АВИАЦИОННОЕ МОТОРОСТРОЕНИЕ СЕГОДНЯ


Своеобразным смотром достижений отечественного авиационного моторостроения станет 11 -й Международный салон «Двигатели-2010», который пройдет в Москве на ВВЦ 14-17 апреля этого года. В выставке «Двигатели» традиционно принимают участие ведущие компании России, Украины и других стран мира, чей бизнес связан с разработкой, производством, ремонтом и сервисным обслуживанием двигателей для авиационной и ракетно-космической техники, энергетики и транспорта, а также предприятия, разрабатывающие и поставляющие материалы, полуфабрикаты, станки и инструмент. Накануне салона «Двигатели-2010» специальный корреспондент журнала «Взлёт» Валерий Агеев встретился с его генеральным директором, президентом Международной ассоциации «Союз авиационного двигателестроения»(АССАД) Виктором Чуйко и попросил ответить на вопросы, касающиеся настоящего и будущего отечественного авиационного двигателестроения.

«Наша сила - в единстве», считает президент АССАД Виктор Чуйко


Виктор Михайлович, каковы основные итоги развития отечественного авиадвига-телестроения в 2009 г.?

В 2009 г. деятельность предприятий двигателе- и агрегатостроения продолжалась в условиях сложного финансово-экономического состояния большинства крупных предприятий.

Несмотря на предпринимаемые государством меры финансовой поддержки и некоторым увеличением заказов (государственных и экспортных), остается низкой загрузка мощностей предприятий, медленно ведется техническое перевооружение, реализация заказов тормозится сложностью банковского кредитования и недостатком оборотных средств. С задержками осуществляется бюджетное финансирование важнейших опытно-конструкторских работ.

Работа в условиях медленного выхода из финансово-экономического кризиса усиливает сложности подходов к решению задач развития, дополнительно проверяя на прочность предприятия отрасли, заставляя изыскивать дополнительные резервы и новые пути становления.

Относительно благоприятный в экономическом плане предыдущий период привел не только к значительному росту зарплаты, но и к резкому увеличению цен на материалы, комплектующие и энергию. А недостаточные вложения в технологическое развитие производства не обеспечили его соответствия новым экономическим требованиям. Положение усугубляет дефицит квалифицированных и опытных кадров.

Численность работающих в отрасли сократилась за год на 4,9%, средняя заработная плата увеличилась на 9,25% и составила 19 ООО рублей. Увеличился и объем продаж. По авиационной отрасли выпуск продукции в 2009 г. составил 109% от объема 2008 г., в т.ч. гражданской продукции - 101%. По группам предприятий, с учетом вида их деятельности, увеличение объемов следующее: по серийным предприятиям - 10,8%, по ОКБ - 21,6%, по НИИ - 21,3%, по АРЗ - 27,8%. При этом на 77% предприятий объемы выросли, на 23% предприятий - уменьшились.

Если выразить эти цифры в рублях, то суммарный объем продаж (выполненных работ) предприятий АССАД в 2009 г. составил 153 млрд рублей (в 2008 г.- 135 млрд рублей), в т.ч.: по ОДК - 70 млрд рублей, по Центру газотурбостроения «Салют» - 21 млрд рублей, по предприятиям госкорпорации «Ростехнологии» - 6 млрд рублей, по предприятиям Украины - 31 млрд рублей.

К заметным событиям 2009 г. в авиастроении можно отнести начало пассажирских перевозок в России и Украине на самолетах Ан-148. А это означает, что двигатель Д-436-148 и ВСУ АИ-450-МС поступили в серийную эксплуатацию.

Прошла поставка заказчику первого самолета Ил-96-400Т с пермскими двигателями ПС-90А1, в 2008 г. начались испытательные полеты многофункциональных истребителей Су-35, а совсем недавно - прототипа истребителя пятого поколения, на которых применяются глубоко модернизированные двигатели НПО «Сатурн», проведены государственные испытания двигателя АИ-222-25 и самолета Як-130, поставлены ряду российских авиакомпаний новые самолеты Ил-96-300, Ту-204, Ту-214 с пермскими двигателями ПС-90А. Важным событием для двигателестроения и всей отрасли стало получение в конце прошлого года сертификата типа на двигатель ПС-90А2 и начало его серийного производства.

Следует отметить также начало в прошедшем году серийного производства в России самолетов трех новых типов - Ан-148, Як-130 и МиГ-29К/КУБ, начато серийное производство самолетов Ан-148 и на Украине. Соответственно, моторостроительные предприятия обеспечены заказами на серийные двигатели Д-436-148, АИ-222-25, РД-ЗЗМК и др.

Какие опытно-конструкторские работы проводились на двигателестроительных предприятиях в 2009 г.?

Продолжались стендовые и летные испытания в обеспечение сертификации двигателя SaM146 для регионального самолета «Сухой Суперджет 100» (ОАО «НПО «Сатурн»). Были завершены испытания и получен сертификат на двигатель ПС-90А2 (ОАО «Авиадвигатель»).

По проекту создания перспективного семейства двигателей тягой от 9 до 18 тонн проводились экспериментальные исследования новых технических решений по данному проекту (ОАО «Авиадвигатель» в кооперации с ЦИАМ и рядом ОКБ), проведена защита аванпроекта двигателя (2-й рубеж).

Завершены Государственные стендовые испытания двигателя АИ-222-25 для самолета Як-130 (ГП «Ивченко-Прогресс», ОАО Мотор Сич», ФГУП «ММПП «Салют»). Продолжались летные испытания двигателя АЛ-55И в составе индийского учебно-тренировочного самолета HJT-36 (ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «НПП «Мотор», ОАО «УМПО»).


Авиарегистр МАК в 2009 г. выдал опытным предприятиям сертификаты типа и дополнения к ним по ряду авиационных двигателей и агрегатов, в т.ч.: по двигателю ПС-90А2 (сертификат типа), по двигателю АИ-450-МС (дополнение к сертификату типа), по двигателю ТВЗ-117 (дополнение к сертификату типа), по двигателю ПС-90А (дополнение к сертификату типа), по электронному регулятору РЭД-90А2М (свидетельство о годности) и т.д.

В соответствии с ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 гг. и на период до 2015 г.» на проведение опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по гражданской авиационной технике в 2009 г. были направлены бюджетные средства в объеме 12,96 млрд рублей (в 2008 г. - 9,2 млрд рублей), в т.ч. на создание самолета SSJ100 и двигателя SaM 146 - 2,89 млрд рублей.

На финансирование опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ по «Программе развития гражданской авиационной техники» на 2010 г. предусмотрен объем финансирования 17,0 млрд рублей. Значительная часть этих средств предназначается для финансирования главного проекта ближне-среднемагистрального самолета МС-21 и перспективного двигателя ПД-14 для него. В этом году будет собран первый газогенератор этого двигателя, а в следующем - первый полноразмерный двигатель-демонстратор. Определена кооперация предприятий по его строительству в России и на Украине.

В каком состоянии находится вопрос консолидации в авиационном моторостроении?

Интеграционные процессы в авиадвигателестроении России в основном завершены. Дальнейшее повышение эффективности деятельности интегрированных структур, как и входящих в них предприятий, с разработкой и утверждением федеральной программы по развитию авиационного двигателе-строения, с широкой кооперацией и специализацией производства, модернизацией основных фондов, позволит авиационному двигателестроению подняться на новый уровень производства конкурентоспособной продукции.

Не так давно завершена юридическая процедура формирования Объединенной двигателестроительной корпорации с преобразованием ее управляющей компании в открытое акционерное общество. Происходит структурная перестройка внутри корпорации. Определены приоритеты и основные перспективные проекты ОДК, назначены руководители проектов.

Суммарный объем продаж (выполненных работ) входящих в ОДК предприятий в 2009 г. составил 70 млрд рублей (рост объемов продаж по сравнению с прошлым годом - 16,8%).

После завершения процесса консолидации активов на предприятиях, входящих в ОДК, началась поэтапная реализация разработанной корпоративной стратегии: определены стратегические цели и задачи развития корпорации, утвержден продуктовый ряд продолжающихся и перспективных проектов по двигателям. Главными принципами развития корпорации объявлены ориентация на прибыльную работу предприятий, четкий модельный ряд, специализацию и концентрацию производств, создание корпоративной системы подготовки кадров.

Практически завершено и формирование ФГУП «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют». По предприятиям, интегрированным в Центр газотурбостроения «Салют», объем продаж вырос на 39% и достиг 21,2 млрд рублей. Сокращение численности работающих составило 1,6%, рост зарплаты в целом по структуре - 4,4%.

По головному предприятию - ММПП «Салют» - произошло сокращение численности на 3,5% и уменьшение зарплаты на 3,6%. На ОМО им. П.И. Баранова объемы выросли на 58%, заработная плата выросла на 8%, численность - на 6% (за последние три года количество работающих на предприятии увеличилось с 5 до 7 тыс. человек).

Рост произведенной продукции «Салюта» коснулся как авиационных двигателей, так и промышленных газотурбинных установок, ремонта и поставок запчастей. Благодаря реализации ряда новых проектов - по наземной тематике, критическим технологиям, созданию двигателя для гражданского самолета, в 2010 г. на НИОКР из государственных средств выделено 729 млн рублей.

Успешно работают и украинские предприятия в рамках образованной в 2007 г. корпорации «Ивченко».

Какие меры принимаются Правительством России для поддержки двигателестроительного комплекса?

К разработанному Правительством РФ комплексу мер государственной поддержки относятся внесение средств в уставный капитал предприятий, предоставление государственных гарантий по кредитам, субсидирование процентных ставок по основной деятельности, по техперевоору-жению, по экспорту продукции.

В 2009 г. предприятиям двигателестроения была оказана серьезная государственная поддержка. По направлению I (взнос в уставный капитал) она составила 14,0 млрд рублей, вт.ч.: ОАО «НПО Сатурн» - 5,2 млрд рублей, ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» - 2,9 млрд рублей, ОАО «УМПО» - 352 млн рублей, ОАО «Моторостроитель» - 3,172 млрд рублей, ОАО «Климов» - 1,165 млрд рублей, ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» -645 млн рублей, ФГУП «ОМО им. П.И. Баранова» - 568 млн рублей.

По направлению II (предоставление госгарантий) объем господдержки оказался еще выше и достиг 31,0 млрд рублей, в т.ч.: ОАО «НПО Сатурн» - 10,0 млрд рублей, ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» - 4,951 млрд рублей, ОАО «УМПО» - 4,99 млрд рублей, ОАО «Моторостроитель» - 3,080 млрд рублей, ОАО «ПМЗ» - 2,484 млрд рублей, ОАО «Климов» - 140 млн рублей, ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова» - 420 млн рублей, ФГУП «ММПП «Салют» - 4,987 млрд рублей. По направлению 111 (субсидии по погашению процентов по кредитам) из бюджета было выделено в общей сложности более 2,5 млрд рублей.

К другим мерам господдержки предприятий двигателестроения относятся увеличение госзаказа, обеспечение закупок основными заказчиками - Минобороны, OAK, Газпромом, Минэнерго, а также переход на 100% авансирование гособоронзаказа.

В целом, федеральным бюджетом на 2009-2011 гг. предусмотрены государственные гарантии по кредитам для организаций оборонно-промышленного комплекса в объеме до 100 млрд рублей. Еще до 50 млрд рублей выделяется на субсидирование процентных ставок, на меры по предупреждению банкротства, на инвестиции в основной капитал. Кроме того, приняты поправки в Налоговый кодекс, облегчающие процедуры реструктуризации налоговой задолженности и предоставления инвестиционных налоговых кредитов.

Неужели правительство РФ повернулось лицом к двигателестроительному комплексу?

С одной стороны да, а с другой - нет. В конце 2009 г. Минпромторгом разработан проект постановления Правительства, предусматривающий выплату в 2010 г. предприятиям двигателестроения субсидий на уплату процентов по кредитам, полученным в банках на техническое перевооружение, а также на уплату лизинговых платежей за технологическое оборудование, поставляемое российскими лизинговыми компаниями по договорам, заключенным с 2006 г.

Кроме того, в Правительство РФ представлен проект Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2011-2015 гг. и на период до 2020 г.» (ФЦП-2020). В новую программу включен самостоятельный раздел по двигате-лестроению и агрегатостроению с соответствующими объемами финансирования и продаж, а также планированием средств на техническое перевооружение предприятий отрасли.

К сожалению, проект программы не включает всего типажа летательных аппаратов, потребных для перевозок внутри России и за рубежом, а также не содержит сроков и ответственных за создание и серийное производство новых самолетов, что может привести к неэффективному расходованию бюджетных средств.

Кроме того, этот проект не направлен на решение задач возрождения отечественного авиастроения как ведущей части мирового авиастроения, обеспечивающего в полном объеме потребности отечественных авиакомпаний (в т.ч. и по кооперации с инофирмами) и поставки на мировой рынок.



Так же в рамках этой программы нет специальной авиадвигателестроительной программы, в которой были бы подпрограммы по энергетике, перекачке нефти и газа, по пожаротушению. В ней должны быть указаны источники финансирования, предприятия и то, что они должны делать. К сожалению, такой программы пока нет. Я считаю, что отсутствие такой программы является серьезной системной ошибкой на государственном уровне. Нет такой программы - в будущем не будет ни новых авиадвигателей, ни новых самолетов.

Расскажите, пожалуйста, о предстоящем в апреле 11-м международном салоне «Двигатели-2010». Чем он будет отличаться от предыдущей выставки, прошедшей весной 2008 г.?

Во-первых, ядром экспозиции салона станут крупные стенды интегрированных структур двигателестроения: ОДК, Центра газотурбостроения «Салют», корпорации «Ивченко».

Во-вторых, на большинстве стендов будут представлены пути модернизации двигателестроения в общем и авиадви-гателестроения в частности.

В-третьих, 15 апреля на выставке пройдет «День ветеранов», посвященный 65-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы пригласим ветеранов войны и труда на выставку, чтобы они посмотрели, чего достигли их дети и внуки через 65 лет после Победы.

В-четвертых, в рамках салона состоится «Научно-технический конгресс по двигателестроению», программой которого предусматривается проведение пленарного заседания и 12 симпозиумов.

На салоне состоятся пресс-конференции, круглые столы, презентации. 16 апреля будет проведен «День науки и знаний». В этот день на салон придут молодые специалисты предприятий, студенты и профессорско-преподавательский состав вузов, школьники.

В торжественной обстановке по инициативе АССАД и Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева, при поддержке Министерства образования России планируется провести финальный конкурс Международного молодежного форума «Будущее авиации - за молодой Россией».

Одиннадцатый международный салон «Двигатели-2010» позволит его участникам установить взаимовыгодные кооперационные связи, провести переговоры, показать последние достижения двигателестроения, агрегатостроения, металлургии, станкостроения, электроники, в подшипниковой области, которые достойны самого пристального внимания федерального и регионального руководства для решения сложных проблем, стоящих перед экономикой страны.

Само время подсказало идею проведения такого рода салонов и единственный выход для развития двигателестроения - объединение через интеграцию.

Несмотря на трудности объединительного процесса, бурных дискуссий о дальнейших путях интеграции, прошедшие выставки показывают, что наша сила - в единстве. Уверен, что под таким девизом пройдет и нынешний салон «Двигатели-2010».

Надеюсь, что это единство вкупе с демонстрацией высокого уровня продукции предприятий-участников салона, станет основой как для успешной работы на выставке, так и для дальнейшего процветания отечественного двигателестроения.











Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх