzer IV. Хорошо видны кронштейны для навешивания экранов


    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Jagdpanzer IV


    Двигатель, трансмиссия и ходовая часть обеспечивали САУ массой 24 т движение с максимальной скоростью 40 км/ч. Запас хода по шоссе составлял 250 км.

    Первые изменения в конструкцию Jagdpanzer IV внесли уже в январе 1944-го – в крыше рубки разместили 27-мм гранатомет «оружия ближнего боя». Его боекомплект состоял из 16 осколочных гранат. Со следующего месяца на лобовой броне корпуса начали монтировать планку-зацеп для 14 запасных траков. Вскоре, впрочем, из-за перегруженности передних опорных катков ее перенесли на корму. При этом количество возимых запасных траков возросло до 17.

    В марте 1944 года левую амбразуру в лобовом листе корпуса заглушили. Машины, выпущенные в конце марта – начале апреля, получили дистанционно управляемую установку пулемета MG 42, которая устанавливалась на крыше рубки. Огонь из нее вел заряжающий. В апреле толщину лобовой брони корпуса и рубки довели до 80 мм, а бортов рубки – до 40 мм. Левую амбразуру ликвидировали окончательно.

    Пушки Jagdpanzer IV, выпущенных до конца мая, оснащались дульным тормозом. Однако в боевых частях его обычно демонтировали. При стрельбе, из-за небольшой высоты линии огня, работа дульного тормоза поднимала густое облако пыли, которое затрудняло прицеливание и демаскировало самоходку. В бою с танками противника и то и другое было весьма существенным. Поэтому с конца мая САУ стали покидать цехи уже без дульного тормоза – его попросту свинчивали, но уже в заводских условиях.


    Прототип истребителя танков Panzer IV/70(V) во дворе завода


    С сентября 1944 года на сборку САУ стали поступать шасси танков Pz.IV Ausf.J. с тремя поддерживающими катками без резиновых бандажей. Примерно с этого же времени боевые машины перестали покрывать «циммеритом».


    Истребитель танков Panzer IV/70 производства фирмы Vomag


    Panzer IV/70(V)


    Panzer IV/70(A)



    Panzer IV/70 поздних выпусков, о чем можно судить по двум передним необрезиненным опорным каткам


    Некоторая часть машин была выпущена в командирском варианте. Эти САУ кроме штатной радиостанции FuG 5 получили вторую – FuG 8, легко узнаваемую по антенне с характерной «метелкой». Экипаж командирских «ягдпанцеров» состоял из пяти человек.

    Jagdpanzer IV L/70 отличался от своего предшественника Jagdpanzer IV практически только одним – пушкой. Но зато какой! Бронебойный снаряд Pz.Gr.39/42, покидавший ствол с начальной скоростью 925 м/с, на дистанции 1000 м пробивал броню толщиной 110 мм. Подкалиберный снаряд Pz.Gr.40/42, имевший начальную скорость 1120 м/с, на этой же дистанции пробивал 150-мм броню. Боекомплект состоял из 55 выстрелов. Углы вертикального наведения орудия находились в пределах от 5° до +15°, горизонтального – по 10° влево и вправо. В положении по-походному ствол фиксировался под углом +13° с помощью кронштейна, установленного на лобовом листе корпуса. После выстрела ствол пушки продувался сжатым воздухом, поступавшим от специального компрессора и отсасывавшимся из короба гильзоулавливателя.

    Пулемет MG 42 размещался так же, как и в Jagdpanzer IV – справа от орудия в амбразуре лобового листа рубки. Его боекомплект состоял из 600 патронов. Несколько машин позднего выпуска вооружались штурмовой винтовкой StG 44 с закругленным стволом-насадкой, устанавливавшейся в люке заряжающего.


    Казенная часть 75-мм пушки StuK 42, установленной в боевом отделении САУ Panzer IV/70(V)



    Прототип истребителя танков Panzer IV/70(A) во дворе завода фирмы Alkett


    Корпус, двигатель, трансмиссия и ходовая часть Panzer IV/70(V) в целом были идентичны таковым у Jagdpanzer IV. Боевая масса Panzer IV/70(V) составляла 25,8 т, максимальная скорость – 35 км/ч, запас хода по шоссе – 210 км. Экипаж САУ состоял из четырех человек.

    В ходе производства в конструкцию Panzer IV/70(V) вносились изменения, связанные главным образом с упрощением конструкции и с большей унификацией ее с другими типами боевых машин. Так, например, в конце 1944 года на танк-истребитель стали устанавливаться выхлопные трубы, а с конца февраля 1945 года – направляющие колеса танка Pz.IV Ausf.J.

    Что касается Panzer IV/70(A), то даже в пределах сравнительно небольшой партии машины разных периодов выпуска имели отличия друг от друга. На самых первых машинах все опорные катки имели резиновые бандажи, но поскольку перегрузка передних катков была аналогичной Panzer IV/70(V), то сначала одну, а затем и две передних тележки стали комплектовать необрезиненными опорными катками. С сентября 1944 года на части машин вместо стандартных 5-мм бортовых противокумулятивных экранов стали использовать сетчатые экраны «типа Тома» – Thoma Schurzen. Конусообразная крышка амбразуры пулемета MG 42 имелась только на САУ первых выпусков, затем ее заменили плоской крышкой. Наконец, с осени 1944 года перестало использоваться покрытие корпусов боевых машин «циммеритом».

    При всех внешних отличиях Panzer IV/70(A) от Panzer IV/70(V), обе машины были почти идентичны по своим тактико-техническим характеристикам. Panzer IV/70(A) имел несколько большую массу – 28 т, что почти не отразилось на его динамических характеристиках.


    ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ САУ Panzer IV/70 (V)

    В скобках отличающиеся данные САУ Panzer IV/70 (А)


    Боевое применение

    Истребители танков Jagdpanzer IV поступали на вооружение батальонов истребителей танков. Каждый батальон – Panzerjager Abteilung – состоял из двух рот по 14 танков-истребителей в каждой и трех штабных машин. Всего в батальоне имелся 31 «ягдпанцер». Такую организацию имели отдельные противотанковые батальоны. В составе танковых дивизий эти подразделения имели иную организацию – в их состав входили только 22 машины.

    В январе 1944 года первые серийные Jagdpanzer IV поступили в дивизию «Герман Геринг», воевавшую в Италии. Весной 1944 года «ягдпанцерами» были перевооружены два батальона истребителей танков, воевавшие в Италии – 3. Panzerjager Abteilung и 33. Panzerjager Abteilung из 3-й и 15-й моторизованных дивизий соответственно. Сформированный во Франции 12-й батальон истребителей танков СС в составе дивизии «Гитлерюгенд» до высадки союзников успел получить только 10 самоходок, остальные прибыли уже после вторжения.


    Jagdpanzer IV из состава 228-го батальона истребителей танков 116-й танковой дивизии. Нормандия, июль 1944 года


    В мае 1944 года новыми машинами были перевооружены 49-й и 53-й батальоны истребителей танков в 4-й и 5-й танковых дивизиях, воевавших на Восточном фронте.

    Первое столкновение «ягдпанцеров» дивизии «Герман Геринг» с танками союзников случилось в Италии 27 мая 1944 года и стоило американцам трех «шерманов». Впрочем, отличиться на итальянском фронте «ягдпанцерам» парашютистов больше не пришлось. 15 июля батальон истребителей танков погрузился в эшелон и отправился на Восточный фронт, при этом боевые машины остались в Италии. На складах в Бреслау батальон получил 31 новый Jagdpanzer IV и отправился дальше в Варшаву, а затем в Пулавы. 28 июля «ягдпанцеры» обменялись первыми выстрелами с советскими войсками, подбив три Т-34 и два «Валентайна», но и сами потеряли две машины. По утверждению западных источников, на следующий день утром «ягдпанцеры» дивизии «Герман Геринг» подбили три тяжелых танка ИС-2. Днем немецкие позиции атаковали 12 танков Т-34. «Ягдпанцеры» открыли огонь с 200 м и быстро подбили 9 советских танков. Однако другая группа «тридцатьчетверок» обошла немцев с фланга и зажгла 3 вражеских машины. Еще два «ягдпанцера» увязли в грязи и были оставлены экипажами.


    Jagdpanzer IV, подбитый на подступах к Берлину. Апрель 1945 года


    Горит подбитая САУ Panzer IV/70(V). Венгрия, март 1945 года


    На Западном фронте наиболее результативным был бой «ягдпанцеров» 12-й дивизии СС «Гитлерюгенд» с «шерманами» 1-й польской танковой дивизии генерала Мачека. В тот день немцы настреляли 20 польских танков. Эсэсовские «ягдпанцеры» сыграли важную роль при прорыве немецких войск из Фалезского котла. Они использовались в качестве штурмовых машин.


    Panzer IV/70(V), подбитый в районе озера Балатон. Венгрия, март 1945 года. Номер 81 нанесен советской трофейной командой


    Как видим, боевое применение «ягдпанцеров» в целом было весьма удачным, но САУ первых выпусков с 60-мм лобовой броней были довольно быстро потеряны. С осени 1944 года Jagdpanzer IV начали вытесняться из противотанковых батальонов танками-истребителями Panzer IV/70.

    По состоянию на 30 декабря 1944 года в боевых частях находилось 268 Jagdpanzer IV: 209 машин на Восточном фронте и 59 – на Западном. Из этого числа исправными были 174 САУ.


    Panzer IV/70(A), подбитый в окрестностях Будапешта. Март 1945 года


    Танки-истребители Panzer IV/70(V) первыми получили танковые бригады, которые начали формироваться в августе 1944 года. Танковый батальон такой бригады состоял из трех рот танков «Пантера» и роты истребителей танков из 11 Panzer IV/70(V). Эти части предназначались для латания дыр в линии фронта. Впрочем, САУ Panzer IV/70 получили только 105, 106, 107, 108, 109 и 110-я танковые бригады, сформированные в августе 1944 года. Остальные машины этого типа поступали на вооружение отдельных батальонов истребителей танков, а в 1945 году – танковых дивизий и бригад штурмовых орудий.


    Истребитель танков Panzer IV/70(A), подбитый во время боев на улице Будапешта. Февраль 1945 года


    Сильное вооружение сделало эти САУ очень популярными в противотанковых частях Вермахта и войск СС. Они активно использовались в боевых действиях на завершающем этапе войны. На 10 апреля 1945 года на Восточном фронте вели боевые действия 229 САУ Panzer IV/70, в Италии – 8 и на Западе – 3! Это ли не свидетельство реального распределения сил гитлеровских войск по фронтам Второй мировой войны!


    Канадские танкисты занимают места в трофейном Panzer IV/70(V). Снимок сделан во время испытаний немецкого истребителя танков на одном из канадских полигонов после окончания Второй мировой войны










    Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх