Вертолеты против подводных лодок

История противолодочных вертолетов

Первый полёт геликоптера (от греческого helix – винт и pteron – крыло) состоялся в 1907 г. и сразу же люди стали строить планы их боевого использования, еще не имея достаточно чёткого представления о потенциальных возможностях столь необычного творения человеческого разума. Обращает внимание, что название «винтокрыл» очень точно передает принцип создания подъемной силы, используемый на подобных летательных аппаратах, в отличие от лишённого смысла и логики названия «вертолёт», придуманного в период борьбы с иностранной терминологией, поскольку не всё, что вертится, способно летать. Характерно, что на авторство подобного названия и ввод его в оборот претендовали многие, в том числе и известный писатель-фантаст Казанцев.

Понадобилось достаточно много времени, чтобы вертолёты стали более или менее держаться в воздухе и на что-то пригодны.

В июне 1942 г. газета «Вашингтон пост» сообщила о демонстрации полёта вертолёта. Через год завершилась предварительная подготовка к серийному выпуску вертолётов, предназначенных для борьбы с подводными лодками (ПЛ). Поскольку с противолодочной обороной в прибрежных зонах справлялись надводные корабли, то основное внимание обратили на оснащение вертолётами кораблей. Считать первые вертолёты противолодочными, учитывая отсутствие в составе их оборудования средств поиска ПЛ в подводном положении, особых оснований не было. Но дизельные лодки 40-х годов большую часть времени находились в надводном положении, совершая переходы или подзаряжая аккумуляторные батареи. Естественно, вертолёты, имевшие небольшую скорость, выполнявшие полёт на малых высотах в сочетании с хорошим обзором из кабин экипажа, обеспечивали возможность просмотра водной поверхности и обнаружение ПЛ следующим в позиционном положении или под выдвижными устройствами.

Базирование вертолётов на кораблях не нуждалось в особом обеспечении – достаточно было иметь площадку небольших размеров, причём при выполнении вертолётами взлётов и посадок кораблям не было необходимости следовать против ветра. С крупных кораблей, к которым относились авианосцы, вертолёты могли использоваться при волнении моря свыше 3 баллов, исключавшее применение самолётов.


Уэстленд "Уэссекс"


Благодаря этим качествам вертолёты применялись на кораблях в конце войны, правда, в ограниченных масштабах и не всегда для поиска ПЛ. Но, наверное, главное состоит в том, что полезность и необходимость корабельных вертолётов различного назначения (в том числе и предназначенных для поиска и уничтожения ПЛ) стала очевидной.

В 1948 г. на основе опыта использования вертолётов, показавших, что они способны выполнять многообразные задачи, командование ВМС США приняло решение о частичной замене бортовых самолётов вертолётами, сформировав в составе Атлантического и Тихоокеанского флотов соответствующие эскадрильи вертолётов.

Однако этим не ограничились и с 1953 г., когда началось вступление в строй новых кораблей, устаревшие ударные авианосцы типа «Эссекс» постройки 1942-1946 гг. стали переводить в подкласс противолодочных. Соответственно производилось их переоборудование для базирования противолодочных самолётов и вертолётов. В ВМС Англии и Франции по финансовым соображениям по этому пути не пошли и палубную противолодочную авиацию разместили на многоцелевых авианосцах.

Противолодочные авианосцы предназначались для обороны соединений боевых кораблей и прежде всего авианосных ударных соединений и оперативных десантных соединений на переходе морем, а также противолодочной обороны морских и океанских коммуникаций. Однако вряд ли Атлантическим коммуникациям грозила опасность и, вероятнее всего, переклассификация авианосцев имела целью сохранить в боевом составе дорогостоящие корабли. В конце пятидесятых годов часть противолодочных авианосцев модернизировали, а через несколько лет все их перевели в резерв.

Грузоподъёмность первых образцов противолодочных вертолётов оставляла желать лучшего, а применяемые средства поиска и поражения ПЛ обладали внушительными габаритами и весами. С учётом этих обстоятельств пришлось использовать вертолёты отдельно со средствами поиска и средствами поражения. Впоследствии вертолёты, за редким исключением, имели совмещенные функции и предназначались как для поиска, так и для поражения ПЛ. Учитывая сложность размещения на кораблях большого количества летательных аппаратов, их стремились сделать многофункциональными, что отразилось также и на вертолётах. Это стало возможным только с уменьшением весов и габаритов бортовых средств различного назначения и увеличения грузоподъёмности вертолётов.

В состав ВМС США в качестве противолодочного в 1953 г. вошел вертолёт продольной схемы HSL-1, оборудованный опускаемой гидроакустической станцией (ОГАС) типа AN/AQS-4 и радиогидроакустическими буями. Силовая установка состояла из поршневого двигателя R-2800 фирмы Пратт-Уитни мощностью 2400 л.с. В качестве противолодочного, а также десантного и спасательного использовался одновинтовой вертолёт с поршневым двигателем R-1820-84 фирмы Райт Циклон мощностью 1425 л.с. В эксплуатации находится также вертолёт с поршневыми двигателями H04S-1, разработанный на базе вертолёта S-55 фирмы Сикорского, с последующими модификациями H04S-2 и H04S-3.

В качестве основного средства поиска ПЛ на всех этих вертолётах устанавливалась ОГАС. Это объяснялось тем, что в разработке подобных средств, правда корабельных, имелся определенный успех, и полагали, что подобные вертолёты будут обладать большей поисковой скоростью по сравнению с кораблями, не рискуя быть обнаруженными (применяя соответствующие режимы работы станции) ПЛ. Приводились и другие доводы в пользу применения ОГАС на вертолётах. Но, пожалуй, главное, чем привлекала аппаратура подобного типа – это возможность получить больший объём информации о подводной обстановке, что создавало возможности для уточнения контакта. Одно время даже пытались доказать, что вертолёты более эффективны, чем палубные противолодочные самолёты.

Таким образом, разработчики первых вертолётов старались реализовать одно из важнейших свойств вертолёта – его способность осуществлять висение над водной поверхностью. Корабельные вертолёты с ОГАС могли расширить зону, контролируемую средствами корабля, что являлось немаловажным, ибо возможности гидроакустических средств последних не обеспечивали возможность своевременного обнаружения ПЛ, сблизившихся на позицию торпедного залпа.

В 1954 г. на вооружение ВМС США поступил противолодочный вертолёт SH-34, разработанный на базе вертолёта S-58. Его оборудование пополнил доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса, автопилот, система ближней навигации, другое современное оборудование, в том числе новая ОГАС. Вертолёты типа SH-34 по лицензии производились в Великобритании («Уэссекс»), Канаде (CHSS-1) и Японии.

Начиная с шестидесятых годов ВМС стран НАТО приступили к оснащению вертолётами кораблей. Модернизируемые и строящиеся корабли основных классов: крейсера (кр), эскадренные миноносцы (эм), фрегаты (фр), сторожевые корабли (скр) – почти все без исключения снабжались многоцелевыми (противолодочными) вертолётами, и появился термин – «вертолётное вооружение корабля». И безусловно, в состав авиакрыла авианосцев были включены противолодочные вертолёты.

Из общего количества кораблей основных классов стран НАТО по состоянию на начало 1995 г. свыше 70% (250 из 350) имели вертолёты. Считается, что всего на кораблях могут находиться до 3000 вертолётов различного назначения, представленных машинами «Си Спрайт», «Си Хок», «Линкс», «Си Кинг», «Агуста-Белл», «Дофэн», впоследствии их стали сменять более совершенные вертолёты ЕН-101 «Мерлин» и др.

К моменту развала Советского Союза около 130 кораблей ВМФ имели оборудование для базирования и использования корабельных вертолётов Ка-25ПЛ, Ка-25Ц и Ка-27.

Не без оснований стали считать, что эффективность вооружения кораблей зависит от наличия вертолётов, способных решать широкий круг задач борьбы с пл, выдачи целеуказания корабельному оружию и др. Наглядное свидетельство этому – конфликт на Фолклендских островах, в ходе которого вертолёты применялись для решения задач противолодочной обороны кораблей, ударов по надводным и береговым объектам, переброски техники и десантных подразделений и др. В ходе десантной операции вертолёты корабельного базирования имели налёт по 250-270 ч., что равно их годовой норме.

Базирование вертолётов на корабль предъявляет ряд специфических требований к его конструкции, архитектурному облику и, прежде всего, к водоизмещению и основным размерениям.

На сторожевых кораблях водоизмещением до 2 тыс. т, учитывая ограниченные возможности, обычно предусматривается базирование одного вертолёта. На кораблях большего водоизмещения имелись возможности для размещения двух вертолётов. Особый класс кораблей представляют авианесущие корабли с групповым базированием вертолётов – крейсера-вертолётоносцы и противолодочные крейсера (по терминологии, принятой в ВМС СССР).

Все вертолёты по их весам и размерностям условно можно разделить на три группы: лёгкие (до 5000 кг), средние (до 10000 кг) и тяжелые (свыше 10000 кг).

Основную массу вертолётов составляют первые две группы.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх