|
||||
|
Воздушные драконы Поднебесной Часть 3. Советские добровольцы вступают в бойПродолжение. Начало в «АиВ>, №№ 4-6'2007, 3, 4'2008, 3, 4'2009. Представленный цикл статей является журнальным вариантом соответствующих разделов книги А. А. Демина «Авиация Великого Соседа М.. 2008 Японская операция на Янцзы началась 8 июня 1938 г., и уже 10 июня корабельная артиллерия и авиация полностью разрушили г. Датун. На следующий день японцы при поддержке 17 военных кораблей высадили десант и повели наступление. Для движения кораблей вверх по реке они при помощи авиации, указывавшей кораблям и саперам места заграждений и бомбившей плавучие мины, расчистили фарватер. 12-14 июня японцы захватили Аньцин. В это время одной из основных целей китайских бомбардировщиков стало судоходство на Янцзы. Японцы отметили резкую активизацию ВВС Китая, насчитав с 14 июня по 28 июля 49 налетов на суда и войска на побережье. Японские истребители, в основном, сопровождали свои бомбардировщики, атаковавшие Ханькоу. Учан и Наньчан, поэтому лишь в отдельных случаях им удавалось вовремя перехватывать подходившие к реке СБ. Успех выполнения боевых заданий в немалой степени зависел от грамотных действий ведущих групп бомбардировщиков. Так, 10 июня группа СБ получила задание бомбить корабли между Уху и Аньцином. Летели на высоте 5000 м на максимальной скорости. У цели встретили облачность, не давшую точно выполнить задание. Тогда ведущий развернул группу, перестроил в колонну по одному и зашел с севера по узкому ущелью реки Сунхо – притока Янцзы. В результате удалось потопить 2 японских корабля и вернуться без единой пробоины. 25 июня во второй половине дня на задание отправились две группы СБ. За 6 км до цели самолеты попали под огонь зениток девяти кораблей. Бомбы были сброшены в 16.22. За минуту до этого 2 истребителя Ki-10 атаковали группу сзади. После бомбометания 3 японских истребителя преследовали СБ В 16.30 один Ki-10 попытался атаковать сверху-спереди. Бомбардировщики в схватке с устаревшими истребителями избежали потерь и благополучно произвели посадку. Согласно донесению штурмана А Пушкина они потопили 4 корабля. В последующие дни группы СБ взлетали на рассвете, пока не «очухались» японские истребители. Например, 27 июня отряд Подолякина взлетел в 6.35 и взял курс точно на север При подходе к цели встретили зенитный огонь семнадцати кораблей. В донесении штурман Гудков указал, что «разрывы сильно разбросаны, неточны по высоте и скорости». На цель заходили с боевым курсом 120', бомбометание произвели в 7.46 и через час были уже на своем аэродроме. «По наблюдению радистов, бомбы упали в цель. Атак истребителей не было». Поздно ночью шесть СБ перелетели на аэродром Циань. Ранним утром 28 июня они отправились с грузом бомб ФАБ-100 на очередное задание. Цель оказалась закрыта облаками, и звенья производили бомбометание с различных высот. Атаке подверглись 4 корабля. По наблюдениям стрелков, потопили 2 из них. Заметного успеха – повреждения авианосца «Рюдзю» водоизмещением 14 тыс. т – добилась 3 июля группа Т.Т. Хрюкина, в которую входили 10 СБ. Как следует из отчета, после взлета самолеты «собрались в две пятерки Пошли бомбить Аньцин. Не дойдя до цели примерно 100 км. встретили облачность Над ней шли на высоте 5700 м. Над Аньцином было окно, но аэродром [был] закрыт. Возле города заметили скопление кораблей и авианосец. При развороте на цель вторая пятерка шла снизу-сзади. Не видя истребителей, командир решил бомбить с высоты 3000 м на средней скорости. В момент выхода на боевой курс подверглись атаке 24 истребителей.. Звено японских истребителей атаковало, заняв место между двумя пятерками СБ, не давая стрелкам и штурманам обеих пятерок стрелять. В итоге убит один стрелок и сбит один бомбардировщик(3*). Сами сбили один истребитель». Впоследствии из Шанхая сообщили: «Японский авианосец «Рюдзю» с 40 самолетами действительно был разбит китайскими воздушными силами в верховьях р. Янцзы 3.7.38 г., разбиты палуба и машинное отделение». Он срочно ушел в Японию на ремонт. 22 июля в вышедшем в Гонконге новом газетном сообщении подтверждались сведения из Шанхая о повреждении японского авианосца. Несмотря на это, до сих пор официальная военная историография Страны восходящего солнца не признает фактов повреждения или уничтожения японских боевых кораблей китайской авиацией. 70 лет тому назад зарубежная пресса неоднократно доносила сведения об успехах китайской авиации в борьбе с японским флотом. Например, 6 июля английская газета «Дейли Ньюс Свимери» сообщила, что японское военно-морское министерство «предприняло специальное расследование» по факту значительных потерь флота от действий китайской авиации. Газетчики, «ничтоже сумняшеся», даже предположили, «что китайские самолеты применяют новое советское изобретение, позволяющее самолетам сбрасывать бомбы на избранную ими мишень с большей точностью, чем обычно». 15 июля гонконгский корреспондент газеты «Дейли Геральд» написал, что «большинство налетов на японские суда за последние две недели совершено китайскими летчиками Однако имеются сведения, что в налетах принимают участие также иностранные, в частности, русские летчики». До середины 1938 г. наши бомбардировщики летали в Китае, в основном, на средних высотах (2000-4000 м) и без истребительного прикрытия. Но появление у японцев более совершенных истребителей Накадзима Ki-27 («тип 97»), к тому же атаковавших СБ большими группами, вынудило поднять высоту бомбометания до 7500-8500 м. Однако многие экипажи были недостаточно подготовлены к действиям на таких высотах, и учиться им приходилось во время боевых вылетов. Свои сложности добавляла местная специфика. Китайские технические части не имели кислородных станций, и кислород закупали в частных мастерских. Нередко он был сомнительного качества, влажный, с большим количеством разных примесей. Не исключалась возможность саботажа и диверсий. На высоте трубки и маски часто замерзали, нередки были случаи потери сознания у отдельных членов экипажей. Один из первых высотных налетов состоялся 10 июня 1938 г Возле г. Датун на Янцзы скопилось 22 японских корабля (12 среднего тоннажа и 10 мелкого), стоявших на якорях у преграды из затопленных судов, образуя на реке прямоугольник 800x2000 м. Семерка СБ нанесла удар с высоты 8000 м по диагонали под углом 45". Находившиеся в 500-600 м от реки представители китайского командования сразу сообщили: 3 корабля утонули, 4 повреждены. Высотные полеты, как правило, чередовали с обычными на средних высотах. Как следует из отчета, тщательно подготовленные экипажи взлетали на рассвете и выполняли задания на высотах 4-5 км. Неприятельских истребителей, как правило, они не встречали, а зенитчики запаздывали с открытием огня. Во второй половине дня бомбардировщики совершали еще один вылет, уже на больших высотах. 3* Это был последний из четырех пропавших без вести во время операции «Z» экипажей СБ Остальные пропали: 14 февраля в районе Уху, 17 февраля в районе Бенпу, 24 мая над Байкалом на территории СССР. Китайские экипажи СБ готовятся к боевому вылету. 1939 г. Обычно кислорода хватало всего на 1 ч 45 мин, а полеты нередко длились более четырех часов. Поэтому до цели шли на средних высотах и лишь за 80-100 км поднимались до 7-8 км. Как вспоминал С.В. Слюсарев, «…как правило, вопреки нормативам мы открывали кислородный кран наполовину, тем самым увеличивая радиус действия самолета на высотах». Сам Слюсарев во время налета на группу кораблей у г. Хукоу 18 августа 1938 г. установил кислородный кран только на одну треть, и когда осколок зенитного снаряда перебил кислородную трубку, на обратном пути потерял сознание. Очнулся он через час, когда самолет снизился. Из-за выработки горючего пришлось произвести вынужденную посадку в предгорье у г. Ян (пров. Цзянси). Экипаж остался жив, но самолет был разбит. Летая на боевые задания на больших высотах, советские летчики нередко добивались «хорошего эффекта бомбометания". В качестве примера в одном отчете приведен боевой вылет 3 августа, когда звено СБ (Слюсарев, Котов и Анисимов) совершило налет на корабли в районе Аньцина. Бомбы сбросили с высоты 8200 м, потопив большой корабль. При уходе от цели осколок зенитного снаряда попал в нагнетатель мотора на самолете Слюсарева, пришлось снижаться. На высоте 7 км группу атаковали 12 истребителей (в основном, А5М, но были и старые A4N). Звено СБ сомкнуло строй и начало отбиваться. Воздушный бой продолжался 50 минут, стрелки доложили о сбитии четырех истребителей. СБ обошлись без потерь, хотя на аэродроме в машинах насчитали по 50-70 пробоин. Легкое ранение в ноги получил один стрелок, который «после ранения исключительно хорошо отражал атаки истребителей и сбил один истребитель». В тот же день другой боевой вылет принес тяжелые потери. Смешанная пятерка СБ (два советских экипажа и три китайских) атаковала корабли вблизи Аньцина с высоты 8000 м. На обратном пути начали снижаться, не заметив 22 японских истребителя, внезапно атаковавших их на высоте 6,5 км. Один китайский СБ сразу загорелся, штурман спасся на парашюте, пилот и стрелок тоже выпрыгнули, но погибли. Затем японцы сбили и остальные 4 бомбардировщика. В общей сложности погибли 9 членов экипажей. В целом бомбардировки японских кораблей на реке Янцзы летом 1938 г. проходили в тяжелых условиях: практически ежедневные вылеты, в том числе на больших высотах, сильное противодействие истребителей. Тем не менее, СБ действовали успешно. Как указывает один из архивных документов: «Бомбардировочные налеты китайских скоростных бомбардировщиков на японские корабли… нанесли большие потери японскому флоту, потопив и выведя из строя до 70 судов различного назначения и тоннажа…». Это замедлило японское продвижение по р. Янцзы. Летом 1938 г. китайские «бомберы» не могли проводить массированные налеты из-за своей малочисленности. Наиболее распространенный строй – пара, звено, пятерка и девятка. Изредка – десять пар. В условиях высотных полетов или в плохую погоду, при постоянных атаках вражеских истребителей управление группами бомбардировщиков представляло непростую задачу для их ведущих. Ситуацию усугубляли несовершенные средства связи и применение противником радиопомех. Поэтому весьма часто громоздкие радиостанции попросту снимали с СБ для экономии веса, а управление группами в воздухе осуществляли с помощью визуальных команд (покачивание крыльями, сигнальные ракеты и т.п.). Все это нередко приводило к срыву боевых заданий. Например, однажды Т.Т. Хрюкин растерял в облаках всю свою группу из 12 СБ, совершивших затем вынужденные посадки в разных местах. По счастью, кроме мелких поломок, все обошлось благополучно. Ошибку ведущего, из-за которой чуть не произошла катастрофа, описал ст. л-т Гай- даренко. На высоте 8700 м командир группы решил обойти очень большое облако и стал выполнять разворот строя бомбардировщиков, но не рассчитал его радиус. СБ внутреннего ведомого А.С. Пальчикова потерял скорость и сорвался в штопор. Самолет провалился в облака, и утративший пространственную ориентировку летчик не смог сразу вывести машину из опасного положения. Выводить он стал лишь, когда СБ вывалился из облаков. В этот момент штурман решил сбросить бомбы, но три «сотки» вышли из бомболюка, а три застряли. Лишь после 15 витков на высоте 1300 м самолет удалось вывести из штопора. В дальнейшем Пальчиков стал летчиком-испытателем, в 1950-е гг. он работал на Казанском авиазаводе, сдавая ВВС реактивные бомбардировщики. Успех в воздушных боях с японскими истребителями во многом зависел от слетанности группы бомбардировщиков и действий всех экипажей. Так, 25 августа 1938 г. девять СБ направились на бомбежку аэродрома Уху. В 180 км от своего аэродрома они встретили три А5М и плотно сомкнули строй. Не приближаясь, те обстреляли «бомберы» метров с 800, но на большее не решились. Впрочем, такое поведение было нехарактерно для самураев. В другом случае девятка СБ в сопровождении 10 И-16, пилотируемых китайскими летчиками, вылетела на бомбежку скопления кораблей. Недалеко от цели в воздухе были замечены 12 Ki-27, которые атаковали бомбардировщики уже на отходе от цели. Они сразу подбили левого ведомого крайнего звена (где в это время находились китайские истребители, неясно). Затем один японский истребитель подошел к поврежденному СБ на дистанцию около 50 м и попытался добить его. На помощь подоспел экипаж правого ведомого бомбардировщика: летчик сбросил газ, сблизился с отставшим подбитым СБ и дал возможность своему стрелку-радисту в упор расстрелять японца. Тот сгорел на глазах всей эскадрильи. Тем временем несколько Ki-27 с разных сторон атаковали ведущего девятки, причем один сумел зайти к нему в хвост. Однако он тут же был уничтожен огнем с борта ведущего СБ правого звена. Бой длился 27 мин. Единственный получивший серьезные повреждения бомбардировщик совершил вынужденную посадку на своей территории. Результаты бомбежки: потопили 2 корабля и 4 повредили. Летние бои 1938 г. принесли наибольшие утраты советских бомбардировщиков в Китае. В июле общие безвозвратные потери китайских ВВС составили 162 машины, в т.ч. 53 СБ и 3 ТБ-3 В одной из директив отмечалось: «В июле 1938 г. резко возросли потери бомбардировщиков, сбитых японскими истребителями над целью. За 12 дней июля сбито и безвозвратно потеряно 7 самолетов и 3 серьезно повреждены пулями, в то время как за вторую половину июня сбита только одна машина… за это же время результативность бомбометания снизилась вдвое, а потери возросли в 7 раз все это объясняю неправильной тактикой действий с нашей стороны…». Впрочем, «неправильную тактику действие нередко определял противник. В одном из индивидуальных докладов прибывший из спецкомандировки летчик описал всего 2 будничных дня, 15 и 16 июля, на Ханькоуском аэродроме, где дислоцировались истребительная и бомбардировочная эскадрильи. В частности, он сообщал, что на рассвете 15 июля, когда японцы совершили первый налет, матчасть из-под удара вывести не успели. По счастью, бомбил противник плохо, и повреждений не было. Позднее состоялся второй налет. Сообщение от ВНОС запоздало, и два последних самолета взлетели, когда уже рвались бомбы. В наборе высоты бомбардировщики взяли неверный курс и подверглись атаке японских истребителей. Два СБ были сбиты у своего аэродрома. По данным м-ра Ушакова, за май, июнь и первую половину июля на аэродром Ханькоу было совершено «15 бомбовых налетов без большого ущерба для наземных сооружений и самолетов. Бомбы, как правило, падали вне аэродрома». Однако в конце июля в расположенные в районе Аньцина части японских ВВС прибыли немецкие и итальянские летчики-инструкторы, и точность бомбометания существенно улучшилась. Возможно, что инструкторы сами летали ведущими. Японский летчик Асано Хиточи в кабине своего Ki-27. Он заявлял, что в 1939 г. сбил в Китае русский самолет Линейка прибывших в Японию истребителей Не 112. Вероятно, один из них советские добровольцы встретили в бою б октября 1938 г. К сентябрю 1938 г. для наступления на Ухань японцы сконцентрировали более 600 тыс. солдат (22 дивизии). Однако наступление по южному и северному берегам Янцзы, в направлении Синьаньчжоу шло медленно, японцы несли большие потери. Обе стороны стремились захватить стратегическую инициативу и при этом активно использовали авиацию. С захватом японцами Лошаня (40 км восточнее Синьаньчжоу) создалась угроза выхода японцев на линию железной дороги Чжэнчжоу-Ханькоу. Китайское командование при подготовке контрнаступления решило для подавления артиллерии противника привлечь авиагруппу в составе семи СБ и девяти И-16. Так как основные аэродромы китайской авиации в то время находились в 615 км от района налета, 26 сентября самолеты перелетели из Хайчжоу на аэродром подскока Ханькоу. Там их дозаправили, а на СБ подвесили по шесть 50-кг фугасных и двенадцать 12-кг осколочных бомб. Для координаций действий с наземными войсками выслали представителя авиагруппы, связь с которым держали по телефону. Утром следующего дня самолеты поднялись в воздух. На позиции противника бомбы были сброшены точно согласно плану в 7.00. Они накрыли не только позиции артиллерии, по и поднявшуюся в тот момент в контратаку японскую пехоту, нанеся большие потери После бомбежки противник отошел на 16 км. 2, 5 и 6 октября бомбардировщики продолжали поддерживать китайские войска под Лошанем. Так, утром 6 октября группа бомбардировщиков нанесла удар по японским позициям в 2-3 км западнее этого города. Из-за плохой погоды заходить в атаку пришлось под облаками на высоте 2200 м. На боевом курсе самолеты обстреляла зенитная артиллерия, а в момент отхода от цели – атаковали две группы по 9 истребителей, в основном А5М. В завязавшемся воздушном бою бомбардировщики маневрировали и стремились уйти в облака. При этом строй рассыпался, связь с ведущим была утеряна, и экипажи действовали самостоятельно, следуя в направлении на Ханькоу. Японские истребители преследовали их в течение пятидесяти минут, атакуя бомбардировщики, пытавшиеся вынырнуть из облаков. Один СБ был подбит и скапотировал во время вынужденной посадки. Его штурман погиб. Ответным огнем удалось сбить 2 японских истребителя. 5 экипажей СБ заблудились в облаках и сели на промежуточные аэродромы, при этом один самолет разбили. В этом бою советские летчики впервые отметили появление у противника нового истребителя – моноплана с убирающимся шасси, по скорости превосходящего А5М. (Можно предположить, что это был Не 112, небольшую партию которых немцы поставили в Японию. – Ред.). Поддержка контрнаступления китайских войск у Лошаня стала одной из последних операций, в которых участвовала группа Слюсарева. Здесь советские добровольцы летали под прикрытием китайских И-16. Как видно, бомбили, в основном, пехоту и артиллерию, поэтому подвешивали до 70% осколочных бомб. 12 октября японцы заняли стратегический пункт Синьян, перерезав железную дорогу Пекин-Ханькоу и создав серьезную угрозу Уханю. 24 октября Чан Кайши приказал оставить Ухань. К октябрю 1938 г. моторы СБ вновь выработали свой ресурс, и самолеты опять стали перегонять в Ланьчжоу, где фактически образовалась рембаза. Для перегонки из Иркутска новых СБ использовали экипажи группы Слюсарева. К весне 1939 г. они доставили в Китай еще около 60 самолетов. Из первоначального состава группы в 60 человек на Родину вернулось всего 16, остальные либо погибли, либо продолжали воевать. После этого количество советских экипажей, воевавших на СБ, резко уменьшилось, поскольку начали активно воевать китайцы. Так закончился второй этап действий советских добровольцев, продолжавшийся с мая- июня до конца 1938 г. По сложности он не уступал первому, а по ожесточенности воздушных сражений даже превосходил. В начале 1939 г. главные авиабазы ВВС Китая пришлось передислоцировать в Чунцин (новую столицу Китая), Чэнду и Ланьчжоу. Здесь советские авиаторы-добровольцы сочетали участие в боевых действиях с подготовкой новых китайских экипажей. Общее количество японских боевых самолетов в тот момент превышало 700. а в ВВС Китая в то время оставалось менее 100. Позже за счет поставок из СССР оно возросло до 200, но из-за потерь к концу года осталось около 160-170 машин Тем временем японская авиация начала крупномасштабные налеты на Чунцин. Одной из важнейших задач этих атак являлось разрушение аэродромов. Причем японские двухмоторные бомбардировщики, обладая запасом горючего на 12 ч полета, действовали с удаленных от линии фронта авиабаз, атаковать которые китайской авиации становилось не под силу. В 1939 г. боевое крещение в китайском небе получили дальние бомбардировщики ДБ-3, которые могли достать до тыловых японских авиабаз. Первой группой из 12 ДБ-ЗА командовал к-н Г.А. Кулишенко, за ней последовала вторая, тоже из 12 ДБ-ЗА, под командой Н А. Козлова. Базой для обеих групп стал аэродром Тайпинсы в Чэнду, где находился основной учебный центр китайской бомбардировочной авиации. Крупнейшим успехом группы Кулишенко стал налет на аэродром Ханькоу, находившийся тогда в глубоком тылу японцев. Дотянуться до него «за тысячу верст» СБ не могли, и противник не ожидал такого «коварства». На пустыре японцы разместили аэродром морской авиации, обозначенный как «база W». Ее использовали и летчики армейской авиации. По агентурным данным, 3 октября на авиабазе готовили торжественную встречу новых самолетов, прибывавших из Японии. Там собрались представители командования флота и городские власти. Девятка ДБ-3 плотным клином скрытно подошла к цели, соблюдая радиомолчание. В момент атаки на аэродроме как раз проходила торжественная церемония. Самолеты стояли в четыре ряда крылом к крылу. С высоты 8700 м на них обрушились 100-кг фугасные, осколочно-фугасные и зажигательные бомбы. По наблюдениям экипажей, большинство бомб упало на стоянки самолетов, которых взрывами раскидало в разные стороны. Многие загорелись. Зенитные орудия молчали. Лишь один истребитель взлетел из огромного костра внизу. На нем поднялся знаменитый впоследствии японский ас Сабуро Сакаи, но он не смог догнать уходящие налегке ДБ-3. Потом он так описывал последствия этой бомбардировки: «Из двухсот наших бомбардировщиков и истребителей, стоявших крылом к крылу на длинных взлетных полосах, большая часть горела. Огромные языки пламени вырывались из взрывавшихся топливных баков, наполняя воздух клубами густого дыма. Из оставленных осколками пробоин на фюзеляжах пока еще не загоревшихся самолетов вытекало горючее. Огонь быстро распространялся с одного самолета на другой, и языки ослепительно яркого пламени метались по длинным рядам бомбардировщиков и истребителей. Бомбардировщики взрывались, словно петарды, а истребители вспыхивали, как спички… Трудно описать открывшиеся моему взору по возвращении на базу ужасные разрушения, произведенные всего лишь двенадцатью вражескими бомбардировщиками. Почти все наши самолегы были уничтожены или повреждены. Командир базы потерял левую руку, несколько его заместителей, пилотов и авиатехников погибли или получили серьезные ранения». Советские авиаторы, отличившиеся в Китае. Слева направо: Л.С. Пальчиков, Г.А. Кулишенко, А. Пушкин Падает сбитый китайский самолет Китайские крестьяне у подбитого СБ Японцы идентифицировали незнакомые самолеты как СБ и были очень удивлены их появлением на таком удалении от линии фронта. По китайским данным, на аэродроме сгорели и получили повреждения 64 самолета, погибли 130 человек, ранения получили около 300. Японские источники говорят о потере 50 машин. Погибли 7 высших офицеров, 12 были ранены, включая командующего авиафлотилией контр-адмирала Цукахара. В Японии объявили траур, коменданта аэродрома расстреляли. Налет повторили 14 октября. На цель вышли 12 ДБ-3, ведомые тем же Кулишенко. Но сразу после сброса бомб их настигли японские истребители, повредившие 3 бомбардировщика. Раненый Кулишенко дотянул на своем подбитом самолете до г. Вансянь и приводнился на поверхность Янцзы в 100-150 м от берега. От полученных ран летчик скончался. В Китае Г.А. Кулишенко стал национальным героем, в 1958 г. в Ваньсяне ему соорудили памятник, позднее превращенный в целый мемориальный комплекс. По советским данным, в том налете удалось уничтожить 36 японских самолетов, по китайским – более 50. Любопытно, что японцы признали даже большие потери: около 40 морских и 20 армейских машин. Китайские источники говорят о еще одном налете на Ханькоу, после которого японские потери достигли 136 самолетов. 31 октября полным провалом закончилась попытка разбомбить аэродром Юньчэн. Он находился на севере в среднем течении реки Хуанхэ, всего в 20-30 км от линии фронта, но на пределе радиуса действия ДБ-3, вылетевших из Чэнду. По агентурным данным, в Юньчэне скопилось до сотни японских самолетов. Цель казалась очень «аппетитной», и старший советник по авиации П.И. Анисимов принял решение нанести удар всеми боеготовыми ДБ-3 обеих групп без предварительной воздушной разведки. Он лично полетел вместо стрелка на самолете Козлова. Из-за плохой погоды штурманы потеряли ориентировку, и к Юньчэну никто не вышел Информацией о запасных площадках на маршруте экипажи не располагали. Уже в сумерках, израсходовав запасы горючего, они совершили где попало вынужденные посадки. Точных данных о потерях обнаружить не удалось, но по отосланным в Москву заявкам на запчасти можно сделать вывод, что серьезно пострадали не менее восьми машин. Одновременно с боевой работой советские авиаторы переучивали на ДБ-3 китайские экипажи. Первыми на задание на таких бомбардировщиках стали летать китайские штурманы и стрелки в составе смешанных экипажей, затем китайцы стали действовать полностью самостоятельно. С февраля 1940 г. на ДБ-3 начала воевать 10-я эскадрилья. В мае советские добровольцы сдали 6-й эскадрилье последние 11 ДБ-3. В конце 1939 г. вместе с истребительной эскадрильей Г. Воробьева на юг Китая перебросили бомбардировочную эскадрилью СБ к-на Зотова, в составе которой были 3 полностью китайских экипажа. Эскадрилья активно бомбила морские десанты и скопления войск противника на побережье недалеко от Гуанчжоу. Летали ночью и в плохую погоду, избегая встречи с истребителями противника. Днем прятали свои машины в пещерах возле аэродрома Гуйлинь. Китайские источники весьма высоко отзываются о действиях этой эскадрильи. В частности, они сообщают, что в начале 1940 г. в битве за Гуйнань «13-й авиаотряд советских добровольцев» в составе 31 СБ пятью группами бомбил японский аэродром в Наньнине, и «результаты были успешными». С июня 1939 г. по май 1940 г. в Китае снова активно действовали 4 эскадрильи советских бомбардировщиков, которые за это время произвели до 10 удачных налетов на базы Ханькоу, Лоян, Нанкин, бомбили скопления японских войск в 4-м и 5-м военных районах. На аэродромах было уничтожено до 60 самолетов противника, погибло около 230 человек летного состава. Воевавшие на СБ советские добровольцы наносили удары и в других районах. Например, в январе 1940 г. они совершили 4 налета на аэродром Наньнин и позиции японских войск на юге Китая. 3 апреля 8 советских экипажей и 2 китайских совершили из Чэнду налет на занятые противником южные провинции. Они подожгли 1 корабль, 2 железнодорожных вагона и 5 автомашин. В тот же день другая группа из 7 СБ (ведущий Уваров) с аэродрома Вэньцзян бомбила аэродром Юньчэн (пр. Шаньси). 2 мая пятерка Уварова атаковала позиции японских войск в Чжунсяне. Такими, по свидетельству китайских историков, стали последние боевые вылеты советских добровольцев в Китае. О дальнейшем их участии в боевых вылетах сведений не обнаружено. Так в середине 1940 г. завершился третий этап боевых действий наших бомбардировщиков, окончание которого совпало с постепенным свертыванием боевых действий бомбардировочной авиации и отъездом летчиков- добровольцев на родину. На начальном этапе войны (1937-39 гг.) советские добровольцы составляли основу летного состава китайской бомбардировочной авиации Им пришлось столкнуться с чрезвычайно сложной обстановкой, обусловленной практически полным уничтожением китайской авиации и господством в воздухе японской. В тяжелых боях советские экипажи переломили ситуацию в свою пользу. Они нанесли значительный ущерб сухопутным войскам и флоту противника, заставили японцев отвести авиацию подальше от линии фронта, вынудили вражеские истребители действовать с большей осторожностью. Продолжение следует Один из ранних СБ 2М-100 ВВС Китая. Предположительно аэродром Ханькоу, март 1938 г. Этот СБ 2М-103 был захвачен японцами в августе 1939 г. Fiat BR.20 из 12-го авиаполка Императорских ВВС Японии. Маньчжурия, август 1938 г. Примечания:Воздушные драконы Поднебесной Часть 3. Советские добровольцы вступают в бойПродолжение. Начало в «АиВ>, №№ 4-6'2007, 3, 4'2008, 3, 4'2009. Представленный цикл статей является журнальным вариантом соответствующих разделов книги А. А. Демина «Авиация Великого Соседа М.. 2008 Японская операция на Янцзы началась 8 июня 1938 г., и уже 10 июня корабельная артиллерия и авиация полностью разрушили г. Датун. На следующий день японцы при поддержке 17 военных кораблей высадили десант и повели наступление. Для движения кораблей вверх по реке они при помощи авиации, указывавшей кораблям и саперам места заграждений и бомбившей плавучие мины, расчистили фарватер. 12-14 июня японцы захватили Аньцин. В это время одной из основных целей китайских бомбардировщиков стало судоходство на Янцзы. Японцы отметили резкую активизацию ВВС Китая, насчитав с 14 июня по 28 июля 49 налетов на суда и войска на побережье. Японские истребители, в основном, сопровождали свои бомбардировщики, атаковавшие Ханькоу. Учан и Наньчан, поэтому лишь в отдельных случаях им удавалось вовремя перехватывать подходившие к реке СБ. Успех выполнения боевых заданий в немалой степени зависел от грамотных действий ведущих групп бомбардировщиков. Так, 10 июня группа СБ получила задание бомбить корабли между Уху и Аньцином. Летели на высоте 5000 м на максимальной скорости. У цели встретили облачность, не давшую точно выполнить задание. Тогда ведущий развернул группу, перестроил в колонну по одному и зашел с севера по узкому ущелью реки Сунхо – притока Янцзы. В результате удалось потопить 2 японских корабля и вернуться без единой пробоины. 25 июня во второй половине дня на задание отправились две группы СБ. За 6 км до цели самолеты попали под огонь зениток девяти кораблей. Бомбы были сброшены в 16.22. За минуту до этого 2 истребителя Ki-10 атаковали группу сзади. После бомбометания 3 японских истребителя преследовали СБ В 16.30 один Ki-10 попытался атаковать сверху-спереди. Бомбардировщики в схватке с устаревшими истребителями избежали потерь и благополучно произвели посадку. Согласно донесению штурмана А Пушкина они потопили 4 корабля. В последующие дни группы СБ взлетали на рассвете, пока не «очухались» японские истребители. Например, 27 июня отряд Подолякина взлетел в 6.35 и взял курс точно на север При подходе к цели встретили зенитный огонь семнадцати кораблей. В донесении штурман Гудков указал, что «разрывы сильно разбросаны, неточны по высоте и скорости». На цель заходили с боевым курсом 120', бомбометание произвели в 7.46 и через час были уже на своем аэродроме. «По наблюдению радистов, бомбы упали в цель. Атак истребителей не было». Поздно ночью шесть СБ перелетели на аэродром Циань. Ранним утром 28 июня они отправились с грузом бомб ФАБ-100 на очередное задание. Цель оказалась закрыта облаками, и звенья производили бомбометание с различных высот. Атаке подверглись 4 корабля. По наблюдениям стрелков, потопили 2 из них. Заметного успеха – повреждения авианосца «Рюдзю» водоизмещением 14 тыс. т – добилась 3 июля группа Т.Т. Хрюкина, в которую входили 10 СБ. Как следует из отчета, после взлета самолеты «собрались в две пятерки Пошли бомбить Аньцин. Не дойдя до цели примерно 100 км. встретили облачность Над ней шли на высоте 5700 м. Над Аньцином было окно, но аэродром [был] закрыт. Возле города заметили скопление кораблей и авианосец. При развороте на цель вторая пятерка шла снизу-сзади. Не видя истребителей, командир решил бомбить с высоты 3000 м на средней скорости. В момент выхода на боевой курс подверглись атаке 24 истребителей.. Звено японских истребителей атаковало, заняв место между двумя пятерками СБ, не давая стрелкам и штурманам обеих пятерок стрелять. В итоге убит один стрелок и сбит один бомбардировщик(3*). Сами сбили один истребитель». Впоследствии из Шанхая сообщили: «Японский авианосец «Рюдзю» с 40 самолетами действительно был разбит китайскими воздушными силами в верховьях р. Янцзы 3.7.38 г., разбиты палуба и машинное отделение». Он срочно ушел в Японию на ремонт. 22 июля в вышедшем в Гонконге новом газетном сообщении подтверждались сведения из Шанхая о повреждении японского авианосца. Несмотря на это, до сих пор официальная военная историография Страны восходящего солнца не признает фактов повреждения или уничтожения японских боевых кораблей китайской авиацией. 70 лет тому назад зарубежная пресса неоднократно доносила сведения об успехах китайской авиации в борьбе с японским флотом. Например, 6 июля английская газета «Дейли Ньюс Свимери» сообщила, что японское военно-морское министерство «предприняло специальное расследование» по факту значительных потерь флота от действий китайской авиации. Газетчики, «ничтоже сумняшеся», даже предположили, «что китайские самолеты применяют новое советское изобретение, позволяющее самолетам сбрасывать бомбы на избранную ими мишень с большей точностью, чем обычно». 15 июля гонконгский корреспондент газеты «Дейли Геральд» написал, что «большинство налетов на японские суда за последние две недели совершено китайскими летчиками Однако имеются сведения, что в налетах принимают участие также иностранные, в частности, русские летчики». До середины 1938 г. наши бомбардировщики летали в Китае, в основном, на средних высотах (2000-4000 м) и без истребительного прикрытия. Но появление у японцев более совершенных истребителей Накадзима Ki-27 («тип 97»), к тому же атаковавших СБ большими группами, вынудило поднять высоту бомбометания до 7500-8500 м. Однако многие экипажи были недостаточно подготовлены к действиям на таких высотах, и учиться им приходилось во время боевых вылетов. Свои сложности добавляла местная специфика. Китайские технические части не имели кислородных станций, и кислород закупали в частных мастерских. Нередко он был сомнительного качества, влажный, с большим количеством разных примесей. Не исключалась возможность саботажа и диверсий. На высоте трубки и маски часто замерзали, нередки были случаи потери сознания у отдельных членов экипажей. Один из первых высотных налетов состоялся 10 июня 1938 г Возле г. Датун на Янцзы скопилось 22 японских корабля (12 среднего тоннажа и 10 мелкого), стоявших на якорях у преграды из затопленных судов, образуя на реке прямоугольник 800x2000 м. Семерка СБ нанесла удар с высоты 8000 м по диагонали под углом 45". Находившиеся в 500-600 м от реки представители китайского командования сразу сообщили: 3 корабля утонули, 4 повреждены. Высотные полеты, как правило, чередовали с обычными на средних высотах. Как следует из отчета, тщательно подготовленные экипажи взлетали на рассвете и выполняли задания на высотах 4-5 км. Неприятельских истребителей, как правило, они не встречали, а зенитчики запаздывали с открытием огня. Во второй половине дня бомбардировщики совершали еще один вылет, уже на больших высотах. 3* Это был последний из четырех пропавших без вести во время операции «Z» экипажей СБ Остальные пропали: 14 февраля в районе Уху, 17 февраля в районе Бенпу, 24 мая над Байкалом на территории СССР. Китайские экипажи СБ готовятся к боевому вылету. 1939 г. Обычно кислорода хватало всего на 1 ч 45 мин, а полеты нередко длились более четырех часов. Поэтому до цели шли на средних высотах и лишь за 80-100 км поднимались до 7-8 км. Как вспоминал С.В. Слюсарев, «…как правило, вопреки нормативам мы открывали кислородный кран наполовину, тем самым увеличивая радиус действия самолета на высотах». Сам Слюсарев во время налета на группу кораблей у г. Хукоу 18 августа 1938 г. установил кислородный кран только на одну треть, и когда осколок зенитного снаряда перебил кислородную трубку, на обратном пути потерял сознание. Очнулся он через час, когда самолет снизился. Из-за выработки горючего пришлось произвести вынужденную посадку в предгорье у г. Ян (пров. Цзянси). Экипаж остался жив, но самолет был разбит. Летая на боевые задания на больших высотах, советские летчики нередко добивались «хорошего эффекта бомбометания". В качестве примера в одном отчете приведен боевой вылет 3 августа, когда звено СБ (Слюсарев, Котов и Анисимов) совершило налет на корабли в районе Аньцина. Бомбы сбросили с высоты 8200 м, потопив большой корабль. При уходе от цели осколок зенитного снаряда попал в нагнетатель мотора на самолете Слюсарева, пришлось снижаться. На высоте 7 км группу атаковали 12 истребителей (в основном, А5М, но были и старые A4N). Звено СБ сомкнуло строй и начало отбиваться. Воздушный бой продолжался 50 минут, стрелки доложили о сбитии четырех истребителей. СБ обошлись без потерь, хотя на аэродроме в машинах насчитали по 50-70 пробоин. Легкое ранение в ноги получил один стрелок, который «после ранения исключительно хорошо отражал атаки истребителей и сбил один истребитель». В тот же день другой боевой вылет принес тяжелые потери. Смешанная пятерка СБ (два советских экипажа и три китайских) атаковала корабли вблизи Аньцина с высоты 8000 м. На обратном пути начали снижаться, не заметив 22 японских истребителя, внезапно атаковавших их на высоте 6,5 км. Один китайский СБ сразу загорелся, штурман спасся на парашюте, пилот и стрелок тоже выпрыгнули, но погибли. Затем японцы сбили и остальные 4 бомбардировщика. В общей сложности погибли 9 членов экипажей. В целом бомбардировки японских кораблей на реке Янцзы летом 1938 г. проходили в тяжелых условиях: практически ежедневные вылеты, в том числе на больших высотах, сильное противодействие истребителей. Тем не менее, СБ действовали успешно. Как указывает один из архивных документов: «Бомбардировочные налеты китайских скоростных бомбардировщиков на японские корабли… нанесли большие потери японскому флоту, потопив и выведя из строя до 70 судов различного назначения и тоннажа…». Это замедлило японское продвижение по р. Янцзы. Летом 1938 г. китайские «бомберы» не могли проводить массированные налеты из-за своей малочисленности. Наиболее распространенный строй – пара, звено, пятерка и девятка. Изредка – десять пар. В условиях высотных полетов или в плохую погоду, при постоянных атаках вражеских истребителей управление группами бомбардировщиков представляло непростую задачу для их ведущих. Ситуацию усугубляли несовершенные средства связи и применение противником радиопомех. Поэтому весьма часто громоздкие радиостанции попросту снимали с СБ для экономии веса, а управление группами в воздухе осуществляли с помощью визуальных команд (покачивание крыльями, сигнальные ракеты и т.п.). Все это нередко приводило к срыву боевых заданий. Например, однажды Т.Т. Хрюкин растерял в облаках всю свою группу из 12 СБ, совершивших затем вынужденные посадки в разных местах. По счастью, кроме мелких поломок, все обошлось благополучно. Ошибку ведущего, из-за которой чуть не произошла катастрофа, описал ст. л-т Гай- даренко. На высоте 8700 м командир группы решил обойти очень большое облако и стал выполнять разворот строя бомбардировщиков, но не рассчитал его радиус. СБ внутреннего ведомого А.С. Пальчикова потерял скорость и сорвался в штопор. Самолет провалился в облака, и утративший пространственную ориентировку летчик не смог сразу вывести машину из опасного положения. Выводить он стал лишь, когда СБ вывалился из облаков. В этот момент штурман решил сбросить бомбы, но три «сотки» вышли из бомболюка, а три застряли. Лишь после 15 витков на высоте 1300 м самолет удалось вывести из штопора. В дальнейшем Пальчиков стал летчиком-испытателем, в 1950-е гг. он работал на Казанском авиазаводе, сдавая ВВС реактивные бомбардировщики. Успех в воздушных боях с японскими истребителями во многом зависел от слетанности группы бомбардировщиков и действий всех экипажей. Так, 25 августа 1938 г. девять СБ направились на бомбежку аэродрома Уху. В 180 км от своего аэродрома они встретили три А5М и плотно сомкнули строй. Не приближаясь, те обстреляли «бомберы» метров с 800, но на большее не решились. Впрочем, такое поведение было нехарактерно для самураев. В другом случае девятка СБ в сопровождении 10 И-16, пилотируемых китайскими летчиками, вылетела на бомбежку скопления кораблей. Недалеко от цели в воздухе были замечены 12 Ki-27, которые атаковали бомбардировщики уже на отходе от цели. Они сразу подбили левого ведомого крайнего звена (где в это время находились китайские истребители, неясно). Затем один японский истребитель подошел к поврежденному СБ на дистанцию около 50 м и попытался добить его. На помощь подоспел экипаж правого ведомого бомбардировщика: летчик сбросил газ, сблизился с отставшим подбитым СБ и дал возможность своему стрелку-радисту в упор расстрелять японца. Тот сгорел на глазах всей эскадрильи. Тем временем несколько Ki-27 с разных сторон атаковали ведущего девятки, причем один сумел зайти к нему в хвост. Однако он тут же был уничтожен огнем с борта ведущего СБ правого звена. Бой длился 27 мин. Единственный получивший серьезные повреждения бомбардировщик совершил вынужденную посадку на своей территории. Результаты бомбежки: потопили 2 корабля и 4 повредили. Летние бои 1938 г. принесли наибольшие утраты советских бомбардировщиков в Китае. В июле общие безвозвратные потери китайских ВВС составили 162 машины, в т.ч. 53 СБ и 3 ТБ-3 В одной из директив отмечалось: «В июле 1938 г. резко возросли потери бомбардировщиков, сбитых японскими истребителями над целью. За 12 дней июля сбито и безвозвратно потеряно 7 самолетов и 3 серьезно повреждены пулями, в то время как за вторую половину июня сбита только одна машина… за это же время результативность бомбометания снизилась вдвое, а потери возросли в 7 раз все это объясняю неправильной тактикой действий с нашей стороны…». Впрочем, «неправильную тактику действие нередко определял противник. В одном из индивидуальных докладов прибывший из спецкомандировки летчик описал всего 2 будничных дня, 15 и 16 июля, на Ханькоуском аэродроме, где дислоцировались истребительная и бомбардировочная эскадрильи. В частности, он сообщал, что на рассвете 15 июля, когда японцы совершили первый налет, матчасть из-под удара вывести не успели. По счастью, бомбил противник плохо, и повреждений не было. Позднее состоялся второй налет. Сообщение от ВНОС запоздало, и два последних самолета взлетели, когда уже рвались бомбы. В наборе высоты бомбардировщики взяли неверный курс и подверглись атаке японских истребителей. Два СБ были сбиты у своего аэродрома. По данным м-ра Ушакова, за май, июнь и первую половину июля на аэродром Ханькоу было совершено «15 бомбовых налетов без большого ущерба для наземных сооружений и самолетов. Бомбы, как правило, падали вне аэродрома». Однако в конце июля в расположенные в районе Аньцина части японских ВВС прибыли немецкие и итальянские летчики-инструкторы, и точность бомбометания существенно улучшилась. Возможно, что инструкторы сами летали ведущими. Японский летчик Асано Хиточи в кабине своего Ki-27. Он заявлял, что в 1939 г. сбил в Китае русский самолет Линейка прибывших в Японию истребителей Не 112. Вероятно, один из них советские добровольцы встретили в бою б октября 1938 г. К сентябрю 1938 г. для наступления на Ухань японцы сконцентрировали более 600 тыс. солдат (22 дивизии). Однако наступление по южному и северному берегам Янцзы, в направлении Синьаньчжоу шло медленно, японцы несли большие потери. Обе стороны стремились захватить стратегическую инициативу и при этом активно использовали авиацию. С захватом японцами Лошаня (40 км восточнее Синьаньчжоу) создалась угроза выхода японцев на линию железной дороги Чжэнчжоу-Ханькоу. Китайское командование при подготовке контрнаступления решило для подавления артиллерии противника привлечь авиагруппу в составе семи СБ и девяти И-16. Так как основные аэродромы китайской авиации в то время находились в 615 км от района налета, 26 сентября самолеты перелетели из Хайчжоу на аэродром подскока Ханькоу. Там их дозаправили, а на СБ подвесили по шесть 50-кг фугасных и двенадцать 12-кг осколочных бомб. Для координаций действий с наземными войсками выслали представителя авиагруппы, связь с которым держали по телефону. Утром следующего дня самолеты поднялись в воздух. На позиции противника бомбы были сброшены точно согласно плану в 7.00. Они накрыли не только позиции артиллерии, по и поднявшуюся в тот момент в контратаку японскую пехоту, нанеся большие потери После бомбежки противник отошел на 16 км. 2, 5 и 6 октября бомбардировщики продолжали поддерживать китайские войска под Лошанем. Так, утром 6 октября группа бомбардировщиков нанесла удар по японским позициям в 2-3 км западнее этого города. Из-за плохой погоды заходить в атаку пришлось под облаками на высоте 2200 м. На боевом курсе самолеты обстреляла зенитная артиллерия, а в момент отхода от цели – атаковали две группы по 9 истребителей, в основном А5М. В завязавшемся воздушном бою бомбардировщики маневрировали и стремились уйти в облака. При этом строй рассыпался, связь с ведущим была утеряна, и экипажи действовали самостоятельно, следуя в направлении на Ханькоу. Японские истребители преследовали их в течение пятидесяти минут, атакуя бомбардировщики, пытавшиеся вынырнуть из облаков. Один СБ был подбит и скапотировал во время вынужденной посадки. Его штурман погиб. Ответным огнем удалось сбить 2 японских истребителя. 5 экипажей СБ заблудились в облаках и сели на промежуточные аэродромы, при этом один самолет разбили. В этом бою советские летчики впервые отметили появление у противника нового истребителя – моноплана с убирающимся шасси, по скорости превосходящего А5М. (Можно предположить, что это был Не 112, небольшую партию которых немцы поставили в Японию. – Ред.). Поддержка контрнаступления китайских войск у Лошаня стала одной из последних операций, в которых участвовала группа Слюсарева. Здесь советские добровольцы летали под прикрытием китайских И-16. Как видно, бомбили, в основном, пехоту и артиллерию, поэтому подвешивали до 70% осколочных бомб. 12 октября японцы заняли стратегический пункт Синьян, перерезав железную дорогу Пекин-Ханькоу и создав серьезную угрозу Уханю. 24 октября Чан Кайши приказал оставить Ухань. К октябрю 1938 г. моторы СБ вновь выработали свой ресурс, и самолеты опять стали перегонять в Ланьчжоу, где фактически образовалась рембаза. Для перегонки из Иркутска новых СБ использовали экипажи группы Слюсарева. К весне 1939 г. они доставили в Китай еще около 60 самолетов. Из первоначального состава группы в 60 человек на Родину вернулось всего 16, остальные либо погибли, либо продолжали воевать. После этого количество советских экипажей, воевавших на СБ, резко уменьшилось, поскольку начали активно воевать китайцы. Так закончился второй этап действий советских добровольцев, продолжавшийся с мая- июня до конца 1938 г. По сложности он не уступал первому, а по ожесточенности воздушных сражений даже превосходил. В начале 1939 г. главные авиабазы ВВС Китая пришлось передислоцировать в Чунцин (новую столицу Китая), Чэнду и Ланьчжоу. Здесь советские авиаторы-добровольцы сочетали участие в боевых действиях с подготовкой новых китайских экипажей. Общее количество японских боевых самолетов в тот момент превышало 700. а в ВВС Китая в то время оставалось менее 100. Позже за счет поставок из СССР оно возросло до 200, но из-за потерь к концу года осталось около 160-170 машин Тем временем японская авиация начала крупномасштабные налеты на Чунцин. Одной из важнейших задач этих атак являлось разрушение аэродромов. Причем японские двухмоторные бомбардировщики, обладая запасом горючего на 12 ч полета, действовали с удаленных от линии фронта авиабаз, атаковать которые китайской авиации становилось не под силу. В 1939 г. боевое крещение в китайском небе получили дальние бомбардировщики ДБ-3, которые могли достать до тыловых японских авиабаз. Первой группой из 12 ДБ-ЗА командовал к-н Г.А. Кулишенко, за ней последовала вторая, тоже из 12 ДБ-ЗА, под командой Н А. Козлова. Базой для обеих групп стал аэродром Тайпинсы в Чэнду, где находился основной учебный центр китайской бомбардировочной авиации. Крупнейшим успехом группы Кулишенко стал налет на аэродром Ханькоу, находившийся тогда в глубоком тылу японцев. Дотянуться до него «за тысячу верст» СБ не могли, и противник не ожидал такого «коварства». На пустыре японцы разместили аэродром морской авиации, обозначенный как «база W». Ее использовали и летчики армейской авиации. По агентурным данным, 3 октября на авиабазе готовили торжественную встречу новых самолетов, прибывавших из Японии. Там собрались представители командования флота и городские власти. Девятка ДБ-3 плотным клином скрытно подошла к цели, соблюдая радиомолчание. В момент атаки на аэродроме как раз проходила торжественная церемония. Самолеты стояли в четыре ряда крылом к крылу. С высоты 8700 м на них обрушились 100-кг фугасные, осколочно-фугасные и зажигательные бомбы. По наблюдениям экипажей, большинство бомб упало на стоянки самолетов, которых взрывами раскидало в разные стороны. Многие загорелись. Зенитные орудия молчали. Лишь один истребитель взлетел из огромного костра внизу. На нем поднялся знаменитый впоследствии японский ас Сабуро Сакаи, но он не смог догнать уходящие налегке ДБ-3. Потом он так описывал последствия этой бомбардировки: «Из двухсот наших бомбардировщиков и истребителей, стоявших крылом к крылу на длинных взлетных полосах, большая часть горела. Огромные языки пламени вырывались из взрывавшихся топливных баков, наполняя воздух клубами густого дыма. Из оставленных осколками пробоин на фюзеляжах пока еще не загоревшихся самолетов вытекало горючее. Огонь быстро распространялся с одного самолета на другой, и языки ослепительно яркого пламени метались по длинным рядам бомбардировщиков и истребителей. Бомбардировщики взрывались, словно петарды, а истребители вспыхивали, как спички… Трудно описать открывшиеся моему взору по возвращении на базу ужасные разрушения, произведенные всего лишь двенадцатью вражескими бомбардировщиками. Почти все наши самолегы были уничтожены или повреждены. Командир базы потерял левую руку, несколько его заместителей, пилотов и авиатехников погибли или получили серьезные ранения». Советские авиаторы, отличившиеся в Китае. Слева направо: Л.С. Пальчиков, Г.А. Кулишенко, А. Пушкин Падает сбитый китайский самолет Китайские крестьяне у подбитого СБ Японцы идентифицировали незнакомые самолеты как СБ и были очень удивлены их появлением на таком удалении от линии фронта. По китайским данным, на аэродроме сгорели и получили повреждения 64 самолета, погибли 130 человек, ранения получили около 300. Японские источники говорят о потере 50 машин. Погибли 7 высших офицеров, 12 были ранены, включая командующего авиафлотилией контр-адмирала Цукахара. В Японии объявили траур, коменданта аэродрома расстреляли. Налет повторили 14 октября. На цель вышли 12 ДБ-3, ведомые тем же Кулишенко. Но сразу после сброса бомб их настигли японские истребители, повредившие 3 бомбардировщика. Раненый Кулишенко дотянул на своем подбитом самолете до г. Вансянь и приводнился на поверхность Янцзы в 100-150 м от берега. От полученных ран летчик скончался. В Китае Г.А. Кулишенко стал национальным героем, в 1958 г. в Ваньсяне ему соорудили памятник, позднее превращенный в целый мемориальный комплекс. По советским данным, в том налете удалось уничтожить 36 японских самолетов, по китайским – более 50. Любопытно, что японцы признали даже большие потери: около 40 морских и 20 армейских машин. Китайские источники говорят о еще одном налете на Ханькоу, после которого японские потери достигли 136 самолетов. 31 октября полным провалом закончилась попытка разбомбить аэродром Юньчэн. Он находился на севере в среднем течении реки Хуанхэ, всего в 20-30 км от линии фронта, но на пределе радиуса действия ДБ-3, вылетевших из Чэнду. По агентурным данным, в Юньчэне скопилось до сотни японских самолетов. Цель казалась очень «аппетитной», и старший советник по авиации П.И. Анисимов принял решение нанести удар всеми боеготовыми ДБ-3 обеих групп без предварительной воздушной разведки. Он лично полетел вместо стрелка на самолете Козлова. Из-за плохой погоды штурманы потеряли ориентировку, и к Юньчэну никто не вышел Информацией о запасных площадках на маршруте экипажи не располагали. Уже в сумерках, израсходовав запасы горючего, они совершили где попало вынужденные посадки. Точных данных о потерях обнаружить не удалось, но по отосланным в Москву заявкам на запчасти можно сделать вывод, что серьезно пострадали не менее восьми машин. Одновременно с боевой работой советские авиаторы переучивали на ДБ-3 китайские экипажи. Первыми на задание на таких бомбардировщиках стали летать китайские штурманы и стрелки в составе смешанных экипажей, затем китайцы стали действовать полностью самостоятельно. С февраля 1940 г. на ДБ-3 начала воевать 10-я эскадрилья. В мае советские добровольцы сдали 6-й эскадрилье последние 11 ДБ-3. В конце 1939 г. вместе с истребительной эскадрильей Г. Воробьева на юг Китая перебросили бомбардировочную эскадрилью СБ к-на Зотова, в составе которой были 3 полностью китайских экипажа. Эскадрилья активно бомбила морские десанты и скопления войск противника на побережье недалеко от Гуанчжоу. Летали ночью и в плохую погоду, избегая встречи с истребителями противника. Днем прятали свои машины в пещерах возле аэродрома Гуйлинь. Китайские источники весьма высоко отзываются о действиях этой эскадрильи. В частности, они сообщают, что в начале 1940 г. в битве за Гуйнань «13-й авиаотряд советских добровольцев» в составе 31 СБ пятью группами бомбил японский аэродром в Наньнине, и «результаты были успешными». С июня 1939 г. по май 1940 г. в Китае снова активно действовали 4 эскадрильи советских бомбардировщиков, которые за это время произвели до 10 удачных налетов на базы Ханькоу, Лоян, Нанкин, бомбили скопления японских войск в 4-м и 5-м военных районах. На аэродромах было уничтожено до 60 самолетов противника, погибло около 230 человек летного состава. Воевавшие на СБ советские добровольцы наносили удары и в других районах. Например, в январе 1940 г. они совершили 4 налета на аэродром Наньнин и позиции японских войск на юге Китая. 3 апреля 8 советских экипажей и 2 китайских совершили из Чэнду налет на занятые противником южные провинции. Они подожгли 1 корабль, 2 железнодорожных вагона и 5 автомашин. В тот же день другая группа из 7 СБ (ведущий Уваров) с аэродрома Вэньцзян бомбила аэродром Юньчэн (пр. Шаньси). 2 мая пятерка Уварова атаковала позиции японских войск в Чжунсяне. Такими, по свидетельству китайских историков, стали последние боевые вылеты советских добровольцев в Китае. О дальнейшем их участии в боевых вылетах сведений не обнаружено. Так в середине 1940 г. завершился третий этап боевых действий наших бомбардировщиков, окончание которого совпало с постепенным свертыванием боевых действий бомбардировочной авиации и отъездом летчиков- добровольцев на родину. На начальном этапе войны (1937-39 гг.) советские добровольцы составляли основу летного состава китайской бомбардировочной авиации Им пришлось столкнуться с чрезвычайно сложной обстановкой, обусловленной практически полным уничтожением китайской авиации и господством в воздухе японской. В тяжелых боях советские экипажи переломили ситуацию в свою пользу. Они нанесли значительный ущерб сухопутным войскам и флоту противника, заставили японцев отвести авиацию подальше от линии фронта, вынудили вражеские истребители действовать с большей осторожностью. Продолжение следует Один из ранних СБ 2М-100 ВВС Китая. Предположительно аэродром Ханькоу, март 1938 г. Этот СБ 2М-103 был захвачен японцами в августе 1939 г. Fiat BR.20 из 12-го авиаполка Императорских ВВС Японии. Маньчжурия, август 1938 г. |
|
||
Главная | В избранное | Наш E-MAIL | Добавить материал | Нашёл ошибку | Вверх |
||||
|