Солдат многих армий

(Французский самолет-истребитель M.S. 406C-1)

Окончание. Начало в "АХ" 1/93


D-3801 с французскими опознавательными знаками из музея de I'Air в Лe Бурже


К началу второй мировой войны на вооружении французских ВВС находилось 573 истребителя М5. 406С-1, основная часть которых была сосредоточена в двенадцати авиагруппах, остальные – в учебных центрах и резерве. Начальный период войны характеризовался полной пассивностью сухопутных сил на фронте в Эльзасе и Лотарингии, однако в воздухе боевые действия велись достаточно активно. "Мораны" составлявшие 55% воевавших здесь французских истребителей (135 из 255), сопровождали разведчиков, штурмовали германские аэродромы, вели воздушные бои. Первая победа на M. S. 406C-1 была одержана в начале сентября, а 21 сентября на базу не вернулся "моран" сержанта Баэза из авиагруппы GC 1/3, ставший первой потерянной машиной такого типа. Сбил его капитан 53-й истребительной эскадры люфтваффе Вернер Мельдерс (21*). Всего в ходе "странной войны" пилоты "моранов" вывели из строя около 80 германских самолетов, потеряв четырнадцать своих машин, еще четыре оказались серьезно повреждены.

10 мая 1940 г. германские войска начали широкомасштабное наступление на Западном фронте. На этот момент французские ВВС имели 19 оснащенных "моранами" авиагрупп. Из них 14 находились в Европе, 4 базировались в Северной Африке и одна – в Ливане (22*). Из размещенных в Европе авиагрупп четыре перевооружались на более современные истребители. Помимо этого, для защиты отдельных промышленных объектов были организованы так называемые "легкие оборонительные эскадрильи", насчитывающие от трех до семи самолетов различных типов (с легкой руки французских пилотов названные "звеньями для защиты заводских труб"). Ряд этих эскадрилий имел на вооружении М5. 406С-1, а одна даже несколько M.S. 405.

Первые воздушные бои в полной мере показали слабые стороны М5. 406С-1. По сравнению с немецким ВМ09Е – гораздо меньшая (на 50-80 км/ч) максимальная скорость, худшая скороподъемность, менее эффективное вооружение и прицел. Превосходство "морана" в горизонтальном маневре не могло компенсировать эти недостатки. И все же французские летчики, отчаянно сражаясь на своих "четыреста шестых", добивались порой блестящих результатов. Так, 13 мая шесть "моранов" из GC II/2 под командованием майора Бертруиза в течение 20 секунд сбили шесть Bf-110. 8 июня девять "моранов" из GC 1/2 сбили без потерь одиннадцать самолетов противника. В тот же день капитан Биллям, пилот этой же авиагруппы, в бою с "Мессершмиттами" за 15 секунд сбил три вражеские машины. Последнюю победу во французской кампании также одержал пилот "морана" из GC 1/2, сбив 24 июня корректировщик Hs-126. В боях на Сомме и Сене "мораны" из GC 1/7 использовались в качестве штурмовиков. Из-за плотного зенитного огня группа потеряла двенадцать самолетов и семь пилотов.

Вместе с французами в воздушных боях на Западе приняли участие польские и чехословацкие летчики. Потерпев поражение, Польша в значительной мере сумела сохранить летный персонал, эвакуировав его через территорию Румынии во Францию. В составе французских ВВС польские пилоты смогли сесть в кабины специально предназначенных для них "моранов" (23*), из которых сформировали группу "Монпелье", а также одну боевую и одну учебную эскадрильи. Всего примерно на 150 M.S. 406C-1 летало около 110 польских летчиков. В боях за Францию они сбили 38 вражеских самолетов, потеряв пять своих. Правда, по ошибке был сбит один французский самолет – палубный бомбардировщик Vought V-156F. Самым результативным летчиком стал капрал 6-го звена группы "Монпелье" Е. Новакевич, за которым числится 3 и 5/6 сбитых и 1/2 поврежденных самолетов противника (24*).

Чехословацкие летчики прорвались во Францию после мюнхенских событий и также вошли в состав различных частей ее ВВС. Как минимум 91 из них летал на "моранах", и 7, увы, погибло. Они одержали не менее 24 побед в воздухе и уничтожили три танка противника (25*).

Всего в мае-июне 1940 г. "мораны" французских ВВС одержали 189 подтвержденных и 91 предположительную победу (26*). Наиболее результативными частями стали: GC 1/2 – 24 и 7 побед соответственно, GC III/1 – 30 и 4, GC I1I/3 – 25 и 8. Лучшие асы: капитан Биллям (GC 1/2) – 8 подтвержденных и 1 предположительная победа, сержант Ля Ни жен – 8 подтвержденных и адъютант Ганьяр – 7 подтвержденных и 2 предположительных (оба GC II1/1). В воздухе было потеряно 150 "моранов" и 75 летчиков (27*). Кроме того, 300 "четыреста шестых" погибло на аэродромах под бомбами, в летных происшествиях, либо было брошено при отступлении. На момент капитуляции Франции (25 июня 1940 г. ) в строю оставалось 203 истребителя M. S. 406C-1. Они входили в состав семи авиагрупп: трех во Франции (GC 1/2, GC II/6 и GC III/1), трех в Северной Африке (GC 1/9, GC 1/10 и GC III/5) и одной в Ливане (GC 1/7). Остальные части, поначалу оснащенные "моранами", в ходе боев получили другие типы истребителей.

После капитуляции Франции коллаборационистское правительство в Виши сняло M. S. 406C-1 с вооружения почти всех частей, кроме GC 1/7. Самолеты были направлены в авиашколы и на Мадагаскар, где в январе 1941 г. из них сформировали эскадрилью ЕС 2/565 (27 машин).

В мае 1940 г. администрация Французского Индокитая конфисковала предназначенные Китаю 12 "четыреста шестых". Из них сформировали эскадрильи ЕС 2/595 и ЕС 2/596. В январе 1941 г., когда Сиам (28*) начал военные действия против французов, эти самолеты первыми из вишистских "моранов" вступили в бой. 11 января сиамские самолеты бомбили аэродром Сьем-Риап и уничтожили на взлете два "четыреста шестых". Еще два "морана" 27 января "по ошибке" сбили японцы (29*). Французы объявили о четырех своих победах. Последние M.S. 406C-1 в этом районе "сошли со сцены" в 1944 г. ввиду полного износа.


MS. -410 из состава финских ВВС


Morko Moraani финских ВВС


5 мая 1941 г. британские войска высадились на Мадагаскаре, заняв вишистскую военную базу Диего-Суарес. К этому моменту эскадрилья ЕС 2/565 насчитывала всего четыре боеспособных "морана", которые в боях с палубными "Мартлетами" (30*) были сбиты, одержав единственную победу. Она принадлежала известному в 30-е годы летчику-рекордсмену Ассолану.

В мае 1941 г. прогерманские силы в контролируемом англичанами Ираке организовали восстание. Его поддержка Италией и Германией выразилась не только в поставках в Ирак вооружения, но и в отправке нескольких авиачастей, летавших с иракскими опознавательными знаками. Поставки осуществлялись через французские авиабазы в Ливане, которые в сложившейся ситуации неизбежно становились объектами ударов британской авиации. Отражали эти налеты "мораны" авиагруппы GC 1/7, насчитывавшей 25 боеспособных самолетов. 27 мая четверка М5. 406С-1 перехватила английский разведчик Blenheim, и су-лейтенант Виллемин уничтожил его. 2 июня был сбит еще один Blenheim 5 и 7 июня "мораны" провели два боя, не понеся потерь и повредив один британский "Харрикейн". 8 июня англичане начали наступление, и "мораны" стали привлекаться для ударов по наземным войскам и кораблям, неся при этом большие потери. К концу месяца GC 1/7, одержав две подтвержденные и Две предположительные победы, потеряла почти все свои самолеты.

Однако после капитуляции франции не все ее пилоты сражались на стороне вишистов, некоторые из них, перелетев Ла-Манш, вошли в состав войск "Свободной Франции" генерала Шарля Де Голля. Часть летчиков, покинув французские авиабазы в Африке и на Ближнем Востоке, перешла на сторону англичан. Так, в 274 sqn. (squadron) британских ВВС действовало звено "моранов". После поражения вишистов в Ливане в состав "Свободной Франции" вошла вся авиагруппа GC 1/7, ставшая основой эскадрильи 'Эльзас". Сохранившие боеспособность "мораны" поначалу осуществляли противовоздушную оборону порта Хайфа, а затем патрулировали воздушное пространство в Западной пустыне. Однако отсутствие снарядов к 20-мм пушкам явилось причиной быстрого снятия "четыреста шестых" с вооружения. Так окончилась боевая биография "моранов" с французскими опознавательными знаками.

Заметную роль играли "мораны" и в ВВС Финляндии. Первая партия из 30 M. S. 406C-1 прибыла в страну в январе 1940 г. в самый разгар Зимней войны с СССР. Из полученных машин сформировали авиагруппу LLv-28, начавшую боевые действия 4 февраля. До конца войны это соединение совершило 259 боевых вылетов и одержало 16 подтвержденных и 4 предположительные победы. Наибольшее количество побед – три, имел лейтенант Кару. В боях группа потеряла один "моран", 10 оказались серьезно повреждены, а четыре машины были разбиты в процессе освоения личным составом.

С началом германского вторжения в СССР финны возобновили боевые действия против Красной Армии. Группа LLv-28 сражалась в Южной Карелии, а затем была переведена на Крайний Север с целью блокирования Кировской железной дороги, по которой перевозились поступавшие по ленд-лизу военные грузы.

В 1941 г. Германия поставила финнам дополнительно 25 трофейных M. S. 406C-1, поступивших в LLv-28 и LLv-14., а в 1943 г. – еще 32 "морана", из них девять M.S. 410. Самолеты направлялись в те же авиагруппы, причем в LLv-14 их количество не превышало 14 штук.

Пытаясь улучшить характеристики быстро устаревающего истребителя, финны развернули работы по его оснащению трофейным советским двигателем ВК-105. Модернизированный самолет получил обозначение Morko Moraani. Однако эти работы продвигались очень медленно и к 4 сентября 1944 г. – дате прекращения войны против СССР, HLeLv-28 (так с 1. 01. 1944 г. обозначалась LLv-28) получила лишь два таких истребителя.

С 1 января 1945 г. HLeLv-28, переименованная в HLeLv-23, активно участвовала в т. н. Лапландской войне – действиях по выдворению германских войск с территории Финляндии. Воздушные бои были редки и истребители в основном привлекались для штурмовки наземных целей.

В 1941-44 гг. "мораны" финских ВВС одержали 121 воздушную победу. Первым из пилотов этих машин пяти побед добился сержант Тайво Томминен (в декабре 1941 г. был сбит, доведя перед этим свой счет до семи побед). К концу войны лучших результатов на "моранах" достигли: Урхо Лехтоваара (14 побед плюс одна в 1940 г. ) и Аато Лайтиселла (10 побед, сам сбит в июне 1944 г. ).

К 1945 г. в финских ВВС оставалось сорок "моранов" всех модификаций. В 1948 г. этот истребитель был снят с вооружения, а последние машины сдали на слом в 1952 г.

Применялись "четыреста шестые" и в германских ВВС. Оккупировав в конце 1942 г. юг Франции, немцы захватили в качестве трофеев большое количество "моранов". Впоследствии •• некоторые из них использовались как учебные, курьерские и для выполнения спецзаданий. ВВС Италии также проявили интерес к трофейным "моранам". Обратившись к германскому правительству, итальянцы получили 52 М5. 406С-1. Однако приобретение оказалось неудачным. Так, из переданных Италии к 25 мая 1943 г. 25 "моранов" только один был исправным. Впоследствии ни один из них не достиг боеготовности. Остальные машины оставались во Франции под итальянским контролем и годились лишь на запчасти. Одним словом, за Б. Муссолини "мораны" не воевали.


D-3800 ВВС Швейцарии


В августе 1942 г. правительство вишистской Франции поставило 20 "моранов" Королевским ВВС Болгарии. Позднее, в 1943 г., Германия передала в состав ВВС Хорватии 46 M. S. 406/410 для борьбы с бомбардировщиками союзников и действий против югославских партизан. Однако никаких сведений о применении болгарских и хорватских "моранов" авторам найти не удалось.

Ничем не проявили себя MS.406C-1 в Турции. Они состояли на вооружении ВВС этой нейтральной в годы войны страны с 1940 г. по 1943 г., а после были заменены немецкими FW-190A.

А вот в небе Швейцарии повоевать "четыреста шестым" все-таки пришлось. Несмотря на нейтральный статус этой страны, ее воздушное пространство систематически нарушалось самолетами воюющих государств, причем со стороны германских люфтваффе имели место и откровенно враждебные действия. В течение 1940 – 1945 гг. истребители альпийской республики, в том числе D-3800 и D-3801 ("мораны" швейцарского производства), сбили или принудили к посадке сорок самолетов – нарушителей (31*). После войны все оставшиеся D-3800 и D-3801 были переоборудованы в истребители-бомбардировщики. В этом амплуа они оставались на вооружении до 1959 г. ставшего финальным в карьере этого хоть и не выдающегося, но оставившего заметный след в истории авиации самолета.

21* Один из лучших летчиков-истребителей Германии, теоретик воздушного боя. Имел наибольшее количество побед среди германских летчиков "Легиона Кондор" во время гражданской войны в Испании. Первый среди пилотов Luftwaffe добился 100 побед. Погиб осенью 1941 г. в авиакатастрофе.

22* Европа: GC 1/6, GC III/1, GC III/2, GC III/3, GC III/6, GC III/7, GC II/6, GC II/7, GC 1/6, GC И/3, GC II/9 – из них последние три перевооружались на другие типы истребителей. На о.Корсика находилась GAM 550. Французская Северная Африка: GC 1/9, GC 1/10, GC III/4, GC II1/5. Ливан: GC 1/7.

23* О польских "моранах" см. "АХ" 1'93.

24* Французы, англичане и американцы делили победы, одержанные в групповых боях равномерно между участниками. Так, если три пилота уничтожали один самолет врага – всем им зачитывалось по 1/3 победы.

25* Точное число побед, одержанных чехословацкими пилотами на "моранах", указать затруднительно, т. к. часть авиагрупп в ходе боев сменила несколько типов истребителей, а статистика указывает общий рейтинг.

26* Для сравнения приводим результативность других типов истребителей ВВС Франции (без учета их количественного соотношения): Curtiss Hawk-75 – 230 и 81, Bloch МВ-152 – 146 и 37, Devoitine D-520 – 111 и 38, Potez Р. 631 – 8 и 7, Caudron. CL. 714 – 12 и 7, Bloch МВ-151 – 4.

27* Всего французская истребительная авиация в этих боях потеряла 144 летчика.

28* В настоящее время Таиланд.

29* Японские войска находились на территории Французского Индокитая, хотя номинально колонией управляли французы.

30* Британское название американского палубного истребителя F4F "Уайлдкет".

31* Несколько самолетов, сбитых швейцарскими летчиками, но упавших вне территории Швейцарии, в это ' количество не включены.


Примечания:



Солдат многих армий

(Французский самолет-истребитель M.S. 406C-1)

Окончание. Начало в "АХ" 1/93


D-3801 с французскими опознавательными знаками из музея de I'Air в Лe Бурже


К началу второй мировой войны на вооружении французских ВВС находилось 573 истребителя М5. 406С-1, основная часть которых была сосредоточена в двенадцати авиагруппах, остальные – в учебных центрах и резерве. Начальный период войны характеризовался полной пассивностью сухопутных сил на фронте в Эльзасе и Лотарингии, однако в воздухе боевые действия велись достаточно активно. "Мораны" составлявшие 55% воевавших здесь французских истребителей (135 из 255), сопровождали разведчиков, штурмовали германские аэродромы, вели воздушные бои. Первая победа на M. S. 406C-1 была одержана в начале сентября, а 21 сентября на базу не вернулся "моран" сержанта Баэза из авиагруппы GC 1/3, ставший первой потерянной машиной такого типа. Сбил его капитан 53-й истребительной эскадры люфтваффе Вернер Мельдерс (21*). Всего в ходе "странной войны" пилоты "моранов" вывели из строя около 80 германских самолетов, потеряв четырнадцать своих машин, еще четыре оказались серьезно повреждены.

10 мая 1940 г. германские войска начали широкомасштабное наступление на Западном фронте. На этот момент французские ВВС имели 19 оснащенных "моранами" авиагрупп. Из них 14 находились в Европе, 4 базировались в Северной Африке и одна – в Ливане (22*). Из размещенных в Европе авиагрупп четыре перевооружались на более современные истребители. Помимо этого, для защиты отдельных промышленных объектов были организованы так называемые "легкие оборонительные эскадрильи", насчитывающие от трех до семи самолетов различных типов (с легкой руки французских пилотов названные "звеньями для защиты заводских труб"). Ряд этих эскадрилий имел на вооружении М5. 406С-1, а одна даже несколько M.S. 405.

Первые воздушные бои в полной мере показали слабые стороны М5. 406С-1. По сравнению с немецким ВМ09Е – гораздо меньшая (на 50-80 км/ч) максимальная скорость, худшая скороподъемность, менее эффективное вооружение и прицел. Превосходство "морана" в горизонтальном маневре не могло компенсировать эти недостатки. И все же французские летчики, отчаянно сражаясь на своих "четыреста шестых", добивались порой блестящих результатов. Так, 13 мая шесть "моранов" из GC II/2 под командованием майора Бертруиза в течение 20 секунд сбили шесть Bf-110. 8 июня девять "моранов" из GC 1/2 сбили без потерь одиннадцать самолетов противника. В тот же день капитан Биллям, пилот этой же авиагруппы, в бою с "Мессершмиттами" за 15 секунд сбил три вражеские машины. Последнюю победу во французской кампании также одержал пилот "морана" из GC 1/2, сбив 24 июня корректировщик Hs-126. В боях на Сомме и Сене "мораны" из GC 1/7 использовались в качестве штурмовиков. Из-за плотного зенитного огня группа потеряла двенадцать самолетов и семь пилотов.

Вместе с французами в воздушных боях на Западе приняли участие польские и чехословацкие летчики. Потерпев поражение, Польша в значительной мере сумела сохранить летный персонал, эвакуировав его через территорию Румынии во Францию. В составе французских ВВС польские пилоты смогли сесть в кабины специально предназначенных для них "моранов" (23*), из которых сформировали группу "Монпелье", а также одну боевую и одну учебную эскадрильи. Всего примерно на 150 M.S. 406C-1 летало около 110 польских летчиков. В боях за Францию они сбили 38 вражеских самолетов, потеряв пять своих. Правда, по ошибке был сбит один французский самолет – палубный бомбардировщик Vought V-156F. Самым результативным летчиком стал капрал 6-го звена группы "Монпелье" Е. Новакевич, за которым числится 3 и 5/6 сбитых и 1/2 поврежденных самолетов противника (24*).

Чехословацкие летчики прорвались во Францию после мюнхенских событий и также вошли в состав различных частей ее ВВС. Как минимум 91 из них летал на "моранах", и 7, увы, погибло. Они одержали не менее 24 побед в воздухе и уничтожили три танка противника (25*).

Всего в мае-июне 1940 г. "мораны" французских ВВС одержали 189 подтвержденных и 91 предположительную победу (26*). Наиболее результативными частями стали: GC 1/2 – 24 и 7 побед соответственно, GC III/1 – 30 и 4, GC I1I/3 – 25 и 8. Лучшие асы: капитан Биллям (GC 1/2) – 8 подтвержденных и 1 предположительная победа, сержант Ля Ни жен – 8 подтвержденных и адъютант Ганьяр – 7 подтвержденных и 2 предположительных (оба GC II1/1). В воздухе было потеряно 150 "моранов" и 75 летчиков (27*). Кроме того, 300 "четыреста шестых" погибло на аэродромах под бомбами, в летных происшествиях, либо было брошено при отступлении. На момент капитуляции Франции (25 июня 1940 г. ) в строю оставалось 203 истребителя M. S. 406C-1. Они входили в состав семи авиагрупп: трех во Франции (GC 1/2, GC II/6 и GC III/1), трех в Северной Африке (GC 1/9, GC 1/10 и GC III/5) и одной в Ливане (GC 1/7). Остальные части, поначалу оснащенные "моранами", в ходе боев получили другие типы истребителей.

После капитуляции Франции коллаборационистское правительство в Виши сняло M. S. 406C-1 с вооружения почти всех частей, кроме GC 1/7. Самолеты были направлены в авиашколы и на Мадагаскар, где в январе 1941 г. из них сформировали эскадрилью ЕС 2/565 (27 машин).

В мае 1940 г. администрация Французского Индокитая конфисковала предназначенные Китаю 12 "четыреста шестых". Из них сформировали эскадрильи ЕС 2/595 и ЕС 2/596. В январе 1941 г., когда Сиам (28*) начал военные действия против французов, эти самолеты первыми из вишистских "моранов" вступили в бой. 11 января сиамские самолеты бомбили аэродром Сьем-Риап и уничтожили на взлете два "четыреста шестых". Еще два "морана" 27 января "по ошибке" сбили японцы (29*). Французы объявили о четырех своих победах. Последние M.S. 406C-1 в этом районе "сошли со сцены" в 1944 г. ввиду полного износа.


MS. -410 из состава финских ВВС


Morko Moraani финских ВВС


5 мая 1941 г. британские войска высадились на Мадагаскаре, заняв вишистскую военную базу Диего-Суарес. К этому моменту эскадрилья ЕС 2/565 насчитывала всего четыре боеспособных "морана", которые в боях с палубными "Мартлетами" (30*) были сбиты, одержав единственную победу. Она принадлежала известному в 30-е годы летчику-рекордсмену Ассолану.

В мае 1941 г. прогерманские силы в контролируемом англичанами Ираке организовали восстание. Его поддержка Италией и Германией выразилась не только в поставках в Ирак вооружения, но и в отправке нескольких авиачастей, летавших с иракскими опознавательными знаками. Поставки осуществлялись через французские авиабазы в Ливане, которые в сложившейся ситуации неизбежно становились объектами ударов британской авиации. Отражали эти налеты "мораны" авиагруппы GC 1/7, насчитывавшей 25 боеспособных самолетов. 27 мая четверка М5. 406С-1 перехватила английский разведчик Blenheim, и су-лейтенант Виллемин уничтожил его. 2 июня был сбит еще один Blenheim 5 и 7 июня "мораны" провели два боя, не понеся потерь и повредив один британский "Харрикейн". 8 июня англичане начали наступление, и "мораны" стали привлекаться для ударов по наземным войскам и кораблям, неся при этом большие потери. К концу месяца GC 1/7, одержав две подтвержденные и Две предположительные победы, потеряла почти все свои самолеты.

Однако после капитуляции франции не все ее пилоты сражались на стороне вишистов, некоторые из них, перелетев Ла-Манш, вошли в состав войск "Свободной Франции" генерала Шарля Де Голля. Часть летчиков, покинув французские авиабазы в Африке и на Ближнем Востоке, перешла на сторону англичан. Так, в 274 sqn. (squadron) британских ВВС действовало звено "моранов". После поражения вишистов в Ливане в состав "Свободной Франции" вошла вся авиагруппа GC 1/7, ставшая основой эскадрильи 'Эльзас". Сохранившие боеспособность "мораны" поначалу осуществляли противовоздушную оборону порта Хайфа, а затем патрулировали воздушное пространство в Западной пустыне. Однако отсутствие снарядов к 20-мм пушкам явилось причиной быстрого снятия "четыреста шестых" с вооружения. Так окончилась боевая биография "моранов" с французскими опознавательными знаками.

Заметную роль играли "мораны" и в ВВС Финляндии. Первая партия из 30 M. S. 406C-1 прибыла в страну в январе 1940 г. в самый разгар Зимней войны с СССР. Из полученных машин сформировали авиагруппу LLv-28, начавшую боевые действия 4 февраля. До конца войны это соединение совершило 259 боевых вылетов и одержало 16 подтвержденных и 4 предположительные победы. Наибольшее количество побед – три, имел лейтенант Кару. В боях группа потеряла один "моран", 10 оказались серьезно повреждены, а четыре машины были разбиты в процессе освоения личным составом.

С началом германского вторжения в СССР финны возобновили боевые действия против Красной Армии. Группа LLv-28 сражалась в Южной Карелии, а затем была переведена на Крайний Север с целью блокирования Кировской железной дороги, по которой перевозились поступавшие по ленд-лизу военные грузы.

В 1941 г. Германия поставила финнам дополнительно 25 трофейных M. S. 406C-1, поступивших в LLv-28 и LLv-14., а в 1943 г. – еще 32 "морана", из них девять M.S. 410. Самолеты направлялись в те же авиагруппы, причем в LLv-14 их количество не превышало 14 штук.

Пытаясь улучшить характеристики быстро устаревающего истребителя, финны развернули работы по его оснащению трофейным советским двигателем ВК-105. Модернизированный самолет получил обозначение Morko Moraani. Однако эти работы продвигались очень медленно и к 4 сентября 1944 г. – дате прекращения войны против СССР, HLeLv-28 (так с 1. 01. 1944 г. обозначалась LLv-28) получила лишь два таких истребителя.

С 1 января 1945 г. HLeLv-28, переименованная в HLeLv-23, активно участвовала в т. н. Лапландской войне – действиях по выдворению германских войск с территории Финляндии. Воздушные бои были редки и истребители в основном привлекались для штурмовки наземных целей.

В 1941-44 гг. "мораны" финских ВВС одержали 121 воздушную победу. Первым из пилотов этих машин пяти побед добился сержант Тайво Томминен (в декабре 1941 г. был сбит, доведя перед этим свой счет до семи побед). К концу войны лучших результатов на "моранах" достигли: Урхо Лехтоваара (14 побед плюс одна в 1940 г. ) и Аато Лайтиселла (10 побед, сам сбит в июне 1944 г. ).

К 1945 г. в финских ВВС оставалось сорок "моранов" всех модификаций. В 1948 г. этот истребитель был снят с вооружения, а последние машины сдали на слом в 1952 г.

Применялись "четыреста шестые" и в германских ВВС. Оккупировав в конце 1942 г. юг Франции, немцы захватили в качестве трофеев большое количество "моранов". Впоследствии •• некоторые из них использовались как учебные, курьерские и для выполнения спецзаданий. ВВС Италии также проявили интерес к трофейным "моранам". Обратившись к германскому правительству, итальянцы получили 52 М5. 406С-1. Однако приобретение оказалось неудачным. Так, из переданных Италии к 25 мая 1943 г. 25 "моранов" только один был исправным. Впоследствии ни один из них не достиг боеготовности. Остальные машины оставались во Франции под итальянским контролем и годились лишь на запчасти. Одним словом, за Б. Муссолини "мораны" не воевали.


D-3800 ВВС Швейцарии


В августе 1942 г. правительство вишистской Франции поставило 20 "моранов" Королевским ВВС Болгарии. Позднее, в 1943 г., Германия передала в состав ВВС Хорватии 46 M. S. 406/410 для борьбы с бомбардировщиками союзников и действий против югославских партизан. Однако никаких сведений о применении болгарских и хорватских "моранов" авторам найти не удалось.

Ничем не проявили себя MS.406C-1 в Турции. Они состояли на вооружении ВВС этой нейтральной в годы войны страны с 1940 г. по 1943 г., а после были заменены немецкими FW-190A.

А вот в небе Швейцарии повоевать "четыреста шестым" все-таки пришлось. Несмотря на нейтральный статус этой страны, ее воздушное пространство систематически нарушалось самолетами воюющих государств, причем со стороны германских люфтваффе имели место и откровенно враждебные действия. В течение 1940 – 1945 гг. истребители альпийской республики, в том числе D-3800 и D-3801 ("мораны" швейцарского производства), сбили или принудили к посадке сорок самолетов – нарушителей (31*). После войны все оставшиеся D-3800 и D-3801 были переоборудованы в истребители-бомбардировщики. В этом амплуа они оставались на вооружении до 1959 г. ставшего финальным в карьере этого хоть и не выдающегося, но оставившего заметный след в истории авиации самолета.

21* Один из лучших летчиков-истребителей Германии, теоретик воздушного боя. Имел наибольшее количество побед среди германских летчиков "Легиона Кондор" во время гражданской войны в Испании. Первый среди пилотов Luftwaffe добился 100 побед. Погиб осенью 1941 г. в авиакатастрофе.

22* Европа: GC 1/6, GC III/1, GC III/2, GC III/3, GC III/6, GC III/7, GC II/6, GC II/7, GC 1/6, GC И/3, GC II/9 – из них последние три перевооружались на другие типы истребителей. На о.Корсика находилась GAM 550. Французская Северная Африка: GC 1/9, GC 1/10, GC III/4, GC II1/5. Ливан: GC 1/7.

23* О польских "моранах" см. "АХ" 1'93.

24* Французы, англичане и американцы делили победы, одержанные в групповых боях равномерно между участниками. Так, если три пилота уничтожали один самолет врага – всем им зачитывалось по 1/3 победы.

25* Точное число побед, одержанных чехословацкими пилотами на "моранах", указать затруднительно, т. к. часть авиагрупп в ходе боев сменила несколько типов истребителей, а статистика указывает общий рейтинг.

26* Для сравнения приводим результативность других типов истребителей ВВС Франции (без учета их количественного соотношения): Curtiss Hawk-75 – 230 и 81, Bloch МВ-152 – 146 и 37, Devoitine D-520 – 111 и 38, Potez Р. 631 – 8 и 7, Caudron. CL. 714 – 12 и 7, Bloch МВ-151 – 4.

27* Всего французская истребительная авиация в этих боях потеряла 144 летчика.

28* В настоящее время Таиланд.

29* Японские войска находились на территории Французского Индокитая, хотя номинально колонией управляли французы.

30* Британское название американского палубного истребителя F4F "Уайлдкет".

31* Несколько самолетов, сбитых швейцарскими летчиками, но упавших вне территории Швейцарии, в это ' количество не включены.









Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх