|
||||
|
SH-60B «Си Хок» Требования к повышению эффективности вертолётов и расширению круга решаемых ими задач, ввиду усложнения аппаратуры и увеличения загрузки, привели к возрастанию их полётного веса..Взлётно-посадочные площадки кораблей, на которых ранее базировались вертолёты системы DASH, не годились для тяжелых вертолётов. По этим причинам ВМС США провели конкурс, и в качестве прототипа для новых кораблей (этап «Лэмпс» Mk.III) выбрали армейский многоцелевой вертолёт UH-60A. «Блэк Хок». С фирмой Сикорского был заключён контракт на разработку на его основе вертолёта SH-60B «Си Хок». Сухопутный и морской варианты вертолёта имеют 75% одинаковых элементов конструкции, что удешевило его производство и сократило сроки разработки. Решение о серийном производстве вертолёта SH-60B принято в августе 1981 г., а в конце сентября следующего года фирма представила полностью подготовленный вертолёт со всеми системами. К исходу 1983 г. пять вертолётов налетали свыше 3000 ч, показав вполне удовлетворительные результаты. В 1984 г. вертолёт поступил на вооружение. Для нужд ВМС планировалось закупить 204 вертолёта и вооружить ими 105 кораблей. Вертолёт имеет одновинтовую схему с рулевым винтом. Рулевой винт с бесшарнирным креплением лопастей для создания дополнительной вертикальной составляющей тяги вместе с концевой балкой наклонён на 30 град. Фюзеляж вертолёта цельнометаллический, несиловые элементы изготовлены из стеклопластика. На пилонах вместо торпед могут устанавливаться два дополнительных топливных бака. Хвостовая балка при помощи электромеханической системы складывается. Вертолёт снабжён элементами принудительной посадки RAST, в грузовой кабине по левому борту установлен контейнер на 25 буёв. В состав управления вертолётом входит автопилот, подсистема управления стабилизатором и дублированные системы устойчивости и управляемости для демпфирования колебаний. Автопилот имеет три режима: захода на посадку, висения и перехода с висения на горизонтальный полёт. На SH-60B установлены два двигателя T-700-GE-401 фирмы Дженерал Электрик мощностью по 1690 л.с. в морском исполнении. Топливная система вертолёта состоит из размещенного в задней части топливного бака, увеличенного в сравнении с армейским вариантом с 1030 до 1790 кг. Предусмотрена заправка вертолёта на висении над посадочной площадкой. Шасси вертолёта трехопорное с хвостовым колесом, неубираемое. Максимальный взлётный вес вертолёта составляет 9900 кг, крейсерская скорость полёта – 250 км/ч, дальность – 800 км, боевая нагрузка – две торпеды Мк.46. В целом оборудование и концепция использования вертолётов «Си Хок» представляет собой единую корабельно-вертолётную систему противолодочного оружия, состоящую из двух частей. Одной частью системы является корабельный вертолёт, а второй частью – корабль, имеющий пост управления противолодочными средствами с системами автоматического управления вертолётом, гидроакустическим комплексом корабля и т.п. В комплекс системы «Лэмпс Mk.III» входят две ЭВМ и 140 блоков с электронной аппаратурой, из них ЭВМ и 100 блоков весом 950 кг размещены на вертолёте. Остальное оборудование – на корабле. Бортовое оборудование вертолёта включает ряд систем: навигационную, акустическую, магнитометрическую, обработки данных, передачи информации, радиоэлектронной разведки, радиосвязи и другие. Вертолёт SH-60B со сложенными лопастями несущего винта и хвостовой балкой: 1 – антенна аппаратуры передачи данных; 2 – пусковая установка РГБ с пневматической системой их выбрасывания; 3 – бусируемый магнитный обнаружитель; 4 – антенны средств радиотехнической разведки, связи и передачи данных; 5 – торпеда Мк.46; 6 – вертолетный зонд, выпускаемый при посадке с помо-. щью системы RAST; 7 – обтекатель антенны РЛС AN/APS-124 Акустическая система состоит из индикатора акустических сигналов AN/UYQ-21 фирмы Хьюз и двух приёмников AN/ARR-75 фирмы EDMAS для приёма акустических сигналов от РГБ. Принятые сигналы кодируются и без обработки в реальном масштабе времени передаются по восьмиканальной закрытой связи на корабль, где и производится их обработка. В комплект входят РГБ трёх типов: пассивные, активные и гидрологической разведки. Впоследствии состав бортового оборудования претерпел изменения и был дополнен процессором для обработки сигналов РГБ – «Протеус». Установленный на вертолёте магнитометр ASQ-81 фирмы Тексас Инструменте снабжён системой выпуска и уборки маг- ниточувствительного блока с кабель-тросом длиной 55-60 м. Магнитометр предназначается лишь для уточнения места ПЛ, обнаруженной другими средствами. Полёт для расширения полосы поиска производится на высоте 70-80 м, при этом магни- точувствительный элемент будет находиться на расстоянии 30-35 м от водной поверхности. Экипаж вертолёта состоит из трех человек. Первый лётчик занимает правое кресло, что отличается от принятой в авиации ВМФ схемы расположения, когда командир экипажа занимает левое кресло. Возможно, это вызвано тем, что надстройки на авианосцах расположены с правого борта, как и пост руководителя посадкой RAST на других кораблях. Он отвечает за безопасность полёта и выполнение основных боевых операций, производит сбрасывание торпед. Второй лётчик занимает левое кресло. Он действует по указаниям офицера по управлению тактической авиацией на кораблях и отвечает за выполнение задач по поиску и наблюдению за надводными и подводными объектами, а также успешное решение задач при отсутствии связи с кораблём. Он работает со средствами связи, РЛС, производит постановку РГБ, определяет местоположение цели и её элементы движения для прицеливания перед сбрасыванием торпед. Третий член экипажа – оператор датчиков электронного оборудования. Он контролирует работу всех основных поисковых и радиотехнических систем. В его кабине находится многофункциональный индикатор, на который поступает информация от датчиков. На корабле в управлении системой «Лэмпс» занято четыре оператора: офицер управления действиями авиации АТАСО (Air Tactical Control Officer), оператор акустических датчиков ASO (Acoustic Sensor Operator), оператор дистанционного управления РЛС Remro (Remote Radar Operator), оператор радиоэлектронной разведки ESMO (ESM Operator). В обязанности офицера АТАСО входит управление системой «Лэмпс» в целом, передача соответствующих команд экипажу, контроль за функционированием целевого оборудования вертолёта и применение РГБ. Оператор ASO контролирует обработку информации, поступающей от вертолёта от сброшенных РГБ, производит классификацию контакта и определение места и элементов движения ПЛ, управляет работой активных РГБ. Применение режима «Лэмпс» начинается с обнаружением ПЛ противника, первичная информация о которой может поступить от любых сил и средств. С корабля поднимается вертолёт и следует в назначенный район, используя автономные средства вертолётовождения с корректировкой с корабля. В назначенном районе с вертолёта может сбрасываться гидрологический РГБ. В 25-трубном контейнере, расположенном на левом борту грузовой кабины, находятся РГБ различного типа. Для каждого из них перед применением устанавливается частота передатчика информации и величина загрубления гидрофона. После выхода вертолёта в расчётную точку офицер АТАСО принимает решение о постановке буев для восстановления и уточнения контакта с ПЛ. Акустические сигналы от буев принимаются приёмником вертолёта AN/ARR-75, предварительно обрабатываются, кодируются и передаются на корабль для подробного анализа. При необходимости место ПЛ уточняется с помощью активных буёв или магнитометра. Полученные данные также передаются на корабль для обработки. Если местоположение цели, полученное от различных средств, подтверждается и цель опознана, то наступает завершающий этап выполнения боевой задачи – уничтожение цели. Второй лётчик вертолёта получает команду от офицера АТАСО о подготовке оружия, а правому лётчику поступает указание о разрешении сброса торпеды. Сброшенная торпеда производит самостоятельный поиск цели и наводится на неё. Считается, что для выполнения типовой противолодочной операции необходимо 10-12 РГБ. В 1984 г. начат разработкой перспективный противолодочный вертолёт SH-60F «Оушен Хок», являющийся модификацией своего предшественника, способный выполнять поисково-спасательные операции. Этот вертолёт должен также полностью заменить вертолёты SH-3H «Си Кинг» на авианосцах из-за выработки ими лётного ресурса, равного 10 тыс.ч. Первый полет серийный вертолет совершил в 1986 г., производство завершено в 1995 г. Всего построено два опытных и 143 серийных вертолета. В конструкции вертолёта использовано много узлов и деталей от вертолёта SH-60B. Силовая установка вертолёта состоит из двух турбовальных двигателей T700-GE-401 мощностью по 1700 л.с. Для поиска ПЛ предназначается ОГАС. Для автоматизации процесса поиска предусмотрено программное управление в процессе гидроакустического поиска, включая переход из режима горизонтального полёта на висение, выдерживание параметров висения и последующий разгон для перелёта в очередную точку. На вертолёте возможна установка процессора обработки акустических сигналов. Полётный вес вертолёта возрос до 11000 кг. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|