ПОСЛЕДНИЙ В СВОЕМ КЛАССЕ


Сергей КОЛОВ


Один из норвежских Не 115А-2, перелетевших в Англию (видны опознавательные знаки английских ВВС)


В 30-е годы фашистская Германия, готовясь к большой войне, начала усиленно укреплять свою авиацию, игнорируя Версальский договор. Один за другим проектировались и строились опытные самолеты, среди которых были очень удачные. Устанавливались на этих машинах и мировые рекорды, причем не только для престижа третьего рейха и демонстрации превосходства арийской расы. Важным аспектом была и реклама рекордного самолета с целью экспорта и выручки валюты, столь необходимой для закупок недостающего сырья.

Пожалуй, наибольших успехов в постройке рекордных машин добился в то время Эрнст Хейнкель. В ноябре 1937 г. его опытный бомбардировщик Не 119V4 (в официальной прессе он был назван Не 111U) прошел дистанцию в 1000 км с нагрузкой в одну тонну со средней скоростью 505 км/ч, установив мировой рекорд. Через четыре месяца другой самолет фирмы «Хейнкель» начинает штурмовать рекорды. Двухмоторный поплавковый Не 115V1 двадцатого марта 1938 г. стал первым в своей категории, пройдя 1000 км и 2000 км с нагрузкой в полтонны, тонну и две тонны со средней скоростью 328 км/ч. Через месяц к ним присоединился истребитель Не 100V8, став самым быстрым самолетом в мире. Он достиг скорости 746,58 км/ч. Несмотря на то, что поплавковый Не 115 выглядел консервативным и устаревшим по сравнению со скоростными Не 119 и Не 100, в серию по ряду причин из трех этих машин пошел только он.

История создания самолета началась в 1935 г., когда технический комитет Министерства авиации Германии сформулировал требования к поплавковому торпедоносцу. Задание получили две фирмы - «Хейнкель» и «Блом и Фосс». Первый цельнометаллический Не 115V1 поднялся в воздух в августе 1937 г., на несколько недель раньше своего соперника - На 140V1. Оснащенный двумя девятицилиндровыми двигателями воздушного охлаждения BMW 132К по 960 л. с, Не 115 мог взять в бомбоотсек одну 800-кг торпеду или три 250-кг бомбы. Экипаж состоял из трех человек: летчика, штурмана и стрелка-радиста. Защитное вооружение включало в себя два 7,9-мм пулемета MG15.

Испытания торпедоносца начались в Травемюнде на Балтике. В ноябре 1937 г. появился и второй экземпляр самолета - Не 115V2. Он был тяжелей на 153 кг и отличался кольцевыми капотами двигателей типа NACA. Так же, как и на первой машине, имелось второе управление у стрелка-радиста. После испытаний Не 115 и На 140 на Балтике, предпочтение отдали самолету Хейнкеля, и фирма получила заказ на серийное производство торпедоносцев.

Не 115V3, родоначальник самолетов серии «А», взлетел в марте

1938 г. Он отличался от первых машин удлиненным носом фюзеляжа с большим остеклением для удобства обзора штурману. Через семь недель к ним присоединился Не 115V4 с доработанным хвостовым оперением. К лету 1938 г. собрали десять предсерийных торпедоносцев Не 115А-0. На самолетах убрали тросовые расчалки на поплавках, заменив их стальными N-образными подкосами. Максимальный взлетный вес машин этой серии достиг 9400 кг с бомбовой нагрузкой в 1250 кг. Наибольшая скорость составляла 314 км/ч, а дальность полета 2000 км.

После того, как в марте 1938 г. Не 115V1 установил мировой рекорд, самолетом заинтересовалась Норвегия. Контракт на поставку шести торпедоносцев был подписан в августе 1938 г. К Норвегии присоединилась и Швеция, заказав двенадцать машин для своей морской авиации. Германия остро нуждалась в валюте, и первые серийные Не 115 ушли в Скандинавию. Экспортный вариант самолета назвали Не 115А-2. Машина была подобна серийной Не 115А-1, отличаясь радиооборудованием, бомбоприцелом и установкой вместо MG15 других пулеметов: Кольт-Браунинг (для Норвегии) и М 22 (для Швеции). И только в сентябре 1939 г. получила новые самолеты эскадрилья авиации береговой обороны Люфтваффе, которая базировалась на острове Нордерней.


Не 115В-2 с усиленными поплавками приземляется на лед


Экспортный Не 11SA-2 для Швеции


Не 115А-2 с усиленными поплавками приземляется на лед.


Не 115С-1


Кроме 18 экспортных Не 115А-2 к концу 1939 г. на заводе Хейнкеля в Мариенехе собрали 34 экземпляра Не 115А-1. Затем все производство передали на завод «Weser». Последние машины серии «А» получили обозначение Не 115А-3, имели улучшенное радиооборудование и новые бомбосбрасыватели. В ноябре 1939 г. приступили к постройке десяти предсерийных машин новой серии - Не 115В-0, на которых усилили конструкцию фюзеляжа и увеличили запас топлива (дальность полета возросла до 3350 км). Серийные Не 115В-1 начали выходить через месяц, став базовой моделью для нескольких модификаций: Не 115B-1/R-1 с двумя разведывательными фотокамерами: Не 115В-1/Р-2 с бомбодержателями для 500-кг бомб; Не 115В-1/Р-3, поднимавшего две 500-кг морских мины LMA 111 или одну 1000-кг LMA 111.

После начала второй мировой войны в сентябре 1939 г. Не 115 участвуют в патрулировании над Северным морем. К началу операции «Weserubunq» по захвату Дании и Норвегии получили торпедоносцы и другие авиационные части. После открытия военных действий на севере 106-я группа с острова Нордерней и эскадрильи 506-й и 706-й групп, базировавшихся в Листе, были переброшены на норвежскую базу Тронхейм.

Для действий на севере восемнадцать Не 115В-1 оснастили усиленными металлическими поплавками, позволяющими производить посадку не только на воду, но и на лед и глубокий снег. Защитное вооружение на всех торпедоносцах оставалось таким же, как и на первой машине - два пулемета MG15, что было явно недостаточно. Заменившая на конвейере Не 115В-2 следующая модификация Не 115С-1 оснащалась уже дополнительной 15-мм пушкой MG151, установленной в носу справа. Для защиты от истребителей добавили еще по одному неподвижному, стреляющему назад 7,9-мм MG17 в хвосте каждой мотогондолы. Был и вариант с усиленными поплавками - Не 115С-2. Для выполнения полетов по защите конвоев предусмотрели возможность установки прибора SV300 для создания дымовой завесы. Восемнадцать самолетов серии «С» переоборудовали в постановщики мин, присвоив им номер Не 115С-3. Специально для холодной Арктики разработали торпедоносец Не 115С-4.

Первым серьезным испытанием для самолета стало участие в боевых действиях по захвату Норвегии. Эта операция была интересна и тем, что и Германия и Норвегия имели Не 115. Норвежцы собирались усилить вооружение своих самолетов, заменив пулеметы на 20-мм «эрликоны», однако не успели сделать этого к началу вторжения гитлеровцев. Три норвежских Не 115А-2 базировались на юге страны, составляя эскадрилью №2, а три оставшихся - на севере, именуясь третьей эскадрильей. Во время высадки немцев в Ставангере один Не 115А-2 из 2-й эскадрильи был захвачен. Второй самолет сумел перелететь на север Норвегии, а третий торпедоносец спас экипаж, перегнав его в Шотландию. Норвежцы не остались в долгу. Они захватили два Не 115В-1 из 506-й группы авиации береговой обороны, когда те совершили посадку в Бреннейсунне и Орнесе. Эти самолеты усилили третью эскадрилью. Норвежские торпедоносцы постоянно участвовали в боевых вылетах, атакуя цели в районе Нарвика. К окончанию войны в Норвегии один из захваченных гитлеровских Не 115В-1 был поврежден и разобран на запчасти.



Экспортный Не-115А-2 для Норвегии.


Экипажи остальных торпедоносцев, чтобы избежать плена, увели свои машины в другие страны. Один Не 115А-2 перелетел в Финляндию и был интернирован. Финны ввели самолет в состав своих ВВС (в 1943 г. к нему присоединились два Не 115С, переданные из Люфтваффе). Оставшиеся три Не 115А-2 и один Не 115В-1 взяли курс на Шетлендские острова. Из-за нехватки топлива один Не 115А-2 совершил вынужденную посадку в море и был затоплен своим экипажем. Но остальные самолеты благополучно достигли побережья Великобритании. Таким образом, англичанам досталось три Не 115А-2 и один Не 115В-2. Два самолета Не 115А-2 были переданы для сравнительных испытаний, а Не 115В-2 с оставшимся Не 115А-2 использовали в диверсионных полетах. Так, в октябре 1941 г. Не 115А-2 перелетел на Мальту. Отсюда с нанесенными опознавательными знаками Люфтваффе он выполнил ряд ночных полетов по доставке диверсантов на побережье Северной Африки. Однако, во время одной из бомбардировок Мальты самолет был уничтожен. Несколько таких же вылетов в Норвегию совершил Не 115В-1, взлетая из Шотландии.

С апреля 1940 г. поплавковые Не 115 стали выступать и в роли противолодочных самолетов, поскольку много хлопот гитлеровцам доставляли английские субмарины, проводящие минирование проливов Каттегат и Скагеррак. А во времена «Битвы за Британию» торпедоносцы сами выступили в качестве постановщиков мин, сбрасывая их ночью в устье Темзы и в Бристольский залив.

К середине 1940 г. концепция поплавкового торпедоносца уже изжила себя, так как сухопутные самолеты обладали большей скоростью, дальностью и нагрузкой. Поэтому серийное производство Не 115 было приостановлено. Всего собрали 138 самолетов всех модификаций. Последний вариант - Не 115D с мощными двигателями BMW 801 MA по 1600 л. с, вышел на испытания в начале 1940 г. Экипаж состоял из четырех человек. Вооружение усилили, установив впереди 20-мм пушку MG 151 и 7,9-мм пулемет MG 81, а также спаренные 20-мм пушки сзади и внизу фюзеляжа. Максимальная скорость самолета достигала 380 км/ч, а дальность - 3100 км. Так как было принято решение о прекращении серии, то Не 115D остался в единственном экземпляре, поступившем в Люфтваффе.

Тихоходным поплавковым «хейнкелям» было очень трудно противостоять над Атлантикой скоростным английским истребителям. Поэтому главной ареной их действий стала Арктика. Удаленность английских и советских аэродромов позволила Не 115 относительно спокойно проводить поиск конвоев, идущих в Мурманск и Архангельск. Именно поплавковые Не 115 стали первыми самолетами, атаковавшими печально известный конвой PG 17. Второго июля

1942 г. восемь Не 115С из 1-й эскадрильи 106-й группы вышли в торпедную атаку. Однако ни одна торпеда в цель не попала, а зенитным огнем с кораблей был сбит самолет командира эскадрильи Герберта Ватера. Летчик тем не менее сумел посадить поврежденную машину на воду. Экипаж подбитого самолета взял на борт другой Не 115, приводнившись рядом. Через два дня PQ 17 атаковали Не 115С из 906-й группы и потопили один английский транспорт. В дальнейшем к торпедоносцам присоединились бомбардировщики Не 111 и Ju 88, а также подлодки. Силы были неравными, так как к тому времени после преступного приказа командования английского флота конвой остался без прикрытия, а до зоны действия советских ВМС было еще далеко. До Архангельска дошло только 12 судов из 36…

Постепенно происходило перевооружение на более новые самолеты других типов. К концу 1942 г. единственной частью, оснащенной двенадцатью Не 115, оставалась первая эскадрилья 406-й группы, действующая в Арктике. К середине 1944 г. и эти самолеты перестали участвовать в боевых операциях как устаревшие.

Летчики тепло отзывались о своих снятых с вооружения машинах. Самолет хорошо управлялся на воде и в воздухе, был достаточно надежным. Не 115 мог продолжать полет при одном работающем двигателе и выдерживал посадку на штормовое море.

Не 115 примечателен еще и тем, что это был последний поплавковый самолет Эрнста Хейнкеля.

Двигатель 2xBMW 132К - размах крыла 22, 27 - длина 17, 3 Дальность, км 2800


Не 115С-1 в Норвегии 1942 г.


Ту-134111, Ту-134 УБЛ






This file was createdwith BookDesigner programbookdesigner@the-ebook.org17.04.2010







Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх