ЛЕТЯТ ЖУРАВЛИ НАД МОРАВИЕЙ

МНОГИЕ годы я знаю людей, которые создавали музей советских летчиков в городе Вышкове.

Во второй половине 70-х годов в Моравии, в других областях Чехо-Словакии образовалось несколько поисковых групп. За несколько лет им удалось установить местонахождение восемнадцати сбитых советских самолетов. Акции по извлечению из земли и перезахоронению останков погибших летчиков привлекли внимание общественности. О благородной миссии Яромира Балла, Мирослава Журека, Индржиха Дреботы, Владимира Конту- лана и других энтузиастов знала вся страна. О них, их делах писали газеты, говорилось по радио, их не раз показывали по телевидению.

О работе поисковых групп сообщалось и в советской прессе. Вот тогда-то и пошли от людей из Вышковского и других районов страны многочисленные письма со словами благодарности и предложениями создать в городе Вышков музей советских летчиков, погибших при освобождении Чехо-Словакии.

…Помню, как летом 1977 года чехо-словацкого журналиста Индржиха Дреботу и меня наши остравские коллеги встретили по-деловому, даже, можно сказать,по-военному. Яромир Балла и Мирослав Журек расстелили на столе крупномасштабную карту окрестностей Остравы, где красными точками были помечены места падения советских самолетов.

– Мы решили начать с Илешовец, там больше всего шансов найти останки пилотов, может быть,даже документы и награды,- сказал нам Я. Балла.

– Судя по показаниям магнитометра, кабина бомбардировщика глубоко вошла в землю и там должны быть останки летчиков…

Вглядываясь в наших новых товарищей, с увлечением рассказывающих нам о предстоящей акции, я вспомнил о первых самолетах, найденных И. Дреботой и его группой: им куда труднее было начинать свой поиск. Индржих ездил по стране, буквально по крупицам собирая сведения из хроник в местных национальных комитетах, из бесед с пожилыми людьми. С трудом он установил места падения трех советских самолетов. Были известны типы этих самолетов и места захоронения летчиков. Этого было явно недостаточно даже для начала задуманного им сериала репортажей. Однако, поднятая проблема волновала не только его. Оказалось, что у Дреботы есть единомышленники и помощники.


На снимках: Экипаж А. А. Ветрова. Чехословакия, апрель 1945 г.


За несколько лет до него начали делать то же дело Властимил Шельдбергер – диспетчер Брнен- ского железнодорожного узла и Юрий Давид – молодой рабочий Вышковской «Збруевки». Они тоже встречались с очевидцами трагических страниц летописи освобождения Чехо-Словакии, узнавали факты подлинного героизма соотечественников, которые, рискуя жизнью, прятали в своих домах спустившихся на парашютах советских летчиков, помогали им добраться до партизанских отрядов. Погибших хоронили, не позволяя фашистам надругаться над их телами. А через несколько недель после освобождения устанавливали над их могилами памятники, чаще всего с надписью «Неизвестным советским героям». На сбитых самолетах горел металл, не говоря уже о бумаге документов, удостоверяющих личность…

Поиски энтузиастов приносили все более ощутимые результаты. Так, например, один из самолетов, обнаруженный И. Дреботой и товарищами в лесу близ поселка Рупрехтов, оказался четырехместным бомбардировщиком, а не штурмовиком «Ил-2», как считалось ранее. Благодаря тщательному исследованию места падения самолета и его останков выяснилось также, что два члена экипажа этого самолета остались в живых. Подполковник запаса О. Максимов проживает в Ленинграде, а бывший воздушный стрелок М. Атажанов – уроженец и житель Коканда.

А после случая у деревни Яловый Двур уже никто не сомневался в том, что главное звено поиска – это тщательное исследование останков самолета, на чем всегда настаивал И. Дребота. Как и во многих других местах, здесь стоял памятник четырём неизвестным советским летчикам. Но вскоре на нем появилась мраморная доска с фамилиями:

«Капитан Ярченко В. К.

Старший лейтенант Пармисашвили Г. Д.

Старший сержант Буров Г. Т.

Старший сержант Фоменко В. С.»

Вот как это стало возможным.

Раскопки велись тщательно. Исследуя обломки советского бомбардировщика, Ю. Давид нашел кусок штурманской линейки с инициалами П. Г. Д. По поводу загадочных трех букв мы с Дреботой сделали, прямо скажу, головоломный запрос в советские военные архивы. И – получили ответ! Этот день стал, по словам энтузиастов-исследователей, настоящим праздником в их жизни. Установив имена и фамилии всех погибших в районе Вышкова пилотов, работники Центрального архива пришли к выводу, что эта линейка принадлежала Пермисашвили Георгию Давидовичу, 1913 года рождения, уроженцу села Пермисам-Карк Душетского района Грузии…

Вскоре нам удалось установить, что оба самолета, о которых идет речь, имеют отношение к 453-му бомбардировочному полку. Следовательно ветеран этого полка О. Максимов, проживающий в Ленинграде, может рассказать много нового. Прежде всего – кто были все те летчики полка, которые сложили головы в последние дни войны, освобождая братские народы от коричневой чумы.

И вот я в Ленинграде, иду по указанному адресу. Поздно. Нет уже Олега Ивановича…

Помог его однополчанин, майор в отставке Иван Иванович Лысенко, командир первой эскадрильи. Он сообщил, что в Ленинграде живет бывший командир 453-го бомбардировочного полка генерал-майор авиации в отставке Я. П. Прокофьев.

Прокофьев рассказал следующее:

– В служебных характеристиках на Ветрова, Ослопова, Максимова и Атажанова командир эскадрильи писал: «Родине предан, служит образцом выполнения боевых заданий, дисциплинирован. По характеру волевой, инициативный. Летное дело любит». Эти качества были характерны для каждого летчика, В полку они слыли опытными воздушными бойцами. Мы ими гордились…

В последующем многие воспоминания ветеранов 453-го бомбардировочного полка, их фотографии экспонировались в музее советских летчиков в Вышкове. Я видел,с каким волнением приходили в этот музей люди. Не просто из праздного любопытства, а с великой благодарностью тем, кто на крыльях нес победу и освобождение. Это была своего рода Вахта Памяти. Жаль, что она оказалась такой короткой… Думаю, однако, что память все-таки – категория не ограниченная никакими временными сроками и конъюнктурными соображениями, существующая до тех пор, пока у детей будут рождаться дети… Она подсказывает еще один эпизод.

Как-то открыл папку, в которой хранятся мои публикации в газете «Советский солдат». В мае 1979 года в ней был помещен репортаж «Известно имя героя». Речь шла о том, что в канун 34-й годовщины Дня Победы был обнаружен на болотистом лугу близ села Богуславице Опавского района Североморавской области советский штурмовик «Ил-2» с останками летчика и стрелка-радиста.

В поисковую группу, которую возглавил И. Дребота, входили воины Чехословацкой армии и одного из подразделений нашей Центральной группы войск, а также рабочие близлежащих предприятий. Тогда нам удалось найти бортовое оружие, парашют, пистолет. Найдены были также кандидатская карточка члена ВКП (б) и наградное удостоверение на имя лейтенанта П. М. Кондрашова. Сведений о втором члене экипажа не имелось. Правда, прошло не так много времени и нам с Дреботой удалось установить его фамилию. Из Центрального архива министерства обороны сообщили, что по документам 948-го штурмового авиаполка установлено: «30 марта 1945 года с боевого задания не вернулся экипаж в составе командира звена лейтенанта Кондрашова Петра Михайловича и воздушного стрелка сержанта Ванюшина Алексея Ивановича. Экипаж вылетел парой на разведку. Над линией фронта был атакован восемью самолетами противника… В результате полученных повреждений перешел на бреющий полет, после чего его потеряли из виду ведомый и сопровождающая пара истребителей…»


Поисковые работы на месте гибели советского самолета (фото автора].


Это был уже двенадцатый самолет, извлеченный из земли И. Дреботой, В. Шильдбергером, И. Клабеной и другими энтузиастами с помощью местного населения в глухих лесных и горных краях.

Долгое время помогал нам в раскрытии славных и трагических страниц жизни летчика Петра Кондрашова журналист из Оренбурга Валерий Нуждин. Это он разыскал номер газеты «Чкаловский коммунист» от 13 апреля 1941 года, в которой был напечатан фоторепортаж «Первые полеты». Под одним из снимков мы прочитали: «Комсомольцы П. Скоробогатов и П. Кондрашов наблюдают за полетами товарищей». Это происходило на аэродроме Чкаловского аэроклуба, курсантом которого был Петр Кондрашов. Оказалось у нас и его письмо, написанное 2S марта 1945 года, за два дня до гибели…

«Здравствуйте, дорогие мама, Танюша, Люся, Витя!

Посылаю вам свой пламенный привет и множество наилучших пожеланий в вашей жизни. Я жив и здоров, продолжаю бить фашистскую сволочь. Дела мои идут хорошо. Здесь уже весна в полном смысле слова. Журавли летят. А у вас, наверное, еще снег не сошел… Ну вот и все. Передавайте всем мой горячий привет.

Ваш Петр К.»

Так, строка к строке, слово к слову и предстал перед нами человек, солдат, интернационалист. Сведения о Петре Кондрашове, о его недолгой жизни и смерти во имя победы над фашизмом и освобождения братской Чехо-Словакии стали еще одной славной страницей летописи дружбы наших народов, кровью скрепленной в весенние дни сорок пятого.

Спросите, а что удалось узнать о боевом друге командира «Ил-2» воздушном стрелке Алексее Ванюшине? Пока немного. Поиск продолжается. Сверяются даты, обобщаются подробности. Недавно, например, В. Макрицина из Воробьевского сельсовета Новосибирской области сообщила, что семья Ванюшиных,проживавшая до войны в селе Воробьи, славилась своим трудолюбием. Старые жители хорошо знали Федосыо Ванюшину и её детей – старшего Фёдора и младшего Алексея. Фёдор ушел на фронт с первым призывом и погиб в первые месяцы войны, а Алексей – в последний. Мать не вынесла такой утраты.

Память об экипаже П. Кондрашова и тридцати четырех других советских летчиках хранил музей в городе Вышкове.

Хранил?..

…А журавли, о которых весной 45-го писал в письме домой русский летчик Петр Кондрашов, по-прежнему каждую весну летят над Моравией. «Летят и подают нам голоса…» поется в песне,ставшей у нас поистине народной. Жаль, очень жаль, что в сегодняшней Чехо-Слвакии не все слышат этот скорбный, волнующий клич.

ОТ РЕДАКЦИИ: Весть о закрытии музея в Вышкове болью отзывается в сердце каждого советского человека. Боль наша понятна – чего кривить душой – решение о закрытии музея так похоже на то, что у всех народов, во все времена считалось делом самым постыдным и презренным. И не было во все времена раны больнее и глубже, чем рана, нанесенная тем, в кого искренне верил, кого считал другом и братом…

Мы далеки от того, чтобы судить кого-то и обвинять в предательстве. Тем более – целые народы, Бог и совесть им судья. Напомним только слова великого борца за свободу, нашего соотечественника Петра Чаадаева: «…Значение народов в человечестве определяется лишь их духовной мощью, и что то внимание, которое они к себе возбуждают, зависит от их нравственного влияния в мире, а не от шума, который они производят».

Мы не знаем, чем продиктовано требование «Гражданского форума» о закрытии музея в Вышкове, наш специальный корреспондент в ЧСФР получил задание подготовить материал на эту тему. Но мы знаем и верим, что и по ту сторону Карпат также щемит болью и тревогой сердца тысяч чехов и словаков. Сегодня именно к ним мы и обращаемся с просьбой оказать содействие в передаче Ленинградскому музею авиации материалов музея советских летчиков в Вышкове. ЯМА готов принять их в свои фонды.

С этой же просьбой мы обращаемся и ко всем заинтересованным лицам и организациям в нашей стране. Свои предложения с пометкой «СПб – ГМА» направляйте в адрес редакции.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх