ОБ АВТОРЕ ГОЛУБОЙ СПИРАЛИ'»

Весной 1955 года я, выпускник Ленинградской военно-воздушной инженерной академии имени А. Ф. Можайского, закончил работу над дипломным проектом, руководителем которого являлся Александр Сергеевич Москалев. В проекте нам удалось показать, что создание бомбардировщика с реактивными двигателями, имеющего дальность полета порядка 18000 километров – вполне реальная задача. Такой результат был получен благодаря рекомендации моего руководителя применить в проекте крыло переменной стреловидности /или «серповидное», как оно тогда называлось/. Это решение позволяло сочетать околозвуковую скорость самолета с большой дальностью полета без дозаправки в воздухе.

Защита дипломного проекта состоялась в одной из аудиторий инженерного факультета академии. Руководителя на ней, к моему удивлению, не было, но сразу после защиты я встретил Александра Сергеевича в коридоре и понял, что вовсе не из-за безразличия ко мне и к моей работе он отсутствовал в зале. Москалев попросту не хотел выслушивать некомпетентные комментарии к защите и вообще, как говорится по-русски, лишний раз «метать бисер…»

Дело в том, что председателем государственной экзаменационной комиссии в тот год был назначен бесталанный, малограмотный генерал, каких в то время в армии было предостаточно. Почему-то именно их командно-бюрократическая система любит направлять в военно-учебные заведения для контроля и разного рода проверок.

Все произошло, как и предполагал Москалев. Как только я доложил тему, послышалось замечание председателя: «Опять эти москалевские фантазии!..» Я думал, что мой рассказ о защите и реплика генерала- канцеляриста развеселят Александра Сергеевича, но последовавшая за этим вспышка гнева учителя была потрясающей… Я невольно напомнил ему об изломанной жизни, о том, что случилось с ним и было почти неизбежным для многих талантливых людей при сталинском режиме, господстве класса номенклатурной бюрократии.

Впрочем, Александр Сергеевич никогда не говорил с дипломниками о превратностях своей судьбы и тем более не жаловался на нее и мы, по существу, ничего о нем не знали тогда. Москалёв регулярно приходил к нам в дипломный зал академии, исправлял наши многочисленные ошибки, давал рекомендации и только лишь однажды рассказал о том, как докладывал в свое время «вождю народов» о самолете САМ-13 в присутствии заместителя наркома авиационной промышленности и авиаконструктора А. С. Яковлева, о том, что из этого вышло…

В автобиографической повести, на мой взгляд, достаточно верно описаны те условия, в которых в течение десятилетий пришлось жить и работать одному из видных советских авиаконструкторов, чей талант и творческий вклад в развитие авиации до сих пор еще по достоинству не оценены. Документальный материал повести красноречивее любых художественных изысков свидетельствует о трудолюбии и фантастической работоспособности А. С. Москалева, его высокой порядочности и человеческой скромности. Мне думается, публикация глав «Голубая спираль» вызовет большой интерес у всех читателей, интересующихся историей советской авиации и инженерного творчества – неотъемлемой части культурного наследия страны.

В. ШИЛО, доктор технических наук, профессор.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх