Самолеты Н.Н.Поликарпова и их модификации (схема-хроника)

В развитии любого вида техники можно различить два основных направлении: первое (главное) – связано моделей, определяюших появление нового поколения машин, второе с разработкой модификаций. Создание модификации обходится в среднем на порядок дешевле, чем создание новой модели и этот путь получил широкое развитие, особенно я последние десятилетии.

Авиация всегда была довольно дорогим "удовольствием", и зарождение второго направлении в ее развитии относится уже к первому десятилетию двадцатого века (например: истребители Neuport, тяжелые воздушные корабли "Илья Муромец"). В 60-70 годы создание модификаций стало планироваться на стадии проектирования базового самолета, a в 70-80 годы конструкторы перешли в так называемому модульному метлу проектировании, когда семейство модификаций создастся одновременно с созданием базового самолета (например УТС Як».

Известно, что в мире нет практически ни одного самолета. который не имел бы модификации. Любая, даже очень хорошо спроектированная машина на протяжении своего жизненного цикла продолжает совершенствоваться и порой ее модификации оказываются совсем не похожи на базовую модель. Нередко под общим названием (И-16, МиГ-21, F-16) скрываются не менее десятка различных даже по внешнему виду самолетов.

Благодаря работам многих авторов, и в первую очередь В.Б.Шаврова, любой, интересуюшииеи историей отечественного самолетостроении, может составить более или менее полное представление о самолетах того или иного конструктора. Тем не менее, вспомнив старую поговорку "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" – мы сделали попытку обобщить доступные нам сведении и представить хронологические схемы развитии самолетов различных конструкторов н конструкторских бюро. Наиболее подходящее название такой схемы, как нам кажется. – "хроника". Им мы и собираемся пользоваться в дальнейшем.

Сама хроника дает представление об эволюции внешних форм самолетов, да и то только в боковой проекции. Хотя в определенной степени внешний вид самолета позволяет судить и о более глубоких внутренних изменениях. Боковая проекция выбрана не случайно. По ряду достаточно очевидных причин, модификации подвергается прежде всего фюзеляж. Изменение параметров крыла относится к наиболее сложному виду модификаций и встречается намного реже. Боковая проекции в наибольшем степени отражает отличии модификации от базовой модели. И, наконец, боковая проекции более привычна для глаза: большинство фотографии сделано с уровня глаз фотографа, точно также мы видим самолет на стоянке аэроирима или в музее.

Самолеты расположены по датам первого полета. Двойными стрелками отмечены модификации, выполненные непосредственно в ОКП, о котором идет речь, одинарными – работы других конструкторов, ремонтных и эксплуатирующих организаций (прежде всего это относится к довоенному периоду). Все самолеты даны в одном масштабе, хотя для ряда ОКБ, возможно, придется отойти от эгого принципа. Проекты отмечены знаком *. Для серийных самолетов представлен период серийного производства и количество построенных экземпляров. Не везде пока оказалось возможным поставить число выпущенных самолетов дли каждой модификации и в этом случае указано обшес число построенных самолетов данного типа.

Не для всех самолетов удалось отыскать проекцию и на схеме они отмечены только названием.

Без сомнения, такие хроники являются только иллюстрацией к истории работ того или иного конструктора или конструкторского бюро. но. на наш взгляд, иллюстрацией полезной, дающей возможность охватить взглядом всю работу в целом, увидеть динамику развития отдельных типов самолетов Но об атом уже судить Вам. уважаемый читатель.

11 июня 1992 года исполнилось 100 лет со дня рождения "короля истребителей" – Николая Николаевича Поликарпова. Потому мы и решили начать с хроники работ этого выдающегося конструктора. Мы ждем откликов, поправок, дополнений, исправлений (разумеется, аргументированных) от всех наших читателей. Только такой путь, путь сотрудничества и коллективного поиска, поможет нам всем стать ближе к истине.



Редакция









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх