|
||||
|
УТК ЯК-130 Николай ДОЛЖЕНКОВ Причины успеха фирмы Яковлева в состязании с такими серьезными соперниками следует искать в новых концептуальных, технических и организационно-финансовых подходах к решению проектных задач. На ранней стадии совместно со специалистами ВВС была разработана рациональная по критерию «эффективность-стоимость» концепция обучения летного состава, которая легла в основу определения обликатренировочного комплекса. Согласно этой концепции, процесс обучения курсантов охватывает все этапы, начиная с поступления в летное училище: начальную, базовую, продвинутую и специальную подготовку пилота с минимальным после выпуска временем адаптации к такому, например, истребителю, как Су-27. Практически вся подготовка (за исключением первоначальной) проводится на однотипном парке самолетов Як-130. Это наиболее реально и целесообразно в сегодняшних условиях российских летных училищ. Первоначальную подготовку предлагается вести на более дешевых поршневых самолетах типа Як-56, входящих в систему аэроклубов РОСТО. Организационно-финансовая концепция заключается в учете фактора постоянного бюджетного дефицита и привлечения к участию в проекте серьезного внешнего партнера с инвестиционными возможностями и опытом работы на международном рынке. Этому способствует новый подход к созданию высокотехнологичного продукта, когда на внутренний и внешний рынки предлагаются не отдельные, хотя и важные составляющие, такие, например, как самолет, а комплексный конечный продукт в виде единой тренировочной системы с возможностями гибкой адаптации к потребностям конкретного заказчика. Интерес к проекту проявила одна из старейших итальянских авиационных фирм - «Аэрмакки», которая имеет огромный опыт в создании, продаже и сопровождении эксплуатации двух поколений собственных учебно-тренировочных самолетов МВ-326 и МВ-329. Достаточно сказать, что фирма «Аэрмакки» является партнером крупнейшей американской авиационной корпорации Локхид в конкурсе JPATS (учебно-тренировочных самолетов базовой и продвинутой подготовки) для ВВС и ВМС США. С итальянцами заключено долгосрочное соглашение о сотрудничестве, одним из важнейших результатов которого уже явилось сближение технических требований ВВС России и международного рынка. Это позволило сформировать технический обликсистемы, обладающей безусловной конкурентоспособностью на достаточно длительный период времени. Проведенный фирмой «Аэрмакки»профессио-нальный маркетинг выявил потенциальных покупателей для более чем 1300 экземпляров самолета. Например, к УТК Як-130 проявляет пристальный интерес Индия. Можно добавить, что подход к решению проблем, позволяющий экспортировать высокотехнологичный продукт, а не сырье, и сохранять высокий научно-технический потенциал фирмы и, в конечном итоге, страны, несомненно способствует росту нашего национального престижа. УТК Як предназначен для формирования профессиональной личности пилотов, ориентированной на творческое нестандартное поведение в современном бою, высокий уровень безопасности полета и эффективное выполнение поставленных задач во всех ожидаемых условиях эксплуатации. Сюда входят пилотирование самолета днем и ночью в сложных метеоусловиях, высший пилотаж, полеты на предельных режимах и выполнение нестандартных маневров, навигация, полеты на малых высотах, применение оружия, наступательные и оборонительные маневры, а также тренировка и поддержание навыков в центрах боевой подготовки и строевых частях. Принципиально важными особенностями комплекса являются единое методологическое, информационное, математическое и аппаратное обеспечение и единый информационный центр управления учебным процессом. В базовой состав комплекса, кроме традиционных учебных пособий, включены дисплейные классы общего назначения, тренажеры для получения и отработки навыков пилотажа и боевого применения. Но, безусловно, основная его составляющая-учебно-тренировочные самолеты Як-56 и Як-130. Як-56 представляет собой модификацию серийно выпускаемого на Саратовском авиационном заводе спортивного двухместного самолета Як-54 с поршневым двигателем М-14П. Изменения произведены за счет установки трехстоечного шасси с носовым колесом, новых катапультных кресел и более современного комплексного оборудования. Самолет Як-130-совершенно новая специальная разработка. Конструкторы должны были решить две основныезадачи: удовлетворение потребностей отечественного заказчика и успешный выход самолета на международный рынок. Основным конкурентом фирма Яковлева определила семейство самолетов «Хоук» компании «Бритиш аэроспейс», имеющее в настоящее время наибольший коммерческий успех. Обобщенное потребительское качество (условный показатель) самолета Як-130 по оценке фирмы «Аэрмакки» вдвое выше, чему самолета «Хоук». Это показывает, что у нашего проекта хорошие перспективы. Конкурентность Як-130 технически обусловлена следующими новыми качествами самолета: - уникальными для УТС маневренными качествами, позволяющими реализовать перегрузку установившегося виража более 5 на высоте 4,5 км и скорости 700 км/ч, а радиус неустановившегося виража не более 200 м; - возможностью имитации поведения в воздухе самолетов с различной степенью статической устойчивости и разными динами-ческимихарактеристиками; - активной системой безопасности полетов; - возможностью базирования как на грунтовых, так и на бетонных взлетно-посадочных полосах длиной не более 1000 м; - значительной степенью автономности базирования; - возможностью использования самолета в качестве наземного тренажера; - возможностью имитации на борту работы системы управления оружием и прицельно-навигационных комплексов современных самолетов при управлении поведением цели с места инструктора; - возможностью имитации применения оружия без его реального использования; - системой многопараметрического объективного контроля за действиями курсанта; - высоким уровнем эксплуатационной технологичности. Наличие этих новых для УТС качеств обеспечивается рядом технических решений и средств. Во-первых, разработкой новой для УТС аэродинамической компоновки, позволяющей получить максимально приближенные к линейным отрицательные моментные характеристики до 35° угла атаки, что в сочетании с высоким (для выбранного удлинения стреловидного крыла) аэродинамическим качеством способствует получению эффективных аэродинамических характеристик. Высокомеханизированное крыло с развитыми наплывами, цельноповоротный стиби-лизатор и расположение воздухозаборников позволяет выполнять маневры на больших углах атаки. Это очень важно для овладения полным потенциалом боевых маневренных возможностей таких, например, самолетов как Су-27 и Су-35, а также дает возможность безопасно возвращаться к нормальному режиму полета при случайном выходе на большие углы на режимах взлета и посадки, что является довольно частой курсантской ошибкой. Совершенная аэродинамика сочетается сприменением полностью дистанционной по трем каналам четырехкратнорезервируемой системой управления полетом с ограничением опасных режимов, которая не позволяет пилоту выходить за пределы разрешенных параметров полета. Во-вторых, применением в качестве силовой установки двигателя РД-35. Он является модификацией новейшего в этом классе серийно выпускающегося двигателя ДВ-2, разработанного по заказу российских ВВС Запорожским двигательным КБ «Прогресс» и переданного для производства в Словакию. В государственныхмнтересах вернуть этот двигатель в Россию, для чего к работе по его дальнейшей модификации и производству привлечено конструкторское бюро им. В. Я. Климова. Модификация заключается в разработке отечественной электронной цифровой системы регулирования двигателя с полной ответственностью и увеличении ресурса до 6000 часов наработки. Применение на самолете силовой установки из двух двигателей РД-35 с тягой 2200 кго каждый позволяет получить лучшие характеристики базирования среди самолетов этого класса в сочетании с хорошими показателями экономичности. Кроме того, высокая тяговоо-руженностьдает возможность выполнять маневры на больших углах атаки без потери скорости полета ниже допустимой. В-третьих, снижением веса конструкции, которое объясняется применением значительной доли композиционных материалов, в основном углепластиков, для изготовления оперения, механизации передней и задней кромок крыла, концевых крылышек, люков и капотов. Таким образом удалось снизить до 28% долю веса планера во взлетном весе (выигрыш по весу планера составляет более 6%). При этом обеспечивается безопасный ресурс конструкции до 10000 летных часов и до 20000 посадок в установленный календарный срок с доведением до 15000 летных часов по состоянию. В-четвертых, высокие показатели эксплуатационной технологичности достигаются путем применения специальной автоматизированной бортовой системы диагностики и контроля, позволяющей снизить время технического обслуживания до минимума. Кроме того, наличие на самолете вспомогательной силовой установки позволяет повысить автономность базирования и сократить номенклатуру необходимого наземного оборудования аэродромов. И, наконец, основные тренировочные возможности связаны с применением новейшего комплекса бортового оборудования, основой которого является автоматизированная система управления полетом и учебно-боевыми действиями, с бортовой вычислительной системой в качестве ядра,построенной в виде двухмашинного контура с мультиплексными каналами информационного обмена. Система отображения информации в каждой кабине построена на электронных индикаторах с жидкокристаллическими матрицами. Компоновка приборных досок и пультов близка к истребителям 4 и 5 поколений. Основной акцент сделан на выполнение тренировочных задач с имитацией применения оружия в условиях игрового движения целей, изменения помеховой обстановки и т. д. с возможностью анализа и разбора ошибок непосредственно в полете и воспроизведения полета на наземном тренажере. Система объективного контроля регистрирует видеоизображение положения глаз и рук курсанта. В целом, комплекс бортового оборудования отвечает требованиям технического уровня 2000 года. Фирма Яковлева рассматривает этот проект как базовый для создания на его основе целого семейства модификаций, в том числе и для гражданского использования. Для демонстрации возможностей и привлечения дополнительных инвестиций в проект УТК Як-130 создан демонстрационный образец самолета Як-130Д, который, имея упрощенный состав оборудования, по конфигурации и системе управления близок к серийной версии самолета. Этот самолет был показан на Авиационных салонах в Ле Бурже и в Жуковском летом 1995 г. Краткие технические характеристики УТС Як-130 Масса, кг - взлетная максимальная 6200 - взлетная нормальная 5400 - топлива максимальная 1750 - топлива нормальная 850 Силовая установка 2хРД-35 Взлетная тяга (МСА). кг 2x2200 Тяговооруженность 0,7-0,8 Скорость, км/ч - максимальная 1000 - взлетная 200 - посадочная 195 Максимальная высота полета, км 12,5 Полетные углы атаки, град. до 35 Эксплуатационная перегрузка (+8) - (-3) Длина разбега, м 380 Длина пробега, м 670 Характеристики устойчивости и управляемости репрогаммируемые Ресурс, л. с. 10000 Габариты,м - длина 11,3 I -г- размах крыла 10,64 - высота 4,8 Год начала серийного выпуска 1998 |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|