Советская авиация дальнего действия 1939-1945 гг.

На протяжении 1930-х Советский Союз позволил своим ВВС превратиться в полунезависимую силу, и командование ее, устремляя взор в будущее, предвидело необходимость в бомбардировщиках дальнего радиуса действия. Как бы там ни было, ситуация не продлилась долго, и на протяжении большей части Второй мировой войны авиация дальнего действия оставалась лишь скромной составляющей ВВС РККА.


«Петляков» Пе-8

Бомбардировщик Пе-8, возивший дипломатов в Британию, заправляется горючим на базе КВВС где-то в Шотландии в 1942 г.


В 1935 г. советское руководство позволило ВВС до известной степени освободиться от давления сухопутной армии и ВМС, в состав которых те входили. В следующем году они превратились в полунезависимую силу в плане структуры, однако все равно были призваны взаимодействовать с двумя старейшими родами войск и обеспечивать их необходимой воздушной поддержкой.

Такой уклон происходил из самого сердца советского военного мышления, ибо суть его заключалась в том, что решающей силой в войне должны стать сухопутные силы, а посему авиации отводилась лишь служебная роль при них. Как бы там ни было, советские ВВС довольно рано начали экспериментировать с тяжелыми бомбардировщиками дальнего радиуса действия, предназначенными для достижения стратегических результатов. Такие устремления подогревались попытками создать – прежде всего по политическим и общественным причинам – поколение очень крупных и сравнительно технически продвинутых многомоторных воздушных судов, само появление которых было призвано служить демонстрацией научных и промышленных потенциалов Советского Союза – отражением протекавших в нем процессов бурного технического роста. Все эти техническо-политические подвижки и устремления привели к появлению тяжелых бомбардировщиков «Туполев» ТБ-1 иТБ-3 и «Калинин» К-7, и именно эти громоздкие гиганты представляли советскую тяжелую бомбардировочную авиацию в конце 1930-х годов.

Продолжение оперативного мышления и технических изысканий стало уверенно раскачивать маятник в сторону тактических бомбардировщиков, способных действовать непосредственно над полем боя, помогая войскам внизу. «Современный» моноплан из сплавов легких металлов со свободнонесущим крылом, убирающимися шасси и закрытыми кабинами стал к тому времени общепринятой нормой, и советские бомбардировщики нового поколения строились в соответствии с установками этой концепции.


«Ильюшин» Ил-4

Неизвестный бомбардировочный полк/Советские ВВС, 1945 г.

Поначалу известный как ДБ-ЗФ, Ил-4 достиг объема выпуска 5256 машин в ходе производственной программы, продлившейся от 1941 до 1945 гг. Отличавшийся от предшествовавших версий более обтекаемым стеклянным носом, Ил-4 представлял собой становой хребет советской дальней авиации, будучи ее главным бомбардировщиком на протяжении Второй мировой войны.

ТТХ

Экипаж: 4

Силовая установка 2 х 821-квт. (1100 л.с.) радиальных поршневых двигателя М-88Б Макс, скорость: 410 км/ч Радиус действия: 2600 км Практический потолок: 10 000 м Габариты: размах крыльев 21,44 м; длина 14,8 м; высота 4,10 м Масса: 10 000 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 12,7-мм пулеметы в носу, в надфюзеляжной турели и в подфюзеляжной установке; максимальная бомбовая нагрузка – 1000 кг


СОВЕТСКИЕ ДАЛЬНИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ

Тип Двигатели Бомбовая нагрузка Скорость

«Ильюшин» ДБ-ЗФ (Ил-4) 2 радиальн. 2500 кг 507 км/ч

«Петляков» Пе-8 4 х V-обр. или рад. 4000 кг 438 км/ч

«Туполев» ТБ-1 2 х V-образн. 3000 кг 198 км/ч

«Туполев» АНТ-3 4 х V-образн. 4000 кг 288 км/ч


Типы самолетов-бомбардировщиков

Как четырехмоторный тяжелый бомбардировщик был создан «Петляков» Пе-8, выпускавшийся, однако, в очень малых количествах, тогда как куда более грандиозными в плане производственных объемов стали двухмоторные средние бомбардировщики: «Ильюшин» ДБ-3 (Ил-4), «Петляков» Пе-2 и «Ермолаев» Ер-2 и Ер-6, выступавшие вроде наследников первопроходца «Туполев» СБ-2, послужившего во время Гражданской войны в Испании на стороне республиканского правительства. Процесс перестройки бомбардировочной авиации ВВС РККА, вооружения их современными самолетами и выработки тактики оказания действенной помощи сухопутным силам на поле боя еще не завершился, когда в июне 1941 г. немцы вторглись в Советский Союз. Несмотря на наличие у советской стороны вчетверо большего количества самолетов по сравнению с немцами, машины эти были по большей части устаревшими, тогда как выучка многих летных экипажей оставляла желать лучшего. Потому из поднявшихся в воздух машин – а многие гибли прямо на аэродромах – уцелели немногие.

Положение Советского Союза стремительно ухудшалось на протяжении четырех первых месяцев войны, сделавшись критическим, поскольку немцы безудержно рвались на восток, а у советских войск, тщетно пытавшихся остановить железный вал противника, убывали последние ресурсы. Одним из примеров готовности идти на все стали посылки бомбардировочных частей в бой без сопровождения днем против немецких войск, прикрытых как щитом зенитной артиллерией и надежным зонтом из истребителей Люфтваффе. Советская бомбардировочная авиация практически перестала существовать, даром растраченная в бесплодных попытках нанести хоть какие-то тактические поражения немцам. Когда непосредственный кризис миновал, в марте 1942 г. в структурах ВВС была создана довольно скромная служба из дальнего радиуса действия бомбардировщиков – дальняя авиация. Двумя основными типами летной материальной части дальней авиации являлись представленный ограниченно и предназначенный для относительно продолжительных полетов Пе-8 и более широко распространенный Ил-4 среднего боевого радиуса. В декабре 1944 г. дальняя авиация перешла под прямое управление ВВС РККА как 18-я воздушная армия.


«Туполев» Ту-2С

Неизвестный бомбардировочный полк / Советские ВВС, 1944-1945 гг.

Ту-2 представлял собой конструктивно великолепную машину, при создании которой разработчики дали себе немало труда позаботиться об аэродинамических качествах. Результатом стали прекрасные летные характеристики при относительно малой мощности силовой установки.

ТТХ

Экипаж: 4

Силовая установка: 2 х 1380-квт. (1850 л.с.) радиальных поршневых двигателя «Швецов» АШ-82ФН Макс, скорость: 547 км/ч Радиус действия: 2000 км Практический потолок: 9500 м Габариты: размах крыльев 18,86 м; длина 13,8 м; высота 4,56 м Масса: 12 800 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК в корневых частях крыльев; 3 х 12,7-мм пулемета УБТ (по одному в надфюзеляжной и подфюзеляжной установке); макс, бомбовая нагрузка – 3000 кг









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх