ТЕХНИКА ОСОБОЙ СЕКРЕТНОСТИ ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ КРЫЛАТЫХ РАКЕТ

Первая мировая война утвердила воздушные силы воюющих сторон в качестве эффективного средства борьбы с надводными и подводными силами противника. Так в Англии, например, во время войны проводилось торпедометание с самолёта «Шорт» торпедами калибра 350 мм. Ранее в России ставились опыты по обнаружению подводных лодок с самолёта «Антуанетт».

Уже после войны во многих странах идея боевого применения самолётов против кораблей получила дальнейшее развитие. Например, в начале двадцатых годов американская авиация действовала на маневрах против линейных кораблей: отрабатывалось метание бомб различного калибра, а также проводились опыты торпедометания по кораблям.

В это же время появилось много различных проектов по новому авиационному вооружению. Так американские инженеры Гаммонд в ноябре 1922 года, Гвидони и Крокко 2 августа 1931 года предложили идею пуска с самолётов планирующих торпед. Суть её заключалась в том, что обычная ударная бомба, оснащенная крыльями, после отделения от самолёта самостоятельно летела (планировала) к цели.

ЭТУ идею в начале 30-х годов положили в основу своего проекта учёные НИМТИ (Научно-испытательный минно-торпедный институт) в Ленинграде. Бесспорно, что в СССР именно НИМТИ принадлежит инициатива осуществления идеи крылатого заряда. Заметим только, что подобный проект выдвигали также в 1934 году Р. Г. Ниренберг и В. С. Вахмистров, имевший опыт по самолётам- носителям. Авторы предлагали применять аэроторпеды (их бралось проектировать МАИ), наводящиеся акустическим пеленгатором.

Что касается проекта НИМТИ, то военинженер С. Ф. Валк предложил вариант доставки боевого заряда на дальнее расстояние с помощью самолёта и подвесной автоматической планирующей торпеды. После отделения от самолёта-носителя этот торпедоносец (в дальнейшем «планирующая торпеда» – ПТ) целенаправленно планирует на расстояние до 20 километров.

С. Ф. Валк также предложил проект наведения ПТ на цель при помощи инфракрасного излучения. Чем мотивировалось предложение Валка? В первую очередь возможностью поражать цели (в данном случае крупные боевые корабли или военно-морские базы) на дальнем расстоянии. Во-вторых, бесшумностью полёта (на первом этапе планировалось доставлять ПТ на минном планере), вследствие чего звукоулавливатели противника не будут иметь возможности обнаружить ПТ в полёте. Из-за сравнительной малоразмерности ПТ её также будет трудно перехватить истребительной авиацией.

Комиссия УМС РККА, рассмотревшая это предложение, согласилась с доводами конструктора, дала «добро» на разработку ПТ и рекомендовала установить следующие обозначения различных видов летающих торпед.

Для безмоторных планирующих торпед с дальностью стрельбы 30- 50 км – «Дальнобойная план-торпеда» (ДПТ).

Для оборудованных мотором или ракетным устройством летающих торпед с дальностью стрельбы 100-200 км и более – «Летающая торпеда дальнего действия» (ЛТДД).

Из докладной записки


Самолет-матка с подвешеными план-торпедами №3 и №6


С. Ф. Валка начальнику Военно-морских сил РККА от 8 июня 1932 года:

«…Сущность задачи сводилась к необходимости создания оружия мощного разрушительного действия, которое удовлетворяло бы следующим требованиям:

1. Эффективность действия при одиночном попадании.

2. Дальность близкая к средним артсистемам, порядка 10 миль (15- 20 км) при возможно малом «мёртвом» времени.

3. Рассеивание продольное и боковое, по возможности не превышающее 1 %.

4. Отсутствие необходимости определения аргументов движения цели и стреляющего.

…Взрыв происходит в подводной части корабля, как в случае применения обычной торпеды, но основную часть пути торпеда, подобно метательному снаряду, проходит не под водой, а по воздуху.

…В качестве радиофарватера для ведения торпеды по определенной траектории представляется целесообразным использовать невидимые инфракрасные лучи прожекторов.

…В Ленинграде, в Электро-физическом институте экспериментально разработан метод управления инфракрасным лучом посредством оптической системы…

Инженер КММО Валк С. Ф.»

В 1933 году началось осуществление проекта С. Ф. Валка. В пятилетнем плане по институту значилось, что работа № 1 – минный планер.

Осконбюро (преобразованное затем в КБ-21) изготовило автоматы для планирующей торпеды, а планерная мастерская Ленинградского областного Совета Осоавиахима изготовила в 1934 году планер к ПТ. Хотя благоприятных результатов получено не было, в целом летные испытания этих образцов в 1934 году доказали возможность практического осуществления системы ПТ. На основании экспериментальных работ в 1935 году промышленности сделали заказ на изготовление образцов ПТ по тактико- техническому заданию УМС РККА и вспомогательных средств для их использования. Разработка самолётной части ПТ была поручена ОКБ завода № 23 в Ленинграде, а разработка систем наведения (шифр «Квант») – НИИ-10 НКОП, которым руководил А. Ф. Шорин, основоположник советского телевидения.

Управлением морских сил Минно-торпедному институту были переданы помещения бывших торпедных и авиационных мастерских в Гребном порту.

В 1935 году завод № 23 изготовил первые четыре гидропланера, которые имели следующие основные технические данные:

размах крыльев – 8,0 м,

высота – 2,02 м, вес полный – 970 кг,

полезная нагрузка – 1000 кг.

Планер относился к третьей группе военных самолетов по нормам прочности 1934 года с перегрузочным коэффициентом А 10.

Для проведении летных испытаний ПТ из 2-й тяжелой бомбардировочной бригады Ленинградского военного округа были выделены два самолёта ТБ-ЗМ-17. Под каждым крылом самолётов смонтировали специальные держатели-подвески. Испытательная база ПТ размещалась в Новгородском районе на аэродроме в Кречевицах.

В течение 1936 года проводились летные испытания как самих ПТ так и самолётов-носителей. Для начала испытали гидропланеры.

Из отчета по этому испытанию:

«…Планер № 3 с реданом сцеплен тросом 120 м с самолётом Р-6, при пробежке на буксире планер показал хорошую мореходность на волне и управляемость, что дало возможность держаться не в струе самолёта, а в стороне. Планер на скорости 95-100 км/ч был мною два раза подорван от волны. На третьем подрыве произвел отцепление от самолета, посадка нормальная. Самолет буксировщик вел летчик Бирбуц. Планер пилотировал летчик-испытатель НИМТИ Иванов Н. Н. 20.06.1936 г.»

Можно с полным основанием считать, что эти испытания стали первыми в нашей стране. Нет сведений и о мировой практике буксировки и взлета планера с воды при нагрузке 75 кг на 1 квадратный метр его несущей поверхности.

В начале июля 1936 года на аэродроме в Кречевицах начались летные испытания непосредственно с подвеской ПТ под самолёты-матки.

Так. 24 июля 1936 года планер № 3 с изменяемым углом стабилизатора, без редана и с открытой кабиной был подвешен к жесткой опускающейся подвеске правого крыла самолета ТБ-3. Аэросцепка произвела взлет, совершила полет, но отцепка планера не производилась.

Необходимо пояснить, почему планеры-торпедоносцы имели кабины и пилотов. Это делалось для ведения наблюдений за автоматикой в ходе испытаний. Пилот не вмешивался в действия автопилота и других механизмов, если не было в том необходимости. В дальнейшем, отработав телемеханическую систему наведения, намечалось делать беспилотные планеры.

Любопытно, что в некоторых документах встречается название «человеко-торпеда». Оно активно употреблялось в 1936 году, задолго до появления кайтенов и камикадзе в японской армии. Полагаю, это вовсе не значит, что у нас планировалось использовать летчиков- смертников.

Из хроники испытаний.

28.VII.36 г. Произведен полет планера № 1 с нагрузкой в 250 кг – к днищу планера в ЦТ подвешена болванка; произведен взлет, полет, отцеп- ление и посадка на озеро Ильмень.


Репродукция оригинального чертежа ПТ.


ПТ после испытания на озере Ильмень.


1.VIII.36 г. Полет №5 – планер № Т с грузом 550 кг – фугасная бомба без стабилизатора; планирование после отцепки от носителя очень устойчивое, при скорости в 185-190 км/ч произведен сброс груза с пикирования под углом 70-75°, скорость по прибору 320 км/ч, посадка на озеро Ильмень.

2.VIII.36 г. Полет №7 – планер № 3 с грузом уже в 1000 кг – фугасная бомба с стабилизатором: после отцепки от носителя планер сбросил бомбу с пикирования 70-75° на скорости в 340-350 км/ч.

К 10 августа 1936 года были закончены испытания и приемка первых четырех планеров. Дальность планирования с различными грузами составила в среднем 27 км.

Необходимо сказать о том, как конструктор предполагал осуществлять возвращение планера. Приведу выдержку из соответствующего документа:

«…В настоящее время известен американский способ обратного приема самолета на дирижабль. Однако этот способ не удовлетворяет нас полностью. Более Целесообразным представляется метод, который может быть назван «консольным»: ПТ при обратном приеме прикрепляется к самолету консольной (концевой) частью одной из своих плоскостей к специальному устройству (рама и т. п.), связанному с шасси самолета. При этом летчик на планирующей торпеде, действуя как при полете в тесном строю, должен постепенно соприкоснуться своей плоскостью с плоскостью самолета или устройством на шасси, после чего зажимающие устройства должны крепко прижать плоскость ПТ к плоскости самолета или специальному устройству. При возвращении на базу ПТ должна отцепиться и совершить посадку самостоятельно, не загружая самолет-носитель…

С. Ф. Валк 1936 г.»

Другой вариант возврата ПТ был предложен чуть позже. Это установка мотора на планирующий агрегат и превращение его по сути в подвесной самолет-торпедоносец. Об этом самолете и его проектировании будет сказано отдельно.

На основании результатов исследований и испытаний в 1934-1936 гг. УМС РККА выдали заказ промышленности на изготовление в 1937-1938 гг. небольшой серии ПТ для окончательной отработки баллистики их полета путем опытных пусков с самолета. Однако наступило то роковое время, которое самым трагичным образом отразилось и на судьбе проекта. Были арестованы многие работники КБ-21 во главе с его начальником Архаровым, также тяжело пострадал из-за репрессий и завод № 23. В связи с этим правительственное задание по изготовлению серии ПТ было сорвано.

Из доклада начальника минно-торпедного института инженера-флагмана 3 ранга Брыкина начальнику Морских сил РККА Викторову 21 октября 1937 г.

«Доношу: в связи с удовлетворительными результатами заводских испытаний ряда объектов было намечено провести полигонные испытания в конце сентября 1937 года… Однако 11 сентября сего года все испытания и производственные работы по ПТ были прекращены в связи с приказом НКОП о ликвидации КБ- 21 и слиянии его с Остехбюро. Испытательная база в Кречевицах и на озере Ильмень без всякого предупреждения и без подготовки новой морской базы была ликвидирована с исключительной поспешностью. Несмотря на протесты представителей УМС, были разобраны объекты и оборудование, на просьбы задержать ликвидацию базы хотя бы на несколько дней командование J1BO сняло караулы и требует скорее освободить помещения и территорию. Все объекты, находящиеся на базе, НКОП намеревался отправить в Москву (в Подлипки), но по моему настоянию их доставили в Ленинград… Положение с объектами ПТ исключительно тяжелое…»


На снимке: ПТ № 4 с подвешенным саморазгружающимся контейнером для бомб малого калибра.


Профилактический осмотр в заводском цехе.


Только по настоянию НИМТИ и завода № 379 работа по ПТ была вскоре возобновлена. Её начало ознаменовалось соответствующим совместным приказом за № 116 двух наркомов НКОП и НКВМФ от 31 марта 1938 г. Кстати, комиссия НКОП, возглавляемая Плехановым и Брейтбуртом, давшими заключение, в результате которого последовал разгром проекта, была репрессирована в том же 1937 году.

В результате всех перипетий к осени 1937 года, положение с объектами НИМТИ было следующее. Имелись три планера выпуска 1936 года, которые требовали ремонта, один экземпляр автомата 1936 года, облетанный лишь на малых скоростях

(до 150 км-ч), один экземпляр автомата 1937 года, еще не испытанный в полете. Подвеска на самолёте ТБ-3 № 22478 требовала ремонта и модернизации на предмет обеспечения безопасности отцепления ПТ (в августе 1937 года из-за несовершенства этой подвески при отцеплении от самолета-матки погибла ПТ № 7 с автопилотом). Кроме того имелось наземное оборудование: приборы, фото- и киноустановки, компрессорно- зарядные станции.

С таким наследством завод № 379 (бывший опытный завод НИИ-12) приступил к техническому решению проблемы ПТ.

Г. ПЕТРОВ

Окончание в следующем номере









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх