|
||||
|
Корабли Эскадры в делах против неприятеля Часть 2 (январь – декабрь 1916 г.) Марат ХАЙРУЛИН Москва Новый, 1916 год Эскадра встретила с десятью старыми, изношенными в боях и учебных полетах кораблями. На основной базе в Пскове было 6 "Муромцев". В 1-м боевом отряде на Юго-Западном фронте в Колодзиевкеина вооружении состояло 2 корабля: 11-й №167- штабс-капитана А.В.Панкратьева и "Киевский" №169- штабс-капитана И.С.Башко. И, наконец, на Северном фронте в Зегевольде во 2-м боевом отряде находились Муромцы" VI-й №165 и IХ-Й №164. Надо отметить, непогода наносила Эскадре ущерб гораздо больший, чем противник. Уже 3 января ураган, обрушившийся на Зегевольд, вывел из строя корабль Vl-й и учебный биплан "Сикорский-16", повредил "Муромец" IX-й, который после этого был отремонтирован и зачислен в разряд учебных кораблей. В результате этого ЭВК в январе-феврале имела лишь единственный боеспособный "Муромец" – корабль II-й командира Панкратьева, который совершил за это время 4 боевых полета, сбросив 90 пудов бомб. К концу января в Зегевольд из Питера прибыли 4 боевых "Муромца". Среди них был корабль нового типа – "Илья Муромец" Г-1. Его называли еще "ширококрылым", т.к. он отличался от аппаратов серии В большей хордой верхнего и нижнего крыльев. Создание И.Сикор- ским этой новой модификации объяснялось тем, что "Муромцы" серии В по заявлениям с фронта были "не в состоянии ходить с полной нагрузкой на боевой высоте 2500-3000 м". Выпуск серии Г начался на РБВЗ с конца 1915 г. Незаконченные корабЯи типа В достраивали уже как Г. Подверглись переоснащению даже готовые к отправке "узкокрылые", стоявшие на Комендантском аэродроме, которые после этой переделки становились по существу типом Г-1. В марте 1916 г. боевое крещение получили новые "Муромцы"2-го отряда: 1-й – лейтенанта Г.И.Лаврова, IV-й – поручика Я.Н.Шарова и X-й – поручика А.М.Констенчика. Дорогой ценой немцы заплатили за нападение 19 марта на "Муромец" 11-й Панкратьева. Во время бомбометания по Монастержиску корабль был атакован двумя "Фоккерами". экипаж "Муромца" немедленно открыл по ним огонь из всех видов оружия. Разрывной пулей с неприятельского аэроплана был смертельно ранен в ногу старший унтер-офицер Ушаков. Еще одна пуля попала в руку поручику Федорову. Но был сбит очередями с ИМ и один "Фоккер". Убитым пилотом, как выяснилось позже, оказался хауптман фон Маккензен – сын командующего 9-й германской армией, будущего маршала. В апреле корабли Эскадры совершили только 7 боевых полетов, и на это имелись свои причины. Противник давно осознал опасность действий русских "Муромцев" и предпринимал соответствующие меры. Беды 3 апреля начались взрывом баллона со сжатым воздухом при запуске моторов IV-ro корабля. Корпус аппарата был сломан пополам. Ефрейтор Краюшкин скончался от ран… Спустя несколько часов 7 немецких аэропланов сбросили 28 бомб на аэродром в Зегевольде, в результате чего пострадало 4 корабля. В марте в Колодзиевку прибыл "Илья Муромец" Г-1 №187, предназначавшийся для штабс-капитана Башко. На нем стояли старые добрые "Аргусы", снятые с разбившегося II 1-го корабля – поручика Озерского. Новый "Киевский" (третий по счету) вскоре был собран и 8 апреля, ведомый Башко, отправился в свой первый и последний полет. Сразу после взлета корабль стал круто заворачивать налево, создавшийся поворот с креном исправить не удалось, и аппарат, идя спиралью, ударился о землю левой половиной с переходом на нос. Пилот отделался сильными ушибами грудной клетки и ноги, ну а третий "Киевский" уже не подлежал ремонту. Его экипаж был командирован в Псков за новой машиной. "Узкокрылый" второй "Киевский" №169 переименовали в корабль XIII-й и передали штабс-капитану В.А.Соловьеву, который весьма успешно воевал на нем. Его экипаж провел в небе Галиции 50 полетных часов, совершив 15 вылетов, давая ценные сведения о расположении противника, которые успешно использовались при наступлении 7-й русской армии летом 1916 г. Во время этих полетов корабль выдержал 5 воздушных боев с неприятельскими аэропланами. Причем, в воздушном бою 19 мая экипаж ХШ-го сбил вражеский "Альбатрос", за что Соловьев был награжден орденом св.Анны 2-й степени с мечами. В свой третий боевой полет отправился 13 апреля "Илья Муромец" Х-й поручика А.М.Констенчика. Экипаж получил задание произвести разведку района Фридрихштадта, станции Даудзевас по линии ж/д до станции Нейгут. После перехода позиций корабль все время находился под ураганным обстрелом зенитных батарей противника. На первом круге над целью осколками снаряда был разбит фотографический аппарат и легко ранен в левую руку бросавший бомбы артофицер поручик Шнеур. Несмотря на это был сделан второй круг, и Шнеур продолжал бомбометание. Во время этого захода тремя одновременно разорвавшимися шрапнелями оыл тяжело ранен в грудь на вылет поручик Констенчик и пробиты три мотора. Корабль взмыл носом вверх, потерял скорость и начал падать. Помощник командира поручик Янковиус, заметивший неестественное движение "Муромца" и увидев раненого пилота, бросился к управлению. После ста пятидесяти метров вертикального падения ему удалось выровнять машину на высоте 1500 м. Первую помощь командиру оказал механик Касаткин. До своего аэродрома "Муромец" дотянул фактически на одном работающем "Санбиме", – у остальных моторов были пробиты радиаторы, и они давали очень мало оборотов. Лонжерон правого крыла был перебит, и при посадке, державшееся на одних расчалках, оно отвалилось. В корабле насчитали 70 пробоин, он окончательно вышел из строя. За этот полет поручика В.Ф.Янковиуса наградили Георгиевским оружием, а поручика А.М.Констенчика – орденом св.Георгия 4-й степени. 16 мая на главной базе в Пскове произошла катастрофа. После тренировочного полета разбился вдребезги И-й учебный корабль №163, штабс-капитан Ё.А.Иньков скончался на месте, а два других члена экипажа умерли от ран в госпитале. В мае началось массированное наступление 7,8,9 и 11 русских армий Юго- Западного фронта от Припяти до румынской границы. Авиация в числе других родов войск активизировала свои действия. 1-й отряд Панкратьева выполнял задания на фронте 7-й армии. В мае-июне в Пскове интенсивно готовились новые экипажи и собирались прибывшие "Муромцы". Был создан 3-й боевой отряд, назначавшийся на Западный фронт. Его начальником стал штабс- капитан И.С.Башко. В июне на новое место назначения в д.Станьково вылетели новый (по счету – уже четвертый) "Киевский" №190 и корабль XVI-й №188 – поручика Д.Д.Макшеева. С кораблем XVI 1-м №192, летевшим туда же, случилась забавная история. 18 июня "Илья Муромец", ведомый поручиком А.И.Беляковым, потерпел аварию у имения Вя- зынь. Причина в рапорте объяснялась так: "…авария, очевидно, произошла от того, что перед посадкой корабль шел на очень малой высоте и, как выяснилось потом, сломал шасси еще в полете, зацепив за церковный крест и свалив дымовую трубу с избы". Казусы происходили и в Зегевольде. 14 июня ефрейтор П.За- болотный готовил "Сикорский-16" к полету. Наливая в бак аппарата бензин, он заметил в одном месте течь. Заболотный, очевидно, крепко подумав, снял бак, вылил жидкость на землю и начал его паять. В это время "нечаянно розли- тый им бензин" вспыхнул от паяльной лампы. Пламя мгновенно распространилось вокруг, взорвался бензобак, облив при этом поверхности С-16 и стоявшего рядом корабля VIII-ro №172, которые тоже охватило пламенем. За 10 минут оба аппарата, покрытые легко воспламенявшимся эмалитом, полностью сгорели. Экипаж Панкратьева в июне получил новый "Илья Муромец" типа Г-1 №194. Отправленный на почетный отдых №167 имел на борту надпись: В начале июля началось наступление русских войск Северного фронта с Рижского плацдарма, а также армий Западного фронта на Барановичском направлении. В этом месяце действовали три боевых отряда Эскадры: 1-й отряд под командованием штабс-капитана А.В.Панкратьева.(корабли II-й и XII 1-й), 2-й – лейтенанта Г.И.Лаврова (1-й, IV-й и VI-й) и 3-й – штабс-капитана И.С.Башко ("Киевский" и XVI-й). 2 июля корабль 1-й, ведомый Лавровым, отправился на разведку. На борту "Муромца" было 10 пудов бомб, 28 пудов бензина, 6 пудов масла, 3 "Мадсена" с 46 обоймами. В этом полете, как скромно писал в донесении лейтенант Г.И.Лавров, "аппарат подвергся нападению моноплана истребителя большой скорости. "Илья Муромец" открыл огонь из трех пулеметов, после короткого обстрела неприятельский аппарат с большим креном пошел круто вниз назад и начал падать". С земли видели этот бой, и пришло подтверждение о том, что немецкий аэроплан упал в своем расположении. За меткую стрельбу ст.унтер- офицер Гурлянд был награжден Георгиевским крестом 3 степени. ИМ "Киевский" Г-41 № 187 И.С.Башко. 8 апреля 1916 г, Колодзиевка ИМ X Г-38 №184 поручика А.М.Констенчика после боевого вылета. 13 апреля 1916 г, Зегевольд ИМ Г-44 № 190 "Киевский" (четвертый) после боевого вылета и неудачной посадки 16 июля 1916 г. В июле не обошлось без вмешательства непогоды. 10 числа грозовой шквал с дождем и градом обрушился на корабли в Пскове и повредил пять из них. И все-таки в этом месяце шесть "Муромцев" Эскадры совершили 31 полет. Правда, задание было выполнено лишь в 16 вылетах из-за неисправности капризных английских "Санбимов". При неудачной посадке 16 июля штабс-капитан И.С.Башко вывел из строя уже новый "Киевский" (№190), который осуществил лишь два соевых вылета. Уцелевшие "Аргусы" были срочно переставлены на №182 (пятый по счету "Киевский"). Уже 2 августа он получил свое первое боевое крещение. В августе было сделано наибольшее число боевых вылетов за все время существования Эскадры – 46 Г в 32-х из них задание было выполнено). На противника было сброшено до 27/ пудов бомб и стрел. Особенно в этом месяце отличились экипажи 2-го отряда, оперировавшего на Северном фронте. Корабли: 1-й – лейтенанта Г.И.Лаврова, IV-й – поручика Я.Н.Шарова, VI-й – штабс-капитана С.Н.Головина и VII 1-й – сотника В.Д.Лобова – по одиночке и в группе совершали налеты на немецкий гидроаэродром на озере Ангерн. 22 августа во время группового разведполета VI-й и VIII-й обнаружили большую стоянку гидроаэропланов . Сведения немедленно передали в штаб 12-й армии. Поступил приказ уничтожить немецкую базу. Вечером 23 августа 4 корабля под командованием ст.лейтенанта Г.И.Лаврова отправились на задание. Каждый "Муромец имел на борту до 13 пудов бомб, 1-2 пулемета "Виккерса" и 2-3 "Мадсена". При подлете к озеру было замечено до 17 гидропланов на воде. 8 из них быстро поднялись и атаковали корабли, открыв пулеметный огонь. После непродолжительного боя 6 аэропланов ушли в стороны, а остальные сели на воду. Батарея неприятеля сразу же открыла огонь специальными зажигательными снарядами с дымным следом. Несмотря на это, 73 бомбы весом 52 пуда были сброшены по ангарам и стоявшим на спуске двум аэропланам. Были замечены десятки отличных попаданий по целям. Две бомбы легли вплотную к разбегавшимся по воде гидропланам, которые остановились вовсе. Затем из 12 пулеметов "Муромцы" поливали огнем оставшиеся без движения 5 аппаратов. Как уже упоминалось выше, пик боевой активности Эскадры приходился на август. Немцы в свою очередь попытались организовать противодействие. Но. несмотря на то, что их истребители к тому времени уже имели более совершенное оружие – синхронные пулеметы, противнику за все время боевых действий удалось сбить только один "Илья Муромец". Цена дерзких атак на больших русских "Ежей" была гораздо большей – свыше десятка сбитых неприятельских аэропланов. 12 сентября 1916 г. экипажи 3-го боевого отряда получили задание разгромить штаб 89-й германской пехотной дивизии, а также артсклады и аэродром в районе местечка Боруны. Рано утром старт приняли 3 корабля ("Киевский", XI 1-й и XVI-й) и 13 малых аппаратов. Назначенный на выполнение задания XVII-й корабль не принял старта вследствие троекратно возникавшего пожара моторов. Вернулся на аэродром, не перелетев позиций противника, и не имевший опытного помощника командир корабля ХМ-го штабс-капитан Е.М.Городецкий. Группа же прорвалась в районе Крево сквозь заградительный огонь с земли и, оттеснив неприятельскую авиацию, проникла в район Бору- ны-Антоново. Было сброшено 78 бомб весом до 100 пудов. Удачные попадания были замечены (и сфотографированы) в склады в северо-восточной части станции Боруны. Кроме того, бомбили д. Антоново – месторасположение штаба 89-й дивизии, где был обнаружен автомобильный обоз и легковые машины. Все 15 пудовых бомб с "Киевского" попали в расположение штаба и артиллерийские склады в Борунах, вызвав там громадный пожар. Сборка вновь прибывшего корабля (В-36 № 182, пятый "Киевский") в Койданово. Июль 1916 г. 3-й боевой отряд на фоне корабля XVI (Г-42 №188) поручика Д.Д.Макшеева. 7-й слева, сидит – начальник 3-го боевого отряда штабс-капитан И.С.Башко; 4-й слева, сидит – Д.Д.Макшеев. Сентябрь 1916 г. Станьково "Илья Муромец" Д-1 №223. Псков, август 1916 г. В небе завязался воздушный бой. В нем приняли участие опоздавший корабль XVI-й и 9 малых аппаратов. Позже опросом русских летчиков, участвовавших в схватке, было установлено вынужденное снижение не менее 3-4 аэропланов противника в его расположении. Корабль XVI-й поручика Д.Д.Макшеева во время бомбометания в Борунах вместе с сопровождавшим его "Моран-Парасо- лем" из 11-го корпусного отряда подверглись нападению двух "Альбатросов" и двух "Фоккеров". По свидетельствам обеих сторон, "Илья Муромец" после ожесточенного боя загорелся и рассыпался в воздухе. Его обломки упали в районе Чухны на юго-западе от местечка Крево. Был сбит также и "Моран-Пара- соль" №770 рядового К.Янсона. Сейчас трудно сказать, сколько германских аэропланов сбил экипаж поручика Мак- шеева, называлась максимальная цифра – 3 аппарата. Экипаж, по-видимому, был убит в воздухе, после того, как кончились патроны (на борту XVI-ro было 3 "Мадсена" с 500 патронами). Погибли поручики Д.Д.Макшеев, М.А.Рахмин, Ф.А.Гаибов и корнет О.С.Карпов. В нашем расположении в тот же день немецкими аэропланами была сброшена записка: "Сегодня в 7 часов утра в упорном бою был сбит немецкими аэропланами с большой высоты Боруны "Илья Муромец", летчики убиты. Храбрые воины завтра будут похоронены с воинскими почестями…" Все члены экипажа корабля XVI-ro были посмертно награждены орденом св.Георгия 4-й степени. Штабс-капитан И.С.Башко за разгром складов и германского штаба получил орден св.Анны 4-й степени с надписью "за храбрость" и был произведен в капитаны. Всего в сентябре 1916 г. "Муромцы" выполнили 24 боевых полета. Очень часто "большие Сикорские" подвергались обстрелу наших противоаэропланных батарей. Летчики же Эскадры в свою очередь, к счастью, сплоховали лишь однажды. 7 сентября ИМ ll-й, пилотируемый А.В.Панкратьевым, по ошибке сбросил 3 бомбы на наши батареи к западу от Котув, ранив при этом 3 нижних чина. Командующий 7-й армией послал ему телеграмму с советом: "Бросайте бомбы подальше в тылу противника во избежание ошибок". В конце сентября было решено пере вести основную базу Эскадры из Пскова в Винницу. Потери кораблей от капризов погоды за весь год были достаточно высоки. Много вновь прибывших "Муромцев" портились, ломались, и их приходилось либо списывать, либо переводить в разряд учебных кораблей. Вот что писал начальник ЭВК Шидловский о сложившейся тогда ситуации: "… на базах Эскадры Западном и Северном фронтах упорно держится минимум с сильными дождевыми шквалами. Несмотря на все принимаемые меры, в Койданове шквалом сильно поврежден и вышел из строя корабль XVI 1-й. Аэродромы, дороги превратились в болото. Переоборудование кораблей в Пскове сильно затрудняется и может задержать переход главной базы в Винницу." К ноябрю этот переход в Винницу состоялся. Из Пскова и Зеге- вольда туда отправили 13 кораблей. На Юго-Западном фронте в Ягельнице в 1-м отряде осталось 4 корабля и на Западном в Станьково было 3 "Муромца" 3-го отряда. В октябре на боевые задания летал только "Киевский", совершивший 2 полета. В ноябре и декабре корабли Эскадры не поднимались в воздух, за исключением боевого полета XI 11-го корабля 22 ноября. За весь год Русско-Балтийский завод послал на фронт 39 "Илья Муромцев". Из них: 3 – типа В, 32 – Г, 2 – Д и 2 – Е. Воевало, не считая кораблей, полученных в 1915 г., лишь 12 "Муромцев". Всего за весь 1916 г. корабли ЭВК совершили 156 боевых вылетов (в 112 задание выполнено), сбросив на противника до 1180 пудов бомб. Этот год был пиком деятельности первого в мире тактического соединения тяжелых бомбардировщиков. В статье использованы материалы из ЦГВИА и послужной список военного летчика И.С.Баихко Фотографии любезно предоставлены: Ю.Баигко, Г.Петровым Автор выражает признательность Ю.Башко, Г.Петрову и другим лицам, причастным к работе над статьей " Илья Муромец" в 1916 г. "Илья Муромец" "Киевский" тип Г-1, №182 штабс-капитана И.С.Башко. Сентябрь 1916 г., Станьково, Западный фронт Представленный тяжелый воздушный корабль принадлежал экипажу: штабс-капитан И.С.Башко (командир), штабс-капитан А.А.Наумов, штабс-капитан Г.Г.Бойе, штабс-ротмистр А.В.Серед- ницкий, прапорщик А.М.Лавров. Фюзеляж и крылья обтягивались полотном и покрывались лаком, что придавало им желтоватый оттенок. Капоты двигателей и рама остекления кабины экипажа – металлические. Стойки коробки крыльев покрывались темным лаком и имели коричневый цвет. Опознавательные знаки русской армии – трехцветные концентрические круги, наносились сверху верхнего крыла и снизу нижнего, а также сверху на горизонтальном оперении. Треугольный вымпел (на основе российского флага) – на боках фюзеляжа и на руле направления |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|