Воздушные «пахари» моря

В течение нескольких лет после окончания войны корабли специальной постройки – тральщики бороздили усыпанные минами моря, открывая дорогу мирному судоходству. Это был труд, подобный труду пахарей, подготавливающих землю для посева, что и дало основание для аналогий. В обиход вошло их название – «Пахари» моря. От остальных эти корабли отличали малые магнитные поля, низкий уровень акустических шумов, что давало некоторую гарантию от подрыва мин различного типа.

Тральщики, которые по непонятным причинам отнесли к кораблям обеспечения, продолжали строиться и в послевоенный период. Однако творческая мысль не могла на этом остановиться, и изыскивались силы и средства, применение которых обеспечивало бы быстрое наращивание противотральных сил в определённом районе, повышение скорости траления, уменьшение его стоимости, а также гарантировало безопасность от подрыва на минах. Решение подсказали обстоятельства.

Во время войны в Корее в конце 1950 г. имел место случай, когда на минах советского производства, выставленных северо- корейцами в районе, прилегающем к Вонсану, при подготовке высадки десанта подорвались два тральщика ВМС США. После того, как поднятому с крейсера вертолёту удалось обнаружить две якорные мины, решили более обстоятельно исследовать возможности вертолётов в качестве потенциальных противоминных средств. Собственно большой сенсации в способности самолётов, а тем более вертолётов обнаруживать при благоприятных условиях донные мины, выставленные на небольшом заглублении, не было, но предполагалось применить вертолёты и в качестве «тягловой силы» – для буксировки тралов. Вместе с тем обеспечивалась безопасность вертолётов от подрыва мин ввиду меньшего значения собственных физических полей (акустического, магнитного, и других) в сравнении с кораблями.

За рубежом, преимущественно в США, начиная с 1952 г. развернулись исследования, направленные на выявление путей технической реализации возможностей вертолётов для решения противоминных задач.

Первые полученные результаты оказались обнадёживающими. Они показали, что вертолёты обладают, в дополнение к перечисленным выше возможностям, лучшими маневренными способностями и скоростью при выполнении траления. Но в тоже время обозначился ряд проблем: необходимость очень точного определения места; сложность размещения на вертолёте громоздкого и тяжёлого трального оборудования, необходимость принять меры, направленные на повышение безопасности полёта вертолёта, выполняющего полёт на малой высоте.

Исследование возможности вертолётного траления в морских условиях ВМС США производили в центре, расположенном в Панама Сити (штат Флорида).

Первые два вертолёта-тральщика переоборудовали из противолодочных HSS-1 фирмы Сикорский, приняв меры по снижению шумности. Для захвата буксира трала установили гак, тягомер, указатель отклонения буксировочного кабеля от продольной оси вертолёта, зеркала для наблюдения за тралом.

Для первых исследований использовали достаточно тяжелые корабельные контактные тралы 5-G, которые выставлялись морскими тральщиками, после чего буксирный конец принимался на вертолёт и выполнялись дальнейшие операции. Скорость траления вертолётом не превышала 12-15 км/ч, натяжение буксирного троса достигало 2500 кгс.

С окончанием войны в Корее интерес к вертолётам-тральщикам не снизился – исследования продолжались, фронт их расширялся, начались разработки облегчённых вертолётных тралов различного типа и назначения.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх