Советская фронтовая авиация 1941-1943 гг.

В первые месяцы войны фронтовая авиация ВВС РККА потеряла большую часть имевшихся самолетов на земле и в воздухе. Тем не менее уцелевшие советские легкие и средние бомбардировочные части сражались отважно, хотя и не всегда с должным мастерством, потому в итоге достигали лишь очень немногого. Позднее фронтовую авиацию пришлось буквально поднимать из руин.



Легкие и средние бомбардировочные составляющие фронтовой авиации Советского Союза, представленные огромным количеством бомбардировщиков разных свойств и качеств, с самого начала враждебных действий имели задачи атаковать немецкие тактические цели непосредственно на поле боя, а уже потом – ив меньшей степени – тыловые объекты: аэродромы, сосредоточения войск, артиллерийские батареи и скопления техники, особенно танков, а также такие узкие в прямом и переносном смысле слова места, как мосты и железнодорожные развязки.

Летая преимущественно на устаревших и отчасти на современных машинах, встречавшихся довольно редко, советские бомбардировочные полки поначалу действовали, как правило, в дневное время и без истребительного сопровождения, хотя через месяц после начала кампании эскорты уже могли быть предоставлены, но, правда, без особой пользы. Потери у бомбардировщиков были очень большими, а успехи – минимальными. Как бы там ни было, вследствие потерь советские арсеналы избавились от переполнявших их устаревших и никуда не годных воздушных судов. Это упростило приход им на смену более современных бомбардировщиков, когда те наконец стали поступать на фронт с заводов, мощности которых перед лицом стремительного немецкого наступления успели перенести с территории на западе России далее на восток, в том числе на Урал.

Частота советских бомбардировочных налетов и масси- рованность участвовавших в них частей с конца августа 1941 г. постоянно возрастали, хотя они имели тенденцию ограничиваться тактическими целями на довольно малых расстояниях. Можно сказать, что бомбардировщики атаковали по сути те же самые объекты, которые обычно становятся целями штурмовиков. В тактическом плане действия штурмовых и бомбардировочных полков можно рассматривать едва ли не как своего рода расширение сектора обстрела советской дальнобойной артиллерии.

Тогда как неглубокие рейды с ближним радиусом действия оставались главной составляющей бомбардировочной доктрины, советские военные постепенно осознали важность целей в ближнем немецком тылу, а потому количество налетов на данного рода объекты возросло. Типичными такого рода предприятиями можно назвать рейды на немецкие аэродромы на подступах к Киеву 21-26 июля 1941 г. В ходе этих налетов количество участвовавших в каждом из них бомбардировщиков колебалось между тремя и 10, и некоторые экипажи сумели с пользой для себя употребить такие тактические подспорья, как облачность, и удачно скрыть собственное приближение. Бомбометание производилось с разных высот, без истребительного сопровождения и без каких бы то ни было попыток маневров на уклонение, а потому большинство атаковавших советских бомбардировщиков пали жертвами немецких истребителей и зенитного огня. Нанесенный же врагу ущерб получился при этом минимальным и ни в коем случае не способствовал снижению темпа продвижения немецких войск.


«Туполев» СБ-2М

Неизвестный бомбардировочный полк / Советские ВВС, 1941-1942 гг.

Разработанный для высокоскоростной бомбардировки и выпущенный общим количеством 6967 машин, этот представитель серии СБ-2 показан на данной иллюстрации в зимней маскировке. Прототип его, АНТ-40, впервые поднялся в воздух в октябре 1934 г., а серийный бомбардировщик дебютировал в боевых условиях на стороне республиканцев во время Гражданской войны в Испании (1936-1939 гг.). Все время своей истории оснащенный моторами жидкостного охлаждения, хотя поначалу с радиаторами переднего, а не «подбородочного» размещения, СБ-2 устарел уже к 1941 г., хотя продолжал воевать во фронтовых частях до 1944 г.

ТТХ

Экипаж: 4

Силовая установка: 2 х 619-квт. (830 л.с.) V-12 поршневых двигателя М-100 Макс, скорость: 410 км/ч Радиус действия: 1200 км Практический потолок: 8500 м Габариты: размах крыльев 20,33 м; длина 12,27 м; высота 3,25 м Масса: 5732 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета в носовой турели; 1 х 7,62-мм пулемет ШКАС в надфюзеляжной турели и 1 х 7,62-мм пулемет ШКАС в подфюзеляжной установке; максимальная бомбовая нагрузка – 1000 кг


«Туполев» СБ-2 м

Неизвестный бомбардировочный полк / Советские ВВС, 1941-1942 гг.

Данный экземпляр несколько нетипичный вариант скоростного бомбардировщика СБ-2 без надфюзеляжной турели (место ее занимает сдвижной фонарь), но с оригинальным подфюзеляжным оружием в виде 7,62-мм пулемета ШКАС в люке.

ТТХ

Экипаж: 4

Силовая установка: 2 х 619-квт. (830 л.с.) V-12 поршневых двигателя М-100 Макс, скорость: 410 км/ч Радиус действия: 1200 км Практический потолок: 8500 м Габариты: размах крыльев 20,33 м; длина 12,27 м; высота 3,25 м Масса: 5732 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета в носовой турели, 1 х 7,62-мм ШКАС в надфюзеляжной турели и 1 х 7,62-мм ШКАС в подфюзеляжной установке; максимальная бомбовая нагрузка – 1000 кг


«Туполев» СБ-2бис-3

Неизвестный бомбардировочный полк /Советские ВВС, 1942-1943 гг.

Перед нами представитель последней производственной версии скоростного бомбардировщика СБ-2 с надфюзеляжной турелью МВ-3 и дистанционно управляемым подфюзеляжным барбетом. В обеих позициях установлен одиночный 7,62-мм пулемет ШКАС. Самолет изображен в штатной летней маскировке.

ТТХ

Экипаж: 4

Силовая установка: 2 х 619-квт. (830 л.с.) V-12 поршневых двигателя М-100 Макс, скорость: 410 км/ч Радиус действия: 1200 км Практический потолок: 8500 м Габариты: размах крыльев 20,33 м; длина 12,27 м; высотаЗ,25 м Масса: 5732 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 2 х 7,62-мм пулемета в носовой турели, 1 х 7,62-мм ШКАС в надфюзеляжной турели и 1х 7,62-мм ШКАС в подфюзеляжной установке; максимальная бомбовая нагрузка – 1000 кг


Рост объемов выпуска продукции

Таковой же продолжала оставаться природа действий советских бомбардировщиков даже и в 1942 г. В части стало поступать некоторое количество современных самолетов, а летные школы выпускали все больше и больше пилотов и представителей других летных специальностей. Однако новые бомбардировщики частенько отправлялись на фронт раньше, чем они фактически приходили в полную готовность к боевым действиям, а летные экипажи страдали от нехватки опыта и недостатка боевой подготовки – им приходилось учиться уже в ходе операций.

Со своей стороны Люфтваффе располагало полностью проверенными и освоенными истребителями, а также весьма опытными пилотами, а потому уровень потерь, наносимых ими советским бомбардировщикам, продолжал держаться на высокой отметке. Значительный урон объяснялся требованиями советской доктрины, в соответствии с которой огромное количество действий бомбардировщиков приходилось против целей на поле боя или в непосредственной близости от него, где плотность немецкого истребительного и зенитного противодействия была особенно велика.

Тем не менее советская тактическая бомбардировочная авиация постепенно становилась все более эффективной по мере того, как уходили в прошлое последние «детские болезни» бомбардировщиков нового поколения и связанные с ними проблемы, а равно как и вследствие повышения опыта летных экипажей – сумев уцелеть, некоторые из «стариков» могли передавать ценные боевые наработки молодым летчикам.

Таким образом, ближе к исходу 1942 г. и началу 1943 г. советская тактическая бомбардировочная авиация стала уверенно совершенствоваться. Ко всему прочему, она действовала во все более плотном взаимодействии с другими родами войск, поскольку оперативные планы учитывали и диктовали как задачу ударным летным частям оказание поддержки пехоте и бронетехнике, а также налаживание тесной связи с артиллерией. Все это позволяло Красной армии не только сдерживать натиск немцев, но и разворачивать собственные стратегические наступательные операции, в то время как войскам Германии становилось уже не по силам поставить надежный барьер на пути окрепшего противника.


«Петляков» Пе-8

Неизвестный бомбардировочный полк/ Советские ВВС, 1943 г.

Единственный в полном смысле слова тяжелый бомбардировщик дальнего радиуса действия, применявшийся Советским Союзом во Второй мировой войне, Пе-8 был выпущен с 1940 г. в количестве всего 79 единиц. Машина обладала хорошим оборонительным и наступательным вооружением, однако постоянно страдала от проблем, вызываемых неполадками с двигателем.

ТТХ

Экипаж: 11

Силовая установка: 4 х 1100-квт. (1350 л.с.) Макс, скорость: 443 км/ч Радиус действия: 3600 км Практический потолок: 9300 м Габариты: размах крыльев 39,10 м; длина 23,59 м; высота 6,20 м Масса: 27 000 кг в снаряженном состоянии

Вооружение: 2 х 20-мм пушки ШВАК в надфюзеляжной и хвостовой турелях: 2 х 12,7-мм пулемета УБТ (в моторных гондолах); 1 х 7,62-мм пулемет ШКАС (в носовой турели); до 4000 кг бомб









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх